На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономические нормативы деятельности коммерческих банков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
         ГОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Г.В. ПЛЕХАНОВА»
ФИНАНСОВЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра банковского дела 
 
 
 

Комплексная междисциплинарная  курсовая работа
на  тему:
«Экономические нормативы деятельности коммерческих банков» 
 
 
 
 

Проверила:                                                                         Выполнил студент
                                                                                          Финансового факультета
Пряжникова  Юлия Александровна                                    4 курса группы 2405
Черныш  Дмитрий Олегович 
 
 
 
 

Москва 2011

Оглавление

                                      Стр.

Введение                           3

 
Глава 1. Коммерческие банки, основы их деятельности                     5
        1.1. Сущность и функции коммерческого банка                     5
       1.2. Правовое регулирование деятельности коммерческих банков      10
       
Глава 2. Понятие нормативов, группы риска                     15
      2.1. Действие экономических нормативов                                            16 

    Глава 3. Экономические нормативы деятельности ЗАО «Банк Русский                                                                                                     Стандарт»                                                                                                 21 
     
     

Заключение                 23 
 

Список литературы                25 
 

Приложения                 26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

     Банковская  система – одна из важнейших и  неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Это обусловлено тем, что в процессе работы коммерческого банка затрагиваются имущественные интересы широкого круга юридических и физических лиц, которые выступают его акционерами (участниками), вкладчиками и кредиторами. Деятельность банков подвержена влиянию целого ряда рисков, эффективное и комплексное управление которыми определяет долгосрочную перспективу успешного функционирования каждого конкретного банка и банковской системы в целом. Стабильность банковской системы имеет важное значение для всей экономики страны.
     Актуальность выбранной темы обусловлена чрезвычайно важным значением обязательных экономических нормативов, так как они являются одновременно инструментами денежно-кредитной политики (хотя и не служат для оперативного регулирования банковской ликвидности при кризисных ситуациях) и банковского надзора.1
     Банки как предприятия системного риска  самостоятельно обеспечивают свою ликвидность и финансовую устойчивость. Вместе с тем специфика их деятельности и необходимость защиты интересов широкого круга лиц, доверивших банкам свои свободные ресурсы, побуждают государство посредством института лицензирования и надзора осуществлять эффективный контроль за правомерностью совершаемых ими операций, состоянием ликвидности и финансовым положением.
     Целью данной работы является изучение обязательных экономических нормативов коммерческих банков.
     Поставленная  цель определила следующие задачи:
     классифицировать  экономические нормативы и обобщить их свойства;
     рассмотреть на примере коммерческого банка ЗАО «Банк Русский Стандарт» применение экономических нормативов.
Предметом исследования является деятельность коммерческих банков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Коммерческие банки, основы их деятельности           
         
1.1. Сущность и функции коммерческого банка           
     В механизме функционирования кредитной системы огромная роль принадлежит коммерческим банкам.
     По  Закону РФ «О банках и банковской деятельности в РФ», банк – это коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Законом и на основании лицензии (разрешения), выдаваемой Центральным банком РФ, предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.2
     Основное  назначение банка - посредничество в  перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.
     Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и др.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.
     Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.
     В Российской Федерации создание и  функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ «О банках и банковской деятельности в РФ». В соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверительные операции и т.д.
     В России банки могут создаваться  на основе любой формы собственности - частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается возможность создания банков, основанных исключительно на государственной форме собственности, которые в соответствии с действующим законодательством могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. Для формирования уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций.
     По  способу формирования уставного  капитала банки подразделяются на акционерные (открытого и закрытого типа) и  паевые. Возможность создания банков, принадлежащих одному лицу (юридическому или физическому) исключается действующим законодательством, согласно которому уставный капитал банка формируется из средств не менее трех участников.
     Если  на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерных обществ. Для акционерного общества характерно, что собственником его капитала выступает само общество, т.е. банк. А паевые коммерческие банки собственниками своего капитала не являются, поскольку каждый из пайщиков сохраняет право собственности на свою долю капитала. Паевые коммерческие банки организованы на принципах общества с ограниченной ответственностью, т.е. ответственность каждого пайщика ограничена пределами его вклада в общий капитал банка. Расширение уставного фонда может осуществляться как за счет внесения участниками дополнительных взносов, так и за счет вступления в банк новых участников. Вопрос о вступлении новых участников и размерах их вклада в уставный фонд банка решается на общем собрании участников.
     У банков, функционирующих как акционерное  общество, уставный капитал разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, размещаемых среди юридических и физических лиц. Акционеры не вправе требовать от банка возврата этого вклада, что повышает устойчивость и надежность банка и создает для банка прочные основы для управления его ликвидностью. Акционерные банки бывают закрытого и открытого типов. Акции закрытых банков могут переходить из рук в руки только с согласия большинства акционеров. Акции банков открытого типа могут переходить из рук в руки без согласия других акционеров и распространятся в порядке открытой подписки. Подписка на ценные бумаги считается открытой, если список покупателей ценных бумаг не утверждается заранее учредителями или руководящими органами банка-эмитента, и в результате эти бумаги может приобрести любое лицо. Открытая подписка требует от банка широкой информации о своей деятельности.3
     Сущность  коммерческого банка проявляется  в его функциях:
     1. аккумуляция и мобилизация денежного капитала. Это одна из старейших функций банков. Мобилизуемые банком свободные денежные средства предприятий и населения, с одной стороны, приносят их владельцам доходы в виде процента, а с другой - создают базу для проведения ссудных операций. Именно с помощью банков происходит сосредоточение денежных средств и превращение их в капитал.
     2. посредничество в кредите. Прямым кредитным отношениям между владельцами свободных денежных средств и заемщиками препятствует несовпадение объема капитала, предлагаемого в ссуду, с потребностью в нем. Не совпадает и срок высвобождения этого капитала со сроком, на который он требуется заемщику. Непосредственные кредитные связи между владельцами капитала и заемщиками затрудняет также риск неплатежеспособности заемщика. Коммерческие банки, выполняя роль финансового посредника, устраняют эти затруднения. Банковские кредиты направляются в различные сектора экономики, обеспечивают расширение производства. Ссуды предоставляются и потребителям на приобретение товаров длительного пользования, домов, их ремонт и т.д., способствуя тем самым росту уровня их жизни, решению социальных проблем.
     3. создание кредитных денег. Особая функция банков - создание кредитных денег в виде банковских депозитов, которые используются с помощью чеков, карточек, электронных переводов. Коммерческие банки образуют депозиты, во-первых, принимая наличные деньги от своих клиентов. При этом общее количество денег в обращении не увеличивается, происходит лишь замена одного вида кредитных денег (банкнот) другим (депозитами). Во-вторых, банк создает депозиты на основе выдачи банковских ссуд, приобретения у клиентов ценных бумаг, иностранной валюты и золота. При этом происходит увеличение объема денежной массы в обращении.
     4. проведение расчетов и платежей в хозяйстве. Основная часть расчетов между предприятиями осуществляется безналичным путем. Банки - посредники в платежах. Они осуществляют платежи по поручению клиентов, принимают деньги на счета и ведут учет всех денежных поступлений и выдач.
     5. организация выпуска и размещения ценных бумаг. Через эту функцию реализуется важная роль банков в организации первичного и вторичного рынков ценных бумаг. Осуществляя для своих клиентов выпуск и размещение акций и облигаций, коммерческие банки имеют возможность направлять капитал для производственных целей, для финансирования государственных расходов. Рынок ценных бумаг дополняет систему кредита и взаимодействует с ней.
     6. оказание консультационных услуг. Консультационные услуги коммерческих банков заключаются в консультировании клиентов по таким вопросам, как повышение их кредитоспособности, получение лизинговых и инновационных кредитов, применение новых форм расчетов, использование пластиковых карточек, составление отчетности и др. За последние годы расширяются информационные услуги, связанные со сбором и предоставлением информации о кредитоспособности клиентов коммерческого банка, о рынке банковских услуг, процентных ставках по активным и пассивным операциям и т.д.4
     7. стимулирование накоплений в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий служит формирование фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих банках. Наряду со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех гарантиях, которые они могут дать.
     Деятельность  коммерческих банков в России расширяется, они начинают выполнять новые функции. Теперь банки не только организуют кредитные отношения и опосредствуют расчеты, они также выдают средства на финансирование хозяйства, производят куплю-продажу ценных бумаг, выполняют посреднические и трастовые сделки, консультируют предприятия о порядке осуществления кредитных и расчетных операций и т.д. 
 
 
 
 

   1.2. Правовое регулирование деятельности коммерческих банков
     Правовое  регулирование деятельности коммерческих банков осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. Этими законами определены статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального Банка РФ, структура банковской системы России, ее функции и порядок и виды деятельности коммерческих банков, а также изложены методы регулирования и контроля деятельности коммерческих банков для обеспечения сбалансированности совокупного спроса и предложения.
     В Федеральном Законе от 27.06. 2002 г. «О Центральном  Банке РФ (Банке России)» в главе X «Банковское регулирование и банковский надзор» в статье 56 сказано, что: «Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций». Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.5
     Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов. Система банковского надзора обычно включает:
     1. типы банковских учреждений, подлежащих  надзору;
     2. процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;
     3. стандарты бухгалтерского учета,  банковской и статистической  отчетности;
     4. порядок аннулирования лицензий  на банковскую деятельность или  ограничения банковских операций;
     5. обязательность аудиторских проверок;
     6. порядок назначения временной администрации по управлению банком;
     7. объявление банков неплатежеспособными.
     Первым  этапом надзорной деятельности является лицензирование банков. Лицензирование имеет целью ограничить совершение банковских операций только теми юридическими лицами, которые имеют разрешение на их проведение от уполномоченного органа.
     Для получения лицензии подавший заявку кредитное учреждение должно соблюдать  ряд требований, прежде всего, относительно:
     1. минимального размера уставного  капитала;
     2. источников первоначально инвестируемого капитала;
     3. состава основных акционеров;
     4. квалификации и моральной характеристики  руководства;
     5. круга предполагаемых операций  и стратегии деятельности;
     6. правильности оценки банковских  активов по их рыночной стоимости;
     7. комплекса мер по созданию  резервов на случай возникновения  сомнительной задолженности.6
     Помимо  этого, при решении вопроса о  выдаче лицензии надзорные органы могут учитывать, например, условия по формированию сети филиалов нового банка, возможное влияние создаваемого учреждения на уровень конкуренции в кредитно-финансовом секторе, национальную принадлежность капитала или учредителя в тех случаях, когда в стране действует особый порядок рассмотрения заявок от иностранных лиц.
     Лицензия  должна содержать положения о сроках ее действия, условиях их продления, возможности внесения в нее поправок или ее аннулирования. В ней может быть оговорено утверждение Центрального Банка кандидатур на высшие руководящие посты в банке после проверки их квалификации и опыта, существенных (свыше 5%) изменений в структуре собственности, слияний, а также перемены названия, уменьшения оплаченного капитала.
     Аннулирование лицензии возможно при следующих  обстоятельствах:
     1. неспособность создаваемого банка  начать по истечении определенного срока осуществление операций;
     2. невыполнение банком условий  лицензии или осуществление операций, не предусмотренных в лицензии;
     3. нарушение законов или нормативных  актов;
     4. нанесение ущерба интересам кредиторов  и вкладчиков при проведении операций.
     Второй  этап надзорной деятельности - дистанционный (документарный) надзор, или проверка отчетности, предоставляемой банками. Постоянный контроль за деятельностью, осуществляемый органами надзора, позволяет заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.
     Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый.
     Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства.
     Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью  коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными актами.
     Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т.е. аудиторскими фирмами.
     Для оценки финансового положения банка  обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Как правило, ежемесячно или ежеквартально должны составляться отчеты о соблюдении ими экономических нормативов и предоставлять их в течение месяца, следующего за отчетным. Несоблюдение срока предоставления отчета свидетельствует о наличии у банка проблем. Примерно 1 раз в год внешний аудитор должен проверять ежемесячные и ежеквартальные финансовые отчеты, по которым он делает заключения.
     Важнейшими  показателями финансового состояния  банка, зависящего от внутрибанковской системы управления, являются:
     1. достаточность капитала (отношение  собственных средств к ликвидным активам);
     2. качество его активов с точки  зрения риска ликвидности;
     3. доходность, или прибыльность (уровень  прибыли на 1 акцию или 1 занятого);
     4. ликвидность (способность банка своевременно оплачивать свои обязательства).7
     В ст. 74 ФЗ «О Центральном Банке РФ» указаны меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России: «В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев».8
     В случае невыполнения в установленный  Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
     1. взыскать с кредитной организации  штраф до 1 процента от размера  оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от  минимального размера уставного  капитала;
     2. потребовать от кредитной организации:
     2.1. осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры её активов;
     2.2. замены руководителей кредитной  организации;
     2.3. реорганизации кредитной организации;
     3. изменить для кредитной организации  обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
     4. ввести запрет на осуществление  кредитной организацией отдельных  банковских операций, предусмотренных  выданной лицензией, на срок  до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
     5. назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев;
     6. Банк России вправе отозвать  лицензию на осуществление банковских операций.9
     Таким образом, банковское регулирование  и надзор в России направлен и на поддержание стабильности банковской системы, и на защиту интересов вкладчиков и кредиторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Понятие нормативов, группы риска 
     Одним из инструментов регулирования и  надзора за функционированием банков являются экономические нормативы, которые «в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать» банкам согласно ст.62 Федерального закона от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (банке России)»10, они имеют следующие особенности:
     во-первых, все нормативы делятся на обязательные для исполнения банками и оценочные. Оценочные нормативы детализируют обязательные и служат для более углубленного анализа ликвидности и финансовой устойчивости банка;
     во-вторых, установленные нормативы дифференцированы применительно к типу коммерческого банка, при этом Центральный банк России исходит из того, что коммерческие банки, созданные на основе ранее действовавших специализированных банков, являются более ликвидными и финансово устойчивыми, чем другие, вновь организованные банки;
     в-третьих, при расчете нормативов активы коммерческого банка распределены на пять групп риска с учетом степени риска вложений средств и соответственно возможной потери части стоимости этих средств при неблагоприятной ситуации.
     Одновременно  отдельным категориям активов, входящих в каждую из групп, присваивается соответствующий поправочный коэффициент риска, который показывает, какая часть стоимости данной категории активов может быть потеряна, или иначе, в какой мере надежно вложение средств в ту или иную категорию активов банка.
     Группы  риска активов банка, для которых  установлены соответствующие коэффициенты риска определены в инструкции №110-И «Об обязательных нормативах банков». 
 

   2.1. Действие экономических нормативов
     В настоящее время Инструкцией  ЦБ РФ от 16 января 2004г №110-И "Об обязательных нормативах банков" установлено 9 обязательных нормативов. Эти нормативы призваны контролировать деятельность банков по важнейшим направлениям, что следует из их распределения по следующим группам:
     норматив  достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1);
     нормативы ликвидности банка (Н2, Н3, Н4); (Н5-отменен);
     нормативы кредитного риска банка (Н6, Н7, Н9, Н10.1);
     норматив  инвестирования собственных средств в доли (акции) других юридических лиц (Н12).11
     Норматив  достаточности собственных средств (капитала) банка Н1 регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств банка, необходимых для покрытия кредитного и рыночного рисков, а также ограничивает объем активных операций в зависимости от капитала.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.