На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль финансов в решении социальных проблем

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

Введение………………………………………………………………………..  5
1    Состояние отрасли образование на современном этапе ………………..  7
      Образование, как  фактор развития общества в современных
социально-экономических  условиях………………………………………..  7
      Проблемы финансирования отрасли образования на современном  
этапе…………………………………………………………………………… 10
    Многоуровневое и многоканальное финансирование общеобразовательных учреждений……………………………………. 13
      Роль бюджетного  финансирования для системы образования в новых экономических условиях………………………………………………... 13
      Внебюджетные источники финансирования
общеобразовательных учреждений………………………………………... 18
    Приоритетные направления бюджетной политики в период
до 2023 года………………………………………………………………….. 20
Заключение…………………………………………………………………… 24
Список  использованных источников………………………………………. 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  исследования. Социальная сфера, как  известно, занимает одно из важнейших  значений в жизни каждого человека. В политику государства так же входит и социальная политика, задача которой заключается в смягчении  негативных последствий различного рода неравенств и потрясений в обществе.
     Как и в любой другой сфере деятельности в социальной сфере существует ряд  проблем. Однако наиболее остро стоит  проблема финансирования.
     Например, доля расходов социальных статей в  общих расходах федерального бюджета  в 2010 году снижается до 14,6% (вместо 15% в 2007году), в то время как доля затрат на общегосударственные расходы  устойчиво растет (с 42,0% в 2007 году до 42,4% к 2010 году).
     Таким образом, становится, очевидно, что  изменения в государственном  финансировании неизбежны. Из года в  год разрабатываются новые проекты, целью который изменить сложившуюся  ситуацию. Под сложившейся ситуацией  мы будем понимать катастрофическую нехватку денежных средств в бюджетных  организациях, относящихся к социальной сфере.
     На  данный момент, можем определенно  точно сказать, что одна из основных проблем социальной сфере – дефицит  бюджетных средств. Наиболее остро  эта проблема ощущается в образовательных  учреждениях в особенности таких  специфичных, как детские дома или  школы – интернаты.
Основной  целью экономической стратегии  развития образования должны быть стабилизация и укрепление финансово – экономического положения общеобразовательных  учреждений.
      Нужно сформировать эффективные экономические  отношения в сфере образования, новые механизмы ресурсного, в  первую очередь финансового обеспечения  учреждений образования.
Объектом  исследования работы является финансирование учреждений сферы образования.
      В Российской Федерации действует  широкая сеть учреждений образования  различного уровня, в которых обучается  свыше 33,8 млн человек и работает около 6,0 млн человек. В России действует  свыше 7 тыс. гимназий, лицеев, школ с  углубленным изучением предметов. Примерно в 662 негосударственных общеобразовательных  учреждениях обучается 65,9 тыс. человек.
     Цель  работы: рассмотреть и проанализировать особенности финансирования образовательных  учреждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Состояние отрасли  образования на  современном этапе
      Образование – как фактор развития общества в современных социально-экономических условиях
 
     Образование – это процесс передачи накопленных  поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования  черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни  и практики человека.
      Образования становится необходимым и важным фактором развития как отдельных  сфер (экономики, политики, культуры), так  и всего общества. Мир объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты.
      Интенсивно  развивается мировое образовательное  пространство. В мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования  человека.
      Образование представляет собой процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения  и деятельности, а также устоявшихся  форм общественной жизни.
      Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений  людей. В разных социально-политических условиях  (и в период реформ) образование  выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями  и идеалами предшествующих поколений. Образование  позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые  политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного  развития.
      В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социально-экономических  представлений именно образование  выполняет стабилизирующую функцию  и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.
     В процессе постановки целей и задач  для конкретных образовательных  систем, необходимо уточнение социального  заказа в рамках всей системы образования  страны.
            В 1970 – 80-е годы перед  отечественной системой образования  ставилась задача подготовки творческого, интеллектуального и духовно  развитого человека. В 90-е годы приоритет  отдается подготовке предприимчивого  коммуникабельного человека. В настоящее  время образование тесно связано  с политическими и экономическими факторами.
            Функционирование  любой образовательной системы  подчинено той или иной цели.
            Образовательные цели – это сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремиться достичь данное общество, страна, государство, с помощью сложившейся системы  образования в целом, в настоящее  время и в ближайшем будущем. Эти цели социально зависимы от различных  условий:   
     -  от характера общества;
     -  от государственной образовательной  политики;
     - от уровня развития и воспитания  граждан в стране.
     В современных условиях при отборе целей учитываются как социальный запрос государства и общества, так  и цели отдельного человека, желающего  получить образования.
     Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется  следующими свойствами: гуманизация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многоуровневость, компьютеризация, информатизация, непрерывность.
     Основания для развития образования – это  новые концепции и модели образования  на уровне государства или конкретного  региона и отдельных образовательных  учреждений; новые государственные  образовательные стандарты; нормативно-правовые документы; новые источники, механизмы  и формы финансирования; новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образовательной сферы.
Для мирового образования характерны важные тенденции, особенно ярко проявляющиеся в конце  XX – начале XXI вв.
            Первая тенденция – это повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.
            Вторая тенденция заключается в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий партнерства государств и отдельных участников.
            Третья тенденция  предполагает существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, социологии, эргономики, экономики. [3]
            Пространственная  структура мирового образования  воплощает территориальные и  статистические пропорции в развитии национальной системы каждой страны, отдельных регионов и континентов, глобального взаимодействия между системами образования отдельных стран и регионов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Проблемы финансирования  отрасли образования  на современном   этапе
 
     На  рубеже XX и XXI веков в мире происходит смена парадигм экономического развития. Она выражается в переходе к новой экономике. Эта экономика развивается в условиях глобализации и конкуренции.
            Важнейшая особенность  новой экономики заключается  в том, что она основывается в первую очередь, на знаниях и информационных технологиях, которые превращаются в важнейший фактор социально-экономического развития.
            В современных условиях многократно возрастает роль образования, к нему предъявляются новые требования, оно становится необходимым условием благополучия человека. Степень реализации права граждан на образование, возможность  получения ими качественного  образования являются основными  факторами, определяющими уровень  развития общества.
            Создание как новой экономики, так и адекватной ей системы образования невозможно без решающей роли государства, которое обязано заботиться в равной мере и о своем финансово-экономическом, и о своем человеческом капитале; почти во всех странах мира именно он составляет основу национального богатства, и в свою очередь, зависит, прежде всего, от состояния образования. К этой же цели номинально стремится и Россия.
            За последнее десятилетие  в жизни страны произошли большие  изменения: укореняется новый социальный строй, в основе экономики лежат своеобразные рыночные отношения, в результате чего появились новые профессии, и к старым предъявляются новые требования. [7]
            При всякой модернизации образования возникает несколько  проблем.
            Первая – сохранить  то положительное, что имеется в  существующей системе.
            Вторая – если что-то полезное для общества было утрачено в образовании за предыдущие годы, то необходимо восстановить это.
            Третья – основная: привести систему образования в  соответствии с запросами общества.
     В обществе в целом по отношению  к системе образования сложилась  непростая ситуация.
            Говоря о доступности  образования, прослеживается возрастающее с каждым годом неравенство граждан  на получение образования. В основном это обуславливается материальным благосостоянием.
            Одной из причин такого положения является тенденция «ухода»  государства из сферы образования. Наиболее рельефно такая государственная политика выражается в сокращении объемов бюджетного финансирования образования.
            При разработке проекта  федерального бюджета до сих пор  в отношении образования действует  «остаточный» принцип. Средства, предусмотренные федеральным бюджетом, в последние годы не обеспечивали достаточных потребностей системы образования России. Методика расчета объемов финансирования образования не приемлема в динамично меняющейся социально-экономической обстановке. Неудовлетворительное финансирование отрасли подрывает реализацию конституционного права граждан на образование, что приводит к снижению доступности образования для значительной массы детей и росту неравенства их образовательных возможностей. Общество должно осознать, что в настоящее время кардинально изменяется значение образования, оно приобретает статус основополагающего фактора развития общества. [6]
    Государство должно пересмотреть свое отношение к образованию и принять согласованное на всех уровнях власти политическое решение о реализации принципа приоритетности в отношении образования.
    Пересмотреть принцип бюджетного финансирования образования, т.е переход на нормативное финансирование образовательных учреждений.
    Соблюдать принцип стимулирования развития образования при принятии федеральных законов, затрагивающих вопросы налогообложения.
    Ввести целевые субвенции субъектам Российской Федерации на развитие общего образования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Многоуровневое  и многоканальное финансирование общеобразовательных  учреждений
2.1   Роль бюджетного  финансирования для системы образования в новых экономических условиях  

     Свое  конкретное выражение экономическая  политика получает в ежегодно утверждаемых в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации  и местных бюджетах.
      Из  федерального бюджета в настоящее  время финансируется примерно 20% всех расходов на образование. Столько же – из бюджетов субъектов федерации. Основная нагрузка и ответственность за финансирование образовательных учреждений (60% расходов) лежит на местных бюджетах.
     Указом  президента Российской Федерации предусмотрены  и внесены предложения по изменению порядка финансирования общеобразовательных учреждений. Решались следующие задачи:
    придание школе статуса государственной;
    обеспечение выплат заработной платы из бюджета субъекта федерации;
    введение нормативного финансирования;
    санкционирование расходов и доходов бюджетов Федеральным Казначейством.
         В условиях ограниченных финансовых возможностей страны система образования должна обеспечить эффективное использование своих финансовых ресурсов, прежде всего бюджетных. Инструментом решения этой задачи является переход на нормативное финансирование общеобразовательных учреждений. [5]
         В плане действий Правительства РФ провозглашена  необходимость перехода на нормативное  бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений в расчете на одного учащегося.
         Нормативное бюджетное  финансирование в расчете на одного учащегося означает, что:
     - определяется величина норматива  бюджетного финансирования в  расчете на одного учащегося;
     - школа получает бюджетное финансирование  пропорционально численности в ней учеников.
     В Законе «Об образовании» понятие  «Норматив» не определено конкретно.
      Норматив – это то, что в расчете на одного учащегося, воспитанника, обеспечивает школе столько средств, сколько нужно.
      Не  все затраты школы финансируются  из бюджета. Можно предложить простой выход – поделить имеющиеся бюджетные средства на школьное образование в данном году на число школьников и принять полученный результат за бюджетный норматив в расчете на одного учащегося.
      Полученный  в данном году норматив в каждом последующем должен увеличиваться в определенном темпе, заведомо превышающий инфляцию.
      Финансирование  становится прозрачным, начинают работать рычаги повышения эффективности.
      Бюджет  на школьное образование также растет в определенном темпе, заведомо превышающем инфляцию. Тогда норматив на одного учащегося учитывает, в том числе сокращение численности учеников и может увеличиваться даже быстрее.
      Устанавливаемый темп роста норматива или бюджета  в целом определяется нормативом потребностей в расчете на одного учащегося и регулярно обновляется  в соответствии с растущими запросами  общества, изменением образовательного стандарта. В каждом конкретном году будет известно, как сильно расходятся значения норматива потребностей и  норматива бюджетного финансирования, и может ставиться задача о коррекции темпов роста бюджета или непосредственно норматива. [1]
      Финансирование  школьного образования становится нормативным в расчете на одного ученика, начинается конкуренция между  школами за учащихся. Чем больше в школе учащихся, тем больше бюджетных  средств она получит. В большей  степени это касается начального образования. Возникает ситуация «кто быстрее», какая школа в городе или в районе привлечет большее  количество детей в первые классы. Как правило, большинство учащихся остается в одной и той же школе до ее окончания.
      Для школы не важно, из какой семьи  ученик – бедной или богатой; каждый из них принесет ей одинаковую сумму.
      За  получение знаний, навыков в пределах образовательного стандарта платит бюджет. А сверх стандарта – все становится дополнительной платной услугой.
       Новый механизм финансирования образовательных учреждений по нормативам в расчете на одного обучающегося должен обеспечить в первую очередь:
    прозрачность финансовых потоков на всех уровнях;
    развитие межбюджетных отношений в системе образования;
    эффективное использование средств.
     Принципы  бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования:
    Финансирование деятельности аккредитованных образовательных учреждений в части реализации государственного стандарта общего образования осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
    Порядок бюджетного финансирования образовательных и иных услуг, предоставляемых аккредитованными образовательными учреждениями сверх государственного стандарта общего образования, устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
    Бюджетное финансирование реализации государственного стандарта общего образования в аккредитованных образовательных учреждениях осуществляется на основе государственных и местных нормативов бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося в год.
    Норматив бюджетного финансирования представляет собой определенную на одного обучающегося величину финансовых средств, обеспечивающих реализацию права граждан на получение общего образования на уровне государственного стандарта общего образования.
            Порядок бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования:
    В Российской Федерации устанавливается система взаимосвязанных государственных (федеральных и региональных) и местных нормативов бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования.
    Федеральные органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают федеральные нормативы бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования.
    Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают региональные нормативы бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования, которые не могут быть ниже соответствующих федеральных.
    Органы местного самоуправления устанавливают местные нормативы бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования, которые не могут быть ниже соответствующих региональных.
    Порядок бюджетного финансирования реализации государственного образовательного стандарта общего образования при очно-заочной (вечерней), заочной форме обучения, при семейном образовании, экстернате, а также в негосударственных общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, определяется Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральными нормативно-правовыми актами - субъектами Российской Федерации. [4]
 
 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 




2.2 Внебюджетные источники  финансирования общеобразовательных  учреждений 

         В условиях реформирования образования и неустойчивости экономической ситуации в России важное значение приобретает стабильность финансового обеспечения образовательного процесса в образовательных учреждениях.
         Система образования  все больше включает в себя рыночные формы организации работы. Бюджетные  средства крайне ограничены и не всегда доступны, поэтому образовательные  учреждения осваивают новую для  себя задачу – удовлетворение потребностей общества в дополнительных образовательных услугах. Выявление и учет запросов различных категорий заказчиков становится обязательным условием деятельности образовательных организаций.
         Для большинства  школ система многоканального и  многоуровневого финансирования стала  действующей моделью и иного  пути они не предполагают.
         В данной модели, помимо разного уровня бюджетных средств образовательных учреждений становятся внебюджетные доходы.
         Внебюджетные средства – это все средства, получаемые образовательным учреждением от выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции на договорном гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования, средства, возмещающие расходы по созданию товарной услуги – образовательной деятельности.
     Любая образовательная организация имеет  право привлекать и зарабатывать внебюджетные средства, закрепленное Гражданским Кодексом РФ ст. 120 и Законами РФ «О некоммерческих организациях» и «Об образовании».
         Образовательное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно и создано. Главное, чтобы школа, занимаясь предпринимательской деятельностью, не отклонялась от выполнения основной деятельности, направляла полученный доход полностью на выполнение уставных целей.
     В соответствии с Законом РФ «Об  образовании (ст. 4б) государственные и муниципальные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные услуги.
     Дополнительные  услуги осуществляются за счет внебюджетных средств:
     - средств родителей (законных представителей):
     - спонсорских средств:
     - сторонних организаций:
     - частных лиц.
     Платные образовательные услуги, их оказания и доходы от них выполняют дефицит государственных ресурсов, предоставляемых школе. Привлечение внебюджетных источников не влечет за собой снижение размеров финансирования образовательного учреждения на основе нормативов бюджетного финансирования, выделяемых на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения. [2] 
 
 
 
 
 
 

3  Приоритетные направления  бюджетной политики
     в период до 2023 года 

     Расходы на финансирование образования в 2001-2008 гг. составили 0,9% ВВП в среднем за год, в 2008 г. по сравнению с 2001 г. расходы по этому направлению увеличились на 0,1 п.п. ВВП.
     В структуре расходов на образование  направлениями расходов были финансирование высшего профессионального образования (средняя доля в ВВП – 0,6%, средняя  доля в расходах по разделу – 65,7%), среднего профессионального образования (0,1% ВВП, 11,3%), а также начального профессионального  образования (0,1% ВВП, 10,6%).
     Правительство разработало проект приоритетных направлений  бюджетной политики в период до 2023 г.
      В России в 2000-е гг. количество учащихся, приходящихся на одного учителя в  общеобразовательных учреждениях, постепенно снижалось. Если в 2000 г. этот показатель составлял 12 чел., то в 2006 г. – 10 чел.
      Несмотря  на такую тенденцию, по этому показателю Россия сопоставима с некоторыми странами ОЭСР. В 2006 г. такое же количество учащихся, приходящихся на одного учителя в общеобразовательных учреждениях, зафиксировано в Бельгии, Люксембурге и Швеции.
      В других странах показатель превышал среднероссийский уровень:  в Австрии, Чехии, Франции, Венгрии, Исландии, Ирландии, Италии, Испании - 11 учеников на одного учителя, в Корее и Мексике  - 18 учеников на одного учителя.
      Среди стран, в которых показатель был  ниже среднероссийского уровня, выделяется Португалия (7 учеников на одного учителя) и Греция (8 учеников на одного учителя).
      Для российской системы профессионального  образования характерны две проблемы: большое количество относительно небольших  ПТУ и узкая специализация. В  настоящее время система профессионального  образования не соответствует потребностям рынка труда и готовит работников, которые не удовлетворяют спрос со стороны бизнеса. В настоящее время во многих регионах предпринимаются попытки адаптировать систему профессионального обучения и подготовки к потребностям рынка.
     Наличие большого числа малых училищ сопряжено  со значительными расходами и  является неэффективным для регионов, и при этом ограничивает свободу  выбора профессии и перспективы  будущего трудоустройства для молодёжи. Данная проблема приобретает особенное  значение с учётом того, что к 2023 году вследствие сложившейся демографической  динамики количество учащихся заметно  сократится. В соответствии с прогнозом, уже через семь-десять лет, сохранится необходимость лишь в 30-40 процентах  от существующих ныне учреждений профессионального  образования.
     Мировой опыт показывает, что увеличение расходов само по себе не гарантирует улучшение  качества образования, если не сопровождается серьезными структурными изменениями.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.