На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Административно правовой статус гражданина

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
      За   прошедшее   время   законодательство   Российской Федерации существенно  обновилось  и  стало  занимать  ведущее  положение  в регулировании  общественных  отношений.  Так  как  предметом   регулирования административного  права  является  совокупность  тех   отношений,   которые складываются в сфере государственного управления,  рассматривая  гражданина, как субъект административного права, в  настоящей  ситуации  особенно  важно соблюдение конституционного принципа независимости прав  и  свобод  человека от произвола государства. Обладание  правами  и  свободами,  на  которые  не может посягать государство,  делает  человека,  гражданина,  самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного  члена  общества.
      Вместе  с тем отношения личности и государства не исчерпываются  обязанностью государства не посягать на права человека.
              Гражданин вовлечен  в  устойчивую  политико-правовую  связь  с
государством, состоящую из взаимных прав  и  обязанностей.  Лица,  постоянно проживающие на территории конкретного государства,  жизненно  заинтересованы в обладании статусом гражданина.  И  государство,  утвердившееся  на  основе права и демократии, может наиболее эффективно  обеспечить  права  и  свободы граждан.
               Российское  государство,  зафиксировав   права   человека   и
гражданина   в   Конституции,   обязуется   через    деятельность    органов
государственной власти, управления, суда, прокуратуры, охраны  правопорядка осуществлять их реализацию и защиту.
                     Однако,  не  все  права   и   обязанности   человека   и гражданина производны от  его  конституционного  правового  статуса.  Немало таких, которые находятся  за  пределами  такого  статуса  и  устанавливаются нормативными актами, соответствующими  конституционной  концепции  положения человека  и  гражданина  в   Российской   Федерации.   Например, права   и обязанности,   связанные    с    управлением    транспортными    средствами, приобретением оружия и др.
 

1.Административно-правовой статус граждан.
      Административно-правовой статус граждан Российской Федерации  составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного Конституцией РФ, Федеральным  законом от 31 мая 2002 г. "О гражданстве  Российской Федерации", Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г.
      Содержание  правового статуса граждан РФ обусловливается также международными правовыми актами. Например, нашим  национальным законодательством восприняты определенные положения Всеобщей декларации прав человека, принятые резолюцией 217 А/III Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.
      Права и обязанности граждан в сфере  административного права в основное производит от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах.
      Содержание  административно-правового статуса  человека и гражданина составляют:
а) комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права;
б) гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления.
      Нормы административного права о статусе  человека и гражданина содержатся:
а) в комплексных правовых актах, включающих лишь часть норм, имеющих отношение к статусу человека и гражданина (акты о земле, собственности и др.);
б) в специальных правовых актах, регламентирующих конкретные вопросы статуса человека и гражданина (Закон РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 15 ноября 1995 г., Указ Президента РФ от 25 мая 1992 г. "О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования" и др.).
      Правовые  акты, относящиеся к установлению административно-правового статуса человека и гражданина, могут быть подразделены также в зависимости:
а) от принципа разделения властей —  на акты органов законодательной  власти и акты органов исполнительной власти. Многие вопросы указанного статуса регламентируются актами Президента РФ как главы государства, а также президентов субъектов РФ;
б) от юридической силы — на законы и подзаконные акты;
в) от характера компетенции издающих их органов — на акты органов  общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Акты органов отраслевой и межотраслевой компетенции часто именуют ведомственными актами.
      В силу полномочий, вытекающих из закона, акты, влияющие на правовой статус гражданина, могут издавать также органы местного самоуправления.
      В правовых актах не отождествляется  правовой статус личности (человека) и  гражданина РФ. Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем человек как таковой. Лица, не являющиеся гражданами РФ, не имеют  некоторых прав и обязанностей, принадлежащих ее гражданам. Например, доступ к государственным должностям федеральных органов имеют только граждане РФ.
      Однако  в действующем праве, в том  числе в Конституции РФ, различия в статусе личности и гражданина отражаются не всегда четко. Например, Конституция РФ закрепляет право на обращение в государственные органы только применительно к гражданам РФ, но этим правом могут воспользоваться также иностранный гражданин и лицо без гражданства, находящиеся на территории РФ.
      Административно-правовой статус граждан РФ устанавливается прежде всего Конституцией РФ, актами органов представительной (законодательной) власти. Но в формировании и особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также ролъ органов исполнительной власти и местного самоуправления. В пределах предоставленной компетенции они:
а) издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той  или иной сфере (например, реализация права на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение);
б) организуют исполнение законов, имеющих  непосредственное отношение к административно-правовому  положению граждан;
в) помогают, содействуют гражданам  в реализации их конкретных субъективных прав, например, в вопросах социальной защиты;
г) осуществляют охрану прав и свобод граждан. Во многих случаях актами органов  исполнительной власти и местного самоуправления конкретизируются права и обязанности, установленные в общем виде конституциями, отдельными законодательными актами.
      Органы  исполнительной власти в пределах своей  компетенции непосредственно, в  качестве первичных, устанавливают  права и обязанности граждан, в том числе административно-правового  характера. Например, они предусмотрены  Правилами дорожного движения РФ, утвержденными Правительством РФ.
      Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус граждан, регулируют, в частности, порядок  решения органами исполнительной власти и местного самоуправления многих индивидуальных дел, устанавливают отдельные гарантии их прав и обязанностей.
 

2.Административной правосубъектность.
      Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.
      Под административной правоспособностью  гражданина понимается признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности  административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Объем и содержание названной правоспособности устанавливаются и изменяются при пoмощи норм административного права. В основных чертах они закреплены в Конституции РФ. В соответствии с Конституцией РФ изданы многочисленные федеральные акты, а также акты субъектов РФ, регламентирующие те или иные стороны административно-правового положения граждан в целом и в отдельных сферах общества. Так, права и обязанности граждан в области защиты Отечества детализируются в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе".
      Конституция РФ провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещает любые формы ограничения граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
      Декларированный в Конституции принцип равенства "привязан" к разного рода факторам, могущим быть сведенными в следующие  группы. Во-первых, факторы биологического и физиологического свойства (раса, национальность, язык, пол); во-вторых, факторы, относящиеся к убеждениям, мировоззрению человека и гражданина (отношение к религии, убеждения); в-третьих, факторы, относящиеся к происхождению; в-четвертых, факторы, указывающие на социальное положение человека и гражданина (имущественное и должностное положение, место жительства, принадлежность к общественным объединениям).
      Кроме последней группы все другие факторы  не зависят от человека и гражданина, поскольку они не могут их изменить. Применительно к ним принцип  равноправия в сфере функционирования исполнительной власти осуществляется в основном достаточно последовательно. Изъятия, особенно в повседневной жизни, встречаются лишь в отношении пола. Так, составляя большинство населения, женщины сравнительно мало представлены в органах государственной власти.
      Больше  всего принцип равенства отдален  от факторов четвертой группы (это  характерно не только для России, но и для других стран). Применительно  к ним данный принцип во многом декларативен. В нем, как и в  закреплении многих конституционных прав, выражен недостижимый идеал, в стремлении к которому может смягчиться фактическое неравенство в конкретно-исторических условиях. Признавая этот идеал, мы тем самым создаем концептуальные предпосылки для того, чтобы в государственной деятельности правильно расставить акценты на ее приоритетах в пользу справедливости.
      В реальной жизни равноправие, даже при  самом тщательном его закреплении  в Конституции, не может исключить  особого административно-правового  статуса. Сейчас его имеют переселенцы, участники Великой Отечественной войны, инвалиды, Герои Российской Федерации и т. д.
      Поэтому важно уяснить, что вопрос заключается  не столько в самом принципе равноправия, сколько в его способности  корректировать нашу действительность, не могущую обеспечивать фактическое равноправие всем и везде.
      Иными словами, равенство административной правоспособности граждан РФ как  общей способности иметь права  и нести обязанности не означает, что реально все граждане обладают всем комплексом конкретных субъективных прав и обязанностей, предусмотренных законом. Каждый имеет возможность занять должность министра, но реально министрами являются единицы.
      Однако  в подобных случаях имеются в  виду права, которые приобретаются  в результате реализации административной правоспособности, что само по себе не колеблет принципа ее равенства для всех граждан. Данный принцип сохраняется, когда момент возникновения входящих в нее прав связывается с достижением определенного возраста либо ограничивается установленными требованиями к состоянию здоровья, уровню образования и т. п., поскольку все это относится не к конкретным лицам, а имеет общее значение.
      Административная  правоспособность граждан не может  быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом. Для  отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и других правоограничений. Так, УК РФ устанавливает в качестве меры наказания возможность лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 44).
      Административное  право также устанавливает исключительные случаи временного лишения или ограничения отдельных граждан прав за некоторые правонарушения. Так, КоАП предусматривает возможность лишения гражданина специально предоставленного ему права управления транспортным средством, права охоты. Режим чрезвычайного положения предполагает возможность введения в соответствии с федеральным конституционным законом ограничений прав и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия. Конституцией РФ обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.). Административная правоспособность граждан характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов каждого гражданина с интересами других граждан. Права граждан сочетаются с их определенными обязанностями перед обществом в целом.
      Основной  особенностью административной правоспособности является то, что ее осуществление  предполагает различные условия  и характер взаимодействия с системой исполнительной власти. Если раньше особенность административной правоспособности усматривалась в ограничении ее рамками государственного управления, то теперь указанное взаимодействие должно строиться на иных концептуальных подходах.  Административная правоспособность может быть реализована в сфере взаимодействия:
а) с системой исполнительной власти;
б) с системой местного самоуправления;
в) с государственными предприятиями, учреждениями и организациями;
г) с негосударственными предприятиями, учреждениями, организациями и их представителями, правда, в достаточно ограниченных случаях. Например, при участии в осуществлении общественного контроля.
      Система исполнительной власти остается важнейшей  сферой реализации административной правоспособности граждан, связанной с определенными правами граждан на участие в государственном управлении, то есть с возможностью вступать в административные правоотношения. При этом другой стороной в таких правоотношениях являются орган исполнительной власти (должностное лицо) либо организация или ее представитель, обладающие полномочиями административно-правового характера.
      На  осуществление административной правоспособности влияют разнообразные фактические  обстоятельства, наличие которых  порождает у граждан соответствующие  субъективные права и обязанности. Например, законом предусмотрены условия, при наличии которых гражданин приобретает право на альтернативную военной гражданскую службу. Подобные обстоятельства влияют и на содержание административной правоспособности. Например, студенты негосударственных вузов могут не иметь права на отсрочку от призыва в армию.
      Связь реализации административной правоспособности с теми или иными реальными  обстоятельствами обусловлена необходимостью обеспечения общественной безопасности, охраны здоровья, наиболее правильного использования способностей и активности граждан в социальной деятельности. Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных административных правоотношениях.
      Административная  дееспособность гражданина — признанная за ним способность своими личными  действиями: а) приобретать права  и обязанности административно-правового  характера; б) осуществлять их. Такая дееспособность включает также способность гражданина лично нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действующими правовыми актами. Момент возникновения административной дееспособности гражданина единообразно и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18-летнего возраста. Согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Однако момент возникновения административной дееспособности остается неопределенным. В различных сферах частичная дееспособность может возникать до достижения 18-летнего возраста. Так, субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 лет; определенные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из школы, могут применяться к учащимся образовательных учреждений, возраст которых не уточняется. Не все граждане Российской Федерации обладают одинаковой административной дееспособностью. Это во многом определяется особенностями управленческих отношений, в которых приобретение и осуществление соответствующих прав и обязанностей своими личными действиями предполагает наличие определенного уровня умственного и психического развития, жизненного опыта, способности отдавать отчет в последствиях своих действий и т. д.
      В административном праве отсутствуют правовые нормы, которые бы определяли возможность и основания ограничения дееспособности граждан, а также каким органом и в какой форме мог бы решаться данный вопрос. Несомненно, однако, что общие основания ограничения дееспособности граждан служат таковыми и для ограничения их административной дееспособности. Так, некоторые из граждан по состоянию здоровья могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие). Например, согласно КоАП не являются субъектами административных проступков лица, совершившие их в состоянии невменяемости.
      Возможность признания гражданина временно недееспособным предусмотрена Законом РФ "О  психиатрической помощи и гарантиях  прав граждан при ее оказании"1. Согласно Закону гражданин может быть временно, на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования, признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и работы, связанной с источником повышенной опасности. Решение об этом принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органом здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических показаний. Такое решение может быть обжаловано в суд.
      Закон РФ "Об основах государственной  службы в РФ", определяя требования к гражданам, претендующим на замещение  государственных должностей, устанавливает, что кандидаты на соответствующие  должности должны удовлетворять определенному состоянию здоровья.
      На  основе административной правоспособности дееспособные граждане осуществляют субъективные права и обязанности, вступая  в конкретные административно-правовые отношения. В таких отношениях граждане могут выступать стороной, обязанной выполнять обращенные к ней административно-правовые нормы и основанные на них требования, исходящие от органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц (например, обязанность соблюдать правила дорожного движения); стороной, вступающей в правоотношения, связанные с реализацией принадлежащих ей законных прав (например, с заявлением о назначении пенсии) или их охраной (подача жалобы).
      Различаются административные правоотношения, складывающиеся в связи с:
а) реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав (право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище и др.);
б) выполнением возложенных на граждан  обязанностей (сохранять природу, защищать Отечество и др.);
в) нарушением органами исполнительной власти, местного самоуправления и их должностными лицами прав и законных интересов граждан (например, отношение по жалобе);
г) нарушением гражданами их административно-правовых обязанностей (например, ответственность  за административные правонарушения).
Указанные правоотношения возникают в процессе реализации гражданами своих субъективных прав и юридических обязанностей как по собственной инициативе, так и в порядке одностороннего волеизъявления органа исполнительной власти, местного самоуправления или его должностного лица. При этом в осуществлении субъективных прав инициатива преимущественно принадлежит гражданам.
В случаях, установленных законодательством, субъективные права и обязанности  могут приобретаться гражданами через своих законных представителей (родителей, опекунов, специально уполномоченных представителей). Но имеются также права и обязанности, которые могут приобретаться и реализовываться только лично гражданами (право на участие в государственном управлении, воинская обязанность и др.), то есть без участия третьих лиц.
 

3. Административно - правовые гарантии прав и свобод граждан
      Изначальным и универсальным гарантом прав человека может быть только закон.  Любые  властные структуры и должностные  лица обязаны действовать в рамках закона, и только в рамках закона они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов.
      Закон может выполнять функцию гаранта  при соблюдении следующих условий:
- положения, содержащиеся в законе, должны соответствовать экономической  и политической ситуации в стране, а также обладать юридической стабильностью;
- содержать конкретные нормы и  механизмы их реализации;
- определять круг государственных  органов и должностных лиц,  на которые возложены обязанности  создавать условия для реализации  прав и свобод;
- предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав и свобод граждан.
      Для обеспечения административно-правовых гарантий прав и свобод граждан сформулированы следующие положения:
- в РФ не должны издаваться  законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина;
- ограничение прав возможно только  при наличии определенных обстоятельств  и должно быть установлено  законодательством;
- определен перечень прав и  свобод, не подлежащих ограничению  вообще (право на жизнь);
- любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, не могут применяться без официального опубликования.
      Организационно-правовые гарантии можно подразделить на два  вида:
1. Судебные.
2. Административные.
      Согласно  Конституции РФ права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Поэтому судебные гарантии прав человека выдвигаются на первый план. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
      К ведению судов отнесены разнообразные  категории дел, так или иначе  затрагивающих права и свободы человека.
      Усиливается влияние судов на укрепление законности в правотворческой и правоприменительной  деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
      Административные  гарантии реализуются во внесудебном порядке. Реализуются органами государственного управления в рамках управленческой компетенции.
      Роль  органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных  лиц в реализации прав и свобод граждан, выполнение ими своих обязанностей определяется тем, что они занимаются непосредственным исполнением законов, а также наделены обширными юрисдикционными полномочиями, использование которых часто имеет адресатом права, свободы и обязанности граждан.
      Конституцией  РФ закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
      Основными видами обращений граждан являются:
      Жалоба - обращение в государственные  или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.
      Заявление - обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением.
      Предложение - привлечение внимания к несовершенству организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их устранения.
      Существует  административное обжалование и судебное обжалование.
      Закон устанавливает альтернативный порядок  обжалования. Гражданин по своему усмотрению может обратиться с жалобой непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу (должностному лицу). Орган (должностное лицо) обязан рассмотреть жалобу в течении 30 дней (исключение составляют военнослужащие).
      Если  гражданину в удовлетворении жалобы отказано, или он не получил ответа в течении месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
      Порядок обжалования в суд неправомерных  действий регламентирован Законом  РФ от 27.04.93г. “Об обжаловании в  суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” (Ведомости ВС №19 - 93г.). А порядок рассмотрения жалоб регламентирован Указом Президиума ВС “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан”. (Ведомости ВС №11 - 80г.).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.