На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Антикризисная инновационная политика

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

Введение 

1. Теоретические  основы внедрения инноваций 

2. Инновационная  политика на микроуровне 

3. Макроуровень инновационной антикризисной политики 

4. Выход из кризиса  путем использования инновационных  инфраструктур 

5. Использование  инновационных проектов, как основы  для ведения антикризисной политики 

Заключение 

Литература 

Введение 
 

Одним из средств  достижения целей организации (корпорации, фирмы) является инновационная стратегия. Она представляет собой реакцию  на изменение внутренней и внешней  среды организации. В этом контексте  очевидная перспектива вхождения  организации в кризисное состояние (или пребывание в нем) может выступать  исходной посылкой (потребностью, запросом, требованием) для разработки инновационной  стратегии. 

В общем виде инновационные  стратегии могут иметь следующую  направленность: 

1) получение новых  продуктов, технологий, услуг; 

2) применение новых  методов в НИОКР, производстве, маркетинге, управлении; 

3) переход к новым  организационным структурам; 

4) применение новых  видов ресурсов и новых подходов  к использованию традиционных  ресурсов. 

Что касается антикризисной  стратегии, то она как интегративная  форма может содержать в своем  составе несколько видов общих  инновационных стратегий, имея строгую  целевую направленность на выведение  организации из кризиса (или профилактику вступления ее в кризисное состояние). 

Относительно внутренней среды организации инновационные  стратегии обычно разделяются на следующие группы: 

1) продуктовые (портфельные, предпринимательские, направленные на создание и реализацию новых видов изделий, технологий и услуг); 

2) функциональные (научно-технологические,  производственные, маркетинговые и  др.); 

3) ресурсные (финансовые, трудовые, информационные, материально-технические); 

4) организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы  управления и др.); 

5) конверсии (переориентация  производства на новые виды  деятельности и продуктов); 

6) диверсификации (расширения  видов деятельности); 

7) концентрации производства (соединения и сжатия производственных  мощностей и систем) и др. 

Наибольшую привлекательность  для промышленных (и особенно машиностроительных) фирм, находящихся в условиях организационного стресса, имеют стратегии инноваций, реструктуризации и конверсии. 

Происходящее в  спектре современной научно-технической  революции (НТР) ускорение технического прогресса (ТП) проявляется в производственном секторе в двух противоречивых направлениях: 

1) под влиянием  ТП происходит моральный износ  производственных фондов и выпускаемой  продукции, что снижает эффективность  промышленного производства, вызывает  кризисы; 

2) появление в  результате ТП более совершенного  оборудования позволяет путем  обновления фондов революционизировать  производство, резко повысить его  эффективность и как результат  - преодолеть стагнацию, повысить  антикризисную устойчивость фирмы. 

Для эффективного использования  этих факторов в антикризисном менеджменте  целесообразно отслеживать процессы материального и морального износа основных производственных фондов, их амортизации и обновления и на этой основе разрабатывать порядок  действий в инновационной деятельности. 

Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение вопросов, связанных с инновациями  в антикризисном управлении. Отсюда вытекают следующие задачи: 

Выяснить какую  роль играют инновации в антикризисном  управлении; 

Выявить могут ли инновации быть средством выхода из кризиса; 

Рассмотреть формирование инновационных инфраструктур как  условие выхода из кризиса 

Узнать по каким  критериям антикризисного управления следует оценивать инновационные  программы. 

Предметом данной курсовой работы являются инновации как средство повышения антикризисной устойчивости; объектом - антикризисное управление. 

1. Теоретические  основы внедрения инноваций 
 

Любая социально-экономическая  система достигает успеха своей  деятельности, если она находится  и состоянии последовательного  и неуклонного развития. Развитие - это приобретение нового качества, определяющего усиление и устойчивость жизнедеятельности организации (фирмы), ее рост. Как бы успешно она ни функционировала, но если ее руководство  не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые  виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, она  через определенный промежуток времени  рискует стать неконкурентоспособной. А это означает ослабление позиций  на рынках сбыта, потерю потребителей продукции и снижение размеров прибыли. Все это способствует возникновению  кризисной ситуации в организации  и может послужить причиной банкротства. 

Особенно актуальна  эта проблема для экономики нашей  страны, переживающей переход к рыночным отношениям. Сложившаяся в настоящее  время ситуация в российской экономике  характеризуется общим спадом производства и конкурентоспособности продукции, снижением заинтересованности большинства  товаропроизводителей в проведении инновационных мероприятий, а также  практически полным отсутствием  у государственных структур целостной  инновационной политики. 

Кризис в экономике  страны усугубляется инновационным  кризисом, который проявляется в  резком снижении управляемости процессами создания и внедрения новшеств, в  отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских  творческих коллективов. С учетом этого  поиск возможных решений проблем  управления инновационными процессами становится одной из важнейших задач  антикризисного управления. 

Вместе с тем  характер и особенности развития инновационных процессов определяют не только общая экономическая ситуация, но и закономерности развития, свойственные именно инновационной сфере, исследование которых осуществляется в рамках теории нововведений начиная с момента ее возникновения. Кроме того, важен такой элемент антикризисного развития, как оценка возможностей эффективного использования в отечественной практике мирового опыта управления в целом и инновационными процессами в частности. 

Известный американский экономист Эдвард Дёминг, которому японская промышленность обязана рождением и всемирным успехом, изложил в книге "Выход из кризиса" свою программу управления корпорацией в условиях жесткой конкуренции, когда успех одних порождает сложные проблемы для других. Суть этой программы представлена в сформулированных Э. Дёмингом знаменитых 14 принципах, следовать которым он призывает руководство компаний. Вот некоторые из них: 

сделайте так, чтобы  стремление к совершенствованию  товара или услуги стало постоянным. Ваша конечная цель - стать конкурентоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места; 

постоянно совершенствуйте  систему производства и обслуживания, чтобы повышать качество и производительность и таким образом непрерывно снижать  затраты; 

создайте систему  подготовки кадров на рабочих местах; 

сформируйте систему  эффективного руководства. Цель инспектирования - помочь людям работать лучше. Контроль за деятельностью служащих нуждается в пересмотре не меньше, чем контроль за деятельностью рабочих; 

внедрите обширную программу повышения квалификации и самосовершенствования; 

сделайте так, чтобы  каждый сотрудник компании участвовал и программе преобразований. Преобразования - дело каждого! 

Реализация отмеченных принципов напрямую связана с  формированием эффективной системы  инновационного управления предприятием, позволяющей ему функционировать, избегая кризисных ситуаций и  занимать лидирующие позиции и своей  отрасли. 

Важным условием понимания целей и задач инновационного развития предприятия являются теоретические  знания, помогающие понять структуру  инновационного процесса, в основе которого лежат инновационные циклы. 

Наибольший вклад  и развитие теории инновации принадлежит, по мнению специалистов, австрийскому экономисту И. Шумпетеру, разработавшему в начале века собственную теорию экономического развития. Он считал, что основу экономического роста составляют нововведения. В соответствии с классификацией И. Шумпетера понятие "нововведения" рассматривается, как: 

1) изготовление нового, т.е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового  качества того или иного блага; 

2) внедрение нового, т.е. данной отрасли промышленности  еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе  которого лежит новое научное  открытие и который может заключаться  также в новом способе коммерческого  использования соответствующего  товара; 

3) освоение нового  рынка сбыта, т.е. такого рынка,  на котором до сих пор данная  отрасль промышленности этой  страны не была представлена, независимо от того, существовал  этот рынок прежде или нет; 

4) получение нового  источника сырья или полуфабрикатов  равным образом независимо от  того, существовал ли этот источник  прежде, или считался недоступным,  или его еще только предстояло  создать; 

5) проведение соответствующей  реорганизации, например обеспечение  монопольного положения (посредством  создания трестов) или подрыв  монопольного положения другого  предприятия. 

Позже, развивая данную теорию, Шумпетер использовал термин innovation, что в русском переводе с английского означает "нововведение". 

Значительный вклад  в формирование теории инновации  внесли и русские исследователи. Это прежде всего Н.Д. Кондратьев - автор теории больших конъюнктурных циклов. Волновая теория Кондратьева дала возможность специалистам в области управления исследовать причины спадов в промышленности и определить пути преодоления кризисов за счет инновационного обновления капитала. 

Современная концепция  теории инновации включает такие  понятия, как "жизненный цикл продукции" и "жизненный цикл технологии производства". В самом общем виде структуру  жизненного цикла продукции, включая  инновационный процесс, можно представить  следующим образом. 

В начальной фазе научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ (НИОКР) проводятся фундаментальные  теоретические исследования, прикладные изыскания и проектно-конструкторские разработки. Результатом их проведения являются новые знания, научные идеи, т.е. полезная информация более высокого порядка, чем ранее существовавшая. В связи с тем, что научное знание стало теоретической основой развития производства, в развитых странах фундаментальным теоретическим исследованиям и поисковым НИР уделяется особое внимание. Именно они образуют потенциал знаний для инновационной деятельности, представляющий собой интеллектуальный продукт, рыночную стоимость которого оценить весьма сложно. 

В процессе прикладных изысканий новые знания воплощаются  в оригинальных образцах техники  и технологии или отдельных элементах, подтверждающих возможность их практического  применения. 

Этап проектно-конструкторских  разработок - заключительный для стадии исследования. Исследование должно завершаться  поиском действенных форм внедрения  в производство полученных знаний, способных обеспечить его качественные изменения. Выполнение этого требования возможно посредством нововведений, способствующих внедрению изобретений  в производство. 

В процессе проектно-конструкторских, опытно-технологических работ формируется  новая научно-техническая информация, отражаемая в соответствующей документации. На данном этапе часто изготавливается  первый образец новой техники  или другого новшества, который  является формой выражения полученной информации, ее своеобразной иллюстрацией. 

Основными целями фазы технологического освоения производства являются его подготовка к внедрению  результатов разработок и обеспечение  необходимых для этого условий. Здесь осуществляется посредственное взаимодействие науки и производства, от которого зависят темпы освоения прогрессивных новшеств, сроки их внедрения и начало массового производства новых продуктов. 

На следующей фазе происходит тиражирование новых  продуктов. Стабильное производство призвано обеспечить удовлетворение потребностей общества в конкретных видах изделий  заданного качества и количества. В этом состоит сущность данного  этапа. 

Последняя фаза жизненного цикла продукции демонстрирует  стадию, когда рынок достигает  насыщения, происходит снижение объемов  продаж и дальнейшее обеспечение  спроса на продукцию возможно благодаря  применению новых технических или  технологических решений с целью  обновления выпускаемой продукции  и закрепления положения предприятия  на рынке. Изучение жизненного цикла  продукции приводит к ряду выводов, которые полезно иметь в виду, определяя стратегию инновационного процесса: 

кривые изменения  прибыли и объема продаж продукции  демонстрируют случай успешного  внедрения новшеств на рынок. После  компенсации всех стартовых затрат, связанных с НИОКР, требующих  больших инвестиций, рост прибыли  значителен. Однако инновационный процесс  характеризуется условиями неопределенности и всегда существует большой риск рыночной неудачи новшества; 

первоначальный успех  зависит во многом от способности  разработать действительно новый  продукт, удовлетворяющий спрос  рынка, тогда как последующая  прибыль зависит в основном от маркетинга и уровня производства, обеспечивающего требуемый объем  продаж с наименьшими затратами. 

Инновационный процесс, являясь частью жизненного цикла  продукции, включает различные стадии - начиная от исследования и разработки новой технической идеи, технологии и кончая доведением ее до промышленного  внедрения, получения нового продукта его коммерциализации. Заключительный этап инновационного процесса, связанный  с освоением масштабного производства новой продукции, требует реконструкции  производственных мощностей, совершенствования  технологии, подготовки персонала, рекламной  деятельности и т.д. На финансирование работ на данном этапе потребуется  значительно больше (примерно в 6-8 раз) затрат, чем на исследования и разработки. Величина этих затрат также зависит  от объемов освоения новых видов  продукции. Однако инвестиции продолжают носить рисковый характер, так как  реакция рынка на этом этапе еще  неизвестна и риски отторжения предлагаемого  товара весьма вероятны. Здесь важно  помнить, что новый продукт, созданный  с учетом всех достижений научно-технического прогресса, может быть не востребован  на рынке. Поэтому очень важен  этап коммерциализации, где через  маркетинг формируется спрос  на новую продукцию, осуществляется обратная связь с потребителями  произведенного нового продукта и определяется дальнейший ход исследований и разработок. 

Все рассмотренные  этапы инновационного процесса предполагают свои методы организации труда, управления, финансирования, кадрового обучения. Для уменьшения риска и обеспечения  успеха предприятие должно интегрировать  различные этапы инновационного процесса в единую цепь, каждое звено  которой выполняет важную задачу в достижении общей цели - получения  нововведения, а затем нового изделия  или технологии. 

Здесь особую важность приобретает стыковка звеньев, обеспечивающая непрерывность, гибкость и динамику всего процесса, когда результат  предшествующего этапа служит основой  для поступательного движения на следующий. Эти процессы сопровождаются принятием инновационных решений относительно приоритетных направлений инновационной деятельности предприятия. Причем объектом инновации в антикризисном управлении могут быть не только новая продукция и новые технологии, на что обычно обращается основное внимание, но и новые рынки, новые методы управления, новые организационные структуры и т.д. 

В условиях общего ускорения  научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ и необходимостью разделения рынка на сектора, ниши и микросегменты, инновационность становится ключевым фактором успеха, если не единственным средством выживания. А стратегическое управление нововведениями - важнейшей задачей антикризисной политики предприятия, выполнение которой во многом зависит от качества принимаемых инновационных решений, от возможности находить такие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции. При принятии такого рода управленческих решений следует исходить из особенностей инновационного процесса, учитывать степень новизны нововведений, их потенциал, ресурсные возможности предприятия. 

Отправной точкой процесса принятия инновационного решения является формирование инновационной цели. Инновационная  цель предприятия представляет собой  желаемый результат его деятельности, который может быть достигнут  в определенные сроки за счет повышения  инновационного потенциала предприятия. Инновационная цель зарождается  на стадии фундаментальных разработок, где генерируются идеи, и уточняется в зависимости от ресурсных возможностей предприятия, а затем реализуется  в форме проектов или программ. 

Инновационная деятельность связана с привлечением различных  ресурсов, основными из которых являются инвестиции и затраты времени  на НИОКР и технологическое освоение масштабного производства новой  продукции, особая роль здесь принадлежит  управленческому персоналу, его  способности разрабатывать и  принимать инновационные решения. 

2. Инновационная  политика на микроуровне 
 

Процесс формирования эффективной системы инновационного управления зависит от уровня инновационного потенциала предприятия - его возможности  в достижении поставленных инновационных  целей. Реализация этих целей в глобальных масштабах выступает как средство получения достаточно высокой прибыли  в долгосрочной перспективе, упрочения, а затем и повышения конкурентных возможностей на рынке, решение кризисной  проблемы и проблемы выживания в  целом. 

Чем выше уровень  инновационного потенциала предприятия, тем успешнее оно избегает возможных  кризисных ситуаций. Инновационный  потенциал предприятия определяется как техническими факторами, так  и управленческими. К ним относятся: 

сложившийся ранее  уровень развития производства; 

состояние механизма  и системы управления; 

тип и ориентация организационной структуры; 

тенденции экономической  и инновационной политики; 

понимание потребности  в различного рода изменениях и готовность к ним персонала и т.д. 

Все факторы, определяющие уровень инновационного потенциала, можно подразделить на следующие  группы: 

факторы собственно инновационного процесса как самостоятельного объекта управления; 

факторы внутренней среды; 

факторы внешней  среды. 

Первая группа факторов представляет собой совокупность собственных  внутренних возможностей инновационного процесса как сложной обособленной системы, определяющих ее развитие. Здесь  в первую очередь выделяют такие  элементы инновационного процесса, постановка целей, выработка инновационных  решений, разработка проектов и программ. 

Состав второй группы складывается из возможностей самого предприятия, проявляющихся в различных  аспектах его финансово-хозяйственного положения, состояния организационной  структуры управления, организационно-технического уровня коммуникационной системы и  т.д. Инновационный потенциал предприятия  определяется также величиной его  ресурсов как материальных, так и  информационных, и напрямую зависит  от качества, профессионализма и решительности  управленческих кадров. 

Перечислены причины, способствующие и затрудняющие разработку нововведений в организации, инновационные  способности эрой определяются не только ее размерами, величиной капитала, развитием  производственной базы и др., но и  уровнем научно-технического и управленческого  потенциала специалистов. Отличительными признаками инновационных предприятий (фирм) являются: 

1) организация специальной  группы, отвечающей за создание  новых идей; 

2) поиск этой группой  разнообразных источников информации, как внутри-, так и внефирменных; 

3) использование  разнообразной современной практики  стимулирования творческой активности  работников; 

4) поощрение и  поддержка менеджерами инновационной  активности служащих на всех  уровнях с помощью специальных  бюджетных ассигнований; 

5) поощрение принятия  решений по отбору и внедрению  нововведений на коллективной  основе; 

6) четкая стратегия  управления нововведениями. 

Если первые пять признаков характеризуют организационную, направленность фирмы на работу с  персоналом, то шестой отражает необходимость  существования четко сформулированной инновационной стратегии, которая  на долгосрочной основе создает необходимые  условия для генерирования новых  идей. 

Инновационная стратегия  теснейшим образом связана с  принципами предпринимательского управления, она требует от руководителя способности  предвидения, личного мужества и  реализма, предпринимательского подхода, воображения, инициативности и рациональности. Важное условие управления в сложных  системах - способность определения  приоритетов. Ответственность за инновационную  стратегию, определяющую выживание  предприятия, лежит на плечах управляющих. Задача высшего руководства в  этой связи состоит в том, чтобы  выявлять управленческий потенциал, необходимый  для конкретных условий функционирования организации, систематически просматривать  свои внутренние "запасы" управленческих талантов, определять масштабы и цели необходимой управленческой подготовки и выделять соответствующие ресурсы. 

В литературе различают  два основных типа инновационной  стратегии: 

адаптивную, когда  предприятие использует нововведение как ответную реакцию на изменение  рыночных условий в целях сохранения своих позиций на рынке, т.е. в  целях выживания; 

конкурентную, когда нововведение используется в качестве отправного пункта для достижения успеха, средства получения конкурентных преимуществ. 

Адаптивную стратегию  характеризует концентрация усилий на частичных изменениях, дополнительных улучшениях существующих продуктов, рынков, технологий, зачастую идущих в русле  сложившихся, традиционных для данной организации путей достижения успеха. Такая стратегия лишает организацию  возможности видеть и использовать новые производственные и рыночные возможности, находить новые конкурентные преимущества и, к тому же, делает ее, стратегию, весьма предсказуемой для  конкурентов. Эта проблема обычно остро  стоит перед теми предприятиями, которые занимали весьма прочные  позиции в своей отрасли, но не смогли отказаться от привычных подходов. В практике было много примеров, когда фирма относительно успешно  функционировала, но не развивалась. Между  этими двумя процессами возникает  противоречие, которое в случае обострения может привести к кризису. Примером тому может служить история развития таких компаний, как General Motors или IВМ, которые не смогли избежать кризиса, хотя являлись одними из преуспевающих. Одну из основных причин кризиса и возможности выхода из него они увидели в управлении. 

Адаптивные организации  могут продолжать свой привычный  путь, приведший их в прошлом к  успеху, лишь в той степени, в какой  конкурентные условия остаются относительно статичными. Но когда эти условия  резко меняются, адаптивный подход не дает возможности критически переоценивать  методы решения проблем, в чем  и состоит его опасность. 

Конкурентная стратегия, основанная на творческом подходе, предполагает как бы двойную обратную связь  путем анализа инновационной  среды организации, которая складывается из факторов инновационного потенциала. Эта стратегия требует постоянной инновационности, самосовершенствования организации через постоянную оценку и экспериментирование в области способов анализа и решения проблем. 

Примером постоянной и интенсивной инновационной  деятельности, ведущей к завоеванию рыночных позиций, может служить  южнокорейский конгломерат Samsung, состоящий из 25 фирм, выпускающих широкий ассортимент продукции: электронные компоненты, компьютеры, грузовые автомобили, строительное оборудование, суда и др. Созданный 50 лет назад, Samsung на первых порах лишь копировал образцы, осваивал чужую продукцию по лицензиям и т.п., теперь же имеет собственные передовые разработки в области электроники, идущие на экспорт. 

Основу его стратегии  составляют интенсивные инвестиции в исследования и разработки, развитие производства, подготовку кадров. 

На эти цели расходуется  ежегодно 2,5 млрд. дол. Один из аспектов стратегии Samsung - перевод сборки простых изделий бытовой электроники в страны с более дешевой рабочей силой и концентрация отечественных мощностей на разработке и производстве продукции высокой стоимости, в частности вкладываются большие средства в производства с перспективой роста (например, в аэрокосмическую промышленность). С целью освоения областей высокой технологии созданы 13 центров НИОКР в других странах. 

Стратегия нововведений уже привела к значительным успехам  на рынке электроники. Дочерняя компания Samsung Electronics превращается из массового производителя дешевых телевизоров в новатора в некоторых областях мирового рынка продукции электроники, в частности полупроводников, элементов памяти, телефонной аппаратуры. На эти цели фирмой было затрачено более 3 млрд. дол. В исследования и разработки в области бытовой электроники Samsung вкладывает около 10% объема продаж. 

Samsung Havy Industries впервые в мире разработала новый тип танкера, затратила 900 млн. дол. на строительство автомобильного завода, планирует совместные с американскими компаниями работы по созданию электромобиля. Samsung aerospace, начав в 1977 г. с производства электронных часов и фотокамер, сейчас участвует в производстве вертолетов с Bell Canada, сотрудничает с Lockheed и Рratt & Wyttny, выпускает многие виды компонентов для самолетов, производимых во всем мире, планирует самостоятельное производство самолетов и коммуникационного спутника. Ее производство еще не достигло уровня рентабельности, но, как считает президент компании, приобретение технологии намного важнее, чем высокие, показатели текущей прибыли. 

Как видно из примера, инновационная деятельность крупных, компаний, успешно действующих на рынке, развивается, как правило, широким  фронтом и распространяется на соответствующие  организационные подразделения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.