На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат История как наука. Предмет и методология исторической науки

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
История как наука. Предмет  и методология  исторической науки.
      История изучает прошлое человеческого  общества с целью осмысления настоящего и определения перспектив развития. Наряду с другими науками об обществе, история исследует факты, события  и процессы на базе исторических источников и на их основе формирует научные представления о закономерностях общественного развития.
      «История» - древнее греческое слово. В переводе оно значит «исследование» и «рассказ о событиях», о прошедшем. Еще  древние называли историю «наставницей жизни». Люди всегда интересовались своим прошлым, обращались к опыту истории. Сначала это были устные предания, легенды, сказания, мифы. С появлением письменности открылась более совершенная форма передачи знаний об обществе.
      История - важная составная часть цикла гуманитарных дисциплин. Но человеческое общество изучается не только историей. Чтобы определить предмет истории как науки, необходимо ответить на вопрос: чем история отличается от других наук?
      История имеет свой предмет исследования и необходима всем наукам. История раскрывает общие закономерности исторического процесса, его результаты и перспективы.
      История - наука о событиях в их связи  и последовательности. В исторической науке издавна сложились 2 концепции:
1) всемирно-историческая;
2) и культурно-историческая.
      Первая  трактует историю народов как  единый процесс прогрессивного развития. Впервые она была сформулирована в Средние века как концепция  «четырех империй» прошлого: ассирийской, персидской, македонской, римской и  пятой - «Священной Римской империи германской нации», возглавившей вместе с папским престолом католическое единство, возникшее в Западной Европе на рубеже VIII-IX веков.
      Прогрессом  при такой системе считалось  последовательное расширение территорий, подчинявшихся имперской власти. Когда же в XIV-XVI веках Реформация разрушила идеологическое единство Западной Европы и подорвала политическую гегемонию императоров Габсбургской династии, всемирно-историческая концепция была иначе сформулирована. Теперь прогрессивной была признана «цивилизация», под которой понималась культура опять-таки Западной Европы, причем бывшие «язычники» были переименованы в «дикие» и «отсталые» народы. Эта система, именуемая европоцентризмом, в XIX веке воспринималась как сама собою разумеющаяся и не требующая доказательств.
      Культурно-историческая концепция (О. Шпенглер, А. Тойнби) была впервые декларирована Геродотом, который противопоставил Европу Азии. Под Европой он понимал систему  эллинских полисов, а под Азией - Персидскую монархию. Культурно-историческими областями в Старом Свете считаются, кроме Западной Европы, Ближний Восток (Левант), Индия, Китай, островная область Тихого океана, Евразийская степная область, Африка южнее Сахары.
      Основное  отличие культурно-исторической школы  от всемирно-исторической составляет постулат: каждая культурная область имеет свой путь развития, и, следовательно, нельзя говорить об отставании или застойности неевропейских народов, а можно только отметить их своеобразие. 
 

Роль  Мухаммед-кыргыза  в консолидации кыргызов.
      В 1508 году Мухаммед-кыргыз стал властителем кыргызов и остатков могольских и тюркских племен Семиречья, Иссык-Кульской котловины и Кочкорской долины. Регион, находившийся под его управлением, назывался «кыргызским улусом». Мухаммед-кыргыз активно способствовал консолидации кыргызских родов и племен, росту этнического самосознания кыргызов. Он укрепил объединения «правого» и «левого» крыла кыргызских племен, праводил соответствующую внешнюю политику.
      В условиях противостояния моголов с  соседями, Мухаммед-кыргыз вступил в союз с Казахским ханством в борьбе против могольской экспансии. Мухаммед-кыргыз в 1517 году совершил набеги на Сайран, Ташкент, Туркестан и взял в плен правителя Ташкента – царевича Абдуллу, но потом отпустил его с почестями.
      В том же 1517 году против Мухаммед-кыргыза выступил могольский правитель Султан Саид-хан. Ставка Мухаммеда-кыргыза находилась в это время на южном берегу Иссык-Куля, в местности Барскоон. В бою Мухаммед-кыргыз был схвачен и привезен в Кашгар, но из политических соображений Саид-хан отпустил его на свободу. Мухаммед-кыргыз вновь стал верховным правителем кыргызских племен. Он вступил в новый союз с главой Казахского ханства Тахир-ханом. Узнав об этом, Саид-хан в 1524 году снова захватил Мухаммед-кыргыза и отправил его в Кашгар, где тот и находился до смерти Султан Саид-хана (1533 год). Кыргызы в союзе с казахами сумели отстоять свою независимость, и в 1528 году могольские войска были вынуждены возвратиться  в Кашгар. 
 

Т. Усубалиев. Партийно-государственная деятельность.
      Турдакун  Усубалиев родился в 1919 году в крестьянской семье в Кочкорском районе. Свою трудовую деятельность начал в 1938 году учителем начальной школы. В 1941 году после окончания Учительского института работал заведующим учебной частью средней школы в с. Кочкорка. В 1941 году перешел на партийную работу, сначала - зам. зав. отделом пропаганды и агитации Кочкорского райкома партии, а затем инструктором отдела пропаганды и агитации ЦК Компартии Киргизии. В 1943-1945 годах учился в Высшей партийной школе при ЦК КПСС. В 1965 году заочно окончил Московский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина.
      В 1945-1955 годах работал инструктором отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС. С 1955 по 1958 год был редактором республиканской  газеты «Советтик Кыргызстан», заведующим отделом пропаганды и агитации ЦК Компартии Киргизии. В 1958 году избран первым секретарем Фрунзенского горкома партии, 6 мая 1961 года избран Первым секретарем ЦК Компартии Киргизии, на этом посту проработал до ноября 1985 года.
      В 1985 году Т. Усубалиева исключили из партии, лишили всех льгот, а в 1988 году полностью реабилитировали. С 1995 года Т. Усубалиев является депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
      Т. Усубалиев неоднократно избирался  членом ЦК КПСС, депутатом Верховного Совета СССР и Киргизской ССР. Имеет правительственные награды: 4 ордена Ленина, орден Октябрьской революции, 2 ордена Трудового Знамени и медали. В 1999 году ему присвоена высшая степень отличия «Кыргыз Республикасынын Баатыры» с вручением особого знака «Ак Шумкар». 

История Кыргызстана - составная  часть всемирной  истории. Источники  по истории 
Кыргызстана.

      История Кыргызстана является составной  частью всемирной истории человеческого  общества. На примере изучения его  истории хорошо прослеживаются общие  закономерности исторического процесса.
      История Кыргызстана изучает становление  и развитие человеческого общества на его территории и опирается  на всю накопленную сумму знаний в области общественных наук.
      При изучении истории Кыргызстана широко используются данные различных наук.
      Геология, палеонтология, палеоботаника, палеозоология дают возможность историку определить характер географической среды и ее изменения и датировать продолжительность отдаленных эпох в истории человечества.
      Антропология дает сведения о развитии физического облика человека, о возникновении и расселении различных человеческих рас.
      Археологические раскопки вскрывают стоянки первобытных людей с их орудиями труда, крепости и городища.
      Данные  этнографии. Описание жизни народов позволяет значительно полнее представить как хозяйственную деятельность древних племен, так и семейный быт, обычаи и обряды.
      Фольклор (эпос «Манас») и народное изобразительное искусство также помогают исследованию истории народов.
      Труды восточных авторов являются одним из важнейших источников в изучении истории кыргызов и Кыргызстана. В них содержится богатый материал о физико-географических условиях Центрального Тянь-Шаня и Семиречья, народонаселении этого региона, его занятиях, быте, языке, культуре, религиозных верованиях, государственных объединениях и т.п. 
 

Кыргызско-казахский  военный союз (1524-1550 годы), их совместный поход против ойратов  (калмаков) в 1626-1627 годах.
      Мухаммед-кыргыз первым в 1517 и 1524 годах вступил в  союз с казахским Тахир-ханом  в борьбе против могольского хана Султан Саид-хана.
      В конце XVI - начале XVII века возросло могущество военно-политического союза кыргызских и казахских племен, сплотившихся вокруг казахского хана Тевеккеля, который при поддержке кыргызских феодалов в 1598 году смог овладеть всеми городами правобережья Сыр-Дарьи и двинулся походом на Самарканд и Бухару.
      В 1620 году кыргызы и казахи потеснили  калмаков от границ своих кочевий.
      В 1626-1627 годах состоялся еще один совместный поход кыргызов и казахов  против калмаков, в результате которого калмаки были оттеснены в Сибирь.
      Кыргызско-казахские  объединенные войска казахского султана  Джахангира, в союзе с узбеками оказали сопротивление калмакам в 1643 и в 1652 годах.
      Союзное войско кыргызов, казахов и узбеков  отразило походы джунгарских ханов в 1678 и в 1732 году, а в 1746-1748 годах объединенными усилиями калмаки были изгнаны из Ферганской долины. В 1757-1758 годах Джунгарское ханство распалось под ударами манчжурской династии Цин, более миллиона калмаков было убито. 
 

Ч. Айтматов. Общественно-политическая деятельность.
      Народный  писатель Кыргызстана, Герой Кыргызской Республики, Герой Социалистического  Труда, лауреат Ленинской и Государственных  премий СССР, лауреат Государственной  премии Кыргызстана имени Токтогула, академик АН Кыргызстана, президент “Иссык-Кульского форума”, член Римского клуба, Чрезвычайный и Полномочный посол Кыргызской Республики Чингиз Айтматов родился 12 декабря 1928 года в аиле Шекер Кара-Бууринского района Таласской области в семье служащего. Отец Чингиза Айтматова Торекул Айтматов был одним из первых руководителей Компартии Кыргызстана.
      В 1940-е годы учеба Ч. Айтматова была прервана войной. Лишь в мирное время  он получил возможность продолжить образование и успешно окончил  зооветеринарный техникум в городе Тараз Республики Казахстан, потом Кыргызский сельскохозяйственный институт им. Скрябина. После завершения учебы в вузе Ч. Айтматов работает зоотехником.
      С 1956 года Ч. Айтматов – слушатель  Высших литературных курсов при Союзе  писателей СССР, в эти же годы его приняли в члены Союза писателей СССР.
      В 1959–1960 годах он работает главным  редактором журнала “Литературный  Кыргызстан”, а затем в течение  ряда лет – собственным корреспондентом  газеты “Правда” по республикам Средней  Азии и Казахстана.
      С 1962 по 1986 год Ч. Айтматов возглавлял Союз кинематографистов, а с 1986 по 1994 год – Союз писателей Кыргызстана.
      В эти годы одна за другой выходят  повести “Тополек мой в красной  косынке”, “Первый учитель”, “Материнское поле”, “Прощай Гульсары”, “Белый пароход”, “Ранние журавли”, “Пегий пес, бегущий краем моря”, “Белое облако Чингизхана”, пьеса “Восхождение на Фудзияму”, романы “И дольше века длится день”, “Плаха”, “Тавро Кассандры”. В отечественном и зарубежном литературоведении сложилась отрасль – “айтматоведение”.
      Чингиз Торекулович Айтматов является видным общественным деятелем. Он был членом ЦК Компартии Кыргызстана, депутатом Верховного Совета СССР, членом Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР, заместителем председателя Комитета солидарности стран Азии и Африки, секретарем правления Союза писателей СССР, членом редколлегии “Литературной газеты”, журналов “Новый мир”, “Литературный Кыргызстан”, главным редактором журнала “Иностранная литература”,  членом Президентского Совета СССР. Организованный по его инициативе “Иссык-Кульский форум” стал форумом деятелей мировой литературы и искусства.
      По  данным ЮНЕСКО Чингиз Айтматов – один из наиболее читаемых современных писателей  мира. Его произведения переведены на 154 иностранных языка, изданы за рубежом  общим тиражом свыше 20 миллионов экземпляров.
Археологические памятники древних  культур на территории Кыргызстана.
      Первые  следы человеческой деятельности на территории Тянь-Шаня в виде орудий труда из камня имеют возраст 300 тысяч лет и относятся к  раннему палеолиту.
      Самые древние каменные орудия обнаружены в Центральном Тянь-Шане, на реке Он-Арча, в местности Бас-Бармак и  Тосор на Иссык-Куле, Ляйлякском районе.
      Наскальная  галерея Саймалуу-Таш на трехтысячеметровой высоте над уровнем моря хранит изображения  эпизодов охоты и пахоты, ритуальных танцев и жертвоприношений.
      В пещере Ак-Чункур, на юге Иссык-Куля близ границы с Китаем, на высоте 3500 метров над уровнем моря имеются  красочные росписи. На стенах и своде  потолка художник охрой нарисовал  животных и человека, небольшие сюжетные сценки охоты и танцев. Выполнены они были примерно 10 тысяч лет тому назад.
      Об  уровне древней цивилизации свидетельствуют  каменные орудия, отходы при обработке, найденные:
    в долине реки Он-Арча, в районе города Балыкчи, археологические памятники Саламат-Булак;
    в долине реки Исфайран-Сай Баткенского района;
    у поселка Уч-Коргон.
      Археологические памятники свидетельствуют о  том, что первобытные люди занимались охотой, собирательством плодов дикорастущих растений и рыболовством.
      Эволюционно развиваются не только техника изготовления орудия труда, культура обработки, но и сами люди. Появляется родовая община как форма организации человеческого коллектива. 
 

Формирование  кыргызского народа и его этническая структура.
      Сложение  кыргызской  народности связано с этническими процессами в древности и средневековье на территории от Саяно-Алтая и Монголии до Восточного Туркестана и Тянь-Шаня и завершилось лишь в XVI столетии.
      Долгий  и сложный путь этнического развития прошел кыргызский народ. Проблема формирования кыргызской народности сложна из-за скудности письменных источников, слабой изученности археологических и этнографических материалов.
      Cреди  ученых нет единства при ответе  на вопрос: как и когда образовался  кыргызский народ? Множество версий  можно свести к 3-м основным гипотезам:
      1) Кыргызская народность появилась  на Тянь-Шане в результате переселения  кыргызов со своей прародины  в верховьях Енисея (Минусийская  котловина). Это положение впервые  изложил в своем капитальном  сочинении «История Сибири» русский академик Г.Ф. Миллер (1705-1783). Гипотезу развили В.В. Радлов, А.Н. Бернштам.
      2) Кыргызская народность с древних  времен формировалась и обитала  на современной территории. Гипотеза  была сформулирована в середине XIX века казахским ученым Ч.Ч.  Валихановым и русским синологом Н.Я. Бичуриным. Наиболее обоснованно ее изложил русский ориенталист Н.А. Аристов.
      3) Кыргызская народность сложилась  на Тянь-Шане в результате слияния  местных и пришлых из Центральной  Азии этносов. Последняя гипотеза  выработана на специальной научной сессии, посвященной этногенезу кыргызского народа, состоявшейся в 1956 году в г. Фрунзе: «Кыргызский народ и его культура сложились… в результате взаимодействия двух этнических элементов: центральноазиатского и местного среднеазиатского. Один из важнейших «узловых» моментов этногенеза кыргызского народа связан с событиями первой половины II тысячелетия нашей эры». В эту эпоху на территорию Кыргызстана проникают с Востока предки современных кыргызов, говоривших уже сложившемся кыргызском языке.
      В первой половине I тысячелетия н.э. на Енисее (Минусинская котловина) в  результате смешения местных (динлины) и пришлых (кыргызы) племен формируется  новая этническая общность – енисейские кыргызы.
            В эпоху «великодержавия» (IX-X века) енисейские кыргызы расселились на территории, простиравшейся от Байкала и до Иртыша с востока, от зоны тайги до Восточного Туркестана с севера на юг. В результате значение термина «кыргыз» изменилось: кыргызами стали называть себя и не кыргызские по происхождению племена, находившиеся в зависимости от енисейских кыргызов.
            На рубеже XV-XVI веков  государство Моголистан пришло в  упадок из-за постоянных усобиц. Воспользовавшись этим алтае-восточнотяньшанские кыргызы  заняли нынешнюю территорию расселения, ассимилировали местные тюрко-могольские племена и стали ядром нового этнического образования – кыргызской народности на Тянь-Шане.
            Защита новых территорий требовала этнического единства, что привело к созданию кыргызами  дуальной этнополитической системы  «правого и левого крыла». К ним примкнула группа племен «ичкилик». Этот важный акт этнической истории кыргызов произошел в начале XVI века и знаменовал собой заключительный этап сложения кыргызской народности на Тянь-Шане.
      Согласно  сочинению «Маджму ат-таварих», в  состав «правого крыла» («он канат») вошли племена солто, жедыгер, бугу, сарыбагыш, саяк, адигине, монголдор, мунгуш, кара багыш, черик. Общим прапредком всех кыргызских родоплеменных объединений «правого крыла» считается Ак-Уул.
      «Левое  крыло» («сол канат») кыргызского объединения составили племена басма, мундуз, чонг багыш, соруу, кытай, кушчу (кутчи), джетиген. Общим прапредком племен «левого крыла» считается Куу-Уул.
      В группу племен «ичкилик» входили  бостон, тейит, джоо-кесек, доолос, кыдырша  и канды (кангды). Источники XIX века включают сюда племена кесе, оргу, нойгут и кыпчак. Прапредком всех ичкиликов был Салавасбий Булгачи. 
 

Осмоналы  Сыдык уулу – основоположник кыргызской историографии.
      Осмоналы  Сыдык уулу – первый кыргызский историк - родился в 1875 году в Кочкорке. С 7-летнего возраста жил у родственника – сарбагышского манапа Каната. Учился в медресе в Токмаке и Уч-Турфане, но так и не завершил обучение. Продав семейное имущество, он отправился в Уфу – один из крупнейших исламских центров дореволюционной России, где на вырученные средства стал издавать свои книги.
      До  наших дней дошли лишь 2 книги  Осмоналы Сыдык уулу: «Краткая история  кыргызов» (1913) и «История кыргызского  раздолья» (1914) – первые и единственные исторические сочинения кыргызского  автора, изданные до революции, материал для которых Осмоналы Сыдык уулу собирал в течение 15 лет. Обе книги вплоть до 1989 года хранились в специальных хранилищах республиканских библиотек, запрещенные для чтения, так как в советское время они были признаны буржуазно-националистическими, идеализирующими родоплеменное устройство кыргызского общества, а их автор считался идеологом бай-манапства и пантюркизма.
      В 1931 году Осмоналы Сыдык уулу был  арестован по обвинению в связях с манапом Канатом, одним из руководителей  восстания 1916 года и был этапирован в Ташкент. Осенью 1931 года с помощью тюремного начальства Осмоналы Сыдык уулу бежал в Синьцзян, где и умер в 1940 году от лейкоза крови. 
 

Научные гипотезы происхождения  этнонима «кыргыз». Древняя родина кыргызов.
      Этноним «кыргыз» является самым древним из самоназваний современных тюркских народов.
      Этноним «кыргыз» как обозначение отдельного племени (или группы племен) возник в Центральной Азии далеко от современной  территории Кыргызстана.
      Проблема  происхождения этнонима "кыргыз" историков интересует давно.
      К  настоящему времени выдвинуты несколько  версий его происхождения:
    Были  попытки связать его с "кыр""степь" ("степной народ");
    С "кырк""сорок", так как по одной из легенд "кыргыз" якобы происходит от "кырк кыз" - "сорок девушек" – родоначальниц народа.
    Банзаров Д.рассматривал этноним как численное "кырк" ("сорок") с аффиксом множественного числа "-ыз".
    Радлов В.предложил рассматривать его как "кырк йус", т.е. "сорок сотен", "сорока сотенный народ".
    Согласно Петрову К.И. этноним "кыргыз" произошел от древнетюркского прилагательного - "кырыг" или "кыргу" - в значении  - "красный" с аффиксом множественного числа "-ыз".
    Баскаков Н.А. предлагает "кыргыз" понимать как "кырыг" (или "кыргу""красный") и "уз" ("кырыгуз", "кырыгогуз" - "красные огузы").
      Впервые слово "кыргыз" в исторических источниках упоминается в конце III  века до н.э. как одно из покоренных хуннами владений под названием "Гэгунь" (т.е. Кыргыз) в Западной Монголии, в районе озера Кыргыз-Нур. Об этом пишется в "Исторических записках" Сыма Цяня, который был составлен к началу I века до н.э. В это время кыргызы жили по соседству с племенами динлин, жившими в Минусинской котловине. В настоящее время установлено, что известные по китайским источникам этнонимы "гэгунь", "гяньгунь", "кигу", "цигу", "гегу", "хегусы", "хагасы" являются лишь разновременными фонетическими вариантами одного и того же этнонима – "кыргыз".
      Этноним "кыргыз", возникший еще во второй половине первого тысячелетия до н.э. в Центральной Азии, в IX-X веках получил широкое распространение от Енисея до Байкала и Алтая. Позже он был перенесен и на Тянь-Шань, где дал название сформировавшейся здесь к XVI веку народности. 
 

Исторические  предпосылки сближения  кыргызов с Россией.
      До  середины ХIХ века кыргызский народ находился под властью Кокандского ханства.
      В ускорении принятия кыргызами российского  подданства важную роль сыграли следующие  исторические события:
1) Ухудшение  положения кыргызского народа  под игом кокандских ханов  и его борьба против гнета Кокандского ханства.
2) Война, развязанная  казахским султаном Кененсары  Касымовым из Среднего жуза  против кыргызского народа в  1847 году, с целью восстановления  ханской власти в Казахстане  и подчинения своей власти  казахов Старшего жуза и северных  кыргызов.
3) Принятие  казахами подданства России (1731 год  – начало присоединения Младшего  жуза к России, в 1845-1847 годах  значительная часть казахов Старшего  жуза приняла российское подданство), что сказалось на выборе кыргызами  дальнейшего исторического пути развития.
4) Межплеменные  распри кыргызских феодалов, особенно  между племенами сарыбагыш и  бугу.
5) Стремление  кыргызов выжить в сложных  условиях второй половины ХIХ  века.
      Весной 1785 года Атаке-бий - верховный бий племени сарыбагыш - в качестве посла отправляет в Россию Абдурахмана Кучакова и Шергазы. Через кыргызских послов Атаке-бий стремился заручиться покровительством России и, в свою очередь, брал на себя обязанности свободного перепровождения торговых караванов, следуемых из России в Среднюю Азию и в обратном направлении на подвластных ему владениях. 
 

Фрунзе  М.В.  Политико-военная деятельность.
     Михаил  Васильевич Фрунзе родился в 1885 году в Пишпеке в семье фельдшера Василия Фрунзе, проходившего в Туркестане военную службу.
     В возрасте 14 лет стал стипендиатом городского самоуправления вплоть до окончания Верненской гимназии.
     Став  студентом Петербургского политехнического института, куда он был принят как  золотой медалист без экзаменов, М.В. Фрунзе в 1904 году вступает в партию большевиков.
     В 1906 году избирается делегатом VI (Объединительного) съезда РСДРП в Стокгольме, где знакомится с В.И. Лениным.
     Последующие годы были годами тюрем и ссылок. Дважды приговаривался царским правительством к смертной казни, замененной каторгой.
     После побега Фрунзе основывает и редактирует газету «Восточное обозрение» в Чите, ведет нелегальную работу в Белоруссии, затем во Владимирской губернии.
     М.В. Фрунзе принимал активное участие в  трех российских революциях.
     Фрунзе  возглавлял в Иваново-Вознесенске  губернский исполком Советов и губком партии, в годы гражданской войны командовал различными фронтами. Разгром под его началом войск адмирала Колчака, бухарского эмира и барона Врангеля считается классическим образцом новейшего военного искусства.
     В качестве председателя Реввоенсовета и Наркомвоенмора провел реформу Красной Армии.
     Награжден двумя орденами Красного Знамени.
     31 октября 1925 года М.В. Фрунзе  умер при таинственных обстоятельствах.
      Сразу после его смерти в Пишпеке  прошел траурный митинг, на котором  решили переименовать город во Фрунзеград или Фрунзенск. 
 

Тюркский  каганат: образование, развитие и распад.
      Первое  упоминание в китайских летописях  этнонима «тюрк» («туцзгое») относится  к 542 году. К этому времени тюрки  появились на границе Северного  Китая. С середины VIII века термин «тюрк» приобрел значение собирательного названия многих тюркоязычных племен.
      Накануне  образования Тюркского каганата в Центральной Азии сложилась  особая ситуация. После распада Кушанского государства в середине V века господство в Средней Азии перешло к эфталитам. В начале VI века эфталиты граничили  на востоке с сильным государством жуань-жуаней.
      Конец существованию Жуань-жуанского каганата положили алтайские тюрки. Тюркский правитель Бумын (460-553) в результате войны (551-555) разгромил жуань-жуаней, на землях которых и возникла новая  центральноазиатская империя - Тюркский каганат (551-744). Жуань-жуани бежали на запад, где стали известны под именем аваров.
      В 70-х годах VI века Тюркский каганат  достиг вершины могущества, территория его простиралась от Хингана до северокавказских равнин, от верховьев Енисея до верховьев  Аму-Дарьи и делилась на 8 уделов.
      Освоение  новых владений сделало тюрок  соседями могущественного государства  эфталитов. Шах Ирана Хосров I Ануширван (531-579) предложил тюркам союз против эфталитов, который был скреплен браком - дочь Истеми-кагана стала женой  шаха. В 563 году близ Бухары произошло сражение между ирано-тюркскими войсками и эфталитами. Эфталиты потерпели поражение, союзники поделили "эфталитское наследие", границей Тюркского каганата и Ирана стала река Аму-Дарья.
      В 567 году Истеми-каган направил 2 миссии в Иран с целью определения условий сбыта шелка, но они потерпели неудачу. Так состоялся разрыв между двумя государствами.
      Основным  покупателем шёлка была Византия, заинтересованная в союзе с тюрками  против персов. Истеми-каган учел эти  интересы и в 568 году посольство тюрок во главе с согдийцем Маниахом прибыло в Константинополь, где был заключён военный союз против Ирана. Ответное византийское посольство во главе с Земархом Киликийцем прибыло в Таласскую и Чуйскую долины, где Истеми-каган утвердил договор с греками.
      В начале 70-х годов VI века ввиду военного превосходства тюрок Иран ежегодно выплачивал Тюркскому каганату эфталитскую  дань в размере 40 тысяч золотых; тюркам отошли области севернее Аму-Дарьи. После этих уступок каганат утратил  интерес к союзу с Византией.
      Территориальное расширение Тюркского каганата, рост сепаратизма тюркской знати привели  к междоусобице (582-593). За это время  раздробленный Китай, плативший  тюркам дань, был объединен династией  Суй (581-618). Другой данник каганата –  Иран – в 588 году нанес поражение западным тюркам, а к 590 году Византия отняла у тюрок Боспор. После смерти Тарду Боке-кагана в 603 году произошел официальный раздел Тюркской державы на Восточный (центральноазиатский) и Западный (среднеазиатский) каганаты. 
 

Развитие сотрудничества Кыргызстана со странами дальнего зарубежья.
      С обретением суверенитета Кыргызская Республика обрела статус полноправного субъекта международных отношений.
      Кыргызская  Республика с 1992 года - член Организации  Объединенных Наций, более 30 международных организаций. На 1 января 2000 года она уже признана 120 государствами, с 105 из них установлены дипломатические отношения. Международное сотрудничество страны укрепляют 35 диппредставительств, действующих в государствах ближнего и дальнего зарубежья.
      Кыргызстан  вступил в крупнейшие финансовые институты мира: Международный Валютный Фонд (май 1992 года), Всемирный Банк (сентябрь 1992 года), Европейский Банк Развития и Реконструкции (1992 года), Азиатский  и Исламский банки развития (апрель 1994 года). Кыргызстан заинтересован в них, как в источнике кредитов и инвестиций.
      Кыргызская  Республика развивает свои отношения  со странами азиатского континента - Китаем, Турцией, Японией, Республикой Южная  Корея, с развитыми странами Запада - США, Германией, Канадой, Италией, Великобританией.
      Использование иностранного капитала рассматривается  в Кыргызской Республике в качестве ключевого направления внешнеэкономической  политики. Прилагаются усилия по обеспечению  благоприятного инвестиционного климата  с целью привлечения иностранных капиталовложений в национальную экономику. За 1992-1997 годы было зарегистрировано 428 совместных и 168 иностранных предприятий.
      Итоги первых лет суверенитета показали, что Кыргызстан как страна с малой  открытой экономикой сильно зависит от внешнеэкономических связей. Поэтому повышение их эффективности является одним из ключевых факторов стабилизации и роста экономики республики. Поэтому экономическая дипломатия для Кыргызстана становится едва ли не  главенствующей.
      Импорт  из стран дальнего зарубежья возрос в 2,8 раза. Основными партнерами по импорту были Китай (19%), Бразилия и Турция (14-16%), Великобритания (12%), США (12%), Германия (9%) и Куба (7%).
      Сокращение  объемов производства, неконкурентоспособности  продукции стало причиной уменьшения объема экспорта. В итоге в 1996 году он составил всего 12,5% ВВП.
      Экспорт товаров осуществляется в 41 государство, основная его доля приходится на Китай  – 53% от общего объема, Великобританию – 23%. Остальная часть экспортируемой продукции направляется в другие страны. Кыргызстан вывозит кожсырье, табак, хлопок, текстиль, трикотаж, медь, сахар, продукцию неорганической химии, редкоземельные металлы, сурьму, насосы, ковры, а также реэкспортируют цветные и черные металлы. 
 

М. Кашгари и его  «Словарь тюркских наречий».
      Караханидский тюрк, ученый-филолог Махмуд ибн  Хусейн Махмуд Кашгари, судя по содержанию его "Словаря", был из рода правителей Караханидов. Отец Махмуда Кашгари  – уроженец города Барсхана (южное  побережье озера Иссык-Куль). Первоначальное образование Махмуд получил в Кашгаре, продолжил его в Багдаде. Он отлично владел арабским языком, хорошо знал жизнь тюркских народов. Из двух его книг до нас дошел лишь "Диван лугат ат-турк" ("Словарь тюркских наречий"), составленный на арабском языке между 1072-1077 годами. Его труд является важнейшим источником для изучения истории развития языков тюркской системы.
      В "Словаре" Махмуда  Кашгари  собран материал по языкам различных  тюркских народов. Наиболее полно отражен  словарный состав тюркских племен, входивших в состав государства Караханидов; большая часть образцов фольклора. Кроме того, в "Словаре" Махмуда Кашгари имеются исторические и географические сведения о племенном составе тюрок, об озерах, городах и населенных пунктах в пределах государства Караханидов. Кыргызы как одно из тюркских племен упоминаются в поэме в 5 местах. 
 

Образование каганата енисейских кыргызов и эпоха  «кыргызского великодержавия».
      В I-V веках енисейские кыргызы находились в составе племенных союзов теле, жужани. В VI веке кыргызы оказались в составе Тюркского каганата. Только в VII веке, ажо Барс-беку удалось уравнять кыргызское государство с тюркским. В конце VII века он принял титул кагана. Кроме союза с тюргешами, в борьбе с тюрками энергичный Барс-бек пытался заручиться поддержкой Танской империи и Тибета.
      В 709 году тюркские войска форсировали  Енисей, Барс-бек занял перевалы через Саяны и ждал помощи от своих  союзников, но те не пришли. Зимой 710-711 годов отряды тюрок, возглавляемые Бильге-ханом, его братом Кюль-тегином, и старым опытным военачальником Тоньюкуком, обрушились на кыргызов. Три дня длилась битва в Черни Сунга. Кыргызы потерпели поражение, Барс-бек погиб. Вновь - на 30 лет - кыргызы платили дань тюркам.
      В 758 году уйгуры завоевали кыргызское государство. Кыргызский каган утратил  титул кагана. Только в результате 20-летней войны с уйгурами (820-841 годы), кыргызская армия разгромила уйгуров, кыргызы вновь приобрели независимость.
      Государство енисейских кыргызов, образованное на развалинах Уйгурского каганата, занимало огромную территорию. На севере и востоке  его границы проходили по рекам  Ангара, Селенга и по хребту Большой  Хинган, на юге – по пустыне Гоби, на западе – по реке Иртыш.
      Население государства енисейских кыргызов насчитывало  до полумиллиона человек, не считая зависимых  племен, которые платили дань кыргызам пушниной. В период «кыргызского великодержавия»  енисейские кыргызы представляли собой  грозную силу, могли выставить до 80 тысяч воинов. Это было время невиданного подъема кыргызского военного искусства, государственности, культуры, роста могущества военно-феодальной знати, период территориальных захватов. В каганате получили распространение руническая письменность и религии.
      История кыргызского народа ХI-ХII веков –  малоизученная страница. Согласно письменным источникам, накануне монгольского нашествия  страна кыргызов охватывала территорию Объ-Иртышского междуречья (на северо-западе Алтая), Верхнего (Тува) и Среднего (Минусинская котловина) Енисея.
      К ХIII веку Кыргызский каганат на Енисее распался на несколько владений. Каждое из них возглавлял правитель –  инал. Самыми сильными были два княжества: Кыргыз и Кем-Кемджиут.
      Зимой 1207-1208 годов Чингисхан послал своих послов к енисейским кыргызам. Кыргызы с почтением приняли их, приготовили для Чингисхана большие дары. Считается, что с этого момента кыргызы подчинились монголам. 
 

Сотрудничество  Кыргызстана с  государствами СНГ.
      С обретением суверенитета Кыргызская Республика обрела статус полноправного субъекта международных отношений.
      За  годы независимости сформировались приоритетные направления. Из них наиболее значимое для Кыргызстана - Содружество  Независимых Государств (СНГ), особенно стран Центральной Азии. Создание Единого экономического пространства между Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном (июль 1994 года) явилось основой расширения взаимовыгодного сотрудничества между ними.
      Сотрудничество  и взаимоотношения центральноазиатских  государств развиваются на основе фундаментальных межгосударственных соглашений и договоров, принятых в 1991-2004 годах на официальных встречах руководителей республик.
      Договоры  и соглашения социально-экономического характера были заключены и с  другими союзными республиками. За 1992-1999 годы были заключены около 130 договоров и соглашений в области экономического, военно-политического, культурно-гуманитарного сотрудничества.
      С середины 1995 года стали более остро  проявляться необходимость расширения и углубления интеграционных процессов между странами СНГ, создание надежных и эффективных механизмов их реализации. В этом плане особую актуальность приобретают Договора о сотрудничестве, заключенные между Кыргызстаном и Арменией, Азербайджаном, Грузии, Молдовой и Украиной. 
 

Сыдыков А. Общественно-государственная деятельность.
      Абдыкерим Сыдыков родился в 1889 году в семье манапа племени солто. Он состоял в близком родстве со знаменитым кыргызским батыром Байтик Канай уулу, который в свое время возглавлял восстание кыргызов против Кокандского ханства в Чуйской долине.
      Детство А. Сыдыкова прошло в местности Башкара-Су (ныне - Аламединский район). Обучался в  мусульманском мектебе, изучал арабский язык.
      В 1904 году в числе 15 учеников из Пишпека  поступил на платное обучение в Верненскую мужскую гимназию.
      В 1911 году по окончании гимназии поступил на ветеринарный факультет Казанского университета, учебу в которой  был вынужден бросить по причине  болезни.
      С 1913 года стал работать переводчиком Пишпекского  уездного управления. Имел классный чин  коллежского регистратора, что соответствовало званию подпоручика, награжден орденом святого Станислава III степени.
      Затем становится заместителем Пишпекского  уездного комиссара – представителя  Временного правительства.
      Был одним из организаторов Пишпекского  отделения партии “Алаш-Орда”, впоследствии состоял в партии левых эсеров.
      В 1918 году вступил в партию большевиков.
      В 1922 году был председателем оргкомитета  по созданию самостоятельной Кыргызской Горной области в составе Туркестанской  Республики. Именно Абдыкерим Сыдыков и Жусуп Абдрахманов вместе с группой единомышленников выступили против включения Семиреченской и Сыр-Дарьинской областей в состав Казахстана.
      С 1925 по 1932 год находился в Ташкенте, в распоряжении ЦИК Туркестанской  АССР.
      В 1932 году назначается заместителем председателя Госплана Киргизской АССР.
      9 мая 1933 года арестован и 18 февраля  1938 года в возрасте 49 лет расстрелян  как «контреволюционер». 
 

Нашествие кара-китаев и борьба кыргызского народа за независимость.
      Потомки киданей (другое название - каракитаи) – монгольских кочевников из Восточной Монголии, оказавшиеся на территории Кыргызстана, впоследствии вошли в состав кыргызской народности под названием “кытай” или “каракытай”. От названия народа киданей происходит и слово “Китай”.
      В первой четверти ХI века север Китая был захвачены киданями, где было ими образовано государство Ляо.
      В 1125 году чжурчжэни разгромили киданьское государство Ляо. Часть киданьских племен, возглавляемая Елюй Даши отступила  в сторону современного Кыргызстана.
      В начале ХII века внутренние противоречия в Западном и в Восточном Караханидских каганатах привели к их распаду и захвату киданями. Крупные племена карлуков открыто выступили против баласагунского кагана, отказавшись признавать его власть. Правитель Восточного Караханидского каганата вынужден был обратиться за помощью к каракитаям. Воспользовавшись этим приглашением Елюй Даши завоевал Семиречье с городом Баласагуном и основал огромную империю, доходившую на северо-востоке до реки Енисей. Затем кидани присоединили все остальные владения восточных Караханидов и начали угрожать западным (мавераннахрским) Караханидам.
      В начале 40-х годов ХI века усилилось противостояние между карлуками и Караханидами. Караханидский каган Махмуд обратился за помощью к сельжукскому султану Санджару, а карлуки – к Елюй Даши. 9 сентября 1141 года в Катванской степи близ Самарканда произошло сражение, в результате кидане и карлуки нанесли поражение Махмуду и Санджару. Кидане заняли Бухару и весь центральный Мавераннахр.
      После Катванской битвы соотношение политических сил в Средней Азии изменилось. Кидане сделали Караханидов своими вассалами. Киданьские правители ограничивались в основном взиманием налогов – десятины – с населения своего государства и данью – с зависимых соседних областей.
      В Баласагуне воцарился гурхан Елюй Даши. Гурхан всячески поощрял удельную раздробленность, соперничество и вражду во владениях  Караханидов.
      Правящую  династию киданей уничтожил найманский хан Кучлук. Найманы были многочисленным народом, кочевавшим между Хангаем и Алтаем и в верховьях Иртыша. Весной 1205 года войска Чингисхана нанесли поражение найманам во главе с Кучлуком. После этого Кучлук через земли уйгуров ушел к киданям, где сначала поступил на службу к киданьскому гурхану, а затем пленил его. Административный аппарат и войско гурхана перешли на службу Кучлуку. 
 

Образование, наука и культура суверенного Кыргызстана.
      С образованием суверенной Кыргызской Республики, в соответствии с Законом о  государственном языке увеличилось  количество кыргызских школ, возобновилось изучение кыргызского языка в русских и нерусских школах республики. С 1992 года появились новые типы и виды школ. На основе закона «Об образовании» (декабрь 1992 года) завершена деполитизация образования, осуществляется его гуманизация, складывается многоуровневая система образования.
      Система профтехобразования насчитывает 39 профессиональных лицеев, 75 профтехучилищ.
      Система высшего образования республики сложилась в советский период. С 1993 года идет внедрение негосударственных  структур образования и платных форм обучения. Одновременно снижается план приема на бюджетную форму обучения.
      В соответствии с Президентской программой «Кадры XXI века», Национальной программой «Билим» в республике определен  перечень 9 направлений, около 200 специальностей с полным высшим и 300 с незаконченным высшим образованием. Политика государства направлена на сохранение единого образовательного пространства со странами СНГ. Созданы Кыргызско-Российский (Славянский), Кыргызско-Узбекский университеты.
      Политика  вхождения в мировое образовательное пространство способствовала созданию учебных заведений совместного подчинения: Кыргызско-Турецкий университет, Американский университет в Центральной Азии, Кыргызско-Европейский, Кыргызско-Арабский и другие факультеты.
      Помощь в развитии образования оказывают международные организации - ТЕМПУС, ПРООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, Корпус мира, ДАНИДА, Фонд «Сорос-Кыргызстан».
      С распадом СССР распалось единое научное  пространство, разрушились научные  связи, исчезла научная информация, сокращается финансирование науки, многие научные работники перешли на работу в иные структуры.
      В условиях суверенитета Постановлением Правительства от 28 августа 1993 года республиканской Академии Наук присвоен статус Национальной. При ней организованы новые институты, ряд научно-исследовательских центров.
      Экономический кризис обусловил сокращение финансирования учреждений культуры. Со стороны государства  делаются попытки сохранить духовные ценности кыргызстанского общества в переходный период. И на эти  цели направлена Президентская программа «Маданият». 
 

Абдрахманов Ж. Общественно-государственная деятельность.
      Жусуп Абдрахманов (1904-1938) родился в селе Чиркей Кунгей Ак-Суйской волости  Пржевальского уезда в семье  манапа Абдрахмана. В 1915 году он блестяще окончил русско-туземное училище с. Сосновка, затем - учился в Пржевальском начальном училище. В 1916 году был в числе беженцев во время исхода кыргызов в Китай. После возвращения из Китая вступил в Красную Армию и участвовал в установлении Советской власти в Кыргызстане.
      В 1919 году учился на командирских курсах в г. Верном. До мая 1920 года был вторым секретарем партийного бюро Кара-Киргизской автономной области.
      С марта 1927 года – председатель Совета Народных Комиссаров Киргизской АССР. В 1933 году по ложному обвинению был снят с должности и направлен на работу в г. Самара, затем в Оренбургскую область. В 1937 году по клевете в принадлежности к контрреволюционной организации «Алаш-Ордо» арестован и доставлен из Оренбурга во Фрунзе.
      В возрасте 36 лет был расстрелян. Реабилитрован в 1958 году. 
 

Государство Дабан. Кыргызский отрезок  Великого Шелкового  пути. Доктрина Президента Кыргызской Республики А.А. Акаева «Дипломатия  Шелкового пути».
      В то время как Алай и Тянь-Шань населяли кочевые племена, часть  территории Южного Кыргызстана входила в состав рабовладельческого государства Давань в Ферганской долине.
      В китайских источниках Давань (по древнеперсидским источникам – Паркана) характеризуется  как густонаселенная страна (300 тысяч  человек) с большим количеством  городов (их было свыше 70) и с сильным войском (60 тысяч воинов).
      Столицей  государства был город Эрши.
      Давань  описывается как страна развитого  земледелия. Особенно славились ферганские кони, ставшие объектом поклонения в Китае, который стремился заполучить их для укрепления своей конницы.
      Начиная со II века до нашей эры действовал караванный путь – Северная дорога из Кашгара в Давань - одно из ответвлений  Великого Шелкового пути.
      Давань  проводила независимую политику. В 104-99 годах до н.э. Давань отстояла независимость в борьбе с Ханьским Китаем.
      В конце I века до нашей эры государство  Давань вошло в состав Кушанского царства.
      Великий Шелковый путь - система караванных путей, пересекавших Евразию от Средиземноморья  до Китая и служивших в эпоху  древности и средневековья важным каналом осуществления торговых и культурных связей населения этих регионов, просуществовавшая около 15 веков. Впервые Великий Шелковый путь начал функционировать от столицы Китая до столицы Римской империи во II веке до н.э. Общая протяженность его составляла около 7 тысяч километров.
      Понятие «Шелковый путь» введено в  науку в XIX веке немецким ученым Фердинандом  Рихтгофеном.
      Распад  Монгольской империи имел своим  результатом прекращение караванной торговли Европы с Китаем и Индией через Среднюю Азию и Монголию, а падение Константинополя и турецкие завоевания в Передней Азии и на Балканском полуострове в XV веке почти полностью закрыли торговый путь с Запада на Восток через Малую Азию и Сирию.
      В сентябре 1998 года Президент Кыргызской Республики А.А. Акаев выступил с инициативой возрождения Великого Шелкового пути для превращения региона в зону стабильности, безопасности, дружбы, сотрудничества и партнерства.
      Развитие  политических и торгово-экономических  отношений на современном этапе  немыслимо без укрепления дружественных и взаимополезных отношений между всеми государствами региона Шелкового пути.
      Если  в прошлом Великий Шелковый путь играл роль связующего моста, то сейчас, в условиях глобализации, предназначение его выходит далеко за рамки только одного этого измерения. Гонка вооружений, локальные конфликты, экстремизм и терроризм, незаконное производство и распространение наркотических веществ, стихийные бедствия и катастрофы техногенного и антропогенного характера – эти проблемы приводят к осознанию необходимости возрождения Великого Шелкового пути на качественно новой основе.
      Будучи  в самом центре евразийского материка, на стыке нескольких цивилизаций, впитав многообразие культур, Кыргызстан в  современных условиях имеет необходимые  предпосылки для того, чтобы стать мостом дружбы и сотрудничества между всеми странами, которые входят в регион Великого Шелкового пути.
      Идея  возрождения Великого Шелкового  пути находит широкую международную  поддержку. 
 

Воины-кыргызстанцы на полях сражений Великой Отечественной войны.
      За  время Великой Отечественной  войны в Вооруженные Силы было призвано 363,2 тыс. военнообязанных, или  каждый пятый житель Кыргызстана, в  том числе 1395 женщин.
      Одну  из самых блистательных страниц  в историю Великой Отечественной  войны вписала 316-я стрелковая дивизия, которой командовал военный комиссар Киргизской ССР, генерал-майор И.В. Панфилов. В  бою у разъезда Дубосеково, из 28 панфиловцев погибли смертью храбрых 23, но преградили путь фашистам к Москве. Всем 28 бойцам было присвоено звание Героя Советского Союза, в их числе Д. Шопоков, Н. Ананьев, Г. Шемякин, И. Москаленко, Г. Конкин, Г. Петренко. На боевом посту пал смертью храбрых генерал-майор И.В. Панфилов.
      В битве на Волге Чолпонбай Тулебердиев 6 августа 1942 года своим телом закрыл вражеский дзот.
      23 марта 1943 года в районе Харькова  наводчик орудия сержант Д.  Асанов за 4 часа боя уничтожил  8 танков, 6 бронемашин и до 40 солдат  противника.
      5 июля 1943 года в Курской битве  подвиг совершил кыргызстанец, командир  минометного пока М. Ванахун.
      В Одерской операции в феврале 1945 года за высокие боевые подвиги звание Героя Советского Союза было присвоенр  кыргызстанцам К. Усенбекову, С. Лутфуллаеву, И.А. Гришину, В. Степаненко, В.М. Кайкину, Е.В. Трясину.
      В штурме Берлина активное участие принимали многие воины-кыргызстанцы: летчик-штурман, дважды Герой Советского Союза Т.Я. Бегельдинов, командир батальона старший лейтенант А. Суюмбаев,  капитан Б. Байбулатов и другие.
      Более 100 тысяч воинов и тружеников Кыргызстана  были награждены орденами и медалями, 20 из них стали полными кавалерами ордена Славы, 73 кыргызстанцам присвоено звание Героя Советского Союза. 
 

Айдарбеков  И. Общественно-государственная деятельность.
      Иманалы Айдарбеков родился в 1884 году в окрестностях Пишпека в семье манапа Айдарбека Турдина. Образование получил в лучшей в крае Пишпекской школе садоводства и в Ташкентской гидротехнической школе. Стал одним из первых в Пишпекском уезде образованных кыргызов: писарь сельской управы, переводчик Переселенческого управления.
      В 1917-1918 годах Айдарбеков был активистом кыргызско-казахской партии «Алаш-Орда», затем активным членом местного отделения партии левых социалистов-революционеров. В 1918 году И. Айдарбеков вступил в ряды большевиков.
      После работы следователем Пишпекского отдела Семиреченской областной Чрезвычайной комиссии, его избрали председателем Пишпекского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, в октябре 1924 года назначили председателем Ревкома Кара-Киргизской автономной области в составе 17 человек.
      В 1925 году он был смещен со своей должности, занимал более скромные посты. В  сентябре 1937 года по ложному обвинению  И. Айдарбеков был арестован, 5 ноября 1938 года расстрелян. 
 

Борьба  кыргызского народа против кокандского  гнета.
      В течение 1762-1831 годов территория Кыргызстана была завоевана Кокандским ханством. Кокандское завоевание принесло кыргызскому народу тяжелый феодальный гнет. Власть правителей Коканда поддерживалась лишь вооруженной силой.
      Наибольший  размах борьба кыргызского народа приобрела  в годы правления последнего кокандского хана – Худояра. Правление Худояр-хана вошло в историю как период наиболее жестокого угнетения кыргызского народа.
      В начале 30-х годов XIX века предводителем  тяньшаньских кыргызов против кокандцев  выступил Тайлак-баатыр cо своим братом Атантаем. Под их руководством повстанцы напали на крепость Куртка и взяли ее. Хан послал карательный отряд, но тот потерпел поражение. Восстание было подавлено, когда ханский лазутчик под видом лекаря проник к Тайлаку и отравил его.
      Крупное восстание алайских и ошских кыргызов, вспыхнувшее в 1845 году, потрясло устои Кокандского ханства. Возглавил его Алымбек-датка, ханский наместник в Андижанском вилайете, правитель Алая.
      Восстание кыргызов в Чуйской долине в 1862 году проходило под руководством бия племени солто Байтика Каная уулу.
      Весной 1873 года в Южном Кыргызстане вспыхнуло  восстание, продолжавшееся до самого падения  Кокандского ханства. Поводом для  восстания послужило убийство ханом 40 кыргызских и кыпчакских старшин, прибывших на переговоры с Худояр-ханом. Возглавил народное движение кыргыз из рода бостон – молдо Исхак Хасан-уулу (1846-1876), принявший имя Пулат-хан. В 1875 году народное движение против кокандского ига достигло своего апогея. Худояр-хан под защитой русского военного отряда бежал в Ташкент. Ханом был провозглашен его сын Насреддин-бек, правитель Андижана. Но повстанцы не признали Насреддина и провозгласили ханом Исхака Хасан уулу, подняв его по традиции на белом войлоке как Пулат-хана. 
 

Общенародная  помощь кыргызстанцев фронту и освобожденным районам СССР.
      Победы  Красной Армии на фронтах Великой  Отечественной войны были бы невозможны без тружеников тыла.
      «Все  для фронта, все для победы!» - такова была главная идея директивы  СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 29 июня 1941 года.
      Для усиления помощи фронту все отрасли народного хозяйства Кыргызстана были перестроены применительно к требованиям войны.
      Первостепенное  значение для увеличения выпуска  военной продукции имело восстановление эвакуированных из прифронтовых районов  СССР 30 крупных промышленных предприятий с рабочими кадрами.
      Выдержало испытание войной и колхозное  крестьянство. Большинство трудоспособных мужчин ушло на фронт. Многие труженники деревни были мобилизованы для работы  в промышленности.
      Высокая самосознательность советских людей выражалась не только в труде, они оказывали государству материальную помощь личными сбережениями. Общая сумма средств, внесенных населением Кыргызстана за годы войны в фонд обороны и на строительство боевой техники, составила 186 млн. рублей деньгами и 76,5 кг золота и серебра. Эти средства достаточны были для строительства 93 танков или 186 боевых самолетов.
      Танковая  колонна «Советский Кыргызстан», созданная  на Кировском заводе танкостроителей  в Челябинске, участвовала в разгроме немецко-фашистских захватчиков на Волге и под Харьковым, в освобождении Донбасса.
      Население Кыргызстана принимало активное участие в возрождении освобожденных  от врага районов страны. В освобожденные  от оккупации районы CCCH из Кыргызстана было послано 665 специалистов сельского хозяйства, откомандировано 1523 руководящих партийно-советских и хозяйственных работников, было передано 20 тысяч лошадей, 10 тысяч голов крупного рогатого скота, 100 тысяч голов овец и коз, 1315 свиней. 
 
 
 

Орозбеков А. Общественно-государственная деятельность.
      Абдыкадыр Орозбеков (1889-1938) родился в кишлаке  Охна Маргаланского уезда. Участвовал в рабочем движении Туркестана, активно  боролся за установление и уркпление  Советской власти в Кыргызстане. В годы гражданской войны прошел путь от рядового бойца до командира отряда и комиссара.
      В 1924-1925 годах был начальником аграрного  отдела Ошского окружного Совета трудящихся, затем ответственным  секретарем. Делегат учредительного съезда Совета рабочих, крестьянских и  солдатских депутатов Кара-Киргизской автономной области, на котором был избран Председателем Исполкома.
      В 1927-1937 годах - председатель Центрального исполнительного комитета Киргизской АССР. В начале 1937 года А. Орозбекова вывели из состава бюро Киробкома  и отстранили от руководства Центрисполкомом. В том же 1937 году А. Орозбеков снова стал членом бюро Киробкома и председателем ЦИК Киргизской ССР.
      Осенью 1937 года Орозбеков окончательно смещен со всех постов и арестован. В НКВД бывший «всекиргизский староста» подвергся  пыткам и умер в тюремной больнице в начале 1938 года. Реабилитирован посмертно в 1956 году. 
 

Первобытнообщинный  строй на территории Кыргызстана.
      Первобытнообщинный  строй - первая общественно-экономическая  формация в истории человечества, начинается с момента выделения человека из животного мира (более 2,5 млн. лет назад) и завершается сложением классового общества, возникновением государства.
     Следы деятельности первобытного человека на территории Кыргызстана уходят в  эпоху раннего или нижнего палеолита. Памятников этого времени обнаружено не так много. Всего в Средней Азии найдено 10 пунктов, где сохранились орудия труда первобытных людей. Одной из первых находок было каменное орудие, найденное А.П. Окладниковым в 1953 году на глубине 25 м в Центральном Тянь-Шане, на левом берегу реки Он-Арча. Техника обработки каменного орудия позволяет датировать время его изготовления: 300 тысяч лет тому назад. Аналогично изготовленное орудие выявлено в Ходжа-Бакырган-Сае на юге Кыргызстана.
     Памятником  периода позднего палеолита является стоянка Ходжа-Гор у реки Исфара, орудия этого периода найдены в урочище Капчигай, в пещерах близ поселков Айдаркан, Кадамджай, в долине Кетмень-Тюбе.
      Памятники эпохи мезолита наиболее распространены на территории Кыргызстана. Мезолитические стоянки выявлены в верховьях реки Сох, в гроте Ташкумыр на левом берегу реки Кара-Су, в высокогорных пещерах Торугарта и Сары-Джаза, на побережье озера Чатыр-Куль.
      Памятники неолита в Кыргызстане еще слабо изучены, хотя и обнаружены в ряде мест: в Чуйской долине – на реке Аламедин, близ Токмока; на берегу Иссык-Куля, в местности Чолпон-Ата; в гроте Теке-Секирик на Тянь-Шане; на реке Сары-Джаз.
      Памятники энеолита на территории Кыргызстана пока не обнаружены. Эпоха представлена только древнейшей частью рисунков, выбитых на камнях урочища Саймалы-Таш. Саймалы-Таш – это грандиозный культовый центр эпохи энеолита и бронзы до средневековья.
      В бронзовом веке (II – начало I тысячелетия до нашей эры) развитие получили наскальные изображения, обнаруженные в Таласской долине и на Ферганском хребте.
      Переходу  к классовому обществу способствовало изготовление орудий труда из железа. Эпоха железа (с I тысячелетия до нашей эры) знаменательна и тем, что впервые историю этого времени начинают освещать письменные источники.
      Становление классового общества на территории Кыргызстана происходило в условиях сложения кочевого хозяйства и завершилось в середине VI века нашей эры. 
 

Колониальная  политика царского правительства в Кыргызстане. Андижанское восстание 1898 года.
      Вскоре  после отмены крепостного права в Росии началась колонизация Средней Азии, переселение безземельных крестьян из Российской империи в Туркестан.
      Первые  русские и украинские переселенцы-крестьяне  появились в Северном Кыргызстане  в 1868 году. К 1906 году в Туркестане насчитывалось более 77 тысяч переселенцев.
      В 1877-1878 годах после подавления антицинского восстания в Китае, спасаясь от маньчжуро-цинских  феодалов на кыргызской земле появляются беженцы - дунгане, уйгуры.
      Аграрная  политика и переселение крестьян в Кыргызстан привели к расширению колонизации, вытеснению кыргызов из плодородных земель. Русские и украинцы, составлявшие в Пржевальском уезде немногим более 20% населения, имели свыше 67% всей пахотной земли.
      Андижанское восстание 1898 года, участие в котором принимали узбеки, кыргызы и таджики, было направлено против царского самодержавия. Активное участие в нем принимали представители феодальной знати. Для достижения своих целей они объявили «газават» – священную войну против “неверных” русских. Узбекских и кыргызских дыйкан, ремесленников Андижанского, Маргеланского и Ошского уездов возглавил Мухаммед-Али-Халиф Мулла-Сабир-Суфиев, которого еще называли Мадали или Дукчи-ишаном.
      Царские власти послали в районы восстания  карательные отряды. Всего было арестовано 777 человек, из которых 415 были отданы под суд. 12 июня 1898 года Мадали-ишан и 12 других активных участников восстания были повешены, в ссылки и на каторгу были отправлены 362 человека. 
 

Исакеев Б. Общественно-государственная деятельность.
     Баялы Дыйканбаевич Исакеев (1897, Нарынская область, Кочкорский р-н – 1937) – партийный и государственный деятель.
     Выходец из семьи бедняка-кочевника. В 1916 году окончил русско-туземскую школу-интернат г. Нарын, в 1923 году – Коммунистический университет Средней Азии в Ташкенте, в 1926 году – партийную школу ЦК ВКП(б) в Москве. В 1917-1920 годах работал сторожем, перевозчиком частной почтовой станции Ортотокой, а потом – начальником станции.
     В 1920-1921 годах работал зав. отделом  парткома Нарынского уезда, в 1924-1927 годах  – зав. отдела Каракольского окружного комитета КП (б) Киргизской АССР.
     В 1927 году Исакеева назначают главным  редактором газеты «Кызыл Кыргызстан». В 1928-1929 годах он работает зав. отделом  ВКП(б) Киргизского обкома, в 1929-1930 годах  – народный комиссар земледелия. В 1930-1933 годах его назначают секретарем Киргизского обкома ВКП (б). В 1933-1937 годах - председатель Совета Народных Комиссаров Киргизской ССР. В 1937 году был репрессирован по обвинению в участии в контрреволюционной группе. Реабилитирован в 1957 году. 
 

Кыргызы в составе государства  Караханидов.
      Образование династии Караханидов и ее первые успехи обусловлены во многом принятием  ими новой религии – ислама. Родоначальником династии был Сатук  Абд ал-Керим, принявший титул "карахан" и первым из караханидских правителей принявший ислам.
      Завоевание  Караханидами Семиречья проходило  в борьбе с местными племенами.
      В 1041-1042 годах государство Караханидов  разделилось на 2 самостоятельных  каганата. Столицей Восточного каганата стал Баласагун, позже Кашгар, Западного каганата - Узгенд, позже Самарканд. Границей между восточными и западными Караханидами стал Ходжент.
      Ко  времени Караханидов относится  полное развитие феодальных отношений  на территории Кыргызстана. Здесь получила распространение т.н. икта (условное ленное землевладение). Караханидская  знать составляла основную массу  иктадаров.
      Формы земельной собственности определяли социальную структуру караханидского общества. В поэме “Кутадгу билиг” (“Благодатное знание”) Жусупа Баласагына (1069 год) указывается, что народ (бодун), по достатку делился на богатых - байлар, средних - орто и бедняков - чыгайлар. В "Кутадгу билиг" упоминаются рабы.
      Самым большим городом в Чуйской  долине являлся Баласагун, одна из столиц Караханидского государства. В государстве  Караханидов использовалось сирийское, уйгурское и арабское письмо. Государственной  религией являлся ислам.
      В 1125 году, когда чжурчжени положили конец империи киданей, часть киданей во главе с гурханом Елюй-Даши двинулась на запад. Заняв владения восточных Караханидов, кидане в середине 1137 года нанесли поражение под Ходжентом войскам западных Караханидов и вернулись в Чуйскую долину.
      В начале 40-х годов XII века произошел конфликт между каганом Западного Караханидского каганата и вождями карлуков. Карлуки обратились за помощью к киданьскому гурхану, а караханидский каган к сельджукскому султану. 9 сентября 1141 года в степи Катван (вблизи Самарканда) состоялось сражение, окончившееся победой киданей, занявших Самарканд и Бухару. Гурханы киданей не вмешивались во внутренние дела завоеванных владений, а ограничивались взиманием дани.
      Сведения  о восточных Караханидах при  киданях почти отсутствуют. В начале XIII века здесь начались восстания, вызванные ослаблением власти гурхана, усилением произвола сборщиков дани и переселением в Тянь-Шань и Семиречье остатков разбитых Чингисханом в 1208 году на реке Иртыш меркитов и найманов. Продвижение монголов главе с Чжэбэ-нойоном на запад привело к захвату ими Баласагуна, а затем и всей Средней Азии.
      Эпоха Караханидов в средневековой  истории Кыргызстана знаменовала  собой подъем городского строительства, архитектуры, науки, литературы и искусства местных народов. 
 

Причины, характер и последствия  восстания 1916 года.
      Поводом к восстанию послужил изданный 25 июня 1916 года царский указ о мобилизации  на военно-тыловые работы коренного  мужского населения Поволжья, Восточной  Сибири, Туркестана и Казахстана в возрасте от 19 до 43 лет, которых отрывали от семейных очагов и заставляли покидать родные места.
      Сигналом  к стихийному началу восстания 1916 года послужило открытое выступление  трудящихся города Ходжента 4 июля. Уже  в июле вся Ферганская область, в том числе и южная часть Кыргызстана, оказалась охвачена восстанием. В течение августа 1916 года вся Семиреченская область также была вовлечена в орбиту восстания.
      12 августа значительная часть повстанцев  из Пишпекского и Пржевальского  уездов подошла к Токмоку. Началась осада Токмока, которая продолжалась в течение 10 дней, но безуспешно.
      10 августа восставшие подошли к  городу Пржевальску и окружили  его. Осада города продолжалась  до сентября месяца, когда повстанцы  вынуждены были снять осаду  города и отойти в горы.
      В Пишпекском и Пржевальском уездах были разгромлены 94 переселенческих поселка. В Пржевальском уезде было убито 2179 и без вести пропали 1299 человек. Восстание продолжалось до середины ноября. Большая часть коренного населения северных районов Кыргызстана, покидая родные места, бежала в Китай, преследуемая царскими карателями. Каратели жестоко расправлялись с ними. По приблизительным данным было убито около 4 тысяч кыргызов. Во время бегства в Китай от рук карателей погибли около 12 тысяч кыргызов. Общее число кыргызов-беженцев, прибывших в Китай, составляло около 130 тысяч. Более 70 тысяч из них погибли от голода, эпидемии тифа, цинги, многих царское правительство отказывалось принимать обратно.
      Восстание, несмотря на его размах, массовость, охват огромной территории и упорную борьбу повстанцев, потерпело поражение прежде всего из-за его стихийности, разрозненности. Восстание возникало в разных районах и в разное время. Оно не имело единого руководства и программы действий. Сказалось превосходство царских войск в боевой выучке и вооружении. Поражению способствовал и патриархально-родовой быт, политическая отсталость кыргызской крестьянской бедноты. 
 

Раззаков И.Р. Партийно-государственная деятельность.
      Исхак Раззаков родился в 1910 году в селе Коросон Лейлекского района (ныне Баткенской области). Названный при рождении Исаком, позже в документах ошибочно записан Исхаком. Он рано лишился родителей: в 3 года потерял мать, а в 10 - отца-шахтера. Воспитывался сначала в детском доме города Ходжент, затем в Ташкентском интернате.
     В 1931 году закончил Ташкентский педагогический техникум, в 1938 году - Московский институт народного хозяйства.
     Свободно  владел кыргызским, русским, узбекским, таджикским языками.
     Вернувшись  по окончании учебы в Ташкент, стал работать в органах планирования: в 1939–1941 годах – сначала заместителем (в 29 лет), а потом председателем Госплана Узбекской ССР.
     В 1941–1944 годах – народный комиссар просвещения (в 30 лет), заместитель председателя Совета народных комиссаров республики.
     В 1945 году избран секретарем ЦК КП Узбекской  ССР.
     В течение последующих 16 лет находился  на руководящих постах Кыргызстана: в 1945-1950 годах возглавлял Совет народных комиссаров, а следующие 11 лет был  Первым секретарем ЦК Компартии.
     В 1961 году переведен на работу в Москву.
     По  состоянию здоровья отказался поехать  послом за рубеж.
     Назначен  начальником отдела пищевой промышленности Государственного экономического совета СССР.
     В 1965 году переведен в аппарат Госплана СССР, откуда ушел на пенсию.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.