На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Результативность действия встроенных стабилизаторов в экономике РФ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Кафедра общей экономической теории 
 
 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАКРОЭКОНОМИКА» 
 
 

Тема: Результативность действия встроенных стабилизаторов в экономике РФ 
 
 

Выполнила: студентка ФФК и МЭО
Научный руководитель: 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт – Петербург  2010
 


                                                   Содержание 
 

    Введение……………………………………………………………….3          
    Раздел 1.
      Фискальная политика…………………………………………..4    
      Недискреционная фискальная политика (встроенные стабилизаторы)…………………………………………………6        
    Раздел 2.
      Действие встроенных стабилизаторов в РФ…………………10    
    Заключение……………………………………………………………17        
    Список литературы…………………………………………………...18         
 

ВВЕДЕНИЕ
     Проведение  серьезной экономической ломки  обусловило сложность процесса формирования налоговой системы России. Ее адаптация к рыночным условиям началась в 1991-1992 гг. и в период коренного преобразования экономических отношений выполняла задачу бесперебойного пополнения государственного бюджета. За время создания налоговой системы Российской Федерации в целях усиления ее позитивного влияния на экономику страны был проведен ряд крупных налоговых мероприятий, затрагивающих как изменение структуры взимаемых налогов (отмену некоторых из них и введение новых), так и методику их исчисления и уплаты. Проблема повышения эффективности налоговой системы, способствующей стабильному экономическому росту, в настоящее время занимает особое место в научных публикациях.
       Система налогообложения представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения, она включает постоянные и косвенные налоги. Поэтому при грамотном построении налоговая система может являться мощным инструментом в руках государства для корректировки экономического курса.
     Главной целью осуществления налоговой политики является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной функциями налогов. Для этого и проводятся налоговые реформы, которые призваны обеспечить справедливое распределение налогового бремени, установить оптимальные налоговые ставки и способствовать упрощению налоговой системы.
     При грамотном построении система налогообложения  может эффективно регулировать социально-экономические  процессы в обществе, доходы предприятий  и населения. Налоги должны быть нацелены на ограничение высоких доходов и поддержку малоимущих граждан путем предоставления льгот. В идеале, налоги выступают элементом механизма, оказывающего существенное влияние на демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления. С их помощью можно регулировать потребление. Например, высокие акцизные ставки влияют на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог. Основными инструментами налоговой политики выступают налоговые ставки и налоговые льготы. Цель данной работы определить результативность налогов РФ, как стабилизаторов экономики. Установить, в какой степени налоги выполняют роль регуляторов социально-экономических процессов.
 

РАЗДЕЛ 1
1.1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 

      Главными  средствами перераспределения доходов и наиболее  важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги.  Это тесно связанные категории,  поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике.  Часто вместо  термина  «бюджетно-налоговый» используют его  синоним  «фискальный»        (от  лат.  fiscus  - государственная   казна    и     fiscalis    -   относящийся    к    казне).
      Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это  система  регулирования правительством  экономики  с  помощью  изменений  государственных  расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с  целью  изменения  реального объема  производства  и  занятости,  контроля  над  инфляцией  и   ускорения экономического роста. Налоги и государственные расходы являются  основными инструментами фискальной политики. Фискальная  политика   может как благотворно,  так и достаточно   болезненно   воздействовать   на   стабильность    национальной экономики.
      Фискальная  политика  объединяет  в  себе  такие  крупные  виды,  формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.
      Современная  фискальная  политика  определяет   основные   направления использования  финансовых  ресурсов  государства,  методы  финансирования  и главные источники пополнения казны. В зависимости от  конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе  с тем используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные  финансовые методы регулирования экономики.
      К  прямым  методам   относятся   способы   бюджетного   регулирования.
Средствами  государственного бюджета финансируются:
     - затраты на расширенное воспроизводство;
     - непроизводительные расходы государства;
     - развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;
     - проведение структурной политики;
     - содержание военно-промышленного  комплекса и т.п.
      С помощью косвенных методов  государство  воздействует  на  финансовые возможности производителей товаров и услуг  и на  размеры потребительского спроса.
      Важную  роль  здесь  играет  система  налогообложения.  Изменяя  ставки налогов на различные виды доходов,  предоставляя  налоговые  льготы,  снижая необлагаемый  минимум  доходов  и  т.п.,  государство   стремится   добиться возможно более устойчивых темпов  экономического  роста  и  избежать  резких взлетов и падений производства.
      К числу важных косвенных методов, содействующих  накоплению  капитала, относится  политика  ускоренной  амортизации.   По   существу,   государство освобождает  предпринимателей   от   уплаты   налогов   с   части   прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд.
      В зависимости от характера использования  прямых и косвенных финансовых методов  экономическая  наука  различает  два   типа   фискальной   политики государства:
     - дискреционную;
     - автоматическую (недискреционную).
      Инструменты  фискальной  политики  используются  государством,   чтобы оказать влияние на совокупный спрос и  совокупное  предложение,  воздействуя тем самым на общую экономическую  конъюнктуру,  способствовать  стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические  меры,  противодействующие чрезмерным колебаниям экономических  параметров,  угрожающим  возникновением кризисных явлений.
 

1.2. НЕДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (встроенные стабилизаторы)
      Один  из видов фискальной  политики  – недискреционная,  или   политика автоматических   (встроенных)   стабилизаторов.   Ограниченные   возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям,  вызванным новыми  хозяйственными пропорциями, делает  необходимым  дополнить  ее  иным видом фискальной политики,  способной  непрерывно  корректировать  налоговые поступления. Это  осуществляется  автоматически  с  помощью  так  называемых встроенных стабилизаторов.
      Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), то правительство проводит политику сдерживания деловой активности – сокращает государственные  расходы, увеличивает налоги. Эти меры сочетаются таким образом, чтобы мультипликационный эффект уменьшения расходов был больше, чем мультипликатор роста налогов. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.
      "Встроенный" (автоматический) стабилизатор -  экономический  механизм, позволяющий снизить амплитуду  циклических  колебаний  уровней  занятости  и выпуска,  не   прибегая   к   частым   изменениям   экономической   политики правительства. В качестве  таких  стабилизаторов  в  индустриальных  странах обычно   выступают   прогрессивная    система    налогообложения,    система государственных трансфертов (в  том  числе  страхование  по  безработице)  и система участия в прибылях.
      Встроенные  стабилизаторы экономики  относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов  дискреционной  фискальной
политики,  так  как  эти  механизмы   "включаются"   без   непосредственного
вмешательства государства.
      На  фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном  налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Стало быть, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост. 
На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств.

      Суть встроенных стабилизаторов заключается в увязке ставок налогов с  величиной получаемого дохода. Почти все налоги построены таким образом, что  позволяют  обеспечить рост налоговых поступлений с  увеличением  чистого  национального  продукта. Это  касается  подоходного  налога  на   физических   лиц,   который   имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость;  налога с продаж, акцизов.
      Размеры государственных расходов  постоянно меняются.  Но  эти изменения зависят от  решений парламента  и правительства, а не от роста ВНП (валового национального продукта).  Поэтому нет прямой связи  государственных  расходов  от  увеличения ЧНП. Налоговые же  поступления  во  время  подъема  растут.  Это  происходит потому, что  увеличиваются  продажи  и  доходы.  Изъятие  же  части  доходов налогами сдерживает темпы экономического  роста  и  инфляции.  В  результате действующих  сил,  помимо  усилий  правительства,  предотвращается  перегрев экономики из-за диспропорций во время подъема.
      В этот период налоговые поступления  превышают государственные расходы (T>G).  Возникает излишек—  профицит  государственного   бюджета,   который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым  в депрессивный период экономики.
      Также происходит и падение налоговых  поступлений в период, когда  ЧНП уменьшается, т. е. падает производство, что  ведет  к  образованию  дефицита государственного  бюджета  (G>T).  Если  бы  объем   налоговых   поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса,  хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические  риски,  что спровоцировало  дальнейшее  свертывание  производства.  Значит,   уменьшение налоговых  поступлений  в  этот  период  объективно  оберегает  общество  от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.
      Циклический дефицит (излишек)  -  дефицит  (излишек)  государственного бюджета,  вызванный  автоматическим  сокращением   (увеличением)   налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на  фоне спада (подъема) деловой активности.
      Встроенные  стабилизаторы не  устраняют  причин  циклических  колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального  уровня,  а  только  ограничивают размах этих колебаний.
      На  основании данных  о  циклических  бюджетных  дефицитах  и  излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной  политики,  так  как   наличие   циклически    несбалансированного бюджета не  приближает   экономику   к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место  при  любом  уровне выпуска.  Поэтому   встроенные   стабилизаторы   экономики,   как   правило, сочетаются  с  мерами  дискреционной  фискальной   политики   правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.
      Признано,  что  высшая  ставка  налогообложения  (для  самых   высоких доходов) должна быть 50—70%. Россия  сегодня  по  налоговым  поступлениям  явно  находится   не   в оптимальной  позиции.  В  результате  запланированная   величина   налоговых поступлении, превышающая 50 % ВВП, оказалась нереальной.
      Фактически  государство не может получить и 30-35% ВВП, что повлечет  за собой задержку выплаты заработной платы  работникам  бюджетных  организаций, усилению напряженности с ростом неплатежей предприятий друг другу. При  определенных  условиях  снижение налоговых  ставок  может  создать стимулы   для   бизнеса,   способствовать образованию   дополнительных   сбережении   и   тем   самым    содействовать инвестиционному процессу.  Уменьшение  банкротств   должно   способствовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков  при этом должно возрасти. 

      Рассмотрим  механизм действия автоматического  стабилизатора.
   G,T
   
          Рис. 1 Действие встроенного стабилизатора 

      Если  экономика находится в фазе циклического подъема Y2>Y0 , то, вследствие увеличения доходов, происходит автоматическое увеличение налогов, т.к. величина налоговых поступлений  зависит от автономных налогов (Та)  и налогов, являющихся зависимыми от величины доходов (tY). Одновременно с этим, вследствие увеличения занятости, происходит снижение госрасходов. И все это приводит к образованию бюджетного излишка и сдерживанию инфляции.
      Если  же экономика испытывает спад Y0>Y1 , то уменьшаются налоги, и возрастают государственные расходы. В результате этого образуется бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада.
      Величины  циклических дефицитов и излишков определяются степенью «крутизны» графиков налоговой и расходной функций. Угол наклона налоговой функции Т определяется величиной предельной налоговой ставки t , а угол наклона функции государственных расходов G – величиной , которая характеризует соотношение между изменением суммы получаемого трансферта и изменением величины дохода. Соответственно, чем выше уровень дохода, тем выше вносимый налог и ниже трансферт, получаемый от государства.
      Даже  в том случае, когда все государственные  расходы G упрощенно представлены как неизменная величина, независящая от динамики текущего дохода, степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше, чем выше уровень налоговых ставок t, и чем, соответственно, круче линия Т. В положении Т`  величины циклических бюджетных дефицитов и излишков больше, чем в положении Т, и поэтому встроенные стабилизаторы оказывают более сильное воздействие на рост или снижение совокупного спроса.
      Встроенные  стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального размера, а только ограничивают размах этих колебаний.
 

РАЗДЕЛ 2.
2.1. ДЕЙСТВИЕ ВСТРОЕННЫХ СТАБИЛИЗАТОРОВ В РФ
Начисление  и поступление  налогов в бюджетную  систему РФ за 2006 год.
  Начислено к уплате в текущем году Поступило налогов в доходы:
Федерального  бюджета Консолидированного  бюджета субъекта РФ
Налоговые доходы 4 482 549 856 2 681 250 121 2 745 642 314
Налог на прибыль 1 711 294 379 509 912 553 2 090 487 553
 
Начисление  и поступление  налогов в бюджетную  систему РФ за 2007 год.
  Начислено к уплате в текущем году Поступило налогов в доходы:
Федерального  бюджета Консолидированного  бюджета субъекта РФ
Налоговые доходы 5 149 777 610 3 340 732 997 3 610 249 089
Налог на прибыль 1 875 567 748 641 322 059 2 796 922 358
 
Начисление  и поступление  налогов в бюджетную  систему РФ за 2008 год.
  Начислено к уплате в текущем году Поступило налогов в доходы:
Федерального  бюджета Консолидированного  бюджета субъекта РФ
Налоговые доходы 6 098 524 807 3 569 656 482 4 374 547 539
Налог на прибыль 2 412 421 124 761 129 046 3 417 519 523
 
Начисление  и поступление  налогов в бюджетную систему РФ за 2009 год.
  Начислено к уплате в текущем году Поступило налогов в доходы:
Федерального  бюджета Консолидированного  бюджета субъекта РФ
Налоговые доходы 4 713 122 237 2 500 042 851 3 783 883 393
Налог на прибыль 1 353 872 645 195 419 814 2 734 079 050
 
Начисление  и поступление  налогов в бюджетную  систему РФ за 2010 год, по состоянию  на 1 апреля 2010 г.
  Начислено к уплате в текущем году Поступило налогов в доходы:
Федерального  бюджета Консолидированного  бюджета субъекта РФ
Налоговые доходы 1 464 059 422 824 230 383 932 605 303
Налог на прибыль 430 695 969 46 852 875 698 267 051
 

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей  
в консолидированный бюджет Российской Федерации  
по видам

млрд.рублей
  2008г. В % к  
2007г.
консолиди- 
рованный бюджет
в том числе консолиди- 
рованный бюджет
в том числе
феде-ральный  бюджет консолиди-рованные бюджеты субъектов  Российской Федерации феде- 
ральный бюджет
консолиди-рованные бюджеты субъектов  Российской Федерации
Всего 7948,9 3571,9 4377,0 114,3 106,9 121,2
в том  числе: 
налог на прибыль организаций
2513,0 761,1 1751,9 115,7 118,7 114,4
налог на доходы физических лиц 1665,6 - 1665,6 131,6 - 131,6
налог на добавленную стоимость на  
товары (работы, услуги), реализуемые  
на территории Российской Федерации
998,4 998,4 - 71,8 71,8 -
акцизы  по подакцизным товарам  
(продукции), производимым на  
территории Российской Федерации
314,7 125,2 189,4 108,6 115,1 104,6
налоги  на имущество 493,4 - 493,4 120,0 - 120,0
налоги, сборы и регулярные платежи  
за пользование природными ресурсами
1742,6 1637,5 105,1 141,1 141,5 135,2
из  них налог на добычу полезных  
ископаемых
1708,0 1604,7 103,4 142,6 142,9 138,8
поступления в счет погашения  
задолженности по перерасчетам по  
отмененным налогам, сборам и иным  
обязательным платежам
3,8 0,9 2,9 19,0 22,3 18,2
прочие 217,4 48,8 168,6 127,4 119,6 129,9
 
 
О поступлении администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе-марте 2010 года
Всего в январе-марте 2010 года в федеральный бюджет (без учета поступлений ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет) поступило 824,7 млрд. рублей, что на 32% больше, чем в январе-марте 2009 года.

 
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями  НДС (49%), налога на добычу полезных ископаемых (39%) и налога на прибыль (6%).


 

Поступления налога на прибыль организаций в январе-марте 2010 года составили 46,9 млрд. рублей, что в 2 раза меньше, чем в январе-марте 2009 года.  
Уменьшение поступлений в основном связано со снижением с 1 января 2009 года ставки для зачисления налога в федеральный бюджет с 6,5 до 2%. При этом, в соответствии с законодательством, ежемесячные авансовые платежи (за исключением платежей по фактически полученной прибыли) в I квартале 2009 года уплачивались по ставке 6,5%.

Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-марте 2010 года поступило 407,0 млрд. рублей, что на 24% больше, чем в январе-марте 2009 года.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, в январе-марте 2010 года поступило 8,3 млрд. рублей, что на 37% больше, чем в январе-марте 2009 года.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе-марте 2010 года составили 26,0 млрд. рублей и выросли относительно января-марта 2009 года в 1,7 раза, что связано с переходом с 01.01.2010 на уплату налога один раз в месяц (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом) вместо ранее действовавших 2 сроков (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15 числа второго месяца). Таким образом, в январе 2010 года платежи поступили по трем срокам (за ноябрь по сроку 15 января и за декабрь по срокам 25 января и 15 февраля).
Налога на добычу полезных ископаемых в январе-марте 2010 года поступило 324,6 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 295,2 млрд. рублей, газа горючего природного – 24,4 млрд. рублей, газового конденсата – 1,9 млрд. рублей. 
По сравнению с январем-мартом 2009 года поступления НДПИ выросли в 1,9 раза, что обусловлено повышением цены на нефть (с 41,1$ в декабре 2008 года – феврале 2009 года до 73,9$ в декабре 2009 года – феврале 2010 года, или в 1,9 раза).

 

ОБЩИЙ ОБЪЕМ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ 
(по данным баланса денежных доходов и расходов населения)

  2003 2004 2005 2006 2007 2008
Социальные  выплаты, млрд. руб. 1253,4 1407,4 1755,6 2080,4 2477,7 3334,0
из  них:            
пенсии 879,9 1059,4 1254,6 1438,3 1669,7 2283,0
пособия 141,3 141,0 314,9 467,5 639,5 830,0
стипендии 7,3 9,4 10,0 11,3 26,4 35,7
Удельный  вес социальных выплат, процентов:            
в ВВП 9,5 8,3 8,1 7,7 7,5 8,0
в объеме денежных доходов 
   населения
14,1 12,8 12,7 12,0 11,6 13,2
Изменение социальных выплат1), в процентах к предыдущему году 106,0 101,3 110,7 108,0 109,3 117,9
1) С корректировкой на индекс потребительских цен.
 
 
Вывод:
     Как следует из теоретической части  работы, действие встроенных стабилизаторов экономики основывается на прогрессивной системе налогообложения и системе социальных выплат, которые автоматически способствуют стабилизации экономического роста в период кризиса, тем самым «помогая» экономике в период спада.
     В период кризиса доходы населения  уменьшаются и, соответственно, по ставкам уменьшаются уплачиваемые в бюджет налоги. В то же время активизируется система социальных выплат. Многие люди теряют работу в период кризиса, и таком образом увеличивается объем социальных выплат населению.
     В период «подъема» экономики соразмерно ставкам налогов увеличиваются налоговые поступления в бюджет благодаря росту доходов населения. В то же время объем социальных выплат уменьшается.
     На  основе представленных выше таблиц можно  провести анализ результативности действия встроенных стабилизаторов в Российской Федерации в период кризиса.
     Началом кризиса в РФ приблизительно можно  считать 2008 год. С 2006 по 2008 год можно  проследить увеличение объема поступающих  налогов в бюджет. Однако в 2009 году размер поступивших в бюджет налогов  сократился с 7 944 млрд.руб до 6 284 млрд. руб., что может свидетельствовать о положительном действии встроенных стабилизаторов (в частности прогрессивной системы налогообложения) в период кризиса.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.