На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Краткая история развития СНС в России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

    Введение………………………………………………………………….….2
    Понятие об СНС………………………………………………………….…5
    Структура СНС. Основные показатели СНС.……………………….…9
    История возникновения СНС в мире…………………………………...17
    Развитие национального счетоводства в России
      Баланс народного хозяйства в СССР……………………..…26
        Сравнительный анализ БНХ и СНС……………………….....32
      Развитие СНС в России………………………………………...35
      Задачи современного этапа развития СНС…………………38
      Современные проблемы формирования СНС……………..40
    Заключение………………………………………………………………....42
    Список литературы………………………………………………………...43
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 

     В середине XX в. подавляющее большинство развитых стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование осуществляется в разнообразных формах, которые условно делятся на: административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические, предполагающие использование таких рычагов, как цены, кредиты, налоги. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.
     Для квалифицированного регулирования государством экономической деятельности необходима достоверная экономико-статистическая информация, которая объективно отражает предпосылки, ход и результаты процесса воспроизводства.
     Развитие в экономике России рыночных отношений обусловило необходимость перехода отечественной статистикой на рекомендуемую Статистической комиссией ООН методологию, основанную на национальном счетоводстве и принятую в международной практике. Этим достигается единство системы статистических показателей экономической деятельности и ее результатов, теоретических и методологических основ их расчета, приемов и методов ведения учета и получения необходимой информации о состоянии и изменениях в экономике, а также результатах ее функционирования. Единство статистической методологии обеспечивает сопоставимость показателей всех стран, их сводимость на мировом уровне, определение места и роли национальной экономики в мировой экономической системе, т. е. значительно упрощает решение проблем международных сопоставлений, способствуя их достоверности.
     Методологическое единство мировой статистики содействует развитию международной интеграции и сотрудничества, росту эффективности использования имеющихся на мировом рынке инвестиций в интересах не только самого инвестора или инвестируемой экономики той или иной страны, но и разных регионов и континентов; способствует рационализации использования запасов природных ресурсов мира, а также сохранению окружающей среды для настоящего и будущих поколений людей и выполнению других планетарных задач. Необходимость такого подхода определена объективными причинами исторического и перспективного развития мировой экономики в условиях ограниченного пространства нашей планеты: увеличением объемов использования природных ресурсов с развитием производительных сил, ухудшением их геологического положения и ростом объемов потребления и численности населения.
     Главная цель международного экономического сотрудничества в настоящее время и в перспективе заключается в том, чтобы выжить и обеспечить дальнейшее поступательное развитие не только отдельно взятой национальной экономики, но и мировой. Эта проблема превалирует над другими уже потому, что к началу XXI в. природно-ресурсный потенциал планеты, реализуемый в процессе экономического развития и составляющий его основу, в значительной мере истощен и его воспроизводство, сохранение окружающей среды, использование нетрадиционных видов ресурсов требуют совместных усилий всех стран на основе соблюдения взаимных и общих интересов. Речь идет о выживаемости в условиях истощения традиционных видов природных ресурсов, ухудшения их геологического положения, загрязнения всех основных компонентов окружающей среды, имеющих общие для всех стран планеты экологические, экономические и социальные последствия.
     Единство статистической методологии для национальной статистики стран — реальная возможность получения достоверной, сопоставимой и понятной для всех стран информации, без которой невозможна дальнейшая интеграция усилий государств в интересах обеспечения поступательного развития цивилизации на планете. Наличие некоторых особенностей национальной статистики не нарушает единства общих методологических принципов.
     Целью работы является изучение истории развития национального счетоводства. История зарождения национальной статистики в мире и в нашей стране достаточно интересна. А также особый интерес представляет тот факт, что идея национального счетоводства возникла в СССР еще до появления системы национальных счетов за рубежом. СНС в мире и в России развивается, ученые-экономисты разрабатывают программы развития национального счетоводства, ищут пути ее совершенствования для развития экономики в целом.
     В работе были использованы материалы  из распоряжений и постановлений  правительства Российской Федерации, труды известных ученых-экономистов, таких как - руководитель Федеральной службы государственной статистики — Суринов Александр Евгеньевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой статистики экономического факультета (1991) — Иванов Юрий Николаевич. Он занимался вопросами увязки СНС и БНХ. В настоящее время читает курсы в Московском университете по: «Социально-экономическая статистика», «Система национальных счетов», «Государственное регулирование экономики труда и социального сектора», «Международные сопоставления ВВП и паритетов покупательной способности валют». Также он является членом Международного статистического института (Нидерланды), Международной ассоциации по изучению национального дохода и богатства, редколлегии журнала, издаваемого этой ассоциацией (Нью-Йорк), редколлегии журнала «Вопросы статистики», «Экономический альманах».
     Нельзя не отметить вклад в развитие макроэкономической статистики А. Вайнштейна — автора монографии «Народное богатство и народнохозяйственное накопление предреволюционной России» (1960). Эта монография представляет собой образец научного исследования проблем ретроспективного измерения макроэкономических показателей; она содержит не только оценки национального богатства России в 1913 г., но и подробный обзор технических методов, использованных автором для сбора и обработки соответствующих данных. А. Вайнштейн опубликовал также ряд работ по проблематике национального дохода и национальных счетов. Также вопросами СНС занимались: профессор Уральского Государственного технического университета (УПИ) Илышев А.М.: доктор экономических наук. Башкатов Борис Иванович. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Понятие о системе национальных счетов 

     Система национальных счетов (СНС) — система взаимосвязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов в странах с рыночной экономикой. СНС возникла в наиболее развитых в экономическом отношении странах в связи с потребностью в информации, необходимой для практического принятия мер по регулированию рыночной экономики и формированию экономической политики.
     СНС — итоговая часть всего национального счетоводства, так как единая система первичного бухгалтерского, банковского учета и статистики основана на единстве методологических принципов. СНС унифицирована по основным методологическим положениям с платежным балансом, межотраслевым балансом, данные ее широко используются международными экономическими организациями.
     СНС — статистическая модель рыночной экономики, с успехом используется для анализа результатов функционирования экономики и оценки ее эффективности. Во всех странах СНС широко применяется для подготовки экономистов высшей квалификации.1
     Целью национального счетоводства (составления Системы национальных счетов — СНС) является получение количественных характеристик основных макроэкономических пропорций и институциональной структуры экономики на основе статистической информации из разнообразных источников (обследований предприятий и домашних хозяйств, бухгалтерской отчетности, отчетов об исполнении государственного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, таможенной статистики).
     Анализ национальных счетов лежит в основе разработки макроэкономической и денежно-кредитной политики государственными органами, оценки конъюнктуры рынка коммерческими структурами, сопоставлений уровней развития стран международными организациями.
     В качестве современной версии СНС действует ее пересмотренный вариант, который получил название СНС ООН 1993 г. и является руководством по составлению национальных счетов в большинстве стран мира. Система направлена на интернационализацию официальной статистики через обеспечение сопоставимости данных и разработку международных стандартов и руководящих принципов. По представлению Статистической комиссии ООН в 1993 г. Экономический и Социальный Совет ООН единогласно рекомендовал государствам-членам в резолюции 1993/5 от 12 июля 1993 г. «рассмотреть вопрос об использовании СНС 1993 года в качестве международного стандарта для сбора статистических данных по их национальным счетам в целях содействия интегрированию экономических и соответствующих данных и в качестве инструмента анализа, а также использовать СНС 1993 года в международном представлении сопоставимых данных по национальным счетам». Совет также рекомендовал «международным организациям учитывать СНС 1993 года и ее концепции при рассмотрении ими стандартов по отдельным отраслям экономической статистики и принимать меры по достижению соответствия системе».
     Принятие согласованной статистиками разных стран мира СНС явилось одним из важнейших событий в области экономической статистики, способствующим международной интеграции. Внедрение СНС в практику работы национальных статистических служб рассматривается Статистической комиссией ООН в качестве главного направления развития официальной статистики в странах мира.
     СНС обеспечивает стандартизацию в области статистики и содержит классификации, которые систематизируют описание различных экономических феноменов, таких как институциональные единицы и сектора экономики, экономические операции и другие потоки, активы и пассивы, виды деятельности, продукты и др. Это важно для измерения экономических процессов, так как взаимоотношения единиц, в них участвующих, складываются из большого числа конкретных действий, в результате которых возникают экономические потоки (продажи, заработная плата, трансферты, налоги, накопление основного капитала и пр.), происходит создание, преобразование, обмен, передача или ликвидация экономической стоимости.2
     В новой версии методологии СНС 1993 г. заложены основополагающие концепции СНС, определяющие границы экономического производства; факторы, образующие стоимость, а также содержание основных макроэкономических показателей принципиально не пересматривались. Вместе с тем новая версия СНС отражает результаты усилий специалистов разных стран и Статистической комиссии ООН по совершенствованию и дальнейшему развитию национального счетоводства. Уточнены определения и классификации ряда важнейших показателей, усовершенствована структура некоторых счетов, разработана методология отражения показателей национального богатства в СНС и др. Структура СНС усовершенствована путем повышения логического соответствия ее основным фазам экономического процесса, усиления гармонизации показателей СНС с показателями межотраслевого и платежного баланса, государственного бюджета. В СНС 1993 усовершенствована структура счетов, предназначенных для регистрации и анализа экономических операций, относящихся к различным аспектам экономического процесса, а также для регистрации активов и пассивов институциональных единиц.
     Общая система счетов современной СНС включает следующие классы счетов:
    стандартный набор счетов для всех секторов экономики;
    счета для отраслей экономики (счета производства и образования доходов);
    счета для отдельных видов экономических операций (например, счета операций с другими странами, счета товаров и услуг);
    счета для экономики в целом.
     Одно из центральных мест в структуре современной СНС занимают, как и в СНС 1968 г., межотраслевой баланс, а также таблицы ресурсов и использования товаров и услуг, представляющие собой некоторую модификацию межотраслевого баланса.
     В современной СНС дальнейшее развитие получило исчисление макроэкономических показателей в сопоставимых ценах с целью изучения динамики их физического объема. Важной особенностью современной системы является включение в ее структуру, так называемых, сателлитных счетов, предназначенных для анализа некоторых аспектов социально-экономического развития путем использования подходов (концепций и определений), не обозначенных в основной схеме СНС.
     Принятие версии СНС 1993 г. поставило перед отечественной статистической наукой и практикой задачу приведения национальной методологии СНС в соответствие с новыми рекомендациями, а также встал ряд новых задач, связанных с разработкой методологических проблем, поставленных в новом варианте СНС. Такая проблема, в частности, связана с включением новой методологией в состав экономической деятельности имеющую место теневую экономику и юридически запрещенные виды деятельности.
     В методологии СНС 1993 г. учтены особенности экономики и состояния статистики стран, находящихся в процессе перехода к рыночной экономике, что облегчает задачу внедрения СНС в практику статистики России и других стран. Этому процессу оказывают содействие специалисты ООН, ОЭСР и других международных организаций, что говорит о важности решаемых задач и о заинтересованности мирового сообщества в их успешном решении.
     Успех решения всей проблемы внедрения в отечественную практику международной методологии статистики зависит и от качества подготовки специалистов в области экономики и статистики.3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Структура СНС. Основные показатели СНС 

     Переход к международной методологии учета и статистики вносит существенные изменения в содержание применяемых в отечественной практике понятий и категорий и предполагает необходимость рассмотрения новых.
     К основным категориям СНС или ее структурным элементам, применяемым в СНС, относятся:
     — экономические функции — основные народнохозяйственные процессы: производство, потребление и накопление, посредничество в перераспределении доходов и др.;
    экономические операции — те элементарные экономические акты, которые совершают хозяйственные единицы (экономические агенты) в процессе выполнения экономических функций;
    экономические агенты — субъекты экономических операций, принимающие различные хозяйственные решения;
    объекты экономических операций — товар, деньги, финансовые документы, являющиеся предметом описания и анализа.
     До внедрения версии СНС 1993 г. при изучении результатов экономической деятельности в международной статистической практике использовались понятия внутренней и национальной экономики, что обусловило определение соответствующих результатов экономической деятельности — валового внутреннего и валового национального продуктов. В новой методологии СНС эти различия не проводятся. Однако в практике статистики некоторых стран рассчитываются оба показателя, например, в США, Японии и других.
     Внутренняя экономика охватывает деятельность на экономической территории данной страны, как резидентов, так и нерезидентов.
     Национальная экономика охватывает деятельность только национальных резидентов независимо от их местонахождения: на территории данной страны или за ее пределами.
     Для определения границ внутренней экономики в СНС используются следующие понятия:
    экономическая территория;
    резидент;
    центр экономического интереса.
     Понятие экономической территории данной страны не полностью совпадает с понятием территории, принятым для политических целей, т. е. с ее официальными административными границами.
     Под экономической территорией понимается территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемешаться. К экономической территории данной страны также относятся;
    воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которого данная страна имеет исключительное право на добычу сырья, топлива и т. п.;
    так называемые территориальные анклавы за рубежом, т. е. зоны в других странах, используемые правительственными учреждениями данной страны (на основе аренды или собственности) для дипломатических, военных, научных или других целей, например, посольства, консульства и другие дипломатические учреждения.
     Свободные зоны или предприятия данной страны, функционирующие за пределами ее границ, относятся к экономической территории той страны, где они физически располагаются.
     Экономическая территория данной страны не включает территориальные анклавы других стран или международных организаций на территории данной страны.
     В характеристике результатов экономической деятельности, оцениваемых на основе показателей валового внутреннего и валового национального продукта, принципиальное значение имеют различия в учете деятельности резидентов и нерезидентов.
     Резидент — институциональная единица, центр экономического интереса которой находится на данной экономической территории, т. е. которая занимается или собирается заниматься экономической деятельностью либо операциями в значительном масштабе в течение неопределенного или длительного периода времени (год и более). Другими словами, резиденты — это предприятия, организации и домашние хозяйства, участвующие в экономической деятельности на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года), а также лица, проживающие на территории страны больше года.
     Резиденты — предприятия данной страны — это единицы, занятые производством на экономической территории данной страны, включая совместные, смешанные предприятия, филиалы зарубежных фирм и корпораций.
     Нерезиденты — граждане, имеющие постоянное местожительства за границей, даже если они временно находятся на территории данной страны, а также находящиеся в ней иностранные дипломатические, торговые и прочие официальные представительства с дипломатическими привилегиями.
     Наиболее  важными из используемых в современной СНС показателями являются:
    Валовый внутренний продукт (ВВП)
    Чистый внутренний продукт (ЧВП)
    Национальный доход (НД)
    Личный доход (ЛД).
    Располагаемый доход (РД).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1. Основные показатели системы национальных счетов.
     На  рис. 1 схематически изображено соотношение между этими показателями. Каждый из показателей СНС наиболее приспособлен для изучения определенных сторон воспроизводства, а вся система в целом описывает основные связи, существующие в макроэкономике. Рассмотрим подробней сущность каждого из показателей и макроэкономические проблемы, для изучения которых они используются. 
 

     Валовый внутренний продукт 

     Общую характеристику ВВП мы уже представили  в предыдущем параграфе. Для каких  целей используется экономистами этот показатель?
     Во-первых, отметим, что именно ВВП является исходным показателем всей системы национальных счетов. Прочие показатели получаются из ВВП расчетным образом: путем прибавления к нему или вычитания из него определенных компонентов. Именно поэтому ВВП обычно подсчитывается более оперативно, чем иные макроэкономические показатели. Для экономиста-практика это обстоятельство имеет важное значение, поскольку для принятия верных решений очень важно знать, что происходит в экономике страны в данный момент, а любая задержка поступления информации грозит ошибками.
     Во-вторых, динамика ВВП является важнейшим  показателем состояния конъюнктуры  в стране: циклических колебаний  экономической активности, глубины  структурных и иных кризисов и т.п. По существу падение или рост ВВП служат основным критерием перехода экономики от кризиса к подъему и наоборот. В частности, практиками давно замечено, что о перемене тенденций в экономике можно уверенно говорить, если объем ВВП три квартала подряд изменяется в одном и том же направлении (три квартала растет, или три квартала падает). В России такой поворотный пункт выхода из затянувшегося кризиса трансформации экономики был пройден в 2000 г.
     В-третьих, ВВП используется для анализа  проблем денежного обращения и инфляции. Нормальное выполнение функции денег как средства обращения возможно только при наличии определенных пропорций между размерами денежной массы и массы товаров и услуг в экономике. Из всех показателей системы национальных счетов именно ВВП больше других приспособлен для оценки массы товаров и услуг, произведенных в стране. Прочие показатели отличаются более высокой степенью очистки от двойного счета, что само по себе хорошо, но не позволяет оценить, на какую общую сумму в экономике совершаются акты купли-продажи. А значит, сложно становится сопоставлять с ними и обращающуюся в стране денежную массу.
     В-четвертых, ВВП является наиболее часто употребляемым  мерилом уровня развития страны и  уровня жизни в ней. Для этого  чаще всего используется показатель ВВП в расчете на душу на селения. В последние годы Россия выглядит в подобных рейтингах не лучшим образом: она оказывается ниже не только всех развитых, но и многих развивающихся стран. Сразу оговоримся: наиболее употребляемый, не значит самый лучший. Далее мы убедимся, что для названных целей целесообразней использовать показатели располагаемого дохода и национального богатства. Но они подсчитываются далеко не во всех странах, и не так регулярно как ВВП, а потому менее удобны для текущих международных сопоставлений. Укажем и на еще одну сложность, делающую подобные сопоставления весьма условными: почти все рейтинги основываются на пересчете ВВП в доллары по действующему валютному курсу, а такой пересчет не учитывает разницы мировых и внутренних цен. Как показывают углубленные исследования, реальный уровень развития России в настоящее время хоть и не так высок, но, тем не менее, существенно выше тех оценок, которые даются на основе долларовой величины ВВП на душу населения.4
     Цена  валового внутреннего продукта в  системе СНС определяется тремя способами:
     1) производственным;
     2) распределительным;
     3) конечное использование.
     Производственный  способ - валовой внутренний продукт выступает как сумма добавленных стоимостей всех продуктов и услуг данной страны, т.е. суммируется добавленная цена, созданная в отраслях. Тот же итог получится, если из стоимости произведенной продукции исключить издержки на потребленные средства производства (не считая амортизации).
     Распределительный способ - суммируются доходы, полученные благодаря использованию факторов производства (заработная плата, настоящие доходы, проценты на капитал, дивиденды и т.д.).
     Способ конечного использования - суммируются расходы домашних хозяйств на текущее потребление, расходы страны на закупку продукции, расходы компаний на расширение производства, сбережения населения, а также сальдо наружной торговли. 

     Чистый  внутренний продукт (ЧВП) 

     Чистый  внутренний продукт (ЧВП) получается путем  вычитания из ВВП  амортизационных  отчислений, то есть отличается от последнего тем, что уменьшен на величину потребления (износа) основного капитала. В силу этого ЧВП точнее, чем ВВП показывает, какова стоимостная величина созданных в стране в данном году благ. Ведь часть стоимости готовой продукции, равная величине амортизации, по существу лишь компенсирует убыль основного капитала, созданного в прошлые периоды. Ее изъятие из объема ВВП очищает его от двойного счета.
     Национальный  доход (НД) 

     Следующая стадия очистки достигается с  помощью показателя национальный доход (НД). Но на сей раз речь идет не об очистке от двойного счета, а об освобождении от искажения цен в результате государственного вмешательства. Национальный доход равняется чистому внутреннему продукту за вычетом косвенных налогов. Действительно, косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Однако эти доходы государства не связаны с внесением им каких-либо ресурсов в производственный процесс, не свидетельствуют об участии государства в создании национального продукта. Иными словами, косвенные налоги через повышение издержек увеличивают цены, но не создают каких-либо экономических благ. Показатель НД очищен от такого искажающего влияния. Напомним, что ВВП в сфере распределения состоит из доходов владельцев факторов производства, амортизационных отчислений и косвенных налогов. При подсчете НД два последних компонента изымаются из его стоимости. Поэтому НД равняется сумме первичных доходов владельцев факторов производства. После завершения перераспределительных процессов фактические доходы владельцев факторов производства могут сильно отличаться от первоначальных, скажем, в силу существования подоходного налога, разнообразных выплат субсидий и т.п. Показатель национального дохода имеет глубокий экономический смысл. Структура НД является важнейшим показателем распределения доходов разных слоев населения и социальной стратификации общества.
Личный  доход (ЛД) 

     Личный  доход (ЛД) рассчитывается путем прибавления  к национальному  доходу сальдо частных и государственных трансфертов. Среди всех показателей СНС он лучше других описывает уровень и структуру доходов физических лиц до уплаты налогов. Доходы домохозяйств не сводятся только к доходам от реализации факторов производства.¶Значительную роль играют разнообразные пособия и дотации, получаемые разными слоями населения от государства.
     Располагаемый доход (РД) 

     Располагаемый доход равняется  личному доходу за вычетом прямых налогов. Он показывает, какими суммами могут  реально распоряжаться  домохозяйства. Этот показатель особенно важен для: анализа уровня жизни в стране, изучения эффективности выполнения государством своих функций, анализа структуры покупательных возможностей населения по тем или иным социальным слоям (может быть прямо использован в маркетинговых целях). Степень социального неравенства в стране определяется не первичными доходами разных групп населения, а той структурой доходов, которая складывается после проведения государством всех трансфертов и сбора им всех налогов. Важное значение для макроэкономического анализа имеет и использование располагаемого дохода: РД идет либо на потребление, либо на сбережение. Пропорции, в которых они соотносятся, предопределяют ресурсную базу капиталовложений в экономику страны (инвестирована может быть только сбереженная часть РД, а не потребленная).
     Бухгалтерская форма представления показателей  в СНС означает, что каждый показатель вводится с помощью двух таблиц — «Ресурсы» и «Использование». Компоненты, составляющие каждую из этих таблиц, в сумме дают одну и ту же величину. Таким образом, в соответствии с аксиомой кругооборота ресурсы по стоимости всегда точно равны их использованию.
     Все счета в СНС взаимосвязаны, хотя относятся к разным видам экономической  деятельности, осуществляемой в течение  определенного периода. Каждый счет содержит операции по конкретному виду деятельности и балансируется с  помощью статей, определяемых по остаточному принципу (как разность между общим объемом ресурсов и их внедрением). Балансирующая запись одного счета переносится в качестве первой записи на последующий счет, что обеспечивает преемственность счетов.
     Наибольшее  значение в современной российской СНС имеют 7 счетов:
     1. «Счет товаров и услуг» дает представление о валовом объеме обращающихся в экономике товаров и услуг (как отечественных, так и импортных) без очистки от двойного счета.
     2. «Счет производства» выделяет из этой массы товары и услуги, произведенные в России, и подразделяет их использование на промежуточное потребление (тот самый компонент двойного счета) и создание ВВП.
     3. «Счет образования доходов» показывает структуру распределения ВВП.
     4. «Счет первичного распределения доходов» вводит показатель национального дохода и показывает величину первичных доходов владельцев факторов производства.
     5. «Счет вторичного распределения доходов» отражает преобразование национального дохода в располагаемый доход в результате передачи и получения трансфертов субъектами экономики.
     6. «Счет использования располагаемого дохода» показывает использование РД на потребление и на сбережения.
     7.«Счет операций с капиталом» показывает использование сбережений на накопление основного капитала и на изменение запасов оборотных средств.
     Таким образом, в своем современном  виде российская макроэкономическая статистика в целом соответствует теории системы национальных счетов.5
     Одной из главных особенностей СНС является ее всеохватывающий характер, т.е. СНС  в обобщенном виде содержит упорядоченную определенным образом информацию о всех:
    хозяйствующих субъектах, участвующих в экономическом процессе — юридических лицах (предприятиях, корпорациях, банках, страховых компаниях, органах государственного управления и др.) и домашних хозяйствах;
    экономических операциях, связанных с производством товаров и услуг, распределением и перераспределением доходов, приобретением финансовых активов и принятием обязательств;
    экономических активах и пассивах, формирующих национальное богатство (основные фонды, материальные оборотные фонды, монетарное золото и другие финансовые активы, стоимость земли и полезных ископаемых и др.) и их изменениях в результате экономических операций и экстраординарных причин (пожары, стихийные бедствия и т.д.). 6
 
 
4. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СНС 

     СНС возникла около 60 лет назад в наиболее развитых капиталистических странах (США, Англии, Франции, Голландии, Норвегии, Швеции) в связи с потребностью органов государственного управления в информации, необходимой для разработки экономической политики и принятия решений о мерах по регулированию рыночной экономики. Потребность в такой информации была осознана особенно ясно после Великой экономической депрессии 1929—1933 гг., когда для многих исследователей стало очевидно, что рыночная экономика не обладает какими-то встроенными в нее саморегулирующимися механизмами, которые, как полагали многие экономисты до депрессии, автоматически возвращают рыночную экономику в состояние равновесия.
     Многие экономисты, в частности выдающийся английский экономист Дж. Кейнс, пришли к выводу, что для возвращения рыночной экономики в состояние первоначального равновесия необходимы меры государственного регулирования. Взгляды Дж. Кейнса на проблемы регулирования рыночной экономики изложены в его работе «Общая теория занятости, процента и денег», (1936), в которой он указал и некоторые принципы формирования системы информации, необходимой для анализа макроэкономики и ее регулирования государственными органами, тем самым, сформулировав некоторые важные принципы будущей СНС. Он представлял ее в виде системы взаимосвязанных макроэкономических переменных (таких, как общий доход, потребление, инвестиции, сбережение) и показал, что государство, воздействуя на одни переменные, может добиваться нужного изменения других переменных.
     Идея изучения взаимосвязи между некоторым набором макроэкономических переменных — одна из основополагающих в формировании СНС, в наиболее отчетливой форме сформулирована Дж. Кейнсом в его, так называемом, мультипликаторе, который связывает рост инвестиций и национального продукта. В опубликованной вскоре после начала второй мировой войны статье Дж. Кейнса «Как финансировать войну» приведен ряд важных счетов для экономики Англии за 1938/39 г. и сформулирован ряд важных теоретико-методологических положений национального счетоводства. Хотя Дж. Кейнс не был изобретателем СНС, его имя заслуженно упоминается в связи с историей ее возникновения и развития. В то же время необходимо признать, что Дж. Кейнс теоретизировал не на пустом месте и что до него были ученые, чьи работы имели макроэкономическую направленность и чьи обобщения, выводы и расчеты подготавливали почву для создания национального счетоводства.
     В этой связи необходимо, прежде всего, упомянуть английских экономистов В. Петти и Г. Кинга, которые около 300 лет назад впервые сделали оценки национального дохода Англии и Франции, тем самым положив начало длительной истории статистики национального дохода, которая впоследствии трансформировалась в СНС. Необходимо отметить, что первые оценки национального дохода Англии, сделанные В. Петти, преследовали вполне конкретные практические цели: он исследовал влияние на экономику и распределение доходов мер по совершенствованию системы налогообложения страны.7
     Значительный  вклад в развитие макроэкономического анализа внес               К. Маркс. Схемы простого и расширенного воспроизводства, предложенные          К. Марксом, были попыткой построить макроэкономическую модель, объясняющую действие механизма функционирования экономики. Другому известному экономисту - А.Маршаллу принадлежит идея анализа поведения хозяйствующих субъектов, которая впоследствии была реализована в СНС. Маршалл одним из первых сформулировал принцип исчисления национального дохода. В работе «Принципы экономики» (1925 г.) он пишет, что чистый годовой доход страны - это сумма произведенных товаров за вычетом товаров, израсходованных в производстве, и амортизации основных фондов, плюс чистый доход от зарубежных инвестиций. Подобное определение национального дохода, мало изменилось до настоящего времени.
     В более поздний период большой  вклад в развитие статистики национального  дохода и системы национального  счетоводства внесли английский ученый К. Кларк и американский экономист С. Кузнец. Они оба сделали много для прояснения ряда теоретических принципов расчетов национального дохода и разработки национальных счетов. В частности, Кларку принадлежит обоснование включения в национальный доход условных оценок жилищных услуг, оказываемых владельцами квартир и домов, в которых они проживают, для собственного потребления. Он также обосновал целесообразность исключения из национального дохода прироста стоимости активов вследствие инфляции, а также представил серьезные аргументы в пользу оценки национального дохода в рыночных ценах (а не по факторной стоимости). В своих работах Кларк показывал необходимость координации различных классификаций, используемых в разных разделах экономической статистики. Кларк был одним из тех, кто первым осознал важность проведения различия между категориями национального продукта и национального дохода. Он также впервые аргументировал целесообразность разработки национальных счетов на квартальной основе.
     С. Кузнец конкретизировал ряд важных положений макроэкономики и национального  счетоводства, и, в частности, положений, касающихся соотношения между национальным богатством и национальным доходом, оценок нерыночных услуг органов государственного управления, концепций конечного и промежуточного потребления и пр. Он также внес вклад в обсуждение вопроса о том, являются ли услуги органов государственного управления конечной или промежуточной продукцией. Он полагал, что в национальный продукт (доход) должны включаться только те услуги органов государственного управления, которые приносят пользу членам общества как конечным потребителям, например, услуги в области здравоохранения, просвещения, культуры и искусства. Другие виды услуг, направленные на организацию охраны общественного порядка, оборону, общее управление, оказываются, по мнению Кузнеца, промежуточными и не должны включаться в национальный продукт (доход). Однако в официальной статистике национального дохода эти взгляды не получили поддержки, и возобладала другая концепция, согласно которой все услуги органов государственного управления рассматриваются как конечные.
     В начале 30-х годов Кузнец написал  статью для «Энциклопедии социальных наук», в которой сформулировал  принципы исчисления национального  дохода США. Он предложил, в частности, разграничивать три категории национального  дохода: произведенный, распределенный и использованный. Из статьи следует, что выбор метода исчисления национального дохода зависит от цели анализа и источников данных. Если, например, задача анализа состоит в том, чтобы проанализировать отраслевую структуру экономики, то наиболее подходящим является производственный метод исчисления национального дохода, состоящий в суммировании добавленной стоимости всех отраслей, которая получается вычитанием из стоимости произведенной продукции стоимости товаров и услуг, израсходованных в производстве. Если же целью анализа будет установление структуры распределения доходов, то тогда следует применять распределительный метод, состоящий в суммировании первичных доходов, получаемых участниками экономического процесса. Наконец, если результатом анализа должны быть данные о структуре конечного использования национального дохода, то необходимо применять метод конечного использования, заключающийся в суммировании расходов на конечное потребление, накопление и экспорт. Понятно, что все три метода расчета национального дохода должны дать одну и ту же величину национального дохода Кузнец подверг критике концепцию измерения национального дохода, предложенную Фишером, которая определяла доход «пользой, полученной отдельными лицами и обществом от тех или иных товаров и услуг». Следует также отметить, что идея изучения национального дохода в движении в совокупности всех его фаз (производство, распределение, использование) была выдвинута, независимо от Кузнеца, советским экономистом А. Первухиным в начале 30-х годов Она была сформулирована им в «Записке к балансу народного хозяйства за 1928—1930 гг.», но в течение длительного времени оставалась неизвестной русским и иностранным ученым (см Первухин А. Методологические вопросы баланса народного хозяйства. Материалы по балансу народного хозяйства СССР за 1928—1930 гг.). Главная заслуга Кузнеца состояла в том, что он внедрил в практику статистики США расчеты национального продукта методом конечного использования, т.е. методом суммирования расходов различных хозяйствующих субъектов на конечное потребление, инвестиции, экспорт. Деятельность Кузнеца проходила в основном в 30-е и 40-е годы. Благодаря его усилиям в 30-е годы Конгрессом США была опубликована фундаментальная работа «Национальный доход 1929—1932 гг.».
     Большой вклад в развитие теории и практики статистики национального дохода сделал современник Кузнеца американский статистик М Джильберт. В 1941 г он написал статью «Измерение национального дохода в связи с войной», в которой сформулировал ряд важных положений, касающихся различий между оценками национального дохода по факторной стоимости и в рыночных ценах, определяющих место расходов на оборону в национальном продукте, и ряд других.
     После второй мировой войны расчетами национального дохода в США руководили М. Джильберт, Э. Денисон и Д. Ясси. Под их руководством был подготовлен набор полностью скоординированных счетов национального дохода и национального продукта США. Он опубликован в монографии «Статистики национального дохода и национального продукта США 1929—1946 гг.». Мы останавливаемся так подробно на работах в этой области в США потому, что американские статистики сделали большой вклад в развитие теории и практики национального дохода и национального счетоводства. Кузнец за разработки в этой области был удостоен впоследствии Нобелевской премии.
     По  мнению известного немецкого экономиста П. фон дер Липпе, СНС возникла в результате слияния двух направлений  исследовательских работ, преследующих различные, но связанные цели - в области статистики национального дохода, целью которой является измерение общих результатов экономического развития, и в сфере анализа экономического цикла, основная задача которого состоит в выявлении экономических взаимозависимостей. Слияние этих двух направлений стало возможным благодаря осознанию на определенном этапе их теоретической общности. Указанным двум направлениям соответствуют две важные области использования СНС:
    расчет обобщающих показателей экономического развития;
    анализ влияния мероприятий экономической политики на экономические процессы.
     Например, данные СНС могут быть использованы для выявления влияния изменений  в размерах денежной массы на темпы  экономического роста, темпы роста  инфляции.
     Важное  направление экономической науки  и экономической статистики, которое  оказало большое влияние на развитие национальных счетов, связано с именем выдающегося русского ученого В. Леонтьева. Он стал изобретателем метода межотраслевого баланса, с помощью которого исследуются связи между отраслями экономики, а также между такими переменными как промежуточное потребление, конечный спрос, валовой выпуск. Справедливости ради следует отметить, что Леонтьев, эмигрировавший из России в 20-х годах этого столетия, опубликовавший свои первые работы по межотраслевому балансу в США, был хорошо знаком с первыми разработками советских статистиков по балансу народного хозяйства, в которых уже просматривались идеи изучения межотраслевых связей. Заслуга Леонтьева состояла в том, что он дал математическое описание основных соотношений межотраслевого баланса, сформулировал ряд математических уравнений, открывающих возможность не только точного измерения фактически согласованных связей, но и приложения межотраслевого баланса в планировании и прогнозировании. Кроме того, уравнения Леонтьева способствовали широкому применению в макроэкономических расчетах ЭВМ. До второй мировой войны разработки межотраслевого баланса не были органической частью национального счетоводства. Его интеграция в состав СНС произошла позднее и означала, что основные принципы составления межотраслевого баланса, а также его основные показатели были строго скоординированы с СНС. За свои разработки межотраслевого баланса Леонтьев был удостоен Нобелевской премии по экономике.8
     В более чем полувековой истории развития СНС просматриваются два основных этапа.
     Первый этап — период до второй мировой войны, для которого характерно усиление интереса органов государственного управления к статистике национального дохода, на основе которой впоследствии сформировалась СНС. Этот интерес был стимулирован Великой экономической депрессией 1929-1933 гг., потребностью органов государственного управления в информации, необходимой для борьбы с такими кризисными явлениями рыночной экономики, как инфляция, безработица, недогрузка в использовании мощностей и т.д. В рамках первого этапа предпринимались шаги по интеграции в единый блок расчетов национального продукта (дохода), осуществляемых различными методами, путем гармонизации соответствующих определений и классификаций. В рамках этого этапа многое было сделано для формирования принципов исчисления национального дохода, решены многие важные теоретико-методологические вопросы.
     Второй этап начался после второй мировой войны. Завершение войны стимулировало дальнейшее развитие национального счетоводства. Правительства наиболее развитых капиталистических стран должны были формулировать задачи и направления экономической политики в новых послевоенных условиях и в этой связи испытывали потребность в макроэкономической статистике, обеспечивающей согласованное описание различных аспектов экономического процесса. Важнейшая особенность второго этапа в развитии СНС — процесс интеграции в систему ряда новых блоков экономической статистики, координация их со сформированным на первом этапе блоком данных о национальном доходе/продукте и их компонентах. Так, на втором этапе в СНС были интегрированы блок данных о национальном богатстве, блок данных о движении финансовых ресурсов, блок данных о внешнеэкономических связях, блок межотраслевого баланса и др.
     Другая важная особенность второго этапа в развитии СНС состояла в том, что международные экономические организации (ООН, МВФ, Всемирный банк, ОЭСР и др.) стали играть активную роль в развитии методологии и практики разработки национальных счетов.
     Эти организации (прежде всего ООН) начинают разрабатывать международные стандарты в области национальных счетов, руководствуясь двумя целями: оказание содействия заинтересованным (главным образом развивающимся) странам в развитии этой статистики; обеспечение единой основы для сбора и систематизации сравнимых в международном плане данных о важнейших макроэкономических показателях.
     Эра международных стандартов в области национальных счетов началась в 1947 г., когда был опубликован доклад ООН, большая часть которого была написана Р. Стоуном (учеником и последователем Дж. Кейнса) и в котором были сформулированы важные принципы национального счетоводства. В 1951 г. по просьбе Организации Европейского экономического сотрудничества (предшественницы ОЭСР) Р. Стоун подготовил доклад «Упрощенная система национальных счетов». По сравнению с предложениями, сформулированными в докладе ООН в 1947 г., «Упрощенная СНС» была менее амбициозной и учитывала ограничения практического характера, связанные с получением данных, необходимых для составления национальных счетов. В 1952 г. «Упрощенная СНС» была заменена «Стандартной системой национальных счетов» (ОЕЭС, 1952), которая принимала во внимание опыт практического применения «Упрощенной СНС»; она была более детальной, чем «Упрощенная СНС» 1951 г., но менее амбициозной, чем доклад ООН 1947 г.
     В 1953 г. под руководством Р. Стоуна в ООН подготовлена «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц», которая обычно рассматривается как первый международный стандарт ООН в области национального счетоводства. Этот документ был во многом схож со «Стандартной СНС» 1952 г., однако был предназначен не только для развитых капиталистических стран, но и для развивающихся стран; в этой связи определение производства было расширено с тем, чтобы включить также многие нерыночные операции (например, потребление продуктов, произведенных в собственном хозяйстве). СНС ООН 1953 г. включала относительно ограниченное число счетов для экономики в целом, в рамках которых исчислялись наиболее важные макроэкономические показатели: ВВП, национальный доход, национальные инвестиции и пр. В СНС 1953 г. не было предусмотрено счетов для отдельных секторов экономики, целесообразность которых была обоснована в докладе Р. Стоуна, подготовленном им для ООН в 1947 г.
     Второй стандарт ООН в области национального счетоводства был одобрен Статистической комиссией ООН в 1968 г. Документ, ставший известным позднее как «Голубая книга» (по цвету обложки), был подготовлен Р. Стоуном вместе с американским экономистом Н. Айдиновым, работавшим в то время в Секретариате ООН.
     СНС 1968 г. явилась значительным шагом вперед по сравнению с СНС 1953 г. Прежде всего она включала не только традиционные счета национального дохода и национального продукта, но и новые, интегрированные в ее структуру блоки макроэкономической информации: баланс межотраслевых связей, баланс национального богатства, систему показателей движения финансовых ресурсов и др. Некоторые из этих новых блоков разработаны в самой общей форме, однако связи с традиционными счетами национального дохода/продукта были очерчены достаточно ясно. Кроме того, в СНС 1968 г. были предусмотрены счета не только для экономики в целом, но и для пяти ее секторов. Наконец, еще одна важная особенность СНС 1968 г. состояла в том, что она использовала в наиболее последовательной форме принцип двойной записи каждой операции, заимствованный из бухгалтерского учета.
     Следует подчеркнуть, что СНС 1968 г. сыграла большую положительную роль в развитии национального счетоводства как на национальном, так и на международном уровнях. На основе ее концепций и определений ООН стала выпускать статистический Ежегодник по национальным счетам, систематизирующий сравнимые в международном плане данные о важнейших макроэкономических показателях и их компонентах. Большинство стран внедрили положения СНС 1968 г. в регулярную статистическую практику.
     В 1993 г. Статистическая комиссия ООН одобрила новую СНС, работа над которой продолжалась около 10 лет. Пересмотру СНС 1968 г. предшествовала дискуссия в западной специальной литературе о дальнейших направлениях развития СНС. Некоторые американские ученые (например, Ричард и Нанси Раглс, Р. Айзнер и др.) выдвигали достаточно радикальные предложения об изменении методологии расчетов ВВП.
     Цель пересмотра СНС 1968 г. была определена как дальнейшая ее гармонизация со смежными разделами экономической статистики (платежный баланс, статистика государственных финансов и др.), что означало строгую координацию определений и классификации отдельных блоков СНС с определениями и классификациями упомянутых разделов экономической статистики. Другая цель пересмотра СНС 1968 г. — сделать структуру счетов более ясной, логичной и последовательной, уточнить трактовку отдельных статей доходов и расходов. После 1993 г. началось внедрение рекомендаций новой СНС, которое (по оценкам экспертов в области национальных счетов) займет примерно 15 лет. В 1995 г. в ЕС была подготовлена Европейская версия СНС, основанная на принципах СНС-93, — «Европейская система счетов 1995».
     Термин «национальное счетоводство» был предложен накануне второй мировой войны голландским экономистом Ван Клиффом и означает счета для нации в целом. Однако, как уже было отмечено, в новой СНС 1993 г. акцент делается на анализе экономики секторов экономики, поэтому в процессе пересмотра СНС 1968 г. рассматривалась возможность изменения названия «СНС» (в это название предлагалось внести ссылку на анализ экономики по секторам), однако эксперты, принимавшие участие в пересмотре, решили сохранить утвердившееся название системы.
     Суммируя сказанное, следует отметить факторы, определившие основные направления развития СНС и ее содержание:
     систематическое применение макроэкономической теории;
     введение системы двойной записи экономических операций;
    использование данных СНС для разработки экономической политики;
    участие международных экономических организаций в разработке международных стандартов в области национальных счетов;
    применение математических методов и ЭВМ.
     Таким образом, современная СНС представляет собой область знаний на стыке нескольких дисциплин: экономической статистики, политической экономии, бухгалтерского учета, эконометрики. Следует подчеркнуть, что разработка международных стандартов в области СНС, как правило, опиралась на прогресс в этой области статистики в наиболее развитых капиталистических странах.9 

5. Развитие национального счетоводства в России
5.1. Баланс народного хозяйства в СССР 

     Основные идеи, заложенные в международных стандартах по национальному счетоводству, в отечественной статистике начали внедряться с конца 80-х годов. Хотя переход на систему национальных счетов труднейшая задача отечественной статистики, работы осуществляются далеко не на пустом месте. Еще в 20-х годах государственными статистическими органами СССР был разработан первый в мировой статистике Баланс народного хозяйства, оказавший влияние на развитие системы макроэкономических показателей. Центральная концепция БНХ — концепция материального производства, национальный доход в которой создается только в отраслях сферы материального производства, тогда как в сфере нематериальных услуг (отрасли управления, финансов, науки, просвещения, здравоохранения, культуры и искусства, жилищно-комунального хозяйства и др.) происходят перераспределение доходов и конечное потребление материальных благ. Некоторые таблицы первого баланса народного хозяйства (БНХ) содержали черты межотраслевого баланса. В разработку методологии его составления большой вклад внес позднее В. Леонтьев. Многие идеи и подходы, реализованные в БНХ как системе взаимно согласованных макроэкономических показателей, были позднее подхвачены и развиты в балансовых построениях, ориентированных на рыночную экономику.
     Начиная с 70-х годов все более отчетливо ощущалась потребность в кардинальной перестройке системы макроэкономических показателей — статистической модели воспроизводства типа БНХ и в формировании новой системы учета по стране в целом (национального счетоводства).
     Универсализация концепции материального производства, акцент на отражении движения потребительной стоимости в ущерб стоимостному аспекту воспроизводства, несогласованность с международными рекомендациями и стандартами и, прежде всего, с такими блоками показателей, как результаты социально-экономического развития, внешнеэкономические связи, платежный баланс, финансовое состояние экономики и отдельных структур, государственный бюджет, — все это не только чрезвычайно обедняло балансовые построения, но и практически лишало их функции инструмента реализации экономических методов управления национальным хозяйством. Общепризнано, что одна из важных закономерностей развития экономики во всем мире состоит в том, что по мере экономического роста происходит возрастание роли услуг в народном хозяйстве, что находит, прежде всего, свое выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в этом секторе экономики. Эта закономерность, характерная и для нашей страны, потребовала более широкого (чем это принято в БНХ) подхода к интерпретации экономической сферы, или сферы производства и эффективности, роли отдельных факторов производства, изменений в уровне и качестве жизни.
     Схема БНХ складывалась в период, когда рыночные методы регулирования экономики не могли найти широкого и последовательного применения на практике. В теории преобладали концепции, согласно которым таким категориям, как цена, прибыль, процент, кредит отводилась подчиненная роль в управлении народным хозяйством. А многие атрибуты товарно-денежных отношений, имеющие отношение к разнообразным формам расчетов и движению капитала между участниками хозяйственных операций, отсутствовали в силу господства централизованного планирования и административно-командных методов управления производством и распределением созданных благ.
     Сказанное, конечно, не означает, что эти категории вообще находились за пределами БНХ. Но схема финансового баланса (точнее, баланса национального дохода по концепции БНХ, или баланса чистого материального продукта), например, явно упрощенно интерпретирует движение доходов. Достаточно сказать, что в самой идеологии БНХ невозможно однозначно разграничить текущие и единовременные доходы, а сами потоки доходов отделить от потоков финансовых требований. В результате на основе так называемого финансового баланса практически невозможно проследить, в каких секторах экономики происходит сбережение финансовых ресурсов, и какие секторы национального хозяйства используют эти сбережения для финансирования капитальных вложений.
     В 80-е годы потребность в более глубоком и комплексном анализе макроэкономики стала ощущаться все более ясно. Еще бывшим Госкомстатом Союза в дополнение к БНХ в его традиционном виде была начата разработка ряда новых таблиц, содержащих данные о некоторых аспектах социально-экономического развития, не охваченных схемой БНХ. Например, в 80-е годы была начата разработка баланса нематериальных услуг, затрат на их оказание и использование различными группами потребителей. Другой пример в этой области — введение органами государственной статистики в практику макроэкономических расчетов показателя общего объема потребления, включавшего наряду с потреблением материальных благ также стоимость нематериальных услуг, поступивших населению из всех источников (за счет личных доходов, за счет общественных фондов потребления и т. п.).
     Следующим важным шагом в совершенствовании макроэкономической статистики в Российской Федерации, других странах Содружества стало внедрение в регулярную статистическую практику показателя валового внутреннего продукта (ВВП), широко применяемого в международной практике и основывающегося на принципах СНС. Исчисление ВВП и его модификации — валового национального дохода (ВНД) не только облегчает международные сопоставления уровней и темпов экономического развития структуры народного хозяйства, содействует нашему диалогу со всем миром на едином статистическом языке, но и позволяет в принципе углубить экономический анализ на макроуровне, рассматривать экономический процесс через призму расширенной концепции сферы производства национального продукта (дохода), что важно для изучения многих аспектов и факторов экономического роста.
     Некоторое время данные о размерах и динамике ВВП публиковались официальными статистическими органами, однако следует отметить, что расчеты этого показателя осуществлялись несистемно, т.е. они получились вне скоординированной системы макропоказателей и на основе действовавшей устаревшей системы учета. Отсюда неинтегрированность информации, несостыкованность разных уровней формирования новых макропоказателей, крайняя ограниченность включения их в «аналитический оборот» для принятия управленческих решений. Выход может быть только один — создание принципиально новой системы учета в масштабах страны (системы национальных счетов как более универсальной и адекватной рыночной экономике макростатистической модели). Эта система дает возможность отобразить многообразие экономических явлений и процессов на уровне народного хозяйства в концентрированном виде.10 После второй мировой воины БНХ стали применять в других социалистических странах (Китае, Вьетнаме и странах членах СЭВ).
     Хотя  схема БНХ предусматривала также  составление финансового баланса (баланс производства распределения, перераспределения и конечного использования национального дохода), на практике он не составлялся, главным образом потому, что органы государственного управления не испытывали особой потребности в анализе движения доходов и финансовых активов. Центральная концепция БНХ - концепция материального производства - ограничивала сферу экономического производства отраслями материального производства. Это означало, что результаты деятельности в непроизводственной сфере, те в сфере нематериальных услуг (управление финансы, наука просвещение здравоохранение культура, искусство жилищно-коммунальное хозяйство и др.), не включались в оценки национального дохода, а рассматривались как результаты процесса перераспределения национального дохода. Таким образом, показатели, исчисляемые в рамках БНХ, прямо не сопоставимы с соответствующими показателями СНС.
     После второй мировой воины с созданием СЭВ и Постоянной комиссии СЭВ по статистике была проведена работа по созданию международного стандарта в области БНХ. Главная цель этого стандарта состояла в обеспечении международной сравнимости макроэкономических показателей стран членов СЭВ. Впоследствии в рамках ООН по инициативе СССР был издан документ, содержащий стандартизованное описание БНХ. Указанный факт интерпретировался в СССР как признание того, что БНХ имеет в ООН такой же статус, что и СНС. Однако на самом деле официального признания статуса БНХ аналогичного статусу СНС в документах ООН не зафиксировано.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.