На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Политические партии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание: 

Введение……………………………………………………………………………………………………………2
Глава I. Политическая партия………………………………………………………………………3-10
1.1.Определение …………………………………………………………………………………………3-8
1.2.Типы политических партий…………………………………………………………………….8-10
Глава II. Сущность и разновидности партийных систем……………………………10-13
Глава III. Общественно-политические движения………………………………………13-16
Заключение………………………………………………………………………………………………….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
Среди реальных политических сил, открыто действующих на политической сцене, самой влиятельной являются партии. В смысле представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов политические партии составляют главный элемент гражданского общества. Трудно себе представить общество, его политическую систему без взаимодействия партий и партийных группировок.
Институт партий – результат социально-экономической  и социокультурной эволюции общества. То, что организованное действие более эффективно, чем индивидуальное, было замечено давно. Уже во времена Аристотеля стихийно образовывались политические группы, которые и назывались партиями (в переводе с латинского «pars/partis» означает «часть чего-либо»). Партии представляли собой временные объединения для поддержки какой-либо личности.
Группируясь вокруг политического деятеля, его сторонники и последователи обеспечивали координацию  действий, что позволяло им достигать  поставленных целей. Однако политическая борьба оставалась соперничеством отдельных  индивидов, опиравшихся на свои клиентелы (объединение сторонников вокруг лидера). Взаимодействуя в борьбе за завоевание власти или участвуя в ее осуществлении, политические партии образуют партийную систему, которая, как принято считать в современной политологии, отражает специфику положения каждой партии в государственной и гражданской структуре общества, характер взаимоотношений партий друг с другом, а также с молодежными, профессиональными, женскими, спортивными, культурными и другими организациями, находящимися под их патронажем. В данной работе рассматривается сущность политической партии, партийной системы и коалиции, становление многопартийности в России. 
 
 
 

Глава I. Политическая партия.
1.1.Определение.
Слово «партия» - латинского происхождения и переводится  как «часть», т.е. часть более крупной  общности. Задолго до формирования современных политических партий этим термином обозначались группы, соперничающие  между собой в сфере власти, либо во влиянии на власть.
Упоминания о политических партиях встречаются у мыслителей древнего мира (например, Аристотель писал  о борьбе между партиями жителей  морского побережья, равнины и гор  в Аттике в VI в. до н.э.), в средние века существовали группировки, носившие чаще всего временный характер и называвшиеся партиями (например, известная война между «партиями» Алой и Белой Розы в средневековой Англии). Однако лишь с момента буржуазных революций (прежде всего английской революции XVII в.) можно говорить о появлении прототипов современных политических партий. Они возникли как результат ограничения абсолютистских функций государства, появление автономной личности и её стремление участвовать в общественной жизни, влиять на власть, как результат признания законности существования различных интересов в обществе, а вместе с ними и политических инструментов (политических партий), призванных представлять эти интересы в системе власти.
В политологии обще принята предложенная М. Вебером эволюция политических партий: аристократические котерии (кружки), политические клубы, массовые партии. Все три ступени развития прошли только две партии Великобритании - либеральная (виги) и консервативная (тори). Котерии вигов и тори оформились в Англии во второй половине XVII в., и различия между ними носили первоначально вероисповедальный характер, дополняясь династическими предпочтениями. Борьба тори и вигов была в основном между собой господствующих слоёв общества за власть.
В отличие от котерий  политические клубы появлялись во многих европейских странах; они имели  более развитую организацию, устойчивость идеологических связей и более широкие  масштабы деятельности. Их появление  было связано с выходом на политическую арену буржуазии и 
вступлением её в  политическую борьбу (в 1831 г. тори основали «Чарльтон Клаб», в 1836 г. виги образовали «Реформ Клаб»).  
Массовые политические партии от политических клубов отличало стремление привлечь как можно большее  число членов, использование разнообразных  методов политической борьбы, а также  большая активность, которая не ограничивалась периодом выборов.
Первой массовой политической партией была либеральная  партия в Англии (основана в 1861 г.). К концу XIX в. массовые партии (в основном социал – демократические) сформировались в большинстве стран Западной Европы. Партии стали выступать способом самоорганизации гражданского общества, важным социально – политическим институтом, посредством которого осуществляется взаимосвязь государства и гражданского общества.
Наука, занимающаяся изучением политических партий, называется партологией. У политологов нет  единого мнения по вопросу, что такое  политическая партия, нет общепризнанного  её определения. Однако можно выделить наиболее существенные признаки, отличающие современную политическую партию от других политических организаций: наличие минимальной формальной организации; наличие определённой программы совместной деятельности; особый социальный статус, в частности, стремление к оказанию прямого влияния на политическую жизнь, важная роль в подготовке избирательной кампании кандидатов, проведении выборов; специфическое положение в государстве, в том числе связь с элементами государственного механизма, участие в формировании и функционировании правительственных механизмов; особый правовой режим, т.е. специфическое конституционно – правовое положение партии и общенормативное регулирование их деятельности; социальная база партий и т.д.
Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение  партии: партия – это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в её осуществлении. Именно притязание на политическую власть, участие в механизме власти –
основной отличительный  признак политической партии от других организаций, движений, клубов.
Современные политические партии выполняют ряд функций. Прежде всего они осуществляют связь между обществом и государством. Выясняя интересы тех или иных групп, партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решение государственных органов (функция представительства).
Политические партии определяют цели, разрабатывают идеологию, программы, стремятся определить стратегию  развития общества и убедить граждан  в её правильности.
Важной функцией партий является отбор и формирование политических лидеров и элит для  всех уровней политической системы (профессиональных политиков, партийных  экспертов, аналитиков и т.д.).
Одной из важнейших  задач партий является мобилизация  и политическая социализация граждан.
Главной функцией политических партий является борьба за политическую власть и связанное с нею формирование правящей элиты и состава правительств. В условиях парламентской демократии в ходе выборов партии ведут борьбу за власть. Выборы дают партиям доступ к рычагам власти; их итоги определяют, какие именно партии в течение  установленного законом срока будут  осуществлять руководство государством. Победившие на выборах партии формируют  парламент, являющийся основным полем  их деятельности: именно участвуя в  работе парламента, партия может влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны, более того, на повседневную жизнь её населения.
Результаты выборов  влияют также на формирование органов  исполнительной власти (правительства), хотя в разных государствах это влияние  различно. Так, в парламентских республиках  премьер  - министром становится либо лидер или представитель  правящей партии, победившей на выборах  и имеющей большинство в парламенте, либо представитель партийной коалиции. В Российской Федерации Представителя  правительства 
назначает Президент  с согласия Государственной Думы. При выборе кандидатуры Президент, безусловно, должен принимать во внимание партийный состав Думы с целью  избежать возможной конфронтации с ней и политического кризиса.
Хотя борьба за политическую власть является важнейшей функцией партий, последние могут занимать различные позиции по отношению  к государственной власти. Партия может быть в непримиримой оппозиции, выступая против существующего государственного устройства, даже если не призывает  к насилию (в этом случае партия стремится  к власти прежде всего для того, чтобы изменить само государство; она выступает против любого правительства, поддерживающего существующую государственность).
Партия может быть в оппозиции, направленной не против существующего государственного строя, а против политики определённого  правительства (в Великобритании такого рода оппозицию называют «оппозиция её величества», а правительство – «правительством её величества»). Партия может также выступать в роли конструктивной оппозиции: критикует то, с чем не согласна в действиях правительства, поддерживает то, что считает правильным в его деятельности.
Партия способна участвовать в правительстве  и в различных органах управления в качестве партнёра других партий (в этом случае, обладая частью власти, партия несёт за неё определённую ответственность). Возможна роль партии в качестве ведущей силы правительственной  коалиции, при этом партия обладает большой долей власти и ответственности, от неё в основном зависит осуществление  государственной власти, в её руках  сосредоточены широкие возможности  реализации собственных вариантов  решения проблем.
Партия может сформировать правительство единолично, в этом случае она берёт на себя монопольную  ответственность за осуществление  государственной власти, особенно если она располагает абсолютным большинством в парламенте. В ряде случаев партии, добившись монополии на власть, стремятся укрепить её, в том числе путём нарушения законности, ликвидации оппозиции. Тогда происходит отождествление партии с государством.
Закреплению роли и  повышению значения политических партий в политической системе общества способствовал процесс их институализации. Основным средством институализации  деятельности партий являются различные  нормативно – правовые акты (статьи о политических партиях в конституциях, законы о политических партиях, законы о финансировании и деятельности партий, избирательные законодательства и др.). Современное законодательство о политических партиях содержит весьма подробную регламентацию по вопросам, касающимся требований, предъявляемых к программе и внутреннему уставу политических партий; условий возникновения партии и прекращения её деятельности; прав и обязанностей партии. Почти во всех странах разрешается свободное образование и деятельность политических партий. Ограничивается их создание в том случае, если партия преследует цели или использует средства, квалифицируемые как преступление, или если партия ставит цель ликвидировать существующий конституционный строй.
Среди объектов правовой регламентации политической партии особое место занимает её финансовая деятельность. Имеются три основные группы финансовых источников политических партий: собственные средства партий, частное финансирование и государственное  финансирование.
Из собственных  средств партий (вступительные и  членские взносы; отчисления от жалования  членов партии, занимающих политические посты; доходы от имущества и предпринимательской  деятельности) регламентируются лишь доходы от имущества и предпринимательской  деятельности. В отдельных странах  имеются строгие ограничения (например, Закон о политических партиях Словакии 1993 г. запрещает партиям быть собственниками имущества, находящегося за рубежом, партии Египта и Эфиопии не имеют права заниматься какой-либо коммерческой или производственной деятельностью). Однако в большинстве стран регламентация носит общий характер (партии могут быть собственниками только такого имущества, которое необходимо им для осуществления своей деятельности, и им разрешено заниматься деятельностью, которая непосредственно связана с их уставными целями и задачами), что имеет и свою оборотную сторону, а именно: зачастую партии, активно участвуя в предпринимательской деятельности, налаживая контакты с финансово –
промышленным капиталом, оказываются втянутыми в политическую коррупцию.
Частное финансирование, основными  источниками которого являются добровольные пожертвования  физических и юридических лиц, подвергаются детальной регламентации в большинстве  стран (исключение составляют немногие государства, например Великобритания). При этом определяются легальные источники частного финансирования (запрещено финансирование из-за рубежа, которое рассматривается, как вмешательство во внутренние дела государства). С целью исключить подчинение партий интересам отдельных групп финансового и промышленного капитала, в ряде стран (например США, Израиль) запрещены любые пожертвования частных юридических лиц (обществ, фирм и т.д.). Устанавливаются лимиты нецелевого (пожертвования вносятся в партийную кассу не для финансирования какой-либо определённой деятельности партии) и особенно целевого (пожертвования вносятся для финансирования конкретной деятельности, например избирательной компании) финансирования.
В настоящее время  в большинстве стран осуществляется государственное финансирование политических партий, начало которому было положено в 50-60-х гг. Правовой основой государственного финансирования политических партий стало  конституционное признание партий в качестве важнейшего института, играющего  большую роль в организации государственной  власти. Такое признание обязывает  государство содействовать партиям, наиболее эффективно осуществлять свои функции. Существует  прямое (общее и специальное), связанное с выплатой субсидий из государственного бюджета, и косвенное  (предоставление бесплатного эфирного времени, места для публикаций и заявлений партий в средствах массовой информации и др.) государственное финансирование.
1.2.Типы  политических партий.
Структура политической партии включает три уровня:
-блок избирателей  (массовая база партии, обеспечивающая  кандидатов партии поддержкой  во время избирательной компании; принадлежность к данной группе  основывается больше не декларируемой  приверженности, чем на официальной  вовлечённости в партийную организацию);
-официальная партийная  организация;
-партия в системе  правления (должностные лица в  государственном аппарате, которые  получили посты в силу принадлежности  к соответствующей партии: президенты, губернаторы, члены парламента и т.д.).
Существуют различные  типы политических партий. Под типом партии в политологии понимается система её существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально – ролевая функция партии, особенности её внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности. В этой связи политические партии различаются в зависимости от происхождения, места и роли в политической системе, внутренней структуры и методов деятельности, социальной базы, идеологии и др.
Выделяют следующие  типы партий.
- Кадровые и массовые  партии. Согласно М.Дюверже, кадровые партии являются продуктом эволюции политических клубов. Задача этих партий – мобилизовать в конкретном избирательном округе влиятельных лиц, способных привлечь поддержку максимально большего числа избирателей из разных слоёв населения независимо от их идеологической ориентации. К данному типу относятся многие европейские партии консервативной ориентации. Массовые партии, М.Дюверже, являются продуктом всеобщего избирательного права. Это крупные организации, имеющие сложную внутреннюю структуру и высокую степень идеологизированности; свою социальную базу они формируют в основном из низших слоёв населения. Как правило, это партии коммунистической, социалистической и социал – демократической ориентации.
- Партии с сильной  и слабой структурой. Если внутренняя дисциплина партии предписывает состоящим в данной партии парламентариям подчиняться директивам парламентской группы, значит, это партия с сильной структурой (например, Консервативная партия Великобритании). Представители партий со слабой структурой в парламенте располагают почти полной свободой голосования (например, Демократическая и Республиканская партии США).
- Партии, организационно оформленные. В этих партиях члены получают партбилеты и платят членские взносы (наиболее типичный пример – коммунистические партии); и организационно неоформленные, в которых отсутствует официальное членство. Чтобы примкнуть к такой партии, достаточно публичного заявления избирателя о своей приверженности партии.
- Партии с прямым  членством. Кандидат в этих партиях принимается в индивидуальном порядке; и с косвенным членством, когда человек становится членом партии в силу того, что он входит в какую-либо организацию, связанную с этой партией.
-Соревновательные  партии, которые действуют в рамках плюралистической системы или же борясь за неё; и монопольные партии, осуществляющие в политической системе высшую власть, исключая любую другую партию.
- Патронажные партии, деятельность которых направлена на обеспечение предоставляемых политической властью преимуществ для лидера, его штаба и сторонников; сословные партии, нацеленные, прежде всего на защиту интересов отдельных социальных групп; и идеологические партии, ориентированные, прежде всего на реализацию неких абстрактных принципов, обозначенных в их программах.
- Консервативные, реформистские и революционные партии различаются по их отношению к социальной действительности.
- Парламентские партии, ориентирующиеся на парламентскую работу, на функционирование в рамках парламентаризма, и антипарламентские – принципиально отказывающиеся работать в парламенте.
Глава II. Сущность и разновидности партийных систем.
Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества  партий в борьбе за власть и её осуществление. Проводя классификацию партийных систем, следует учитывать три основных показателя:
1) число партий;
2) наличие или  отсутствие доминирующей партии  или коалиции;
3) уровень соревновательности  между партиями.
В политологии достаточно распространённая схема, согласно которой  существует однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы.
Для характеристики партийной системы в СССР до 1990 г. применялся термин «однопартийная система». Хотя многие политологи считают, что  в тех странах, где действует  только одна партия, партийная система  отсутствует как таковая. Однопартийная  система характерна лишь для тоталитарных и авторитарных режимов. При однопартийности  происходит закрепление (фактическое  или юридическое) правящего статуса  за одной из разрешённых политических партий. Такого рода система существует в настоящее время в странах Африки (Заир, Того, Габон). Предназначение одноединственной легальной партии заключается в демонстрации «всенародной» поддержки существующему режиму.
В политической науке  выделяются:
1)однопартийные системы  в строгом смысле этого слова,  при которых исключается даже  номинальное существование других  партий; на деле такие партии  являются частью государственного  аппарата;
2)фактически однопартийные  системы («искусственная многопартийность»), замаскированные под многопартийность; в них осуществляется тотальный  идеологический и организационный  контроль государственной партии; деятельность партий – сателлитов, интегрированных, как правило,  в такие организации, как национальный  и народный фронты, жестко регламентируется. Подобная система существовала  во многих странах Восточной  Европы до 1989-1990 гг. Деятельность  партий здесь регламентировалась  лояльностью к режиму и государственной партии. Указанная партийная система существует в настоящее время в Китае, где наряду с правящей коммунистической партией действует ещё несколько партий (революционный комитет Гоминьдана, Крестьянско-демократическая партия и др.), входящих в единый «народно-демократический фронт», демонстрируя некое «политическое единство».
Двухпартийная система  – это система, при которой  реальную борьбу на выборах за власть в государстве ведут только две  партии, причём одна из партий обеспечивает себе большинство голосов избирателей, а следовательно, парламентских мест. Использование понятия «двухпартийная система» (или «бипартизм») вовсе не означает, что в данном обществе существуют только две политические партии. Дело в том, что при наличии большого количества партий реальными претендентами на власть являются две основные партии, а остальные не мешают этим двум главным партиям управлять попеременно.
Существуют следующие  разновидности двухпартийной системы:
1)классический вариант  (США, Великобритания), где две  главные партии собирают до 90% голосов избирателей, в связи,  с чем остальные партии лишены  доступа к власти;
2)система «двух  с половиной партий» или «две  плюс одна партия», при которой  рядом с двумя основными партиями  появляется третья, менее сильная,  но способная оказать влияние  на исход борьбы за власть. Поддерживая одну из двух главных  партий , эта третья партия влияет на конечный успех одной из сильных партий и, таким образом, определяет контуры правительственной коалиции. Такие системы существуют в Канаде, Австрии, Австралии, ряде других стран, где ведущие партии собирают 75-805 голосов избирателей, ввиду чего должны учитывать влияние на электорат «третьей партии».
Под многопартийной системой в политологии понимается такая, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию  и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных  институтов. В числе разновидностей многопартийных систем отмечаются трёх-, четырёх- и пятипартийные системы, атомизированные и т.п. Общим критериям для такой классификации является число влиятельных партий в государстве, получивших в результате выборов парламентское правительство.
Многопартийные системы  подразделяются на следующие:
1) партийные системы «поляризованного плюрализма», для которых характерно наличие антисистемных партий, выступающих против существующего социально-экономического строя; двусторонних оппозиций (оппозиция правительству и слева, и справа); центральное положение одной или группы партий; поляризация как результат значительного идеологического размежевания; преобладание центробежных тенденций над центростремительными и, как следствие, ослабление центра;
2) партийные системы  «умеренного плюрализма», где  борьбу ведут от трёх до  пяти партий, и ни одна из  них не может самостоятельно  находиться у власти, в результате  формируются коалиционные правительства;  в такой системе отсутствуют антисистемные партии и двусторонние оппозиции; идеологическое различие между партиями невелико; ведётся центростремительная конкуренция; партии ориентированы на участие в правительстве.
В многопартийных системах доминирует одна партия, служащая стержнем коалиционных правительств, либо доминирующая партия отсутствует.
Тип партийной системы  зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются следующие:
- форма государственного правления. В условиях президентской формы правления партии главным образом сосредоточенны на борьбе за победу на президентских выборах. Поскольку в данном случае идёт речь лишь об одном победителе, то постепенно избиратели приходят к пониманию необходимости поддерживать только серьёзных участников борьбы, в связи с чем уменьшается число конкурирующих партий. При парламентской форме правления, когда борьба идёт не за единственную должность, наблюдается большее количество партий, надеющихся одержать победу на выборах;
-избирательная система. Система пропорционального представительства, используемая в больших избирательных округах, позволяет даже небольшим партиям получить место в парламенте и открывает возможности существования многопартийной системы. Однако в условиях малых избирательных округов та же система приводит, как правило, к поддержке избирателями больших, хорошо организованных партий. Наличие определённого барьера, который должны преодолеть партии, претендующие на участие в выборах, также исключает из борьбы часть партий, оставляя наиболее сильные;
-наличие  постоянного раскола  в обществе. Деление общества по этническому, религиозному или иному признаку приводит к образованию партий, выражающих интересы той или иной части общества.
Глава III. Общественно-политические движения.
Понятие «общественно-политические движения» охватывает различные  объединения граждан, ассоциации, союзы, фронты т.п., которые не входят непосредственно  в государственные и партийные  структуры, но являются в той или  иной мере субъектами политической жизни, сочетая в разной в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединений – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности, структурированности, до сугубо политических, не имеющих четкого организованного ядра. Это многообразие составляет определённую трудность при типологизации движений, анализе причин их возникновения, идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений с властью. Вместе с тем можно выделить наиболее общие признаки общественно-политических движений, отличающие их от партий.
Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и  расплывчивее, а цели намного уже  и конкретнее, чем у партий. Это  позволяет участвовать в движении людям с разными политическими  взглядами, но поддерживающими конкретную политическую цель, ради решения которой  создаётся и действует движение. Это обусловливает способность  движений приобретать большой размах.
У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников. Движения обычно не имеют  сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как  самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные  партиями. Они опираются на неорганизованные массы, могут  также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников.
Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти.
Существует множество  типов общественно - политических движений:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.