На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Общее и дполнительное образование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение…………………………………………………………………...3-5 стр.  
    Общее и дополнительное образование в современной школе…………………….........................................................................6 стр.
      Содержание образования в современной школе.……………………………………………………………....6-10 стр.
      Дополнительное образование в практике работы  школы.........10-18 стр.
2. Процесс интеграции общего и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.............................................................19 стр.
      Цели, задачи и способы реализации интеграции общего и дополнительного образования ......................................................19-26 стр.
      Современный педагог в системе интеграции общего и дополнительного образования........................................................................................26-30 стр.
Заключение...................................................................................................31-32 стр.
Список использованных источников.........................................................33-34 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
Социальные и  экономические  преобразования в России за последнее время привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и,  в первую очередь- это необходимость модернизации системы образования. Модернизация системы образования предполагает обновление содержания и результативности обучения и воспитания, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии личности и формировании у нее гражданских, социальных и профессиональных компетенций.
В современных  условиях возникла настоятельная необходимость  в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет  обеспечить подрастающему поколению  новое качество образования, начала строить принципиально новую  функциональную модель своей деятельности, базирующейся на принципе полноты образования. Это означает, что в общеобразовательной  школе основное и дополнительное образование детей могли бы стать  равноправными взаимодополняющими друг друга компонентами и тем  самым создать единое образовательное  пространство, необходимое для полноценного личностного, а не только интеллектуального  развития каждого ребёнка. В этих условиях школа, наконец – то, смогла бы преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе.
Актуальность  проблемы интеграции общего и дополнительного  образования на сегодняшний день занимает важное место и является проблемой наиболее интересной для  педагогов, учеников и Министерства Образования. Интеграция этих двух наиболее важных видов образования позволит школам иметь полный цикл образования. Необходимость полного цикла образования в школе обусловлена, прежде всего, новыми требованиями к образованности человека. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными знаниями (знаниями учебного предмета) сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации, к самообразованию и к самосовершенствованию. Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.
Основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны, как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. Говоря словами А.С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием. Поэтому, модернизация образования предлагает интеграцию общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие и формирование личности обучающегося.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение процесса интеграции общего и дополнительного образования, определение целей и задач, определение влияния этого процесса на развитие личности обучающихся, выявление положительных и отрицательных черт в данном процессе.
Задачи:
-выявить сущность  понятий «общее» и «дополнительное»  образование, «интеграция обучения».
-определить  роль интеграции общего и дополнительного  образования в современной школе. 
- рассмотреть  дополнительное образование как  равноправный компонент образовательного  пространства
-выяснить роль  педагога в системе интеграции  общего и дополнительного образования.
Интеграция общего и дополнительного образования - процесс создания новых дидактических  эквивалентов, отражающих тенденции  интеграции современного обучения:  интеграция материала из традиционных, классических предметов и включение  в интеграцию нового для школы  содержательного материала.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Общее и дополнительное образование в  современной школе
      Содержание образования в современной школе
 
Образование - процесс  и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение  на этой основе соответствующего уровня развития личности.
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую  свою 
структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить 
учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные 
общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной 
деятельности.

Понятие образования  -весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование - это процесс и результат усвоения человеком
систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства,
формирование  мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс, бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности.
Система образования  структурирована и по иным принципам, она включает
ряд звеньев: систему  дошкольного воспитания, общеобразовательную  школу,
профессионально-техническое  образование, среднее специальное
образование, высшее образование, послевузовское образование, систему
повышения квалификации и переподготовки кадров, образование  по
интересам.
Для успешного  осуществления обучения как важного  средства развития и формирования личности необходимо хорошо уяснить себе –  чему нужно учить школьников, чем  они должны овладевать в процессе учебной работы.
В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных его средств и факторов развития личности. Оно представляет собой  особый разрез образования, абстрагированный от технологии.
В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных  функций школы, содержание образования  определяется как совокупность систематизированных  знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил  и практической подготовки, достигнутые  в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования. Т.е содержание образования – это система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения. В   современной   педагогике   обучение   характеризуется   как    вид познавательной  деятельности человека.
При знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования, знания становятся абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академизму, ориентации содержания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.
В последнее  десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается уже упоминавшийся выше личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина, В.С.Леднева, Б.М.Бим-Бада и А.В.Петровского.
Школа призвана помочь ребенку наиболее безболезненно  войти в сложный мир человеческого  социума через культуру. Я. Корчак отмечал, что "ребенок в этом мире - иностранец; он не знает названия городов, направления улиц; ему необходим  гид, который вежливо ответит  на все его вопросы; уважайте его  незнание". Игнорирование этого, недооценка в учебных планах и  программах, курс на нивелировку детей  в реальном учебном процессе не могут  быть признаками современного содержания образования, которое имеет стратегической целью развитие личности, субъектности человека.
Итак, при личностно-ориентированном  подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные  от личности знания, а сам человек. В соответствии со сказанным личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.
Содержание образования  имеет исторический характер, поскольку  оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе  развития общества. Это означает, что  оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.
Школа – это  мастерская, где не просто осуществляется процесс обучения, а обеспечивается всестороннее гармоничное развитие личности, где формируется мысль  подрастающего поколения.
Образование во все времена было и остается соразмерным  процессу исторического развития человеческого  сообщества. Осмысление сущностных и  глубинных целей образования  и его содержания во все времена  было и остается основным компонентом  образовательного процесса - объективным  требованием времени. Изучение содержания образования - следующая логическая ступень в формировании образа школы. И это изучение должно быть проведено  не только на основе экспертных оценок, пусть даже коллективных и очень  компетентных (например, уважаемых  представителей учебно-методических объединений), но и посредством обоснованных - научно доказанных фактов.
Перед общим  образованием ставится цель вооружить  человека знаниями и умениями пользоваться материальными и духовными продуктами, средствами информации, массовой коммуникации и передвижения, грамотно ориентироваться  в огромном мире окружающих нас вещей.
Потребности этой профессиональной сферы человека должны определять цели и содержание общего образования. Путей их реализации может  быть выделено много. Наиболее важными  являются следующие восемь содержательных направлений развития общего образования.
Первое, что мы должны дать в общем образовании  это - адекватную реальности естественнонаучную картину мира.
Второе требование, как логическое продолжение первой задачи, заключается в доведении  до обучающихся правил их поведения  в социуме. Третье направление связано  с физическими началами в человеке как части природы. Здесь актуальными выступают проблемы его безопасности и выживания. Четвертая задача общего образования сопряжена с тенденцией значительного ухудшения здоровья молодого поколения. Пятое направление общего образования целесообразно связать с развитием природных способностей молодого поколения. Шестой путь развития общего образования обусловлен необходимостью приобщения юношей и девушек к достижениям культуры, формированию у них навыков ориентации в ее многообразных проявлениях. Седьмое, предполагается обязательное овладение не только родным, но и иностранными языками. Их незнание ведет к нашей изоляции от мирового образовательного пространства и ограничению межкультурного общения. Наконец, результатом восьмого направления в общем образовании, как уже было подмечено, должен стать человек как профессионально грамотный потребитель материальных и духовных продуктов общества. Проблема целей и содержания образования должна занять статус, соответствующий ее роли в обществе.
Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляющиеся  в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью  логических рассуждений. В зависимости  от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и  высшее образование. По характеру и  направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.
Содержание образования  фиксируется в учебных планах, учебных программах, учебниках и  учебных пособиях. Учебные программы  могут строиться по концентрическому и линейному принципам. При концентрическом  способе построения программ материал данной ступени обучения в более  усложненном виде проходят на последующих  ступенях обучения. И зарубежные, и  отечественные ученые отмечают, что  система образования не удовлетворяет  современным требованиям и вследствие этого находится в состоянии  кризиса. 

      Дополнительное  образование в  практике работы  школы.
Сущность общего образования — развитие общих способностей личности, то есть, универсальных способов деятельности, генеральной человеческой способности — трудоспособности, а также способности к постоянному совершенствованию.
Общее образование  является базой любой последующей  или сопровождающей его специализации, то есть углубленного развития специальных  способностей к отдельным видам  деятельности.
 В настоящее  время, к общему образованию  в широком смысле принято относить  следующие составляющие: дошкольное, начальное общее, основное общее,  среднее (полное) общее и дополнительное  образование детей. Иногда, дошкольное  и/или начальное общее образование  не включаются в понятие общее  образование и рассматриваются  отдельно.
Дополнительное  образование детей является важнейшей  составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Основу современного дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных, коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе. Этим видом образования профессионально заняты около 270 тыс. педагогических работников как в самих школах, так и в специализированных учреждениях - дворцах и домах детского творчества, станциях юных техников, спортивных и художественных школах, клубах по месту жительства. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.
Развитие системы  дополнительного образования детей  в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, психологического характера.
Организационные условия состоят, прежде всего, в  том, чтобы развитие системы дополнительного  образования детей в школе  соответствовало условному третьему и четвертому уровню, т.е. созданию самостоятельной  структуры развития дополнительного  образования детей. Для этого, прежде всего, необходимо проанализировать социокультурную ситуацию, в которой работает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей в дополнительном образовании. Важно также учесть особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые она призвана решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности.
Дополнительное  образование детей в школе  быстрее сможет приобрести статус самостоятельного подразделения, если его структурирование начнется с выделения некоего  системообразующего элемента. Это может быть любое творческое объединение, проводящее многоплановую и разнопрофильную работу, деятельность которого носит комплексный характер, Например, Центр русской (национальной) культуры, который объединяет музыкальные и художественные коллективы, группы ребят, увлекающихся этнографическим краеведением, сбором материалов об истории и культуре края. Вокруг такого разновозрастного коллектива достаточно легко простроить работу других творческих объединений, которые, сохраняя специфику, учитывали бы общую направленность и стратегическую линию развитая дополнительного образования детей в конкретном общеобразовательном учреждении.
Когда в школе  создается самостоятельная структура  дм развития системы дополнительного  образования детей, появляется прекрасная возможность взаимопроникновения, интеграции основного и дополнительного  образования детей. Таким образом, взаимопроникновение этих двух сфер может обеспечить:
- целостность  всей образовательной системы  школы со всем ее многообразием;
- определенную  стабильность и постоянное развитие;
- необходимый  уровень знаний, умений, навыков  школьников и развитие их эмоционально-образной  сферы, формирование духовно-нравственных  качеств;
- сохранение  определенного консерватизма системы  и более активного использования  инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий;
- поддержку существующих  школьных традиций и поиск  новых путей организации жизни  ученического и педагогического  коллективов;
- сохранение  лучших сил педагогического коллектива  и приглашение новых людей  (из числа работников культуры, науки, производства, представителей  общественных ветеранских организаций), готовых работать с детьми.
Среди других организационных  задач следует назвать сотрудничество на основе договора или соглашения школы с различными учреждениями дополнительного образования детей, что также способствует сближению  основного и дополнительного  образования детей. Благодаря творческим и деловым контактам школы  с учреждениями дополнительного  образования детей, можно улучшить содержание и уровень подготовки различных массовых мероприятий: праздников, соревнований, концертов, выставок и  др. Это также прекрасная возможность  получения оперативной информация о возможности включения школьников в художественную, спортивную, туристско-краеведческую  и другую деятельность. Такое сотрудничество позволяет координировать планы работы, учитывать возможности школы и учреждений дополнительного образования детей в интересах личности обучающихся.
Решая внутришкольные организационные проблемы, необходимо стремиться к развитию такого числа и такой направленности творческих объединений, которые соответствовали бы достаточно широкому спектру интересов школьников разных возрастов. К сожалению, нередко набор кружков и секций в школах не меняется десятилетиями и ограничивается несколькими названиями (мягкая игрушка, макраме, драмкружок, волейбол, аэробика), большинство из которых рассчитано на детей младшего и среднего возраста. Старшим же школьникам внимание практически не уделяется, и, тем более, не учитываются интересы ребят, стремящихся освоить спортивный танец, роликовые коньки, скайбординг, восточные единоборства, технику видеосъемки, компьютерные технологии и другое, что интересует современного подростка.
Конечно, не всегда возможно (и не всегда нужно) максимально  учитывать их интересы, но необходимо искать такие варианты решения проблемы, которые помогут школьникам реализовывать  свои потенциальные возможности  и потребности в творческом развитии в системе дополнительного образования  детей.
К сожалению, в  практике нередко встречается и  такой подход к развитию дополнительного  образования детей в условиях общеобразовательного учреждения, когда  в школе создается некий «образцово-показательный» коллектив (школьный театр, музыкальный  ансамбль, спортивная команда и т.д.), который является основной заботой  администрации в ущерб развитию других направлений деятельности. Для  руководителей школы – это  возможность успешно отчитаться за «хорошую» организацию учебно-воспитательной деятельности, не прилагая усилий к  созданию полноценной системы дополнительного  образования детей. В этом случае «элитный» детский коллектив  начинает жить своей обособленной жизнью, интересной лишь для небольшой группы ребят, остальным же остается лишь смотреть на них с завистью, ощущая себя ущербными, посредственными, что далеко от реальности.
Подобные недостатки необходимо учитывать при решении  организационных проблем.
Кадровые условия  – это, прежде всего, возможность  профессионального роста педагогов  дополнительного образования. Проведение семинаров, курсов, современных дискуссий  по наиболее значимым проблемам должно быть организовано в рамках продуманной  системы и направлено на активизацию  творчества педагогов, их самообразование  и желание сотрудничества с коллегами  – руководителями всех творческих клубов, входящих в блок дополнительного  образования детей. Взаимное посещение  занятий, проведение открытых мероприятий, их анализ также дает много для  профессионального роста.
Не менее важно  организовать творческое сотрудничество с учителями-предметниками, классными  руководителями, воспитателями ГПД: совместное обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических, социальных, общекультурных) дает возможность  не только создать методобъединения, педагогические мастерские, но и единый педагогический коллектив, что способствует профессиональному обогащению.
Следует регулярно  организовывать прохождение педагогами курсовой подготовки на базе ИПК, проводить  семинары силами приглашенных ученых, в т.ч. на базе учреждения дополнительного  образования детей. Важно активизировать участие педагогов в различных  профессиональных конкурсах (конкурсы педагогов дополнительного образования, авторских образовательных программ, воспитательных систем и др.).
Успех развития системы дополнительного образования  детей в условиях общеобразовательного учреждения во многом зависит от умения привлекать «свежие силы», новых  людей, например, из числа работников учреждений культуры, спорта, творческих, общественных, ветеранских организаций, родительской общественности, а также тех, кто профессионально владеет каким- либо интересным ремеслом и желает передать его секреты детям.
Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки в школе и, в. частности, в ее блоке дополнительного образования  детей, способствующей творческому  и профессиональному росту педагогов. Решение этой задачи относится, прежде всего, к компетенции администрации  общеобразовательного учреждения, которая  должна показать свое понимание важности развитая системы дополнительного  образования детей как части  общего образования, учитывать интересы тех, кто включен в эту систему, наравне с интересами других учителей. Недопустимо отношение к руководителям  творческих объединений по интересам  как «второстепенным» членам педагогического  коллектива.
Развитие системы  дополнительного образования детей  невозможно без серьезного концептуального  программно-методического обеспечения  деятельности как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения. Цели и задачи последних должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы. Это весьма серьезная задача, решение которой может быть рассчитано на несколько лет и вестись под руководством наиболее квалифицированных педагогов школы или других специалистов: методистов из учреждений дополнительного образования детей, преподавателей ИНК, научных сотрудников.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.