Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Административные правонарушения посягающие на здоровье населения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Год: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Государственный университет —
учебно-научно-производственный комплекс»
Юридический институт


Кафедра «Конституционное и муниципальное право»


Курсовая работа
По дисциплине «Административное Право»
Тема: «Административные правонарушения
посягающие на здоровье населения»




Студентка
гр. 22-Ю______Бахтина Н.П
(подпись)
Шифр___ Отметка___

Проверил______Носков Б.П.
(подпись)




Орел, 2011г
Содержание
Введение……………….3-4
Глава 1. Понятия и основания административных правонарушений посягающих на здоровье населения ………5
1.1 Правовые основы административных правонарушений посягающих на здоровье населения ………………..5-8
1.2 Понятия административных правонарушений посягающих на здоровье населения ………9-12
1.3 Административно–прав вой статус субъектов административной ответственности, посягающих на здоровье населения………12-18
Глава 2. Проблемы применяющие административной ответственностью к субъектам административных правонарушений посягающих на здоровье населения………………18
2.1. Виды правонарушений посягающих на здоровье населения …19-33
2.2. Проблемы квалификации административных правонарушений посягающих на здоровье населения ………33-45
Заключение………………...46-47
Список литературы………48-50













Введение
Проводимые в стране мероприятия по охране здоровья населения, осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О здравоохранении». Перед органами государственной власти поставлена стратегическая задача сохранения здоровья нации, снижения уровня смертности, увеличения продолжительности жизни людей и преодоления демографического спада в стране. Эффективным механизмом реализации этой задачи являются приоритетные национальные проекты и, прежде всего, национальный проект в сфере здравоохранения. Важную роль в деятельности по сохранению и укреплению здоровья населения играет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Расширились функции вновь образованной Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, создана новая структура органов и учреждений. Современные условия требуют совершенствования существующих, разработки и внедрения новых правовых, экономических и организационных подходов, включая оптимизацию структуры и кадрового состава органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Актуальность написания данной работы заключается в том, что одной из важных социальных функций современного государства является обеспечение охраны здоровья и благополучия населения. Социальная природа человека предполагает, что важнейшие проявления жизни людей, групп населения и сообществ, их здоровье и «нездоровье» являются проблемами социальными. Негативные факторы оказывают свое воздействие через социальную природу человека, его ближайшее и более широкое окружение. В условиях растущего давления человеческого фактора на окружающую природную среду действующая система обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не всегда дает возможность оперативно реагировать на обострение санитарно-эпидемиоло ической обстановки.
Объектом данной работы выступают здоровье населения и их правовое обеспечение.
Предмет - общественные отношения
Цель - анализ действующего законодательства по регулированию здоровья населения.
Задачами данной работы является:
    Рассмотреть понятие и виды административных правонарушений, посягающих на здоровье населения;
    Изучить характеристику административных правонарушений, посягающих на здоровье населения;
    Установить основные способы обеспечения санитарно-эпидемиоло ического благополучия населения;
Методологической основой является диалектический и системный подход к анализу и оценке фактического состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения и действующего законодательства, к объяснению санитарно-эпидемиоло ического благополучия населения, как объекта, так и результата правоотношений. Наряду с этим используются и общепризнанные методы исследования, такие как историческое наблюдение, обобщение, сравнение и др.









Глава 1. Понятия и основания административных правонарушений посягающих на здоровье населения .
        Правовые основы административных правонарушений посягающих на здоровье населения .
Правовыми основами, регулирующими правонарушения ,посягающие на здоровье населения являются: Кодекс РФ об административных правонарушениях , законы, вносящие изменения в КоАП РФ, Конституция РФ, Федеральный закон N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", ФЗ от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Кроме того, при написании данной работы были проанализированы правовые акты, изданные Президентом и Правительством Российской Федерации, а также ведомственные нормативные акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими свои полномочия в сфере охраны здоровья населения.
Федеральный закон N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиол гическом благополучии населения"( с изменениями от 28 декабря 2010 г.)
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Санитарно-эпидемиоло ическое благополучие населения обеспечивается посредством:
- профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиол гической обстановкой и прогнозом ее изменения;
- контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
- создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиоло ического благополучия населения;
- государственного санитарно-эпидемиол гического нормирования;
- государственного санитарно-эпидемиол гического надзора;
- сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;
- лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека; и др.
Федеральный закон N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (с изменениями на 18 июля 2011 года). Настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, на находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе постоянно проживающих в Российской Федерации, а также применяется в отношении предприятий, учреждений и организаций, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-право ой формы.
ВИЧ-инфицированные - граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Государственный надзор в области предупреждения распространения ВИЧ-инфекции осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиоло ическом благополучии населения.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"(с изменениями и дополнениями). Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. За нарушение настоящего Федерального закона должностные лица и граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 21.07.2011) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации. Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. Законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
ФЗ от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека. В обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
За обман, нарушение иных прав потребителей предусмотрен Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей". Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.2 Понятия административных правонарушений посягающих на здоровье населения
Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность Административным правонарушением может быть деяние в виде:
1) оконченного административного правонарушения;
2) покушения на административное правонарушение (ст. 2.1 КоАП).
Административное правонарушение признается оконченным с момента совершения деяния.Правонарушени , связанное с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части КоАП, признается оконченным с момента фактического наступления этих последствий (ст. 2.2 КоАП).Покушением на административное правонарушение признается умышленное действие физического лица, непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам. Административная ответственность за покушение на административное правонарушение наступает в случаях, прямо предусмотренных ст. 2.3 Особенной части КоАП.Как и любые другие правонарушения, административные правонарушения являются деяниями, т.е. совершаются путем действия (например, мелкое хулиганство, мелкое хищение) или бездействия (например, непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы).Понятием деяния охватываются как действие (бездействие), так: и вредные последствия. Административное правонарушение характеризуется рядом при знаков, таких, как:
- общественная опасность;
- противоправность;
- виновность;
- наказуемость.
Общественная опасность означает, что любой административный проступок, посягая на те или иные общественные отношения, причиняет им вред, нарушает их упорядоченность, согласованность, гармоничность и т. д. Общественная опасность деяния зависит от многих признаков: места, времени, способа совершения административного проступка, размеров ущерба, степени и формы вины и др.Исходя из степени общественной опасности решается вопрос об отграничении административных проступков от преступлений. Для этого используются следующие признаки: наличие тяжких последствий; возможность наступления таковых; размер материального ущерба; неоднократность совершения правонарушения в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.Противопра ность означает, что государство, признавая то или иное деяние общественно опасным, устанавливает правовой запрет на его совершение. Противоправность деяния заключается в том, что лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действие, предписанное такой нормой.Ряд статей КоАП содержит гипотезу (диспозицию) и санкцию правовой нормы, но чаще всего в Кодексе применяется отсылочная формулировка — «нарушение правил» (затем указывается, каких правил) и санкциямВиновность означает психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному деянию (действию или бездействию), а также к наступившим последствиям. Никто не может быть признан виновным в совершении административного правонарушения, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана.Наказуемос ь означает, что общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) может быть признано административным правонарушением только тогда, когда за его совершение законодателем предусмотрена административная ответственность. Тот факт, что законодатель за административное правонарушение предусмотрел административную ответственность, не исключает применения за такое деяние дисциплинарной ответственности к лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине.Соучастие в административном правонарушении признается умышленное совместное участие двух или более физических лиц в совершении административного правонарушения.В зависимости оттого, был или не был предварительный сговор на участие в совершении административного правонарушения, соучастие можно классифицировать такбез предварительного сговора;с предварительным сговором.Соучастие без предварительного сговора является наименее опасной формой соучастия. Такие соучастники заранее не согласовывают своих действий. Их совместное участие может быть установлено только в момент начала совершения административного правонарушения или в процессе его совершения [7, с. 208].Соучастие с предварительным сговором является более опасной формой соучастия. Такие соучастники заранее договариваются о совместном совершении административного правонарушения. Однако это не означает, что все моменты совершения правонарушения должны быть оговорены между соучастниками. Предварительный сговор может касаться отдельных моментов совершения правонарушения. Например, при совершении мелкого хищения исполнитель заранее договорился с другим лицом (он будет выступать как пособник) о приобретении последним похищенных им предметов, ценностей.Соучастника и административного правонарушения являются:исполнители организаторы;пособни и.Исполнителем признается физическое лицо: непосредственно совершившее административное правонарушение, либо непосредственно участвовавшее в совершении административного правонарушения совместно с другими физическими лицами, либо совершившее административное правонарушение посредством использования других физических лиц, не подлежащих в силу закона административной ответственности.Если два и более физических лица непосредственно принимают, участие в совершении административного правонарушения, то такой вид соучастия именуется соисполнительством.Р ли между участниками совершения административного правонарушения могут быть распределены, т.е. один может выступать как организатор, второй как пособник, третий как исполнитель.

1.3 Административно–пра овой статус субъектов административной ответственности, посягающих на здоровье населения
Гражданин как субъект административного права — это участник общественных отношений, в которых он выступает в качестве носителя конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормативных актах. Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. При этом административно-прав вой статус гражданина обладает рядом особенностей.
Во-первых, он носит сложный комплексный характер и «пропитан» нормами конституционного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.
Во-вторых, по обязательности предписаний он содержит в себе либо только права (например, право гражданина на обращение в те или иные инстанции с предложениями, заявлениями и жалобами), либо только обязанности (например, соблюдать правила дорожного движения), либо права и обязанности (например, при рассмотрении дел об административных правонарушениях гражданин имеет право обжаловать постановление по делу и несет обязанность уплатить в установленный срок наложенный на него штраф).
В-третьих, содержание административно-прав вого статуса гражданина в одних случаях зависит от желания того или иного лица (например, гражданин обращается в органы внутренних дел за разрешением на приобретение охотничьего ружья), а в других случаях он формируется вопреки его желанию (например, гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подвергается административному задержанию и доставлению в милицию).
В-четвертых,правовой статус гражданина как субъекта административного права включает права и обязанности, общие для всех граждан (например, обязанность соблюдать правила пожарной безопасности), права и обязанности, принадлежащие только какой-либо категории граждан (например, водителям автомобильного транспорта, предпринимателям, охотникам), а также права и обязанности конкретных индивидов (например, лиц, являющихся беженцами или вынужденными переселенцами).Административно-прав вой статус гражданина представляет собой сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих составных элемента.
Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, ибо выражает идею того, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Сформулированный в ст. 2 Конституции РФ характер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным для большинства государств мира, что нашло свое закрепление в важнейших актах международного права, принятых ООН и Европейскими организациями.Соглас о Конституции РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в Российской Федерации субъектом права всех его отраслей, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ, причем в данном статусе человека важное место занимают и нормы административного права.Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-прав вого регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы РФ и беспрепятственного возвращения в РФ (ст. 27). Провозглашая права личности, Конституция устанавливает для человека определенные обязанности и запреты, например, платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), запрещается заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрещается принудительный труд (ч. 2 ст. 37). Вместе с тем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) устанавливает в исключительных случаях возможность ограничения федеральным законом прав личности, причем правовые нормы, ограничивающие права личности, обычно носят административно-прав вой характер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками милиции на основе Закона РФ «О милиции» при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-прав выми нормами, в частности, при розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающего жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.Вторая составная часть административно-прав вого статуса представляет собой статус гражданина РФ. Как субъект административного права каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус. В качестве субъектов административного правонарушения могут выступать как физические лица, так и организации. Рассматривая физических лиц как субъектов административного правонарушения можно выделить две разновидности субъектов – та называемый общий субъект и субъект специальный. Если к общим субъектам можно отнести всех без исключения граждан, обладающих свойством вменяемости и достигших возраста административной ответственности, то субъектами отдельных категорий административных правонарушений могут быть исключительно субъекты специальные – то есть физические лица, обладающие такими специальными индивидуализирующим признаками как определенное должное положение, выполнение лицом предусмотренной законом профессиональной или социальной функции, принадлежность к религиозным объединениям, гражданство.
Категорию специальных субъектов, в свою очередь, можно разделить на субъектов, специфические особенности которых обуславливают дополнительные основания для административной ответственности (водители, должностные лица, работники торговли) и субъектов, для которых индивидуализирующие обстоятельства являются основанием для ограничения применения мер административной ответственности (беременные женщины и женщины, имеющие детей до 12 лет, лица, не достигшие совершеннолетия, инвалиды).
Для правильного применения на практике норм административного права об административных правонарушениях надлежит различать такие понятия как субъект административного правонарушения и субъект административной ответственности, ввиду того, что не ко всякому субъекту административного правонарушения административная ответственность может быть применена.
Под субъективной стороной административного правонарушения понимается психическое отношение субъекта к совершенному противоправному действию либо бездействию и наступившим последствиям.
Вина (субъективная сторона) может быть выражена в форме умысла и неосторожности. Умышленная вина выражается в том, что лицо, совершившее правонарушение, осознавало противоправность совершаемого деяния, предвидело его вредные последствия и желало или сознательно допускало наступления этих последствий.
Неосторожная вина имеет место в случаях, когда субъект правонарушения предвидел возможность наступления последствий, но легкомысленно надеялся их предотвратить (легкомыслие), либо не предвидел, но мог и должен был их предвидеть (небрежность).
Факультативными признаками субъективной стороны в предусмотренных законом случаях являются мотив, цель правонарушения. В качестве признаком объективной стороны они используются только в случаях прямого указания на них соответствующей нормой административного права.
Нормы административного права, определяющие административно-пра овой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства (ст. 32 Конституции), право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ст. 59) и др. Далее это нормы, определяющие административно-прав вой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ст. 35, 36), причем никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35). Наконец, нормы, определяющие административно-прав вой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии. Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-прав вого статуса - социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д. И здесь в качестве социального элемента административно-прав вого статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера и т.д.В законодательстве и практике реализации исполнительной власти понятие «вынужденный переселенец» появилось недавно. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. (в редакции Закона от 20 декабря 1995 г.)1 впервые дает определение этого понятия: вынужденный переселенец — это гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.По названным обстоятельствам вынужденным переселенцем признаются: 1) гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ; 2) гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ; 3) вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства РФ, при наличии обстоятельств, препятствующих данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории РФ.
Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофесси налы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг прав и обязанностей


Глава 2. Проблемы применяющие административной ответственностью к субъектам административных правонарушений посягающих на здоровье населения.
2.1. Виды правонарушений посягающих на здоровье населения
Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиол гическое благополучие населения и общественную нравственность закреплены в главе 6 КоАП.
Рассмотрим административные правонарушения, посягающие на здоровье населения:
Статья 6.1. Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения
Объектами данного правонарушения выступают здоровье и санитарно-эпидемиоло ическое благополучие населения. Целями данной нормы являются предупреждение распространения ВИЧ-инфекции и венерических заболеваний, а также своевременное проведение в отношении больных этими заболеваниями необходимых лечебных и профилактических мероприятий.
Дела об административных правонарушениях такого рода рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1). Протоколы о таких правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных в области здравоохранения (п. 18 ч. 2 ст. 28.3).
Статья 6.2. Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством).
Правонарушения, предусмотренные в комментируемой статье, посягают на здоровье населения. Статья содержит два формальных состава административных правонарушений, устанавливая ответственность за занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без лицензии (ч.1) и народной медициной (целительством) с нарушением установленного законом порядка (ч. 2).
В соответствии со ст. 54 и 56 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ1 (с изм. и доп.) для занятия частной медицинской и фармацевтической деятельностью требуется лицензия. Лицензия является официальным документом, разрешающим юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю осуществление конкретного вида деятельности в области медицины или фармации в течение установленного в лицензии срока.
Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 302 было утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, где установлен подробный порядок получения соответствующих лицензий.
Лицензирование фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 июля 2006 г. N 416.3
С объективной стороны правонарушение, предусмотренное ч.1 комментируемой статьи, заключается в занятии частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью при отсутствии лицензии на соответствующий вид деятельности.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной виной.
Субъект данного административного правонарушения - физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, в том числе и гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель).
Под народной медициной, о которой идет речь в ч. 2 данной статьи, понимаются методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством РФ. В соответствии со ст. 57 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан правом на занятие народной медициной имеют граждане России, получившие диплом целителя, выдаваемый органом исполнительной власти в области здравоохранения субъекта РФ. В дальнейшем занятие народной медициной, в том числе натуротерапией, рефлексотерапией, традиционной диагностикой и традиционными системами оздоровления, требует получения лицензии.
С объективной стороны правонарушение, предусмотренное ч.2 данной статьи, может состоять как в занятии народной медициной (целительством) при отсутствии у лица диплома целителя, так и в осуществлении соответствующей медицинской практики при наличии такого диплома, но без необходимой лицензии на конкретные медицинские услуги.
Субъективная сторона и субъект этого правонарушения совпадают с элементами состава правонарушения, содержащегося в ч.1 этой статьи.
Дела о правонарушениях, предусмотренных в комментируемой статье, рассматриваются судьями (ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица, уполномоченные в области здравоохранения (п. 18 ч. 2 ст. 28.3).
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что основные административные правонарушения, посягающие на здоровье граждан, это правонарушения, предусмотренные статьей 6.1; 6.2 КоАП РФ.
Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиол гическое благополучие населения и общественную нравственность закреплены в главе 6 КоАП.
Рассмотрим административные правонарушения, посягающие на санитарно-эпидемиоло ическое благополучие населения:
Статья 6.3 Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Данная норма является общей и имеет широкую сферу применения, обеспечивая охрану здоровья населения и среды обитания человека во многих областях его жизнедеятельности, за исключением тех, в отношении которых ответственность за нарушение санитарно-эпидемиол гических требований установлена в специальных нормах (см., например, комментарии к ст. 6.4-6.7; 8.2; 8.21; 8.31 настоящего Кодекса).4
В комментируемой статье содержится формальный состав административного правонарушения с альтернативными признаками объективной стороны, которая может выражаться либо в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, либо в невыполнении санитарно-гигиеничес их и противоэпидемических мероприятий.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиоло ическом благополучии населения"5 (с изм. и доп.) государственные санитарно-эпидемиоло ические правила и нормативы (санитарные правила) представляют собой нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиоло ические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Упомянутый Федеральный закон устанавливает, что санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиол гический надзор, и иными органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиоло ического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и действующая на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322.6 Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиол гического надзора в Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г.N 569.7 Одновременно внесены изменения в Положение о государственном санитарно-эпидемиоло ическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554. Среди других органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиоло ический надзор и уполномоченных разрабатывать санитарные правила, можно указать Федеральное медико-биологическо агентство (см. постановление Правительства РФ от 15 декабря 2004 г.N 789) и соответствующие органы и учреждения на железнодорожном транспорте (см. Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиол гического надзора на объектах железнодорожного транспорта / БНАФОИВ. 2000. N 47). Действующие на территории РФ федеральные санитарные правила утверждены главным государственным санитарным врачом РФ, которым ныне является руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. См. по этому вопросу Административный регламент исполнения Федеральной службой в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 24 января 2007 г. N 62 (РГ. 2007. 21 февр.)8
Санитарные правила весьма разнообразны по своему содержанию, что предопределяет разнообразие их нарушений. Эти нарушения могут быть совершены как путем активных действий, так и путем бездействия.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, невыполнение которых также входит в объективную сторону рассматриваемого правонарушения, - это организационные, административные, инженерно-технически , медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиоло ическом благополучии населения").
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Субъектами данного административного правонарушения могут выступать граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица. Следует обратить внимание, что в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ9 установлен новый вид административной ответственности - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (см. комментарий к ст. 3.12).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также уполномоченными должностными лицами федеральных органов исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотиков, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиол гический надзор. В том случае, если эти органы придут к выводу о необходимости применить к индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу санкцию в виде административного приостановления деятельности, дело об административном правонарушении подлежит передаче на рассмотрение федерального районного судьи в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 23.1 и ст. 3.12 КоАП РФ
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3). См. по этому вопросу Регламент взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России и Минздравсоцразвития России от 9 ноября 2006 г. N 870/746 (РГ. 2006. 13 дек.)10
Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Комментируемая статья содержит специальную по отношению к ст. 6.3 Кодекса норму. Объектами правонарушения являются здоровье и санитарно-эпидемиол гическое благополучие населения. К предметам правонарушения относятся жилые и общественные помещения, здания, сооружения, а также объекты железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, магистрального трубопроводного, автомобильного транспорта, включая автобусы междугородного и международного сообщения.
В Федеральном законе от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиоло ическом благополучии населения" содержатся общие санитарно-эпидемиоло ические требования к жилым помещениям, включая их содержание (ст. 23), а также к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта (ст. 24).
Конкретизацию положения данного Закона получают в федеральных санитарных правилах (о понятии - см. п. 3 комментария к ст. 6.3 настоящего Кодекса). Так, 15 декабря 2000 г. главным государственным санитарным врачом РФ были утверждены "Санитарно-эпид миологические требования к жилым зданиям и помещениям. Санитарные правила и нормативы. СанПиН 2.1.2.1002-00", введенные в действие с 1 июля 2001 г., а 8 апреля 2003 г. он же утвердил "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03& uot;, начавшие действовать с 15 июня 2003 г. (РГ. 2003. 5 мая).
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 4 апреля 2003 г. N 31 были утверждены "Санитарно-эпи емиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов.СП2.5.127 -03", вступившие в действие с 1 июня 2003 г.(РГ. 2003. 17апр.), относящиеся к эксплуатации транспорта. Примером санитарно-эпидемиоло ических правил и нормативов, относящихся к сооружениям спортивно-оздоровит льного назначения, являются СанПиН 2.1.2.1188-03 "Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества", утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30 января 2003 г.N 4 и введенные в действие с 1 мая того же года (РГ. 2003. 27февр.).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
Статья 6.5. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Комментируемая статья содержит специальную по отношению к ст. 6.3 норму, имеющую своей целью охрану здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Предметами рассматриваемого правонарушения являются питьевая вода и системы питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиоло ическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Граждане - индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, в том числе и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарным правилам. С 1 января 2002 г. введены в действие санитарно-эпидемиоло ические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01" утвержденные главным государственным санитарным врачом РФ 26 сентября 2001 г. Эти санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества. Адресованы эти правила индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, деятельность которых связана не только с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, но и с проектированием и строительством таких систем. Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения установлены в "Гигиенических требованиях к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02", утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 17 ноября 2002 г. и введенных в действие с 1 марта 2003 г. (БНА ФОИВ. 2003. N 5).Кроме того, его же постановлениями от 5 июня 2003 г. N 123 и от 4 февраля 2004 г. N 3 были утверждены соответственно "Гигиенические нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьево о и культурно-бытового водопользования в зонах защитных мероприятий объектов хранения и уничтожения химического оружия. ГН 2.1.5.1373-03" (РГ 2003. 19 июня) и "Ориентировочно допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевог и культурно-бытового водопользования. Дополнение N 1 к ГА 2.1.5.1316-03. Гигиенические нормативы 2.1.5.1831-04" (РГ. 2004. 6 марта).
В статье содержится формальный состав административного правонарушения, которое окончено с момента нарушения санитарно-эпидемиол гических требований к питьевой воде, питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. Учитывая опасность нарушения указанных санитарно-эпидемиологических требований для жизни и здоровья людей, законодатель счел необходимым ввести такую особую меру административного наказания индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, как административное приостановление деятельности на срок до девяноста дней (см. Федеральный закон от 9 мая 2005 г.N 45-ФЗ; см. также комментарий к ст. 3.12 КоАП РФ).
С субъективной стороны нарушение санитарных правил может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Субъект правонарушения - гражданин, достигший 16-летнего возраста, должностное лицо, индивидуальный предприниматель и юридическое лицо.
Дела об административных правонарушениях такого рода уполномочены рассматривать должностные лица органов Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, а также уполномоченные должностные лица федеральных органов исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотиков, осуществляющие санитарно-эпидемиоло ический надзор (ст. 23.13), и судьи (ч. 2 и 3 ст. 23.1), поскольку назначение наказания в виде административного приостановления деятельности возложено на судей.
Протоколы о данных административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3) в соответствии с установленными для них полномочиями.
Статья 6.6. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения.
Комментируемая статья содержит специальную по отношению к ст. 6.3 норму, предусматривающую ответственность за правонарушение, посягающее на здоровье и санитарно-эпидемиоло ическое благополучие населения в связи с организацией общественного питания.
Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) ст. 17 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиоло ическом благополучии населения" требует выполнения санитарных правил при организации питания населения в специально оборудованных местах. Такие санитарные правила содержатся в нормативном акте "Санитарно-эпид миологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01", утвержденном главным государственным санитарным врачом РФ 6 ноября 2001 г. (БНА ФОИВ.2002. N1).
Объектами данного правонарушения выступают здоровье и санитарно-эпидемиоло ическое благополучие населения, предметами - специально оборудованные места для организации питания населения (столовые, рестораны, кафе, бары и т.д.).
Состав правонарушения сформулирован как формальный и заключается в нарушении соответствующих санитарно-эпидемиоло ических требований, которое может быть совершено путем как действия, так и бездействия. В целях повышения ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за нарушения соответствующих правил в сфере общественного питания, поскольку такие нарушения могут представлять угрозу здоровью и жизни людей, ныне предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток (см. Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ; см. также комментарий к ст. 3.12 КоАП РФ).
Субъективная сторона правонарушения - умысел или неосторожность.
Субъект правонарушения - достигший 16-летнего возраста гражданин, должностное лицо, индивидуальный предприниматель и юридическое лицо.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, а также уполномоченными должностными лицами федеральных органов исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотиков, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиол гический надзор (ст. 23.13), или судьями, если будет признано необходимым рассмотреть вопрос о применении наказания в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица (ч. 2 и 3 ст. 23.1).Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3). См. по этому вопросу Регламент взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России и Минздравсоцразвития России от 3 ноября 2006 г. N 879/746 (РГ. 2006. 13 дек.)
Статья 6.7. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения
Комментируемая статья устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиоло ическое благополучие населения, прежде всего детей, подростков и молодежи. Норма является специальной по отношению к ст. 6.3 настоящего Кодекса и применяется в отношении должностных и юридических лиц, осуществляющих деятельность по воспитанию и обучению.
Предметами правонарушения выступают используемые в деятельности воспитательных и образовательных организаций средства воспитания и обучения, учебная мебель, учебники и иная издательская продукция. Необходимость соответствия санитарным правилам условий воспитания и обучения в дошкольных и иных образовательных организациях независимо от организационно-правов х форм, используемых программ, методик, режимов, технических, аудиовизуальных и иных средств, учебной мебели, учебников и иной издательской продукции вытекает из ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиоло ическом благополучии населения". В развитие положений Закона принят ряд санитарных правили гигиенических требований. Среди них можно указать "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Санитарно-эпидемиоло ические правила. СанПин 2.4.2.782-99" от 4 августа 1999 г. (см.: Официальные документы в образовании. 2000. N 1, 3, 4)11 и "Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.4.7.960-00" от 4 октября 2000 г. (М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора МЗ РФ, 2001). В2003 г. главным государственным санитарным врачом РФ был утвержден ряд санитарно-эпидемиол гических нормативов по устройству, содержанию и организации работ различных образовательных учреждений (см.: "Санитарно-эпид миологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Санитарно-эпидемиоло ические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.1249-03", введенные в действие с 20 июня 2003 г. // РГ. 2003. 12 апр.; "Санитарно-эпид миологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). Санитарно-эпидемиол гические правила и нормативы. СанПиН 2.2.4.1251-03", введенные в действие с 20 июня 2003 г. / РГ. 2003. 3 июня; "Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Санитарно-эпидемиол гические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1201-03", также введенные в действие с 20 июня 2003 г. / РГ. 2003. 3 апр.). С той же даты начали действовать и "Санитарно-эпид миологические требования к организации учебно-производствен ого процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. Санитарно-эпидемиол гические правила и нормативы. СанПиН 2.4.3.1186-03" (РГ. 2003. 27 февр.).
Комментируемая статья содержит формальный состав административного правонарушения, объективную сторону которого составляет нарушение требований соответствующих санитарных правил. Совершено такое нарушение может быть как действием, так и бездействием.
Субъективная сторона правонарушения - умысел или неосторожность.
Субъект правонарушения - должностное лицо, в том числе руководитель частного воспитательного или образовательного учреждения, и юридическое лицо.
Рассмотрение дел об административном правонарушении осуществляют должностные лица Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека (ст. 23.13).Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3). См. п. 7 комментария к ст. 6.6 Кодекса.
В данной главе было рассмотрено, что основные административные правонарушения, посягающие на санитарно – эпидемиологическое благополучие населения, это правонарушения, предусмотренные статьями 6.3 – 6.7 КоАП РФ. Дела об этих административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, а также уполномоченными должностными лицами федеральных органов исполнительной власти или судьями, если будет признано необходимым рассмотреть вопрос о применении наказания в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица (ч. 2 и 3 ст. 23.1).

2.2. Проблемы квалификации административных правонарушений посягающих на здоровье населения
Проблемы квалификации административных правонарушений вообще и административных правонарушений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции весьма актуальны.
Следует сказать, что квалификация административных правонарушений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции носит государственно-власт ый характер. Рассмотрение теоретических аспектов квалификации имеет большое значение для применения мер административной ответственности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Под квалификацией административных правонарушений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается установление соответствия признаков совершенного деяния признакам конкретного состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Как составная часть деятельности компетентных должностных лиц (органов) по применению законодательства об административных правонарушениях квалификация представляет собой мыслительный процесс того или иного лица, заключающийся в сопоставлении признаков совершенного деяния с признаками, включенными законодателем в конструкцию определенного состава. Результатом этого сопоставления является правовая оценка совершенного деяния. Данная оценка заключается в выводе о том, что деяние содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного той или иной статьей Кодекса РФ об административных правонарушениях.12
Квалификация административных правонарушений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях. Исключение может составлять стадия исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений, содержатся в разных разделах Кодекса об административных правонарушениях. В процессе исполнительного производства квалификация административных правонарушений не проводится.
Следует отметить, что требования к полноте квалификации административных правонарушений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на каждой стадии различны, поскольку реальные возможности обеспечения точной и полной квалификации во многом зависят от объема и достоверности информации об обстоятельствах правонарушения. Так, на стадии возбуждения дела об административном правонарушении в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также на начальном этапе административного расследования объем имеющейся информации иногда бывает достаточным лишь для вывода о противоправности деяния.
Задача начальной стадии квалификации административных правонарушений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции нередко заключается в том, чтобы определить, к какому виду правонарушений относится оцениваемый случай административному правонарушению, преступлению, дисциплинарному поступку или гражданско-правовому деликту.
При административном расследовании в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по мере поступления информации об обстоятельствах совершенного административного правонарушения и ее оценки правоприменитель решает вопрос о том, какой норме законодательства об административных правонарушениях соответствует рассматриваемое деяние. Полученный вывод, как правило, отражается в протоколе об административном правонарушении.13
Исключение составляют случаи, когда составление протокола об административном правонарушении не обязательно (ст. 28.6 КоАП РФ).
Как показывает правоприменительная практика, квалификация на стадии возбуждения дела и административного расследования в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции носит как бы предварительный характер. Итоговая правовая оценка содеянному дается правоприменителем на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении. Исследуя его, должностное лицо соглашается с предварительной квалификацией либо приходит к выводу об иной квалификации рассматриваемого деяния, что отражается в постановлении о прекращении производства по делу (такое решение принимается, если рассматривающий дело приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения или о необходимости направить дело органам следствия или дознания при обнаружении в деянии признаков преступления; прекращение производства по делу об административном правонарушении возможно и в иных случаях, предусмотренных в ст. 24.5 КоАП РФ) о наложении административного наказания. В некоторых случаях и эта квалификация не окончательная.
По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано и опротестовано. При рассмотрении полномочным должностным лицом (органом) жалобы или протеста проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, что предполагает проверку точности ранее данной квалификации деяния. При обнаружении ошибки в квалификации совершенного деяния должностное лицо, рассматривающее жалобу или протест, отменяет постановление, изменяет квалификацию либо направляет дело на новое рассмотрение (ст. 30.7 КоАП РФ)14.
Квалификация административных правонарушений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является важнейшей стадией деятельности по применению норм законодательства об административных правонарушениях. Правильная квалификация деяния — необходимое условие законности всей правоприменительной деятельности. Квалификация означает, что лицо привлекается к административной ответственности именно за совершенное им правонарушение, претерпевая правовые последствия, которые закон связывает с совершением этого правонарушения.
Ошибки в квалификации с неизбежностью порождают целый ряд негативных последствий. Так, неверное признание на стадии возбуждения дела или административного расследования деяния административным правонарушением ведет к незаконному применению мер административного принуждения, применению различных административно-проц ссуальных мер к лицу, поведение которого было правомерным.
Неправильное определение вида совершенного административного правонарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции также может повлечь за собой необоснованное применение мер воздействия.
Помимо этого, совершенное лицом административное правонарушение в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вопреки требованию закона, может и не повлечь за собой соответствующих мер правового реагирования в результате ошибочной предварительной квалификации деяния. Неправильная квалификация при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу приводит к еще более негативным последствиям: может быть наложено административное наказание на лицо, которое не совершило никакого административного правонарушения.
Процесс квалификации административных правонарушений в сфе
и т.д.................


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.