На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Интегративные уроки в начальной школе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     ГЛАВА 1 Теоретические основы  исследования организации интегративных уроков в начальной школе
     1.1. Понятие интеграции, сущность, принципы, уровни и формы интегративного обучения
     1.2.Методические основы построения интегративных уроков в начальной школе
     ГЛАВА 2 Экспериментальное проектирование процесса Организации интегративных  уроков в начальной школе
     2.1.  Диагностика  организации интегративных  уроков в начальной школе
     2.2.  Формирование организации интегративных  уроков в начальной школе 
     Заключение
     Список  литературы
     Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     В настоящее время развитие образования  представляет собой очень не однозначный  процесс. Выдвигается много различных подходов к построению процесса обучения.  Поэтому сегодня нельзя говорить о том, какая технология или урок являются хорошими, так как то, что хорошо в системе одного подхода, может оказаться плохим в совокупности других идей. Педагогически грамотный учебный процесс всегда имеет в основе ту или иную научную концепцию, в русле которой трактуются применяемые технологии, методы, формы обучения и т.п.  Довольно часто в педагогической  практике наблюдается смешение применяемых средств с точки зрения принадлежности их к различным подходам. Опытные педагоги чувствуют необходимость смешения методов  для оптимального решения педагогических задач различного типа. Но чтобы эти смешения не оказались малоэффективными, нужны были научные обоснования, таким научным обоснованием стал интегративный подход.
     Введение  интеграции предметов в системы  образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.
     Результат интегративного обучения проявляется в развитии творческого мышления обучающихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе.
     Массовый  российский учитель узнал о возможности  интеграции отдельных дисциплин после июля 1991 года, когда завершила работу Международная конференция преподавателей  естественнонаучных дисциплин, проходившая в течении десяти дней на базе МГУ.
     Понятие интеграция в образовании сегодня  применяется очень широко и рассматривается  в различных аспектах( интеграция учебных учреждений , интеграция инновационных  процессов и т.д.). Наиболее распространенной и изученной является интеграция в содержательном плане, то есть объединение образовательных областей, создание интегративных уроков.
     Историей  данного вопроса занимались следующие ученные, В.И. Загвязинский, Г.Н. Сериков, Л.Д. Федотова, И.Я Курамшин, Т.Л.Рамзаева,  Г.Н.Аквилева, Н.Я. Виленкин, Г.В.Бельтюкова и другие.
     В работах В.И. Загвязинского разработаны  основные положения концепции внутрепредметной интеграции педагогического знания: определены ее факторы, принципы построения интегративных педагогических концепций, исходные идеи.
     Г.Н  Сериковым разрабатывается концепция интегративной картины образования. Большую роль играют в такой картине образовательные процессы, интегрирующие деятельность преподавания и учения,  наставничества и усвоения.
     Л.Д. Федотовой разработана концепция интегративного содержания начального профессионального образования. Автором концепции указываются основные источники формирования интегративного содержания начального профессионального образования.
     И.Я. Курамниш- автор методической концепции  интеграции химических, химика -  технологических и материаловедческих дисциплин.
     Т.Л.Рамзаева,  Г.Н.Аквилева, Н.Я. Виленкин, Г.В.Бельтюкова посвятили свои  работы   проблемам  межпредметных  и  внутрипредметных связей  в  начальной  школе,  являющихся  "зоной  ближайшего  развития"  для постепенного перехода к интеграции учебных предметов.
       В начальной школе наиболее  перспективное  продвижение   в  данном  направлении было  осуществлено "Кружком Московских  городских учительниц" (I9IO-I9I5  гг.)  под  руководством  педагога  -  новатора  Н.И. Поповой. Учителя выработали собственную оригинальную программу, в основе которой находилась идея возможно более полного объединения предметов в интегративный курс.
     Таким образом, анализ исследования в данной области показал недостаточную изученность в теме: «Организация интегративных уроков в начальной школе».
     Объектом моего исследования выступает  - учебный процесс в начальной школе.
     Предмет исследования – условие организации  интегративных уроков в начальной  школе.
     Цель  данной работы: Разработать интегративные уроки в начальной школе.
     Цель  и объект исследования определили ряд  задач:
    Проанализировать учебную литературу
    Система диагностики интегративных уроков в начальной школе
    Разработать планы, конспекты интегративных уроков в начальной школе
     В процессе исследования были использованы следующие методы:
         1. Изучение и анализ психолого-педагогической  литературы;
         2.Диагностики;
     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
     Во  введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, предмет, цель, задачи нашего исследования, перечислены применяемые методы исследования.
     В теоретической части курсовой работы (I главе) рассматривается понятие интеграции, выявляется сущность, принципы, уровни и формы интеграции, раскрываются методические основы построения интегративных уроков в начальной школе.
     Во  второй главе представлено экспериментальное  проектирование процесса организации  интегративных уроков в начальной  школе.
     Обобщающие  выводы по организации интегративных уроков в начальной школе даются в заключительной части работы.
     Список  используемой литературы по данной теме состоит из 20 источников. В приложении включены конспекты интегрированных уроков для начальной школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические основы  исследования организации интегративных уроков в начальной школе.
      Понятие интеграции, сущность, принципы, уровни и формы интегративного обучения.
     Понятие интеграции в современном мире употребляется  очень широко и рассматривается  в различных аспектах. Дословно латинское "integrafio" - восстановление, восполнение; "integer" - полный, цельный. Следовательно, интеграция-"объединение в целое, в единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства" . На сегодняшний день ни в одном словаре, ни в одном учебнике нельзя найти методического определения понятия "интеграция". Несмотря на то, что этой проблемой занимаются достаточно давно, единой точки зрения на данный вопрос пока не существует. Исследователи трактуют интеграцию по-разному. Философский словарь дает следующее толкование этого понятия: интеграция — сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.
     Так, Н. С. Светловская понимает под интеграцией "создание нового целого на основе выявленных однотипных элементов и частей в нескольких прежде разных единицах (учебных предметах, видах деятельности и т. д.), а затем приспособление этих элементов и частей в несуществовавший ранее монолог особого качества" . По мнению Н. С. Светловской, важным условием интеграции является построение материала на основе естественного подчинения единой цели и функции в ряде предметов и в методике. Аналогично трактует понятие "интеграция" Л. Н. Бахарева, раскрывая его как "процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующей созданию нового целого "монолита знаний". Причем, данный автор придерживается мнения, что интеграция не отрицает предметной системы обучения, она является возможным путем ее совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между предметами. Такой подход к проблеме основывается на понимании взаимоотношений между интеграцией и дифференциацией.
     По  мнению Ю. М. Колягина, применительно  к системе обучения понятие "интеграция" может принимать два значения: "во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения) ; во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения)" . Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция же как средство обучения направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему. По мнению автора, сложность проблемы заключается в том, как динамически развивать интеграцию от начала к концу обучения. Если в начале наиболее целесообразно усвоить "немного обо всем", затем необходим синтез разрозненных знаний и умений, то к концу обучения необходимо знать "все о немногом", то есть это узкая специализация, хотя и на новом интегративном уровне.
     И.Ю. Алексашина рассматривает интеграцию как ведущую тенденцию обновления содержания образования.
     Понятие интеграции в педагогике сегодня  употребляется как стимулирование знаний из различных предметов. Например, интегративные уроки или спецкурсы, когда одна тема освещается с помощью разных наук. В таких случаях интеграция отожествляется с межпредметными связями, функцией которых является создание объемной картины изучаемого и углубление представлений о тех или иных явлениях. Эта трактовка интеграции не отражает  ее специфики. На мой взгляд, наиболее точное определение «интеграции» дает Л.И.Гриценко, предполагает, что интеграция это не  простое объединение элементов учения, но и разрешение противоречий неразрешимых средствами одного предмета.  
       Как видно из данных выше  определений, все авторы сходятся  в том, что интеграция - это  путь к достижению целостного  взгляда на окружающий мир,  основой интеграции являются  межпредметные связи. 
     Стремление  к интеграции учебного материала, является естественной и ведущей тенденцией всемирного и отечественного образовательного процесса. И в настоящее время проблеме интеграции вновь уделяется большое внимание в процессе организации обучения и воспитания.
     В законе РФ "Об образовании" особо  отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира. Значит, особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности. Первостепенное значение здесь приобретают компоненты образования, отражающие тенденции интеграции научного знания. Именно интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека.
     В чём же заключается суть интеграции в обучении?
     По  существу, интеграция имеет целью  заложить основы целостного представления  о природе и обществе и сформировать собственное отношение к законам их развития. Вот почему младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно-познавательной статье с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта и т.д.
     Методической  основой интегрированного подхода  является установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук и понимании закономерностей всего существующего в мире. А это возможно при условии многократного возвращения к понятиям на разных уроках, их углубления и обогащения, вычленения доступных данному возрасту существенных признаков, понятий. Следовательно, за основу интеграции может быть взят любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения, в содержательную сторону которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предмету, но на интегрированный урок привлекаются знания, результаты анализа понятия с точки зрения других наук, других учебных предметов.
     Таким образом, интеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы. Она является возможным путем  её совершенствования, преодоления  недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.
     Интеграция  в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях:
     1.Внутрипредметная  – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
     2.Межпредметная  – синтез фактов, понятий, принципов  и т.д. двух и более дисциплин;
     3.Транспредметная– синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
     Примером  первого уровня является систематизирование знаний внутри определенной дисциплины – переход от разрозненных фактов к их системе в процессе открытия нового закона, уточнения картины мира. Интеграция этого уровня – внутрипредметная, – она направлена на «спресовование» материала в крупные блоки, что, в конечном счете, ведет к изменению структуры содержания дисциплины. В начальной школе содержание может иметь разную структуру, где отдельные знания или их элементы «сцепляются» между собой различным образом.
     Для внутрипредметной интеграции характерна спиральная структура на основе принципа концентричности. Познание ценности при  такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему, или от общего к частному. Содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. Особенность данной формы состоит в том, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.
     Синтез  второго уровня – межпредметная  интеграция – проявляется в использовании  законов, теорий, методов одной учебной  дисциплины при изучении другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся, что, в свою очередь, ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятий, категориях, подходах. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.
     В начальной школе межпредметные  связи могут устанавливаться  по составу научных знаний (фактические, понятийные конкретные).
     Высший  уровень интеграции может быть охарактеризован  как объединение в единое целое основного и дополнительного содержания образования – это транс предметная интеграция.
     Исследователи данного вопроса выделяют следующие  формы организации образовательного процесса на основе интеграции: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая).
     Пластообразная  – наслоение различных видов  деятельности (познавательных, художественно-эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания. Например, образ природы  раскрывается в изобразительном искусстве, в его различных жанрах (натюрморте, пейзаже), отображается посредством цвета, света, композиции; в литературе – через художественные средства выразительности в тексте; в музыке – через звуки природы, песни и т.п.
     Спиралевидная – содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, постоянно и постепенно нарастают, количественно и качественно изменяются. Например, можно сначала оценить красоту пейзажа одного времени года и затем подняться до понимания красоты природы в произведениях литературного, музыкального, изобразительного искусства.
     Контрастная форма строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии  ценности через ее противоположности (добро – зло), познании целого через часть, множества и через единичность.
     Взаимопроникающая форма строится на основе одного вида деятельности, например игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др. Эта форма чаще всего реализуется в начальной школе.
     Индивидуально-дифференцированная (творческая) форма – самая сложная  форма организации: дети самостоятельно избирают деятельность, организуют вокруг себя предметное пространство и общение. Например, из рисунков можно создать композицию, придумать и поиграть в сказку, создать постройку, изучить и обсчитать ее математически и др. Интеграция содержания позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться.
       Интегративное обучение предполагает  реализацию трех основных положений, отражающих три стороны учебного процесса: содержание, методику организационный аспект.
     Первое  положение. В содержании обучения любого уровня конструктивно синтезируются естественно- научные и гуманитарные знания. конструктивный синтез предполагает, что сочетание естественно - научных и гуманитарных знаний должно вести к целостному развитию личности.
     Обоснованием  рассматриваемого положения является, во-первых, тенденция сближения естественной и гуманитарной культур в современном обществе. Через интеграцию естественно – научных и гуманитарных знаний возможно соединение двух взаимодополнительных способов восприятия мира – постижение через образ и через число, объединение эмоционально – гуманитарного, личностно – смыслового и рационально – структурного, знаково- логического познания мира. Это создает благоприятные условия для формирования обобщенного знания, становится основой для понимания целостности и единства мира.
     Во  – вторых, необходимость синтеза  естественных и гуманитарных наук определяется изменившимся характером научного познания. Научное познание всегда осуществляется во взаимосвязи процессов дифференциации и интеграции, которые объективно связаны с материальным единством мира, и отражая две стороны процесса развития, образуют диалектическое единство.
     Второе  положение. В методике обучения необходима интеграция концепций, технологий, методов, приемов обучения, лежащих в русле различных, в том числе противоположных, подходов и концепций. Человеческая индивидуальность, условия обучения, его цели настолько разнообразны, что невозможно с помощью одной технологии, одного метода эффективно решать различные педагогические задачи. Идея синтеза концепций высказывается рядом ученых( В.И. Загвязинский, В.Т. Фоменко,  В.В. Гаврилюк и др.). В обучении необходима интеграция рациональных методов(в основе которых лежат знаки, логические конструкции, операции с алгоритмами) и герменевтических методов, культивирующих переживания, образы, отношения. Взаимодействие научно – теоретического и эмоционально – познавательного познания в образовательном процессе дает возможность восприятия реальности в ее противоречивости и целостности, что и обеспечивает целостность образовательного процесса, а следовательно, его саморазвитие, работу в режиме инновационности[13].
     Третье  положение. Организация деятельности в обучении  основывается на единстве упорядочения и спонтанности, регламентирования  и неопределенности, порядка и хаоса.
     Деятельность  учащихся в предметно-центристской системе планируется в четкой временной и логической последовательности этапов обучения и их содержания. Такая регламентированная деятельность решает ряд важных задач, таких как своевременное изучения программного учебного материала, экономия времени при  овладении предметным материалом, эффективное обучение умениям и навыкам алгоритмических действий, исполнительская дисциплина и т.д.
     В русле личностно-развивающего обучения деятельность организуется в системе  неопределенности. В такой работе развиваются личностные качества, которые не могут быть развиты в жесткой запланированной деятельности. Свободная деятельность учащихся на занятиях может решить следующие задачи: развитие инициативы  и ответственности, способности делать самостоятельный выбор, организаторских умений, умения общаться и конструктивно сотрудничать с другими, выработку стремления находить личностный смысл, умения видеть и решать комплексные жизненно - ориентированные проблемы и т.д.
     Из  выше перечисленных задач обучения, решаемых в процессе различных видов деятельности учащихся, становится очевидной необходимость организации интегративного обучения, в котором осуществляется синтез регламентированной и спонтанной деятельности школьников.
       Этот синтез противоположных  по своей сути видов деятельности  должен осуществляться на основе  постоянной гармонизации и педагогической целесообразности, которая определяется конкретными условиями имеющейся педагогической ситуации.
                Основные положения, законы и закономерности обучения, осуществляемого в русле определенной парадигмы, воплощаются в принципы соответствующего обучения. Принципы определяют требования и общую направленность учебного процесса, деятельность педагога и учащихся. Академик В.И. Загвязинский наиболее содержательно выразил сущность принципов обучения. Принцип обучения – это инструментальное, методическое выражение познанных законов и закономерностей, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики. Л.И.Гриценко, в своей работе, выделяет следующие принципы интегративного обучения[1,стр.87]:
     - Принцип научности и жизненной ориентации – предполагает усиление науки в обществе, потребность общества в компетентных людях.
     - Принцип личностной направленности  обучения – предполагает признание человека главной ценностью образовательного процесса; реализацию взаимодействия субъектов обучения на личностном уровне. Специфика заключается в создании условий для развития личностных качеств.
     - Принцип формирования обобщенных  знаний и способов деятельности  – овладение обобщенными структурами  обеспечивает учащимся активную  личностную позицию в приобретении новых знаний. Чем выше уровень обобщения, тем обширнее сфера его применения, знания становятся для человека «действующим инструментом».
     - Принцип приоритета внутренних  смыслообразующих мотивов в обучении -  психологические закономерности развития личности( условия появления психических новообразований).
     - Принцип системности – интегративные процессы в различных областях жизни (в науке, производстве, экономике); психологические условия функциональной действенности знаний, умений.
     - Принцип проблемности – психологические  условия возникновения мышления; психологические особенности сущности и процесса творческой деятельности.
     - Принцип рефлексии – психологические  условия развития личности.
     - Принцип диалогичности – развитие  демократических начал в современном обществе; процесс интеграции культур и народов.
     Таким образом, согласно Л.И. Глиценко, интеграция - это не  простое объединение  элементов учения, но и разрешение противоречий неразрешимых средствами одного предмета.
     1.2 Методические основы построения интегративных уроков в начальной школе
       Основой разработки интегративных уроков, на мой взгляд, является интегративно-тематический подход, обоснованный Г. Ф. Федорцом. По его мнению интегративный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Интегративно-тематический подход позволяет установить, что "изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана начальной школы. То есть, в изученной теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно.      
       Интегративные уроки могут объединять  самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы типа  «Основы безопасности жизнедеятельности» или «Мировая художественная культура», а могут включать лишь отдельные составляющие — содержание, методы. Например, можно интегрировать содержание дисциплин с сохранением методов обучения ведущей дисциплины. Так, хорошо интегрируются уроки математики, чтения и рисования. Урок математики в случае интеграции становится ведущим и сохраняет присущие ему методы. По ходу раскрытия темы в него вставляются стихи и иллюстрации. Также можно интегрировать методику обучения разным дисциплинам при сохранении содержания только одного предмета.    
       К использованию интегративного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:
     - при обнаружении дублирования  одного и того же материала  в учебных программах и учебниках;
     - при лимите времени на изучение  темы и желании воспользоваться  готовым содержанием из параллельной дисциплины;
     - при изучении межнаучных и  обобщенных категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
     - при выявлении противоречий в  описании и трактовке одних  и тех же явлений, событий,  фактов в разных науках;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.