На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Геополитика Латинской Америки

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ СТАТУС И ФАКТОРЫ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ
 
     
      История и ресурсная экономика
 
     Латинская Америка (исп. America Latina) общее название стран, расположенных в южной  части Северной Америки, к югу  от реки Рио-Браво-дель-Норте, включая  Центральную и Южную Америку, с населением более 500 млн чел.
     Большинство латиноамериканских стран - бывшие колонии Испании. По Тордесильясскому договору 1494 г. к Португалии отошла только северо-восточная оконечность Южной Америки, а к Испании - все остальные земли. Хотя в дальнейшем Бразилия переступила этот рубеж, продвинув свои границы далеко на запад от первых португальских поселений, она осталась единственным государством в Южной Америке, в котором основной язык - португальский. Образовавшаяся на стыке владений Испании и Португалии не занятая никем территория между болотами дельты реки Ориноко и устьем Амазонки привлекла внимание других европейских держав, вступивших на путь колониальных захватов. Позднее этими землями завладели Великобритания, Нидерланды и Франция.
     В первой четверти XIX в. Симон Боливар (1783-1830), возглавил национально-освободительное движение в испанских колониях. В 1822 г. провозглашена независимость республики Великая Колумбия и Венесуэлы и провинции Кито (современный Эквадор).
     Несмотря  на призыв к единству, колонии Испании, получив независимость, распались на несколько суверенных государств и не смогли в полной мере воспользоваться плодами завоеванной свободы. Избавившись от колониального гнета, латиноамериканские страны  попали в новую - на этот раз экономическую - зависимость от более развитых государств Европы и США.
     Европейские геополитики склонны признавать социокультурную специфику Латинской Америки и ее отличие от Запада. Американские авторы видят в Латинской Америке продолжение западной цивилизации: они рассматривают латино-американскую цивилизацию как субцивилизацию внутри западного мира, ее отдельный вариант, близко связанный с Западом.
     Геополитический статус стран континента определяется их способностью играть самостоятельную  роль в мировой политике и оказывать влияние на принятие решений по глобальным проблемам. Политический вес государств Латинской Америки зависит от комплекса внутренних (цивилизационных, экономических, социальных, культурных) и внешних факторов, которые определяют их положение в геополитическом пространстве.
     Геополитический статус стран Латинской Америки  определяет ресурсная экономика как результат их колониального прошлого и отсталости. До сих пор в мировой экономике за латиноамериканскими государствами закреплена роль экспортеров минерального сырья и продуктов сельского хозяйства. Каждая страна специализируется на экспорте одного-двух видов сырья и продуктов, от которых напрямую зависит ее благосостояние. Эквадор экспортирует нефть и бананы, Боливия - олово и природный газ, Колумбия поставляет в другие страны кофе и нефть, Перу - руды цветных металлов, Венесуэла - нефть, Чили - медь и фрукты, Аргентина - мясо, шерсть и пшеницу, Бразилия - железную руду, кофе, какао и сою.
     Получив независимость, страны Южной Америки стали активно искать ресурсы, с которыми они могли бы выйти на мировые рынки. Природные богатства часто скрывались в недрах пограничных районов, что спровоцировало череду военных конфликтов до настоящего времени.
     В Тихоокеанской войне 1879-1884 гг. Чили сражалась против Перу и Боливии за обладание пустыней Атакама. Эта война, подогреваемая интересом Европы и США к месторождениям селитры и меди, закончилась победой Чили, Боливия же лишилась выхода к океану. Чуть раньше (в 1864-1870 гг.) Тройственный союз, образованный Бразилией, Аргентиной и Уругваем, вел войну с Парагваем, который в результате лишился половины своей территории и потерял значительную часть населения, проживающего на ней. Правда, в 30-х годах XX в. этой маленькой стране удалось, создав не без помощи русских офицеров-белоэмигрантов мощную армию, отвоевать у Боливии область Чако-Бореаль. Предполагалось, что там есть нефть, но ее так и не нашли; впоследствии ее крупные месторождения были обнаружены в предгорьях Анд на территории Боливии всего в 150 км от парагвайской границы. В 1902-1903 гг. Боливия воевала (правда, безуспешно) с Бразилией за право владения богатой каучуконосами юго-западной Амазонией. В 1932-1934 гг. неподалеку разразился конфликт между Колумбией и Перу за право выхода к Амазонке.
     В 1941 г. Эквадор потерял значительную часть амазонской территории в ходе войны с Перу. Граница между этими двумя странами так и осталась не установленной.
     Развитие  промышленности в Южной Америке также было связано в основном с добычей полезных ископаемых: сюда переносились из развитых стран экологически грязные и трудоемкие производства по переработке минерального сырья. Так появились крупные медеплавильные заводы в Чили, фабрики по обогащению оловянной руды, производству концентрата и выплавке олова в Боливии, нефтеперерабатывающие заводы в Венесуэле.
     Относительно  разностороннюю промышленность удалось построить только двум южноамериканским странам - Бразилии и Аргентине, в которых развита автомобильная и даже авиационная промышленность, есть собственные атомные электростанции, производятся компьютеры и военная техника. Но в этих странах, как и повсюду в Латинской Америке, передовые отрасли экономики сочетаются с отсталым сельским хозяйством. Немногочисленным помещикам принадлежат гигантские поместья - латифундии, а большинство сельских жителей страдают от нехватки земель. В огромных перенаселенных городах, куда в поисках работы устремляется все больше разорившихся крестьян, роскошные банки и отели соседствуют с ужасными трущобами.
     Зависимое положение стран континента в системе мирового хозяйства и огромные внешние долги заставляет их быть всегда в орбите более сильных и могущественных стран. Если XIX в. в истории Латинской Америки современные исследователи называют «европейским веком», имея в виду значительное влияние в этот период Испании, Франции, Германии и Великобритании, то XX в. стал эпохой американской экспансии в Латинской Америке. Вторая мировая война свела контакты между Европой и Латинской Америкой к минимуму и, как следствие, привела к утрате европейцами прежних позиций в регионе.
     По  этой причине ключевые экономические решения в странах Латинской Америки принимаются с помощью советников из университетов и частных научно-исследовательских институтов по согласованию с экспертами МВФ, Всемирного банка, Федерального казначейства США и ТНК. Ни политические партии, ни законодательные органы не оказывают заметного влияния на проведение политики. 

     
      Социальные конфликты, военные перевороты
 
     Латинская Америка представляет модель «расколотого общества», которое является следствием социально-экономического неравенства. Такое общество постоянно сотрясают острые социальные конфликты. Во многих странах есть районы, охваченные партизанской войной. В условиях, когда исполнительная и законодательная власти не могли выбраться из тупика, президенты часто использовали чрезвычайные полномочия. Не случайно Латинскую Америку «прославили» многочисленные диктатуры, уничтожившие тысячи людей. В том числе такие одиозные, как хунта во главе с Аугусто Пиночетом, правившая Чили с 1973 по 1989 гг., и 35-летнее (1954—1989) правление в Парагвае Альфредо Стреснера.
     Традиционно значительную роль в политической жизни Латинской Америки играют армия и военные. Легитимно избранные президенты обладают слабым контролем над военными и полицией. В Аргентине, Бразилии, Чили, Уругвае, Парагвае периодически происходили военные перевороты, в 1960-1970-х гг. там были смещены законно избранные гражданские правительства и достаточно долго существовали военные диктатуры. Военные сложили власть: в Аргентине в 1983 г., в Бразилии и Уругвае в 1985 г., в Чили - только в 1990 г. Добровольно отказавшись от власти, военные сохранили за собой должности в кабинетах министров, на государственной службе, продолжая контролировать внутреннюю и внешнюю политику. 

     
      Социокультурный фактор геополитики
 
     Специфика латиноамериканской цивилизации определяется тем, что она представляет собой  сплав культур и смешение рас, в основном соединение испанской и португальской культур с обрядами доколумбовой эпохи. Латиноамериканская культура отличается от западной доминированием коллективистских ценностей, ярко выраженной клановой структурой общества и авторитарно-патриархальными отношениями между людьми. Религиозная (католическая) однородность региона в конце XX в. была дополнена распространением протестантизма, что связано с деятельностью западных миссионеров.
     Большинство населения материка составляют метисы, в которых слилась европейская и индейская кровь, и мулаты - потомки европейцев и африканцев. Сохранилось и довольно много представителей коренных народов, чьи предки населяли Латинскую Америку еще до ее завоевания испанцами и португальцами.   
       Латиноамериканские страны сильно  различаются по этническому составу  населения.
     В андийских странах преобладают индейцы и метисы. Самая «индейская» из этих стран - Боливия, где народы кечуа и аймара составляют большинство населения. В соседних Перу и Эквадоре примерно каждый второй житель - кечуа и очень много метисов. Метисы составляют большинство населения и в равнинном Парагвае, где почти все говорят не только на испанском, но и на индейском языке гуарани. В Бразилии и странах Карибского бассейна - Венесуэле и Колумбии, куда для работы на плантациях тысячами завозили африканских невольников, много людей с черным цветом кожи. Почти каждый четвертый житель Бразилии - мулат, а в ее северовосточном районе - «колыбели» плантационного хозяйства, мулаты и негры составляют 3/4 жителей. Но есть страны, где они встречаются очень редко, например Перу: здесь рабов-негров совсем не использовали на сельскохозяйственных работах. В странах поздней колонизации, массовое заселение которых началось во второй половине XIX столетия, - Аргентине и Уругвае - преобладают потомки европейских иммигрантов; индейцы, метисы и мулаты составляют в них менее 10% населения. В отличие от андийских стран, в колонизации которых участвовали в основном выходцы из Испании, состав переселенцев из Европы был здесь более пестрым: приезжало много итальянцев, немцев, славян, в том числе и эмигрантов из России. Они предпочитали селиться вместе, образуя замкнутые национальные колонии.
     Процессы  демократизации политической жизни  на рубеже XX-XXI вв. в странах Латинской Америки имеют поверхностный характер. Несмотря на расширение гражданских свобод, социальный плюрализм, конкурентные выборы, участие масс в политике, в этих странах в политической жизни продолжают доминировать клики (военные, финансовые, клановые). Политические системы институционально не структурированы. Политические партии не являются механизмом выражения воли общества, а их лидеры редко получали власть, достаточную для противостояния активному вмешательству военных в осуществлении политики. Деятельность профсоюзов и прочих массовых организаций либо игнорировалась, либо подавлялась. 

     
    ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
 
     
      Геополитическая ситуация в странах региона
 
     Глобальная  экономическая интеграция изменила структуру власти в мире: еще более  очевидным стало преимущество главных действующих сил и отставание периферии. Новый мировой порядок, сформировавшийся в эпоху глобализации, выявил беспомощность развивающихся стран в противостоянии с экономическими гигантами. Латиноамериканские страны столкнулись с новым набором угроз и вызовов.
     Первой  из них стала проблема геоэкономической нестабильности латиноамериканского региона. Она стала результатом использования под патронажем США неолиберальной экономической модели странами Латинской Америки при их интеграции в мирохозяйственные связи.
     Политика  монитаризма усиливала социальную нестабильность и привела к волне кризисов в регионе. Как следствие, в начале XXI в. возвышение стран Юго-Восточной Азии проходило на фоне острых финансово-экономических и социальных кризисов в Латинской Америке. Основная причина падения темпов роста латиноамериканских стран, по мнению американского социолога И. Валлерстайна, состояла в монетаристском курсе либерализации экономики по рекомендации МВФ. Напротив, страны Юго-Восточной Азии пошли по пути протекционизма и защиты национальной экономики.
     Неэффективность монетаристской модели ощутили страны-лидеры: Бразилия, Аргентина, Мексика.
     Либеральные реформы конца 80-х в Мексике привели к социально-экономическому кризису. Вслед за мексиканским кризисом последовали бразильский и аргентинский. Особенно сложная ситуация сложилась в Аргентине, также продолжающей путь либеральных реформ по рецептам МВФ.
     Еще одна важнейшая проблема латиноамериканских стран – резкая поляризация в обществе между стремительно богатеющей элитой и растущей нищетой большинства населения, что служит причиной перманентной социальной нестабильности в странах Латинской Америки. Рост безработицы и падение уровня жизни порождают ситуацию гражданской войны.
     Выход из этой ситуации многие латиноамериканцы видят в миграции в США и  Канаду, которая принимает угрожающие масштабы. Число нелегальных мигрантов, проникающих через мексиканскую границу в США, оценивается в 1-1,5 млн. ежегодно. 

     
      Стратегия взаимодействия и региональная интеграция
 
     Геополитическая стратегия стран Латинской Америки ориентирована на решение двух задач:
     1) осознание необходимости объединения латиноамериканских государств для проведения общей экономической политики и отстаивания общих позиций на мировой арене;
     2) создание противовеса давлению  США в регионе путем выстраивания  новых экономических и политических  отношений с Европейским Союзом  и Россией. Решение этих двух задач взаимосвязано и зависит от отношений с США.
     Несмотря  на изменение форм и методов геополитического контроля, стратегия США в отношении стран Латинской Америки в последние годы осталась прежней - стремление к гегемонии на континенте. Если в первой половине XX в. преобладало откровенное политическое давление и даже военные интервенции США в регионе (в Мексику, на Гаити, в Доминиканскую республику), то сегодня преобладает более мягкое геоэкономическое давление под демократическими лозунгами гуманитарной помощи и развития партнерских отношений. США стали уделять внимание формированию конструктивных отношений с Латинской Америкой в экономической и политической сферах. Стремления американцев направлены на то, чтобы латиноамериканские политические и экономические структуры приобретали все большее сходство с Западом и были полностью подконтрольны. Этому призваны служить региональные интеграционные образования, через которые США осуществляют влияние и контроль.
     Важным  инструментом контроля США является ОАГ, созданная на 9-й Межамериканской конференции в Боготе в 1948 г. ОАГ объединяет все 35 государств Западного полушария плюс США и Канаду (1994 г.). В 1962 г. под нажимом США от участия в работе органов ОАГ было отстранено нынешнее правительство Кубы.
     Для повышения эффективности деятельности и содействию ОАГ в социально-экономической сфере в 1996 г. создан Межамериканский совет по комплексному развитию (СИДИ). Важное направление деятельности ОАГ -укрепление демократии и обеспечение прав человека и проблемы континентальной безопасности. США стремятся сформировать под своим руководством новую модель военно-политического сотрудничества стран континента. Набирает силу процесс переосмысления концепции континентальной безопасности, ее переориентации с задач защиты от внешней угрозы на противодействие новым вызовам - проблемы борьбы с наркобизнесом, терроризмом, незаконным оборотом оружия, коррупцией, по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий и другими.
     Прием латиноамериканских стран в НАФТА (Североамериканская ассоциация свободной торговли) во многом направлен на то, чтобы создать противовес расширению «внутренних» латиноамериканских торгово-экономических союзов, имеющих антиамериканскую направленность.
     В 1990 г. была создана Группа Рио, объединившая 14 наиболее влиятельных государств региона - Бразилию, Аргентину, Мексику, Венесуэлу, Колумбию, Коста-Рику, Чили, Уругвай, Парагвай и др. Группа Рио выступает с резким осуждением политики США, направленной на торгово-экономическую блокаду Кубы, Такая откровенно антиамериканская позиция этой организации свидетельствует о растущем стремлении латиноамериканских государств самостоятельности.
     В 1991 г. был создан Южноамериканский общий рынок (МЕРКО-СУР), в который вошли Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай, Чили. Основная его цель - способствовать более тесной экономической интеграции южноамериканских государств, отчасти - в ответ на подписание НАФТА (США, Канада, Мексика). 

     
      Латинская Америка без опеки США
 
     Исторически по мере укрепления экономической, военной, финансовой мощи и политического веса США Латинская Америка постепенно втягивалась в геополитическое поле северного соседа. И сейчас практически Соединенные Штаты занимают в абсолютном большинстве стран этого континента гегемонистское положение. «Прибирать к рукам» латиноамериканцев США начали еще в первой четверти XIX в.
     В конце 1823 г. президент Соединенных  Штатов Дж. Монро обратился к Конгрессу  со специальным посланием, которое  явилось результатом обобщения  и развития теории и практики внешней политики США и получило название доктрины Монро. Эта доктрина была разработана на заседаниях американского правительства в связи со слухами об угрозе интервенции со стороны Священного Союза (Россия, Австрия, Пруссия) в Латинскую Америку с целью восстановления былого господства Испании в ее американских колониях. Этот надуманный предлог был использован США для утверждения своей гегемонии в южном полушарии континента.
     В доктрине выдвигался и развивался «принцип, закрепляющий колонизацию». В этом документе в дипломатически завуалированной форме были заложены интересы плантаторов - рабовладельцев Юга и крупной буржуазии Севера в экспансии, создании благоприятных условий для расширения территории США и выдвижения лозунгов, теоретически оправдывающих «преимущественные права» США на американском континенте. Эти «преимущественные права» северного соседа сводились к простой геополитической идее: рост могущества и благосостояния страны связывался с расширением территории американских штатов.
     «Преимущественные права» США, провозглашенные в доктрине Монро, реализовались в 1924-1926 гг. против Кубы и Пуэрто-Рико, когда силами Колумбии и Мексики американцы подчинили себе кубинцев и пуэрториканцев, а в 40-х годах XIX в. у Мексики в знак «признательности» за ее усилия по закабалению Кубы американцы отторгли Техас, Орегон и Калифорнию.
     О решении осуществлять функции «международной полицейской силы» (сначала применительно к странам Латинской Америки) США объявили еще в 1895 г. (доктрина госсекретаря Р. Олни)
     Спустя более чем 150 лет США, действуя точно так же, сперва организуют «независимое государство» в Латинской Америке, Африке, на Балканах, в Восточной Европе или в другой геополитической точке планеты, а затем вводят туда свои «миротворческие» войска и под видом гуманитарной помощи осуществляют экономическую экспансию.
     Реализуя  функцию «международной политической силы», в начале XX в. США организуют многочисленные интервенции на Кубу, в Мексику, на Гаити, в Доминиканскую республику, Никарагуа, Панаму и другие страны. Начиная с 50-х годов XX в. и до конца второго тысячелетия вмешательство США в жизнь стран континента практически не прекращалось.
     Растущее  национально-освободительное движение в Латинской Америке в первую очередь было направлено против бесцеремонного северного соседа и его ставленников («Самоса - бывший диктатор Никарагуа - сукин сын, но наш сукин сын», - говорил президент США Ф.Д. Рузвельт).
     Большинство латиноамериканцев резко отрицательно относятся к доктрине Монро. По словам бывшего президента Гондураса П. Бонилья даже упоминание об этой доктрине считается в странах Латинской Америки оскорблением их достоинства и их суверенитета и в то же время угрозой их независимости.
     Конец XX в., конечно, внес изменения в геополитическую  систему силовых полей континента. Возникли и активизируются новые процессы в политике, экономике, которые во многом обусловлены ускорением научно-технического прогресса, формированием транснациональных компаний и другими причинами. Важной особенностью этих перемен является то, что в их орбиту втягиваются все страны мира. И Латинская Америка в полной мере испытывает на себе позитивное, а также и негативное воздействие новой обстановки.
     Перспектива усиления независимости Европы и  Азии беспокоила американских политических стратегов со времен Второй мировой войны. Это беспокойство усилило развитие независимости Латинской Америки. В современных условиях, когда США, погрязли в своих ближневосточных авантюрах, американский континент стремится освободиться от опеки США. Региональная интеграция в Латинской Америке является ключевым и все более важным вопросом, что, по мнению Вашингтона, предвещает дерзкий выход всего мира из-под контроля США. Энергоресурсы повсеместно остаются определяющим фактором в международных отношениях, в том числе и во внешней политики США по отношению к Латинской Америке.
     В начале XXI в. в Латинской Америке  набирают силу левоцентристы, которые приходят там к власти повсеместно - от Венесуэлы до Аргентины. Коренное население становится все активнее и влиятельнее, особенно в Боливии и Эквадоре. В этих странах они хотят либо ввести национальный контроль над добычей нефти и газа, либо, в ряде случаев, вообще прекратить такую добычу.
     Венесуэла, являющаяся ведущим экспортером  нефти в Южном полушарии, наладила самые тесные из латиноамериканских стран отношения с Китаем. Она намерена продавать ему все большее количество нефти, что является частью усилий этой страны по снижению своей зависимости от открыто враждебного американского правительства. Венесуэла присоединилась к МЕРКОСУР.
     Укрепляются и отношения между Венесуэлой и Кубой, причем каждая из стран вносит в них свой вклад. Венесуэла поставляет дешевую нефть, а Куба взамен организует программы в области образования и здравоохранения, направляя в эту страну тысячи высококвалифицированных профессионалов, учителей и врачей, которые работают в самых бедных и заброшенных районах. Куба делает это повсюду в странах третьего мира. Кубинскую медицинскую помощь приветствуют везде.
     Одной из самых ужасных трагедий за последние  годы стало землетрясение в Пакистане (2006 г.). Куба за собственный счет направила в Пакистан самый большой контингент врачей и среднего медперсонала. 

     
      ЕС и Латинская Америка
 
     Страны  континента, несмотря на противодействие  США, в силу объективных причин ищут пути интеграции в мировую экономику.
     Внутренними причинами интегрирования явились: застой в экономике стран Латинской  Америки (он характерен для большинства  государств континента), неконкурентоспособность  продукции на мировом рынке, неустойчивое хозяйственное развитие, рост безработицы, инфляции, социальной напряженности и др.
     Важнейшей внешней причиной является глобализация мировой экономики, которая выступает  одной из движущих сил научно-технического прогресса, обновления производства и  ускорения темпов роста производительных сил, усиления взаимодействия всех форм международного экономического обмена (мировой торговли, вывоза капитала, научно-технического сотрудничества и т.д.). Но глобализация несет резкое обострение конкуренции во всех субрегионах континента, усиление экономической неустойчивости: учащение колебаний хозяйственной конъюнктуры, увеличение безработицы, рост банкротств, снижение оплаты труда рабочих и служащих.
     Европейские эксперты отмечают повышение интереса латиноамериканских стран к сотрудничеству с ЕС, поскольку Латинская Америка не хочет усиления односторонней зависимости от США. В качестве приоритетов сотрудничества рассматривались программы региональной интеграции, экономических реформ, содействия развитию экспортных возможностей, социального развития, смягчения проблемы бедности, модернизации государственного аппарата и зашиты окружающей среды. На реализацию этих программ Аргентине, Бразилии, Парагваю, Уругваю выделялись миллионы евро.
     Кроме развития экономического сотрудничества, между ЕС и Латинской Америкой установлены прямые связи на уровне глав и правительств и принято соглашение о стратегическом партнерстве.
     Однако  внутри латиноамериканского сообщества отношения с ЕС достаточно часто  вызывают волну критики. Это касается затягивания переговоров по снижению барьеров на пути латиноамериканского экспорта сельскохозяйственных товаров на рынки ЕС. Упорное нежелание ЕС идти на уступки в этих вопросах вполне объяснимо, поскольку в ряде стран ЕС аграрный сектор играет значительную роль. Вместе с тем, ЕС постепенно превращается в крупнейшего инвестора в регионе, в противовес США. 

    СТРАТЕГИЯ РОССИИ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
 
     К концу XX в. Россия усилила внимание к Латинской Америке. Но смотреть на этот континент приходится не как  на единый центр силы, а так же, как и в Африке, как на конгломерат разнородных стран, но с учетом их стремления к интеграции и сложившихся многосторонних организаций. Многосторонние формы взаимодействия должны подкрепляться двусторонними связями. Отношения между Россией и конкретными странами обладают своей спецификой. В основе всех связей, безусловно, должны лежать совпадающие геополитические, геостратегические интересы, включающие в себя всю гамму их составляющих. Определяющим в их отношениях является тот факт, что Россия и большинство стран Латинской Америки находятся в сходной фазе развития и решают похожие задачи - общественной модернизации, перекройки мирохозяйственных связей. По своему экономическому весу РФ и такие региональные державы, как Бразилия, Аргентина, Мексика, оказались почти в равном положении - к их голосам страны «семерки» прислушиваются, но в расчет почти не принимают. Поэтому государства континента стоят перед опасностью маргинализации в формирующемся мире мегаблоков. Россия и юг американского континента в геостратегическом плане оказываются вне трех полюсов экономического, политического и т.п. развития: североамериканского, западноевропейского и тихоокеанского (наиболее динамичного полюса).
     Другой  фактор, который объективно сближает интересы РФ и государств Латинской Америки, - незаинтересованность в однополюсном миропорядке, потребность в механизмах сдерживания гегемонистских устремлений в геополитике США. Лидеры стран континента накопили в этом отношении некоторый опыт и все чаще приходят к выводу о необходимости создания общего латиноамериканского фронта борьбы против северного соседа.
     Со  странами Латинской Америки Россию сближает и сходная ситуация стран-должников, усиливающаяся конкуренция на рынках товаров и услуг, близость подходов к проблемам международной безопасности, укрепления режима нераспространения ядерного оружия, урегулирования региональных и межгосударственных конфликтов и др.
     Одной из форм диалога России со странами Латинской Америки стали контакты с Организацией американских государств (ОАГ). Эта организация постоянно усиливает свое влияние в процессах политической и экономической интеграции в Западном полушарии. Поэтому статус постоянного наблюдателя в ней, который РФ приобрела в 1992 г., расширяет возможности российского сотрудничества с регионом на многосторонней основе, хотя Вашингтон делает все, чтобы эти возможности ограничить.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.