На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный бюджет как инструмент экономической политики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации 
Федеральное агентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет профессиональной подготовки дипломированных специалистов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по  дисциплине Финансы
на  тему:
«Государственный  бюджет как инструмент экономической политики» 
 
 
 
 
 
 
 

Руководитель  работы:
_____________Мохнаткина  Л.Б.
«____»_______________2009год 
 

                                    Исполнитель:
Слушатель группы 07 ФК
_______________Мальцева  Л.В.
«____»_______________2009год 
 
 
 

г. Оренбург, 2009 

Содержание: 
 

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические аспекты государственного бюджета…………………3
      Сущность бюджета и необходимость его существования…..…...……..3
      Бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджета, сбалансированность бюджетов.…………………………………………...7
      Нормативно-правовое регулирование государственного бюджета.……………….……………………………….………………….13
Глава 2. Аналитический раздел.………………………………………………...20
      Структура бюджета.………………………………………………………20
      Государственный бюджет Российской Федерации за 2006-2008 года..24
      О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период
     2010 и 2011годов………………………………………………………….32
Глава 3. Направления совершенствования Государственного бюджета….....38
Заключение.………………………………………………………………………41
Список  используемых источников……………………………………………..43 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

    Бюджет любого государства - это концентрированное выражение политики государства на данном отрезке времени. Причем Государственный бюджет - это зеркальное отражение национальных приоритетов, первостепенных, архиважных целей государства, т.е. зафиксирована политика данной правящей элиты, которая выработала компромисс между различными политическими силами на конкретный момент расстановки этих сил на политическом Олимпе. Следовательно, бюджет - квинтэссенция политики, выработанной не только правительством как органом исполнительной власти, а всей правящей элитой.
     Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
       Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики.
     Цель  исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и рассмотреть её воздействие на экономику страны.
     Поставленная  цель предопределила постановку и решение следующих задач:
       - исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
       - рассмотреть принципы построения государственного бюджета;
       - изучить источники формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;
       - рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;
       - исследовать воздействие бюджета на жизнь страны в целом;
       - предложить мероприятия по совершенствованию бюджетной системы Российской Федерации.
       Объектом курсовой работы является государственный бюджет Российской Федерации.  
 

    Глава I. Основы бюджетного процесса. 

    1.1. Сущность бюджета.
     
     Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджет (от англ., budget — сумка, кошелек). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как социально-экономического явления.
    Применительно к публичным финансам (государственным  и муниципальным финансам) под  бюджетом традиционно понимают централизованный денежный фонд, формируемый для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, показывает его роль в общественном воспроизводстве, создает понимание бюджета как источника денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления и необходимых им для реализации своих функций и проведения экономической и финансовой политики. [5, 23]
    Как финансовый план бюджет — это роспись  государственных расходов и предполагаемых для их покрытия доходов. Бюджет как  главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности  участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех участников хозяйственных связей. Бюджет составляется на определенный период, обычно на один год. В некоторых странах бюджетный год совпадает с календарным годом. Во многих странах устанавливаются различные даты начала и окончания финансового года:
    - в США он начинается 1 октября  и заканчивается 30 сентября 
    - в Швеции — соответственно 1 июля  и 30 июня 
    - в Японии — 1 апреля и 31 марта 
    - в Турции — 1 марта и 28 февраля 
    - в России бюджетный год совпадает  с календарным годом. Согласно  Бюджетному кодексу РФ финансовый год завершается 31 декабря; счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. [15, 24]
    Как экономическая категория бюджет представляет собой часть экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств для удовлетворения общественных потребностей. [15, 25]
    Бюджетные отношения, как и всякие другие финансовые отношения, характеризуются следующими важнейшими признаками (свойствами):
    1) это экономические отношения; 
    2) они всегда носят денежный  характер;
    3) характер этих отношений всегда  распределительный;
    4) они связаны с образованием  и использованием фондов денежных  средств. 
    Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
      Таким образом, аккумулируя с  помощью государственного бюджета  денежные средства, государство  через финансовые механизмы осуществляет  выполнение возложенных на него  обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. [3, 54]
    Центральное место бюджета в финансовой системе, также, объясняется тем, что с  его помощью перераспределяется значительная часть национального  дохода. Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Так в доходах различных государств они составляют около 9/10.
    Как известно, бюджет на всех его уровнях  играет огромную роль в развитии и  процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.
    Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность  осуществления властных полномочий. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. [5, 46]
    При помощи бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд, содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций.
    Бюджет  состоит из двух взаимосвязанных  частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и  расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.
    Сущность  и значение бюджета наиболее полно  проявляются в его функциях, важнейшими из которых являются распределительная (перераспределительная) и контрольная. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также для воздействия на различные стороны хозяйственной жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей экономики, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала.
    Контрольная функция позволяет узнать, насколько  своевременно и полно поступают  финансовые ресурсы в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных  средств, эффективно ли они используются. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
    Перемены  в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х  годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. [3, 35]
    Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и ее бюджетном устройстве.
      Бюджетный кодекс РФ дает следующее  определение: 
    «бюджетная система» – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».
    Под бюджетным устройством принято  понимать организацию бюджетной  системы и принципы её построения. [3, 75]
    Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
    первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
    Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования экономики, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.
    Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей. [4, 69] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджета, сбалансированность бюджетов. 

    Бюджетный кодекс в редакции Федерального закона от 26.04.2006 N 63 ФЗ "О внесении изменений  в Бюджетный кодекс Российской Федерации  в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 63 ФЗ) можно назвать новым, поскольку поправки указанного закона носят принципиальный характер. Уточнен понятийный аппарат Бюджетного кодекса, пересмотрены принципы бюджетной системы РФ, кардинально изменен бюджетный процесс. Закон N 63 ФЗ отменил действие Федерального закона от 15.08.1996 N 115 ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Закон N 115 ФЗ). В связи с этим были пересмотрены (изменены) статьи БК РФ, устанавливающие основные положения, состав и структуру бюджетной классификации РФ.
    Закон N 115 ФЗ утратил силу с 1 января 2008 года. Согласно новой редакции ст. 18 БК РФ бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Определение назначения и структуры кодов бюджетной классификации, а также присвоение кодов ее составным частям, которые в соответствии с БК РФ являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ, будет осуществлять Минфин.
    В составе бюджетной классификации  РФ с 1 января 2008 года четыре классификации:
    1. Классификация доходов бюджетов.
    2. Классификация расходов бюджетов.
    3. Классификация источников финансирования  дефицитов бюджетов.
    4. Классификация операций публичноправовых образований (далее - Классификация операций сектора государственного управления).
    Заметим, что упрощение бюджетной классификации  РФ должно положительно сказаться на ее применении при составлении и  исполнении бюджетов. Изменится не только состав бюджетной классификации, но и правила ее утверждения. Ранее она утверждалась отдельным федеральным законом. При этом для введения ее в действие необходимо было принять два федеральных закона: первый - о федеральном бюджете на очередной финансовый год, второй - о внесении изменений в бюджетную классификацию.
    С 2008 года согласно новой редакции БК РФ базовые позиции, единые для бюджетной  системы РФ двух первых уровней каждого  вида бюджетной классификации, устанавливает  Бюджетный кодекс. К таким позициям отнесены:
    - группа и подгруппа Классификации  доходов бюджетов и источников  финансирования дефицитов бюджетов;
    - раздел и подраздел Классификации  расходов;
    - группа и статья Классификации  операций публичноправовых образований  (КОСГУ).
    Минфину предоставлено право утверждать единые позиции классификаций доходов и операций сектора государственного управления на более низких уровнях.
    Классификации доходов бюджетов РФ состоит из четырех  групп:
    А) кода главного администратора доходов  бюджета;
    Б) кода вида доходов (включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода);
    В) кода подвида доходов;
    Г) кода Классификации операций сектора  государственного управления, относящихся  к доходам бюджетов.
    Согласно  вновь введенной в БК РФ Законом N 63 ФЗ ст. 184.1 перечень главных администраторов доходов бюджетов устанавливается законом (решением) о бюджете. Главные администраторы доходов бюджетов бюджетной системы РФ - это органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) подведомственные им бюджетные учреждения, а также ЦБ РФ (ст. 160.1 БК РФ в новой редакции). Коды главных администраторов доходов бюджета и закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.
    Едиными для бюджетов бюджетной системы  РФ группами и подгруппами доходов  бюджетов являются налоговые и неналоговые  доходы, безвозмездные поступления. Общий для бюджетов бюджетной  системы РФ перечень статей и подстатей доходов бюджетов будет утверждать Минфин.
    Код элемента доходов устанавливается  органами федерального управления, которые  уполномочены осуществлять нормативное  правовое регулирование налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы РФ. Едиными для последних элементами доходов являются:
    - федеральный бюджет;
    - бюджеты субъектов РФ;
    - бюджеты муниципальных районов;
    - бюджеты городских округов;
    - бюджеты внутригородских муниципальных  образований городов федерального значения Москвы и СанктПетербурга;
    - бюджеты городских и сельских  поселений;
    - бюджет ПФР;
    - бюджет ФСС РФ;
    - бюджет ФФОМС;
    - бюджеты ТФОМС.
    Классификации доходов и утверждается:
    - Минфином - по видам доходов, главными  администраторами которых являются  органы государственной власти РФ, ЦБ РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения;
    - финансовым органом субъекта  РФ - по видам доходов, главными  администраторами которых являются  органы государственной власти субъектов РФ, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения;
    - финансовым органом муниципального  образования - по видам доходов,  главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.
    Доходы  бюджета — понятие более узкое, чем доходы государства; помимо финансовых средств бюджета всех уровней  власти они включают ресурсы государственных внебюджетных фондов и всего государственного сектора. [10, 58]
      Классификация расходов бюджетов РФ:
    Как уже было указано, в настоящее  время применяются функциональная, ведомственная и экономическая  классификации расходов. Функциональная классификация расходов отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения. При этом в ней выделяют четыре уровня:
    А) разделы, определяющие расходование бюджетных  средств на выполнение функций государства;
    Б) подразделы, конкретизирующие направление  бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов;
    Г) целевые статьи расходов, которые  отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов;
    Д) виды расходов бюджетов, которые детализируют направления финансирования расходов бюджетов в пределах целевых статей.
    Ведомственная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов указанных бюджетов и отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств соответствующего бюджета.
    Экономическая классификация расходов бюджетов РФ - это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.
    Перечень  главных распорядителей средств  федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета по-прежнему будет устанавливаться законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов, а вот единые для бюджетов бюджетной системы РФ разделы и подразделы Классификации расходов бюджетов будут определяться не федеральным законом, а Бюджетным кодексом. Как и раньше, выделены 11 разделов:
    1. Общегосударственные вопросы.
    2. Национальная оборона.
    3. Национальная безопасность и  правоохранительная деятельность.
    4. Национальная экономика.
    5. Жилищнокоммунальное хозяйство.
    6. Охрана окружающей среды.
    7. Образование.
    8. Культура, кинематография, средства  массовой информации.
    9. Здравоохранение, физическая культура  и спорт.
    10. Социальная политика.
    11. Межбюджетные трансферты.
    Наибольшее  внимание заслуживает раздел "Здравоохранение, физическая культура и спорт". С 1 января 2008 года в него включены подразделы по отдельным видам медицинской помощи: стационарной, амбулаторной, помощи в дневных стационарах всех типов, скорой медицинской помощи, санаторнооздоровительной помощи, заготовке, переработке, хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов, а также санитарноэпидемиологическому благополучию. Всего семь подразделов.
    Перечень  целевых статей и видов расходов бюджета будут утверждаться либо в составе ведомственной структуры  расходов законом (решением) о бюджете, либо, в установленных БК РФ случаях, сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. При этом целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), проекту для осуществления бюджетных инвестиций, подпадающему под установленные в соответствии с БК РФ критерии, присваиваются уникальные коды целевых статей и (или) видов расходов соответствующего бюджета. Порядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов в части, относящейся к публичным нормативным обязательствам, а также к обеспечению деятельности (выполнению полномочий) органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления, будет устанавливать Минфин.
    Перечень  целевых статей и (или) видов расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций или межбюджетных субсидий, подлежат определению в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные субвенции и межбюджетные субсидии.
    Перечень  целевых статей и (или) видов расходов федерального бюджета в части, касающейся финансирования деятельности федеральных  органов исполнительной власти, в  которых законодательством РФ предусмотрено  прохождение военной и правоохранительной службы, должны обеспечивать сопоставимость и соблюдение единых принципов отражения соответствующих расходов.
    Экономическая сущность расходов государственного бюджета  проявляется в том, что они  служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики. Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач. Конкретные виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.
    Доходы  и расходы бюджетов должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета – превышении расходов над доходами – должны быть указаны источники финансирования дефицита (они различны в зависимости от уровня бюджетной системы). Основными источниками покрытия дефицита являются различные кредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридических лиц, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика или гаранта погашения займов другими заёмщиками. [15, 42]
    В заключение еще раз сделаем акцент на переходных положениях Закона N 63 ФЗ. Согласно его п. 17 ст. 5 бюджетные  отношения, связанные с исполнением бюджетов бюджетной системы РФ в 2007 году и внесением изменений в законы (решения) о бюджетах бюджетной системы РФ на 2007 год, а также с составлением, рассмотрением и утверждением отчетов об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ за 2006 год и предыдущие годы, регулируются БК РФ без учета изменений, внесенных Законом N 63 ФЗ.
    Кроме того, в 2007 году:
    - определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации  РФ, присвоение кодов составным  частям бюджетной классификации  РФ, которые в соответствии с  БК РФ в редакции Закона N 63 ФЗ являются едиными для бюджетов  бюджетной системы РФ, установление порядка формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов в части, относящейся к публичным нормативным обязательствам, а также к обеспечению деятельности (выполнению полномочий) органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления, осуществляет Минфин;
    - перечень кодов подвидов по  видам доходов, главными администраторами  которых являются органы государственной  власти РФ, ЦБ РФ, органы управления  государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, органы государственной власти субъектов РФ, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, органы местного самоуправления и (или) подведомственные им бюджетные учреждения, утверждает Минфин, финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования соответственно;
    - перечень и коды целевых статей  и (или) видов расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых с 1 января 2008 года осуществляется за счет субвенций или межбюджетных субсидий, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные субвенции и межбюджетные субсидии. 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Нормативно-правовое регулирование государственного бюджета. 

     Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.
     В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган  имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. Органом денежно-кредитного регулирования является Банк России.
     Органами  государственного или  муниципального финансового  контроля являются:
     - Счетная палата Российской Федерации; 
     - контрольные и финансовые органы исполнительной власти;
     - контрольные органы законодательных  (представительных) органов субъектов  Российской Федерации и представительных  органов местного самоуправления.[1, ст. 151]
     Участниками бюджетного процесса являются:
     1) Президент Российской Федерации;
     2) органы законодательной (представительной) власти;
     3) органы исполнительной власти (высшие  должностные лица субъектов Российской  Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие  сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
     4) органы денежно-кредитного регулирования; 
     5) органы государственного и муниципального  финансового контроля;
     6) государственные внебюджетные фонды; 
     7) главные распорядители и распорядители  бюджетных средств; 
     8) иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия. [1, ст.152]
     Бюджетное послание Президента Российской Федерации направляется Федеральному Собранию Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.
     В Бюджетном послании Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика Российской Федерации  на очередной финансовый год и  плановый период. [1, ст. 170]
     Органы, осуществляющие составление проектов бюджетов:
     1. Составление проектов  бюджетов - исключительная прерогатива  Правительства Российской Федерации,  высших исполнительных органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и местных  администраций муниципальных образований.
     2. Непосредственное  составление проектов бюджетов  осуществляют Министерство финансов  Российской Федерации, финансовые  органы субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований. [1, ст. 171] 

     Порядок и сроки составления  проектов бюджетов: 

    1. Порядок и сроки  составления проекта федерального  бюджета и проектов бюджетов  государственных внебюджетных фондов  Российской Федерации устанавливаются  Правительством Российской Федерации  с соблюдением требований, установленных  настоящим Кодексом.[1, ст.184]
    Согласование  показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, бюджетных  проектировок на очередной финансовый год и плановый период и показателей  сводного финансового баланса Российской Федерации осуществляется комиссией, создаваемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    Внесение  Министерством финансов Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете  и уполномоченным органом проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных законов в Государственную Думу.
    2. Порядок и сроки составления  проектов бюджетов субъектов  Российской Федерации и проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с соблюдением требований, устанавливаемых настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
    3. Порядок и сроки составления  проектов местных бюджетов устанавливаются  местными администрациями с соблюдением  требований, устанавливаемых настоящим  Кодексом и муниципальными правовыми  актами представительных органов  муниципальных образований.
    4. В законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета.[1,ст.184]
    5. В законе (решении) о бюджете должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в случае, если они не установлены бюджетным законодательством Российской Федерации.
    6. Законом (решением) о бюджете устанавливаются:
    перечень  главных администраторов доходов бюджета;
    перечень  главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
    распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и  видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре  расходов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
    общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных  обязательств;
    объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);
    общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов в случае утверждения бюджета  на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета, на второй год планового периода в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета;
    источники финансирования дефицита бюджета, установленные статьями 94 (в случае принятия федерального бюджета с дефицитом), 95 и 96 настоящего Кодекса на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
    верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга и (или) государственного внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным или муниципальным гарантиям;
    иные  показатели федерального бюджета и  бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета  субъекта Российской Федерации и  бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов, местного бюджета, установленные соответственно настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.
    7. В случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период проект закона (решения) о бюджете утверждается путем изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета.
    Изменение параметров планового периода федерального бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
    Изменение параметров планового периода бюджета  субъекта Российской Федерации и  бюджета территориального государственного внебюджетного фонда осуществляется в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, изменение параметров планового периода местного бюджета осуществляется в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.
    Изменение показателей ведомственной структуры  расходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета осуществляется путем увеличения или сокращения утвержденных бюджетных ассигнований либо включения в ведомственную структуру расходов бюджетных ассигнований по дополнительным целевым статьям и (или) видам расходов соответствующего бюджета.
    8. Под условно утверждаемыми (утвержденными) расходами понимаются не распределенные в плановом периоде по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов в ведомственной структуре расходов бюджета бюджетные ассигнования.
    9. Законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено использование доходов бюджета по отдельным видам (подвидам) неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года, на цели, установленные законом (решением) о бюджете, сверх соответствующих бюджетных ассигнований и (или) общего объема расходов бюджета. 

     Внесение  проекта федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу: [1, ст. 185] 

     Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа соответственно проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в сроки, установленные настоящим Кодексом, проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) и проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации, но не позднее 15 октября текущего года, проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.
       Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится в Государственную Думу одновременно со следующими документами и материалами:
     - основными направлениями  бюджетной и налоговой политики  на очередной финансовый год;
     - прогнозом социально-экономического  развития Российской Федерации  на очередной финансовый год  и плановый период;
     - оценкой ожидаемого  исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год;
     - пояснительной запиской  к проекту федерального закона  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год;
     - перечнем публичных  нормативных обязательств, подлежащих  исполнению за счет средств  федерального бюджета, и расчетами по ним на очередной финансовый год и плановый период;
      - отчетами о реализации  долгосрочных целевых программ;
     - проектами программ  государственных внутренних и  внешних заимствований Российской  Федерации на очередной финансовый  год и плановый период;
     - сведениями о  размере и структуре долга  иностранных государств перед  Российской Федерацией по состоянию  на конец отчетного финансового  года по видам долговых обязательств  и заемщикам.
      Центральный банк  Российской Федерации до 26 августа текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год.
     Предварительно указанный  проект направляется Президенту Российской Федерации и в Правительство  Российской Федерации. [1, ст. 192]
     Проект  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы или  в период парламентских каникул  Председателем Государственной  Думы в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.
     Совет Государственной  Думы направляет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Комитет по бюджету и определяет комитеты - соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов проекта федерального бюджета.
     Комитетом-соисполнителем при рассмотрении основных характеристик  федерального бюджета является комитет, ответственный за рассмотрение прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период.
     Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.
     1. При рассмотрении  Государственной Думой проекта  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год в первом чтении, обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития РФ, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем ВВП и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики.
     По  итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете год принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. [1, ст.203]
      2. Рассмотрение во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период:
     1) Государственная  Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении.
     2) Предметом рассмотрения  проекта федерального закона  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период во втором чтении являются:
     - приложение к  федеральному закону о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год, устанавливающее перечень  главных администраторов доходов  федерального бюджета;
     - бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям расходов федерального бюджета на очередной финансовый год, приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год, устанавливающее распределение между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период;
     - программа государственных  внутренних заимствований Российской  Федерации на очередной финансовый  год;
     - программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
      - приложение к  федеральному закону о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год и плановый период по  долгосрочным целевым программам  с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ на очередной финансовый год и плановый период. [1, ст. 205]
      3) Рассмотрение в третьем чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период:
      Государственная  Дума рассматривает в третьем  чтении проект федерального закона  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый  период в течение 15 дней со  дня принятия указанного законопроекта  во втором чтении.
     При рассмотрении в третьем чтении утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом. [1,ст. 207]
     Секретные статьи федерального бюджета:
      1. Секретные статьи  федерального бюджета рассматриваются  на закрытом заседании палат  Федерального Собрания Российской  Федерации. Материалы к секретным  статьям федерального бюджета рассматриваются исключительно председателями палат Федерального Собрания Российской Федерации и специальными комиссиями палат.
      2. Принятие специальных  секретных программ и включение  их в состав тех или иных  расходов федерального бюджета  осуществляется по представлению Президента Российской Федерации. [1, ст. 209] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава II. Аналитический раздел.
    2.1. Структура бюджета 

    Бюджетная система Российской Федерации состоит  из бюджетов трёх уровней:
    первый  уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    второй  уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    третий  уровень – местные бюджеты. [1, ст. 10]
    Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.
      Именно федеральный бюджет является  основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической
    стратегии.
    Основными функциями федерального бюджета  являются:
     - перераспределение национального  дохода и ВВП;
     - государственное регулирование  и стимулирование экономики;
     - финансовое обеспечение социальной  политики;
     - контроль за образованием и  использованием централизованного  фонда денежных средств. [16, 53]
    До  перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных  предприятий. Они занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей - налога с оборота и платежей из прибыли. [17, 76].
    В условиях перехода на рыночные механизмы  доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения.
    Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они составляют 93,5%, а около 34% от них составляет налог на добавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов поступает в федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты.
      Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
    - обеспечение деятельности Президента  Российской Федерации, Федерального  Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной  власти и их территориальных органов;
    - функционирование федеральной судебной  системы;
    - национальная оборона и обеспечение  безопасности государства;
    - фундаментальные исследования и  содействие научно-техническому  прогрессу;
     - государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
     - государственная поддержка атомной  энергетики;
     - ликвидация стихийных бедствий  и чрезвычайных ситуаций
    федерального  масштаба;
     - содержание учреждений, находящихся  в государственной собственности;
     - обслуживание и погашение госдолга РФ;
     - компенсация государственным внебюджетным  фондам расходов на выплату  государственных пенсий и пособий,  подлежащих финансированию за  счет средств федерального бюджета;
     - пополнение государственных запасов  драгоценных металлов и драгоценных  камней, государственного материального резерва;
     - финансовая поддержка субъектов  Российской Федерации;
     - официальный статистический учет  и др.
    Кроме этого, средства федерального бюджета  используются для финансирования мероприятий  регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. [19, 39]
    Совместно могут финансироваться  такие виды расходов, как:
    1) государственная поддержка отраслей  промышленности,
      сельского хозяйства, транспорта, связи; 
    2) обеспечение правоохранительной деятельности;
    3) обеспечение социальной защиты  населения; 
    4) охрана окружающей среды; 
    5) развитие рыночной инфраструктуры;
    6) обеспечение развития федеративных  и национальных отношений; 
    7) финансовая помощь другим бюджетам  и прочее.
    Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы.
      Бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
      Бюджеты субъектов РФ – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется:
     - развитие отраслей производственной  сферы, в первую очередь местной  легкой и пищевой промышленности;
     - коммунального хозяйства;
     - развитие транспорта и связи. 
      Важное значение имеют бюджеты  субъектов в осуществлении общегосударственных  и социальных задач, в первую  очередь в распределении государственных  средств на содержание и развитие  социальной инфраструктуры общества. [21, 79]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.