На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Гражданство РФ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 
 
 
 

 

    Введение

 
     Правовое  положение лица, проживающего в стране, зависит прежде всего от того, является ли оно гражданином (в некоторых монархических государствах — подданным) данной страны. В любой стране, наряду с гражданами, составляющими, как правило, подавляющее большинство ее населения, проживают или временно пребывают и неграждане — иностранцы (граждане другого государства), лица без гражданства (апатриды, аполиды), беженцы (лица, не имеющие гражданства страны пребывания) и др. Только граждане данной страны обладают возможностью в полном объеме реализовать права и свободы личности и в то же время ее гражданские обязанности.
     Как уже отмечалось, среди основных всеобщих и неотъемлемых прав человека содержится и право на гражданство. Статья 15 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек имеет право  на гражданство; никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Проблема взаимоотношений государства с его гражданами — ключевой вопрос демократизма и гуманизма общественного и государственного строя любой страны.
     Основы гражданства чаще всего закрепляются в конституциях; другие, более частные вопросы гражданства регулируются специальными законами о гражданстве, а процессуальные вопросы признания, приобретения, изменения и утраты гражданства и другие — соответствующими подзаконными актами. В некоторых конституциях (например, Испании, Кубы и др.) вопросам гражданства посвящается специальная глава (раздел), но обычно эти вопросы рассматриваются в конституциях либо в первом, общем разделе (главе), либо в разделе (главе) о правах и свободах, либо и там и там. 

    1. Понятие и принципы  гражданства Российской  Федерации

 
     Важной  составной частью института, закрепляющего  основы правового статуса личности, является совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные  с гражданством.
     Обладание гражданством - предпосылка полного  распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.
     В действующей Конституции РФ наиболее важные нормы, регулирующие гражданство, отнесены к основам конституционного строя (ст. 6)1.
     Гражданство - это устойчивая правовая связь  лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании  и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
     Правовой  характер связи лица с государством, образующий отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство - правовое, а  не просто фактическое состояние.
     Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживает за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.
     Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а  вследствие существующих между лицом  и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.
     Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.
     Гражданство каждого человека юридически оформляется  документами, подтверждающими это  гражданство. Ими являются паспорт  гражданина Российской Федерации или  иной документ, содержащий указание на гражданство лица.
     В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства от 8 июля 1997 г.2 паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане России, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на ее территории. Паспорта изготавливаются и оформляются по единому для всей Российской Федерации образцу на русском языке (республики, входящие в состав РФ, могут изготавливать вкладыши к паспорту с текстом на государственных языках этих республик.) В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения. Делаются также отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста; о регистрации и расторжении брака; о детях, не достигших 14-летнего возраста; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за ее пределами. Срок действия паспорта гражданина: от 14 лет - до достижения 20 летнего возраста; от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно.
     Государство регистрирует такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.
     Устойчивость  отношений гражданства заключается  в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок  прекращения, не допускающий расторжения  их гражданином в одностороннем  порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует решения государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.
     Определение в Законе о гражданстве3 как связи лица с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, знаменовало собой утверждение новой концепции взаимоотношений личности и государства.
     Конституция РФ и Закон о гражданстве устанавливают прежде всего те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.
     1. Гражданство Российской Федерации  является единым. В силу федеративного  устройства России этот принцип  - один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6).
     Единое  гражданство в федеративном государстве - необходимое условие его суверенного  статуса, сохранения целостности.
     2. Гражданство Российской Федерации  является равным независимо от  оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.
     3. Гражданство Российской Федерации  имеет открытый и свободный  характер. Во-первых, это выражается  в том, что, согласно Закону, в РФ каждый человек имеет  право на гражданство; в наличии  такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную политику, поощряя приобретение гражданства Российской Федерации проживающими на ее территории лицами без гражданства и не препятствуя приобретению ими иного гражданства.
     В Законе установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является ее гражданином.
     Во-вторых, свободный характер гражданства  Российской Федерации выражается в  том, что Конституция и Закон  закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто  не может быть лишен. Присущая гражданству устойчивость связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу.
     4. Гражданин Российской Федерации  не может быть лишен своего  гражданства.
     Запрет  в Конституции РФ и в Законе о гражданстве лишать человека гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.
     5. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции РФ).
     Граждане РФ, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации. Прохождение ими военной или альтернативной службы регулируется международными договорами РФ и федеральными законами.
     6. Российское законодательство исходит  из принципа сохранения гражданства  Российской Федерации лицами, проживающими  за ее пределами. Такого рода  принцип вытекает из естественного  права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.
     7. Гражданство Российской Федерации основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допускающим, чтобы жена (муж) безусловно следовала гражданству мужа (жены). В равной мере брак, заключенный гражданином Российской Федерации с иностранным гражданином, не предоставляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры.
     8. Российская Федерация гарантирует  своим гражданам защиту и покровительство  за ее пределами. Этот принцип  закреплен в Конституции РФ (ст. 61) и в Законе о гражданстве.  Государственные органы, дипломатические  представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы ее гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан России4. Конституция устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражаются ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе.
2. Порядок приобретения гражданства
Российской  Федерации 

     Приобретение  гражданства, если проанализировать его  по наступающим последствиям, очень сходно с признанием гражданства. Однако они различны по своему содержанию: приобретают гражданство те лица, которые до тех или иных событий, указанных в законе, не были гражданами, признаются же таковыми как раз те лица, которые являются гражданами. Сам термин "приобретение" - это получение чего-либо, чего не имелось ранее, в то время как "признание" - это констатация уже имеющегося факта (наличия гражданства), его утверждение.
     Если  исходить из вышеописанных признаков, то все отношения по приобретению гражданства можно разбить на две группы:
     1) по рождению (происхождению);
     2) прием в гражданство (натурализация,  укоренение) и восстановление в  гражданстве.
     Приобретение  гражданства по рождению (происхождению) зависит от гражданства родителей (известное как "право крови") и от места рождения (известное как "право почвы") или является результатом частичного сложения каждого из этих факторов. "Право крови" означает, что лицо, родившееся от граждан определенного государства, приобретает гражданство этого государства независимо от места рождения. "Право крови" говорит о государственной принадлежности родителей, а не об их национальности. "Право почвы" означает, что лицо, родившееся на территории определенного государства, приобретает гражданство этого государства независимо от гражданства своих родителей.
     Таким образом, рождение является самым важным основанием приобретения гражданства. В своем большинстве основная часть граждан - граждане именно по рождению, т.е. по "праву крови".
     В связи с тем что Россия являлась правопреемницей СССР, Закон предоставлял российское гражданство детям, родившимся на ее территории до момента распада СССР. Это происходило при условии, если родители детей являлись гражданами:
     1) бывших советских республик по  состоянию на 1 сентября 1991 г.;
     2) иностранных государств, если эти  республики или государства отказывались  предоставить ребенку гражданство.
     Закон содержал также положение, направленное на сокращение числа лиц без гражданства, включенное в отечественную государственно-правовую практику Законом СССР "О гражданстве СССР" 1978 г. Он устанавливал, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является российским гражданином (ст. 17).
     Статья 12 Закона о гражданстве 2002 г. в отличие  от ранее действовавшего Закона 1991 г. объединила все условия приобретения гражданства по рождению. В ней указывается, что ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день его рождения:
     а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
     б) один из его родителей имеет гражданство  Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
     в) один из его родителей имеет гражданство  Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился  на территории Российской Федерации  либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
     г) оба его родителя или единственный родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился  на территории Российской Федерации, а  государство, гражданами которого являются его родители или единственный родитель, не предоставляет ему свое гражданство5.
     Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином  Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.
     Кроме того, Закон устанавливает новое  правило, согласно которому ребенок, родившийся на территории России от состоящих  в браке родителей, имеющих разное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, при этом нет необходимости получения согласия родителей. Ребенок же, родившийся в таком браке за границей, приобретает гражданство Российской Федерации в порядке приема в гражданство по заявлению родителей (ст. 14).
     Российское  законодательство на различных этапах своего развития неоднократно предусматривало  почетное гражданство.
     В советской России наряду с уничтожением сословий и чинов исчезло и  почетное гражданство. Следует заметить, что почетное гражданство городов  не было упразднено, но внимание к нему существенно снизилось. Это произошло, вероятнее всего, в связи с  тем, что основная масса почетных граждан, которые получили это звание за благотворительную деятельность, принадлежала к правящим сословиям. Были найдены более современные формы общественного признания. Появились звания: почетного красноармейца, почетного депутата Совета, почетного ударника, стахановца, рабочего, колхозника. Присваивались также звания почетных граждан (жителей) городов, почетных крестьян уезда и т.п. По своему содержанию все эти виды признания личных заслуг граждан имели немало общего с почетным гражданством.
     Постепенно  начало возобновляться и почетное гражданство. Институт почетного гражданства  получил юридическое оформление в нормативных актах местных  органов государственной власти. Обычно оно сводилось к принятию двух документов: решения об учреждении почетного звания и Положения о звании "Почетный гражданин".
     Согласно  ч. 2 ст. 8 названного Закона почетные граждане Российской Федерации должны были пользоваться правами граждан Российской Федерации  на основании Положения о почетном гражданстве Российской Федерации. Но в связи с тем, что такое положение так и не было принято, таких случаев предоставления гражданства не было.
     В действующем Законе о гражданстве 2002 г. институт почетного гражданства  не предусмотрен, хотя в регионах России он продолжает использоваться.
     Прием в гражданство является одним  из оснований приобретения гражданства  иностранцами и лицами без гражданства. Прием в гражданство касается лиц, не имеющих права на гражданство  данного государства. Именно поэтому  он является не обязанностью государства, а его правом, актом свободного усмотрения государственной власти, которая может в нем отказать по определенным причинам.
     Существуют  специальные условия, необходимые  для приема в гражданство. Они  устанавливаются в законодательном  порядке потому, что государство не считает своей обязанностью принимать в гражданство каждого просящего об этом иностранца или лицо без гражданства.
     Ставя такие условия, государство предотвращает  прием в гражданство нежелательных  лиц, которые надеются на перемену гражданства как на средство избегнуть, например, уголовного преследования и т.п. Поэтому первоначально государство должно получить о лице, желающем приобрести гражданство, необходимые сведения. Для этого претенденты на гражданство зачастую должны предварительно прожить в стране определенное время.
     В соответствии со ст. 13 устанавливается общий порядок приема в гражданство Российской Федерации. Он предусматривает право иностранных граждан и лиц без гражданства, которые достигли 18 лет и обладают дееспособностью, обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. Тем не менее таким правом пользуются далеко не все из перечисленных лиц - оно принадлежит только тем иностранцам и лицам без гражданства, которые соответствуют следующим главным требованиям Закона. Эти лица обязаны:
     1) иметь вид на жительство - документ, удостоверяющий личность лица  без гражданства, выданный как  доказательство разрешения на  постоянное проживание на территории  Российской Федерации лицу без  гражданства или иностранному  гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию;
     2) проживать на территории Российской  Федерации со дня получения  вида на жительство и до  дня обращения с заявлением  о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года;
     3) взять на себя обязательство  соблюдать Конституцию и законодательство РФ;
     4) иметь законный источник средств  к существованию;
     5) обратиться в полномочный орган  иностранного государства с заявлением  об отказе от имеющегося у  них иного гражданства. Отказ  от иного гражданства не требуется,  если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или действующим федеральным законодательством либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
     6) владеть русским языком. Порядок  определения уровня знаний русского языка устанавливается Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
     Отказ от иного гражданства при приобретении российского гражданства соответствует  принципу устойчивой правовой связи  лица с государством. Это требование не исключает возможности приобретения гражданином Российской Федерации в дальнейшем другого гражданства, однако оно в некоторой степени убирает противоречия с законами о гражданстве стран СНГ, показывает перспективу дальнейшего сближения законодательств этих стран путем заключения международных договоров. Без соблюдения всех этих условий в гражданство Российской Федерации может быть принято лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией.
     Вместе  с тем Закон о гражданстве 2002 г. предусматривает обстоятельства, которые облегчают прием в гражданство. В нем указывается, что пятилетний срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года, если имеется хотя бы одно из следующих оснований:
     а) лицо имеет высокие достижения в  области науки, техники и культуры; лицо обладает профессией либо квалификацией, которые представляют интерес для Российской Федерации;
     б) лицу предоставлено политическое убежище  на территории России;
     в) лицо признано беженцем в установленном  законом порядке.
     Закон о гражданстве 2002 г. отказался от ранее действовавшей регистрации  как способа приобретения российского  гражданства. Однако он предусматривает  упрощенный порядок приема в гражданство, т.е. порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия по ним решений в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия6.
     Упрощенный  порядок приема в гражданство  не предусматривает необходимости  проживания на территории Российской Федерации и разрешает приобрести гражданство Российской Федерации  лицам, проживающим за границей. Это касается иностранцев и лиц без гражданства, которые:
     а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного  родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;
     б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.
     Кроме того, Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. 151-ФЗ "О внесении изменений  и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" установлено, что упрощенным порядком могут воспользоваться граждане государств, входивших в состав СССР, получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.
     В этом Законе также устанавливается, что иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют  право обращаться с заявлением о  приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия об установленном законом сроке проживания, если указанные граждане и лица:
     а) родились на территории РСФСР и имели  гражданство бывшего СССР;
     б) состоят в браке с гражданином  Российской Федерации не менее трех лет;
     в) являются нетрудоспособными и имеют  дееспособных сына или дочь, достигших  возраста 18 лет и являющихся гражданами Российской Федерации.
     Нетрудоспособные  иностранные граждане и лица без  гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., вправе обращаться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. При этом не обязателен установленный Законом срок проживания на территории Российской Федерации и представление вида на жительство.
     В гражданство Российской Федерации  принимаются в упрощенном порядке  без соблюдения условий, предусмотренных  Законом, и без представления  вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.
     Упрощенный  порядок приема в гражданство  для детей и недееспособных лиц, являющихся иностранными гражданами или  лицами без гражданства, предусматривает снятие требования проживать на территории Российской Федерации и иметь законный источник средств к существованию, владеть русским языком, обязательства соблюдать Конституцию и законодательство РФ, а также требования об отказе от иного гражданства.
     К числу лиц, принимаемых в упрощенном порядке в этих случаях, относятся:
     а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и  при наличии согласия другого  родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такого согласия не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
     б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению родителя;
     в) ребенок или недееспособное лицо, над которым установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, которые имеют гражданство Российской Федерации.
     Прием в гражданство Российской Федерации  в упрощенном порядке основывается на принципах "почвы" и "крови" и направлен на поддержание интересов лиц, которые желают сохранить связь с Россией как своей исторической родиной.

    3. Прекращение гражданства  РФ

 
     Этот  институт регламентирует правовую возможность  прекратить состояние гражданства. Демократические государства провозглашают право на эмиграцию из страны и смену гражданства, но требуют для этого соблюдения определенных формальностей.
     <
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.