На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Дворянство и самодержавие XVIII веке

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Расцвет дворянства в России в XVIII веке……………………………5
      Петровская «Табель о рангах» 1722г……………………………5
      Привилегии дворянству при Елизавете………………………….8
      «Золотой век» дворянства при Екатерине II…………………...11
Глава II. Самодержавие, как феномен русской культуры………………….16
    2.1.   Абсолютизм - высшая форма российского самодержавия……16
    2.2.    Реформы Петра I в развитии абсолютизма в России………….17
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованных источников и литературы…………………………...23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Дворянство  – привилегированное сословие землевладельцев  высших и средних государственных  служащих. Юридическое оформление дворянства как сословия началось  при Петре  I и было завершено при Екатерине II Жалованной грамотой дворянству 1785 г.
      Большое влияние на дворянство оказала государственная  деятельность Елизаветы, Екатерины  II и Николая I.
      К концу XIX в. дворянское сословие медленно приходит в упадок. Наблюдается снижение его значимости в обществе.
    Представления о русском самодержавии и его  роли в истории отечественной  культуры претерпевали значительные изменения  на разных этапах существования Российского  государства. В период Московского  царства и Российской империи  самодержавие рассматривалось как  некая надклассовая сила, сплачивающая своих подданных без различия их сословной и классовой принадлежности на основе общенационального идеала, единства веры и морали.
    Вторая  половина XVIII – начало XIX  века стали временем развития сложных и находившихся в противоречии процессов социально-экономического развития России. С одной стороны, в стране уже формировался буржуазный, капиталистический уклад, с другой стороны, старый, феодальный способ производства ещё не исчерпал своих ресурсов. В этих условиях утопические надежды на «восстановление» «патриархальных» отношений между помещиками и крестьянами, на «мудрость» «просвещенного» самодержавия, вера в самобытностный, особенный путь исторического развития России получали все большее распространение в среде дворянской интеллигенции. Верившие в спасительную силу знания и просвещения, желавшие искоренения пороков  существующего строя, но органически связанные с ним, дворянские интеллигенты конца XVIII- начала XIX века, за немногими исключениями, объективно оказались на консервативных позициях. И, хотя, они критиковали самодержавие и крепостничество, в конечном итоге они это делали для того, чтобы спасти их, удержать, подновить в надежде на то, что этот строй может дать России просвещение и благоденствие, минуя и народные мятежи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Расцвет дворянства в России в XVIII веке 

      Петровская «Табель о рангах» 1722г.
 
     Принадлежность  к дворянскому званию в допетровское правление
закреплялась  записью в «Бархатную книгу»1, заведённую в 1682 г. при уничтожении местничества, а с 1785 г. внесением в местные (губернские) списки – дворянские книги, разделенные на 6 частей (по источникам дворянства): пожалование, военная выслуга, гражданская выслуга, индигенат, титул (орден), давность. С Петра I сословие подчинялось особому ведомству – Герольдмейстерской конторе, а с 1748 г. – департаменту Герольдии при Сенате.
     Закон 24 января 1722 г. состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. Петровской Табелью о рангах было введено разделение дворянства на потомственное и личное. Потомственное дворянство передавалось по наследству от отца и приобреталось: «по рождению» (по происхождению), в результате «монаршей милости» и «пожалования российского ордена», а также «по выслуге» (с 14-го ранга для военных чинов и с 8-го для гражданских). Благодаря Табели о рангах человек незнатного происхождения, выделившийся заслугами перед Отечеством на поле боя или же на гражданской службе, мог получить дворянство - личное или даже потомственное.
     Для военных чинов потомственное  дворянство обеспечивалось с 12-го класса. В Табели говорилось: «Воинским чинам, которые дослужатся до обер офицерства не из дворян, то когда кто получит  вышеписанной чин, оной суть дворянин, и его дети, которые родятца  в обор офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бит челом, тогда дворянство давать и тем, толко  одному сыну, о котором отец будет  просить. Протчие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяна»2.
     Порядок чинопроизводства был задуман Петром I с таким расчетом, чтобы дать возможность выдвинуться людям, возможно, и незнатным, но благодаря  личным заслугам, образованию, службе Отечеству. И, наоборот, по замыслу Петра I, не должны были получать чины вне  очереди неслужившие знатные  сынки.
     Петр I зафиксировал в «Табели о рангах»: «Надлежит дворянских детей в  колегиах производить снизу: а имянно, перво в колегии юнкары, ежели  ученые, и освидетелствованы от колегии, и в Сенате представлены, и патенты  получили. А которые не учились, а  нужды ради и за оскудением ученых приняты, тех перво в титулярные колегии юнкары писать, и быть им те годы без рангов, которым нет  рангов до действителнаго колегеи юнкарства… Карпоралские и сержантские лета зачитать тем, которые учились и  выучились подлинно, что коллежским правлениям надлежит»3.
     В связи с особенностями чинопроизводства в первой половине XVIII в. типичной для  офицерского корпуса фигурой  стал дворянин, обязанный служить  пожизненно, поступающий на службу рядовым, затем получавший унтер-офицерский чин и, наконец, производимый в офицеры. До трети офицеров производилось  из нижних чинов гвардии, весь личный состав полков которой долгое время  состоял из дворян. Значительное число  офицеров производилось из солдат недворянского  происхождения (в начале 1720-х годов  недворянское происхождение имели  до трети офицеров)4.
     Какой-либо разницы в путях получения  первого офицерского чина по принципу происхождения тогда не существовало. Производство на вакансии осуществлялось путем баллотировки — выборами всего  офицерского состава полка, однако порядок чинопроизводства еще окончательно не устоялся и менялся довольно часто, колеблясь между принципами баллотировки и производства по старшинству (в  зависимости от длительности срока  службы в предыдущем офицерском чине).
     Потомственное дворянство передавалось жене, детям  и дальним потомкам по мужской  линии. Дочери, вышедшие замуж, приобретали  сословный статус мужа (если он был  выше). До 1874г. из детей, родившихся до получения  потомственного дворянства, статус отца получал только один сын, остальные  записывались в «почетные граждане» (1832г.), после 1874г. – все.
     При Петре I служба дворян с обязательным обучением начиналась с 15 лет и была пожизненной. Анна Иоанновна несколько облегчила их положение, ограничив службу 25 годами и отнеся её начало к 20-летнему возрасту. Она разрешила также одному из сыновей или братьев в дворянской семье оставаться дома и заниматься хозяйством.
     Изменения в быту и культуре имели огромное прогрессивное значение. Но они ещё  более подчеркнули выделение  дворянства в привилегированное  благородное сословие, превратили использование  благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождались широким распространением галломаний и презрительного отношения  к русскому языку и русской  культуре в дворянской среде.
     В целом, Петровская «Табель», определяя  место в иерархии государственной  службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым  людям из низших сословий. «Дабы  тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать» - гласила одна из описательных статей закона5.
     Однако  по мере утверждения «Табели» в государственном  устройстве чин все больше и больше становился объектом почитания, тормозившего любые демократические процессы в стране.
     Таким образом. Табель о рангах стала документом, существенно регламентирующим жизнь  общества в течение последующих  двух веков. Разумеется, петровская «Табель  о рангах» не оставалась неизменной в течение 195 лет существования, а  менялась в течение почти двух веков в результате основных реформ. 

      Привилегии дворянству при Елизавете
 
     Начало  расцвета дворянства приходилось на царствование Елизаветы Петровны. Обязанная  своим восшествием на престол  дворянству Елизавета невольно должна была действовать на благо этого  класса, и мероприятия правительства  естественно должны были проникнуться дворянскими тенденциями. Государственная  служба при Елизавете Петровне все  в большей степени становилась  дворянской привилегией (но вместе с  тем и обязанностью).
     Представителям  других сословий стало труднее продвинуться по служебной лестнице – в этом состояло одно из отличий политики Елизаветы от политики ее отца, которая  возвышала людей не за «породу», а за личные качества.
     При Елизавете службу с дворян спрашивали очень строго. За укрывательство грозили  строгими наказаниями; смотры недорослям, вновь вступающим на службу, производились  по-прежнему, и за неявку на них налагались суровые кары. Однако стремление дворянства избегнуть службы, заметное и раньше, не уменьшалось. Дворянство давно возражало  против обязательной и бессрочной службы, введенной для него Петром Великим. Надо сказать, от этой бессрочной службы в определенной степени страдало дворянское землевладение, поскольку хозяин земли сам фактически ею не занимался, проводя жизнь в армии или на гражданской службе.
     Уже при Анне Иоанновне в 1736 году дворянство добилось замены бессрочной службы 25 годами, отслужив которые дворянин получал  право выйти в отставку6. Елизавета пошла еще дальше навстречу пожеланиям дворянства. Она отменила закон Петра о недорослях, предусматривавший обязательную службу дворян с юных лет, причем с низших чинов (солдатом). При Елизавете дворянских детей стали записывать в соответствующие полки уже с рождения. В десять лет эти юнцы, сидя дома, становились сержантами, а в полк впервые являлись 16–17-летними капитанами, не знавшими военного дела. Таким образом, им оставалось прослужить всего 10–12 лет, после чего они могли вернуться в свои имения. Этот порядок не был оформлен специальным указом, но стал обычаем, на который правительство Елизаветы смотрело сквозь пальцы.
     Свое  правление Елизавета начала с  того, что осыпала милостями гвардию. Лица, стоявшие у власти и вышедшие в большинстве случаев из среды  дворянства, не пропускали случая, чтобы  не сделать чего-либо в интересах  своего сословия. Таким образом, в  1746 г., по случаю производства новой ревизии, издан был указ, запрещающий разночинцам, состоявшим в подушном окладе, приобретать земли, населенные крестьянами, а равно и крестьян без земли. Указ Елизаветы запрещал, кому бы то ни было, кроме дворян, покупать «людей и крестьян без земель и с землями»7.
     Создавая  привилегии дворянству, правительство  естественно должно было стремиться к тому, чтобы точнее определить границы дворянского сословия. Было постановлено, что лица, прошедшие  в обер-офицеры, не могут считаться потомственными дворянами, а дети их совсем не считаются дворянами.
     В 1730 г. Верховный тайный совет обещал шляхетству «содержать его в надлежащем почтении и консидерации, как и в прочих европейских государствах». При Елизавете это обещание до некоторой степени переходило в дело. Рядом с созданием сословной привилегии идет забота отделить дворянство от остальных низших слоев населения путем его обособления, недопущением в дворянство демократических элементов. Таким пришлым элементом было дворянство личное, т.е. те люди, которые своей службой приобрели личные права дворянства. Указами Елизаветы это личное дворянство лишено было права покупать людей и земли.
     Сенат в 1758 и 1760 гг. постановил о личных дворянах: «Так как дети их не дворяне, то не могут  иметь и покупать деревни»; «недворяне, произведенные по статской службе в  обер-офицеры, не могут считаться  во дворянстве и не могут иметь  за собою деревень»8. Так пресекалась возможность для личного дворянства пользоваться льготами потомственного дворянского класса. Дворяне по роду становились отдельно от дворян по службе. Но из среды дворянства, пользовавшегося всеми правами и льготами, правительство стремилось вывести всех тех людей, дворянское происхождение которых было сомнительно. Дворянином стали считать только того, кто мог доказать свое дворянство. С 1756г. рядом постановлений Сенат определил, что в дворянские списки могут быть вносимы только лица, доказавшие свое дворянское происхождение. При этом определен был и самый порядок такого доказательства. Очищая этим путем дворянство от случайных примесей, правительство желало вместе с тем удержать во дворянстве те обедневшие роды, которые сошли в разряд однодворцев, и не приказывало смешивать их с прочей массой однодворцев.
     Так появилась на Руси сословная категория  личных дворян, отделенных от дворян потомственных. Пока не было издано этого указа, много лиц вошло в дворянскую среду, но согласно новому уставу они не принадлежали к дворянству. Вследствие этого в 1756 г. Сенат определил, что в дворянские списки могут быть записаны только те лица, которые доказали свое дворянское происхождение; определен был и порядок доказательства.
     Зато  в царствование Елизаветы много  было сделано, чтобы облегчить дворянству обязательное для него обучение. В  1747 г. дан был регламент Петербургской Академии наук, учрежденной для развития науки в России, по мысли Петра Великого, еще при Екатерине I. Учиться при Академии могут люди всех званий, кроме податных.
     Всеми указанными мерами времени Елизаветы  дворянство из класса, отличительным  признаком которого служили государственные  повинности, стало превращаться в  класс, отличием которого делались особые исключительные права: владение землей и людьми. Иначе говоря, дворянство становилось привилегированным  сословием в государстве, наследственным и замкнутым. Пропасть между дворянством  и народными массами всё более  и более увеличивалась и вследствие тех культурных перемен, которые  произошли в быту высших классов  русского общества. 

      «Золотой век» дворянства при Екатерине II
 
     В 1762г. на короткое время задержавшийся  на престоле Петр III отменил специальным указом не только обязательность обучения дворян, но и обязательность дворянской службы. После указа 1762 г., освобождавшего дворян от обязательной службы, офицеры получили право на отставку в любое время, и основной причиной убыли офицерского состава стала именно добровольная отставка. Время службы в нижних чинах стало полностью зависеть от происхождения, причем разницы была очень велика – от 3 до 12 лет. «Грамота на права и преимущества российского дворянства» Екатерины II 1785г. окончательно превратила дворянство в сословие «благородное».
     Манифест 7 ноября 1775 г., которым сопровождалось обнародование «Учреждения», указывал следующие недостатки существующего областного управления: во-первых, губернии представляли слишком обширные административные округа; во-вторых, эти округа снабжены были слишком недостаточным количеством учреждений со скудным личным составом; в-третьих, в этом управлении смешивались различные ведомства: одно и то же место ведало и администрацию собственно, и финансы, и суд, уголовный и гражданский9.
     На  устранение этих недостатков и рассчитаны были новые губернские учреждения. Утвержденные Екатериной II 7 ноября 1775 г. губернские учреждения с небольшими изменениями действовали до земской и судебной реформы 1864 года, а некоторые и до начала ХХ столетия. Они составили довольно сложную систему административных и судебных «мест общих и сословныхъ»10.
     Россия  была разделена на 50 губерний под  управлением губернатора, иногда во главе 2-3 губерний ставился генерал-губернатор или наместник с обширными  полномочиями. Становясь привилегированным  и обособленным сословием, дворянство не имело еще сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию. Учреждения 1775 г., давая дворянству самоуправление, этим самым давали ему внутреннюю организацию. Для избрания должностных лиц дворяне должны были съезжаться всем уездом через каждые три года и выбирали себе уездного предводителя, капитана-исправника и заседателей в различные учреждения. Дворянство каждого уезда становилось целым сплоченным обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда; и полиция, и администрация находились в руках дворянского учреждения (нижний земский суд).
     По  своему сословному положению дворяне  становились с 1775г. не только землевладельцами уезда, но и его администраторами. В то же время в тех учреждениях  1775 г., состав которых был бюрократическим или наполовину, или совсем, громадное число чиновников принадлежало к дворянству; поэтому можно сказать, что не только уездное, но и губернское управление вообще сосредоточивалось в дворянских руках. Дворянство же из своих рядов давно уже поставляло, главных деятелей и в центральные учреждения. С упадком старой аристократии дворяне стали ближайшими помощниками верховной власти в деле управления и наполняли все высшие учреждения в качестве коронных чиновников.
     В «Учреждениях для управления губерний», однако, и организация, данная дворянству, и ее влияние на местное управление рассматриваются как факты, созданные  в интересах государственного управления, а не сословий. Позднее Екатерина  те же факты, ею установленные, а равно  и прежние права и преимущества дворян изложила в особой «Жалованной  грамоте дворянству» в 1785г. Здесь  уже начала сословного самоуправления рассматриваются как сословные привилегии, наряду со всеми теми правами и льготами, какие дворяне имели раньше.
     «Жалованная грамота» явилась, таким образом, не новым, по существу, законом о дворянстве, но систематическим изложением ранее  существовавших прав и преимуществ  дворян с некоторыми, впрочем, прибавлениями. Эти прибавления составляли дальнейшее развитие того, что уже существовало. Главной новостью было признание  дворянства уже не одного уезда, но и целой губернии за отдельное  общество с характером юридического лица. Грамотой 1785 г. завершен был тот процесс сложения и возвышения дворянского сословия, какой наблюдался на протяжении всего XVIII в.
     Дворяне желали консолидироваться, обособиться  от остальных сословий. Идея «Дворянского Корпуса» как чего-то изолированного уже вполне созрела и проникла в сознание дворянских масс. «Чтобы корпусу дворянства права и преимущества самодержавной властью пожалованы были», - требовали волокаменские дворяне. Корпуса дворянского, отдельного «от прочих разного рода и звания людей», требовали болховские дворяне. «О составлении права дворянского» просили симбирские и казанские дворяне, «дабы они имели преимущества и отличались тем от подлых людей»11.
     Но  дворянские наказы не ограничивались одними требованиями общего характера, они определяли также и состав дворянского корпуса, и те права  и преимущества, которыми они желали отделиться от остальных людей подлого  рода. В стремлении к обособлению  дворян должны были враждебно отнестись  к «Табели о рангах» Петра  I, которая доводила мысль о преимуществе службы перед родом. Многие дворянские наказы и хлопочут, чтобы дворянство давалось только через пожалование самим государем; мало того, некоторые наказы просят исключить из числа дворян тех, кто попал в него по чину. Но большинство наказов не шло так далеко: большинство просило только исключить из дворянского сословия тех лиц, которые, не имея дворянских дипломов и не представляя никаких доказательств своего дворянского происхождения, продолжали состоять в числе дворян. В старину и при Петре было несколько низших разрядов служилого сословия, которые оставались на каком-то межеумочном положении; некоторые из них попадали в подушный оклад, некоторые – нет, но и не зачислялись в ряды благородного шляхертства, хотя по старой памяти и продолжали называться дворянами. Так вот теперь их старшие братья не захотели иметь их в своей среде. Некоторые наказы предлагали установить особую категорию выслужившихся дворян, категорию помещиков.
     В области имущественных прав дворяне  добивались исключительного права  на владение населенными имениями. Надо сказать, что это их право  подтверждалось ещё при императрицах Анне и Елизавете, но на практике плохо  исполнялось; жизнь была сильнее  дворянских тенденций; теперь дворяне и просили категорически запретить всем недворянам владеть землями с крепостным населением. Дворяне хлопочут об отмене стеснительного указа Петра Великого о руде, просят разрешить им приобретать дома в городах, беспошлинно курить вино для домашнего употребления, брать откупы и подряды и продавать продукты своих земель. Затем дворяне хлопочут об уничтожении мелких, но докучливых сборов с бань, мельниц, пасек, просят об освобождении их домов от военного постоя и т. п.
     Все сословные домогательства дворян были приняты Екатериной и нашли себе почти полное удовлетворение в жалованной грамоте дворянству 1785 г. В одном только Екатерина не выполнила желания дворян - она не замкнула дворянского сословия, осталась на точке зрения петровского законодательства, что дворянство приобретается службой и трудами, престолу российскому полезными. Но все, же Екатерина признала и тот принцип давности, который выдвигался в наказах.
     Вняв  желанию дворян составить особый «корпус», «Жалованная Грамота» предоставляла  дворянам собираться в той губернии, где они жительство имеют, и составлять дворянские общества. Созывались дворяне  генерал-губернатором через каждые 3 года для выборов разных должностных  лиц и для выслушивания предложений  и требований генерал-губернатора  и губернатора. На предложения генерал-губернатора  дворяне имеют право чинить пристойные ответы о добре и пользе общественной. Но, кроме этого пассивного права, дворяне через депутатов имеют  право подавать жалобы в Сенат  и непосредственно государю, делать представления об общих государственных  нуждах. Дворянство каждой губернии имеет  право иметь свой дом, архив, свою печать, своего секретаря и своими добровольными вкладами составлять особую казну.
     Желая если не замкнуть, то ясной чертой отделить дворянство от остальных классов, Екатерина  разрешила дворянам иметь в каждом уезде свою родословную книгу  и на предмет ведения её выбирать одного депутата. Этот депутат вместе с предводителем дворянства должен иметь попечение о составлении и пополнении дворянской родословной книги. В нее должно записывать дворян, которые имеют недвижимость в уезде и могут доказать свое право на дворянское звание. Родословная книга должна была состоять из 6 частей.
     Итак, основными источниками дворянского  сословия в XVIII в. были - рождение и выслуга. К выслуге относились приобретение дворянства через пожалование и индигенат для иностранцев (по «Табели о рангах»), через получение ордена (по «Жалованной грамоте» Екатерины II). В XIX в. к ним прибавятся высшее образование и ученая степень12. 

Глава II. Самодержавие, как феномен русской культуры. 

    2.1.    Абсолютизм - высшая форма российского самодержавия 

     «Российский абсолютизм» мало чем отличался  от абсолютных монархий стран Западной Европы (Англии, Испании, Франции). Ведь абсолютная монархия в России прошла те же этапы развития, как и феодальные монархии этих стран : от раннефеодальной  и сословно-представительной монархии—к абсолютной монархии, которая характеризуется  формально неограниченной властью монарха. Для абсолютной монархии характерны: наличие сильного, разветвлённого профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация сословно-представительных органов и учреждений. Все эти признаки были присуще и российскому абсолютизму. Однако у него были свои существенные особенности.
     Если  абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических  отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), то абсолютизм в России совпадал с  развитием крепостничества; если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.
     Время возникновения абсолютной монархии на территории   России – вторая половина XVI века, а окончательное её оформление – первая четверть XVIII века.
     Степень становления абсолютизма в России - это процесс длительный и достаточно противоречивый. В нем можно выделить три основных периода:
     1 период – Утверждение абсолютизма и оформление абсолютной монархии в первой четверти XVIII века;
     2 период – «Просвещенный абсолютизм» XVIII - начало XIX веков;
     3 период – После отмены крепостного права - перерастание абсолютизма феодального государства в буржуазную монархию.  

     2.2. Реформы Петра  I в развитии абсолютизма в России 

     В России в XVIII веке наряду с укреплением и оформлением сословного строя, происходят глубокие изменения в экономическом и социальном развитии, затронувшие все стороны народного хозяйства и социального облика страны. В основе этих изменений лежал процесс разложения феодализма и генезиса капиталистических отношений, начавшихся ещё в XVII веке. Кульминацией этого процесса являлась, конечно же, эпоха Петра (1672-1725 г.г.). Пётр I правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной, и приступил к их осуществлению.
     «Реформы  Петра были подготовлены, свей предшествующей историей народа, требовались народом».13
     Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и  русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие  реформы: военную, органов власти и  управления, сословного устройства  русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.
     22 октября 1721 года Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого. Принятие этого титула соответствовало юридическому оформлению неограниченной монархии.
     Один  из принципов абсолютизма – расширение полномочий императора. Императоры обладали более широкими полномочиями, чем  цари периода сословно-представительной монархии. Монарх не был ограничен  в своих полномочиях и правах никакими высшими административными  органами власти и управления. Власть императора в такой мере была широка и сильна, что Пётр I приступал сложившиеся обычаи, касавшиеся персоны монарха. В толковании к 20 артикулу Воинского устава 1716 года и в Морском уставе 1720 года провозглашалось: « Его Величество есть самовластный монарх, который никому в своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь   по своей воле и благомнению управлять».
     Петр  I  внёс изменения в порядок наследования императорского престола. До него царский престол переходил от отца к сыну. В XVII веке, если не было законного наследника, то царя мог избрать Земский собор. Однако, Петр считал такой порядок несоответствующим идеи неограниченной монархии и полагал, что если наследник не достоин престола, то император может назначить своим преемником лицо «усмотря достойного». Пётр воплотил эту идею в «Уставе о наследовании престола» (1722 год). Поводом к изданию Устава было сопротивление царевича Алексея реформаторской деятельности Петра.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.