На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Культура Греции

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
    Под античной (древней) культурой понимается культура древних Греции (с 1 тыс, до н. э.) и Рима.
    Античная  Греция была колыбелью европейской  цивилизации и культуры, а античные полисы являлись культурным центром древней Греции. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли свое развитие почти у всех европейских народов. В центре полисов сохранились замечательные памятники искусства классической Греции, в частности, Афинский Акрополь с его знаменитым Парфеноном и постройки нижнего города. В старейшем жилом квартале Афин можно увидеть памятники античного периода.
    На  сегодняшний день вопрос о жизни античных полисов периода Античности изучен весьма подробно. Тем не менее, постоянно появляются новые данные, в первую очередь благодаря археологическим изысканиям, которые по - прежнему оставляют тему изучения древних полисов одной из самых актуальных.
    Объектом изучения являются сферы жизнедеятельности  античных полисов, касающихся культуры и искусства.
    В качестве предмета выступают историческое значение и особенности культуры античных полисов.
    Целью работы является изучение роли античного полиса в истории древнегреческой культуры.
    Задачи:
    1. Рассмотреть социально – экономические  и политические особенности   в процессе формирования и  развития античных полисов.
    2. Изучить особенности развития  культуры античных полисов, в  частности, архитектуру, скульптуру, живопись.

1. Возникновение и  развитие античного   полиса

 
    Античная  цивилизация строится вокруг основной и исходной точки античного мира – самостоятельного города-государства. Эта исходная общественная форма  обозначалась в греческом языке  словом «полис» (переводится как «город»), а в латинском – словом «цивитас» («гражданская община»).
    Оба слова обозначают по сути одно и  то же, особую форму государственного устройства – город-государство, в  котором все граждане имеют определенные права и обязанности. Для грека полис был тем единственным местом, где он чувствовал себя человеком, где он находился под защитой богов, которые покровительствуют городу, где он был членом гражданского коллектива, жизнь которого регулируется законами и защищена от произвола1.
    Начало истории античных полисов теряется в незапамятных временах. В глубокой древности полисы мало чем отличались от древних поселений на территории малоплодородной Аттики. В эпоху образования греческих городов – государств полисы превратились в политический и экономический центр этой области.
      Возникновение полисов стало одним из важных признаков, свидетельствующим о переходе греческого общества от варварства к цивилизации. Полисы становятся политическими и культурными центрами в Аттике.
    Архаическая эпоха приходится на VI - V вв. (ранняя архаика - около 650 - 580 гг. до н.э.; высокая - 580 - 530 гг.; поздняя - 530 - 500/480 гг.). В этот период происходит разрушение родовой общины и формируются античные полисы – города - государства. Наиболее крупные из них: Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Численность населения античных городов - государств была невелика. Большинство из них насчитывали по 1000-5000 граждан, и лишь некоторые были значительно большими2.
    В архаический период проходила Великая  колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. Одним из важнейших результатов такого переплетения цивилизаций стало изобретение греками письменности.
    Полис как общественная форма наиболее полно соответствовал уровню развития античного общества. Экономической основой полиса была античная двуединая форма собственности: с одной стороны, это собственность гражданской общины на всю территорию и богатства полиса, а с другой – индивидуальная собственность каждого гражданина.
    В гражданской жизни полиса участвовал каждый взрослый гражданин, имеющий права гражданства и владеющий частным хозяйством – «ойкосом» (домом). «Он одновременно выступает и как хозяин дома, организатор – «ойконом» и как гражданин – «политес»... Перед лицом закона граждане полиса выступают полноценными собственниками – ойкономами... Хороший хозяин ойкоса считался и хорошим гражданином, и наоборот, плохой ойконом не может быть хорошим политесом». Способности управлять домом и участвовать в общественных делах рассматривались как равноценные3.
    В античном демократическом полисе высшая власть принадлежала народному собранию всех граждан с правом издания  законов, выбора высших должностных  лиц. К несомненным достижениям  античной демократии следует отнести  равенство граждан перед законом, право гражданина на обеспечение землей, запрет порабощения собственных граждан.
    Формирование  античной демократии и так называемого  гражданского общества проходило в  острой политической борьбе народа (демоса) с родовой аристократией. В тех  городах-государствах, где победу одерживал демос, устанавливалась демократия (власть народа), но даже там, где аристократии удавалось отстоять свою власть (как, например, в Спарте), она существовала в форме аристократической или олигархической республики, но не монархии.
    Большую роль в утверждении демократических  ценностей сыграли великие законодатели и реформаторы античности. Среди  них особое место занимают имена  двух выдающихся афинских реформаторов – Солона и Клисфена, а также  спартанского – Ликурга. Наиболее важной среди реформ Солона (VI в. до н.э.) была коренная реформа долгового права, вошедшая в историю под образным названием встряхивание бремени» (сейсахтейя).
    Солон объявил все долги и накопившиеся по ним проценты недействительными  и запретил сделки самозаклада. Сейсахтейя спасла значительную часть греческих граждан от порабощения и сделала возможным дальнейшее развитие демократии в Афинах. Однако расцвет античного полиса и торжество античной демократии как идеального эталона пришлись на период правления Перикла в Афинах (V в. до н.э.).
    Афинские  граждане по праву гордились своей  принадлежностью к самому демократическому государству в Греции. Государство  защищало не только жизнь и имущество  своих граждан, но и свободу их личности. Афинянина нельзя было заключить  в тюрьму без судебного решения, а человек, привлеченный к суду, если не надеялся на оправдание, мог уйти из города до рассмотрения своего дела.
    Вместе  с тем афинская политическая система  была демократией для меньшинства  населения. Из нее были исключены  не только рабы, не имевшие элементарных гражданских прав, но и метеки (постоянно жившие в Афинах переселенцы, чужеземцы). Метеки не имели права владеть имуществом – землей и домами, они работали по найму, занимались ремеслом и торговлей, а жили в наемных помещениях.
    Соотношение полисного демократического идеала и реальной практики было таковым, что  в повседневной жизни, бесспорно, существовали и развивались социальный антагонизм верхов и низов, подозрительность по отношению к каждому, кто стал выше массы, даже если он выделился своими подвигами и самоотверженным служением полису.
    Противоречие  между полисным и республиканским  идеалом общественного устройства и реальной жизнью приводило к  тому, что человек начинал чувствовать  себя отчужденным от государства, терял чувство гражданской солидарности – последнее для античного человека было очень важно.
    Античного человека делала гражданином лишь принадлежность к определенной группе, фамилии, общине, городу. Нельзя ни к чему не принадлежать и быть просто человеком. Каждый человек становится членом какой-то малой группы, социальной микрообщины.
    Античная  действительность обостряла противоречия в обществе, но вместе с тем и  предоставляла возможность их преодоления, разрешения на уровне различных микрообщностей, формирующих основы гражданского общества. Как отмечает Г.С. Кнабе, «…в Греции и в Риме микромножества играли роль продуктивной модели, порождались обществом на всем протяжении его развития…»4.
    Эволюция  античного полиса, социально-политических отношений в находила свое отражение в религии, идеологии, социальной психологии, морали и правовых устоях античного общества. 
 
 
 
 
 

2. Архитектура  античных полиса

 
    Наиболее  передовые стороны общественной жизни Древней Греции VII - VI веков до н. э. отразились в сложении и развитии архитектуры.
    Планировка  античных полисов была стихийной  и непоследовательной. Окончательно она складывается к VII веку до н.э. Ядром города становился акрополь, который приобретает культовое и политическое значение.
    В архитектуре античного полиса выражались наиболее передовые стороны жизни общества.
    В архитектуре классических храмов (являвшихся не только святыней, но и своеобразным символом полиса) типичные черты сочетались с индивидуальными: единая ордерная схема варьировалась путем изменения  пропорций и масштаба однотипных построек, что было связана со стремлением каждого города - государства к своеобразию архитектурного облика главных сооружений.
    В частности, совершенно особое место в истории греческой архитектуры занимает великолепный храмовый ансамбль Афинского Акрополя - самое знаменитое сооружение греческой классики. Сильно разрушенный в ходе греко-персидских войн, он был отреставрирован в середине V в. до н.э. В реконструкции Акрополя принимали участие прославленные архитекторы и скульпторы: Иктин, Калликрат, Мнесикл, Фидий и др.
    Свободная асимметрия  в расположении этих зданий была результатом продуманного плана, заключавшего в себе контрастное  сопоставление и уравновешение  различных форм и масс. В размещении Пропилей, служивших входом в Акрополь, Эрехтейона и храма Ники Аптерос были удачно использованы неровности холма Акрополя. Дорическая архитектура Парфенона  получила исключительную гармоничность пропорций. Парфенон является одним из самых совершенных архитектурных сооружений Афин. История сохранила имена его создателей. Это - Иктин и Калликрат. Построенный из светлого мрамора, окруженный сорока шестью колоннами дорического ордера и обрамленный ионическим фризом Парфенон был воплощением гармонии и строгости. Также в сочетании дорического и ионического стилей были выполнены величественные ворота, ведущие на Акрополь - Пропилеи (архитектор Мнесикл). В архитектуре небольшого и очень изящного храма Ники Аптерос (бескрылой) преобладали ионические черты5.
    В ионическом стиле был выстроен своеобразный по замыслу храм в честь Афины, Посейдона и героя Эрехтея Эрехтейон - образец редко встречающегося в греческой архитектуре храма с асимметричным планом. Каждый из его фасадов оформлен по-разному. Особенно живописен южный - вместо колонн там стоят шесть женских фигур, знаменитые кариатиды, медленно движущиеся к Парфенону6.
    Храмы Акрополя были расположены на холме  таким образом, чтобы участникам торжественного всенародного шествия  на Акрополь во время главного праздника  афинских граждан - Великих  Панафиней - лишь постепенно открывался вид на каждое здание. Все сооружения Акрополя необычайно пластичны и соразмерны, они гармонически сливаются с окружающей природой. Архитекторы Парфенона учли также и некоторые особенности человеческого зрения: колонны храма отстоят друг от друга на неравное расстояние, угловые колонны чуть массивнее внутренних, а все в целом немного наклонены внутрь к стенам здания - от этого они выглядят стройнее и выше. В Парфеноне все чуть-чуть изогнуто, чуть-чуть искривлено, все рассчитано на то, чтобы отдельные части сооружения выглядели идеально правильными и гармоничными7.
    Особенную художественную значимость архитектурному ансамблю Акрополя придают многочисленные скульптурные композиции, украшавшие культовые и политические сооружения.
    С началом IV века интересы полиса постепенно вытесняются интересами частных заказчиков. Строительство крупных культовых сооружений становится не актуальным, ему на смену приходят бытовые постройки - гимнасии, палестры, одеоны, театры. Наблюдается тенденция к строительству мемориальных сооружений.
    В эпоху сложения и расцвета рабовладельческой  демократии возникают различного рода художественные течения и стили  в архитектуре, сполна применившиеся  в процессе строительства культовых  и политических сооружений полиса.
    Развитие  полиса привело к раннему и  быстрому росту демократических  сил. Храмы, создававшиеся силами всего  полиса, так же становятся общественными  зданиями города, центрами народных празднеств, хранилищем казны и олицетворением государственной мощи.
    Уже в архаическую эпоху, в итоге упорных исканий наиболее передовых мастеров, греческая архитектура выработала в основных чертах одно из величайших достижений – ордер, т. е. строго определенную систему расположения и  взаимоотношения колонн и лежащего на них перекрытия – антаблемента. Из примитивных храмов гомеровской эпохи вырос ранний архаичный тип каменного храма – с портиками на передней стороне, образованных выступами боковых стен и двумя колоннами посередине. Замена антов колоннами создала новый тип храма с открытым четырехколонным портиком, добавлением такой же колоннады перед входом в сокровищницу на противоположном конце храма было шагом к построению периптера – храма со всех четырех сторон окруженному колоннадой. Все эти типы храмов развивались одновременно, но периптер был господствующим. Строгая разумная ясность ордера придавала зданию земной характер. Портики и боковые галереи предназначались для собиравшихся в храме людей. Колоннада окружала закрытое прямоугольное помещение где находилась статуя божества. Наиболее ясно идейный смысл периптера выражался в дорическом ордере, возникшем  и разработанном в Пелопоннесе.
    Весьма  популярным становится так же ионический ордер. От дорического он отличается более стройными пропорциями, более  широкой расстановкой колонн и обилием декора.
    Столкновение  различных тенденций и ордеров  в архитектуре наиболее сильно сказалось  на Афинах и Фивах. В строениях  этого периода очень ярко была выражена борьба новых идейных требований народа с консерватизмом. Гекатомпедон благодаря этим тенденциям строился в виде древнего антового храма, украшенного с восточной пышностью, пестро раскрашенного фантастическими чудовищами на фронтоне. Уже ок. 350 года до н.э. он был перестроен на новый демократический лад и приобрел вид периптера  с фронтонами, заполненными фигурами божеств.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.