На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Туристский спрос и тенденции его развития

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………...…………………………....…3
1ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ СПРОСА В ТУРИЗМЕ…….5
1.1Общеэкономические факторы…………..………………………………….… 6
1.1.1 Благосостояние общества и увеличение свободного времени………..….6
1.1.2 Взаимосвязь развития спроса на рынке туризма и общеэкономической конъюнктуры…………………………………...………………………………...…7
1.2 Социально-демографические факторы…….…………………………….…..8
1.2.1 Возрастная структура…………………………………………………….…8
1.2.2 Структура семьи……………………………...……………………….….....11
1.2.3 Уровень доходов и образование населения, профессия…...………..…....12
1.2.4 Соотношение городского и сельского населения………….………..……13
1.3 Фактуры культурного порядка………………………………………..……..14
1.3.1 Международная культура и культурный национализм……………..…....14
1.3.2 Возрождение культуры и искусства………………………………..……...15
2ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НОВОГО ТИПА ПОТРЕБИТЕЛЯ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ…………………………………………………..….....17
2.1 Предпочтения нового типа потребителя туристских услуг……………......17
2.2 Детерминанты туристского спроса………………………………………......24
3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОГО СПРОСА……......…27
3.1 Состояние в мире………………………………………………………..…….27
3.2 Состояние туристского рынка  Казахстана………………………….….…..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..……………………………………………….….….34
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………..………………….……..35
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………..………………….……..36
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………..……….……..37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ..………………..…….....…38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
 
      Туризм  является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы  роста он признан экономическим  феноменом. Согласно прогнозу Всемирной  Туристской  Организации (ВТО) рост туристской индустрии будет необратим  и к 2020 году количество международных  туристских посещений составит 1,6 биллиона единиц.
      Как известно, данная отрасль хозяйства  является фундаментальной основой  многих развитых и развивающихся  стран мира. Все это полностью  объясняет то, что туризм на сегодняшний  день играет одну из главных ролей  в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса  в мире. Поэтому вопросы о будущем  данной отрасли мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития столь важны.
      В наши дни передвижение людей в  туристских целях охватило все страны земного шара, и благодаря этому  контакты между людьми из разных стран  стали повседневной реальностью. В  результате – туризм является сейчас одним из самых динамично развивающихся  видов международного бизнеса. Углубленное познание рынка туризма начинается с базового понятия «туристский спрос», которое имеет основополагающее значение для понимания и отдельных проблем туризма как экономической системы и механизма его функционирования в целом.
      Теория  спроса опирается на экономическую  модель поведения потребителя, которая  объясняет, как люди делают свой выбор  в пользу тех или иных товаров  и услуг и что влияет на их выбор.
      Спрос на туристский продукт — это количество турпродукта, которое туристы готовы и в состоянии купить по некоторой  из возможных цен. Спрос на туристский продукт отражает уровень экономического и социального развития страны.
      И именно поэтому вопросы о будущем  туризма, о спросе на туристские услуги в являются столь волнующими и  актуальными. Кто он, турист ХХI века? Каковы его особенности? Каковы факторы  и тенденции развития спроса на рынке  туризма? Безусловно, эти вопросы  волновали и волнуют сейчас очень  многих, и, конечно же, они не остались без внимания. Они отражены в различных  исследованиях специалистов и ученых-футурологов. Данной проблематике посвящены в  частности работы Сапруновой В.Б., Сенина П.Б., Нэсбитт Дж. и Эбурдин П. и  другие.
      В данной курсовой работе будет сделана  попытка осветить данные вопросы.    
    Объектом  исследования данной курсовой работы  является туристский спрос. Предмет: «факторы, влияющие на туристский спрос и его  основные тенденции».
    Целью курсовой работы является изучение современного состояния туристского спроса, факторов, оказывающих на него влияние и  тенденций развития. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
    1) Рассмотреть основные факторы  спроса в туризме.
    2) Определить черты нового типа  потребителя туристских услуг.
    3) Рассмотреть современные тенденции  туристского спроса в мире  и в Казахстане, в частности.
    В работе были использованы методы исследования: теоретический,  статистический метод, анализ литературных источников, картографический, исторический и другие.
    Раскрытие данной темы стало возможным благодаря  детальному анализу собранной информации из литературных источников, статистических данных и  проведенных ранее научных работах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ СПРОСА В ТУРИЗМЕ
 
 
      Итак, туристский спрос является категорией массовой и социальной. Он формируется  на основе многочисленных факторов, воздействие  которых может повышать или понижать спрос. Наиболее важными и значительными  факторами, влияющими на изменение  спроса на туристическом рынке, являются следующие: 

Общеэкономические  факторы

 
-уровень  материального благосостояния массового  потребителя 
-соотношение  рабочего и свободного времени  у трудового населения 

Социально-демографические факторы

 
-возраст 
-пол 
-профессия 
-образование 
-социальная  группа 
-семейное  положение 
-имущественное  положение 
-состав  семьи 
-регион  проживания 
-город/сельская  местность 
-величина  населенного пункта, где живут  туристы 
-род  занятий 

Факторы культурного  и общественно-психологического характера

 
-приоритеты  в системе духовных ценностей  общества 
-психология  потребления 

Личностно-поведенческие  факторы

 
-личные  особенности 
-стиль  жизни  
-интересы  в свободное время 
-система  духовных ценностей 
-целевые  установки 
-мотивы
       
      Все эти факторы оказывают воздействие  на так называемый «черный ящик сознания покупателя»,  который, в конечном счете, является определяющем элементом  поведения потребителя на рынке [1].
         Совокупность тех или иных  факторов определяет возникновение  и характер поведения потребителей  туристских услуг, которые могут  быть выражены, например, такими  показателями, как:  

-частотность  туризма; 
-предпочтения  в выборе географии туризма; 
-предпочитаемая  форма организации тура;
-представления  туриста о цене тура и т.  д.  

      И именно для того, чтобы выявить  данные поведенческие особенности  потребителей туристских услуг, необходимо подробнее рассмотреть воздействие  на структуру туристского спроса общеэкономических и социо-демографических  факторов, а также факторов культурного порядка [2]. 

     1.1 Общеэкономические факторы 
 

     1.1.1 Благосостояние общества и увеличение свободного времени 
 

      Туризм  как отрасль экономики, занимающаяся в первую очередь организацией свободного времени клиента, может успешно  существовать и  развиваться при  наличии как минимум двух составляющих: свободного времени и достаточных  материальных средств для его  организации. Проще говоря, основу современного туристского рынка как в качественном, так и в количественном отношении  составляют оплачиваемые отпуска работников с учетом того, что в последнее  время в международном туризме  значительно возрастает роль деловых  поездок, а также путешествий  лиц пенсионного возраста.
      Существует  прямая связь между тенденциями  в развитии индустрии туризма  и общими экономическими, техническими и социальными достижениями.
      Растущий  уровень жизни в развитых странах  мира ведет к росту продолжительности  отпусков работников и достаточно высокому уровню их обеспечения, что оказывает  значительное влияние на развитие туристской отрасли.
      Таким образом, необходимыми предпосылками  возникновения массового туризма, его развития и поддержания высоких  объемов спроса являются увеличение свободного времени и рост материального  благосостояния общества.
     Наличие свободного времени. Люди тратят на путешествия  не только деньги, но и свое время. Никакие  доходы, даже самые высокие, не смогут помочь индивиду совершить турпоездку, если у него нет на это времени. В современном обществе нехватка времени так же, как и нехватка дохода, является основным ограничением туризма. Время также оказывает  влияние на выбор транспортного  средства, турцентра и на мероприятия  на отдыхе. Объем свободного времени  значительно увеличился за последнее  столетие. Такие факторы, как сокращение в среднем продолжительности  рабочей недели, более длительный отпуск, праздничные дни, школьные каникулы, наличие возможностей работы неполный день, занятия внештатных должностей, уход на пенсию, а также изменения  в уровне образования, сыграли значительную роль. Казахстан по числу праздников и перенесению праздничных дат  с целью продления отдыха стоит  на одном из первых мест. В практику снова входят туры выходного дня. При организации таких туров  используется авиатранспорт. Поэтому  менеджеру необходимо следить за изменениями свободного и рабочего времени для выявления новых  тенденций в этой области [3].
     Измерением  уровня жизни и дифференциации доходов  населения занимаются многие международные  организации, в том числе и  Совет организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1980 году ОЭСР утвердил список социальных индикаторов, в число которых  входит и такой индикатор, как  «время и отдых», а его показателями являются величина свободного времени  и его использование. В качестве критерия рациональности структуры  расходов семей используется закон, открытый немецким статистиком Э.Энгелем, согласно которому с ростом  доходов  семьи снижается доля затрат на питание, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд (к числу которых можно отнести  и использование свободного времени) существенно увеличивается. Примером может служить ФРГ, где рост общественного  богатства сопровождается сокращением  доли расходов на питание и предметы роскоши в структуре общих  потребительских расходов граждан. Одновременно же растет доля расходов на туризм и организацию свободного времени [4]. 

     1.1.2 Взаимосвязь развития спроса на рынке туризма и общеэкономической конъюнктуры 
 

      Высокая степень зависимости туризма  от состояния экономики в целом  была замечена еще в 20-30-е годы нашего столетия. 
 
 
 
 

   Таблица 1
Взаимосвязь туризма и экономической конъюнктуры [5]
       
Период  Конъюнктура Средний прирост  ночевок внутреннего туризма Средний прирост  валового продукта
1924-1929 Подъем +5,4% +4,2%
1929-1933 Спад -9,5% -4,5%
1949-1956 Подъем +19,1% +12,3%
 
      Отсюда  совершенно ясно следует, что в период экономического подъема, благодаря  росту материального благополучия и покупательной способности  населения интенсивность туризма  увеличивается,  и индустрия туризма  также переживает некий подъем. В  период же экономического спада спрос  на туристские услуги несколько падает, что не может не сказываться на индустрии туризма в целом.
      Однако, исследователи туризма в западных странах, признавая несомненную  зависимость изменений в спросе на  туристском рынке от общеэкономической  конъюнктуры, тем не менее, отмечают, что экономические спады и  кризисы оказывают на туристскую индустрию меньшее влияние, чем, например, на такие отрасли, как строительная, автомобильная, производство мебели и  другие, ориентированные на производство товаров длительного пользования  или предметов роскоши. Они отмечают, что современный западный потребитель  скорее откажется от приобретения видео-и  аудиоаппаратуры, чем от финансирования ежегодного отпуска, и подчеркивают, что в периоды экономических  кризисов люди экономили не на отпуске, а в отпуске.
      Такую относительную стойкость туризма  к изменениям общеэкономической  конъюнктуры рынка западные исследователи объясняют прежде всего эластичностью спроса на туристские услуги. И именно поэтому в годы кризиса происходит не полное прекращение спроса на туристские услуги, а лишь его некоторые изменения, то есть увеличивается спрос на более дешевые виды туристских услуг и уменьшается на самые дорогостоящие виды туризма.
      Таким образом, экономические кризисы  все же затрагивают спрос на туристские услуги, но в гораздо меньшей степени, чем многие другие отрасли. И вызвано  это, в первую очередь, тем, что туризм стал практически необходимой потребностью массового потребителя. А также  тем, что эластичность спроса и многообразие форм туризма обеспечивают в период экономических спадов возможность  перелива спроса от дорогостоящих видов  туризма к более дешевым. 

     1.2 Социально - демографические факторы  
 

      Значительное  влияние на формирование туристского  спроса оказывают в основном следующие социально-демографические факторы:  

-возрастная  и социальная структура общества;
-структура  семьи; 
-уровень  доходов различных слоев общества;
-соотношение  городского и сельского населения.  

     1.2.1 Возрастная структура
   

     Изменения в возрастной структуре населения  так или иначе оказывают влияние  фактически на все отрасли бизнеса. Менеджеров туризма больше интересует возраст населения, нежели его фактическая  численность. Необходимо следить за тенденциями в возрастных сегментах  населения страны и определять их влияние на туристский спрос. Далее  приводятся данные и выводы по возрастным группам с точки зрения классического  туризма в Западных странах. Применительно  к Казахстану выявленные в мире тенденции  не могут быть учтены из-за низкого  уровня жизни детей, подростков, ветеранов  и пенсионеров.
      Дети. Рост количества новорожденных является нежелательным обстоятельством  для менеджеров туризма, так как  семьи с младенцами и маленькими детьми больше предпочитают оставаться дома, нежели путешествовать. К тому же в таких семьях часть дохода, которая могла бы быть потрачена  на туризм, тратится на маленьких детей. Однако возрастающее количество детей  является хорошим фактором развития туризма на долгосрочную перспективу, так как эти дети будут потенциальными потребителями туристских услуг.
     Подростки составляют важный сегмент рынка, так  как они располагают значительной индивидуальной покупательской способностью и оказывают большое влияние  на членов семьи в решениях относительно совершаемых покупок и мест проведения отпуска, особенно в семьях с большим  достатком. Подростки могут являться и самостоятельными туристами. Особым фактором, способствующим путешествиям молодых людей, является наличие  у них собственных транспортных средств.
     Сегмент молодых людей на туристском рынке  состоит из двух возрастных категорий: от 18 до 24 и от 25 до 34 лет. Эти категории  располагают значительной двигательной способностью и влиянием, так как  они наиболее многочисленны. Поскольку  они представляют собой большую  группу людей, можно определить комплексные  тенденции в данном сегменте: относительно позднее замужество, появление в  семье первого ребенка, небольшое домашнее хозяйство, важность карьеры для обоих взрослых членов семьи. На туристском рынке для молодых людей существуют две наиболее часто встречающиеся подгруппы: молодые одиночки и молодые семьи без детей.
      Сегмент людей в возрасте от 35 до 44 лет. Люди, рожденные в 1955 г. и позднее, составляют поколение детского бума. Поскольку это поколение людей количественно больше, чем любое другое, оно способно оказывать существенное влияние на покупательские предпочтения населения. Образ жизни данного сегмента становится образом жизни всей страны относительно многих факторов, будь то путешествия, предпочтительные места отдыха, питания и т. д. Именно эта группа людей склонна к путешествиям самолетом и в основном к отдыху на курортах. Они тратят много денег на путешествия и средства размещения. Большинство людей этого сегмента хорошо образованны. Приоритетным для них является самосовершенствование. Получение новой информации они считают необходимым средством расширения кругозора, но не роскошью. Удовлетворение нужд этой группы - важный фактор для дальнейшего успешного развития туристского бизнеса.
      Сегмент людей в возрасте от 45 до 54 лет. Этот сегмент рынка постепенно растет. Так же как и люди в возрасте от 35 до 44 лет, эта группа населения  склонна к отдыху на курортах, отдаленных от их места жительства, и к путешествиям самолетом
      Сегмент людей пожилого возраста. Другая важная тенденция, на которую необходимо обращать внимание, - рост группы людей пожилого возраста (60-65 лет) и группы людей  в возрасте свыше 65 лет. Эти группы иногда называют рынком людей зрелого  возраста, пенсионного возраста, пожилого или «третьего возраста». Этот рынок  должен быть изучен менеджерами туризма, так как он является постепенно растущим и неменее важным, чем остальные  возрастные сегменты туристского» С  позиции отношения этих возрастных групп к туризму и путешествиям различают три основные подгруппы: группа людей; в возрасте от 55 до 64 лет; от 65 до 74 лет и от 75 лет и старше. Возрастная группа людей от 55 до 64 лет  характеризуется наличием больших  свободных денежных средств, чем  другие группы пенсионного возраста, наличием небольших домохозяйств и  свободой от расходов средств на образование, воспитание и содержание детей.
      Население, состоящее из людей в возрасте свыше 65 лет, может быть также поделено на три различные подгруппы, или  рынки. Люди от 65 до 74 лет считаются  активными пенсионерами и составляют более молодую группу - важный рынок  путешествующих. Вторую группу составляют люди в возрасте от 75 до 84 лет. По сравнению  с первой группой они не так  активны, чаще всего не расположены  к путешествиям. Третью группу составляют люди от 85 лет и выше. Туристские организации не видят потенциала данного сегмента рынка. Однако необходимо знать, с каким турпродуктом можно  проникнуть на данный рынок. Надо помнить, что пенсионеры, хотя и располагают большим количеством свободного времени, которое они могли бы потратить на путешествия, однако они ограничены в денежных средствах.
      Некоторые пенсионеры продолжают работать и тратить  денежные средства на путешествия. Для  этого сегмента туристского рынка  необходима специальная маркетинговая  программа. Данные возрастные группы людей  могут стать потребителями недорогих  товаров и услуг, поэтому целесообразно  предлагать им специальные возрастные льготы, скидки на размещение и питание, льготные тарифы на транспорте. Таким  людям по карману путешествия  внутри страны с целью посещения  родственников или с целью  отдыха и лечения в санаториях и домах отдыха. При выборе средств  транспорта должен делаться акцент на более доступные и недорогие  средства передвижения. Пожилые люди не любят, когда им напоминают об их возрасте. Следовательно, должна быть хорошо продуманная связь, необходимо тщательно выбирать и составлять тексты рекламных обращений, что, с  одной стороны, затрудняет работу турагентов. С другой стороны, их образ жизни  позволяет им путешествовать в любое  время года и на более длительный период времени, в отличие от более  молодых групп населения. Таким  образом, должны быть организованы усиленные  рекламные кампании для стимулирования спроса этой группы населения, особенно в период недозагрузки туристских предприятий  и в межсезонье.
Т а б  л и ц а 2
Туристские  приоритеты разных возрастных групп населения (из социологического опроса населения, проведенного английской турфирмой  «Ланн Поли») [6] 

Порядок предпочтения Молодые одинокие люди Молодые супружеские  пары Семейные пары Возрастная  группа от 45 до 64 лет пенсионеры 65 лет  и старше
1 посещение баров, клубов и дискотек пассивный отдых Отдых с семьей экскурсии Экскурсии
2 солнечные ванны Вкусная еда пассивный отдых пассивный отдых Поездки на природу
3 Экскурсии экскурсии экскурсии Поездки на природу Вкусная еда
4 пассивный отдых Отдых с семьей солнечные ванны Вкусная еда пассивный отдых
5 Поездки на природу солнечные ванны Вкусная еда солнечные ванны Отдых с близкими и друзьями
 
 
 
     1.2.2 Структура семьи 
 

      Очень актуальной целевой группой современного туристского рынка является и  несемейная молодежь до 35 лет – так  называемые «одиночки». Их доля в крупных  промышленных городах и агломерациях оценивается практически в 50% от общей численности населения.
      Этим  людям свойственны, как правило, высокий уровень образования, стремление к успеху в профессиональной деятельности, повышенные требования к комфорту и  качеству жизни, индивидуализм. Они  уделяют много внимания организации  своего свободного времени, стараясь наслаждаться жизнью в полной мере.
      Соответственно, объем и величина спроса на данном сегменте туристского рынка достаточно велики. И по мнению специалистов в  будущем эти показатели будут  расти.
      Очень существенным дополнением к вышеизложенному  является тот факт, что по статистике в данной целевой группе очень  велико количество одиноких женщин. Так, по некоторым прогнозам, число женщин, совершающих туристские поездки  в одиночку будет составылять  практически 50% от общего количества путешествующих. И с этим фактом, несомненно, придется считаться туристским операторам, гостиницам и национальным офисам по туризму, так  как, по проведенным опросам, одинокие путешествующие дамы очень ценят  высокий комфорт и трепетное  к себе отношение. Они уделяют  повышенное внимание расположению и  обустройству номеров, наличию в  них шампуней, скрабов, гелей, проявлению уважения со стороны персонала и  личной безопасности [7]. 

     1.2.3 Уровень доходов и образования  населения, профессия 
 

     Менеджер  туризма должен учитывать и такой  не менее важный фактор, как покупательская способность населения. Очевидно, что  с ростом дохода количество турпоездок и величина расходов на туризм увеличиваются. Чем выше доход той или иной семьи, тем больше возможностей для  совершения турпоездок. Состоятельные  люди большую часть доходов предпочитают тратить на туризм. Их больше привлекают перелеты самолетом - как средство, экономящее время передвижения. В  расходах на отдых состоятельных  клиентов большую часть составляют затраты на размещение, приобретение готового тур-продукта «all-inclusive», развлечение, питание и т. д. Расходы же на транспорт  составляют лишь небольшую долю всех расходов на тур. У клиентов с менее  низкими доходами расходы на транспорт  составляют существенную долю всех затрат на тур, потому что сэкономить на транспортных услугах намного сложнее, чем, например, на размещении, питании и на многом другом. Спрос на туризм зависит  от уровня доходов потребителей, поэтому необходимо постоянно следить за тенденциями перемен в сфере личных доходов населения. Если экономические показатели говорят о спаде, то фирмам нужно изменить позиции и цены своего товара. У основной части казахстанского населения в связи с экономическими потрясениями, инфляцией, потерей сбережений произошло резкое снижение реальных доходов. И это, естественно, не может не сказаться на перспективе развития массового туризма. Так, рост туристских поездок за рубеж, наблюдавшийся с 1994 г., из-за финансово-экономического кризиса в августе 1998 г. значительно снизился. В этой связи для туристских предприятий возрастает перспектива развития внутреннего туризма - перенос спроса от более дорогих поездок за рубеж на более доступные непродолжительные и недорогие поездки внутри страны.
     Туристская  активность находится в прямой зависимости  от уровня образования потенциальных  потребителей, поэтому следующим  фактором, заслуживающим внимания менеджера  туризма, является уровень образования  населения, т. к. оно делает интересы людей шире и, таким образом, стимулирует  туризм. Люди со средним образованием больше предпочитают увеселительные поездки. Люди с высшим образованием склонны  больше путешествовать. Они тратят больше средств на туризм. Итак, с  ростом населения с высоким уровнем  образования можно ожидать увеличения использования авиатранспорта в  качестве основного средства передвижения.
      Определенное  влияние на виды приобретаемых человеком  товаров и услуг оказывает  род его занятий. Служащие офисов путешествуют больше, чем рабочие, но больше всего турпоездок в год  совершают менеджеры и административные работники. Турфирмы стремятся выделить группы по роду занятий. Фирма может  даже специализироваться на производстве товаров, нужных какой-то конкретной профессиональной группе. Колебания в экономике  больше всего отражаются на рабочих. В период экономического спада удар прежде всего приходится именно на них, поэтому менеджеры туризма  предпочитают концентрироваться на наиболее продуктивных целевых рынках: менеджерах, директорах и профессионалах. Потребителей, однако, нельзя четко  разделить по категориям дохода, возраста, пола и рода занятий. Например, некоторые  рабочие могут иметь достаточно высокие доходы, но их покупательские привычки и привычки административных работников значительно различны. Они  меньше тратят на туризм. Хотя эта группа людей и не является активно путешествующей, она все же заслуживает внимания менеджеров туризма как потенциальный  рынок. 

     1.2.4 Соотношение городского и сельского  населения 
 

      На  сегодняшний день в силе пока еще  остается следующее правило: чем  меньше населенный пункт, тем ниже интенсивность  туризма среди его жителей  и тем ближе выбираемые ими  цели туристских поездок.
      Однако, многие западноевропейские эксперты утверждают, что в последнее время значительно увеличилась туристская активность жителей сельских областей западноевропейских стран и возросла интенсивность потребления ими туристских продуктов и услуг, что позволяет прогнозировать возможное в будущем добавление к традиционно активным группам потребителей туристских услуг нового и достаточно перспективного  сегмента на туристском рынке Европы.
     Урбанизация - еще один фактор, на который менеджеру  необходимо обратить внимание. В результате урбанизации сокращается численность  населения, проживающего в мелких населенных пунктах и занимающегося сельским хозяйством. Именно эта социальная группа, которая составляла часть  «непутешествующего» населения, добавляется  на туристский рынок как новый сегмент [8]. 

     1.3 Факторы культурного порядка  
 

     1.3.1 Международная культура и культурный  национализм 
 

      Основную  тенденцию развития общественной психологии потребления на современном Западе можно обозначить как: трансформация  общества производительности и благосостояния в «общество свободного времени».
      А поскольку это самое «свободное время» является необходимым и важнейшим  компонентом существования и  процветания туристской отрасли, то параллельно этой тенденции проходит и другая не менее значимая –  увеличение количества путешествующих.
      В настоящее время огромные расстояния уже не являются тем ограничивающим и тормозящим путешественников фактором как прежде. От Нью-Йорка до Парижа также легко долететь, как и  до Калифорнии.
      «Джет-сэт» открыл дорогу богатеющему среднему классу новобрачных, бабушек, семей, студентов, деловых людей западного общества. В начале 90-х годов количество путешествующих по сравнению с прошлым  десятилетием значительно увеличилось. По статистике в США 90-х годов 23 тысячи рейсовых полетов перевозили в день 450 млн пассажиров. К началу 2000 года это число составило уже 750 млн  пассажиров. В 1990 году авиалиниями мира летало около миллиарда пассажиров, С началом года 2000 это число  составило 2 млрд пассажиров, то есть увеличилось  ровно в два раза.
      Таким образом, каждый день из одного места  нашей планеты в другое летают свыше 3 млн человек. И как известно, к числу факторов, наиболее существенно  влияющих на развитие международного туризма и увеличение числа путешествующих, относят культурный фактор, а именно: рост культурного уровня различных  стран мира и стремление в связи  с этим к ознакомлению с культурой  других стран.
      Поэтому сегодня, благодаря этому стремлению, а также увеличению количества поездок  и путешествующих, глобальным телекоммуникациям  и так далее, беспрецедентным  стал темп обмена между Европой, Америкой и другими странами мира. Почти  во всех городах мира присутствуют черты международной культуры. Люди с таким энтузиазмом обмениваются едой, музыкой, модой, что новый универсальный  образ жизни стал господствовать в Осаке, Мадриде и в Сиетле.
      Он  стимулируется потребительским  спросом: люди пьют кофе-каппучино и  родниковую воду Перрье, обставляют квартиру мебелью фирмы ИКЕЯ, едят суши, носят одежду фирмы «Бенеттон», слушают англо- американский рок, когда едут на автомобиле компании «Хонда» в «Макдональдс». 
      Но  по мере того как образы жизни различных  стран становятся все более схожими, по мере того как люди все ближе  знакомятся  с культурой других народов, появляются черты сильной  противодействующей тенденции: протест  против единообразия, желание утвердить  уникальность своей культуры и языка, своеобразная борьба с иностранным  влиянием.
      В каждом уголке мира происходят взрывы такого культурного национализма:
      -После  многих лет обучения английскому  языку своего населения Сингапур  развернул кампанию «Говорить  на мандаринском» – это попытка  возродить «старые ценности». 
      -Борьба  уэльсцев, в основном не агрессивными  методами, по поддержанию своего  языка и литературы.
      -В  северо-восточной части Испании  каталанский язык, запрещенный во  время диктатуры Франсиско Франко, был восстановлен в качестве  официального языка. 
      -Власти  Квебека наказывают тех, кто  говорит по-английски, запрещают  писать указатели на английском  языке и так далее. 
      Таким образом, чем больше наши образы жизни  становятся схожими, тем более прочно, как утверждают футурологи, будем  держаться за такие ценности, как  религия, язык, искусство, литература и  национальная культура в целом. По мере того как внешние стороны нашей  жизни сближаются, мы будем все  больше дорожить традициями, порождаемыми внутри нашего собственного общества.  

     1.3.2 Возрождение культуры и искусств 
 

      По  мнению футурологов произойдет коренная и революционная смена приоритетов  в проведении досуга и затратах на него. Дело в том, что постепенно искусства и культура придут на смену  спорту как основные способы проведения досуга. Эта удивительная мегатенденция  уже просматривалась в 90-х годах во  взрыве интереса к изобразительному и исполнительскому искусствам:
      -С  70-х по 90-е годы посещаемость  музеев в США возросла с  200 млн человек до 500 млн в год. 
      -В  течение этого же периода аудитория  оперных театров США почти  утроилась. 
      -Сезон  1989/90 годов на Бродвее побил  рекорды посещаемости за всю  его предыдущую историю и так  далее. 
      В результате, 90-е годы вызвали к  жизни своеобразный ренессанс изобразительных  искусств, поэзии, танца, театра и музыки практически во всем мире. И теперь на смену увлечению спортом постепенно приходит увлечение искусством и  достояниями культуры, которое, по мнению футурологов, станет  одним из самых популярных способов проведения досуга [9].
      Итак, в этой главе я рассмотрела  основные факторы, влияющие на туристский спрос, задающие современные тенденции  его развития. Этот список не включает всего множества разнообразных факторов, влияющих на туризм, но перечисленные являются основными, на которые менеджеры туризма должны обращать внимание при составлении маркетинговых планов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ОСНОВНЫЕ  ЧЕРТЫ НОВОГО ТИПА ПОТРЕБИТЕЛЯ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ
 
     2.1 Предпочтения нового типа потребителя туристских услуг 
 

      Итак, значительное влияние на спрос в  сфере туристских услуг будут оказывать такие изменения, произошедшие в общественной психологии потребления, как: усиление в общественной психологии системного, комплексно-концептуального подхода к восприятию проблем сосуществования человеческого общества, то есть усложнение восприятия мира: явление рассматривается теперь не как простая сумма элементов, а как сложная взаимосвязанная система, где каждый элемент является частью целого и связан с ним, а целое неотделимо от составляющих его компонентов; гедонизация потребления – это значит, что гедонизм предполагает спрос на удовольствия и смену впечатлений, причем наибольшую значимость приобретает процесс, а не объект получения удовольствия; и экологизацию мышления массового потребителя: осознание хрупкости окружающей среды и ее неразрывного единства с человеческим обществом.
      Новый тип потребителя туристских услуг, наряду с названными выше особенностями  восприятия мира, отличают еще и  следующие психолого-поведенческие  черты:
      -информированность,  высокий уровень образованности;
      -индивидуализм; 
      -экологизм  сознания;
      -спонтанность  решений; 
      -мобильность; 
      -физическая  и умственная активность на  отдыхе;
      -стремление  получать от жизни массу всевозможных  впечатлений. 
      Новый потребитель туристских услуг владеет  некоторыми психолого-поведенческими критериями (характеристиками), которые влияют на его выбор:
- мотив поездки;
- психологический портрет туриста;
- сезонность;
- организация поездки (туроператор);
- форма поездки;
- используемые транспортные средства;
- используемые средства размещения;
- дальность поездки;
- длительность поездки;
- источники финансирования поездки;
- консультанты и посредники в принятии решения о совершении турпоездки. 

     В стереотипах поведения туристов произошли следующие изменения:
     - в мотивации туристских поездок  усиливается влияние активных  форм отдыха (переориентация с пассивного на активный отдых)[12].
- в мотивации  туристских поездок проявляется  гедонизм. Он предполагает спрос  на удовольствия и смену впечатлений,  причем наибольшую значимость  приобретает процесс, а не объект  получения удовольствия.
     В период насыщения туристского рынка  особое значение приобретает специализированный туризм по интересам. Туристские фирмы  не адресуют свой продукт туристам в целом, а ориентируются на удовлетворение конкретных целевых групп клиентов[13]. Так, за рубежом становится все более популярным индивидуальный и экзотический отдых. Групповые туры на общеизвестные и явно «перенаселенные» курорты многих уже не удовлетворяют. Туристы все больше предпочитают индивидуальные поездки, выбранные по собственному вкусу. Вместо райских Канар или золотых пляжей Анталии — Аляска, где турбизнес скоро станет основным занятием местного населения. Модным считается плавать по подводным пещерам, хотя это опасно. Лучшее место для экзотического увлечения — знаменитые подводные пещеры мексиканского полуострова Юкатан. В моде гейзеры, вулканы и глетчеры Исландии. Среди почитателей индивидуального отдыха немало и таких, кто выбирает велосипедные поездки по странам Европы или тихие заплывы на комфортабельных 4-местных яхтах класса «люкс» по рекам и каналам Центральной и Западной Европы. Эти туристы уют предпочитают экзотике. Для гурманов устраиваются специальные «гастрономические» туры. Все большей популярностью пользуются туры конфессиональные. И не только по христианским святыням Израиля, но и по буддистским монастырям Бутана и Непала, заброшенным индуистским храмам. Любители острых ощущений устремляются в Южную Америку, в Анды — покататься на горных лыжах [14].
     Важной  чертой современного развития спроса является экологизация мышления потребителей. Происходит осознание хрупкости  окружающей среды и ее неразрывного единства с человеческим обществом. Экологическое сознание занимает прочную  позицию в европейских странах, во многом определяя экономическую  политику как предпринимателей, так  и правительств [15].
     Изменяется  частотность и длительность туристских поездок. Частотность имеет долгосрочную тенденцию к росту, длительность — к уменьшению. Причина заключается  прежде всего в стремлении потребителей к так называемому «расщеплению»  основного отпуска. Вместо одного длительного  отпуска в год предпочтение отдается 2-3 коротким турпоездкам (например, 11 дней летнего отпуска, 5-7 дней отдыха зимой  и 2—3 поездки в выходные или праздничные  дни). Короткий, но интенсивный по сравнению  с основным отпуск отличают такие  особенности, как:
- более  высокий уровень расходов туристов  за один туро-день;
- большая  активность и мобильность туристов.
Современный потребитель на туристском рынке  стремится получить максимум новых  впечатлений от поездки, что приводит к интенсификации туристского отдыха, насыщению его экскурсиями, прогулками, встречами и т.п.
     Таким образом, структурные изменения  на рынке туристских услуг, изменения  условий конкуренции, поведения  потребителей вынуждают туристские предприятия искать новые маркетинговые приемы [16].
     Маркетинг расширяет свои функции, делая особый акцент на взаимоотношения с потребителями. Долгосрочные взаимоотношения с  клиентами обходятся намного  дешевле, чем маркетинговые расходы, необходимые для усиления интереса потребителя к услуге фирмы у  нового клиента. Например, известно, что  завоевание нового клиента обходится  фирме в 6 раз дороже, чем организация  продаж имеющемуся покупателю. А если клиент остался неудовлетворенным, то повторное завоевание его внимания фирмой будет стоить в 25 раз дороже. Туризм является высококонтактной сферой, где качество предложения неотделимо от качества обслуживания. В контакте с клиентом в роли продавцов выступают  практически все сотрудники предприятия. Они являются своего рода частью предлагаемого  туристского продукта. Поэтому маркетинг  должен быть неотъемлемой частью философии  всего персонала туристского  предприятия, а функции маркетинга должны выполняться всеми сотрудниками. Данное обстоятельство требует нового подхода к управлению маркетингом  на туристском предприятии. Его теоретической и методологической основой является концепция маркетинга взаимоотношений.
     Концепция маркетинга взаимоотношений исходит  из того, что только техника маркетинга (классический маркетинговый инструментарий) не способна решить проблемы, стоящие  перед предприятием в области  удовлетворения нужд, запросов и предпочтений потребителей. Совершенно очевидно, что  без использования коммуникативных и социальных характеристик (организационная культура предприятия, личностные характеристики персонала, создание атмосферы доверия и обязательности, вероятность бесконфликтного решения проблемных ситуаций, личные контакты) эффективность маркетинговой деятельности в туризме ограничена и не позволяет предприятию развиваться так, как того требует рыночная ситуация. концепция маркетинга взаимоотношений переносит акцент в маркетинговой деятельности с техники маркетинга (манипуляция маркетинговыми инструментами) на социальные аспекты взаимодействия с потребителями — развитие долгосрочных взаимоотношений. При этом цель маркетинговой деятельности остается прежней — наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов. Изменяется только способ ее достижения. В случае долгосрочных взаимоотношений удовлетворение клиента дает синергический эффект, выражаемый в формировании приверженности и преданности клиента продавцу и в его консервативности (нежелании менять туристское предприятие при повторных покупках). Это Чрезвычайно важно с практической точки зрения. Дело в том, что в туризме очень отчетливо проявляется эффект Парето — 20 % потребителей приносят 80 % прибыли предприятию [17].
     Приверженность  потребителей является своего рода универсальным  критерием конкурентоспособности  туристского предприятия, который  отражает его способность удерживать своих клиентов, предлагая им наивысшие  ценности. Если производитель автомобилей  в своем желании преуспеть  на рынке стремится к «нулевым дефектам», то производитель и продавец туристских услуг должны быть ориентированы  на «нулевую утечку клиентов».
     Так, по оценкам «Туристской деловой  газеты» (Россия), контакты с потребителями  в 68 % случаев прерываются из-за того, что они чувствуют невнимание к себе, и лишь в 14 % случаев —  из-за недовольства предложенным продуктом. Необходимо различать следующие  уровни взаимоотношений с потребителями:
- пассивный  (менеджер продает продукт и  далее не предпринимает никаких  действий);
- реагирующий  (менеджер продает продукт и  просит клиента обращаться, когда  у него возникнут проблемы);
- ответственный  (через некоторое время после  продажи продукта менеджер интересуется  мнением клиента о качестве);
- проактивный  (менеджер периодически поддерживает  отношения с клиентом — поздравление  к празднику, каталог к сезону  и т.п.);
- уровень  партнерства (непрерывная работа  с клиентом, чтобы добиться максимальной  степени приверженности потребителя).
     Для налаживания долгосрочного взаимодействия с потребителями могут использоваться различные подходы, включающие:
- предоставление  клиентам финансовых льгот;
- предоставление  наряду с финансовыми дополнительных  льгот;
- подключение  к финансовым и дополнительным  льготам структурных связей.
     Таким образом, концепция маркетинга взаимоотношений  ориентирована на предоставление потребителю  качественного обслуживания. Мерой  успеха ее реализации является высокий  уровень удовлетворения клиентов в течение длительного времени [18].
     Цели  путешествия являются основой первоначального  отличия туристских мотивов. Среди  целей путешествия можно выделить:
      - отдых, досуг, развлечение;
      - познание;
      - спорт и его сопровождение;
       - лечение;
      - паломничество;
      - деловые цели;
      - гостевые цели.
     Виды  отдыха позволяют составить условную классификацию туристских мотиваций  при выборе путешествия.
       Забота о здоровье туры культурно-оздоровительные,  лечебные, с использованием оздоровительных  видов спорта, а также экзотические  туры (например, для желающих бросить  курить).
       Занятия спортом туры, содержащие  разнообразные виды спорта.
       Обучение туры, связанные с изучением  иностранных языков и разговорной  практикой, предусматривающие ежедневные  занятия и различные виды рекреационной  деятельности; туры, обучающие различным  видам спорта; туры, предлагающие  профессиональные программы обучения (менеджмент, маркетинг, экономика  и др.).
       Наибольшую группу составляют  обучающие туры по интересам  (например, кулинария, астрономия  и т.д.).
       Возможность самовыражения и  самоутверждения приключенческие  туры: высококатегорийные туристские  походы, сафари, охота, покорение  горных вершин, экспедиции и пр.
       Возможность заняться любимым  делом (хобби) в среде единомышленников  специальные туры для автолюбителей,  фанатов и спортивных болельщиков  на спортивные соревнования, чемпионаты  и олимпиады; туры для паломников, коллекционеров, гурманов. (Например, существуют "сырный тур" по Швейцарии  и "пивной тур" по Чехии.)
       Решение деловых проблем деловые,  конгресс-туры и др.
     Изучение  мотивационных исходов лучше  всего проводить на примере среднестатистического  туриста, который совершает путешествие  в период своего ежегодного отпуска (полного или частичного) [19].
       Цели путешествия позволяют классифицировать мотивационные исходы следующим образом.
       Отдых. Турист задается целью:
      - снять стресс, накопленный за  определенный период времени;
      - сменить обстановку и природно-климатические  условия;
      - побыть в окружении других  людей;
      - познакомиться с другой культурой,  образом жизни других людей,  их бытом;
      - сравнить чужой образ жизни  со своим в целях самоутверждения,  правильности его организации  или заимствования новшеств;
      - побыть в новой для себя  роли получить за определенный  период времени высокий уровень  обслуживания и ухода;
      - ощутить волнующие переживания  (непременно с благополучным исходом), чтобы потом рассказывать об  этом друзьям и знакомым;
      - получить удовольствие от необычных  ощущений;
      - принять участие в азартных  играх;
      - испытать романтическое приключение,  легкий (в разумных пределах) флирт;
      - расслабиться вне дома;
      - потратить деньги, которые (независимо  от уровня дохода) турист всегда  копит на отдых.
       Познание. Цель туристской поездки:
      - увидеть достопримечательности  и явления природы, красивые  виды и пейзажи, национальные  парки и др.;
      - познакомиться с достижениями  культуры, науки и техники (музеи,  галереи, архитектурные ансамбли  и т.п.);
      - побывать на экологически чистых  или, наоборот, очень загрязненных  объектах;
      - увидеть экзотический животный  и растительный мир;
      - посетить исторические места  и сооружения;
      - сделать уникальные фотографии, снять видеофильм. Развлечение. Турист  предполагает:
      - посетить аттракционы (тематические  и аквапарки);
      - посетить известные театры, цирки,  казино, кабаре, стриптиз-шоу;
      - побывать на карнавалах, фестивалях, национальных праздниках;
      - посмотреть крупные спортивные  состязания, игры.
       Лечение. Любой отдых может  иметь оздоровительные цели, а  лечение различную функциональную  нагрузку и (в экстремальном  случае) быть основной целью поездки.  В зависимости от доли лечебной  составляющей целевой функции  выделяют следующие виды мотивационных  исходов:
      - оздоровительный общая цель  всех туров (климат, отдых, полезные  для здоровья моральные и физические  воздействия);
      - лечение в качестве сопутствующей  программы, т.е. не как основная  цель;
      - лечение по предписанию врача  как основная цель туристского  путешествия (посещение курорта,  водолечебницы, специализированного  санатория, клиники и пр.).
       Паломничество. При паломничестве  предполагается:
      - празднование культовых обрядов;
      - самосовершенствование и утверждение  духовного состояния;
      - достижение внутренних конфессиональных  целей, служащих для утверждения  в сане и занятия определенного  положения в общине;
       познание духовного "нового", получение заряда духовной
       энергии.
       Решение о путешествии предполагает  принятие других взаимосвязанных  решений и включает не только  оценку и выбор единственного  турпродукта из альтернативного  ряда, но и на выбор подходящей  смеси из различных услуг, предлагаемых  предприятиями индустрии туризма.  В идеале каждый из элементов  этой смеси должен быть оценен  индивидуально, чтобы цель максимально  возможное удовлетворение потребностей  была достигнута [20].
       Процесс покупки конкретного  туристского продукта начинается  задолго до свершения акта  купли-продажи. На принятие потребителем  решения о покупке большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личностного и психологического характера. Путь к принятию решения о покупке состоит из нескольких этапов.
       Осознание нужды или проблемы. Потребитель осознает цель путешествия  (например, отправиться к святым  местам).
       Поиск информации. Потребитель обращается  к источникам: личным (семья, друзья), коммерческим (реклама) и общедоступным  (средства массовой информации). В результате сбора информации  повышается осведомленность об  имеющихся на туристском рынке  производителях, их предложениях  и т.д. Потребитель использует  информацию, чтобы составить комплект  вариантов, из которых сделает  окончательный выбор.
       Оценка вариантов. Потребитель  оценивает варианты, рассматривая  туристское предложение как определенный  набор свойств (например, гостиница  рассматривается месторасположение,  специализация, категория, стоимость,  обслуживание и др.). Каждый считает  для себя приоритетными свойства, имеющие отношение непосредственно  к личным нуждам и мотивам.  Решение о покупке. Оценка вариантов  ведет к ранжированию объектов  в комплекте выбора, формируя  намерение совершить покупку  наиболее предпочтительного варианта, с учетом ожидаемого семейного  дохода, цены тура и выгод от  его приобретения.
       На принятие окончательного решения  о покупке могут оказать влияние  два фактора: отношение других  людей и непредвиденные факторы  обстановки.
       В первом случае супруг может  настаивать на выборе тура  с проживанием в более дешевой  гостинице. Это уменьшит вероятность  покупки другого варианта.
       Непредвиденные факторы обстановки  могут возникнуть внезапно и  изменить намерение совершить  конкретную покупку (например, знакомый  потребителя может поделиться  с ним своими разочарованиями  от поездки на данный курорт).
       Кроме того, у потребителя существуют  определенные приоритеты при  выборе туристской фирмы. Согласно  данным блиц-опроса приоритеты  распределились следующим образом, %:
       Советы друзей и знакомых 31,6
       Цены 26,7
       Наличие лицензии 18,1
       Набор услуг 15,6
       Сроки и опыт работы на рынке  14,8
       Личный опыт общения с этой  фирмой . 13,0
       Советы специалистов 11,3
       Доброжелательность сотрудников  8,8
       Рейтинги туристских фирм 4,7
       Реклама 3,7
       Упоминание туристской фирмы  в справочниках 3,4
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.