На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Место и роль агентского договора в системе современного российского гражданского права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине Гражданское право
на тему «Агентский договор». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2008
Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ АГЕНТСКОГО ДОГОВОРА…………………....5
      Понятие агентского договора……………………………………………...5
      Стороны агентского договора, условия договора………………………..8
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА АГЕНТИРОВАНИЯ………………....11
      Права и обязанности агента………………………………………...……11
      Права и обязанности принципала………………………………………..15
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ  ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ АГЕНТСКОГО ДОГОВОРА……………………………….19
      Особенности заключения договора агентирования…………………….19
      Особенности изменения договора агентирования, порядок расторжения договора, его прекращение……………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемых источников……………………………………………..26
Приложение 1-2………………………………………………………………….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     В гражданском праве термин «договор»  употребляется и как юридический  факт, лежащий в основе обязательства, и само договорное обязательство, и документ, в котором закреплен факт установления обязательственного правоотношения. Речь будет идти о договоре как юридическом факте, лежащем в основе обязательственного правоотношения. В этом смысле договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей1.
     Договора, направленные на оказание услуг, разнообразны. Не случайно в ГК РФ выделено несколько  типов договоров: поручение (гл. 49), комиссия (гл. 51) и агентирование (гл. 52).  Однако все эти договоры объединяет один общий признак: исполнитель совершает для заказчика юридически значимые действия.
     Наиболее  подробно рассмотрим договор агентирования. Актуальность темы заключается в новизне агентского договора для российского гражданского права и возникновением проблемы сопоставления его с традиционными формами договора – с договорами комиссии и поручения. Объектом исследования являются общественные отношения по оказанию юридических услуг, возникающие из агентского договора, а именно систематическое осуществление деятельности по оказанию неопределенного количества юридических и фактических услуг посреднического характера. Как правило, это гражданские права и обязанности принципала и агента, а также посреднические услуги. Предмет данного исследования – договор агентирования, где сторонами выступают агент (исполнитель) и принципал (заказчик).
     Цель исследования заключается в определении места и роли агентского договора в системе современного российского гражданского права. Задачи, выполненные при достижении цели:
      Рассмотрение основных элементов договора агентирования;
      Анализ содержания обязательств сторон, вытекающих из агентского договора;
      Выявление особенностей заключения, изменения и прекращения договора агентирования;
      Отличительные черты агентского договора от договоров комиссии и поручения.
     Основным  источником данной работы выступает  Гражданский Кодекс Российской Федерации. Договору агентирования посвящена 52 глава ГК РФ. Глава включает в себя 7 статей.
     Методологическая  основа работы состоит из совокупности научных приемов и методов исследования явлений и процессов, включая конкретно-исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, юридико-догматический, метод толкования права, логический и другие методы.
     Теоретическая основа работы: при написании данной работы были использованы труды ведущих  цивилистов, таких как Брагинский М. И., Витрянский В. В. «Договорное право. Общие положения», Суханов А. Е. «Агентский договор», Панченко С. И. «Договоры, комиссии, поручения и агентирования», Андреев С.Е., Сивачева И.А., Федотова А.И. «Договор: заключение, изменение, расторжение», Белов В. Н. «Коммерческое представительство и агентирование» и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ АГЕНТСКОГО ДОГОВОРА

     1.1. Понятие агентского договора

     Агентский договор является новым для российского права. Он широко распространен в англо-американском праве, где заменяет традиционные договоры поручения и комиссии.
     Конструкция агентского договора в российском праве  преследует цель гражданско-правового оформления отношений, в которых посредник (представитель) совершает в чужих интересах одновременно как сделки и другие юридические действия (что характерно для отношений поручения и комиссии), так и действия фактического порядка, не создающие правоотношений принципала с третьими лицами2. Например, лицо, действующее в качестве агента, может взять на себя задачу сбыта чужих товаров, имея в виду не только заключение договоров на их продажу, но и проведение рекламной кампании и других мероприятий по изучению и освоению рынка (маркетинговые услуги). Деятельность такого рода широко распространена в культурно-творческой сфере, где предприниматели осуществляют в интересах своих клиентов (принципалов) как юридические, так и фактические действия по оформлению их отношений с издателями, театрами, киностудиями и т.д., по организации и осуществлению различных театральных, концертных, гастрольных мероприятий, позволяя им сосредоточиться исключительно на творческой стороне дела.
     Для агентского договора характерно предоставление агенту более обширных возможностей при деятельности в интересах  принципала. В договоре может быть указана лишь общая цель, для достижения которой агент вправе совершать  любые действия. Так, если производителем определенного товара поручено расширить рынок его сбыта, агент вправе проводить рекламную кампанию, маркетинговые исследования, заключать сделки купли-продажи и др. Подобная деятельность, как правило, предполагает установление между агентом и принципалом более длительных отношений, нежели складывающиеся при поручении и комиссии, т.е. специфика агентского договора, состоит в многократности оказания услуг в сочетании с их многообразием.
     В таких и аналогичных ситуациях  невозможно обойтись одной из традиционных конструкций договоров поручения, комиссии или подряда (возмездного оказания услуг). Необходимо заключить либо несколько различных, но тесно взаимосвязанных договоров между одними и теми же субъектами, либо сложный смешанный договор, к которому в соответствующих частях все равно будут применяться правила о договорах, элементы которых он содержит3. Институт агентского договора позволяет значительно упростить такую ситуацию.
     По  агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК). Как следует из определения, агентский договор является консенсуальным, возмездным, двусторонним.
     По  сделке, совершенной агентом с  третьим лицом от своего имени и за счет принципала, агент приобретает права и становится обязанным, хотя принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала4.
     Отношения, возникающие из агентского договора, регламентируются нормами гл. 52 ГК "Агентирование". К ним применяются правила ГК о договорах поручения и комиссии, учитывая некоторое сходство между ними и агентским договором. Нормы о договоре поручения (гл. 49 ГК) применяются к агентскому договору, по которому агент действует от имени принципала, а правила о договоре комиссии (гл. 51 ГК) - к договору, по которому агент выполняет порученные действия от своего имени. Указанные правила могут использоваться для регламентации возникающих отношений, если они не противоречат специальным нормам об агентировании или существу агентского договора (ст. 1011 ГК).
     Для гражданско-правовых договоров характерен принцип равенства сторон. По мнению В. Н. Белова, агентские договоры обособляются потому, что в них четко просматриваются элементы администрирования:
1. Принципал дает поручение агенту. При этом отступление от указаний принципала возможно лишь в рамках, очерченных законом или договором.
2. Принципал вознаграждает агента за выполненное поручение.
3. Принципал финансирует агента. 
4. Агент обязан представить принципалу отчет, оправдательные финансовые и иные документы.
5. Принципал вырабатывает единую политику в области маркетинга.
6. Принципал передает агенту свою клиентуру.
7. Принципал возвращает агенту большую часть понесенных им расходов.
     Это напоминает отношения работодателя и работника по трудовому договору (контракту). Неудивительно, что в ряде стран, например в Бельгии, отношения между принципалом и агентом – юридическим лицом оформляются агентским договором, а с агентом-гражданином – трудовым контрактом.
     В советский период в качестве агента могли выступать лишь государственные организации, да и то только во внешнеторговом обороте. С переходом к рынку это ограничение отпало. Хотя, например, в арабских странах оно отслеживается в том, что агентами могут быть лишь лица, происходящие из этих стран, что должно быть оформлено надлежащим образом.
     Агентский договор содержит указание на территорию. С территорией прямо увязывается монопольное, или исключительное, право агента. Когда речь идет об исключительном праве агента, принципал обязуется не продавать свой товар на территории агента. Если контракт заключается с монопольным агентом, то принципал обязуется не заключать соглашения с другими агентами, оставляя за собой право реализации товаров на территории агента. По мнению В. Н. Белова, понятие "монопольный агент" незримо присутствует в ГК РФ5.
     Агентским договором может быть предусмотрено  и обязательство агента не заключать с другими принципалами аналогичных агентских договоров, которые должны исполняться на территории, полностью или частично совпадающей с территорией, указанной в договоре 6.
     Особенности агентского договора, выгодно отличающие его от сходных соглашений, обусловливают его более широкое применение при оформлении посреднических отношений, главным образом в коммерческой сфере. В частности, агентский договор используется во внешнеэкономической деятельности, при операциях на рынке ценных бумаг, в биржевой торговле, страховании, банковской деятельности и др.

     1.2. Стороны агентского договора, условия договора

     Стороны в агентском договоре именуются "агент" и "принципал". В их качестве могут выступать любые  субъекты гражданского права. В агентском договоре одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет другой стороны (принципала) юридические и иные (фактические) действия либо от своего имени, либо от имени принципала7.
     Если  агент действует за счет принципала, но от собственного имени, он становится стороной сделок, заключенных им с третьими лицами, причем и в том случае, когда эти лица знали о совершении сделки в интересах принципала, а не его агента, либо даже если сам принципал вступил с третьим лицом - контрагентом по сделке в непосредственные отношения по ее исполнению. Так, например, могут сложиться отношения при заключении агентом договора с владельцем концертного зала об организации концерта эстрадного исполнителя, который будет затем выступать в этом зале.
     Однако  после заключения сделки агент должен передать права и обязанности по ней своему принципалу. Такая модель отношений характерна для договора комиссии8. Поэтому к указанным отношениям применяются правила о договоре комиссии, если они не противоречат специальным нормам закона об агентском договоре или существу договора. В частности, порядок передачи прав по сделкам, заключенным агентом в интересах и за счет принципала, а также режим имущества, приобретенного агентом для принципала или, наоборот, переданного агенту принципалом для реализации, определяются по правилам о договоре комиссии9.
     Если  же агент по условиям заключенного с принципалом договора действует не только за счет, но и от имени принципала, права и обязанности по заключенным с третьими лицами сделкам возникают непосредственно у принципала, минуя агента. Конкретный агентский договор может предусматривать одновременное выступление агента в одних сделках - от своего имени, а в других - от имени принципала. Ведь способ участия агента в отношениях с третьими лицами не имеет значения для агентского договора, ибо здесь важно лишь то, чтобы в любом случае имущественные последствия деятельности агента появлялись именно у принципала.
     Для участия в агентском договоре граждане должны обладать дееспособностью в полном объеме. Юридические лица, участвующие в договоре в качестве агента или принципала, должны иметь достаточный для этого объем правоспособности. В некоторых случаях, исходя из характера поручаемых действий или сферы их реализации, лицо для осуществления функций агента по договору должно обладать специальной лицензией на право занятия соответствующей деятельностью. Примером могут служить агенты по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев. В их качестве выступают юридические лица - профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензию на брокерскую деятельность.
     Агентский договор может использоваться как в предпринимательском обороте, так и в других гражданско-правовых отношениях, где могут существовать известные особенности. Так, в сфере использования результатов творческой деятельности агентский договор может быть связан с приобретением, передачей или использованием исключительных прав (авторов, патентообладателей, субъектов смежных прав), что требует учета их особой юридической природы. В связи с этим возможно появление отдельных видов агентского договора, особенности режима которых устанавливаются специальными законами.
     Агентский договор по своей юридической природе является консенсуальным, возмездным и двусторонним. Он может заключаться как на определенный срок, так и без указания срока. В зависимости от того, как заключен агентский договор, различаются права и обязанности каждой из сторон договора.
     По  сделке, совершенной агентом с  третьим лицом от своего имени  и за счет принципала, приобретает  права и становится обязанным  агент, хотя бы принципал и был  назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. В данном случае к отношениям, вытекающим из агентского договора применимы правила главы 51 «Комиссия» ГК РФ, то есть правила договора комиссии.
     По  сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. В данном случае, применимы правила главы 49 «Договор поручения» ГК РФ. Следует иметь в виду, что если агентское соглашение реализовано по схеме договора поручения, то к нему, так же как и к договору поручения, применяются общие нормы о представительстве, установленные главой 10 «Представительство.Доверенность» ГК РФ. В этом случае агенту необходима доверенность для осуществления действий от имени принципала.

Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА АГЕНТИРОВАНИЯ

     2.1. Права и обязанности агента

     Основная обязанность агента - исполнение порученных действий в соответствии с указаниями принципала. Если по условиям договора предполагается совершение агентом юридических действий (или некоторых из них) от имени своего принципала, он должен быть наделен соответствующими полномочиями путем выдачи ему доверенности или подписания договора с указанием полномочий хотя бы в общей форме10.
     Особый  интерес представляет ограничение агентским договором прав сторон, изложенное в п. 3, ст. 1007 ГК. Условия агентского договора, в силу которых агент вправе продавать товары, выполнять работы, оказывать услуги исключительно определенной категории покупателей (заказчиков) либо исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место жительства или нахождения на определенной в договоре территории, являются ничтожными.
     Агент, действующий от имени принципала и имеющий конкретные полномочия, вправе отступить от указаний, только когда по обстоятельствам дела этого требуют интересы принципала и агент не имел возможности предварительно запросить его согласие либо не получил ответа на свой запрос. В этих случаях принципал должен быть незамедлительно извещен о допущенных отступлениях (п. 1, ст. 973 ГК). Агент, наделенный общими полномочиями на совершение сделок, осуществляет деятельность в интересах принципала по собственному усмотрению.
     Когда агент выступает от собственного имени, он обязан исполнить поручение  на наиболее выгодных для принципала условиях в соответствии с его указаниями. При отсутствии таких указаний агент руководствуется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 992 ГК). Если действия агента приводят к получению принципалом дополнительной имущественной выгоды, она распределяется между агентом и принципалом поровну, если иное не будет установлено соглашением между ними.
     Не  так уж и редко принципал, первым освоивший конкретный регион, передает агенту свою клиентуру на оговоренных  условиях, привязывая агента тем самым к определенной категории покупателей (заказчиков)11.
     Законодательство  ряда стран рассматривает обязательство  агента работать с согласованной  сторонами клиентурой как свидетельство наличия подчиненного положения агента, что чревато для сторон тем, что агентский договор может быть приравнен к завуалированному трудовому договору, так как агент фактически лишается права (полностью или частично) самому выбирать клиентов.
     Законодательство в п. 2, ст. 1005 ГК РФ предупреждает, что если в агентском договоре предусмотрены общие полномочия агента на совершение сделок от имени принципала, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, пока не докажет, что третье лицо знало или должно было знать об ограничении полномочий агента.
     В случаях, когда по каким-то причинам детализировать полномочия агента сложно, в зарубежной практике принято включать в контракт пункт, дающий право принципалу на предварительное одобрение конкретных действий агента. Это связано с потерей времени и не очень выгодно сторонам (чаще всего агенту, теряющему в условиях конкуренции потенциальную клиентуру)12.
     В договоре следует предусматривать  право агента на удержание находящихся у него вещей, принадлежащих принципалу, включая образцы и иные рекламные материалы, имеющие значительную стоимость, в обеспечение своих требований по договору. Вместе с тем надо учитывать, что в случае объявления принципала банкротом это право агента прекращается, а его требование к принципалу удовлетворяется в пределах стоимости удерживаемых вещей в соответствии со ст. 360 ГК РФ наравне с требованиями, обеспеченными залогом.
     Агентский договор может ограничивать права  агента13: например, обязательство агента не заключать с другими принципалами аналогичных агентских договоров, которые должны исполняться на территории, полностью или частично совпадающей с территорией, указанной в договоре.
     Во  всех странах законом или обычаем  делового оборота запрещается любая деятельность агента по продвижению им товаров, конкурирующими с товарами принципала.
     В агентском договоре чаще всего предусматривается  обязанность агента и после прекращения контракта не разглашать сведений, составляющих коммерческую тайну14.
     Согласно  зарубежному законодательству агент считается все же независимым, так как самостоятельно организует свою деятельность. По общему правилу он вправе, минуя принципала, приглашать субагентов, которым он выплачивает вознаграждение и несет за них ответственность.
     Институт  субагентуры известен и Гражданскому кодексу РФ (ст. 1009 ГК РФ). В России, если только иное не предусмотрено агентским договором, агент также вправе заключать субагентские договоры, оставаясь ответственным перед принципалом за их действия15. Более того, ГК РФ допускает, что в агентском договоре может быть прямо предусмотрена обязанность агента заключить один или оговоренное число субагентских договоров как с указанием, так и без указания конкретных условий.
     Субагенту может быть поручено совершение для  агента действий различного рода, от собственного или от его имени. Возможность осуществления субагентом деятельности от имени принципала ограничена. Субагент лишен права заключать сделки от имени принципала, за исключением случаев, при которых возможно передоверие16. Это означает, что субагенту должна быть выдана нотариально удостоверенная доверенность. Имеются в виду ситуации, когда возможность передачи агентом полномочий прямо предусмотрена в договоре или он вынужден к этому силою обстоятельств для охраны интересов принципала. Порядок и последствия передоверия агентом своих полномочий определяются по правилам, предусмотренным ст. 976 ГК. Если возможный субагент был заранее выбран принципалом и назван в агентском договоре, агент не отвечает ни за его выбор, ни за ведение им дел. Если кандидатура субагента не была сторонами согласована, агент ответствен, лишь за выбор лица, с которым он заключил субагентский договор. Субагент, избранный агентом по собственному усмотрению, может быть отведен принципалом.
     К сожалению, российское коммерческое, предпринимательское, договорное право не знает расхожего за рубежом термина "объем продаж" в его самой распространенной форме — "минимальный объем продаж". Если агент не выполнит согласованный сторонами минимум продаж, то его ожидают неприятные последствия в виде расторжения контракта, сокращения территории или утраты исключительных прав.
     Агент вправе удерживать причитающиеся ему  по договору суммы из всех сумм, поступивших  к нему за счет принципала. Однако кредиторы последнего, пользующиеся в очередности удовлетворения их требований преимуществом перед залогодержателями, не лишаются права на удовлетворение этих требований из сумм, удержанных агентом.
     Командировочные расходы, почтово-телеграфные и иные расходы, понесенные агентом при выполнении им агентских функций, могут быть компенсированы принципалом, но надо также учитывать, что по законодательству многих стран случай, когда принципал принимает на себя большую часть таких расходов агента, позволяет трактовать последнего как служащего принципала.
     Агент обязан представить принципалу отчеты о ходе исполнения поручения. Порядок  и сроки предъявления отчетов  устанавливаются агентским договором. При отсутствии в договоре подобных условий агент отчитывается перед  принципалом по мере исполнения обязательства либо по окончании срока действия договора17. По общему правилу агент также обязан приложить к отчету необходимые доказательства, подтверждающие расходы за счет принципала в целях реализации порученных действий. Данное правило диспозитивно, а потому агент может быть освобожден от этой обязанности посредством включения в договор соответствующего указания.

     2.2. Права и обязанности принципала

     Вид услуг определяется в договоре принципалом. Так как единую маркетинговую политику определяет принципал, то в контракте надо оговорить, какой рекламный материал и на каких условиях агенту предоставляет принципал, а также определиться с расходами на рекламу. При этом любые действия агента в области рекламы должны быть предварительно одобрены принципалом.
     В соответствии с агентским договором  принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре18. Агентские отношения всегда имеют возмездный характер. Вне зависимости от того, выступает агент от имени принципала или от своего имени, принципал обязан уплатить вознаграждение, даже если положение об оплате упущено в договоре.
     Ст. 1006 ГК регулирует вопросы, связанные с агентским вознаграждением. Законодатель, защищая интересы агента, устанавливает следующее: если в договоре не предусмотрен размер вознаграждения и он не может быть определен исходя из условия договора, то вознаграждение уплачивается по правилам п. 3 ст. 424 ГК РФ "исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги".
     Однако, как показывает практика, в договоре чаще всего не прорабатываются вопросы, связанные с порядком выплаты  вознаграждения. В этом случае в соответствии со ст. 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить вознаграждение в течение недели с момента представления ему отчета агентом, если из существа договора или обычаев делового оборота не вытекает иной порядок уплаты вознаграждения.
     Принципал, имеющий возражения по представленному  отчету, должен сообщить о них агенту в течение 30 дней со времени получения отчета. Соглашением сторон может быть предусмотрен иной, более или менее длительный срок для заявления принципалом имеющихся у него возражений. Если в указанный период возражения принципалом заявлены не будут, отчет считается принятым, а агент признается исполнившим поручение надлежащим образом.
     По  мнению В. Н. Белова, во избежание разночтения указанных статей Гражданского кодекса в агентском договоре следует установить:
      дату (наступление события) предоставления агентом отчета принципалу;
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.