На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль ВУЗов в патриотическом воспитании молодежи

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  

                                                     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1.Понятие патриотизма  и гражданственности…………………………………..5
2.Формы и принципы патриотического воспитания студентов ВУЗов……......7
3. Роль ВУЗов в патриотическом воспитании студентов…………………...….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      ВВЕДЕНИЕ 

   В истории России патриотическое воспитание молодежи всегда являлось приоритетным направлением в организации воспитательной работы.
   Патриотическое  воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
   Патриотизм  как фактор, консолидирует общество в целом, формирует в личности студента социально-значимую направленность, помогает четко определить жизненные  ориентации. В настоящее время  патриотическое воспитание студентов символизирует идею исторической преемственности, связи поколений. Организация данной работы в вузе предусматривает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, направленного на воспитание студентов, формирование у них патриотических убеждений и устойчивых норм поведения.
         Главным содержанием воспитательной  работы следует считать проведение  государственной политики по  формированию у студентов качеств  патриота, личной ответственности  за соблюдение требований Конституции  Российской Федерации и законов.
        В этих условиях все более  ощущается необходимость признания  патриотического воспитания наряду  с образованием и обучением   неотъемлемым и важнейшим частям  педагогического процесса в институте.  Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс взаимодействия всех структурных подразделений института и студента, в ходе которого осуществляется образование, патриотическое воспитание и развитие человека. Развитие личности человека как патриота неотъемлемо от воспитания и образования.
       Патриотическое воспитание нельзя  рассматривать в отрыве от  учебного процесса. Именно совместная  работа преподавателей и студентов  в институте является основой  патриотического воспитания.
       На основе принятой концепции  разрабатывается программа патриотического воспитания в вузе, где основные концептуальные принципы конкретизируются в программные положения на основе принципа системности.
       Нельзя изолировать патриотическое  воспитание от процесса профессиональной  подготовки. Профессиональное обучение и патриотическое воспитание должны слиться в органический процесс формирования личности студента.
       Задача концепции патриотического  воспитания студентов – обозначить  критерии и ориентиры воспитательного  процесса в плане патриотического  воспитания в вузе, предложить цели, принципы и направления патриотического воспитания будущего специалиста с профессиональным высшим образованием.
   Цель  патриотического воспитания - совершенствование системы патриотического воспитания студентов, формирование социально активной личности патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданским достоинством, любовью к Отечеству, своему народу, готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей. Целью патриотического воспитания является воспитание у студентов любви к Отечеству, к родному краю, через изучение исторического наследия России.
   Объект - процесс патриотического воспитания в системе образования.
   Предмет - учебный процесс в вузах и его роль в патриотическом воспитании студентов. 
 

                      

                       1. Понятие патриотизма и гражданственности 

   Впервые слово «патриот» появилось в  период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники  республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.
   Более современные понятия «патриотизма»  связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней  среды в месте рождения данного  индивида, его воспитания, детских  и юношеских впечатлений, становления его как личности. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.
   Патриотизм - это любовь к Родине, преданность  своему Отечеству, стремление служить  его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
   Патриотизм  – это одна из устойчивых характеристика человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кроме того, представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в  общегосударственное патриотическое самосознание.
   Патриотизм  может быть индивидуальным, групповым  и массовым. Он неразрывно связан с  интернационализмом (идеология и политика, провозглашающие равноправие и общность интересов социальных групп, принадлежащих к различным нациям), чужд национализму (гипертрофированная форма национального сознания, провозглашающая идеи национальной исключительности, замкнутости, превосходства), сепаратизму (движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии) и космополитизму (теория и идеология, обосновывающие отказ от национальных традиций и культуры, отрицающие государственный и национальный суверенитет во имя единства человеческого рода)1.
   У понятия «гражданственность» есть несколько определений. Например, гражданственность  – это: антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; способность и готовность выступать в роли гражданина; высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.
   Патриотизм  и гражданственность включают в  себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
   Особенностями российского патриотизма является гуманистическая направленность российской патриотической идеи, веротерпимость, соборность и законопослушание, общность как устойчивая склонность и потребность к коллективной жизни и особая любовь к родной природе. 

          2.Формы и принципы патриотического воспитания студентов. 

   Анализ  современных исследований по обозначенной проблеме позволяет рассматривать  патриотическое воспитание как процесс  взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотизма (патриотических чувств, убеждений  и устойчивых норм патриотического поведения). Сущностью данного процесса является освоение воспитанниками прогрессивного патриотического опыта, позволяющего сформировать ценностное отношение к патриотизму, что отражает сущность процесса воспитания – переход внешнего, объективного во внутреннее, субъективное.
   В качестве цели патриотического воспитания выступает формирование  патриотизма  как социально-нравственного императива, характеризующего их взаимоотношения  с Родиной и Отечеством.
   Формы патриотического воспитания молодежи многообразны: они включают то, что в вузах используется традиционно, и то, что порождает современная жизнь:
     – построение курсов по социально  гуманитарным дисциплинам, расстановка  соответствующих акцентов; обмен  опытом по этой проблеме на кафедрах и межкафедральных семинарах;
   – специальное изучение правовых аспектов, связанных с будущей избранной  специальностью;
     – выступления юрисконсульта  перед студентами;
     – мероприятия, приобщающие студентов  к традициям вуза, отрасли: участие  в праздновании памятных дат, связанных с историей вуза, отрасли; участие в сборе информации о выпускниках вуза и их деятельности; информирование студентов о состоянии отрасли;
     – мероприятия, связанные с  бытием студенчества как своеобразного  слоя, имеющего свои корпоративные интересы в российском обществе, в гражданском обществе, формирующемся в стране: День посвящения в студенты, вручение дипломов выпускникам, участие в митингах, акциях протеста, других актах студенческой солидарности, празднование Татьяниного дня и других студенческих праздников;
     – мероприятия, связанные с  официальными государственными  праздниками Российской Федерации  (День примирения и согласия 7 ноября, Новый год, День защитников  отечества 23 февраля, Международный  женский день 8 марта, День Победы 9 мая);
     – должны использоваться различные  формы: конференции, собрания, концерты, экскурсии, торжественные построения  и т. д. с обязательным привлечением  к участию в подготовке сценариев  самих студентов и студенческих  творческих коллективов; принцип проведения подобных мероприятий – «Лучше меньше, да лучше».
   Целостная характеристика патриотизма основывается на комплексном анализе его аспектов, основанном на применении метода содержательного  обобщения и принципа дополнительности. При этом патриотизм связывается не с отдельным политическим или нравственным принципом и не с  отдельным  нравственным  качеством  личности,   а  с интегративностью ее свойств, что позволяет рассматривать патриотизм   как   социально-нравственный императив, составляющий неотъемлемую   часть   социально-нравственной направленности личности.
   Отражая совокупность социальных и нравственных норм конкретного общества, патриотизм  составляет необходимое условие  дальнейшего прогрессивного развития страны, государства. Включая рациональный, эмоционально-психологический и деятельностный компоненты, патриотизм выступает как побуждение, «толчок» к патриотически направленной деятельности. Причем данное побуждение носит относительно устойчивый характер, что позволяет рассматривать патриотизм как социально-нравственный императив, который выражает ценностное отношение человека к Родине и Отечеству и побуждает его к патриотически направленной деятельности.
   Задачи  и содержание патриотического воспитания студентов вытекают из структуры  понятия «патриотизм» и включают: воспитание патриотических чувств, формирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений патриотического характера, расширение опыта и формирование положительного отношения к патриотической деятельности.
   Цель  и задачи патриотического воспитания учащихся реализуются на основе совокупности общепедагогических и специфических принципов организации данного процесса, которая отражает общие закономерности и принципы целостного педагогического процесса и специфику патриотического воспитания как составной его части. В качестве  общепедагогических принципов, составляющих основу патриотического воспитания, выступают: принцип гуманистической направленности; научности; ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения; преемственности, последовательности и систематичности; наглядности; сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательности и активности; согласованности требований субъектов педагогического взаимодействия; связи теории с практикой; единства образовательных, воспитательных и развивающих результатов педагогического взаимодействия и др.
   Исходным  принципом настоящей концепции  патриотического воспитания студентов  является понимание образования как процесса приобретения знаний и формирования базовых основ патриотического воспитания в соответствии с мировыми стандартами. Патриотическое воспитание осуществляется как деятельное саморазвитие личности, которое реализуется при патриотическом взаимодействии студентов и преподавателей.
   Среди основных принципов патриотического  воспитания следует выделить следующие:
   - формирование национального сознания  у студенческой молодежи как  одного из основных условий  жизнеспособности молодого поколения,  обеспечивающего целостность России:
   - становление России как великой  державы, занимающей одно из  ведущих мест в мировом сообществе;
   - связь между поколениями, освоение  и приумножение культуры во  всех её проявлениях, воспитание  гражданских качеств и социальной  ответственности за благополучие своей страны.
   К специфическим принципам, отражающим особенности патриотического воспитания, относятся принципы: народности, интегративности, вариативности и гибкости.
   Принцип народности в патриотическом воспитании предполагает использование в учебно-воспитательном процессе огромного опыта патриотического воспитания молодого поколения, накопленного российской педагогикой; знакомство с народными традициями, обычаями в воспитании детей; историей родного края и т.д.
   Принцип интегративности реализуется в нескольких аспектах: структурном, содержательном, организационном. В структуре образовательного процесса данный принцип предполагает интеграцию процессов обучения, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе.  В содержательном плане данный принцип реализуется при обеспечении единства методологических, теоретических и прикладных аспектов рассматриваемого процесса, а также при его интеграции с другими направлениями воспитательной работы. В организационном аспекте данный принцип предполагает использование органического единства и оптимального сочетания различных форм и методов организации педагогического взаимодействия.
   Изменения, происходящие в современном обществе, обусловливают необходимость выделения  принципа гибкости и вариативности  в патриотическом воспитании. Первое означает своевременное реагирование на изменение социально-педагогической ситуации, а второе - использование разнообразных сочетаний форм и методов педагогического взаимодействия с учетом особенностей контингента воспитанников, что обусловлено процессами гуманизации системы образования, направленностью педагогического процесса на создание условий для развития личности каждого студента.
   Принципы  патриотизма - одна из форм выражения  духовно-нравственных и идейных  требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание служения Отечеству, существующего в современном российском обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся сущности служения Отечеству, обеспечения единства интересов человека, коллектива, характера взаимоотношений между людьми в обществе, государстве, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности, культуры, патриотизма и гражданственности2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           

               3. Роль ВУЗов в патриотическом воспитании студентов. 

   Патриотическое  воспитание сегодня – это систематическая  и целенаправленная деятельность университета по формированию у студентов высокого патриотического сознания, чувства  верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
   Воспитательную  работу в этом направлении необходимо вести с учетом того, что за последние  годы содержание понятия «патриотизм» существенно изменилось в общественном сознании, в его понимании новыми поколениями. У значительной части молодежи, выросшей в годы социальной нестабильности, выработалось критическое отношение к своей стране, государственной политике.
     Особо важно в этих условиях  помочь студентам познавать сущность Родины (малой и большой), скрытую в духовной жизни народа, в традициях и обычаях, в исторической памяти, которая передается из поколения в поколение, в пространственно географических представлениях. В университете должны поддерживаться и создаваться условия для приобретения живого и непосредственного духовного опыта, с помощью которого можно убедиться в безусловных достоинствах своего Отечества, в частности на примере собственного университета.
   В процессе воспитательной работы весьма важно развивать социальную память – способность хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений.  Ключевое место в формировании социальной памяти у студентов принадлежит курсу отечественной истории, а также различным дополнительным курсам, связанным с исторической проблематикой.
   К сожалению, в большинстве вузов  отсутствует отдельный курс по истории  науки и техники. В курсе культурологии  важное место занимают вопросы истории  отечественной и мировой культуры. Образы, воссоздаваемые при изучении истории Отечества, должны помогать воплощать те идеи, которые университет стремится донести до основной массы студентов. Изучение истории позволяет использовать прошлое как сокровищницу моральных примеров, высоконравственных поступков на материале жизни и деятельности национальных героев – созидателей и защитников России.
   Следует попытаться объяснить студентам, что  посещение музеев, памятников, театров, культурных учреждений для будущих  инженеров не менее важно и  полезно, чем для историков и  искусствоведов. Освоение культурных ценностей формирует гордость за свой талантливый народ и обогащает личность.
   Формирование  правосознания студента – сложный  и длительный процесс, требующий  творческого подхода всего коллектива вуза, готовности, желания и умения всех и каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка в университете и обществе, за искоренение негативных явлений в жизни университета и нашего демократизирующегося российского общества. Правовое воспитание представляет собой последовательное и систематическое воспитательное воздействие на молодых людей с целью формирования и развития их правовой культуры.
     Чтобы эффективно управлять процессом  правосознания студенческой молодежи, необходимо создать в университете  систему гражданского правового воспитания студентов в течение всего периода их обучения. В области правового воспитания наиболее важными задачами являются:
     – правовое информирование молодых  людей;
     – формирование убеждения в  значимости законов и правоприменительной  практики, личных и нравственных обязанностей, личной ответственности за принятие решения и свои поступки;
     – развитие стереотипов правомерного  поведения;
     – освоение принципов и особенностей  правоотношений в обществе;
     – формирование готовности активно  участвовать в охране правопорядка и противостоять правонарушениям.
     Включение студентов в систему  правового воспитания, существующую  в университете, должно быть осуществлено  на первом курсе. На протяжении первых месяцев обучения должна быть развернута интенсивная превентивная и профилактическая работа против возможного антисоциального, противоправного поведения студентов.
   Следует ознакомить студентов с Правилами  внутреннего распорядка, действующими в помещениях университета: от аудиторий, лабораторий и библиотеки до комнат, кухонь и туалетов в общежитиях.
   Студенты  должны усвоить, что нарушения правил поведения на территории университета и в ближайшем микрорайоне  будут фиксироваться и наказываться в соответствии с предусмотренными нормами. Особое внимание следует обратить на те формы девиантного поведения студентов, за которые предусматривается безусловное исключение из университета:
     – воровство в общежитиях, учебных  корпусах;
     – вандализм;
     – распространение и употребление  наркотиков;
     – распитие спиртных напитков  в учебных корпусах и общежитиях;
     – нарушение правил пожарной  безопасности.
     Другие меры наказания могут  быть использованы в случае  таких однократных нарушений, как:
     – курение в учебных корпусах  или в общежитиях;
     – грубое, неуважительное отношение  к работникам охраны, сотрудникам хозяйственных служб;
     – пребывание студентов в не  предназначенных для этого местах
   (сидение  на подоконниках, на полу, на лестничных  маршах и т. п.);
     – развязное поведение, использование  ненормативной лексики
   (мата) и т. п.
     При организации правового воспитания в университете (циклы бесед и лекций, встречи с работниками правоохранительных органов, тематические вечера, конференции, конкурсы, олимпиады, общественные просмотры фильмов, спектаклей, телепрограмм)педагогам придется противодействовать разрушительному влиянию некоторых современных средств массовой информации. К сожалению, многие печатные издания, телевидение, радио, Интернет, компьютерные программы демонстрируют неуважение к правовым нормам поведения, пропагандируют среди молодежи половую распущенность («раскованность»), поэтизируют и романтизируют криминальный мир, проповедуют культ силы. За последние 15–20 лет прежние нравственные устои и правовые ограничения оказались забытыми, а о существовании нового законодательства многие молодые люди знают понаслышке.
     В то же время наряду с  решением задачи формирования  законопослушного молодого человека следует учить студентов пользоваться своими правами, уметь их защищать.
   Конституция Российской Федерации предоставляет  всем гражданам России несколько десятков различных прав и свобод (около 60). Все внутренние решения администрации университета при любых обстоятельствах не могут противоречить Конституции и действующему законодательству и на этот предмет в стадии проекта проходят экспертизу у юрисконсульта университета.
     Разумеется, нельзя подвергнуть  мелочной регламентации все элементы  повседневной жизни высшего учебного  заведения, но следует стремиться к тому, чтобы «правила игры» по большинству моментов, важных для студентов, были четко определены.
     Хорошая правовая подготовка  в условиях современного рынка труда является необходимой характеристикой для специалиста, выпускника вуза. Организация производственной практики, помощь студентам для временного трудоустройства в период обучения или в каникулярный период, привлечение студентов к выполнению хозяйственных договоров и т. п. дают хороший повод для ознакомления студентов с основами гражданского, трудового и других отраслей права.
   Таким образом, система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебном процессе и внеучебное время; массовую патриотическую работу, работу кафедр и отделов университета, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. 
 

                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   В обобщенном виде основные направления патриотического воспитания студентов складываются из следующих элементов:
     – ознакомление студентов с  законодательством Российской Федерации  о высшей школе, о правах  и обязанностях студентов, с  Усавом высшего учебного заведения;  систематическое консультирование студентов по данным вопросам, особенно в связи с новациями в данной сфере;
     – правовое просвещение студентов  по широкому кругу вопросов;
     – стимулирование самостоятельности  и самодеятельности студенческой  молодежи; развитие и совершенствование деятельности студенческих общественных организаций, поддержка и обучение лидеров студенческих организаций и объединений;
     – организация деятельности студенческих  советов факультетов/института,  общежитий, других студенческих  организаций; включение по возможности всех студентов в деятельность студенческих общественных организаций и объединений;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.