На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Внешнеэкономическая деятельность Франции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание.
Введение…………………………………………………………………………………...3
    Внешнеэкономическая деятельность Франции…………………………………..5
      Структура и особенности экономики Франции…………………………………..5
1.2. Организации, регулирующие внешнеэкономическую деятельность Франции…………………………………………………………………………………...9
1.3. Экспортно- импортное и таможенное регулирование страны…………………………………………………………………………………….11
2. Место  Франции в мировой экономике………………………………………………16
2.1. Влияние  Франции на мировой рынок……………………………………………...16
2.2. Роль  и место Франции в ЕС………………………………………………………...23
3. Деловое  сотрудничество России и Франции………………………………………..30
3.1. Состояние  взаимной торговли между Россией  и Францией……………………..30
3.2. Проблемы  развития отношений Франции и  России……………………………...39
Заключение……………………………………………………………………………….43
Список  литературы………………………………………………………………………44
Приложения………………………………………………………………………………46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
   Франция является одной из наиболее развитых индустриально - аграрных стран мира. Ее основными отраслями являются: машиностроительная, химическая, авиакосмическая, автомобилестроительная, электроника, судостроение, металлургия, текстильная, атомная энергетика, радиоэлектроника, пищевая.
   Среди европейских стран Франция пользуется заслуженной популярностью как  страна высокого жизненного уровня населения, надежной личной безопасности и социальной защищенности граждан.
   Что касается взаимоотношений России и  Франции, то они имеют многовековые корни сотрудничества в самых  различных областях, включая давние торгово - экономические традиции. Правда, за свою историю они испытывали как  подъемы, так и спады. Новые процессы, происходящие в России, существенно  повысили интерес и расширили  круг отечественных участников внешнеэкономической  деятельности. Значительные изменения  претерпела вся система внешнеэкономического регулирования. На мировой рынок  вышли тысячи предприятий, кооперативов, фирм, товариществ, ассоциаций и других организаций, многие из которых делают здесь лишь первые и не всегда удачные  шаги и вместе с тем, возможно, захотят  установить серьезные деловые отношения  с французскими компаниями, освоить  французский рынок.
     Актуальность  данной курсовой работы заключается  в том, что у Франции накоплен богатый опыт внешнеэкономической  деятельности и,  она является одним  из примеров стабилизации экономики  за счет государственного влияния, что  довольно характерно для развитых стран. Также в экономике Франции  есть масса особенностей, исследование которых могло бы помочь и нашей  стране.
     В данной работе будут рассмотрены  структура и основные особенности  внешнеэкономической деятельности Франции, в частности внешнеэкономическое  регулирование и  торговля с основными  партнерами на мировом рынке, определены проблемы развития  российско-французских  отношений и их перспективы.
     Объект  исследования: внешнеэкономическая  деятельность Франции.
     Предмет исследования: тенденции развития  внешнеэкономической деятельности Франции и ее особенности.
     Цель  выполнения курсовой работы:  определить  состояние внешней торговли Франции  и место Франции на мировом  рынке в целом.
     Задачи:
     - рассмотреть основные особенности  внешнеэкономической деятельности  Франции;
     - определить проблемы развития  внешней торговли Франции;
     - изучить тенденции развития Франции  на мировом рынке;
     - выявить проблемы и перспективы  российско-французских отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Внешнеэкономическая деятельность  Франции
     1.1. Структура и особенности экономики Франции
     Экономика Франции, как и других промышленно  развитых капиталистических стран, базируется на принципе свободного предпринимательства  и торговли. Структура экономики  Франции, хотя и похожа на структуру  экономики многих европейских стран, имеет все же некоторые особенности. Государственный сектор в экономике  Франции занимает относительно небольшой  удельный вес в ВНП, и включает в себя отрасли-монополисты (газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт) и отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (национальный и коммерческие банки, страховые компании и т.д.).    Данные особенности экономики Франции определяют соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообразования (рис.1.). Следует отметить, что Франция является одной из немногих промышленно развитых капиталистических стран, где частично сохранился до настоящего времени жесткое регулирование цен государством.
     Рисунок 1. Соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги.
     
     Источник:economy-esr.ru
     Франция — это вторая по величине экономика еврозоны и относится к высокоразвитым индустриально-аграрным странам, она занимает одно из ведущих мест в мире по объёму промышленного производства ( приложение 1). Отраслевая структура экономики такова: в 2007 г. в сельском, лесном хозяйстве и рыболовстве производилось 2, 2 % ВВП, в промышленности и строительстве — 21%, в сфере услуг — 76,8%(рис.2).
Рисунок 2. Отраслевая структура экономики.

Источник:insee.fr
     Сельское  хозяйство.
     Сельское  хозяйство Франции отличается хорошим  развитием многих отраслей растениеводства  и животноводства. Более 50% сельскохозяйственной продукции приходится на животноводство, которое даёт около 3/5 стоимости  продукции сельского хозяйства  и концентрируется главным образом  на севере страны. Франция - крупнейший производитель мяса и молочных продуктов  в ЕС.
     Промышленность.
     Современная Франция - одна из наиболее развитых индустриальных капиталистических стран. Ведущая  отрасль промышленности - пищевая. Политика монополий, вмешательство иностранного капитала в экономическую жизнь Франции усиливают неравномерность развития отдельных отраслей промышленности. В некоторых отраслях тяжелой индустрии, в особенности в производстве электроэнергии, в химической, нефтеперерабатывающей, электротехнической промышленности, производство, поддерживаемое, в частности, за счет военных заказов, увеличивается. В то же время в металлургии производство сокращается, а в ряде отраслей, производящих предметы потребления, например, текстильной, наблюдается застой.
     Сфера обслуживания.
     Сфера услуг представляет собой важнейшую  по значению отрасль экономики Франции. Услуги – наиболее динамично развивающаяся  и единственная отрасль французской  экономики, где занятость продолжает расти. Крупными подотраслями сферы  услуг являются связь, транспорт, банковское , страховое дело. Среди других отраслей сферы услуг надо отметить туризм, прежде всего иностранный. В 2006 г. страну посетило больше всего в мире иностранных туристов — 78 млн. чел. Доходы от туризма составили в 2006 г. 34,8 млрд. евро, что поставило Францию на третье место после США и Испании (табл.1).
     Таблица 1.Экономический вес туристических предприятий.
 
Услуги Бизнес (1) Занятые Оборот Добавленная стоимость
число % число %   млн. евро % млн. евро %
Гостеприимство 21 139 9,17 161 016 15,35 15 618 17,51 8 625 22,10
Работает  кемпинги 4 755 2,06 15 137 1,44 1 717 1,93 873 2,24
Другое  размещения туристов 8 772 3,81 31 866 3,04 3 559 3,99 1 159 2,97
Рестораны и кафе 170 117 73,83 752 882 71,77 52 534 58,90 25 154 64,45
Турфирмы 4 587 1,99 41 930 4,00 13 815 15,49 2 140 5,48
Салон красоты, ухода за телом, СПА деятельность, талассотерапия (2) 21 058 9,14 46 197 4,40 1 947 2,18 1 075 2,75
Всего 230 428 100,0 1 049 028 100,0 89 190 100,0 39 026 100,0
     Источник: insee.fr
       За последние 30 лет укрепились  позиции сферы обслуживания в  городах Франции. В абсолютных показателях сократилось число рабочих мест в производстве и увеличилось на предприятиях сферы обслуживания. Непроизводственная сфера расширилась, разнообразилась и укрепилась. Однако технически и финансово услуги сконцентрированы неравномерно. Предприятия сферы обслуживания имеют тенденцию к развитию в центральных районах городов, больших городах и городах-спутниках.
     В последние десятилетия во Франции заметно улучшилось большинство экономических показателей. Это позволило ей в свое время выйти на уровень, отвечающий критериям, установленным Маастрихским договором, и вступить в 1999 году в Валютный союз. В первую очередь ускорился экономический рост. Подъем был в основном обеспечен благоприятной для Франции ситуацией на внешних рынках. 
 
 

     
      Организации, регулирующие внешнеэкономическую  деятельность Франции
     Франция сегодня играет одну из ведущих ролей  в мировой экономике благодаря  тому, что после 1945 г. она стала  широко открытой для всего мира, отказавшись от давней традиции протекционизма. Однако это не означает, что Франция  отказалась от регулирования внешней  торговли: на фоне ее либерализации  Франция, как и другие развитые страны, перешла к использованию новых  более гибких протекционистских  барьеров.
     Место таможенных пошлин занимают меры нетарифного  протекционизма и, прежде всего, количественные ограничения, стандарты, технические  условия, нормы экологической безопасности и т.д., действие которых носит  избирательный характер. Важно отметить, что Франция, беспокоящаяся за сохранение самобытности своей национальной культуры, настояла на исключении вопросов экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм из сферы действия соглашения о либерализации  торговли услугами, заключенного во время  Уругвайского Раунда между странами-членами  ВТО. Французские предприятия, получая  поддержку со стороны государственных  органов, прилагают значительные усилия, чтобы расширить свое присутствие  на самых динамичных рынках. Для  содействия их торговой и финансовой экспансии за рубежом используются три основных рычага:
    многосторонние торговые переговоры;
    финансовая поддержка;
    информирование предприятий.
     Многосторонние  торговые переговоры проводятся Европейским  союзом, в частности, в целях выработки  правил, необходимых для гармоничного развития торговли, в рамках ВТО, а  также на региональном уровне.
     Финансовая  поддержка оказывается, например, малым  и средним предприятиям для содействия их выходу на международную арену. Кроме  того, используется система прямого  субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции. Страхованием экспортных кредитов во Франции занимается КОФАС (Французская компания по страхованию внешней торговли), которая за свой счет покрывает коммерческие риски во всех странах, а также политические риски в странах-членах ОЭСР, кроме Турции, при условии, что продолжительность риска не превышает три года.
     Информирование  предприятий о внешних рынках осуществляется через Французский  центр внешней торговли и сеть рассредоточенных по всему миру пунктов  содействия экономическому развитию, которых в настоящее время  насчитывается 166. Являясь основными "винтиками" французского механизма  поддержки внешней торговли, эти  пункты информируют и консультируют  предприятия по двум ключевым аспектам экспортной деятельности: изучение рынка  и внедрение на рынок. Заботясь больше о качестве, чем количестве выдаваемой информации, они стремятся создавать  благоприятные условия для инвестирования или партнерства. С другой стороны, эти пункты играют важную роль в  создании имиджа Франции и продвижении  ее товаров благодаря воздействию  на многочисленную аудиторию (представителей экономики, финансовой сферы или  промышленности) в тех странах, в  которых они расположены. Один из таких пунктов (CFME/ ACTIM) специализируется на продвижении французских технологий и продукции на международном  рынке. С этой целью он, например, организует семинары, проводит работу по созданию благоприятных условий  для официального участия Франции  в специализированных выставках, приглашает во Францию из-за рубежа руководящих  лиц, следит за публикацией в зарубежной прессе информации о французских  технологиях и товарах.
     В общем можно говорить, что, как  и в отношении импорта, так  и в случае поддержки экспорта, на смену традиционным формам регулирования  приходят более гибкие и менее  заметные формы, действующие избирательно в отношении отдельных видов  продукции. 

     1.3. Экспортно- импортное  регулирование
     В основе политики в области экспортно-импортного регулирования Франции лежит  Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) (1957 г.). Заключая договор, шесть стран-участниц поставили одной из основных задач  образование Общего рынка путем  устранения таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле, выработки и реализации в отношениях со всеми государствами единой внешнеторговой политики. 1 июля 1968 г. страны перешли  к единой внешнеторговой политике. Одним из важнейших документов, используемых во внешней торговле Франции (при  импорте, экспорте и транзите товаров), является новая стандартная форма  таможенной декларации, введенной с 1 февраля 1988 г. в странах ЕС и получившая название единого административного  документа (ЕАД). ЕАД распространяется почти на все государства Западной Европы. ЕАД – это набор однотипных деклараций, заполненных в восьми экземплярах. В нем дается исчерпывающая  информация о товаре, способе его  транспортировке, содержатся сведения об отправителе и получателе товара, банковские, налоговые и прочие данные. Первые три экземпляра обеспечивают выполнение формальностей в стране-экспортере товара, а пять остальных – в  стране-импортере товара.
     Импортная процедура.
     При импорте товаров во Франции могут  применяться два основных режима: общий и особый.
     Во  Франции существует государственный  режим, запрещающий и ограничивающий ввоз и вывоз отдельных товаров. Целью этого режима является запрещение или ограничение ввоза, вывоза и  транзита некоторых товаров, не удовлетворяющих  требованиям национального законодательства, регулирующего сбыт или покупку  товаров, производимых в стране. При  импорте товаров во Францию таможенные формальности проводятся путем осуществления  трех видов процедур:
    нормальная (заполняется таможенная декларация – ЕАД. При этом товары, направляемые одному получателю от отправителя, должны быть вписаны в одну декларацию на сумму не более 250 тыс. фр. (таможенная оценка));
    упрощенная;
    ускоренная (срочная);
Упрощенный  и ускоренный режим применяется  при получении почтовых посылок  и почтовых отправлений.
     Одним из главных инструментов регулирования  импорта товаров во Франции является единый таможенный тариф (ЕТТ), который  применяется в торговых отношениях стран-участниц ЕС с третьими государствами  с 1 июля 1968 г.
     Важная  особенность таможенной ситуации во Франции состоит в том, что  если товар, завезенный на ее территорию или территорию любой другой страны-участницы  ЕС, то, пройдя таможенные формальности, он может беспошлинно обращаться внутри Сообщества. Действие этого  положения является важным условием, облегчающим сбыт продукции не только на французском рынке, но и на рынках остальных стран группировки.
     Наряду  с таможенным тарифом ЕС, защищающим хозяйство стран-участниц от внешней  конкуренции, широко и регулярно  применяются нетарифные средства ограничения  импорта, в том числе и во Франции. Помимо единого таможенного тарифа Франция использует такие ограничения  ввоза товаров, как контингентирование импорта, контроль над ввозом, антидемпинговые  процедуры, импортные налоги, соглашения о “добровольном” ограничении импорта, аттестации продукции, административные и санитарные формальности.
     Экспортная  процедура.
  Во Франции по экспортным операциям существуют ограничения, связанные с вывозом наркотиков, фильмов ужасов, товаров, подрывающих нравственные принципов. При экспорте товаров из страны заполняется единый административный документ типа EX I, а при его возвращении обратно в страну - EX II. Для товаров, не запрещенных и не ограниченных к вывозу из Франции, необходимо только наличие ЕАД, а для продуктов, изделий, запрещенных или ограниченных к экспорту, требуется наличие экспортной лицензии 02, выдаваемой СОФИКО.
     Во  Франции для поощрения экспорта используется множество прямых и  косвенных средств, что позволяет  правительству оказывать большое  влияние на развитие торговли в желательном  направлении. Это достигается путем  предоставления экспортерам льгот  в кредитно-финансовой, налоговой  и административной областях. Во Франции  создана разветвленная система  финансирования экспортно-импортных  операций зарубежных капиталовложений, освоения новых рынков. На систему  финансирования экспорта товаров из страны оказывают большое влияние  и такие факторы, как более  низкая конкурентоспособность ее продукции  на мировом рынке по сравнению  с главными соперниками, потеря и  ослабление позиций на ряде рынков развивающихся государств и как  результат этого – дефицит  платежного баланса на протяжении всех послевоенных лет. Все это определило важнейшую роль государства в  создании системы финансовой поддержки  экспорта на благоприятных условиях с целью укрепления конкурентоспособности  национальных компаний на мировом рынке, а широкое участие правительственных  ресурсов в этом процессе дало возможность  установить один из благоприятных для  импортеров французской продукции  режимов кредитования и страхования  экспорта.
     Государственное страхование экспорта во Франции осуществляется в соответствии со специальными правилами, установленными властями, при участии и жестком контроле государственных кредитно-финансовых организаций:
Банка Франции, Французского банка для  внешней торговли (ФБВТ) и банка  “Креди насьональ”. Главной целью  ФБВТ является помощь обычным банкам в их операциях по кредитованию внешней  торговли.
В настоящее  время кредитование экспорта осуществляется частными банками за счет собственных  ресурсов. Государственное воздействие  заключается в основном в рефинансировании таких кредитов на льготных условиях, как с целью понижения, так и стабилизации ставок на весь период кредитования. Эти операции проводит Банк Франции и ФБВТ – единственный специализированный банк в Западной Европе. Последний финансирует экспорт французских фирм путем учета их векселей, акцептов и гарантий, предоставляя кратко-, средне- и долгосрочные экспортные кредиты, а также ссуды предпринимателям на производство экспортной продукции.
Правительственная политика в области кредитования экспорта разрабатывается Управлением  внешнеэкономических связей министерства экономики, финансов и бюджета, которое  осуществляет общее руководство  Французской компанией по страхованию  внешней торговли (КОФАСЕ), без полиса которой не может быть обеспечен  льготный характер экспортного займа. Выдачей разрешений на кредит и контролем  за выполнением этих решений занимаются две правительственные комиссии – Комитет директоров и Комиссия гарантий и внешнеторговых кредитов. Комитет директоров, являющийся специализированным органом управления внешнеэкономических  связей, решает вопросы о выдаче долгосрочных кредитов и их условиях. Комиссия гарантий внешнеторговых кредитов, являясь межминистерским органом, рассматривает с участием Казначейства заинтересованных министерств, банков (Банка Франции, “Креди насьональ”) условия финансирования и реализации экспортных поставок в кредит и устанавливает, какую часть кредита застрахует КОФАСЕ. Комиссия единолично принимает  решения по среднесрочным кредитам, а по долгосрочным – следует указаниям  Комитета директоров.
     Таможенная  система страны.
     Франция входит в единое европейское таможенное пространство. Таможенно-правовые нормы  действуют на таможенной территории Франции. Основная задача таможни – исполнение предписаний, защищающих национальную экономику от неблагоприятного воздействия импорта и одновременно стимулирующих развитие французского экспорта. Особенностью таможенного права Франции является наделение таможенной службы полномочиями по осуществлению валютного контроля и надзора за проведением расчетных операций во внешней торговле.
     Организационно  таможенная служба Франции представлена центральным и местным аппаратом. Генеральная дирекция таможен и  косвенных налогов входит в структуру Министерства экономики, финансов и бюджета. Она занимается выдачей лицензий на экспорт и импорт товаров и взиманием налогов с внешнеторгового оборота, управлением таможенной службой, разработкой таможенного законодательства, контролем за валютными операциями.
     Большую роль в деле борьбы с незаконным ввозом и вывозом играет международное  сотрудничество. Франция заключила  соглашения о взаимопомощи в предотвращении контрабанды со многими государствами (США, Канада, Австрия, Швеция, Мексика, ряд африканских стран). В рамках Европейских сообществ деятельность по борьбе с контрабандой регулируется регламентом Совета ЕС № 1468/81 от 19 мая 1981 г. Роль координирующего органа исполняет  Комиссия ЕС, уделяющая особое внимание предотвращению таможенных правонарушений в торговле текстильной и сельскохозяйственной продукцией.
     Нарушения таможенных предписаний, влекущие за собой  только штрафные санкции, относятся  к компетенции мирового суда, который  выносит решение даже тогда, когда  речь идет о крупных суммах денежных возмещений. В случае совершения правонарушения, санкцией за которое является лишение  свободы, дело рассматривается в  суде по уголовным делам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Место Франции  в мировой экономике
     2.1. Влияние Франции  на мировой рынок
     Экономика Франции глубоко встроена в мировое  хозяйство. Внешняя торговля выступает  серьезным фактором экономического роста. Франция занимает 5 место в мире по объему экспорта и импорта по итогам 2005г. (табл.2).
     Таблица 2 . Рейтинг стран по объему экспорта и импорта 2005 г.
Место в мире Страна Объем экспорта, млрд. долл. Страна Объем импорта, млрд. долл.
1 Германия 1 016.0 США 1 727.0
2 США 927.5 Германия 801.0
3 Китай 752.2 Китай 631.8
4 Япония 550.5 Великобритания 483.7
5 Франция 443.4 Франция 473.3
6 Великобритания 372.7 Япония 451.1
7 Италия 371.9 Италия 369.2
8 Нидерланды 365.1 Нидерланды 326.6
9 Канада 364.8 Канада 317.7
10 Южная Корея 288.2 Гонконг 291.6
     Источник: rating.rbc.ru
Объем экспорта Франции в 2008 году составил 761 млрд. долл. США. Структура французского экспорта имеет определенные особенности. В нем более высокий удельный вес имеют сельскохозяйственные товары и сырье — 20%. В настоящее время ликвидирующие позиции во внешней торговле страны занимают машины и оборудование (43% экспорта и 39% импорта). Наибольший удельный вес в этой группе мировой торговли занимает гражданская авиатехника, электротехническое оборудование и комплектное оборудование для строительства крупных промышленных объектов, различные виды вооружения. Основными партерами по экспорту являются Германия, Испания, Италия, Великобритания, Бельгия, Нидерланды и США (рис.3) 

Рисунок 3. Основные партнеры по экспорту

      

     Источник: france. fromru.com
     В последнее десятилетие в экономике  страны значительно возрос импортный  компонент (21% ВВП), что связано с  усилением международного разделения труда и изменением конкурентоспособности  французских товаров. Наиболее высока доля импорта в производстве продукции  машиностроения и химической промышленности (40—60%). Это в значительной мере связано  с особенностями развития научно-технического потенциала страны и внедрением научных  достижений в производство. Объем импорта Франции в 2008 году составил 833 млрд. долл. США. В основном Франция импортирует машины и оборудование, автомобили, неочищенную нефть, авиацию, пластмассы и химикаты. Основными партнеры по импорту – Германия, Бельгия, Италия, Испания, Нидерланды, Великобритания, США и Китай (рис.4).  
 
 

      Рисунок 4. Основные партнеры по импорту 
 
 
 
 
 
 
 

Источник: france. fromru.com
     Важными факторами, способствовавшими развитию внешней торговли и улучшению  баланса торговых операций (рис.5), явились высокое качество и конкурентоспособность французских товаров, взвешенная политика цен, наступательное проникновение на зарубежные рынки, внимательное их изучение и способность быстро реагировать на спрос, благоприятная конъюнктура и обеспечение за французскими фирмами иностранного портфеля заказов, расширение сети малых и средних предприятий, которые, удовлетворяя растущие потребности внутреннего рынка, активно ищут выход на зарубежных партнеров.
Рисунок 5. Торговый баланс Франции (Интервал: с 31.10.2003 г. по 31.12.2008 г.).
 
 
 
 
 
 

     Источник: confinex.ru
     Специалисты также причисляют к этому перечню  стабилизацию курсов в рамках европейской  валютной системы и повышение  курса доллара, что, по их мнению, сопровождается усилением экономической активности. Так, ВВП Франции в 2008 году составил 2097 млрд. долларов США. Это показывает, что все эти факторы способствуют экономическому росту (рис.6)
Рисунок 6. Динамика ВВП Франции (Интервал: с 30.09.2003 г. по 31.03.2009 г.).  


     Источник: confinex.ru
     Выход на внешний рынок малых и средних  предприятий рассматривается в  качестве еще одного резерва повышения внешнеторговой активности. В целях устранения недостатка информации об экспортных возможностях на рынках потенциальных партнеров усиливается взаимодействие между МИД и Департаментом внешнеэкономических связей Минэкономики. При посольствах Франции работают так называемые посты внешнеэкономического развития, являющиеся по сути их торгово-экономическими отделами. Все более отчетливо в деятельности внешнеполитического ведомства выделяются экономические задачи при одновременном овладении передовыми информационными технологиями.
     Французские предприятия, получая поддержку  со стороны государственных органов, прилагают значительные усилия, чтобы  расширить свое присутствие на самых  динамичных рынках. Для содействия их торговой и финансовой экспансии  за рубежом используются три основных рычага:
      многосторонние торговые переговоры;
      финансовая поддержка;
      информирование предприятий.
            Во Франции  существует весьма развитая и эффективная  система содействия и поддержки  внешней торговли, в которую входит около 20 организаций и учреждений. Их деятельность направляется государством и нацелена на обеспечение реальной и эффективной помощи французским  предприятиям-экспортерам.
       Торговый и платежный баланс Франции традиционно сводится с отрицательным сальдо (прил.2). Дефицит образуется главным образом за счет минерального сырья, части химических и потребительских товаров, включая бытовую электронику. В последнее десятилетие ухудшилось сальдо торговли промышленными товарами. Крупные разрывы образуются в торговле с ФРГ и Японией. Франция выступает как чистый импортер технологических достижений. Дефицит сделок по патентам и лицензиям в отдельные годы превышает половину отрицательного сальдо внешней торговли страны. В области внешнеэкономической политики приоритет отдается развитию экспорта импортозамещающих производств. Наряду с идеей "нового завоевания внутреннего рынка" выдвинута идея "нового завоевания западноевропейского рынка".
     За  последнее десятилетие Франции  удалось успешно адаптировать свою внешнюю торговлю к новым условиям, прежде всего на европейском рынке. Экономика Франции стала не менее  открытой, чем у ее торговых партнеров, сохранив при этом свою долю на рынке.
     Около 78% внешней торговли Франции приходится на страны ОЭСР, при этом в большей  мере она ориентирована на Европейский  союз: на его долю приходится 61,3% французского экспорта и 58,6% импорта.
     Торговля  Франции со странами, не входящими  в ОЭСР, составляет лишь 22% в общем  объеме внешней торговли. На одну только Германию приходится такой же объем  французского экспорта, как на все  развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки вместе взятые. При этом доля Франции на рынках Азии, Латинской Америки остается в пределах 2-4% (по сравнению со средним  показателем примерно 10% на ее традиционных рынках – в Европе и Африке). Но если в странах Азии и Латинской  Америки экономика будет и  впредь развиваться более быстрыми темпами, чем в других странах, Франция  может утратить свои позиции, что  неизбежно приведет к сокращению ее доли на мировом рынке, составляющей сегодня около 3,4% (табл.3).
     Таблица 3. Рейтинг стран с наибольшим вкладом в мировой ВВП.
    Страна Вклад в мировой ВВП
    США 23%
    Китай 10%
    Япония 7%
    Германия 5%
    Индия 4%
    Великобритания  3,46%
    Франция 3,39%
    Россия 3,09%
    Италия 2,96%
    Бразилия 2,88%
     Источник: economyweb.ru
     Следовательно, одной из существенных задач для  французских предприятий является расширение присутствия на азиатских  и латиноамериканских рынках, которые  благодаря своей специализации  обладают мощным потенциалом роста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Роль и место  Франции в ЕС
       По мнению многих французов, ведущее место в европейском союзе принадлежит именно Франции, поскольку именно эта страна на протяжении многих лет оказывала наибольшее влияние на политическую, культурную и экономическую жизнь континента. Ведущая роль приписывается Франции еще и потому, что она является ядерной державой и обладает очень выгодными стратегическими позициями благодаря ее центральному положению в Западной Европе, одновременному выходу к Атлантике, Средиземному и Северному морям, а также благодаря ее территориальным владениям во всех океанах и огромному влиянию в большинстве своих бывших многочисленных колоний в Азии, Африке и Латинской Америке. Франция по сравнению с остальными европейскими государствами обладает крайне важным преимуществом – она способна стать своеобразным центром притяжения для многих стран Третьего мира, стремящихся сохранить свою политическую и экономическую независимость от мировой сверхдержавы США.
      В экономическом плане усилия сначала 6, затем 12, а сегодня 27 государств-членов ЕС дали результат, о чем свидетельствует тот факт, что, в 2009 году ВВП ЕС составил 16,523 трлн. долл. (рис.7).  
        Рисунок 7. Динамика ВВП ЕС (Интервал: с 30.09.2003 г. по 31.12.2008 г.)

       
 
 
 
 
 
 

     Источник: confinex.ru
     Европейский Союз сравнялся сегодня со странами Северной Америки и опередил страны Азиатского региона (табл.4).
     Таблица 4. ВВП стран мира в 2008 году.
Место Страна ВВП млн. долл.
___ Европейский союз 14,960,000
1 США 14,580,000
2 Китай 7,800,000
3 Япония 4,487,000
4 Индия 3,319,000
     Источник: cia.gov.com
     Франция рассматривала и рассматривает европейскую интеграцию только как средство для удовлетворения собственных интересов. Для Франции ЕС всегда служил 2 целям:
      обеспечить мир с Германией после 3 войн в течение века;
      создать противовес американской мощи.
     Франции удавалось и удается поворачивать «правила» Евросоюза в свою пользу. Таким образом, Франция позиционирует  себя в Европе как независимое  государство, и сама выбирает, когда  и как взаимодействовать с  другими членами ЕС.
     Развитие  вглубь и вширь интеграционного  процесса в Европе, приведшее к  образованию Европейского Союза, обладающего  мощным интегрированным промышленным и финансовым потенциалом, способным  во многом конкурировать с США, полностью  отвечало политическим интересам Франции. Влиянию же европейской интеграции на экономику Франции можно дать менее однозначную оценку. С одной  стороны, интеграция привнесла во французскую  экономику много положительного, с другой стороны, в условиях единого  европейского рынка четко проявились недостатки «французской модели», которые  делают ее менее конкурентоспособной  среди ряда других европейских стран.
     Важной  особенностью экономики стран ЕС является их тесная взаимосвязь, чему в немалой мере способствовало принятие Единого европейского акта, обеспечившего  свободу передвижения людей, товаров, услуг и капиталов. В результате заметно выросла взаимная торговля внутри ЕС. Так, только на страны ЕС приходится 61,3% французского экспорта и 58,6% импорта. Это самая крупная доля среди четырех ведущих стран Западной Европы. Многие французские компании относятся к рынку ЕС как своему внутреннему. Ее главные торговые партнеры - Германия, Италия, Великобритания, Испания и страны Бенилюкса, а процесс евроинтеграции только усилил эту тенденцию. Торговля с европейскими странами в условиях свободного рынка, безусловно, стимулирует французские предприятия повышать качество производимой продукции. В целях обеспечения высоких производственных показателей и достижения оптимального размера предприятий в последнее время значительно расширились операции по реструктуризации и слиянию-приобретению предприятий. В результате проводимой политики Франции удалось сохранить в Европе роль лидера в таких областях как авиастроение, атомная промышленность, телефонное оборудование и связь, существенно повысить конкурентоспособность в области черной металлургии, улучшить качество в машиностроении и автомобильной промышленности. Кроме того, существенные выгоды от европейской интеграции получило французское сельское хозяйство (прил.3). В результате проведения общей сельскохозяйственной политики странами ЕС, по объему сельскохозяйственного экспорта Франция отстает только от США. На внешних рынках реализуется свыше 1/3 производимой продукции. В аграрном экспорте преобладают «массовые» продукты — пшеница, ячмень, кукуруза, молочные продукты. Но одновременно, специализация Франции не слишком четко проявляется в области новых технологий, применение которых, безусловно, будет быстро расширяться как в промышленности, так и в сфере услуг.
     Интеграционные  процессы упрочили положение Европы, в том числе и Франции в миграции транснационального капитала. Образование основ целостного хозяйственного комплекса в регионе усилило интерес к нему со стороны ТНК (табл.5).
     Таблица 5. Рейтинг крупнейших ТНК Франции в мире (2009 год).
Место Название фирмы
Страна Область Оборот, € млрд. Прибыль, € млрд.
3 Total ФРАНЦИЯ Нефть и газ 160,331 6,6
7 Carrefour ФРАНЦИЯ Розничная торговля 86,967 1,5
15 GDF Suez ФРАНЦИЯ Транспортное  обеспечение 67,924 7,2
17 EDF ФРАНЦИЯ Транспортное  обеспечение 64,279 5,3
26 PSA Peugeot Citroen ФРАНЦИЯ Автомобили 54,356 -0,6
27 France Telecom ФРАНЦИЯ Телекоммуникации 53,488 7,6
33 Saint Gobain ФРАНЦИЯ Строительные  материалы 43,800 3,1
37 Renault ФРАНЦИЯ Автомобили 37,791 1,5
39 Veolia Environnement ФРАНЦИЯ Транспортное  обеспечение 36,206 1,1
41 Vinci ФРАНЦИЯ Строительство 33,930 4,7
     Источник: rating.rbc.ru
     Поскольку основным средством их доступа на европейский рынок являлись прямые иностранные инвестиции, увеличился импорт иностранных инвестиций во Францию. Основные задачи французского правительства заключались в том, чтобы дать предприятиям возможность укрепить свою конкурентоспособность в борьбе с более открытой и жесткой конкуренцией и глобализацией рынков, обеспечивая им условия работы на равных с другими европейскими странами.
     Французские компании прилагают большие усилия для расширения внешнеэкономической  экспансии. Важным средством ее выступает  экспорт капитала. На долю Франции  приходится 5% общего объема заграничных  прямых инвестиций. Экспорт капитала заметно переориентировался на промышленно  развитые страны, где основным объектом приложения капитала является Западная Европа. Основные объемы французского капитала инвестированы в Германию и Великобританию. В развивающихся странах сосредоточено примерно 30% общего объема прямых инвестиций, что выше доли других стран. Африканский континент занимал ранее и продолжает занимать особое место. На его долю приходится свыше 50% французских инвестиций в "третьем мире". Помимо сырьевых отраслей инвестирование осуществляется в обрабатывающие производства путем налаживания сборочных или автономных предприятий с ориентацией на местный рынок (табл.6).
     Таблица 6. Приток прямых инвестиций во Францию и за рубеж.
      
Год Приток  иностранных инвестиций во Франции, млрд. евро Французских инвестиций за рубежом, млрд. евро Баланс, млрд. евро
2000 46,9 -192,6 -145,7
2001 56,4 -97,0 -40,6
2002 52,1 -53,6 -1,5
2003 37,7 -47,1 -9,4
2004 26,2 -45,7 -19,5
2005 68,3 -92,5 -24,1
2006 57,3 -88,2 -30,9
2007 75,9 -123,5 -47,6
2008 66,3 -136,8 -70,4
     Источник: insee.fr
     Франция также является крупным импортером капитала. Ведущее место среди  иностранных фирм занимают американские (48%). Инвестиции каждой в отдельности  европейской страны значительно  уступают им. На долю зарубежных фирм приходится более 1/4 суммарного оборота и около 1/3 товарного экспорта. Иностранный  капитал сконцентрирован в ключевых, новейших отраслях промышленности, где он занимает нередко лидирующие позиции. Так, в нефтеперерабатывающей промышленности он контролирует 52% оборота отрасли, в химической — 55%, сельскохозяйственном машиностроении — 50%, производстве ЭВМ и средств информатики — 49%, точном приборостроении — 36%. Большинство иностранных инвестиций вложено в крупные предприятия, многие из которых входят в число первых десяти фирм в отрасли (табл.7).
       Таблица 7. Объем прямых иностранных инвестиций во Франции и французских за рубежом.
      2003 2004 2005 2006 2007
    Иностранные инвестиции во Франции          
    Акции, млрд. евро 417,8 471,2 532,4 578,7 645,6
    Предприятия-резиденты  инвестировали, млрд. евро 11 828 11 788 11 450 12 074 11 790
    Нерезиденты инвесторов, млрд. евро 12 601 13 179 12 736 12 070 11 888
    Французских инвестиций за рубежом          
    Акции, млрд. евро 573,6 620,7 736,2 793,0 877,4
    Нерезиденты инвестировали предприятия, млрд. евро 5 333 4 978 4 687 4 161 4 330
    Резидент  инвесторов, млрд. евро 1 182 1 119 1 040 949 1 095
     Источник: insee.fr
     В  обеспечении внешнеэкономической  экспансии компаний на внешних рынках развивающихся стран важная роль отводится экономической помощи. За счет финансовой поддержки со стороны  государства компании компенсируют свою слабость при освоении внешних  рынков.
     Географическое  расположение Франции, а также ее членство в Европейском сообществе облегчают пересечение границ с  соседними государствами. В Европе существует единое таможенное пространство, которое создает благоприятную  обстановку для экономических связей. Выход Франции к морским торговым путям помогает доставить груз морем из Германии, осуществить морские перевозки из Франции.
     За  пределами Европы крупным торговым партнером считаются США. Несмотря на высокий экономический уровень  этой страны, импорт из Лиона и Франции  хорошо налажен. Ввозятся машины и оборудование, химические продукты и бытовые товары, топливо и сырье. Многие страны Азии в последнее время стремятся к развитию торгово-экономических отношений с Францией, потому что это может быть обоюдовыгодным сотрудничеством. Франция скупает на мировом рынке такие товары, как сахарный тростник, кофе, какао и каучук, а так же чай, табак и финики, что делает эту страну хорошим рынком сбыта. Нефть также необходимо ввозить во Францию, многие страны-поставщики этого сырья предлагают свои услуги по импорту черного золота. В свою очередь, импорт товаров из Франции для стран Европы и Азии всегда осуществляется в рекордно короткие сроки.
     Таким образом, Франция, как экономически развитая страна - очень выгодный торговый союзник на мировом рынке. 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Деловое сотрудничество  России и Франции
     3.1. Состояние взаимной  торговли между  Россией и Францией
     Анализ  динамики и структуры  российско-французского товарооборота. По данным российской статистики, Франция занимает среди стран Европы - основных торговых партнёров России восьмое место по объёму товарооборота, уступая таким странам, как Германия, Нидерланды, Италия, Финляндия, Польша, Великобритания  и Швейцария. Российско-французская торговля отличается высоким динамизмом: так, в 2001-2008 гг. наш товарооборот вырос более, чем в 5 раз (табл.8).
     Таблица 8. Товарооборот между Россией и Францией (по данным российской статистики).
     
  2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. январь-май 2009г.
Товарооборот, млн. долл. 5 843,0 7 493,1 9 784,0 13 537,8 16 443,4 22 250,2 5 591,7
Экспорт, млн. долл. 3 495,7 4 424,3 6 110,8 7 675,2 8 681,2 12 193,2 2901,3
Импорт, млн. долл. 2 347,3 3 068,8 3 673,2 5 862,6 7 762,2 10 057,0 2 690,4
Сальдо, млн. долл. +1148,4 +1355,5 +2437,5 +1812,6 +919,1 +2136,2 +210,9
     Источник: Федеральная таможенная служба.
     По  итогам 2008 г. российско-французский товарооборот увеличился на 35,3%, в том числе, российский экспорт вырос на 40,4 %, а импорт из Франции - на 29,6%. В силу изменения мировой экономической конъюнктуры по итогам первых пяти месяцев  2009 г. российско-французский товарооборот  по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. сократился на 37%, в том числе российский экспорт снизился на 43,1 %, импорт из Франции – на 26,7%.
     По  данным французской статистики показатели товарооборота между Россией и Францией за 2003-2009 гг. характеризуются следующими данными (табл.9). 

     Таблица 9. Товарооборот между Россией и Францией (по данным французской статистики).
  2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. январь-март 2009г.
Товарооборот, млн. евро 8 915 10 485 10 485 14 738 16 737 20 707,6 3 145
Экспорт, млн. евро 6 126 7 337 7 337 10 026 11 083 13 681,5 2 034
Импорт, млн. евро 2 789 3 148 3 148 4 712 5 654 7 026 1 110
Сальдо, млн. евро +3 337 +4 189 +4 189 +5 214 +5 429 +6 655,5 +924
     Источник: Французская таможня.
     Таким образом, по данным французской статистики, в 2008 г. товарооборот между Россией и Францией вырос по сравнению с 2007 г. на 23,7%, в том числе, экспорт из России во Францию - на 23,4%, импорт из Франции – на 24,3%. По итогам первого квартала 2009 г. темпы роста данных показателей по отношению к аналогичному периоду 2008 г. составили, соответственно, -32,4% (оборот), - 35 % (экспорт, - 27 % (импорт).
       По данным таможенной статистики  Франции, объём российско-французского  товарооборота превышает российские  показатели. Это связано, в частности,  с тем, что французская таможенная  статистика включает в объём  экспорта из России товары, поставляемые  через третьи страны, а также  отдельные поставки в Россию  машин, оборудования, парфюмерно-косметических  и электробытовых  товаров, изготовленных дочерними предприятиями иностранных компаний во Франции, которые учитываются в российской статистике как импорт из соответствующих стран. Также, с января 2005 года французская таможенная статистика засчитывает поставки природного газа по последней стране транзита (в случае с Россией – это Бельгия и Германия).  

     Структура торговли между Россией  и Францией. По итогам 2008 года наиболее крупными товарными позициями российского экспорта во Францию являются:
      топливо минеральное, нефть и продукты (10,4 млрд. долл. США);
      продукция химической промышленности (1,06 млрд. долл. США);
      металлы, изделия из них (0,3 млрд. долл. США);
      древесина и целлюлозно-бумажные изделия (0,1 млрд. долл. США);
      машины, оборудование, транспортные средства (0,1 млрд. долл. США).
     Структуру импорта из Франции в Россию в 2008 г. формируют, главным образом,  три товарные группы:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.