Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Византийское искусство

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       ВИЗАНТИЙСКОЕ  ИСКУССТВО    V - VII вв. 

       Период  первого расцвета византийского искусства принято связывать со временем правления императора Юстиниана (527—565). В результате кровопролитных войн вновь расширились границы империи. Наряду с Константинополем большую роль играли центры различных провинций: Фессалоники в Македонии, Антиохия в Сирии, Никея в Малой Азии, Александрия в Египте; в Италии Рим постепенно уступал место Равенне, ставшей еще в V веке столицей остготского королевства, а затем центром византийского наместничества. Попытка возродить былую мощь империи сопровождалась упорядочением законодательства в целях укрепления существующего строя и широким размахом строительства. Однако процесс феодализации, тенденции к сепаратизму отдельных провинций и натиск варваров обусловили непрочность границ Византийской империи и постепенное сужение ее территории. К середине V11 века арабами были завоеваны Месопотамия, Сирия и Египет, игравшие большую роль не только в экономической, но и в культурной жизни государства. На территории Италии водворились лангобарды, на Балканах возросла роль славян.
       Архитектура.
       Светская  архитектура этого периода известна почти исключительно по письменным свидетельствам. Лишь оборонительные сооружения во многих пунктах империи, да вскрытые кое-где раскопками остатки различных сооружений дают о ней некоторое представление.
       Наиболее  распространенной формой церковных  построек в это время была базилика — здание удлиненной формы с полукруглым  или граненым выступом в восточной  части—алтарем (апсидой). Многие базилики были разделены колоннами на три нефа и имели три апсиды.
       Перекрытие  базилик в западных областях империи было деревянным. Восточные, в частности сирийские, базилики строились почти исключительно из камня, каменными бывали и перекрытия. Для Константинополя и центров Малой Азии характерно применение кирпича или смешанной кладки.
       Постепенно  все большее значение стали приобретать  здания с центрическим планом. Первоначально это были усыпальницы и крещальни. Позже, особенно на Востоке — в Сирии (например, в Эзре и Босре, VI в.), в Малой Азии, в Закавказье строятся церкви квадратного плана, увенчанные куполом. Переход от квадрата основания к круглому куполу осуществлялся при помощи так называемых тромпов, или парусов. В некоторых случаях сочетались принципы базилики и здания с центрическим планом (например, церковь Ирины в Константинополе, VI в.).
       Все внимание ранневизантийских зодчих сосредоточивается на оформлении внутреннего пространства; особо подчеркивается при этом самая священная часть храма — алтарь.
       Период   царствования   Юстиниана   связан с большими строительными работами  во многих городах  империи.  Венцом зодчества этого времени  является храм святой Софии в Константинополе.
       В 532 году в столице Византии вспыхнуло восстание, известное под названием «Ника». Во время этого восстания сгорела построенная еще императором Феодосией (379—395 гг.) базилика «Святой премудрости», или святой Софии. Император Юстиниан задумал создать на ее месте грандиозный храм, который воплощал бы в себе представление о силе его государства и торжестве христианской религии. К строительству были привлечены малоазийские зодчие — Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, руководившие постройкой в 532—537 годах. Внешний вид храма святой Софии с его гладкими стенами и огромными контрфорсами отличается простотой и массивностью форм. Но когда попадаешь внутрь храма, впечатление сразу же резко меняется. Перед взором развертывается грандиозное подкупольное пространство с кольцом купола, поднятым на высоту 55 метров и диаметром, превышающим 31 метр. Благодаря искусному расположению примыкающих к куполу полукуполов взор охватывает все это пространство целиком, и оно кажется при всей своей грандиозности необычайно легким и простым по конструкции. Ни в одном здании мира до тех пор человеческий гений не добивался столь убедительной победы над материалом.
       В основу здания положен план трехнефной базилики в сочетании с развитым типом центрического здания. Центральный неф перекрыт куполом. Купол лежит на парусах, покоящихся на четырех громадных арках, которые опираются на столбы по углам центрального квадрата. Распор гигантского купола принят с восточной и западной сторон на два полукупола; последние опираются на своды меньших полуциркульных ниш (акседр), по три примыкающих с обеих сторон. Мощные опоры скрыты от взора продольными аркадами между столбами и боковыми арками. Купол образован сорока радиальными арками, позволившими прорезать в нем сорок окон. Промежутки между окнами рассчитаны так, что когда солнце заливает светом подкупольное пространство, купол кажется парящим в воздухе.
       Грандиозности архитектурного облика соответствует  богатство внутреннего оформления здании. Стены нартекса (преддверие храма), нефов, галерей и подкупольные столбы облицованы ценнейшими породами разноцветного мрамора, боковые аркады и своды галерей опираются на малахитовые и порфировые колонны, взятые для постройки из ряда античных храмов Малой Азии. Греции и Египта. В соборе более ста колонн, причем малахитовые колонны нижних боковых арок имеют диаметр 1,33 м. Своды нартекса, а также некоторые другие части здания при Юстиниане были украшены декоративными мозаиками с символическим изображением креста. Поверхность стен над аркадами и колоннами и капители покрыты изумительным но тонкости кружевным, выполненным в мраморе узором. Позднее, на протяжении IX— XIII веков, собор украшался внутри мозаиками. содержащими различные религиозные композиции, изображения святых, портреты императоров и членов их семей. Ныне эти мозаики, закрашенные турецкими завоевателями после взятия Константинополя, раскрыты в процессе реставрационных работ (см. ниже).
       Памятники Равенны. Ни один город не сохранил такого большого числа памятников V —VI веков, как расположенная на севере Италии, неподалеку от Адриатического моря Равенна. Наиболее ранними являются крестообразный мавзолей Галлы Плацидии и восьмигранный Православный баптистерий (крещальня, V в.); базилики — Сант Аполлинаре Нуово и Сант Аполлинаре ин Классе (VI в). Особенный интерес представляет центральнокупольная на восьмиугольном основании церковь Сан Витале (540— 547 гг.). Пятнадцатнметровый в диаметре, купол Сан Витале покоится на восьми столбах, промежутки между которыми заняты полукруглыми двухэтажными апсидиолами. Вокруг идет восьмиугольный в плане обход, принимающий распор купола.
       Живопись.
         Немногочисленные сохранившиеся памятники лишь в слабой степени дают представление о живописи этого периода. Процесс формирования нового средневекового стиля протекал не вполне одинаково в разных художественных центрах. В Константинополе и районах, тяготевших к римской художественной культуре, наблюдается известное оживление античной традиции, особенно в придворном искусстве. Памятники самого Константинополя до нас почти не дошли. О характере светской живописи известно главным образом из письменных источников. Во время раскопок «Большого дворца» в Константинополе открыты многообразные по своему содержанию мозаики пола: сцены охоты, изображения реальных и фантастических животных, детей, едущих на верблюдах, музыкантов, рыболовов, фигур пастухов и играющих ребят. Все эти изображения полны непосредственности, острой наблюдательности. Все они свидетельствуют о силе античной традиции в этом памятнике, датируемом, скорее всего, VI веком.
       Немногие, дошедшие до нас иконы VI века, написанные восковыми красками (некоторые из них происходят из Синайского монастыря, как, например, «Христос Пантократор», хранящийся на Синае, «Богоматерь с младенцем» в Музее западного и восточного искусства в Киеве), возможно, созданы в Константинополе. Их отличают пластическая моделировка лиц, свободное расположение фигур. Другие иконы происходят из восточных центров: им присуща плоскостная обобщенная передача изображения. Ряд созданных в V — VI веках иллюстрированных рукописей также выявляет очень сильное воздействие античной живописи. Таковы миниатюры рукописи первой книги Библии, хранящейся в Национальной библиотеке в Вене («Венская книга Бытия») и датируемой временем около 500 года, миниатюры светской Ил. б по содержанию рукописи Диоскорида начала VI века (Вена, Национальная библиотека), а также хранящейся в Амброзианской библиотеке в Милане «Илиады», по-видимому, константинопольского происхождения, и некоторые другие.
       Мозаики церкви Успения в Никее. Такая же живая античная струя пробивается и в византийском монументальном искусстве. В небольшой купольной церкви Успения в Никее, уничтоженной разрывом снаряда в 20-х годах нашего века, находились, среди других более поздних мозаик, изображения четырех ангелов. Эти утраченные теперь мозаики принадлежали к числу самых замечательных произведений византийской монументальной живописи. Одни исследователи относят мозаики с ангелами к VI веку, другие — к IX веку, но более правильно, видимо, первое предположение.
       Мозаики эти исполнены в традициях  античной живописи, что можно проследить в характере композиций и в самой живописной технике изображений. Фигуры ангелов и их лица передаются с помощью разнообразной по окраске смальты. Яркие живописные «мазки» сливаются на отдалении в выразительные пластические изображения. Линейные контуры, столь характерные для многих мозаик позднейшего периода, здесь полностью отсутствуют. По-видимому, константинопольскими мастерами исполнены и недавно расчищенные мозаики в монастыре святой Екатерины на Синае (VI в.).
       Фрески  церкви в Кастельсеприо. Античные традиции, характерные для константинопольской школы, можно проследить также и в росписях церкви Сайта Мария Антиква в Риме (VII — начало VIII в.) и особенно в фресках церкви в Кастельсеприо (VI—VII вв.) вблизи Милана. Здесь сохранился ряд сцен из детства Христа, включающих «Рождество», «Поклонение волхвов», «Сретение» и др. Свободное движение фигур, широкая живописная манера письма, светлый колорит, множество отдельных мотивов, восходящих к античным прообразам, придают росписям Кастельсеприо особую жизненность, связанную с еще не угасшими традициями античности.
       Мозаики Равенны. Наиболее полное представление  о характере ранневизантийских росписей и их постепенной эволюции можно составить по памятникам Равенны, имевшим, однако, некоторые специфические местные черты. Самой распространенной техникой внутреннего убранства зданий была мозаика, украшавшая своды и верхние части стен, тогда как нижние обычно покрывались разноцветными каменными плитами, иногда с применением  инкрустации,  или орнаментальной живописью.
       Особенно  велики художественные достоинства мозаик мавзолея Галлы Плацидии (вторая четверть V в.). Мерцание золотых звезд, как бы на синем небе, вокруг помещенного в куполе креста с символами евангелистов по углам, благородно трактованные фигуры апостолов по сторонам окон, богатый растительный орнамент объединены в единое композиционное целое. Постепенно вырисовывается из полумрака крохотного здания расположенная в люнете над входом замечательная композиция, представляющая Христа — доброго пастыря, изображенного в богатых одеждах на фоне пейзажа.
       Мозаики церкви Сант Аполлинаре Нуово   (святого   Аполлинария   Нового,   начало и середина VI в.)  изображают процессию святых жен и мужей. Расположенные   над   колоннами,   они   повторяют   их ритм   и   подчеркивают   своим  движением особое  значение  алтаря,   к  которому  направляются.  Цикл  из жизни   и  страстей Христа   (в  верхней   части   храма)   имеет иконографические и стилистические черты, развивающиеся в последующем средневековом   искусстве.   В  отличие  от  господствовавшего в мозаиках V века синего, здесь доминирует золотой фон и преобладают фронтальные фигуры.  В изображении лиц контрастные кубики ярких цветов сменяются розоватыми  и коричневатыми,     появляется     и     четкий     контур.
       В церкви Сан Витале, преимущественно в ее алтарной части, хорошо сохранились декоративные и сюжетные мозаики. Свод апсиды занимает изображение юного Христа, сидящего на сфере, по сторонам которого помещены не только ангелы, но и   реальные   исторические   лица:   святой Виталий, принимающий венец от Христа, и    архиепископ    Экклезнй,    подносящий модель   храма.   Подобные   сцены   свидетельствуют   о стремлении   церкви   утвердить свое влияние в современной действительности. С другой стороны, императоры использовали   авторитет   церкви   для   укрепления своей власти. Интересны в этом плане   две   церемониальные   композиции, расположенные   в   главной    апсиде.    На  одной из них изображен император Юстиниан, а на другой — его жена Феодора, окруженные свитой.  Лица  императора  и императрицы,   а  также  сопровождающих их    крупнейших    сановников   сохраняют еще    черты    портретности,    фигуры    же трактованы в фас и неподвижно выстроены  в один  ряд перед зрителем. За складками одежд не чувствуется тела, а расположение складок и жесты фигур подчинены      линейным      ритмам     отвлеченного рисунка.  Те  же  черты  застылости  и отвлеченности   образов,   характерный  аскетизм   лиц   и   плоскостная   трактовка   неподвижно стоящих фигур характеризуют и   другие   равеннские   мозаики   VI   века. В   частично   переделанных  в VII   веке мозаиках    церкви   Сант   Аноллинаре   ин Классе   (святого Аполлинария  в Гавани) продолжается       развитие      отвлеченного стиля.   В  апсиде  здесь  помещена символическая    композиция    «Преображение», где   крест   обозначает  Христа,  а  овцы — апостолов. Библейские сцены и монументальные   фигуры   архангелов   в   придворных     одеждах     отличаются     некоторым схематизмом.    Новый    стиль    церковного искусства    раннего   средневековья   ведет в   известной   мере   свое   начало   от   этих памятников.
       Мозаики церкви Димитрия в Фессалониках. Другим центром, сохранившим ряд ранних памятников, являются Фессалоники. К концу VI — началу VII века относилось убранство церкви святого Димитрия. Этот храм (сгоревший в 1917 г. и впоследствии восстановленный), посвященный патрону города, также построен в форме базилики. Его убранство разноцветными мраморами и мозаиками представляло богатое, специфически византийское полихромное целое. Особо интересны были сцены, иллюстрировавшие жизнь Димитрия. В сохранившихся портретных изображениях основателей храма (на столбах бокового нефа) проявились тонкой чувство цвета и умелая передача индивидуальных черт. Все изображения отличаются высоким качеством исполнения.
       Скульптура  и художественное ремесло. В византийском искусстве VI века скульптура играет незначительную роль. В это время наибольшее распространение получает декоративный рельеф (в виде капителей колонн самых разнообразных форм с характерным прорезным орнаментом, а также прорезных ажурных плит, в частности, алтарных преград и т. п.). Особенно много примеров дает искусство Равенны. В восточных областях империи, по-видимому, дольше сохранялась портретная скульптура, развивавшаяся в традициях позднего римского искусства. Имеются и произведения скульптуры с сюжетными изображениями, обычно выполненными и рельефе. Сравнительно редко встречается скульптура в позднейшие периоды развития византийского искусства. Объясняется это, скорее всего, религиозными мотивами — отрицанием восточной церковью скульптурных изображений как пережитков языческих культов. В светском же искусстве раннего периода скульптура была более распространена. Из литературных источников и старинных рисунков мы знаем, например, об украшении площадей Константинополя не только античными статуями, но и памятниками византийского времени (известна, например, статуя Юстиниана).
       Широкое развитие получили в VI столетий в Византии малые формы искусства. К их числу принадлежат образцы замечательной резьбы по кости, изделия из серебра, ткани и т. п. Античные традиции переплетаются здесь с влиянием искусства восточных провинции Римской империи. В резьбе по кости отчетливо проступает античная традиция (ярким примером является замечательный диптих с изображением цирковых сцен, хранящийся в Эрмитаже).
       О связях со странами Ближнего Востока свидетельствуют некоторые типы серебряных сосудов и особенно — шелковые ткани.
       До  нас дошел ряд консульских  диптихов со светскими изображениями  на костяных пластинках, несколько  более поздние диптихи с церковными сценами, а также так называемые пиксиды (коробочки), религиозные сцены на которых иногда переданы со множеством реальных деталей.
       Большой известностью пользуется замечательная кафедра епископа Максимиана (середина VI в., Равенна, Архиепископский дворец), сплошь покрытая резными пластинками из слоновой кости с религиозными и орнаментальными изображениями. Изделия из серебра — различные чаши, блюда, кувшины, предметы культа и т. п.—также сохраняют в сюжетах и стиле своих изображений сильное влияние античной традиции, хотя наряду с ней в ряде памятников VI — VII веков развивается и иная графическая и орнаментальная манера трактовки образов.
       Прекрасной  коллекцией памятников византийского  серебра обладает Государственный Эрмитаж в Ленинграде- Подавляющее большинство этих вещей найдено на территории Советского Союза, главным образом в Приуралье, куда они попадали в обмен на высоко ценившиеся меха. В византийских шелковых тканях VI—VII веков сказывались связи с сасанидским искусством. 

       Искусство периода иконоборчества (VIII - IХ вв.)
       Процесс  становления  зрелого феодального  общества сопровождался обострением  классовой борьбы, проявившейся в  форме религиозных   движений:    иконоборчества и павликианства  (VIII —IX вв.).  Павликиане выступали  против социального неравенства,   требовали   отмены   церковной иерархии,     иконопочитания.     Иконоборчество,   отрицавшее   религиозные   изображения   как   пережиток   идолопоклонства, имело глубокие корни в идеологии, получившей особое распространение в восточных областях империи. Если иконоборцы истребили    многие    произведения    более раннего времени, то победившие в IX веке нкопопочитатели   в свою очередь    разрушили памятники искусства своих противников. Можно предполагать, что искусство иконоборцев опиралось на традицию светского античного искусства и заимствовало многое   от   народного   искусства   Востока. В числе  миниатюр так называемой  Хлудонской псалтири, хранящейся в Историческом музее в Москве, имеется ряд сцен, изображающих   иконоборцев.   Она   содержит   более   двухсот   рисунков   на   полях, представляющих   композиции,   подсказанные     рисовальщику    псалмами     псалтири.  В изображениях много наивной выразительности   в   жестах   фигур   и   их   позах;  попадаются  и совсем смелые,  плохо вяжущиеся   с   церковной   рукописью   рисунки.
       Проникновение народной струи в искусство крупнейших центров империи и IX веке можно наблюдать на примере мозаик снятой Софии и Фессалониках: в сохранившейся здесь в куполе сцене Вознесении, так же как в изображении Богоматери в апсиде заметны грубоватость исполнения неправильные пропорции угловатые складки и повороты, сочетающиеся с выразительностью отдельных персонажей.
       В период правления Македонской династии (867—1025 гг.) границы Византии вновь несколько расширились. В это время ведутся почти непрерывные войны с Болгарией, закончившиеся в 1018 году ее завоеванием. Все большее значение приобретает Киевское государство, с которым Византия вступает в тесные культурные и торговые контакты. В IX —XI веках (когда на смену Македонской династии приходит в 1081 г. династия Комнинов, представлявшая круги высшей знати) полностью утвердились феодальные отношения. С победой нконопочитания (IX в.) христианская церковь приобрела еще большее значение. Это получило свое выражение не только в общественно-политической и экономической ее роли, но и во всех областях идеологии. В отличие от Западной Европы, в Византии сохранился централизованный государственный аппарат, продолжали развиваться города с их оживленной торговлей и ремеслом, в частности художественным. Крупнейшим городом, имевшим огромное значение во всем средневековом мире, был Константинополь, этот, по выражению Маркса, «золотой мост между Востоком и Западом».
       К концу XI века внешнее положение империи осложнилось: на западе се теснили норманны, на востоке все большую силу набирали тюрки-сельджуки. В лице «союзников» — крестоносцев — Византия встретилась с опаснейшим врагом; после первого же похода (1096—1097 гг.) военное и экономическое положение империи резко ухудшилось. В течение всего XII века Византия вела тяжелые войны, ее экономика была подорвана, классовые противоречия обострились. Завершающим ударом явилось взятие столицы в 1204 году крестоносцами.
       Именно  в эпоху Македонской династии (после кратковременного возврата классицизма в придворном искусстве) формируется зрелый средневековый стиль, получивший свое наиболее яркое выражение в XI веке.
       Архитектура. О дворцах византийских императоров  мы знаем преимущественно из письменных источников, а также по некоторым фрагментарным археологическим данным. Известно, что дворцовые постройки представляли собой целый комплекс зданий, занимавших обширный квартал в восточной части города. Различные палаты — золотая, порфировая, медная и многие другие соединялись галереями и переходами. Здесь же располагались дворцовые церкви и часовни, террасы, сады и т. п. Формы и конструкции дворцовых построек, так же как и принципы их убранства, очевидно, имели много общего с сохранившимися до нашего времени христианскими храмами.
       К IX веку господствующим в церковной архитектуре становится крестовокупольный тип храма. Эта конструкция в наибольшей мере соответствовала задачам культа. В центре всех этих построек, увенчанных куполом на барабане, находилось подкупольное пространство, роль которого была аналогичной алтарю. К нему примыкали остальные части здания, образующие четыре ветви креста, перекрытые цилиндрическими сводами (иногда также куполами). Барабан купола и своды угловых помещений укрепляли четыре подкупольных столба. Переход от купола к опорам осуществлялся обычно с помощью парусов. Для памятников Греции характерно применение тромпов на восьми опорах. Общая композиция зданий с понижающимися углами приобретала как бы пирамидальный характер. Крестообразность храмов получала свое выражение не только в плане, но и во внешнем облике. К числу ранних константинопольских памятников крсстовокупольного типа относятся Аттик-Джами (середина IX в.) и церковь монастыря Липса (начало X в.).
       Живопись. Монументальная живопись IX—X веков.
         К началу этого периода в неразрывной органической связи с конструкцией зданий складывается система их внутреннего декоративного убранства. Церковное здание уподоблялось космосу, и в соответствии с этим существовала определенная иерархия в интерпретации пространства храма, делившегося сверху вниз на три зоны. Купол и барабан символизировали небо. В апсиде помещали фигуру Богоматери, олицетворявшую церковь земную, заступницу за человечество. Паруса с изображениями евангелистов и верхние части сводов с евангельскими сюжетами представляли как бы переход к земле, которой уподоблялись нижние части   храма.   Здесь   изображались   фигуры мучеников и святых.
       Крупнейший  деятель византийский церкви патриарх Фотий посвятил одну из своих гомилий (бесед) описанию мозаик, украшавших дворцовый храм, посвященный Богоматери. В этой церкви середины IX века в куполе был изображен Христос Пантократор (Вседержитель), окруженный ангелами; в апсиде находилась Богоматерь в молитвенной позе, с распростертыми руками, так называемая Оранта, далее располагались на сводах апостолы, мученики, пророки. Строгая система расположения изображений постепенно приобретала канонические формы и в известной мере отражала земную феодальную и придворную иерархию.
       Мозаики церкви святой Софии. Культура Византии и в это время не порвала с античностью. Это особенно заметно в искусстве константинопольской школы в первые десятилетия после восстановления иконопочитания. Сравнительно недавно раскрытые мозаики храма святой Софии дают представление о развитии столичного искусства в пределах от середины IX до середины XII века. Наиболее ранние (расположенные в алтарной час ти) изображения архангела Гавриила и Богоматери с младенцем (IX в.) хранят эллинистические традиции, напоминая никейские мозаики. Но при всем земном характере этих образов они отличаются глубокой одухотворенностью. Здесь еще сохранена свободная манера контрастного сопоставления разноцветных кубиков смальты. Позднее мозаики выкладываются более правильными рядами с постепенными переходами близких по тону кубиков.
       Над главной дверью, ведущей из нартекса в храм, изображен император Лев Мудрый, распростертый перед троном Христа (около 900 г.). Сцена напоминает о церемониях византийского двора, подробно описанных в сочинении византийского императора Константина Порфирородного. Лицо императора Льва портретно. Тяжелые складки богатых одежд следуют положению фигуры, но в кладке кубиков заметно усиление линейного начала.
       Сделанные во второй половине X века ретроспективные портреты императора Константина, подносящего Богоматери основанный им город, и Юстиниана — с моделью храма Софии, почти не имеют индивидуальных отличий. Подобные сцены подношения получили впоследствии широкое распространение в искусстве Византии и связанных с нею стран.
       Целая серия императорских портретов XI—XII веков расчищена в южной галерее храма. В них много условности при большом внимании к передаче различных деталей пышных многоцветных одежд. В их исполнении нарастает линейное начало. Однако и в наиболее поздних частях мозаик святой Софии лица не утрачивают объемной моделировки, фигуры сохраняют правильные пропорции. Полны глубокой одухотворенности лица Богоматери и Иоанна Крестителя в композиции деисуса (деисус — по-гречески сцена моления), созданной, по-видимому, во второй половине XII века. Благородный аристократизм лика Христа в той же композиции далек от суровой строгости Пантократора (Вседержителя) провинциальных памятников того же времени, манера исполнения отличается мягкой пластичностью.
       Миниатюра IX — X веков. Своеобразный классицизм константинопольской школы X века получил свое яркое выражение и в области книжной миниатюры. К этому времени относится ряд рукописей, подражающих старым образцам или копирующих таковые. Среди них преобладают рукописные книги религиозного характера, но встречаются и рукописи светского содержания, как, например, «Христианская топография» Косьмы Индикоплова. Большой известностью пользуются рукопись Григория Назианзина (ок. 880 г.) и особенно Псалтирь (начало X в., обе из Парижской национальной библиотеки). Миниатюры Парижской псалтири резко отличаются от тех, что украшают Хлудовскую: они исполнены не на нолях рукописи, а занимают целые листы кодекса и заключены в орнаментальные обрамления. Большое место отведено пейзажу, данному в перспективе, равно как и архитектурному фону. Часто используются аллегорические изображения, олицетворяющие реки, горы и т. п. Ночь, например, изображается в виде женщины с опрокинутым факелом и распростертым над головой покрывалом. В миниатюре «Давид, играющий на лире» рядом с представленным в образе юного пастуха Давидом находится аллегорическая фигура Мелодии.
       Монументальная  живопись XI—XII веков. В течение XI—XII веков усиливается спиритуалистический характер искусства. Фигуры утрачивают телесность, помещаются вне реальной среды, на золотом фоне. Архитектурный пейзаж или ландшафт приобретают условный характер. Элементы живописности, существовавшие ранее, вытесняются линейными изображениями. Колорит также становится условней.
       Константинопольские мастера работали не только на территории самой столицы. Об этом свидетельствуют  мозаики XI века церкви в Дафни (близ Афин). В Дафни можно наблюдать то органическое единство конструкции здания с его декоративным оформлением, которое характерно для византийского искусства зрелого периода. Мозаики хорошо обозримы, так как они расположены в верхних частях здания; в нижней части стены украшены мраморными плитами. Каждая сцена с большим искусством вписана в отведенное для нее пространство.
       Среди мозаик Дафни наиболее замечательны циклы сюжетов из жизни Христа и Богоматери. Трактовка фигур, позы, жесты, драпировка одежд свидетельствуют об использовании мастерами античных прототипов, но использовании творческом, подчиненном тем идеям, которые художники вкладывали в изображенные ими сцены. Глубокая продуманность всей композиции, лаконичность в передаче сюжета, одухотворенность образов, сдержанность жестов и тщательность в отборе деталей помогают сосредоточить внимание зрителя на внутренней характеристике участвующих лиц. Мозаики интересны многообразием композиционных решений и образных характеристик. Утонченное мастерство рисунка сочетается в этих мозаиках с богатством цветовых оттенков и большой живописной культурой. Все это придает мозаикам Дафни особое очарованно и красоту, свойственные произведениям высокого искусства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.