На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Министерство  Образования Российской Федерации 

Институт  Международных Связей 

Факультет Лингвистики 
 
 
 
 
 

Реферат

 
по специальности "Физическая культура" 

на тему: 

"Физическая  культура в общекультурной и  профессиональной подготовке студентов"        
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила: студентка 1 курса Мусалиева Р.К  

                Руководитель: Захарова Ирина Геннадьевна         
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Екатеринбург, 2011г. 

Содержание 
 
 

    Физическая  культура и спорт как социальные феномены общества ........................................................................................3
    Современное состояние физической культуры и спорта..............................................................................................9
    Основы законодательства физической культуры и спорта..........12
    Физическая культура личности.......................................................14
    Ценности физической культуры.....................................................17
    Физическая культура как дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности.......................................................................................18
    Целостные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту........................................................................21
    Основные положения организации физического воспитания в вузах..............................................................................................23
Заключение............................................................................................26
Список литературы...............................................................................27
1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
     Термин  «физическая культура» является центральным понятием всего физкультурного образования. Он встречается не только в профессиональной сфере, но и в обычной жизни.
Физическая  культура как социальное явление  функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. Она представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.
Теория  физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы. Как вид культуры физическая культура в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура — мера и способ всестороннего физического развития человека.
Физическая  культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения  личности через социально активную полезную деятельность.
Физическая культура так же представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К материальным относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. К духовным можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе спортивной деятельности, и тд. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).
Можно ли всякую деятельность, связанную  с физическими нагрузками (бытовую, трудовую, военную и т.д.) идентифицировать с физической культурой? Такое утверждение было бы неправильным. Культура – это, прежде всего, основной способ, а также мера человеческого развития. Не всякий труд или боевые действия развивают человека в гуманном направлении, нередко получается наоборот.
Когда в процессе эволюции человек начал  преобразовывать окружающую природу  не грубыми невежественными способами, а гуманными и целесообразными, когда человек пытался совершенствовать свою телесность, умственные и физические способности в соответствии с объективными законами – только тогда его деятельность можно назвать по-настоящему культурной. Отсюда, в самом первом приближении, физическая культура и есть способ и мера преобразования человека, его собственной природы и двигательных способностей.
Физическая  культура это вид культуры, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человека.
Принято выделять следующие  разделы физической культуры:
    Физическое  развитие — это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.). Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима груда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека.
 
    Физические  упражнения – движения или действия, используемые для развития физических качеств, внутренних органов и систем двигательных навыков. Это средство физического совершенствования, преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Это также и метод физического развития человека. Физические упражнения являются основным средством всех видов физической культуры.
 
    Физическое  совершенство - исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей, функционального состояния и психических качеств людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и в других сферах  жизни общества, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспособности человека. Конкретные признаки и показатели физического совершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе  и поэтому меняются по мере  развитием общества.
 
    Физическая  и функциональная подготовленность – результат физической подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками, и в развитии физических качеств. Одновременно увеличиваются физиологические резервы организма, обусловленные повышением уровня деятельности его функциональных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной, пищеварительной, выделительной и др.
 
    Психофизическая подготовленность – психологическая подготовка человека, осуществляющаяся в учебно-тренировочном процессе путем разностороннего влияния на психические функции, обеспечивая их активность, коррекцию и устойчивость. Например, совершенствуются такие психические качества, как смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, способность адаптироваться к резко меняющимся условиям окружающей природы и социальной среды.
 
    Двигательная  активность – активность человека, являющаяся одним из  обязательных компонентов здорового образа жизни. Заключается в использовании разнообразных двигательных действий, в том числе занятий физической культурой и спортом для обеспечения жизнедеятельности человеческого организма.
 
    Профессиональная  направленность физического  воспитания – это использование средств физической культуры и спорта для подготовки к высокопроизводительному качественному труду с помощью определенного профилирования физического воспитания с учетом особенностей выбранной профессии, способствующей обеспечению высокой работоспособности специалиста.
    Физическое  воспитание — приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях.
Может ли человек наращивать и укреплять  свою физическую культуру, улучшать ее показатели вопреки процессам биологического старения организма? Может ли конкретный пожилой человек быть признан субъектом высокой физической культуры не только среди своих сверстников? Может ли физически больной человек или человек, имеющий врожденные или приобретенные увечья, считаться человеком, который в полной мере обладает физической культурой? В отношении большинства иных видов культурного развития человека, как правило, даются утвердительные ответы. Вполне признано, что человек может на протяжении практически всей своей жизни наращивать и укреплять свою интеллектуальную или эстетическую, а тем более нравственную культуру.
Огромную  роль в понятии физическая культура играет спорт.
Спорт обычно считают сферой, состояние которой наиболее точно отражает успехи социума в деле совершенствования физической культуры.
Спорт в широком смысле определяется как собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, присущие этой деятельности.
Спорт является соревновательной деятельностью, т.к. он зародился в обществе исключительно  для эффективного развития человеческих способностей, а также для их объективного сравнения и оценки. Все остальные виды деятельности (труд, наука, искусство и др.), в которых также присутствует соревновательные начала, возникли и используются главным образом для производства материальных и духовных ценностей.
Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме  спортивной тренировки; вся система  спорта построена на таких его  глобальных установках, как углубленная  специализация, круглогодичная и многолетняя тренировка, обязательная система прогрессирующих поощрений за достижения и т.д.
Межчеловеческие отношения и нормы в спортивной деятельности приобретают характер исключительной конкретности и определенности. В частности, разрабатываются положения о соревнованиях, сами состязания осуществляются по единым, обязательным для всех участников, правилам, нарушения которых ведет к наказанию. Состав действий соревнующихся, строго унифицирован (вес снаряда, соперника, дистанции и др.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Современное состояние физической культуры и спорта 

     Забота  о развитии физической культуры и  спорта является важнейшей составляющей социальной политики государства, обеспечивающей воплощение в жизнь гуманистических  идеалов, ценностей и норм, дающей широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.
Огромный  социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России, поскольку это – наименее затратный и наиболее результативный способ морального и физического оздоровления нации.
Однако  в настоящее время физической культурой и спортом в стране занимаются всего 8–10% населения, тогда  как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 – 60%. Самая острая и требующая срочного решения проблема – низкая физическая подготовленность учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%.
В настоящее  время правовая и нормативная  базы в области физической культуры и спорта не позволяют осуществить права каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом. Бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере потребности спорта для всех, не созданы соответствующие условия.
Недостаточное количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом в значительной степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации, особенно на телевидении.
Серьезная проблема для сферы физической культуры и спорта – отток за рубеж квалифицированных  специалистов, тренеров и спортсменов. Это обусловлено, с одной стороны, высоким уровнем подготовленности наших специалистов, тренеров и спортсменов, востребованностью их на мировом уровне, а с другой – отсутствием условий для полноценной работы в нашей стране. Поэтому в условиях перехода России к рыночной экономике, демократическому обществу и принятия Россией общечеловеческих ценностей и идеалов к системе физической культуры и спорта предъявляются новые требования.
Эта система  в новых условиях призвана обеспечить комплексное решение проблем  развития человека и должна быть направлена на: 

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья людей;
– воспитание подрастающего поколения, способного противостоять негативным явлениям (таким, как наркомания, пьянство, табакокурение, асоциальное поведение и т.д.);
– консолидацию общества, укрепление единства и сплоченности нации;
– развитие народных и национальных систем физического воспитания, позволяющих полностью раскрыть национальные традиции народов России, их самобытность;
– воспроизводство здорового населения;
– подготовку к производственной деятельности и воинской службе;
– формирование у людей способности адаптироваться к сложным ситуациям и противостоять повышенным стрессовым нагрузкам;
– проведение досуговой деятельности в многообразных формах, способных удовлетворить интересы и потребности различных слоев населения;
– удовлетворение потребности в массовых спортивных зрелищах;
– создание мощной спортивной индустрии, входящей в качестве составного элемента в экономическую систему новой России;
– более эффективную социальную и физическую реабилитацию инвалидов;
– сохранение лидирующих позиций российских спортсменов в международном спортивном движении и ускорение процессов интеграции России в общемировую систему;
– создание новой идеологии освещения в средствах массовой информации (особенно на телевидении) вопросов физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
В целях  реализации новых социальных требований к системе физической культуры и  спорта необходимо осуществить комплекс первоочередных мер по улучшению  физкультурно-спортивной работы и формированию здорового образа жизни населения.
Одной из главных функций государства  является удовлетворение общих потребностей, в том числе потребностей в  здоровом образе жизни и в занятиях физкультурой и спортом. Сегодня  необходимо разработать единую стратегию  действий различных министерств  и ведомств, общественных организаций, ученых и специалистов. Эта стратегия должна быть направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления людей в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, по месту жительства, в местах отдыха.
3. Основы законодательства физической культуры и спорта.
      С переходом России в начале 1990-х  годов к новой политико-экономической  модели общественного развития, существенные изменения претерпела и система  физической культуры.
Основные  положения государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России были определены в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Концепцией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2009 г.
      Закон состоит из VII глав и регламентирует следующие положения:
    принципы  государственной политики в области  физической культуры и спорта, меры государственной поддержки;
    систему физической культуры и спорта в Российской Федерации, компетенцию органов государственной власти в области физической культуры и спорта, деятельность Олимпийского комитета России, физкультурно-спортивных объединений и физкультурно-спортивных организаций, спортивных школ и училищ олимпийского резерва, сборных команд РФ по видам спорта, взаимодействие с органами исполнительной власти, органов местного самоуправления и физкультурно-спортивных объединений, научно-методическое и техническое обеспечения развития физической культуры и спорта;
    пропаганду физической культуры и спорта;
    права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, общественных физкультурных организаторов и их социальная защита;
    ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта
В Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации дана характеристика современного состояния физической культуры и спорта в нашей стране. Так же определена основная цель государства в области физической культуры и спорта – оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоническое воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.
4. Физическая культура личности
     Физическая  культура, так же, как и общая  культура, имеет две части –  предметную и личностную. Это значит, что она существует как в виде конкретных материальных реалий, так  и в форме личностного достояния  человека, занимающегося физическими упражнениями.
Термин  «физическая культура личности» можно  выразить как реальную физкультурно-спортивную деятельность конкретного  человека, мотивом  которого является удовлетворение его индивидуальных интересов и потребностей в физическом самосовершенствовании. 

Основными признаками физической культуры личности можно считать:  
 
    систематические занятия физическими упражнениями для решения задач физического самосовершенствования;
    специальные физкультурные занятия, позволяющие с пользой применить их на практике;
    владение определенными двигательными умениями и навыками для решения лично значимых задач;
    владение достаточными организационно-методическими умениями построения своих самостоятельных физкультурно-спортивных занятий, т.к. самостоятельная физкультурная деятельность по праву считается высшей формой личной физической культуры
 
Личностное  развитие физической культуры предполагает наличие двух моделей самореализации:
    Прогрессивный вариант. Характеризует процесс постоянного преодоления противоречий, преодоления себя для нового полного раскрытия своих сил и способностей. В этом случае происходит непрерывное наращивание личностного потенциала через самоотрицание и самоопределение в результатах и процессе физкультурно-спортивной деятельности.
    Регрессивный  вариант представляет собой уход на узкие сферы самореализации, основой которого служат иллюзии прошлого опыта, успокоенности.
Неполнота выражения в физкультурно-спортивной деятельности порождает неудовлетворенность  ею, ее результатами, что ведет к  ограничению культурного пространства жизнедеятельности. Будучи интегрированным результатом гуманитарного образования, физическая культура личности как деятельностная категория проявляется в трех основных направлениях:
    Определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию.
    Является основой самодеятельного, инициативного самовыражения специалиста, проявления творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс своего профессионального труда.
    Отражает творчество личности, направленное на общественные отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности.
Важнейшими  объектами в физической культуре личности являются жизненно необходимые умения и навыки, умение вести здоровый образ жизни.
Рациональный  режим труда и  отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда. Вредные привычки(алкоголь, курение) являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей. Питание должно быть рациональным, прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.
Регулярные занятия физкультурой, которые входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности.
Важный  элемент здорового образа жизни - личная гигиена. Он включает в себя суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Важен так же и режим дня. Он имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Режим позволяет рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни.
5. Ценности физической культуры
Ценностный  аспект физической культуры представлен обширной совокупностью материальных и духовных ценностей, специально созданных для эффективного физического совершенствования человека.
Материальные  ценности воплощены в физкультурно-спортивных сооружениях (стадионы, бассейны, залы), специальном оборудовании и инвентаре (легкоатлетические и гимнастические снаряды, лыжи, мячи, тренажеры и т.д.)
Духовные  ценности физической культуры представлены исторически отобранными и апробированными  на практике физическими упражнениями, сконцентрированными в форме гимнастики, спорта, игры и туризма, основанных на физической активности.
Кроме того, к духовным ценностям физической культуры относятся накопленные  практикой и наукой специальные  физкультурные знания, отраженные в  соответствующих теориях физической культуры и спорта, и содержащиеся в различных методических пособиях, учебниках, монографиях, справочниках достижений, правилах соревнований.
При этом важно отметить, что все эти  предметные материальные, а также  духовные ценности значимы не сами по себе и не для всех, а лишь по мере их вовлечения в сферу физкультурной деятельности людей. Например, бассейн для человека, который не желает в нем заниматься, вряд ли представляет какую-то реальную ценность. Люди же, приобщенные к физической культуре, данные ценности осваивают, с пользой применяют, а по возможности и развивают
6. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности
Физическое  воспитание в высших учебных заведениях проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в следующих формах:
    Учебные занятия;
    Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями и спортом;
    Физические упражнения в режиме дня;
    Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.
 
Эти формы  взаимосвязаны, дополняют друг друга  и представляют собой единый процесс  физического совершенствования.
Учебные занятия (обязательные и факультативные) – основная форма физического  воспитания в высших учебных заведениях.
Учебная программа по физическому воспитанию – это программный документ, определяющий для всех ВУЗов основное содержание физического образования и воспитания, направленных на формирование личности студента. Учебная программа содержит два раздела – теоретический и практический.
Содержание  теоретического раздела программы  предполагает усвоение студентами упорядоченной  системы социальных, естественно-научных, психологических и специальных  знаний по физическому воспитанию и  спорту, формирование профессионального мышления будущих специалистов, направленного на активное и широкое использование средств физического воспитания во всех сферах жизнедеятельности.
Содержание  практического раздела программы направлено на формирование у студентов единства знаний и практических умений по физическим, психомоторным, профессионально значимым качествам, которые необходимы для организации здорового образа жизни, решения задач, возникающих в учебной, профессиональной, общественной, бытовой сферах жизнедеятельности. 
Курс  физического воспитания в высших учебных заведениях предусматривает:
    Воспитание  у студентов высоких морально-волевых  и физических качеств и общечеловеческих ценностей (совести, честности, порядочности, патриотизма, трудолюбия, сознательной дисциплины, воли и т.д.);
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.