На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансирование инновационной деятельности в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФГАОУ ВПО
«Южный  Федеральный Университет»
Институт  Архитектуры и искусства 

                                                                                    Кафедра МГАИ 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине: «Инновационный менеджмент»
на тему:
  «Финансирование инновационной деятельности в РФ»».  
 
 

                                                                                      Выполнила:
                                                                                      ст-ка группы М-41
                                                                                      Ильченко А.С.
                                                                                Проверил:
                                                                                  Челбин С.М. 
 
 

                                               
 

                                                  Ростов-на-Дону
2011г. 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………….2
1. Понятие инноваций и сущность инновационной деятельности……………………3
2.  Роль  системы финансирования в инновационной  деятельности…………………10
3.Финансирование инновационной деятельности в РФ.
     3.1.Основы  финансирования инновационной деятельности………………….12
     3.2.Источники финансирования инноваций в РФ……………15
     3.3.Государственное финансирование инновационной деятельности...21
     3.4.Фонды  поддержки инновационной деятельности…………………..
     3.5.Внебюджетное  финансирование инновационной деятельности……
4. Современные  формы финансирования инновационной  деятельности в РФ……..30
5. Венчурное финансирование инновационных проектов…………………………….
Заключение………………………………………………………………………...32
Список  литературы…………………………………….34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Введение 

       В сложившихся современных экономических условиях инновационная деятельность занимает важное значение в жизни общества. Поэтому развитие инновационной деятельности требует особого внимания, в связи с этим проблема финансирования инноваций является весьма актуальной. Инновационная деятельность  требует значительных инвестиций, связанных с развитием ресурсного, кадрового и информационного потенциала организаций. В силу этого формирование финансовой базы для осуществления инноваций является важным элементом государственной научно-технической политики, для реализации которой должны быть привлечены ресурсы из различных источников, при этом необходимо учитывать, что формы и методы привлечения ресурсов даже не остаются постоянными в связи с изменением хозяйственной практики.
       Инновационная деятельность, как  правило, характеризуется достаточно высокой степенью неопределенности и риска, поэтому важными принципами системы финансирования инноваций являются множественность источников, гибкость и адаптивность к быстро меняющейся среде инновационных процессов.
     Основной проблемой являются сами источники финансирования инновационной деятельности, так как они представляют собой наиболее рисковое направление финансовой деятельности в сфере инноваций.
  Цель данной курсовой работы -  рассмотреть и изучить основные источники финансирования инновационной деятельности и выявить формы финансирования инновационной деятельности в РФ.
          Основные задачи  курсовой  работы:
    определение основ финансирования инновационной деятельности;
    рассмотрение основных источников финансирования инноваций;
    изучение форм финансирования инновационной деятельности в РФ;
    рассмотрение такой формы финансирования как венчурное финансирование
 
 
 
     1.Понятие  инноваций и сущность  инновационной деятельности.
     Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. 
     Период  времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.          
     В мировой практике принято различать научно- исследовательскую, научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки.
          В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.  

     Этапы инновационного процесса: 
1. Фундаментальные исследования проводятся в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях. Финансирование осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе.  
2.Исследования прикладного характера осуществляются в научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета (государственные научные программы или на конкурсной основе), так и за счет заказчиков. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большой долей неопределенности, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательного результата. Именно с этого этапа возникает возможность риска потери вложенных средств и инвестиции в инновацию носят рисковый характер и  
 

называются  рискоинвестициями, а коммерческие организации, занимающиеся рискоинвестициями, - рискофирмами (венчурными).  
3.Опытно-конструкторские и экспериментальные разработки проводятся как в специализированных лабораториях, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных предприятий. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организации.
4.Производство. Осуществляется процесс коммерциализации от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта. На данном этапе, как правило, требуются большие инвестиции в производство для создания или расширения производственных мощностей, подготовки персонала, рекламной деятельности и др.
          Для осуществления роста объемов производства, расширения рынков сбыта, повышение конкурентоспособности и обеспечение условий для окупаемости риска инвестиций на этом этапе инвестиционного процесса проводится эмиссия ценных бумаг. Она позволяет привлечь дополнительные инвестиции, обеспечить их прибыльное использование при условии поддержания конкурентоспособности продукции, услуги и организации в целом. На этом инновационный процесс завершается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.  Роль системы финансирования в инновационной деятельности.   
      Развитие инновационной деятельности, как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне государства в целом предполагает создание хорошо обоснованной системы финансирования. Только в этом случае могут быть созданы необходимые условия для накопления и маневра финансовыми средствами и возможность их концентрации на ключевых направлениях инновационной политики.
     Основные  задачи и содержание системы финансирования инноваций.
          В разветвленной структуре финансовых взаимосвязей, которые имеют
место в экономике России, финансы предприятий и организаций, занимающихся производством товаров или услуг, занимают определяющее положение, так как обслуживают основное звено общественного производства, где и создается основная масса материальных и нематериальных благ (товаров производственно-технического назначения, предметов потребления, новой научно-технической информации и других интеллектуальных продуктов).
       В условиях регулируемых рыночных отношений система финансирования инновационной деятельности имеет свою специфику и выступает как составной элемент финансовой политики государства. 

     Эта система призвана обеспечивать решение следующих задач:
1. Создание  необходимых предпосылок для  быстрого и эффективного
внедрения технических новинок во всех звеньях  народнохозяйственного
комплекса страны, обеспечения ее структурно-технологической перестройки.
2. Сохранение  и развитие стратегического научно-технического  потенциала в приоритетных направлениях развития.
3. Создание  необходимых материальных условий  для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж. 

     Элементами  этой системы выступают:
• совокупность источников поступления денежных средств;
• механизм аккумуляции денежных поступлений  и их вложения в инвестиционные
проекты и целевые программы;
• механизм контроля за инвестициями, включая систему возвратности и
оценки  эффективности использования собственного и заемного капиталов.
     Финансовый  механизм реализации инновационной политики должен представлять собой систему ресурсного обеспечения всего инновационного цикла, включая стадии разработки, промышленного производства и эксплуатационного применения инноваций на основе, как прямого финансирования, так и использования методов косвенного регулирования, направленных на экономию финансовых ресурсов у субъектов хозяйствования – участников инновационного процесса.
     Рациональная  система финансирования всегда нацелена на повышение
объема  и эффективности использования  финансовых ресурсов. Рост финансовой отдачи — это тот важнейший обобщающий показатель, на основе которого оценивается не только действенность проводимой финансовой политики, но и конечные результаты конкретной практической работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Финансирование инновационной деятельности в РФ. 

     3.1.Основы финансирования инновационной деятельности.
     Финансирование  инновационной деятельности осуществляется путем выделения средств из федерального бюджета для разработки, производства, испытаний новой техники и технологий в рамках президентских и иных федеральных инновационных программ развития новой техники и технологий.
     Объем финансирования программ определяется Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
     Отдельной строкой в бюджете выделяется финансирование федерального фонда  производственных инноваций. Размер его  не может быть ниже 1,5% от общего объема государственных инвестиций.
     Государственные заказчики и исполнители работ (услуг) вправе привлекать внебюджетные источники финансирования, в том  числе собственные средства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2. Источники финансирования инновационной деятельности в РФ.
     Финансирование инновационной деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, а также из внебюджетных источников, включая:
    средства предприятий и организаций (в том числе с иностранным участием), осуществляющих инновационную деятельность;
    средства коммерческих, инвестиционных и ипотечных банков, инвестиционных компаний и фондов, страховых организаций, государственных и муниципальных инновационных фондов, инновационно-венчурных фондов и иных инвесторов;
    средства зарубежных инвесторов и международных общественных организаций и фондов;
    средства физических лиц;
    иные внебюджетные источники, направляющие инвестиции на финансирование инновационной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
     Все инновационные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных  вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством РФ.
     Классификация форм и источников финансирования на территории РФ показана в таблице 1.  
 
 
 
 
 

Таблица 1.
Формы финансирования Источники финансирования
Собственные финансовые ресурсы Прибыль; Амортизационные отчисления;
Средства, выплачиваемые страховыми компаниями в виде возмещения потерь от стихийных бедствий, аварий и пр.
Заемные финансовые ресурсы Облигационные займы; Банковские  кредиты;
Бюджетные кредиты.
Бюджетное финансирование Государственные бюджет РФ; Республиканские бюджеты;
Местные бюджеты и внебюджетные фонды.
Лизинговое  финансирование Финансовый  лизинг; Оперативный лизинг.
Венчурное финансирование Государственные дотации; Средства  крупных компаний, в т.ч. банков;
Финансовые  вложения отдельных граждан (“ангелов”)
Проектное финансирование Капитал крупных  финансово-промышленных групп; Финансовые  ресурсы банков.
Краткосрочное финансирование “стартовых” инвестиционных возможностей малого бизнеса путем  развития системы франчайзинга Финансовые  ресурсы крупных предприятий, имеющих известную торговую марку, признание в деловом мире.
Ипотечное финансирование Денежные средства государства; Ипотечные кредиты, предоставляемые банками  населению и хозяйствующим субъектам;
Прибыль финансовых компаний от продажи ипотечных  кредитов (обязательств) на вторичном рынке.
Иностранные инвестиции Капитал иностранных  юр. и физ. лиц.
Международные инвестиции Средства международных  фондов, Всемирного банка, страховых  компаний и др.
 
     3.3.Государственное финансирование инновационной деятельности.
       Государственное финансирование  предусматривает сочетание целевого  финансирования инновационных программ  и проектов и государственной  поддержки инновационного предпринимательства.
       Государство оказывает поддержку базисным и улучшающим инновациям, включенным в федеральные и региональные государственные инновационные программы. Эта поддержка оказывается в формах:
    прямых инвестиций за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации в базисные инновации в соответствии с перечнем проектов инновационной программы;
    предоставления налоговых и таможенных льгот, налоговых кредитов в инновационные программы, в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и субъектов Федерации;
    содействия формированию инновационной инфраструктуры (технопарков, технополисов, технологических инкубаторов и т.п.) и подготовке кадров для инновационной деятельности за счет бюджета и внебюджетных средств.
     При реализации федеральной и региональной инновационной политики осуществляются меры по поддержке малого и среднего инновационного предпринимательства. Эти меры и направляемые на них средства выделяются в государственных программах поддержки инновационной деятельности и поддержки малого предпринимательства.                               
     В целях защиты государственных расходов, направляемых на финансирование инновационной деятельности из федерального бюджета, в классификацию расходной части федерального бюджета дополнительно вводится статья "Инновации и инновационная деятельность". 
 
 
 
 

     Средства, выделяемые из федерального бюджета, направляются на финансирование:
    федеральных целевых инновационных программ и высокоэффективных инновационных проектов;
    программ государственной поддержки инновационной деятельности;
    закупок инновационной продукции для государственных нужд; государственных организаций и предприятий, осуществляющих инновационную деятельность;
    формирования государственных инновационных фондов.
 
     Поддержка эффективных инновационных проектов предусматривает следующие формы участия государства в их финансовом обеспечении:
    централизованные инвестиционные кредиты на возвратной основе;
    закрепление в государственной собственности части акций предприятий, осуществляющих инновационную деятельность;
    государственные гарантии по инвестиционным кредитам, предоставляемым российскими и зарубежными кредитно-финансовыми учреждениями субъектам инновационной деятельности.
 
     Право на получение государственной поддержки, в том числе в форме государственных  гарантий, предоставляется субъектам  инновационной деятельности, как  правило, на конкурсной основе.
     Отбор исполнителей инновационных проектов осуществляется по результатам открытых или закрытых торгов (конкурсов). Победителями конкурса являются субъекты инновационной  деятельности, предложившие наиболее выгодные условия реализации инновационных проектов.
       Право на участие в конкурсе  инновационных проектов предоставляется  научно-исследовательским и проектным  организациям и предприятиям, осуществляющим  инновационную деятельность, независимо  от организационно-правовых форм  и форм собственности. 

     3.4.Фонды поддержки инновационной деятельности.
       В целях финансовой поддержки  базисных и улучшающих инноваций  Правительством Российской Федерации,  исполнительными органами субъектов  Федерации и органами местного  самоуправления создаются федеральные,  региональные и муниципальные инновационные (инновационно-венчурные) фонды, в которые могут привлекаться средства частных и зарубежных инвесторов.
     Государственные инновационные фонды  создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и могут выполнять функции поручителей и гарантов по обязательствам субъектов инновационной деятельности.
       Деятельность государственных инновационных  фондов финансируется за счет  средств федерального бюджета,  бюджетов субъектов Российской  Федерации, а также доходов от собственной деятельности, включая доходы по процентам за кредиты, предоставляемые субъектам инновационной деятельности, доходы от иных финансовых операций, не противоречащих законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации. 

     Инновационно-венчурные  фонды, создаваемые для поддержки малого инновационного предпринимательства, действуют в соответствии с правовым режимом, установленным для специализированных фондов поддержки малого предпринимательства законодательством Российской Федерации.
       Инновационно-венчурные фонды осуществляют  прямые инвестиции в эффективные инновационные проекты малых предприятий и участвуют в управлении реализацией проектов, а также осуществляют другие меры поддержки малых инновационных предприятий.
       Инновационно-венчурные фонды формируются  за счет средств организаций и предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, средств банков, страховых компаний и иных финансовых институтов и специализируются на инвестициях в акционерный капитал инновационных предприятий, создаваемых для реализации рисковых инновационных проектов. 

     3.5.Внебюджетное финансирование инновационной деятельности.
     Внебюджетные  средства на финансирование инновационной  деятельности привлекаются из государственных  и негосударственных источников.
       Субъекты инновационной деятельности  самостоятельно определяют источники, структуру и способы привлечения внебюджетных средств.
     Собственные средства организаций и предприятий, которые разрешается использовать на осуществление инновационной  деятельности, включают нераспределенную прибыль за вычетом налогов, дивидендов и банковских процентов, полученную как внутри страны, так и за рубежом; амортизационные отчисления; накопления в виде доходов от инвестиций в ценные бумаги, средств от продажи и аренды активов, выплат органов страхования; движимое и недвижимое имущество, в том числе здания и сооружения, земельные участки, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, оснастку и инструмент, любое другое имущество, используемое в производстве или обладающее ликвидностью; промышленную, научно-техническую и интеллектуальную собственность; имущественные права, в том числе права пользования землей и другими природными ресурсами, права аренды имущества, имущественные права, вытекающие из авторского и патентного права (секреты производства, лицензии на передачу прав промышленной собственности - патентов на изобретения, свидетельств на полезные модели и промышленные образцы, товарные знаки и фирменные наименования, сертификаты на продукцию и технологию производства и др.), а также акционерный капитал (средства от размещенной эмиссии акций).
     Затраты на выполнение работ инновационного характера, в том числе затраты  на проведение научно-исследовательских  работ, приобретение патентов, лицензий и "ноу-хау", включаются в себестоимость  продукции. Разрешается применение методов ускоренной амортизации при осуществлении инновационной деятельности.
     Финансирование  инновационной деятельности за счет средств инвесторов реализуется  в форме кредитных инвестиций, инвестиций в ценные бумаги (акций, облигаций, векселей), имитируемые субъектами инновационной деятельности; прямых вложений в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, осуществляемых на основе заключения партнерских соглашений о совместном ведении инновационной деятельности; путем использования финансового лизинга и иных способов привлечения инвестиций, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
       Субъекты инновационной деятельности с целью осуществления инновационных проектов, реализация которых связана с высоким уровнем финансового риска и неопределенностью коммерческого результата, могут использовать различные формы кооперации при финансировании и реализации рисковых инновационных проектов, включая создание венчурных фондов, а также заключение партнерских соглашений на всех стадиях разработки, освоения и внедрения инноваций.
       Венчурные фонды формируются за счет средств организаций и предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, средств банков, страховых компаний и иных финансовых институтов и специализируются на инвестициях в акционерный капитал инновационных предприятий, создаваемых для реализации рисковых инновационных проектов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Современные формы финансирования инновационной деятельности в Российской Федерации.
     Основные  формы финансирования инновационной деятельности:
     Дефицитное  финансирование возможными инвесторами являются: правительства иностранных государств, международные финансовые институты, предприятия и организации РФ. Получатель заемных средств - Правительство Российской Федерации. Носит нецелевой характер финансирования, вызывает рост внешнего и внутреннего государственного долга и увеличение расходной части бюджета.
     Акционерное (корпоративное) финансирование возможными инвесторами являются: Коммерческие банки, институциональные инвесторы. Получатели: корпорации, предприятия. Минусы: работа только на рынке ценных бумаг, а не на рынке реальных проектов, высокий уровень риска инвестора
     Проектное финансирование. Возможные инвесторы: международные финансовые институты, коммерческие банки, отечественные предприятия, иностранные инвесторы, институциональные инвесторы. Получатели: инвестиционный проект, инновационный проект. Плюсы: носит целевой характер финансирования, распределение рисков, гарантии государств — участников финансовых учреждений. Минусы: высокий уровень контроля, зависимость от инвестиционного климата, высокий уровень кредитных рисков.
     Доступными формами финансирования инновационной деятельности для отдельных предприятий являются акционерное финансирование и проектное финансирование. 
 
 
 
 

     С развитием рыночной экономики могут  развиваться новые формы и  новые источники финансирования проектов. Их структура может меняться в зависимости от изменения конъюнктуры  рынка, финансово-экономического положения страны, финансовой устойчивости организаций и др.
     Бюджетные ассигнования. Важнейшим финансовым источником, обеспечивающим решение крупномасштабных научно-технических проблем, являются средства государственного бюджета. 
     За  счет бюджетных средств выполняются целевые комплексные программы, финансируется деятельность ГНЦ, формируется РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований), а также Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.