На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Источники финансового права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство  образования и науки Российской Федерации 

     Федеральное государственное бюджетное образовательное
     учреждение  высшего профессионального образования
     «Комсомольский-на-Амуре  государственный
     технический университет» 
 
 

                    Кафедра «Юриспруденция» 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА
     По дисциплине: «Финансовое право» 

      Источники финансового права 
 
 
 
 

     Студент группы ЮР08                                             Е.В.Яковлева
     Предователь                                                              С.И.Чащина 
 
 
 
 

     2011 
 

 

                                               Содержание 

Введение…...……………………………………………………………...……….3
Глава 1. Понятие  и система источников финансового  права…….…………….9
1.1 Нормативный правовой акт - основной источник финансового права…..11
1.2 Пределы действия, применение и толкование нормативных финансово-правовых актов…………………………………………......................................16
Глава 2. Действие финансово – правовых актов во времени…………………17
2.1 Действие нормативных финансово-правовых актов в пространстве и по кругу лиц…………………………………………………………………………21
2.2 Нормативный договор и судебный прецедент как источники финансового права……………………………………….……………………………………...26
Заключение.............................................................................................................28
Список использованных источников………………….………......……………31 

 

                                                    Введение 

     Цель  и задача курсовой работы, раскрыть понятие и систему источников финансового права. В данной курсовой работе, я опишу и раскрою структуру нормативно - правовых актов Российской Федерации, содержащие финансово - правовые нормы, а так же структуру нормативного договора и судебного прецедента.
     1В теории финансового права проблематика источников финансового права не является совершенно новой. Однако в недавнем прошлом она связывалась исключительно с нормативными правовыми актами. В современных условиях финансовое право и, соответственно, его источники стали развиваться особенно активно.
     Прежде  всего, появилось большое число  новых и отменено много устаревших нормативных финансово-правовых актов. Особо значимым явлением в самом  конце XX века стало принятие кодифицированных нормативных финансово-правовых актов: Бюджетного кодекса РФ и Налогового кодекса РФ. Кроме того, под влиянием демократизации общественной жизни  и движения страны по пути рыночной экономики, а также интеграции Российской Федерации в мировое сообщество изменились принципы, формы правового  регулирования финансов. Логическим следствием данных обстоятельств явилось  активное развитие финансового права. В частности, в финансово-правовой науке, как и отечественной юриспруденции  в целом, в качестве источника  финансового права все чаще стал признаваться нормативный договор  и судебный прецедент. Наконец, весьма активным стал вопрос о включении  в систему источников российского  финансового права международных  финансово-правовых актов, число которых  с каждым годом возрастает.
     2Анализируется структура финансового законодательства и система источников финансового права, а также значение подзаконных нормативно-правовых актов. Всесторонне рассматриваются причины, обусловливающие становление судебного прецедента. В качестве источника финансового права, выявляются признаки отличающие судебный прецедент от нормативно-правового акта.
     Развитие  финансового права в целом  и формирование источников финансового  права в России проходило синхронно  в четыре этапа. В диссертационном  исследовании обозначается следующая  периодизация развития финансового  права и его источников: 1) с  конца XIX века — до начала XX века; 2) с 1917 года - до 40-х гг. XX века; 3) с 40-х  гг. - до конца 80-х гг. XX века; 4) с начала 90-х гг. - до настоящего времени. На каждом этапе происходили изменения  в экономической, политической жизни  страны, которые отразились на системе  источников финансового права и  послужили толчком для формирования новых источников финансового права  в России.
     На  основе Бюджетного и Налогового кодексов РФ, в данных нормативных правовых актах налоговое, бюджетное законодательство рассматриваются в узком смысле, поскольку включают в себя только федеральные законы, принятые законодательными (представительными) органами власти РФ, субъектов РФ и представительными органами муниципального образования по вопросам публичных финансов.
     Иные  нормативные правовые акты, регулирующие публичные финансы, являются источниками  финансового права, но не входят в  структуру финансового законодательства, определенную Бюджетным, Налоговым  кодексами РФ' и Федеральным законом  «О валютном регулировании и валютном контроле». Не входят в эту систему  сегодня: а) «неналоговые» законы, содержащие налоговые нормы (в частности, Федеральный  закон «Об» образовании», Федеральный  закон «О' государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»); б) нормативные правовые акты, принятые органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, а также нормативные правовые акты, принятые исполнительными органами муниципальных образований по вопросам публичных финансов.
     Налоговые нормы, содержащиеся в «неналоговых законах» не противоречащие части второй Налогового кодекса РФ следует включить в состав налогового законодательства, определенного в ст. 13 Налогового кодекса РФ. Законы, содержащие налоговые нормы, следует разделить на две группы: а) на налоговые законы; б) на «неналоговые» законы, содержащие налоговые нормы. «Неналоговые» законы, содержащие налоговые нормы, должны действовать и после введения в действие части второй Налогового кодекса РФ, если они не будут противоречить положениям части второй Налогового кодекса РФ.
     Недопустимо исключать указы Президента РФ из системы нормативных финансово-правовых актов о налогах и сборах, ибо это противоречит п.2 ст. 490 Конституции РФ, где записано, что Президент РФ издает указы, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ. При этом сфера принятия указов Президента РФ Конституцией РФ не ограничена. Указы Президента РФ, не являясь необходимым актом регулирования налоговых отношений сегодня, могут оказаться востребованными завтра.
     В ходе проведенного анализа судебной практики обосновывается необходимость  дополнить часть первую Налогового Кодекса РФ статьей, озаглавив ее следующим образом: «Применение  налогового законодательства по аналогии». Предлагается ее следующая редакция:
     5"В случаях, когда предусмотренные статьей 2 Налогового кодекса РФ' отношения прямо не урегулированы законодательством о налогах и сборах применяется законодательство о налогах и сборах, регулирующее сходные отношения (аналогия закона), если это не ухудшает положение налогоплательщика.
     При невозможности использования аналогии закона, пробел восполняется исходя из общих начал законодательства о  налогах и сборах (аналогия права). При этом применение аналогии права  не должно приводить к ухудшению  положения налогоплательщика".
     Исходя  из анализа действия нормативных  финансово-правовых актов во времени (в частности момента вступления финансово-правовых актов в силу), выявлены нормы, не соответствующие  Конституции РФ. Предлагается внести изменение в п. 2 ст. 5 Бюджетного кодекса  РФ, изложив его в следующей  редакции: «Закон о бюджете принимается  на финансовый год и вступает в  силу со дня его официального опубликования».
     Официальное толкование нормативных финансово-правовых актов не должно осуществляться законодательными органами власти. Их функции должны сводиться только к законотворческому  процессу, к разработке, принятию нормативно-правовых актов. Официальное толкование должны осуществлять непосредственно правоприменители:
     Конституционный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ.
     В ходе проведенного анализа юридической  литературы и нормативных правовых актов выявлено положение, согласно которому отказ от внутрифедерального договорного способа регулирования  бюджетных отношений возможен" только в случае исключения п.З ст. 11 из текста Конституции РФ; что представляет собой долговременную процедуру. Поскольку " возможность заключения внутрифедеративных договоров предусмотрена Конституцией РФ, то можно предположить еще длительное существование названной формы правовых актов.
     6Источником финансового права следует признавать судебный прецедент, выраженный в решениях Конституционного суда РФ о признании неконституционными федеральных законов и иных нормативных актов, предусмотренных ст. ст. 3, 22 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ».
     Решения Конституционного суда РФ удовлетворяют  требованиям источника финансового  права в качестве судебного прецедента по следующим признакам:
     Во-первых, принятие решения осуществляется высшей по статусу судебной инстанцией.
     Во-вторых, прецедент может быть создан как  единственным решением, так и серией решений.
     В-третьих, решение содержит ответ на вопросы  не факта, а права.
     В-четвертых, норма права или правовой принцип  содержится в мотивировочной части  судебного решения.
     В-пятых, публикация прецедентов в регулярных судебных отчетах.
     В-шестых, обязательность решений.
     В-седьмых, прецедент, по общему правилу, имеет  как ретроспективное, так и перспективное  действие во времени, т.е. рассчитан  на многократное применение.
     В-восьмых, юридическая сила прецедента выше, чем у закона. 
 

 

      Глава 1. Понятие и система источников финансового права 

     7Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).
     В настоящее время расширяется  сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось  большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о  налогах различных видов, о государственном  внутреннем долге и т.д. Прежде эти  сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов  государственного управления
     8Итак, источники финансового права Российской Федерации – это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. Под источниками финансового права принято понимать способ внешнего выражения правовых норм.
     9Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области планомерного образования, распределения и использования денежных фондов государством, субъектами Федерации, местным самоуправлением и юридическими лицами в целях осуществления их функций.
     Финансовое  право — это самостоятельная  отрасль российского права. Такой  подход к финансовому праву обусловлен наличием специфического предмета и  метода правового регулирования, источников права.
     Предметом финансового права являются финансовые отношения, которые возникают в  процессе финансовой деятельности государства (образования, распределения и использования  фондов денежных средств).
     К предмету финансового права в  частности относятся закрепление  структуры финансовой системы, распределение  компетенции в данной области  между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование  на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.
     Таким образом, с помощью финансового  права государство регулирует общественные отношения, складывающиеся в области  финансовой деятельности, которые принято  называть - финансовые правоотношения.
     Финансовые  правоотношения - это общественные отношения, которые возникают в  процессе создания, распределения, использования  фондов денежных средств и регулируются нормами финансового права; их участники  связаны взаимными юридическими правами и обязанностями.
     Финансовые  правоотношения, входящие в предмет  финансового права, отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено многозвенностью  финансовой системы, ее связью со всеми  структурами общественного производства и распределения.
     Применительно к институтам финансового права  можно выделить: бюджетные правоотношения; налоговые и неналоговые правоотношения; финансовые правоотношения в областях государственного кредита, страхования, банковской деятельности; правоотношения, возникающие при осуществлении  государственных расходов; финансовые правоотношения в области денежного  обращения и расчетов; валютные правоотношения.
     10Отличие финансовых правоотношений от других видов правоотношений состоит в следующем:
     · возникают в процессе финансовой деятельности государства;
     · одним из субъектов этих правоотношений должен быть соответствующий орган  государственной власти;
     · возникают по поводу денег — платежа  в доход государства, государственного расхода и т. д.
     Эти отличительные черты, рассматриваемые  в их единстве, придают финансовым правоотношениям характер государственно-властных имущественных (денежных) правоотношений, выделяют финансовые правоотношения из других видов правоотношений. Например, административные штрафы хотя и являются денежными, но они не связаны с  финансовой деятельностью государства. Поэтому подобные отношения регулируются нормами административного права. 

     1.1 Нормативно правовой акт, как основной источник финансово        права 

     1. Основным источником финансового  права в Российской Федерации  является нормативный правовой  акт. Он представляет собой  результат правотворчества органов  государственной власти и местного  самоуправления, в которых содержатся  нормы финансового права.
     К нормативно-правовым актам как источникам финансового права относятся:
     11а) Конституция Российской Федерации. Многие ее нормы имеют прямую финансово-правовую направленность. Это норма ст. 57, устанавливающая обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы; норма ч. 3 ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом; норма п. «з» ст. 71, закрепляющая в ведении Российской Федерации федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; норма ч. 4 ст. 75, устанавливающая, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе; ч. 5 ст. 101, учреждающая Счетную палату для контроля за исполнением федерального бюджета; ч. 3 ст. 104, устанавливающая, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; ст. 106, закрепляющая, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета, б) федеральных налогов и сборов; ч. 1 ст. 114, устанавливающая, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.
     б) Финансово-правовые нормы содержатся также в законодательных актах  Российской Федерации и субъектов  РФ, прежде всего в некоторых федеральных  конституционных законах (т.е. тех, которые  приняты по вопросам, предусмотренным  Конституцией РФ). В их числе - ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» от 18 ноября 1994 г., принятый в соответствии со ст. 101 Конституции РФ и определяющий компетенцию и порядок деятельности органа государственного финансового контроля.
     Наиболее  важное место в системе источников финансового права занимают кодексы, т.е. законы, включающие систему норм, наиболее полно регулирующие определенный круг общественных отношений. В 1998 г. принят Налоговый кодекс РФ (часть первая), регулирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения по поводу налогового контроля и ответственности за совершение налогового правонарушения. 12Кроме того, кодифицированным источником финансового права является Бюджетный кодекс РФ, принятый 17 июля 1998 г. и регулирующий отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса.
     13К законодательным актам Российской Федерации относятся и федеральные законы, содержащие финансово-правовые нормы и являющиеся поэтому источниками финансового права. Особое место среди них занимают законы, устанавливающие те или иные налоги и порядок их взимания. Например, Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость», Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и др. Все нормы, составляющие такого рода законы, являются финансово-правовыми. Вместе с тем имеются федеральные законы, которые являются источником финансового права не полностью, а лишь в определенной части. Примером может служить ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», содержащий финансово-правовые нормы, регулирующие основы построения муниципального бюджета, организацию муниципальных займов и др.
     Источником  финансового права являются и  законы субъектов Российской Федерации, содержащие финансово-правовые нормы, которые принимаются в пределах компетенции этого субъекта в  области финансов. Среди них - ежегодно принимаемый закон о бюджете  субъекта РФ на предстоящий финансовый год. Кроме того, почти все субъекты РФ имеют законы о бюджетном процессе в том или ином субъекте РФ, многие - законы о порядке предоставления налоговых льгот в том или ином субъекте РФ и т.д.
     в) 14Среди нормативно-правовых актов как источников финансового права выделяются указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента РФ в сфере финансово-правового регулирования разнообразны. В основном, указы Президента РФ в сфере финансов носят организационный характер, т.е. содержат поручения органам государственной власти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов. Таковы, в частности, указы «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля» от 25 июля 1996 г., «О неотложных мерах по обеспечению финансовой стабилизации в стране» от 16 июля 1998 г, «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации» от 14 мая 1998 г.
     15г) Постановления Правительства РФ также являются источниками финансового права в случаях, когда содержат финансово-правовые нормы. Число постановлений Правительства РФ по вопросам государственных финансов очень велико. В частности, это постановления, регулирующие основные условия выпуска и обращения государственных ценных бумаг, устанавливающие ставки таможенных пошлин и т.п. Аналогично федеральному уровню источниками финансового права являются акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
     д) Часто источником финансового права  являются ведомственные нормативно-правовые акты. Основное место среди них  занимают инструкции и письма Министерства по налогам и сборам РФ, Министерства финансов РФ, а также Государственного таможенного комитета РФ.
     Все ведомственные финансово-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, в соответствии с актами Президента РФ и Правительства  РФ. Ведомственные нормативно-правовые акты как источники финансового  права приобретают юридическую  силу после их государственной регистрации  в Министерстве финансов РФ, осуществленной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г., которым утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
     е) Источником финансового права являются и локальные нормативно-правовые акты, содержащие финансово-правовые нормы. В частности, таковыми являются уставы и решения ученых советов государственных  высших учебных заведений, затрагивающие  вопросы их финансовой деятельности и содержащие, соответственно, финансово-правовые нормы.
     2. Помимо нормативно-правового акта  в качестве источника финансового  права в последние годы стал  выступать нормативный договор. В данном случае в качестве источника финансового права выступают международные договоры Российской Федерации с другими странами в сфере налогообложения. К примеру. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 2 марта 1994 г. «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества» Соглашение между
     16Правительством РФ и Правительством Республики Болгария от 8 июня 1983 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество».
     Признание международно-правового договора в  качестве источника российского  права основано на ч, 4 ст. 15 Конституции  РФ, которая устанавливает, что «общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
     Если  международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». В связи с этим, в  науке международные договоры Российской Федерации рассматриваются как  часть ее национальной правовой системы. Не случайно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ конкретизирована в ст. 7 НК РФ применительно  к налогообложению.
     Помимо  международных договоров в качестве нормативного договора как источника  финансового права выступают  договоры между органами государственной  власти Российской Федерации и ее субъектами, а также между самими субъектами РФ по бюджетным и налоговым  вопросам. Например, договор о бюджетных  отношениях между органами государственной  власти Красноярского края и Таймырского  автономного округа от 2 ноября 1995 г. 

     1.2 Пределы действия нормативных финансово-правовых актов 

     17Финансово-правовые акты действуют во времени, начало которого определяется моментом вступления их в силу. Порядок вступления в силу законов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»-, а иных нормативных актов - Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». 
 

         Глава 2. Действие финансово – правовых актов во времени 
 

     Финансово-правовые акты действуют в определенных пределах, ограниченных временем, пространством  и кругом лиц. Информация о пределах действия финансово-правовых актов  имеет большое значение в практике применения финансово-правовых норм.
     Финансово-правовые акты действуют во времени, начало которого определяется моментом вступления их в силу. Порядок вступления в силу законов установлен Федеральным  законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», а иных нормативных актов — Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Особый порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах установлен в ст. 5 Налогового кодекса РФ.
     Согласно  вышеназванным актам существует три способа установления момента  вступления в силу финансово-правовых актов. Прежде всего, финансово-правовой акт вступает в силу с момента истечения срока после его официального опубликования.
     Так, федеральные законы, регулирующие финансовые отношения, вступают в силу на всей территории Российской Федерации через 10 дней с момента их опубликования  в официальных изданиях, т.е. в  «Российской газете» или «Собрании  законодательства Российской Федерации». Однако из этого правила существуют исключения.18 В соответствии со ст. 5 НК РФ «акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу…» «Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования». Но и из этого правила существуют исключения, а именно: 1) федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия (п. 2 ст. 5 НК РФ); 2) «акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц, имеют обратную силу» (п. 3 ст. 5 НК РФ); 3) «акты законодательства
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.