На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Возрастные кризисы: психологическая сущность, структура и содержание

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Основные данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал Красноярское 
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины  Психология развития и возрастная психология
Тема  Возрастные кризисы: психологическая сущность, структура и содержание
Фамилия студента  Колесникова
Имя студента  Виктория
Отчество  студента  Ивановна
№ контракта  05607080701018
 

Содержание

 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
    ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………………..5
2.    ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА…………………..9

    2.1. Понятие и сущность возрастного  кризиса …………..……………..…9

    2.2. Динамика кризиса……………………………………………………...12

    2.3. Основные возрастные кризисы……………………………………….14

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КРИЗИСАХ В НЕКОТОРЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  КОНЦЕПЦИЯХ……………………………………...17

3.1. Эриксон Э.……………..……………….……………………………....17

3.2. Крайг Г. ...………………………………………………………………20

3.3. Левинсон Д. ...…………………………...…………………………......21

3.4. Боом Я. ...…………………………………………………………….....22

3.5. Грофф С. ...…………………………………………………….……….24

3.6. Иоуменс Э. ...………………………………………………….……….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…….………….………......27
ГЛОССАРИЙ ……………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...…………….……………31
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….32

     Введение

 
      Кризис - это не тупик, а некие противоречия, которые накапливаются у человека. Есть ряд так называемых нормативных кризисов, через которые человек проходит в течение всей жизни: кризис одного года, трех лет, переходного возраста. Проблема, с которой многие не справляются, - с подросткового возраста: когда человек хотел бы, чтобы другие видели его старше, строже, тверже, чем он есть на самом деле". Тогда к подростку применяют две нормы: ты уже большой, ты должен выносить мусор" и "ты еще маленький, ты должен быть дома в 9 часов". Двойные стандарты очень часто свойственны и взрослым: хороший семьянин - наружу, грубиян, женоненавистник - внутри. Важен возрастной кризис "пересадки корней", когда человек  как,  бы  переходит  в  иную  информационную коммуникативную среду. На этом этапе многие люди часто вступают в брак. Многое зависит от качества "почвы", на которую они попадают.
      Для введения представления о кризисах возрастного развития исходным является членение периода развития на отдельные  этапы.
      Примем  за исходную посылку, что при переходе от одной возрастной стадии развития к другой существуют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой системы взаимоотношений с миром и людьми, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения.
      Традиционно такие исследования концентрировались  в рамках кризисов детства (кризис трех лет, подростковый и т. п.). Однако многие авторы1,2, рассматривая периодизацию жизни взрослого человека, пишут не просто о наличии в ней возрастных кризисов, но и об их необходимости для продолжения процесса развития. Действительно, в течение кризисных периодов человек совершает важную духовную работу: выявляет противоречия между тем, кто он есть на самом деле и кем хотел бы быть, что имеет и что хотел бы иметь. В эти периоды он начинает понимать, что некоторые моменты своей жизни он переоценивал, а другие - недооценивал. Человек может осознать, что не проявляет свои способности, не реализует идеалы. При этом у него может появиться смутное чувство, что с ним что-то не так. И лишь когда человек начинает понимать, что ему необходимо изменить что-то не в социальном окружении, а в себе самом, лишь тогда он начинает строить новую жизнь на реальной основе.
      Объектом  изучения выступают возрастные кризисы.
      Предметом изучения является психологическая сущность, структура и содержание возрастных кризисов.
      Целью курсовой работы является изучение возрастных кризисов в психологии.
      Задачи  курсовой работы:
      - исследовать понятие возраста в психологии
      - охарактеризовать понятие и сущность возрастного кризиса
      - изучить кризисы детского и подросткового возраста
      - выявить особенности переживания личностью кризиса середины жизни.

     Основная  часть

1. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА 

       Знакомясь с периодизацией индивидуального  развития, следует учитывать некоторые  специфические проблемы. Не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии. Как показали многочисленные исследования, для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность, которые как отражение внутренних противоречий развития содержат различные возможности жизни - от преждевременного старения в одних случаях до активного долголетия в других. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком - или творчески и физически активным, «молодым» и до, и после семидесяти.
       Существует  много классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (а следовательно, и основанных на разных критериях).
       В педиатрии широко используется следующая  периодизация развития: внутриутробный период; период новорожденности; период вскармливания грудью; период молочных зубов; период отрочества; период полового созревания.
       В антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека: возмужалый возраст (20-40 лет у женщин и 25-45 лет у мужчин); зрелость (до возраста в 55 лет); старость, для которой характерно непрерывное нарастание инволюции и завершение естественной физиологической смертью. Вместе с тем антропологическая периодизация развития взрослого человека не является общепринятой в геронтологии и психофизиологии.
       Первые  попытки описания психического развития относятся к очень давним временам. Возрастную периодизацию развития предлагали Пифагор, Гиппократ и Аристотель, философы Китая и Индии. В результате многочисленных попыток создания возрастной периодизации появилось множество различных классификаций, но и на сегодняшний день единой классификации, к сожалению, так и не существует. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой.
       Ниже  приведены наиболее распространенные из современных классификаций возрастных периодов.
       Периодизация, принятая Международным симпозиумом  по возрастной периодизации в Москве (1965 г.):
       Новорожденный          до 10 дней.  
       Грудной возраст          10 дней - 1 год.  
       Раннее детство          1-2 года.  
       Первый период детства          3-7лет.  
       Второй период детства  8-12 лет для мальчиков,  8-11 - для девочек.
       Подростковый возраст  13-16 лет для мальчиков,  12- 15 - для девочек.
       Юношеский возраст  17-21 год для юношей (мужчин),  16-20 - для девушек (женщин).
       Средний (зрелый) возраст:        первый  период
 
 22-35 лет для мужчин,  21-35 - для женщин.
       второй период  36-60 лет для мужчин,  36-55 - для женщин.
       Пожилой возраст  61 -74 года для мужчин,  56-74 - для женщин.
       Старческий возраст 
 
       
 75-90 лет для мужчин и женщин.  
       Долгожители          старше 90 лет. 
 
 
 
 
 
       Периодизация  Дж. Биррена (1980):
 
       Первая фаза        Вторая  фаза
       Третья  фаза

        Четвертая фаза

              Пятая фаза ранняя
 
младенчество, до двух лет. дошкольный возраст, 2-5 лет. детство, 5- 12 лет.
юность, 12-17 лет.
взрослость, 17-25 лет.
       Шестая фаза        Седьмая фаза
       Восьмая фаза
       
зрелость,  25-50 лет. поздняя зрелость, 50-75 лет.
старость, от 75 лет и далее
       
 
       Периодизация  Д. Бромлей (1966) выделяет пять циклов развития: утробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий.
       Так, цикл «утробный» состоит из четырех стадий: зигота, эмбрион, плод, момент рождения.
       Цикл  «детство» состоит из трех стадий:
Младенчество  дошкольное  детство
 раннее  школьное детство
       
(от рождения  до 18 месяцев) (18 месяцев  - 5 лет),
(5-11-13 лет)
       
       Цикл  «юность» состоит из двух стадий:
старшее школьное детство  поздняя юность
       
(11-15 лет). (15-21 год).
       
       Цикл  «взрослость» состоит из четырех  стадий:
ранняя  взрослость средняя взрослость
поздняя взрослость
предпенсионный  возраст
       
(21-25 лет), (25-40 лет),
(40-55 лет),
(55-65 лет). 
 

       
       Цикл  «старость» начинается в 65 лет и  включает в себя три стадии:
отставка  старый  возраст 
(65-70 лет), (70 лет  и старше),
«финиш», включающий в себя период старческих болезней и умирания.
 
       Стадии  развития личности по Э. Эриксону (1996):
    раннее  младенчество позднее младенчество
    раннее  детство
    среднее детство
    половая зрелость, 

    подростковость  и юность
           
    от рождения до одного года; 1-3 года;
    1-3 года;
    3-5 лет; 
    5-11 лет;
    11-20 лет;
           
    ранняя  взрослость средняя взрослость
    поздняя взрослость
           
    20-40-45 лет; 40-45-60 лет;
    свыше 60 лет.
           
 
       Международная классификация (Квинн, 2000):
       младенческий возраст                от  рождения до трех лет;        
       раннее детство                3-6 лет;        
       детство                6-12 лет;        
       подростковый        (юношеский)  возраст
       
 
       12-18 лет;        
       молодость                18-40 лет;        
       зрелый возраст                40-65 лет;        
       пожилой возраст                от 65 лет и далее.        
 
       Периодизация  Г. Крайг (Крайг, 2003);
       младенческий возраст                от  рождения до двух лет;        
       раннее детство                2-6 лет;        
       среднее детство                6-12 лет;        
       подростковый        и юношеский возраст
 
       12-19 лет;
       ранняя взрослость                20-40 лет;        
       средняя взрослость                40-60 лет;        
       поздняя взрослость                от 60 лет и далее.        
    ВОЗРАСТНЫЕ  КРИЗИСЫ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА

     2.1. Понятие и сущность  возрастного кризиса

 
       Сущностью каждого кризиса является выбор, который человек должен сделать между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач развития. Принятое решение сказывается на успешности и развитии всей последующей жизни.
       Следует еще раз подчеркнуть, что в  данной работе  рассматривается  нормативный кризис, который неизбежно возникает на жизненном пути большинства людей.
       В качестве рабочего определения кризиса  для целей психологического консультирования примем следующее: кризис - это столкновение двух реальностей: психической реальности человека с его системой мировоззрения, паттернами поведения и т. п. и той части объективной действительности, которая противоречит его предыдущему опыту.
       Эта действительность уже воспринята человеком, но не преобразована, и преобразование ее затруднено или сейчас невозможно, так как для этого требуются качественно иные механизмы, в данный момент отсутствующие3.
       Л.С. Выготский рассматривал развитие как  внутренне детерминированный, целенаправленный процесс, который протекает не равномерно, а противоречиво, через возникновение и разрешение внутренних конфликтов. Поэтому он обращает внимание на переходные, или критические, периоды, когда за небольшие промежутки времени в ребенке происходят такие изменения, которые заметны окружающим. По мнению Выготского, кризис, или критический период, - время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития. Содержание кризиса - это распад сложившейся социальной ситуации развития и возникновение новой. Основными характеристиками кризисных периодов, по Выготскому, можно назвать:
       • наличие резких изменений в короткие отрезки времени;
       • неотчетливость границ кризиса, т. е. трудность определения моментов его наступления и окончания;
       • конфликты с окружающими и трудновоспитуемость ребенка, выпадение его из системы педагогического воздействия;
       • наличие разрушения в развитии: «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии»4.
       Положения Выготского применимы и для понимания закономерностей развития взрослых.
       В отличие от Выготского и его последователей А.Н. Леонтьев разделяет понятия  «критический период» и «кризис». Если критический период - неизбежный переход с одной стадии психического развития на другую, то при адекватном управлении процессом развития извне кризисов может не быть5. Возникновение новой деятельности связано с механизмом возникновения новых мотивов, со «сдвигом мотива на цель». Кризис (болезненный, острый период в развитии) не есть необходимый симптом перехода от одного стабильного периода к другому, от одной ведущей деятельности к другой6.
       Огромное  место в психологии возрастных кризисов занимают работы Л.И. Божович. В целом  позиция Божович продолжает линию  Выготского в разработке вопросов, связанных с понятием «переживание»7. В работах Божович в исследование переживания было введено представление о внутренней позиции. Это понятие особенно подробно исследовалось в ситуации перехода ребенка от дошкольного возраста к младшему школьному.
       Таким образом, в целом в отечественной психологии основное место занимает взгляд на кризисы как на поведенческий синдром возрастного перехода, включающий болезненную реакцию ребенка на неадекватные педагогические воздействия со стороны взрослого.
       Исключение  составляет позиция Д.Б. Эльконина, высказанная в статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте»8. В ней кризисы определены как переходы от одной системы к другой (от овладения мотивационно-потребностной сферой к операционально-технической и наоборот). При этом переходы между эпохами названы «большими» кризисами. В этот момент открывается новая эпоха и новый период развития мотивационно-потребностной сферы. Переход между периодами внутри одной эпохи характеризуется как «малый» кризис, он открывает следующий период формирования интеллектуально-познавательных сил ребенка.
       Итак, в целом в отечественной психологии существуют две принципиальные позиции  в понимании критических возрастов.
       1. Признание критических возрастов  необходимыми моментами развития, в которых происходит особая психологическая работа, состоящая из двух противонаправленных, но единых в своей основе преобразований: возникновение новообразования (преобразование структуры личности) и возникновение новой ситуации развития (преобразование социальной ситуации развития). Это позиция Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.
    Признание необходимости качественных преобразований,  которые состоят в смене ведущей деятельности и одновременном переходе в новую систему отношений. При этом акцент делается на внешних условиях, социальных, а не на психологических механизмах развития. В таком виде позиция представлена А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович и др. В зарубежной, а в последние годы - и в отечественной психологии многие авторы исходят из представления о нормативности, необходимости кризисов. В настоящее время такой подход является общепризнанным, хотя и идут дискуссии по поводу механизмов кризисов, их привязанности к конкретным возрастам и событиям и т. д.

     2.2. Динамика кризиса

 
       Л. С. Выготский9 ввел деление кризисного возраста на предкритическую, собственно критическую и посткритическую фазы. В предкритической фазе возникает противоречие между объективной и субъективной составляющими социальной ситуации развития (средой и отношением человека к среде). В собственно критической фазе это противоречие обостряется и проявляется, обнаруживая себя, и достигает своего апогея. Затем в посткритической фазе противоречие разрешается через образование новой социальной ситуации развития, через установление новой гармонии между ее составляющими.
       Предкритическая фаза состоит в том, что человеку открывается неполнота той реальной формы, в которой он живет. Такое открытие возможно лишь на основе возникновения представления об иной, новой идеальной форме. Человеку открылось нечто иное, ожидающее его в будущем, образ нового поведения. До подобного открытия человек довольствуется сегодняшними проблемами и их решениями. В переломные моменты жизни этого оказывается недостаточно. Иное ..будущее, предстоящее оказывается привлекательным, притягивающим. Обнаружить это открытие будущего можно лишь косвенно, поскольку оно нерефлексивно. Этот этап можно назвать этапом эмансипации: в предшествующий стабильный период ребенок был полностью погружен в текущую ситуацию, теперь эта ситуация представляется ему пока еще как привлекательная, но уже лишь как одна из многих.
       Далее наступает собственно критическая фаза, состоящая из трех этапов.
       На  первом этапе происходит попытка непосредственно реализовать наиболее общие представления об идеальной форме в реальных жизненных ситуациях. Открыв новое, иное, отсутствующее у него, человек сразу же пытается «попасть» в это другое измерение. Специфика этого этапа связана с особенностями самой идеальной формы, с тем, что идеальная форма существует в культуре не обособленно, не сама по себе, а в разнообразных воплощениях.
       Далее наступает этап конфликта - необходимое условие нормального развития в кризисе, позволяющее человеку и окружающим его людям предельно обнажить собственные позиции. Позитивный смысл этого этапа состоит в том, что для человека раскрывается невозможность прямого воплощения идеальной формы в реальную жизнь. До конфликта единственной преградой для материализации идеальной формы остаются внешние ограничители - старые формы жизни и взаимоотношений. Конфликт создает условия для дифференциации этих ограничителей. Посредством конфликта обнаруживается, что часть из них действительно была связана с теряющими свою актуальность табу (и они затем убираются), но какая-то часть связана и с собственной недостаточностью (неумением, отсутствием способностей). В конфликте с предельной ясностью обнажаются и эмоционально переживаются преграды к реализации идеальной формы. Внешние преграды затем убираются, но остаются внутренние, связанные с недостаточностью собственных способностей. Именно в этот момент и возникает мотивация новой деятельности, создаются условия для преодоления кризиса. Именно в фазе конфликта происходит обнаружение человеком нового «жизненного значения»10.
       Прежде  чем критическая фаза завершится, должен произойти третий этап - рефлексия собственных способностей, должно возникнуть новообразование кризиса. Здесь мы рассматриваем рефлексию как этап кризиса, представляющий собой интерио-ризацию конфликта между желаемым и реальным. Интеллектуальная рефлексия может быть лишь одной из форм рефлексивного отношения к собственным возможностям.
       Кризис  завершается посткритической фазой, представляющей собой создание новой социальной ситуации развития. В этой фазе завершается переход «реальное-идеальное» и «свое-иное»11, принимаются новые формы культурной трансляции идеальной формы (новая ведущая деятельность), происходит поиск нового «значимого другого». Реализуется новая форма - идеальная, а не идеализированная, полноценная, а не формальная.
       В детском и юношеском возрасте выделяют большие кризисы (кризис новорожденности, кризис трех лет, подростковый кризис в 13-14 лет) и малые кризисы (кризис одного года, кризис семи лет, кризис в 17-18 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка (подростка) и общества. Малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание. 
 

    2.3. Основные возрастные  кризисы

 
       У взрослых большинство исследователей выделяет три основных кризиса: кризис молодости, кризис «середины жизни» и кризис старости, а также ряд менее значимых критических периодов.
       Стадия  ранней зрелости, или молодость (20-30 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.
       В зрелые годы выделяют также кризис (примерно в 33-35 лет), когда, достигнув определённого социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» Затем наступает недолгий (около десяти лет) период стабилизации, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье, сексе.
       Вслед за периодом стабильности наступает  критическое десятилетие «среднего возраста» (45-55 лет), когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, в карьере, в любви. В результате возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через любовные интриги или взлет карьеры.
       Завершающий период зрелости (55-65 лет) - период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни.
       О возрасте 65-75 лет говорят как о первой старости. После этого возраст считается преклонным - человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря.
       В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСАХ В НЕКОТОРЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.