На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Психология развития - зрелость

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 23.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Зрелость
Зрелость - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности.(5,27 ермолаева)
Эта основная характеристика зрелого возраста определила интерес  к нему  представителей различных  областей знаний, что обусловило развитие акмеологии – науки о периоде максимального расцвета, личностного роста, высшего момента проявления духовных сил.
Все, что связано  с психологией взрослого человека достаточно нечетко, неясно и противоречиво  излагается, потому что психология взрослого – одна из наименее разработанных  возрастных психологий.
Существует несколько  точек зрения к пониманию зрелости. Рассмотрим их.
И так зрелость может быть:
- физиологическая (с точки зрения функционирования всех систем организма). Физиологически у многих девушек (примерно у 25%) половое влечение достигает своего полного развития лишь к 26-30 годам, максимума - к 28-30 годам и держится у многих на этом уровне примерно до 60 лет. У некоторых женщин значительное снижение полового влечения наступает к 45-50 годам. У мужчин потребность в половой жизни достигает максимального уровня к 25-30 годам, после чего наблюдается постепенный спад.
Внешне взрослые, люди еще растут с физиологической  точки зрения. С точки зрения их природных свойств они могут  считаться еще маленькими и даже не подозревают об этом.
- юридическая  (с точки зрения возможности  соблюдать нормы и правила  социальной жизни), это ситуация  безусловная, взрослость нормального здорового человека безусловна.
- психологическая  точка зрения может быть представлена  теми важнейшими новообразованиями,  которые вносят в жизнь нормального  человека создание собственной  семьи и родительство.
Также можно  выделить множество признаков  зрелости:
- новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием;
- способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;
- преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других;
- некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать и др.);
- социальные и культурные ориентиры (роли, отношенияи т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.(Шаповаленко,283пдф) 
 
 
 

2.Подходы к периодизации зрелости
Периодизаций возрастного развития довольно много. Наиболее детально разработанными и содержательными являются периодизации развития в детстве и отрочестве. Это не случайно. Первый этап в жизненном цикле человека — истоки, время становления и психических функций, и личностных образований; он очень значим в генетическом плане и хорошо изучен. В зрелости уже не будет качественных изменений ("метаморфоз") в развитии психологических процессов: взрослый человек имеет творческое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную, и т.д. Отдельные их показатели колеблются в том или ином диапазоне, но таких существенных сдвигов, как в детстве, в зрелости не наблюдается.(тыква с 137)
Возрастные периоды, приходящиеся на середину и конец  жизненного цикла, охарактеризовать труднее: с возрастом увеличиваются индивидуально-типические различия.
 Развитие  личности на каждом этапе зрелости  зависит от жизненного замысла  и его реализации, "дорог, которые  мы выбираем". Менее определенными  становятся, наряду с содержанием,  и границы периодов. Анализируя  развитие зрелой личности, следует  исходить не столько из общих  закономерностей, сколько из вариантов  развития.
 В то же  время существуют периодизации  развития взрослого человека. В  них отражены представления, иногда  совершенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Возрастные рамки периодов чаще всего определяются следующим образом. Граница юности и молодости устанавливается около 20—23 лет, молодости и зрелости — 28—30 лет, иногда ее отодвигают до 35 лет, граница зрелости и старости — примерно 60—70 лет. В некоторых периодизациях выделяется дряхлость. Последнюю границу жизни особенно трудно определить. По современным статистическим данным, в развитых западных странах это 84 года у женщин и 77 лет у мужчин. Но индивидуальные различия настолько велики, что некоторые долгожители продлевают последний возрастной период до 100 и более лет.
 Наиболее  известной и признанной в мировой  психологии является периодизация  Э.Эриксона, охватывающая весь жизненный цикл.
В теории Э. Эриксона зрелость — это возраст «совершения дея
ний», наиболее полный расцвет, когда человек становится тождественным самому себе.(283 Шаповаленко)
Стадия Возраст Кризис Сильная сторона
Ранняя  зрелость 20-25 лет Интимность- изоляция Любовь
Средняя зрелость 26-64 года Продуктивность-застой Забота
Поздняя зрелость 65- смерть Эго-интеграция-отчаяние Мудрость
 
Все периодизации абсолютно субъективны. Поэтому  приведем еще несколько примеров возрастных периодизаций жизни человека, чтобы наглядно показать их субъективность и разношерстность.
     Периодизация  по Пифагору:
- период становления от рождения до 20 лет - весна
- молодой человек 20-40 лет - лето
- человек в расцвете сил 40-60 лет - осень
- старый и угасающий 60-80 лет - зима
Выделяя пять фаз  жизненного цикла человека, Ш. Бюлер делает акцент на зрелости - времени расцвета; после 50 лет начинается старение, окрашивающее жизнь в мрачные тона.
  Возраст Психологическое содержание возрастного периода
1. До 16-20 лет Нет семьи, профессии, жизненного пути.
2. От 16-20 до 25-30 лет
Предварительное самоопределение, выбор супруга.
3. От 25-30 до 45-50 лет
Зрелость: собственная  семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация.
4. От 45-50 до 65-70 лет
Стареющий человек  переживает трудный возраст душевного  кризиса. В конце периода нет  ни самоопределения, ни постановки жизненных  целей.
5. После 65-70 лет Старый человек  теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность.
 
Более оптимистична периодизация американских психологов Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во взрослой жизни человека они подчеркивают два кризиса - 30 и 40 лет; в остальное время, в том числе и в старости, наступает душевное равновесие.
  Возраст Психологическое содержание возрастного периода
1. 16-22 года Время взросления, стремление к самостоятельности, неопределенность. Уход из родительского дома.
2. 23-28 лет Осознание себя как взрослого человека с его  правами и обязанностями сформированности представлений о своей будущей жизни работе. Встреча со спутником жизни заключение брака.
3. 29-32 года Переходный  период: прежние представления о  жизни оказываются не совсем верными. Иногда жизнь строится заново.
4. 33-39 лет "Буря и  натиск", как бы возврат отрочества. Семейное счастье часто теряет  свое очарование, все силы вкладываются  в работу, достигнутое кажется  недостаточным.
5. 40-42 года Взрыв в середине жизни: впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утраченная.
6. 43-50 лет Новое равновесие. Привязанность к семье.
7. После 50 лет Семейная жизнь, успехи детей — источник постоянного  удовлетворения. Вопросы о смысле жизни, ценности сделанного
 
В отечественной  психологии, по сравнению с западной, проблеме периодизации развития зрелой личности уделялось меньше внимания; интерес к ней повысился в  последнее время.
В периодизации В.Ф. Моргуна 10 этапов:
- юность (18-23 года): порог взрослой жизни; поиски своего места в обществе; личностное и профессиональное самоопределение.
- молодость (24-30 лет): выработка индивидуальности, осознание нереальности юношеских мечтаний; Более конкретные представления о будущей жизни; встреча с будущим супругом, брак, переход к "оседлости"; специализация в выбранной профессии;
- переход к расцвету (около 30 лет): кризис, если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения;
- расцвет (31 -40 лет): время высокой работоспособности и отдачи; человек, приобретая богатый жизненный опыт, становится полноценным специалистом и семьянином, впервые серьезно задумывается над вопросом: "Что остается людям?";
- переход к зрелости (около 40 лет): кризис, возможность личностных сдвигов, если на предыдущем этапе не было целенаправленной работы по самосовершенствованию;
- зрелость (40-55 лет): вершина жизненного пути личности; достижение профессионального мастерства, положения в обществе, стремление передать свой опыт другим;
- кризис( 50-55 лет): осознание возрастных перестроек, начала физиологического старения, что приводит или к пессимизму, или к изменению образа жизни, постановке новых целей;
- пожилой возраст (55-75 лет): продолжение творческой активности, передача накопленного жизненного опыта, общение;
- старческий возраст (75-90 лет): психологическая перестройка в связи с уходом на пенсию смягчается сохранением широкого круга друзей, включением в посильные виды деятельности, выполнением функций бабушки или дедушки;
- долгожительство (свыше 90 лет): адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том числе на уровне личности.
Выше представлены не все подходы к периодизации этапа зрелости в жизни человека.
Обычно выделяют три стадии взрослости:
- ранняя взрослость(20- 40лет)- молодость;
- средняя взрослость(от 40 до 60 лет);
- поздняя взрослость(60 лет и старше)- старение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Общая характеристика  психофизиологического и познавательного  развития в период взрослости  
 

  Известный  швейцарский психолог Э. Клапаред еще в 20-х гг. XX в. называл взрослость “психической окаменелостью”, настаивая на прекращении развития в этом периоде.
   Комплексное  исследование психофизиологической  эволюции взрослого человека  от 18 до 35 лет, проведенное в 1960 г. под руководством Б.Г. Ананьева, убедительно показало, что понятие  возрастной изменчивости психофизиологических характеристик применимо к человеку на всем диапазоне взрослости. Позднее исследование возрастной динамики внимания, мышления и памяти было продолжено вплоть до 60 лет.
   Выявлены  следующие особенности механизмов  развития психических функций:
- Развитие психофизиологических функций носит двухфазный характер. Первая фаза - фронтальный прогресс в развитии функций - наблюдается от рождения до ранней и средней зрелости. Вторая фаза - специализация психофизиологических функций - начинает активно проявляться после 26 лет. С 30 лет специализация доминирует, что связано с приобретением жизненного опыта и профессионального мастерства. - Сложная, противоречивая структура развития психофизиологических и психологических функций взрослого человека включает совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня, отдельных функций и познавательных способностей. Выявленная закономерность относится и к нейродинамическим, психомоторным характеристикам, и к высшим психическим функциям, таким, как вербальный и невербальный интеллект, память.
- Неравномерность  развития - несовпадающий темп развития и уровней достижений человека как индивида, личности и субъекта деятельности, в том числе и внутри каждой из сторон в отдельности.
   Динамика  познавательных функций. На протяжении  периода от 17 до 50 лет обнаруживается  неравномерность в развитии вербально - невербальных компонентов интеллекта, изменяется структура их соотношения.
   Для ранней  зрелости (от 18 до 25 лет) свойственно  усиленное развитие психических  функций (фронтальный прогресс). Характерны конструктивные, положительные  сдвиги — “пики”, или “оптимумы”, внимания, памяти, мышления. В этом  возрасте обнаруживается большее  число оптимумов в развитии  мышления и памяти. Достигнутый  уровень развития функций сказывается  на второй фазе и времени  ее наступления.
   Стабилизация  наблюдается в микропериод 33—35 лет. До 35 лет продолжается становление целостности функциональной основы интеллектуальной деятельности человека. В период 30—33 года наблюдается высокое развитие внимания, памяти, мышления, которое снижается к 40 годам. После 35 лет уменьшается возможность новообразований под влиянием усиливающейся жесткости связей между функциями. В микропериод 41 — 50 лет отмечается статистически значимое снижение уровневой оценки мышления по сравнению с 36—40 годами.
   Средний  максимум творческой активности  для многих специальностей наблюдается  в 35 — 39 лет. Однако в таких науках, как математика, физика, химия, пик творческих достижений зафиксирован до 30—34-летнего возраста; у геологов, медиков — в 35— 39 лет, а для философии, психологии, политики — несколько позже, между 40 и 55 годами. Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации взрослых. Такая обобщенная личностная установка, как активное стремление к новому в самых различных областях жизнедеятельности, поиск информации, желание не останавливаться на достигнутом, положительно сказывается на уровне развития образного мышления. Установка на совершенствование своей профессиональной квалификации, систематическое обращение к специальной литературе способствуют развитию преимущественно вербально-логического мышления, а также образного и практического.
   В микропериод 51—55 лет, еще в большей степени, чем в предыдущий период, на уровень развития различных видов мышления, качества внимания и памяти, особенно смысловой, влияют активные познавательные устремления в профессиональной сфере и вне ее, восприимчивость к новому в самом широком смысле, в том числе и в досуговой деятельности. Важнейшими факторами оптимизации интеллектуального потенциала взрослых выступают: уровень образования (высшее, техническое или гуманитарное; средне - специальное или др.); образование как процесс, индивидуальная и организованная познавательная активность; вид профессиональной деятельности; характер трудовой деятельности (наличие компонентов творчества, потребность в умственном напряжении) и др.
   Помимо  сохранения, происходит качественное  преобразование структуры интеллекта  взрослого человека. Доминирующее  место занимает обобщение на  словесном материале. Новая возможная  стадия развития интеллекта —  способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих  поколений. Новое решение старых  задач обнаруживается в более  широком контексте отношения  к себе с позиций общества, судеб человечества, характеризуется  способностью к собственным суждениям  и умением выбирать линию поведения,  т.е. развитой индивидуальностью.
   Объем  вербального запечатления долговременной памяти во многом остается неизменным до старости, но ослабляется способность запечатления, кратковременная память, скорость реакции. Между тем совершенствование профессиональной памяти может не совпадать с общим ухудшением мнемической функции, т.е. специализация функции поддерживает ее общий уровень.
   Современные  исследования, в том числе лонгитюдные, доказали, что когнитивное развитие у взрослых не заканчивается, хотя нет полного согласия в вопросе о том, какие именно способности взрослых изменяются и каким образом. Чтобы охарактеризовать когнитивное развитие после юности, одни теоретики используют понятия “диалектическое” мышление и самостоятельно выбранная позиция и ответственность, подразумевая качественную перестройку интеллекта. Под диалектической стадией в развитии мышления понимается способность обдумывания противоположных мыслей и синтезирование или интегрирование их, интеграции идеального и реального. Другие исследователи говорят о постепенном совершенствовании и гибком использовании интеллекта для решения все более сложных задач на разных возрастных этапах, о способности суждения и рассуждения, о развивающихся смысловых системах, приобретающих индивидуальный характер, и т.п. 
 
 
 
 

3. Ранняя взрослость (20–40 лет)
Развитие психических  функций человека носит неравномерный  гетерохронный характер. Так, развитие психофизиологических функций, определяющих особенности функционирования сенсорно-перцептивной сферы человека, продолжается на начальной стадии периода ранней взрослости и достигает своего пика к 25 годам. Затем развитие сенсорно-перцептивных характеристик стабилизируется и сохраняется до 40-летнего возраста. В то же время развитие высших психических процессов, или интеллектуальных характеристик, продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости. Причем если показатели невербального интеллекта достигают своего оптимума в 30-35 лет, то вербальный интеллект развивается еще после 40. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Причем с прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25 лет интеллектуальное развитие не прекращается, а длится еще многие годы.
Наибольшие измененияпроисходят в кратковременной вербальной (словесной) памяти характерны для зрительной и слуховой модальности. Слуховая память имеет два периода,в которые происходят пики развития:
     1. 18 - 30 лет - максимальная;
     2. 31 - 40 лет - снижение.
Зрительная память – аналогично.
В свою очередь, образная память подвергается с возрастом  наименьшим изменениям, а вербальное запечатление долговременной памяти отличается большим постоянством в возрасте от 18 до 35 лет и снижением уровня своего развития в период от 36 до 40 лет. Активная умственная деятельность человека позволяет достичь более высоких показателей развития. 

Развитие мышления характеризуется большой гибкостью(более гибкие связи между образным, логическим и действительным мышлением.)Мышление взрослого человека — это сплав чувственного (наглядно-образного) и теоретического (логического) мышления.
Практическое  мышление имеет самые высокие  показатели развития (оптимумы) в возрасте 31-32 и 34-35 лет.
Оптимумы в  развитии теоретического мышления приходятся на возраст 20, 23, 25 и 32 года.
Оптимумы в  развитии образного мышления обнаружены в возрасте 20, 23, 25, 32, 35 и 39 лет. 

Происходит преобразование самой структуры речи, изменение её лексического и грамматического состава. Переход от использования простых предложений к использованию сложных предложений.Прогрессирующее развитие вербальных функций интеллекта (связанных с оперированием словами, в том числе возможность получения и анализ речевой информации, понимание смысла слов и др.).
Наибольшим возрастным изменениям подвергаются объем, переключаемость  и избирательность внимания. Устойчивость и концентрация внимания существенно  не изменяются. Активная умственная деятельность человека при усвоении знаний или  при выполнении профессиональной деятельности играет существенную роль в развитии внимания. 

Кроме того, развитие когнитивной сферы человека в  значительной степени имеет индивидуально  обусловленный характер: взрослый человек  в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот профессионального  мастерства и творчества. На этот процесс  оказывают влияние многие факторы, в частности степень одаренности  человека, уровень его образованности и род деятельности.
Главные проблемы, требующие своего разрешения в период ранней взрослости,— это достижение идентичности и близости. Близость представляет собой единение двух идентичностей, но без утраты каждым индивидуумом своих неповторимых особенностей. Близость — основа любви. Любовь складывается из таких эмоций, как интерес—возбуждение  и удовольствие—радость. Зачастую любовь сопровождается чувством ревности, которое может выражаться эмоциями гнева, печали, злости и т. д. 

В период ранней взрослости человек переживает новый  комплекс эмоций. Среди них — эмоции родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку и восхищение им. Одной из характеристик материнства и материнской любви является эмоциональная доступность, готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение. В целом эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.
С возрастом  импульсивность поведения человека начинает уменьшаться вне зависимости  от нормативных или ненормативных  событий, а осознание внешних  и внутренних обстоятельств —  усиливаться. Это позволяет человеку принимать более взвешенные решения  и приводит к большему проникновению  в причины своих поступков  и поступков других людей. Таким  образом, происходит становление социально  зрелой взрослой личности. Период ранней взрослости можно по-другому назвать  периодом начинаний.
Постановка перед  собой перспективных целей, настойчивость  в поиске путей решения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет  смысл — все эти стремления в ранней взрослости не развиты полностью, а находятся в стадии становления. При реализации собственной мечты  от молодых людей требуется активное позитивное строительство взрослой жизни — самостоятельный выбор  жизненной стратегии с учетом окружающей реальности и своих возможностей.
При принятии решений  мужчинам свойственно опираться  на мотив «потребность», а женщинам — «долженствование».
Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит  перед необходимостью выбора и решения  многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей  и выбор профессионального пути. Именно эти события требуют от него принятия особенных решений. Таким  образом поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются новые мотивы его поведения.
Желание молодых  людей заключить супружеский  союз может быть обусловлено по крайней мере 5 основными мотивами. Это — любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения. Единство первых двух мотивов определяет тенденцию долгосрочного сохранения благополучных брачных отношений. Мотивы отказа супругов от многодетности: 1) ограничение по возрасту; 2) плохие материальные и жилищные условия. Мотивация разводов. Причины: 1) несоответствие (несовместимость) характеров; 2) нарушение супружеской верности; 3) плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников); 4) пьянство (алкоголизм); 5) вступление в брак без любви или легкомысленное вступление в брак; 6) осуждение супруга к лишению свободы на длительный срок.
Наиболее значимыми  мотивами выбора профессии являются практические соображения, родительские установки, желание реализовать  свои способности, интерес к профессии, ее престижность и ориентация на сложившуюся  систему ценностей, которая может измениться с возрастом.
К 30 годам на смену романтически окрашенным ценностям  приходят более практичные. На первый план выступают внешние факторы мотивации труда в виде заработной платы и материального поощрения. Человек реальнее оценивает свои возможности, корректирует свои жизненные цели и уровень притязаний. В то же время отсутствие этих изменений в мотивационной системе, нежелание найти приемлемое соотношение между желаемым и достигнутым к 40 годам приводит к ощущению пустоты и бессмысленности своего существования.
Для людей, перешагнувших  порог 30-летия, важной ценностной ориентацией  становится семья. Любовь как ценность уступает первое место счастливой семейной жизни, перемещаясь по рангу в  группу предпочитаемых ценностей. С  возрастом снижается, но остается значимой ценность наличия друзей (с 3-го на 5-е  место). Также остаются стабильными ценности, связанные с работой (интерес к ней, хороший коллектив, повышение квалификации.
Наиболее заметны  возрастные изменения в системе  ценностей мужчин и женщин. Если у мужчин в 20—23 года на первом месте  стоят творчество и работа, то в 30—33 года — семья, здоровье и материальная обеспеченность. Для женщин 20—23 лет  характерна ценностная ориентация на любовь и создание семьи, а для 30—33-летних — семья, уверенность в себе и творчество.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.