На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Государственная идеология как социально-политический феномен

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственная идеология  как социально-политический феномен 

      3.1 Понятие государства как политического  сообщества
      Государство  как институт власти возникает  тогда, когда в человеческом
сообществе появляется частная собственность, которую  необходимо охранять. Само сообщество начинает делиться на классы в зависимости  от владения ими частной собственности. Таким образом, государство - это  особый аппарат, который охраняет общественный порядок. Этот аппарат состоит из особых отрядов вооруженных людей - армии, полиции, имеющих в своем  распоряжении соответствующие учреждения. Необходимые для содержания госаппарата  средства поступают в виде налогов, для сбора их существует армия  чиновников.
      История  знает различные типы государства:  рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Формы управления  бывают различными; республика (президентская  и парламентская), конституционная  монархия. Существуют и диктаторские  режимы. Форма правления зависит  от зрелости самого общества  в том или ином государстве,  развитости его демократической  системы и экономики. Государство,  как правило, формировалось на  определенной территории, где проживали  определенные народы. Человеческое  сообщество жило племенем, а затем  появляется народность, и на этапе  формирования капиталистических  отношений образуется нация.
      Нации  (народы) как государственно-организованные  сообщества людей выступают одним  из субъектов политических отношений.  Каждый народ вырабатывает определенную  сумму идей относительно своего  прошлого, способов оформления в  единое целое, путей поддержания  своей целостности, форм взаимоотношений  с другими народами, целей исторического  развития. Указанную совокупность  воззрений называют национальной  идеологией.
      Доминирующее  в сознании определенной общности  людей представление, согласно  которому они рассматривают себя  в качестве нации и в силу  чего считают себя вправе по  собственному усмотрению строить  и свою внутреннюю жизнедеятельность,  и свои отношения с другими  народами, принято называть национальной  идеей.
      Национальная  идея всегда выступает как  ядро национального сознания  народа, отражающее главный итог  познания общностью самое себя  и условий своего бытия; она  служит основой программ деятельности  общности по устройству и переустройству  способов своего существования  в меняющихся исторических условиях.
      Белорусская  национальная идея начала складываться  в процессе формирования белорусской  нации, которая в то время  не обладала своей государственностью, а занимала территорию, входившую  в состав Российской империи  на правах ее окраины, северо-западного  края. Белорусскому народу, ощущавшему  на себе тяжесть национального  и социального угнетения, еще  предстояло осознать себя национальной  целостностью, встать вровень с  другими народами на путь обретения  национальной независимости и  самостоятельной государственности.  Этим обстоятельством и объясняется  своеобразие выражения национальной  идеи белорусского народа, впервые  прозвучавшей в начале XX века  в стихотворении Я. Купалы «А  хто там iдзе?». Поэт отвечает: «Белорусы». Именно в этом объединяющем  слове заключалась тогда главная  идея национального самоопределения  и государственного становления  белорусского народа.
      Сформулированная  Я. Купалой идея национальной  самобытности белорусского народа, необходимости человечески достойного  национального и гражданского  самосознания («людзьмi звацца»)  нашла дальнейшее развитие и  конкретизацию в деятельности  газеты «Наша нiва».
      В  процессе развития, обогащения и  конкретизации белорусской национальной  идеи акцент стал смещаться  от социокультурной ориентированности  национального самосознания на  ориентированность национально-государственную.  Наиболее ярко эта идея проявилась  в творчестве М. Богдановича.
      Таким  образом, национальная идея не  изобретается, а естественным образом  вырастает из совокупности ментальных  черт и ценностей определенного  народа, предполагающих его целостность  и узнаваемость другими. 

      3.2 Идеология - атрибутивный признак  государства. Ее основные функции 

      Теперь  рассмотрим, что собой представляет  государственная идеология. Государство,  будучи формой самоорганизации  в единое целое определенного  сообщества людей, т.е. формой  бытия нации (народа), с момента  своего конституирования становится  носителем идеологии данного  народа, или носителем национальной  идеологии. С наибольшей полнотой  данное положение находит свое  проявление в жизнедеятельности  общества демократического типа. На это обратил внимание Э.  Дюркгейм, который интерпретировал  государство как форму проявления  самосознания народа: «Для демократического  общества народ и государство  - это только две стороны одной  и той же сущности. Государство  - это народ, входящий в сознание  более полное, ясное». Поэтому государственная  идеология может быть только  национальной идеологией. И напротив, совокупность идей, которая противоречит  коренным интересам данной нации,  не может выступать в качестве  ее национальной, а значит, и государственной  идеологии.
      Политически,  т.е. государственно, организованное  сообщество всегда нуждается  в государственной идеологии,  позволяющей объединять народ  или народы во имя будущего, во имя ясно осознанной цели, во имя обеспечения устойчивого  и динамичного развития. «Государство, - писал испанский философ Ортега-и-Гассет, - каким бы оно ни было - первобытным,  античным, средневековым или современным,  это всегда приглашение группой  людей других людских сообществ  для совместного осуществления  какого-то замысла. Замысел, каковы  бы ни были его частности,  в конечном счете, заключается  в организации нового типа  общественной жизни. Государство  и программа жизни, программа  человеческой деятельности и  поведения, - понятия неразделимые». (Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М., 2001г. с. 162). Без идеологии государство  становится несостоятельным, оно  утрачивает свои черты как  таковое. Разрушение государственной  идеологии означает разрушение  и самого государства. Подтверждение  - опыт Советского Союза. В период  перестройки Советский Союз лишился  своей идеологической основы  и перестал существовать как  государство. На это, как основную  предпосылку гибели СССР, указывал  бывший президент США Б. Клинтон:  «...Расшатав идеологические основы, мы сумели бескровно вывести  из войны за мировое господство  государство, составляющее основную  конкуренцию Америке».
      Хорошо  сформулированная государственная  идеология, таким образом, есть  непременное условие эффективности  как внутренней, так и внешней  политики государства, обеспечения  его стабильности и прочности. Она мобилизует граждан на достижение общественно значимых целей - в этом ее основное предназначение.
      Государственная  идеология выполняет следующие  функции:
       1) теоретическая - она позволяет  создать определенную теоретическую  модель социального мира, места  и роли человека в нем;
 оценочная - дает  возможность выявить и обосновать  ценность тех или иных социальных  явлений, из которых складывается  социальная действительность, а  также соотнести эту действительность  с потребностями, желаниями, предпочтениями  и стремлениями большинства людей;
 целеполагания  - формулирует цели, способные увлечь  людей на активную деятельность. При этом призывы и требования  идеологии выступают не в абстрактной,  а в конкретной форме. Выявляемые  цели вбирают в себя исторический  опыт многих поколений, несут  в себе особенности образа  жизни и менталитета данного  народа;
 создание позитивного  образа желаемого будущего дает  возможность сформулировать такой  образ общественного устройства, который бы удовлетворял потребности,  интересы, стремления многих людей,  желательно, их большинства;
 образовательно-воспитательная - ее задача сформировать у  людей определенные политические, нравственные, эстетические и иные  убеждения и ценностные ориентации;
 мобилизующая  функция позволяет задавать людям  ту или иную направленность  мыслей, чувств, мобилизовывать их  волю, интеллект, действия для  достижения определенных целей;
 мотивационная  функция формирует мотивы действий  людей, побуждающие их к определенным  поступкам, делам и т.д.
      Сегодня  идеология государства не может  развиваться только на национальной  почве, т.к. современный мир  очень взаимосвязан и взаимозависим,  отсюда явление глобализации. Идеология  любого современного государства  и глобализация непосредственно  связаны. Это проявляется в  том, что цели и задачи конкретного  государства в наши дни в  значительной степени определяются  глобальными процессами.
      Процесс  глобализации является не только  процессом экономической интеграции  государств и обмена ими технологическими  достижениями, но и комплексами  идей. Процесс глобализации не  только расширяет границы и  универсализирует содержание современных  типов идеологии. Исторические  и традиционные принципы, ценности  и идеалы идеологии государства  в таких условиях также подвергаются  трансформации, универсализируются  и глобализируются. Глобализация - объективный процесс, который  накладывает отпечаток не только  на природу идеологии, но и  на особенности функционирования  государства как социального  института. В условиях глобализации  роль национального государства  даже возрастает, т.к. оно должно  выступать гарантом сохранения  национальных, этнических, культурных, языковых и иных ценностей,  а глобализация в таком случае  не должна означать размывание  всех национальных рамок и  культурной специфики.
      С  этой точки зрения важной составной  частью идеологии государства  в глобализирующемся мире является  идея о роли и функциях государства  по защите интересов народа, его  коммуникативно-деловых связей во  всех сферах жизни.
      Таким  образом, государство должно сознательно  осуществлять свою идеологическую  функцию, т.е. разрабатывать, развивать  и распространять различными  способами определенную систему  базовых ценностей и целей,  направленных на интеграцию и  развитие сообщества. 

      3.3 Понятие элементов государственной  идеологии 

      Государственная  идеология - это сложное многокомпонентное  образование. Внешними формами  ее содержания выступают как  отдельные идеи и идеалы, понятия  и представления, нормы и установки,  так и сложносоставные идейные  построения - социально-политические  учения, теории, концепции и доктрины. Государственная идеология - всегда  более высокоорганизованная, по  сравнению с частными идеологиями,  совокупность идей, т.к. каждое  государство обеспечивает их  систематизацию, литературное оформление  и юридическое закрепление. Главным  в этом отношении документом  является конституция государства,  т.к. именно в ней получают  правовое оформление базовые  идеи и ценности жизнедеятельности  данного государства.
      Систематизируя  содержание государственной идеологии,  можно выделить четыре ее составляющих: культурно-историческую, политическую, экономическую и социогуманитарную.
      -  Культурно-историческая составляющая  государственной идеологии включает  в себя идеи и представления  о происхождении и формировании  данного народа, особенностях развития  его самосознания и становления  в качестве особой нации, а  также представления о месте  и роли данного народа в  мировом историческом процессе.
      -  Политическую составляющую государственной  идеологии образует комплекс  идей и представлений того  или иного народа об условиях  становления и особенностях его  государственности, о сущности  политической системы страны, степени  соответствия ее институтов современным  требованиям. Данная составляющая  государственной идеологии охватывает  также и внешнеполитические аспекты  жизнедеятельности народа.
Экономическая составляющая государственной идеологии включает в себя весь комплекс идей относительно формирования и развития национальной экономики. Это разделяемые народом  представления об особенностях организации  экономической жизни страны, его  отношение к различным видам  собственности и формам хозяйствования, господствующие в обществе представления  о справедливости в сфере распределения  национального богатства и т.д.
Социогуманитарная составляющая охватывает комплекс реализуемых  государством идей, касающихся взаимоотношений  общества и человека. Здесь речь прежде всего идет о подходе к  человеку как к высшей \   цели и ценности общества и государства, об ответственности государства  за создание условий для свободного и достойного развития личности и  об ответственности граждан за неукоснительное  исполнение обязанностей, возлагаемых  на них обществом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.