На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ системы управления качеством продукции на предприятии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты принципов  управления качеством на предприятии……………………………………………………………………..6
1.1. Понятие качества  продукции………………………………………………..6
1.2 Основные  принципы управления качеством…………………………….13
2. Анализ системы управления качеством продукции на предприятии……..23
2.1 Совершенствование процесса управления качеством на предприятии.27
Заключение………………………………………………………………………31
Список  используемой литературы…………………………………………….34
Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Введение
         Актуальность темы курсовой работы состоит в  том, что одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности  на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
         Качество продукции  относится к числу важнейших  критериев функционирования предприятия  в условиях относительно насыщенного  рынка и преобладающей неценовой  конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно – технического прогресса  и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных  товаров и жизненный уровень  населения страны1.
         Проблема качества актуальна абсолютно для всех товаров и услуг. Особенно остро  это проявляется при переходе к рыночной экономике. К работе в  условиях жесткой конкуренции российским предпринимателям нужно быть готовыми уже сегодня. Сложности российской экономики проявляются не только в снижении объемов производств, взаимных неплатежах, но и в ее качественных характеристиках. Технология отечественного производства, технический уровень  капитального оборудования, как правило, значительно ниже, чем в индустриально  развитых странах. Но даже если достаточно оперативно осуществить модернизацию производства, создать новые технологии, оправдать эти затраты на инвестиции возможно будет только за счет выпуска  конкурентоспособной продукции  или услуги, пользующейся спросом  у потребителя.
         Пример развития передовых промышленных стран показывают, что решение проблем качества должно стать национальной идеей, носить всеобщий характер, что требует массового  обучения и профессиональной подготовки всех слоев общества от рядового потребителя  до руководителя любого уровня.
         В настоящий момент в России качество продукции и  услуг, их безопасность играют все большую  роль в экономике страны. Значительная часть специалистов и политиков  стала осознавать, что выход из кризисного состояния производства лежит на пути скорейшего освоения конкурентоспособной продукции, строгого соблюдения технических параметров уже выпускаемых изделий2.
         В России подготовку аудиторов систем качества в основном организует Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт  России), а также ряд негосударственных  организаций совместно с зарубежными.
         Система управления качеством представляет собой согласованную  рабочую структуру, действующую  в фирме и включающую эффективные  технические и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные способы взаимодействия людей, машин, а также информации с целью удовлетворения требований потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество. Мировой опыт сформировал  не только общие признаки действующих  систем управления качеством, но также  принципы и методы, которые могут  применяться в каждой из них.
         Непосредственными объектами управления качеством  являются потребительские характеристики продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях  ее жизненного цикла
         Субъектами управления являются различные органы управления и отдельные лица, функционирующие  на различных иерархических уровнях  и реализующие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления.
         Цель курсовой работы– проанализировать сложившеюся систему управления качеством на предприятии и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
         Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
         1. Рассмотреть теоретические основы управления качеством продукции на предприятии;
         2. Провести анализ системы управления качеством продукции на предприятии ;
         3.  Разработать рекомендации по совершенствованию процесса управления качеством на предприятии.
         Качество — понятие  многоплановое, обеспечение его  требует объединения творческого  потенциала и практического опыта  многих специалистов. Проблема повышения  качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Большую  роль в решении проблемы качества играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг. Качество занимает ключевую позицию в экономической  и социальной стратегии ведущих  стран, а уровень качества служит надежным индикатором общего состояния  экономики. Постоянное повышение качества служит средством преодоления кризисных  ситуаций. Выделяя и решая проблему качества как первоочередную, можно  добиться стабилизации и подъема  экономики3. 
 

         1. Теоретические аспекты  принципов  управления качеством на предприятии 
         1.1. Понятие качества  продукции
         Проблема качества является важнейшим фактором повышения  уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее  эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и так далее4.
         С развитием теории и практики управления развивались  и продолжают развиваться понятие  «управление качеством», а также  теория и практика управления качеством. Управление качеством продукции представляет собой процесс, включающий выявление характера и объема потребностей в продукции, оценку фактического уровня ее качества, разработку, выбор и реализацию мероприятий по обеспечению запланированного уровня качества продукции.
         Безусловно, в деятельности по управлению качеством есть действия, которые могут и должны выполняться  именно в оперативном порядке (например, устранение выявленных в ходе конкретной технологической операции несоответствий). Но в то же время управление качеством  обязательно должно включать стратегические аспекты, без разработки которых  невозможна и оперативная деятельность.
         В современных условиях управление качеством представляет собой определенную стратегию и тактику не только выживания, но и дальнейшего процветания общества в целом, конкретных организаций и каждого человека. При этом все термины и подходы к управлению, приведенные выше, полностью относятся и к управлению качеством.
         Фирмы, функционирующие  в рыночной экономике, формулируют  политику в области качества таким  образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий или услуг. В политике четко определяются уровни стандартов качества работы для конкретной фирмы и аспекты системы обеспечения  качества. При этом продукция заданного  качества должна быть поставлена потребителю  в заданные сроки, в заданных объемах  и за приемлемую цену5.
         Сегодня в управлении качеством важное значение имеет  сертифицированная система менеджмента  качества, являющаяся гарантией высокой  стабильности и устойчивости качества продукции. Сертификат на систему качества позволяет фирме сохранить конкурентные преимущества на рынке.
         Чтобы эффективно управлять качеством, нужно, во-первых, ясно представлять себе, от чего зависит качество продукции, и, во-вторых, нужно знать, как организовать управление качеством. Иначе говоря, следует знать, что и как надо делать для достижения требуемого уровня качества.
         Ответы на эти  вопросы включают как основные, принципиальные положения, так и множество конкретных способов и методов, которые применяются  на практике для обеспечения качества. Наша задача - определиться в принципиальных вопросах.
         Мы условились понимать под качеством совокупность свойств  и характеристик продукции. Эти  свойства и характеристики формируются  при создании продукции и в  зависимости от требований заказчиков могут быть самыми разнообразными как  по уровню, так и по сочетанию. Поэтому  под обеспечением качества логично  понимать процесс формирования необходимых  свойств и характеристик продукции. И не только процесс, но и результат, когда говорят, что требуемое  качество обеспечено (достигнуто).
         Практикам хорошо известно, что когда на предприятиях обсуждаются  проблемы качества, приводится множество  самых разнообразных факторов, препятствующих решению этих проблем: это и качество проектирования, и уровень технологии, и качество покупных изделий и материалов, зарплата и квалификация работников, условия труда и т.д. И если попытаться выявить и перечислить все факторы, влияющие на качество, то окажется, что практически вся производственная деятельность предприятия и все то, что ее обеспечивает, прямо или косвенно, в большей или меньшей степени влияет на формирование качества. Поэтому для того, чтобы ясно представить общие принципы обеспечения качества, необходимо применить принцип обобщения - выделить основные факторы, влияющие на качество, а точнее - основные группы таких факторов6.
         К настоящему времени  практика достаточно убедительно вскрыла  онтологические (сущностные) предпосылки  обеспечения качества продукции  и показала, что основными являются технические, административные и человеческие факторы качества. Еще А. Файоль, один из основоположников науки управления, рассматривал организацию как совокупность материального и социального  организма. Сейчас, с развитием науки  управления, можно сказать, что для  обеспечения качества требуется:
         материальная база (покупные изделия и материалы, технологическое  и испытательное оборудование, средства измерений, здания, сооружения, транспорт  и т.д.);
         квалифицированный персонал, заинтересованный в хорошей работе (человеческий фактор);
         глубоко продуманная  организационная структура и  четкое управление предприятием в целом  и управление качеством в частности.
         Два фактора - активный квалифицированный персонал и материальная база - определяют необходимую основу для выпуска высококачественной продукции. Поэтому их можно, по-видимому, считать фундаментом, базой качества.
         Третий фактор - организация  и управление предприятием дополняет  фундамент и позволяет реализовать  возможности, которые создаются  материальной базой и человеческим фактором. Ибо нельзя выпускать продукцию, имея только станки, материалы и  людей, нужно еще организовать работу, т.е. создать необходимые структуры  и наладить управление.
         Таким образом, можно  с уверенностью утверждать, что указанные три фактора: необходимая материальная база, активный и квалифицированный персонал и четкая организация работ в совокупности составляют не только необходимые, но и достаточные условия для обеспечения качества продукции7.
         Как показывает практика, первоочередным фактором, с которого надо начинать решение проблемы качества, является человеческий фактор, а в  нем - заинтересованность работников в  повышении качества продукции. Объясняется  это прежде всего тем, что незаинтересованный работник не будет хорошо работать даже на прекрасном оборудовании, а  заинтересованный будет искать, находить и использовать любые возможности  для достижения высокого качества выпускаемой  продукции.
         Только заинтересованность работников предприятия способна разорвать  замкнутый порочный круг, который  может сложиться в экономике  и породить выпуск некачественной продукции.
         Суть этого порочного  круга заключается в том, что  изготовителю оборудования трудно обеспечить качество, имея плохие материалы, а  поставщику материалов столь же сложно повысить их качество, если у него плохое оборудование.
         В такой ситуации только интерес может заставить  работников находить и использовать все имеющиеся резервы, чтобы  хоть немного улучшить качество материалов, изготавливаемых на устаревшем оборудовании. И тогда замкнутый порочный круг прекратится в цикл ускоренного  развития: улучшенные материалы, выпускаемые  одними предприятиями, повысят качество оборудования, изготавливаемого из этих материалов другими предприятиями, а затем это более качественное оборудование позволит улучшить материалы на первых предприятиях, и т.д.
         Если у работников нет особой заинтересованности в  повышении качества, то они всегда могут сослаться на указанные  объективные причины, и замкнутый  круг всем будет казаться непреодолимым  до тех пор, пока со стороны не будет  поставлены хорошие материалы и  новое оборудование. Их поставка может  улучшить качество на какое-то время, но если работники по-прежнему не будут  заинтересованы в хорошей работе, все вновь вернется «на круги  своя», к тому же порочному кругу8.
         Иначе говоря, только интерес, подкрепленный хорошей материальной базой, способен стать тем фундаментом, на котором реально возможно повышение качества продукции.
         Как известно, интерес  работников к качественному труду  зависит от того, способствует ли такой  труд удовлетворению их индивидуальных целей и стремлений. Поэтому цели и стремления работников должны быть предметом постоянного внимания администрации. Без заинтересованности работников борьба за качество обречена на неудачу, несмотря на применение новейших технологий и внедрение самой  передовой организации работ  по управлению качеством. И если говорят, что реклама - двигатель торговли, то интерес можно назвать двигателем качества (как, впрочем, и количества).
         Таким образом, принцип (концепция) обеспечения качества продукции может быть сформулирован следующим образом: для обеспечения качества продукции требуется три основных фактора: необходимая материальная база, квалифицированный и заинтересованный в хорошей работе персонал и четкая организация работ, в том числе управление качеством продукции. При этом первоочередное и решающее значение имеет интерес работников к качественному труду.
         Как известно, диаграмма  К. Исикавы применяется как инструмент для анализа причин возникновения  дефектов на рабочих местах. На ней  представлено четыре основных (первичных) фактора, влияющих на качество продукции: человек, машина, материал и метод.
         Необходимость учета  этого фактора объясняется тем, что управление также служит основным, первичным фактором, влияющим на качество, наряду с материальной базой и  персоналом. Важность управленческого  фактора была принята во внимание Международной организацией по стандартизации (ИСО) при выпуске стандартов серий 9000 с рекомендациями по созданию систем управления качеством на предприятиях.
         Логичнее рассматривать  «метод» как вторичный фактор по отношению ко всем трем основным факторам качества. Такой подход представляется более обоснованным потому, что одна часть методов - это методы подготовки и мотивации персонала, другую часть  составляют профессиональные технологические  методы работ при создании продукции, заложенные в применяемом оборудовании, и третья часть - методы управления предприятием в целом и качеством  в частности Ранее мы условились под управлением качеством понимать воздействие на производственный процесс  с целью обеспечения требуемого качества продукции. Такое понимание  управления включает три элемента: субъект управления (кто воздействует), объект управления (на что направлено воздействие) и сам процесс воздействия. Определив объект управления (производственный процесс), остановимся на самом процессе воздействия - на «механизме», «технологии» управления качеством9.
         Как всякий процесс  управления, управление качеством осуществляется путем реализации управленческих функций. Ранее уже отмечалось, что для  построения концепции управления качеством  особое значение имеет процессный подход к управлению как один из подходов, рассматриваемый в теории менеджмента. Такой подход позволяет организовать и представить управление качеством как непрерывную цепь логически взаимосвязанных функций, воздействующих на производство с целью обеспечения качества. Определив состав функций, можно сформулировать концепцию и построить наглядную концептуальную модель управления качеством, а затем, в соответствии с ней, изложить методы выполнения каждой функции (методологию управления качеством).
         При использовании  процессного подхода в управлении предприятием применяются следующие  функции: заключение сделок, принятие решений, планирование, организация, мотивация, подбор персонала, распоряжение, контроль, коммуникация (информация), исследование, оценка, координация и др10.
         По аналогии с  этими функциями, процесс управления качеством логично начать взаимодействие. с внешней средой, в первую очередь, с заказчиками и рынками сбыта, в результате чего поставщик определяет требуемые свойства и характеристики (качество) своей продукции. Исходя из этих требований, поставщик анализирует свои технологические возможности и определяет политику в области качества, а также требования к своим субподрядчикам - поставщикам материалов и комплектующих элементов. На основе этой политики осуществляется планирование качества. Затем, в рамках общей организации работ на предприятии организуется работа по достижению требуемого качества в процессе производства продукции с выделением необходимых ресурсов, осуществляется подготовка и мотивация, персонала. Далее, непосредственно при управлении процессом производства, осуществляется контроль качества продукции и анализируется полученная информация. По результатам анализа полученной информации разрабатывают соответствующие мероприятия и руководство предприятия принимает необходимые решения.
         Заключительный этап в управлении качеством - реализация мероприятий. Как правило, эти мероприятия  направлены на устранение выявленных отступлений от намеченных свойств  и характеристик продукции и  улучшение производственного процесса. Но, кроме этого, они могут быть направлены на корректировку ранее  принятых планов, изменение организации  работ, улучшение подготовки и повышение  мотивации персонала, а также  на выбор других, более квалифицированных  поставщиков материалов и комплектующих  изделий11.
         После реализации мероприятий  продукция может поставляться заказчику  или на рынок, и цикл управления качеством  заканчивается выполнением той  же функции, с которой он и начинался, - взаимодействие с внешней средой.
         После этого поставщик  получает информацию с рынка или  от заказчика о качестве поставленной продукции.
             
         1.2 Основные принципы  управления качеством
         Принципы всеобщего  управления качеством возникли на основе результатов работы в области  повышения качества продукции в Европе. 
         Особенностью работ в области повышения качества продукции в Европе было то, что во всех государствах существовали различные подходы к решению проблемы качества. Каждая из стран имела свою систему стандартов, в том числе и в области обеспечения качества продукции. Однако требования этих стандартов отличались друг от друга. Поэтому основные усилия здесь были сосредоточены на унификации требований, о введении единой системы стандартов, в том числе и при обеспечении качества продукции. 

          В это же время в США большие усилия направлялись на совершенствование статистических методов и их использование в промышленности при оценке качества различных технологических процессов. Одновременно с различной долей успеха пытались применять японские методы повышения качества продукции (индивидуальное обучение качеству, кружки качества). Отрабатывались административные методы управления качеством.
           В Японии больше внимания уделялось внедрению в сознание каждого члена коллектива его личную ответственность за качество продукции, отрабатывались схемы "каждый на своем месте отвечает за качество своего труда", создавались кружки качества, производилось обучение методам повышения качества и так далее.  
Международная организация стандартизации (ИСО) обобщила весь накопленный положительный опыт работ в области повышения качества продукции, и разработало на этой основе стандарты серии 9000 и 10000, которые легли в основу принципов Всеобщего Управления Качеством (TQM).

         Таким образом, накопленный  положительный опыт стал достоянием производителей продукции всех стран  мира. 
 Всеобщее управление качеством представляет собой концепцию, предусматривающую всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей.  
TQM состоит из трех составных частей12:  
1)  ключевая система - методы и средства, которые применяются для анализа и исследования. Они основаны на общепризнанном математическом аппарате, статистических методах контроля; 
2) система технического обеспечения - это приемы и программы, позволяющие обучить персонал владению этими средствами и правильному использованию;  
3) система непрерывного развития самих принципов и содержания TQM. 
Эффективность TQM зависит от трех ключевых условий:  
1) высшее должностное лицо энергично выступает за повышение качества;  
2) инвестиции вкладываются не в оборудование, а в людей;  
3) организационные структуры преобразуются или создаются специально под всеобщее управление качеством.  
Так как Всеобщее Управление Качеством предполагает все стороннее управление всей деятельностью предприятия, то TQM включает в себя:

    Контроль в процессе разработки новой конструкции.
    Оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемого материала13.
    Входной контроль материалов.
    Контроль готовой продукции.
    Оценку качества продукции.
    Оценку качества производственного процесса.
    Контроль качества продукции и производственного процесса.
    Анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества).
    Использование информации о качестве продукции.
    Контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции.
    Обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала.
    Гарантийное обслуживание.
    Координацию работ в области качества.
    Совместную работу по качеству совместно с поставщиками.
    Использование цикла PDCA (plan - do - check - action)
    Работу кружков качества.
    Управление человеческим фактором.
    Работу в области качества по методу межфункционального управления.
    Участие в национальных компаниях по качеству.
    Выработку политики в области качества.
    Участие служащих в финансовой деятельности, воспитание сознательного отношения к качеству.
    Проведение мер по формированию культуры качества.
    Подготовку управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества.
    Возложение ответственности за деятельность в области качества на высшее руководство.
         Всеобщее  Управление Качеством в широком  смысле лучше всего можно представить в виде схемы ( приложение 1) В верхней части схемы изображена (в виде небольшого прямоугольника) совокупность ощущений покупателя. Покупатель является потребителем, как продукции, так и услуг. При этом его ощущения могут быть осязаемы и неосязаемы14
         Осязаемые ощущения покупателя связаны в основном с  продукцией. К таким ощущениям  можно отнести вкус, запах, вес, цвет, шероховатость поверхности и  другие. Их можно оценить с помощью  органов чувств человека. 
         Неосязаемые ощущения чаще всего связаны с услугами. Здесь одним из главных факторов может быть время выполнения услуги. 
         Именно осязаемые  ощущения наиболее полно связаны  с качественными характеристиками продукции.  
В настоящее время качество продукции определяется качеством производственныхпроцессов.  
Здесь необходимо отметить одну особенность. С ростом благосостояния изменяется спектр потребностей, а следовательно, и спектр ощущений. А это в свою очередь изменяет требования к качеству производственных процессов, что должно привести к изменению качественных показателей продукции. 

         Такое изменение  качества процессов производства осуществляется на основе программы повышения качества и сопровождается непрерывным их совершенствованием. Поэтому программа  повышения качества будет являться одним из ключевых моментов в работе предприятия по повышению качества продукции15
         В то же время качество производственных процессов определяется пятью основными компонентами:
    Людьми;
    Оборудованием;
    Материалами;
    Методами;
    Окружающей средой.
         Одним из главнейших компонент, обеспечивающих высокое  качество производственных процессов, являются люди. Для того чтобы люди могли и хотели обеспечить высокое  качество производственных процессов, они должны располагать необходимой  информацией о том, что и как  они должны делать; быть заинтересованы в высоком качестве своего труда (то есть должна быть мотивация их труда); иметь соответствующую квалификацию и трудовые навыки; непрерывно обучаться  новым приемам труда, и все  вместе должны образовывать трудовой коллектив (команду), заинтересованный в высоком качестве продукции. 
         Второй компонент, гарантирующий высокое качество производственных процессов, связан с  использованием соответствующего оборудования, приспособлений и инструментов. 
         Высокое качество производственных процессов не может быть достигнуто без применения высококачественных материалов (сырья, комплектующих элементов  и полуфабрикатов). 
         Важным компонентом  обеспечения качества производственных процессов является использование  методов управления, которые включают в себя системы управления, организацию  управления, обеспечение или создание определенного стиля руководства, а также внедрение современных  производственных решений, как в  области управления, так и в  области совершенствования технологии16
         И последний, но не менее  важный компонент связан с созданием  необходимого морального климата, способствующего  плодотворной работе как каждого  работника, так и трудового коллектива в целом. 
         Затем осуществляется переход от качества единичных производственных процессов к качеству всего предприятия.  
Качество предприятия оценивается на основе внутренних и внешних критериев. 

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.