Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формы конкуренции и распределения дохода. Методы обеспечения конкурентоспособности фирмы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Волжский  политехнический институт (филиал)
Волгоградского  государственного технического университета
Кафедра экономики и менеджмента 
 
 
 
 

К У Р С О В  А Я   Р А  Б О Т А
по  дисциплине экономическая  теория  

Т Е М А: ФОРМЫ КОНКУРЕНЦИИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДА.
                   МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ФИРМЫ. 
 
 
 

                                                                                     Выполнил:
                                                                  студентка группы ВХЭ-256
                                                                  Болдырева Л.Е.
                                                                  Проверил:
                                                                профессор
                                                                Лукьянов Г. И.
                                                    
                г. Волжский  2009 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
 ВВЕДЕНИЕ   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3  
   1. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   6
     1.1 Полиполия (совершенная конкуренция)   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   6
            Таблица 1. Типы строения рынков   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   7
     1.2 Условия совершенной конкуренции   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   8
     1.3 Монополия   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   9
     1.4 Монополистическая  конкуренция   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    10
     1.5 Олигополия   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  11
            Таблица 2. Маркетинговые методы управления фирмой   . . . . . .   13
     1.6 Конкуренцией покупателей   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  15

2. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ФИРМ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ 

    ДОХОДОВ   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   16

           2.1. Конкурентоспособность   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   16

     2.2 Формирование стратегии конкурентоспособности  фирм   . . . . . .   19

     2.3 Составляющие конкурентоспособности   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   27

     2.4 Качество продукции и услуг   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  28

     2.5 Эффективная рыночная стратегия  и реалистичные планы   . . . . .   29

          2.6 Уровень квалификации персонала и менеджмента   . . . . . . . . . . .    31

     2.7 Технологический уровень производства   . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    33

     2.8 Таможенное регулирование   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   34

3. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ   . . . . . . . . . . . . .    35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .   39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    41 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих  на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса.
     Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель  – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
     Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) –  борьба независимых экономических  субъектов за ограниченные экономические  ресурсы. Это - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях  обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентоспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок.
      Существует  множество определений конкурентов, приведем наиболее употребительные  из них. Как было отмечено выше, конкуренты – это субъекты маркетинговой  системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой  деятельности (что и влечет за собой  необходимость их изучения). Рассматривая конкурентов как субъектов маркетинговой  системы более подробно, можно  дать следующее определение. Конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие  полностью или частично совпадающую  фундаментальную нишу. Под фундаментальной рыночной нишей здесь понимается совокупность сегментов рынка, для которых подходят товар и/или услуга, производимые данной фирмой.
      Наличие конкурирующих фирм порождает такое  явление в экономике как конкуренция. С экономической точки зрения, конкуренция – экономический  процесс взаимодействия, взаимосвязи  борьбы продуцентов и поставщиков  при реализации продукции, соперничество  между отдельными производителями или поставщиками товара или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
      С точки зрения экономики, важными в этом определении являются следующие аспекты:
      Во-первых, речь идет о рыночной конкуренции, то есть о непосредственном взаимодействии фирм на рынке. Оно касается только той борьбы, которую ведут фирмы, продвигая на рынок свои товары или услуги.
     Во-вторых, конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром или услугой одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом начале реформ в России, когда небольшое количество начавших поступать с Запада товаров сталкивалось с практически ненасытным внутренним спросом.
     В-третьих, рыночная конкуренция развивается  только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы  облегчить давление на себя конкурентного  пресса, состоит в уходе на недоступные  для других сегменты рынка.
       Итак, рассмотрим ниже основные  формы  и виды конкуренции при распределении дохода конкурентоспособных фирм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ
     1.1 Полиполия (совершенная  конкуренция)
     В зависимости от соотношения между  количеством производителей и количеством  потребителей различают следующие  виды конкурентных структур:
    Большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает, так называемую, совершенную конкуренцию.
    Огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает, так называемую, несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный  производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих  гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции.
    Единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса).
    Структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной. 

     Таблица 1. Типы строения рынков.
Покупатели
     Продавцы
     Много      Несколько      Один
Много Двухсторонняя полиполия Олигополия      Монополия
Несколько
Олигопсония Двусторонняя  олигополия Монополия, ограниченная олигопсонией
Один Монопсония Монопсония, ограниченная олигополией Двухсторонняя монополия
 
     По  Смиту сущность конкурентного поведения  производителей составляло «честное» (без сговора) соперничество производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Не соперничество  в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену, является ключевым моментом  в современной  трактовке понятия конкуренции.
     Рассмотрим  подробнее основные из вышеперечисленных  рыночных структур.
     Рынок открыт для каждого: большое число продавцов и покупателей одного и того же товара. Изменения в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую реакцию только среди покупателей, но не среди других продавцов. Рекламные компании не так важны и обязательны, так как на продажу предлагаются только гомогенные (однородные) товары, рынок прозрачен и отсутствуют какие-либо предпочтения. На рынке с подобной структурой цена - это заданная величина. На основании вышеизложенного можно вывести следующие варианты поведения участников рынка:
     Акцептант цены: хотя цена и формируется в процессе конкуренции среди всех участников рынка, но в то же время отдельно взятый продавец не оказывает никакого прямого влияния на цену. Если продавец запрашивает более высокую цену, все покупатели сразу же переходят к его конкурентам, так как в условиях совершенной конкуренции каждый продавец и покупатель обладают полной  и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке
     Если  же продавец запрашивает более низкую цену, то он окажется не в состоянии  удовлетворить весь спрос, который  будет ориентирован на него, в силу его незначительной доли на рынке,  при этом прямого влияния на цену со стороны этого конкретного  продавца не происходит.
     Если  покупатели и продавцы поступают  одинаковым образом, то они оказывают  влияние на цену.
     Регулятор количества: если продавец вынужден согласиться с преобладающими на рынке ценами, то он может приспособиться к рынку путем регулирования объема своих продаж. В этом случае он определяет количество, которое он намерен продать по заданной цене. Покупателю также остается лишь выбрать, сколько он захочет получить по заданной цене. 

     1.2 Условия совершенной  конкуренции
       Условия совершенной конкуренции определяются следующими предпосылками:
    большое количество продавцов и покупателей, ни один из которых не имеет заметного влияния на рыночную цену и количество товара;
    каждый продавец производит однородный продукт, который ни в каком отношении не отличим от продукта других продавцов;
    барьеры для входа на рынок в долгосрочном аспекте либо минимальны, либо вообще отсутствует;
    никаких искусственных ограничений спроса, предложения или цены существует и ресурсы - переменные факторы производства – мобильны;
    каждый продавец и покупатель владеет полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке.
     Не трудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.
     Для участников рынка в условиях совершенной  конкуренции цена – это заданная величина. Поэтому продавец может  лишь решать, какое количество товара он захочет предложить по данной цене. Это означает, что он одновременно акцептант цены и регулятор количества.
     1.3 Монополия
     Один  продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец является единственным  производителем продукта, не имеющего, к тому же, близких товаров-заменителей. Такая модель имеет следующие  характерные черты:
    продавец является единственным производителем данного товара (продукта);
    реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его заменителей;
    монополист обладает рыночной властью, контролирует цены и поставки на рынок. Монополист является законодателем цены, то есть монополист назначает цену и покупатель при заданной монопольной цене может решать, какое количество товара он может закупить, но в большинстве случаев монополист не может назначать произвольно высокую цену, так как, по мере роста цен спрос снижается, а при падающих ценах – возрастает;
    на пути входа в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые барьеры для конкурентов – как естественного, так и искусственного происхождения, примерами естественных монополий  могут служить предприятия общественного пользования – электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. К искусственным барьерам относятся патенты и лицензии, предоставляемые некоторым фирмам на исключительное право функционировать на данном рынке  
     
     1.4 Монополистическая  конкуренция
     Относительно  большое число производителей предлагает  похожую, но не идентичную продукцию, т.е. на рынке присутствуют гетерогенные товары. В условиях совершенной конкуренции  фирмы производят стандартизованную (однородную) продукцию, в условиях монополистической конкуренции  производится дифференцированная продукция. Дифференциация затрагивает прежде всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя  складываются ценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного  обслуживания (для товаров длительного  использования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т.п.
     Таким образом, фирмы на рынке монополистической  конкуренции вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и путем всемирной дифференциации продукции и услуг. Монопольность в такой модели заключается в том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает, в некоторой мере, монопольной властью над своим товаром; она может повышать и понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием производителей аналогичных товаров. Кроме того, на монополистических рынках наряду с мелкими и средними достаточно крупные фирмы.
     При такой модели рынка фирмы стремятся  расширять свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции. Это происходит, прежде всего, с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые однозначно выделяют различия товаров.
     Монополистическая конкуренция отличается от совершенной  полиполии по следующим признакам:
    на совершенном рынке продаются не гомогенные, а гетерогенные товары;
    для участников рынка нет полной прозрачности рынка, и они действуют не всегда в соответствии с экономическими принципами;
    предприятия стремятся расширить свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции;
    доступ к рынку для новых продавцов при монополистической конкуренции затруднен в силу наличия предпочтений.
     1.5 Олигополия
       Под немногочисленностью участников  конкуренции понимается относительно  малое (в пределах десятка)  число фирм господствующих на  рынке товаров или услуг. Примеры  классических олигополий: «большая  тройка» в США – «Дженерал  моторз», «Форд», «Крайслер».
     Олигополии  могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность чаще всего преобладает  на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.д.; дифференциация – на рынках потребительских  товаров.
     Немногочисленность  фирм способствует их монополистическим  соглашениям: по установлению цен, разделу  или распределению рынков или  по другим способам ограничения конкуренции  между ними. Доказано, что конкуренция  на олигополистическом рынке тем  интенсивней, чем ниже уровень концентрации производства (большее число фирм), и наоборот.
     Важную  роль в характере конкурентных отношений  на таком рынке играют объем и  структура той информации о конкурентах  и об условиях спроса, которой фирмы  располагают: чем такой информации меньше, тем более конкурентным будет поведение фирмы. Основное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции  связано с динамикой цен. Если на совершенном рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при олигополии имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не так часто. Типично так называемое лидерство в ценах, когда их преимущественно диктует одна ведущая фирма, остальные же олигополисты следуют  за лидером.  Доступ к рынку новым продавцам затруднен. В случае соглашения олигополистов по поводу цен, конкуренция все больше смещается в направлении качества, рекламы и индивидуализации.
     В экономической литературе принято  разделять конкуренцию по ее методам  на:
    ценовую (конкуренцию на основе цены);
    неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).
     Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.
     Снижение  цены было той основой, с помощью  которой промышленник (торговец) выделял  свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.
     В современном мире ценовая конкуренция  утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что  на современном рынке не используется «война цен», она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что  «война цен» в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма  не исчерпает резервы снижения себестоимости  товара. В целом, конкуренция в  открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового  состояния фирм и, как следствие, к разорению. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:
    фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми, в сфере неценовой конкуренции, у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей;
    для проникновения на рынки с новыми товарами;
    для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
     При скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с  существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально  мало.
     Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн). К числу неценовых методов относятся все маркетинговые методы управления фирмой. Степень важности некоторых из них (по данным опроса 200 американских компаний) в коммерческом успехе фирмы представлена ниже:
     Таблица 2. Маркетинговые методы управления фирмой.
Метод маркетинговой политики      % компаний поставивших фактор  на 1-ое место
Разработка  и выпуск новых товаров       79
Комплексные исследования рынка и планирование маркетинга      73
Организация работы торгового аппарата      59
Реклама и стимулирование сбыта      56
Усовершенствование  выпускаемой продукции      52
Политика  цен      50
Совершенствование организационной структуры      44
Выбор наиболее эффективных каналов товародвижения      41
Сокращение  издержек обращения      17
Кредитная политика и финансирование      14
 
     К незаконным методам неценовой конкуренции  относятся:
    промышленный шпионаж;
    переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;
    выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а потому обычно на 50% дешевле;
    закупка образцов с целью их копирования.
     Можно выделить следующие основные направления  конкурентной деятельности фирмы:
    Конкуренция в области рынков сырья за завоевание позиций на ресурсных рынках с целью обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами, перспективными материалами, высококвалифицированными специалистами, современной техникой и технологией с целью обеспечения более высокой, чем у конкурентов, производительности труда. В качестве конкурентов предприятия на сырьевых рынках выступают в основном фирмы-производители продуктов-аналогов, использующие в своем производстве аналогичные материальные ресурсы, технологию, трудовые ресурсы;
    Конкуренция в области сбыта товаров и услуг на рынке;
    Конкуренция между покупателями на сбытовых рынках.
    В зависимости  от интенсивности конкуренции в  этой среде фирма прогнозирует цены на те или иные товары, организует свою сбытовую деятельность.
     1.6 Конкуренцией покупателей 

     В условиях насыщенного рынка конкуренция  покупателей уступает место конкуренции  продавцов. В связи с этим среди  этих трех направлений конкурентной деятельности фирмы наибольший интерес, с точки зрения маркетинга, представляет собой конкуренция продавцов в области сбыта товара или услуги на рынке. Два оставшихся направления являются конкуренцией покупателей.
     Так как конкуренцию в маркетинге принято рассматривать в отношении  потребителя, то и различные виды конкуренции соответствуют определенным этапам потребительского выбора. В соответствии с этапами принятия потребителем решения о покупке можно выделить следующие виды конкуренции:
    Желания-конкуренты. Этот вид конкуренции связан с тем, что существует множество альтернативных способов вложения потребителем денежных средств;
    Функциональная конкуренция. Этот вид конкуренции связан с тем, что одну и ту же потребность можно удовлетворить различными способами (существуют альтернативные способы удовлетворения потребности).
    Межфирменная конкуренция. Это конкуренция альтернатив доминирующих и наиболее эффективных способов удовлетворения потребности.
    Межтоварная конкуренция. Это конкуренция товаров фирмы между собой. Она конкуренцией, по сути, не является, а представляет собой частный случай ассортиментного ряда, целью которого является создать имитацию потребительского выбора.

     2. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ

2.1. Конкурентоспособность
     Конечная  цель всякой фирмы — победа в  конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет  — зависит от конкурентоспособности  товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?
     Обычно  под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правильном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения начинаются именно здесь.
     Большинство новичков сосредотачивается на параметрах товара и затем для оценки конкурентоспособности  сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики такой оценки для разных конкурирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает показатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков однозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети? Они связаны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условиями приобретения и будущего использования товара. 

     Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных следствий этого положения:
    Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Одна из них жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Другая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.
    Покупатель — главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем "комплекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера. Интересный факт: почти все зарубежные пособия по рекламе особо выделяют материал, связанный с рекламой в малограмотной или интеллектуально неразвитой аудитории.
    Как известно, каждый рынок характеризуется "своим" покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.
     О чем говорит практика? Коль сформирован  определенный общий взгляд на конкурентоспособность, попробуем обратиться к разбору  практического примера. Возможно, он в чем-то обогатит общее определение, а вкупе со всем тем, что мы уже знаем, позволит составить достаточно полное представление об обсуждаемом предмете.
     В ожесточенной борьбе американских и  японских производителей почти на всех рынках передовых технологий позиции  японцев пока выглядят предпочтительнее. За счет чего? Почти единодушный ответ в 70-е годы был таким: цена и качество. Но уже десятилетие назад уровень сбытовой, рекламной и сервисной культуры японских фирм стал привлекать все большее внимание маркетологов всего мира. А сегодня уже говорят и о том, что "философия качества", характерная для японцев, становится лишь составной частью формирующейся ныне их собственной "философии обслуживания". Все это более или менее совпадает с основными позициями, отмечавшимися ранее. Но вот что интересно: ряд американских исследователей и бизнесменов давно и упорно говорят о том, что Япония быстрее сформировала путем умелой пропаганды мнение о высочайшем качестве своих товаров, нежели действительно показывает его на практике.
     Даже  допуская здесь значительную (и весьма!) долю преувеличения и уязвленного самолюбия, заметим, что в целом "имидж страны" дает ощутимую прибавку к конкурентоспособности ее товаров.
     Рыночное  хозяйство, а вслед за ним и  его ученые давно и хорошо поняли, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара —  это все равно, что пытаться схемой показать всю сложность и все тонкости рыночного процесса. Для них конкурентоспособность стала просто удобным, концентрирующим внимание и мысль термином, за которым выстраивается все разнообразие стратегических и тактических приемов менеджмента в целом и маркетинга в частности. Конкурентоспособность — не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего — это философия работы в условиях рынка, ориентирующая на:
      понимание нужд потребителя и тенденций их развития;
      знание поведения и возможностей конкурентов;
      знание состояния и тенденций развития рынка;
      знание окружающей среды и ее тенденций;
      умение создать такой товар и так довести его до потребителя,
      чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.

     2.2 Формирование стратегии конкурентоспособности фирм

     Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при  этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают вас от потенциальных или реальных конкурентов. Недаром многие ведущие фирмы сформулировали свои сравнительные преимущества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать все ее работники.
     Ведущие компании мира своим успехом обязаны  именно этому. Всемирно известный "Роллс-Ройс" — производитель автомобилей  класса "люкс", предназначенных исключительно для элиты по всем своим параметрам: от шикарной отделки салона до надежной работы двигателя, собранного вручную. "Феррари" знаменита высокими скоростными качествами и техническим уровнем своих автомобилей. "Тойота" — законодательница мод в автомобильном бизнесе благодаря высокой надежности своих малолитражек. Лозунг фирмы: "Тойота" — автомобили без дефектов!"
     Четкая  ориентация на свои сравнительные преимущества в конкуренции, неустанный их поиск как внутри предприятия, так и вне его предопределяют набор функций, выполняемых аппаратом управления ведущих компаний, состав их управленческих и инженерных подразделений, подходы к разработке хозяйственной стратегии.
     Преимуществом "Хьюлет-Паккард" всегда была опора на новые виды продукции, на собственные патенты, обеспечивающие фирме исключительность. Конкуренция по линии нововведений путем производства таких изделий, каких никто больше создать не может, предопределила формирование и развитие в рамках компании мощных подразделений и служб НИОКР. Вопреки расхожему мнению продукция ИБМ далеко не всегда опережала по своему техническому уровню или качеству изделия основных конкурентов. Однако за счет лучшего технического обслуживания своих компьютеров и внесения в их конструкцию изменений, намного облегчающих ремонт, ИБМ удавалось многие десятилетия успешно вести конкуренцию. Девиз компании: "ИБМ — это лучшее в мире обслуживание!" Точно также "Катерпиллер" завоевал репутацию фирмы, выпускающей самые надежные тракторы и грузовики, не только благодаря их совершенной конструкции, но и путем создания первоклассной системы снабжения потребителей запасными частями. Недаром ее лозунг: "Катерпиллер" — гарантия поставки запчастей в любую точку земного шара в течение 48 часов!"
     Если  можно коротко дать ответ на вопрос о том, как создать на предприятии  производство мирового класса, он звучал бы так: для этого надо стать лучшим в мире в избранной отрасли  или на рынке, на который работаете, хотя бы по одному важному аспекту производственной деятельности. А для этого надо, в свою очередь, ответить на вопрос: в чем должны или в чем могут состоять сравнительные преимущества вашего предприятия в конкурентной борьбе, на какие аспекты производства или хозяйственной деятельности надлежит обратить внимание в первую очередь (например, издержки производства и цена, качество, надежность, технический уровень, уровень обслуживания, гибкость производства и т. п.)?
     В целом можно выделить четыре основных уровня или степени конкурентоспособности предприятия.
     Руководство предприятия первого  уровня рассматривает организацию управления как нечто внутренне нейтральное. Свою роль руководители видят только в том, чтобы давать продукцию, не заботясь ни о каких сюрпризах для конкурентов и потребителей. Они настолько уверены в совершенстве конструкции или техническом уровне своей продукции, в явных преимуществах ее по сравнению с изделиями конкурентов, в мощи своих сбытовых подразделений и службы маркетинга, что готовы осчастливить покупателя, лишь поставляя заявленные в рекламе товары. Любые дополнительные улучшения на производстве или в управлении считаются излишеством.
     Хотя  такой подход в высшей степени  наивен, он может принести предприятию  успех, если оно сумеет найти на рынке  нишу, которая убережет от немедленной  конкуренции. Но как только предприятие  или фирма начинают расти, увеличивать  масштабы своего производства, может случиться следующее: предприятие перерастет нишу рынка, на которую первоначально работало, и вступит в конкуренцию на другом его сегменте или первоначальная ниша разовьется в растущий рынок и станет привлекательной для других производителей. Тут уже одним умением просто выпускать продукцию не обойдешься. Нужно позаботиться о получении сравнительных преимуществ, о том, чтобы превзойти стандарты, предложенные конкурентами в области цен, издержек производства, качества, точности поставок, уровня обслуживания и т. п.
     Поэтому компании второго уровня (степени) конкурентоспособности стремятся сделать свои производственные системы "внешне нейтральными". Это означает, что предприятия должны полностью соответствовать стандартам, установленным их основными конкурентами. Они стремятся максимально заимствовать технические приемы, технологии, методы организации производства у ведущих предприятий отрасли и использовать у себя, приобретать сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия из тех же источников, что и их главные конкуренты. Они следуют тем же принципам и подходам в управлении качеством продукции и в контроле за уровнем запасов и внутрипроизводственных заделов, устанавливают такие же по характеру отношения с работниками на своем производстве. Мало того, они стремятся пригласить к себе на работу, если понадобится, управляющих и специалистов, особенно инженерно-технических работников, из других компаний этой же отрасли, полагаясь в основном на их квалификацию и чисто профессиональные качества, без учета специфики конкретного предприятия или производства. И некоторые компании неизбежно оказываются в ситуации, когда подобные стереотипы делового поведения, целиком базирующиеся на заимствовании передового опыта, уже не работают, не прибавляют конкурентоспособности предприятиям данной фирмы даже при незначительном усилии внутриотраслевой конкуренции.
     Перед руководством таких компаний неизбежно  встает вопрос: если их предприятия  имеют другие сравнительные преимущества в конкуренции на рынке, чем их основные соперники, то почему нужно обязательно придерживаться общих стандартов производства, установившихся в отрасли?
     Те, кто находит правильные ответы, обычно эволюционируют до третьего уровня конкурентоспособности, управление начинает активно воздействовать на производственные системы, содействует их развитию и совершенствованию. Производство становится, так сказать, "поддерживаемым изнутри" всеми другими подразделениями организации
     Но  для некоторых фирм и это оказывается  недостаточным. Ясно, что авиакомпания, обслуживающая местные авиалинии, стремится к максимальной гибкости и оперативности в организации  обслуживания пассажиров. Поэтому вероятнее  всего она выберет совсем другой тип авиалайнера, чем крупная  авиакомпания, обслуживающая всю  территорию США. Это вовсе не означает, что благодаря такому шагу крупная авиакомпания получит сравнительные преимущества перед мелкой, имеющей то же самое оборудование. В данном случае успех будет целиком зависеть от того, насколько эффективно каждая из компаний использует одну и ту же технику, какими сравнительными преимуществами обладает не только производственная структура предприятия, но и ее система управления. Иначе говоря, успех в конкурентной борьбе становится уже функцией не столько производства, сколько управления, и чуть ли не целиком зависит от качества, эффективности управления и организации производства в самом широком смысле. Это может быть и более экономичный аппарат управления, и более высокая оперативность в   принятии решений, лучшая мотивация работников и т. п.
     Производственная  система в такого рода компаниях  становится, так сказать, "поддерживаемой извне", эффективность ее определяется не столько внутренними факторами, включая управленческие (например, идеальное производственное планирование или управление качеством), сколько внешними (качество организации и эффективность самой системы управления).
     Компании, которым удалось достичь этой четвертой степени конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Они не только стремятся копировать опыт других фирм данной отрасли, не просто хотят превзойти самые жесткие из существующих здесь стандартов, но готовы бросить вызов любому конкуренту в любом аспекте производства или управления. Именно они и называются предприятиями с производством мирового класса.
     Многочисленные  прогнозные обследования, проведенные  западными специалистами во второй половине 80-х годов, однозначно показали, что в ближайшее десятилетие  устойчивые позиции на меняющемся и  усложняющемся рынке смогут занять только те компании, производственно-управленческий потенциал, которых позволит им согласованно решать ряд задач, считавшихся практически взаимоисключающими.
     Это, прежде всего, относится к постоянному обновлению ассортимента выпускаемой продукции, безостановочной разработке и быстрому освоению новых образцов изделий и одновременно наращиванию производительности труда, повышению гибкости производства, эффективности, снижению всех видов издержек и затрат. Особое место занимают обеспечение стабильного роста качества и надежности новых изделий при одновременном снижении цен на новые виды продукции. Курс берется на повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала при ориентации на удельное сокращение численности производственных и управленческих работников. Все это практически означает выпуск как можно большего количества новых, пользующихся повышенным спросом изделий, цены на которые будут ниже, чем у конкурентов, а качественные и эксплуатационные характеристики и надежность — выше.
     Каким же образом крупные промышленные компании развитых стран Запада планируют  обеспечить решение этих задач? В  какие области будет в предстоящее  десятилетие направлена подавляющая  доля финансовых и материальных ресурсов, имеющихся в распоряжении промышленных компаний и банков? В каком направлении будет развиваться система управления производством?
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.