На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Модель рыночного равновесия по Л. Вальрасу

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТАДЖИКИСТАНА 

ФАКУЛЬТЕТ: «ФИНАНСОВЫЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ  МЕНЕДЖМЕНТ»

КАФЕДРА: «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
 

По  дисциплине: «Макроэкономика»
На  тему: «Модель рыночного равновесия по Л. Вальрасу» 
 
 

        Выполнила:                                                     ст-ка 2-го курса
                                                                                    группы 010410 р-Д
                                                                                    Рахматзода П. 
 

Норма контроль:                                                    Абдуллаев А. А. 
 

                Принял:                                                    к.э.н. Дарингов К. П. 
 
 
 

ДУШАНБЕ – 2011 
 
 

Содержание:
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические  аспекты функционирования рыночного  механизма……….4
1.1. Рынок: понятие,  структура, основные элементы  и условия его возникновения..4
1.2. Характеристики  рынка и ограниченность ресурсов  рынка………………………7
Глава 2. Рыночный механизм………………………………………………………….10
2.1. Рыночный спрос……………………………………………………………………10
2.1.1. Функция спроса и его графическая интерпретация…………………………...10
2.1.2. Эластичность спроса по цене…………………………………………………...12
2.2. Рыночное предложение……………………………………………………………13
2.2.1. Функция предложения и кривая предложения………………………………...14
2.2.2. Эластичность предложения по цене……………………………………………15
Глава 3. Рыночное равновесие………………………………………………………...16
3.1. Равновесная цена и равновесный объём ………………………………………...17
3.1.1. Существование и единственность рыночного равновесия…………………....18
3.2. Устойчивость равновесия…………………………………………………………20
3.3. Модель рыночного равновесия по Вальрасу…………………………………….20
3.4. Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия………………………...23
3.5. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………...27
Список использованной литературы………………………………………………….28
 


Введение
     В условиях перехода экономики Республики Таджикистан от планово-административного  к рыночному способу хозяйствования первоочередным ставится вопрос об эффективности  деятельности субъектов рынка, и  рыночного механизма в целом, и достижения общей стабильности на рынке.
     Цель  работы: охарактеризовать рыночные элементы и изучить  механизм установления рыночного равновесия, изучая модель рыночного равновесия Леона Вальраса.
     В соответствии с поставленной целью  необходимо решить задачи:
    определить понятие рынка;
    определить рыночные спрос и предложение;
    определить  равновесную цену и равновесное количество;
    установить причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия;
    рассмотреть модель рыночного равновесия, описанного Л. Вальрасом;
    рассмотреть равновесие в коротком и длительном периодах.
     Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 12 источников.
     Идея  общего экономического равновесия уходит своими корнями к работам экономистов-классиков. Так, А. Смит высказал идею о том, что  в условиях свободного взаимодействия производителей и потребителей действует  не хаос, а экономический порядок  индивидуумов, преследующих интересы личной выгоды, который приводит к  установлению общего равновесия, выгодного  для всех.
     Принципиальная  возможность достижения общего равновесия в условиях совершенной конкуренции  в математической форме впервые  была высказана Л. Вальрасом. Выражая  модель общего экономического равновесия системой уравнений, он доказал, что  если все рынки за исключением  одного находятся в равновесии, то в таком же равновесном состоянии  будет находиться и последний  рынок. В качестве такового в модели Л. Вальраса выступает рынок денег.
     Цель  Маршалла положить в основу теории ценности закон спроса и предложения, что он и называл "фундаментальной  симметрией". Это подразумевает  зависимость между издержками производства и произведенным количеством  блага, источником которой "закон  непропорциональных продуктивностей", являющийся необходимым условием согласованности  теории Маршалла. Именно на этот закон  в конце 1920 гг. в основном была направлена критика молодого итальянского экономиста Пьеро Сраффа. Эта дискуссия была продолжена в 1960 гг. в споре двух Кембриджей о капитале. Целью написания  данной работы является комплексное исследование модели рыночного равновесия, описанный Леоном Вальрасом.
Глава 1. Теоретические  аспекты функционирования рыночного механизма.
1.1. Рынок: понятие,  структура, основные  элементы и условия  его возникновения.
     В самом общем виде рынок можно  определить как стихийный порядок. Учитывая, что в кратком определении  невозможно осветить все грани этой важнейшей экономической категории, можно сказать, что рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов1.
     Рынок — это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система отношений между продавцом и покупателем по поводу обмена, купли-продажи товаров (услуг).
     Рынок, основанный на товарном производстве на микро- и макроуровнях, отражает в общем виде экономические отношения, складывающиеся между товаропроизводителями, продавцами и покупателями в процессе обмена (купли-продажи) товаров2.
     Границы рынка, его функции и роль в  системе экономических отношений  и связей в воспроизводстве материальных благ на микро- и макроуровнях во многом зависят от господствующей социально-экономической  системы.
Рынок обслуживает экономическую реализацию различных форм собственности, входит в хозяйственный механизм, способствующий повышению эффективности производства.
     В условиях исследуемой формы хозяйства  рыночные связи охватывают всю систему  и всех субъектов экономических  отношений. Участниками рынка являются и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг  и т. д. Основных субъектов рыночного  хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство3.
     Домашнее  хозяйство – основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и других факторов производства деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей (а не для наращивания прибыли).
     Бизнес  – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве4.
     Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.
     Один  и тот же человек (взрослый член общества) может быть в составе и домашнего  хозяйства, и бизнеса, и правительственного учреждения. Например, работая по найму  государственным служащим, вы являетесь  представителем правительственной  организации; владея Ценными бумагами какой-либо корпорации, вы представляете  бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, вы являетесь  членом домашнего хозяйства. Соответственно современная рыночная экономика  – это целая система рынков: товаров и услуг, труда, ссудных  капиталов, ценных бумаг, иностранной  валюты и др.
     Важнейшими  условиями возникновения рынка  являются общественное разделение труда и специализация. Первая из этих категорий означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг. Специализация, в свою очередь, определяется принципом сравнительного преимущества, т. е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости. Сравнительное преимущество является одним из центральных понятий в экономической теории. Производители обладают разными навыками, умением, по-разному обеспечены ограниченными ресурсами5.
     Условием  возникновения рынка является и  так называемая экономическая обособленность, или хозяйственная автономия субъектов рынка. Ведь обмениваются благами, созданными на основе общественного разделения труда и специализации, полностью независимые, самостоятельные в принятии хозяйственных решений производители. Хозяйственная автономия означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности. На последнем выводе необходимо остановиться подробнее6.
     Может ли вообще возникнуть рынок какого-либо товара, если в обществе отсутствуют  «правила игры», наделяющие субъектов  хозяйства теми или иными правомочиями из «пучка прав». Кто станет специализироваться, например, на производстве картофеля  с целью последующего обмена его  на другую необходимую продукцию, если по закону земельный участок в  любое время может быть конфискован  в пользу государства или других лиц; если производитель картофеля  лишен права на доход (должен бесплатно  сдавать продукцию государству); если не существует права продажи  и наследования земельного участка  и т. д. Конечно, можно заставить  производить картофель силой, путем  принуждения, но тогда мы не можем  говорить о рынке, ибо перед нами будет пример иерархической системы  хозяйства. Современная экономическая  теория делает акцент на том, что рынки  могут существовать только для продуктов, права собственности на которые  могут легко устанавливаться, реализовываться  и передаваться.
     Для возникновения рынка какого-либо продукта важна и величина трансакционных издержек. Допустим, вы решили заняться выпечкой пирожных у себя дома с  целью их последующей продажи  в самых оживленных точках вашего города. Однако необходимо получить разрешение санэпидемстанции на подобную деятельность, лицензию от муниципалитета, вероятно, придется платить дань рэкетирам, если речь идет о нынешних российских условиях и т. п. Если все эти трансакционные издержки для желающих заняться производством  пирожных на продажу, по предварительным  расчетам, окажутся выше предполагаемого  дохода, то рынок пирожных так и  не будет создан. Таким образом, трансакционные издержки определяют условия и границы рыночной деятельности7.
     И, наконец, важным условием возникновения  рынка является свободный обмен ресурсами. Ведь общественное разделение труда, специализация и обмен могут существовать и в иерархических системах, где Центр определяет кому и что производить, кому и с кем обмениваться произведенной продукцией. Только свободный обмен, существующий в спонтанных (стихийных) порядках, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.
В рыночном механизме можно выделить следующие  основные элементы8.
     Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.
     Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос (платежеспособный) – это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение – это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.
     Наконец, в-третьих, это конкуренция – основной механизм формирования хозяйственных пропорций, направленный на создание наиболее благоприятных условий сбыта продукции и максимальное удовлетворение потребностей. Цель каждого предпринимателя – максимизация прибыли, а следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.
     Конкуренция является необходимым элементом  рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. 

1.2. Характеристики рынка  и ограниченность  ресурсов рынка.
     Важнейшей характеристикой рынка является его стабильность, т. е. наличие соответствия между спросом и предложением, равно выгодных условий торговли для всех участников, информированности и прозрачности рынка и доступности всех поставщиков и потребителей его товаров. Правда, такой идеальный рынок может существовать скорее лишь теоретически, и подобная сбалансированная стабильность может складываться лишь по отдельным товарам. Основное же правило, которое регулирует рыночные отношения, — это непрерывное балансирование спроса и предложения, стремление к равновесию, которое достигается посредством преодоления ситуаций перепроизводства и дефицита товарной массы9.
     Следующая важнейшая характеристика рынка  — его динамика, проявляющаяся в виде тенденций (подъем, стагнация, сокращение объема продаж). Указанные тенденции могут охватывать как отдельные сектора экономики или виды продукции, так и рынок в целом. Рынки, на которых доминирует подъем, создают для предприятия условия роста объемов производства и продаж, что, в свою очередь, приводит к снижению удельных расходов на единицу продукции, способствует улучшению показателей работы предприятий. При сокращении рыночного оборота экономическое положение Предприятия ухудшается: снижается объем производства, повышается стоимость продукции, уменьшается доход. Стагнация рынка не изменяет экономическую ситуацию фирмы. Тенденция приобретает застойный характер10.
     Для решения общих проблем экономической  организации (что, как, для кого) общество должно располагать определенными  экономическими ресурсами. Если бы экономические  ресурсы не были ограничены, то решение  триединой задачи (что, как, для кого) не представляло бы проблемы.
     Ограниченность  отражает разрыв между общей суммой благ, которые необходимы субъектам  для удовлетворения своих разносторонних потребностей, и возможностями их производства. Если бы не существовало ограниченности, то не было бы повода к  изучению экономики и, следовательно, к поиску ответа на вопросы, что, сколько, как и для кого производить, чтобы  достичь максимальной экономической  эффективности.
     Выделяют  абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность означает, что экономические природные  ресурсы невоспроизводимы (отравленные  воздух, почва, загрязненная морская  вода), их практически невозможно восстановить11. Относительная ограниченность означает, что использование ресурсов зависит не только от их наличия, качества, но и от уровня развития общественного производства, используемых методов применения ресурсов. Невозможно одни и те же средства, использовать в разных сферах и достигать разных целей. Каждый экономический субъект (субъект хозяйствования), располагающий определенными средствами, стремится распределить их так, чтобы получить максимальный экономический эффект и тем самым лучше реализовать свои цели. Распределение средств между различными конкурирующими целями называется размещением ресурсов.
     Целью домашнего (семейного) хозяйства является максимизация полезности покупаемых благ, т.е. максимизация проистекающего от этого  удовольствия.
     Целью субъекта хозяйствования (фирмы) выступает  максимизация прибыли от ведения  хозяйственной деятельности. Полная рациональность возникает тогда, когда  будет достигнуто оптимальное размещение средств, т.е. наилучшее из возможных. Это значит, что от применения данного  объема средств достигаются максимальные эффекты, или же, что определенные эффекты могут быть достигнуты посредством  использования меньшего объема средств. К ресурсам, необходимым для производства экономических благ и услуг, относят землю и природные ресурсы, рабочую силу, орудия труда, предпринимательство и финансовые ресурсы.
     В условиях рынка основной целью производства конкретного субъекта хозяйствования является получение прибыли, но при  условии постоянно растущих потребностей общества. Дефицитность ресурсов трансформирует основную экономическую проблему осуществления выбора: что и сколько товаров, услуг производить; для кого производить; как их распределять.
     Основная  экономическая проблема решается по-разному, разными способами хозяйствования. Командно-административная система  хозяйствования через правительство  осуществляет централизованное планирование производства. Централизованное планирование определяет перечень и объем ресурсов, которые будут использоваться при  производстве материальных благ. Ресурсы  используются для того, чтобы выполнить  план. Госплан определяет, что и  сколько будет произведено, как  будет произведено, как будет  распределяться.
Регулируемая  рыночная система использует свои методы решения основной экономической  проблемы. Потребители определяют на основе выбора, что и сколько производить. Производитель определяет, каких  и сколько ресурсов будет задействовано  в производстве в соответствии со спросом на товары и услуги. Ресурсы  применяются в соответствии с  решением производителей удовлетворить  те или иные потребности и для  получения прибыли. Рынок через  спрос и предложение определяет, что и сколько будет произведено, как будет произведено, как будет  распределяться. 
 
 
 

Глава 2. Рыночный механизм.
2.1. Рыночный спрос.
     Спрос12 – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести.
     В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или  нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить  за него. Общий спрос покупателей  на благо находит свое отражение  на кривой спроса.
     Спрос проявляется и в объеме спроса, означающем то количество блага, которое  было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.
     Связь между ценой блага и объемом  спроса на него выражается в законе спроса.
     Согласно  закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем  большее количество товаров, чем  ниже их рыночная цена. То есть закон  спроса состоит в обратной зависимости  между уровнем цен и количеством  покупаемой продукции.
     Принято различать индивидуальный спрос  как спрос отдельного покупателя на определенный товар и рыночный спрос, то есть суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара. Если обозначить через qij спрос на i – тый товар j – того покупателя, то рыночный спрос можно выразить как: 

QD = ? qij13 

     Между ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Эта взаимосвязь называется кривой спроса. 

2.1.1. Функция спроса  и его графическая  интерпретация
     Зависимость между ценой блага и объемом  спроса называется кривой спроса. Она  отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и  количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в  единицу времени. На рис. 2.1 показана кривая спроса (D), на которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на какой-либо товар (Q), а по вертикальной – цена на него (P). Из рис.2.1 видно, чем выше цена товара, тем на меньшее его количество предъявляется спрос. Покупателю выгодно совершать сделки лишь в левой нижней зоне, так как линия спроса демонстрирует множество максимальных цен для потребителя. Цены и объемы выше линии спроса для покупателя недоступны. 

Рис.2.1. Рынок покупателя: Кривая спроса.14
     Желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от целого ряда факторов: от цены данного товара (P) и цен других товаров (Pa,Pb…), Зависимость объема спроса от  определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса. Эта функция может быть представлена следующим образом:
QD = f (P, Pa, Pb…I, T, N, W)15, 

где  QD - объем спроса на данный товар, I - денежный доход, T - вкусы и предпочтения потребителей, N – общее число покупателей или размер рынка, W - накопленное имущество.
     Если  допустить, что все названные  факторы, оказывающие влияние на объем спроса, остаются неизменными, за исключением одного – цены рассматриваемого товара. Тогда каждому значению цены соответствует определенное значение объема спроса. Такая зависимость  носит название функции спроса от цены:
Q = f (P)16 

     Логично предположить, что при прочих неизменных условиях с увеличением цены объем  спроса уменьшается. Такая зависимость  объема спроса от цены представлена на рис.1.2. цене P1 соответствует объем спроса Q1, цене P2>P1 соответствует объем спроса  Q2<Q1, то есть чем больше цена, тем меньше объем спроса. К числу факторов, смещающих кривую спроса, относятся: изменение вкусов покупателей, их числа, изменение доходов и цен на сопряженные товары.
На величину спроса также оказывают влияние  изменения в ожиданиях будущих  цен. Эти ожидания играют важную роль в определении  положения линии спроса. Если ожидается увеличение цены, то при прочих равных условиях линия спроса сместится вправо. Если ожидается уменьшение цены, линия спроса сместится влево. Если небольшое изменение цены сильно изменяет объем покупок, то говорят, что спрос эластичен. Но если даже большое изменение цены лишь немного изменяет объем покупок, то спрос неэластичен.

Рис.2.2. Кривая спроса 

2.1.2. Эластичность спроса  по цене
     Эластичность  показывает, на сколько процентов  изменится одна переменная экономическая  величина при изменении другой на 1%.
     Эластичность  спроса по цене17 – это степень изменения величины спроса (?QD) в ответ на изменение рыночной цены (?p). Рассчитывается она по формуле:
ED = ?QD%/?p% 

     Эластичность  спроса по цене выступает в следующих  основных формах:
    эластичный спрос (ED>1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цена, рис.2.3 а);
    неэластичный спрос (ED<1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена, рис. 2.3 б);
    единичная эластичность спроса (ED=1). Она возникает в том случае, когда величина спроса и цена изменяются на одну и ту же величину, рис.2.3 в);
    совершенно эластичный спрос (ED= ?). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены, рис.2.3 г);
    совершенно неэластичный спрос (ED= 0). Ситуация, при которой величина спроса абсолютна, не меняется при изменении цены, рис.2.3 д).
 

 
 
 
 
 
 

Рис. 2.3. а) эластичный спрос; б) неэластичный спрос; в) единичная эластичность спроса ; г) совершенно эластичный спрос; д) совершенно неэластичный спрос.18
     Эластичность  спроса по цене зависит от ряда факторов:
    незаменимость. Если у товара есть заменители (товары-субституты), то спрос будет более эластичным, противоположным образом влияет отсутствие таковых;
    значимость товара для потребителя. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным – на все другие группы товаров;
    удельный вес в доходах и расходах. Товары, на которые тратится значительная доля средств, эластичны, а занимающие незначительную долю бюджета – неэластичны;
    временные рамки. Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном периоде и становится менее эластичной на коротких промежутках времени.
 
2.2. Рыночное предложение
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.