На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Государственные службы, ведущие кадастры природных ресурсов. Их функции и задачи

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

 
 
 
 

Реферат
по дисциплине: Мониторинг и кадастр природных ресурсов 

на тему: Государственные службы, ведущие кадастры природных ресурсов. Их функции и задачи 
 
 
 

Выполнила: ст. гр. …

Проверила: … 
 
 
 
 
 
 
 

Пенза 2011
     Содержание
     Введение 3
     1. Система органов государственного управления природными ресурсами………………………………………………………………………….5
     2. Ведение кадастров отдельных природных ресурсов……………….8
     3.Функции государственного экологического управления…………….12
    3.1 Учет и ведение кадастров природных ресурсов…………………….13
    3.2 Определение и проведение единой экологической политики, разработка и принятие планов и программ по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды……………………………………………………………………….14
    3.3 Финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ и мероприятий………………………………..15
    3.4 Установление правил и норм по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, стандартизация в сфере экологии…………………………………………………………….17
    3.5 Распределение и перераспределение природных ресурсов, лицензирование и лимитирование природопользования и охраны окружающей природной среды…………………………………………..20
    3.6 Пространственно-территориальное устройство природных
    ресурсов……………………………………………………………………20
    3.7 Контроль за рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей природной среды………………………………..21
    3.8 Разрешение споров о праве природопользования, применение ответственности за экологические правонарушения…………………..21
     4. Законодательство РФ в сфере природопользования………………..23
     Заключение………………………………………………………………..26
     Библиографический список………………………………………………27 

     Введение
     В последние десятилетия накоплен значительный мировой и национальный опыт в разработке и осуществлении  природоохранной политики. В указанный  период в огромных размерах возросли масштабы потребления природных  ресурсов, количество их добычи, заготовок, промышленного использования и  экспорта. В Российской Федерации  в результате роста объемов природопользования увеличилось воздействие этой сферы  на окружающую природную среду, возросла роль экологических факторов в социально-экономическом  развитии.
     В результате экологический аспект развития российской экономики требует осуществления  широкого спектра мероприятий, направленных на сохранение окружающей среды и  рациональное использование природных  ресурсов: охрану атмосферы, рациональное использование земельных ресурсов; сохранение лесов, борьбу с опустыниванием и засухой, сохранение биологического разнообразия, охрану и рациональное использование водных ресурсов, комплексное  решение проблемы отходов, экологизация всей хозяйственной деятельности, интенсивного использования эколого-экономического потенциала страны в целом и каждого субъекта Федерации в отдельности. Природно-ресурсный потенциал любой территории является основой социально-экономического развития и экологического благополучия. Поэтому правильная оценка имеющихся природных ресурсов в каждом регионе будет иметь решающее значение при принятии управленческих решений и реализации программ развития. Все это на первый план выдвигает задачу учета и социально-экономической оценки природных ресурсов каждого субъекта Федерации и административного района. Решение этих и многих других задач входит в компетенцию государственных служб, ведущих кадастры природных ресурсов.
     Кадастрами   природных   ресурсов   называется   свод    экономических, экологических, организационных и  технических  показателей,  характеризующих количество   и   качество   природного   ресурса,   состав    и    категории природопользователей. 
     Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры представлены  по видам  природного ресурса. По общим их целям  и  структуре  все  они  образуют единую   экономико-правовую   схему.    Кадастры    бывают    двух    видов: территориальные  и отраслевые.
     Территориальные  кадастры  -  это  кадастры,  которые  ведутся  в  отдельной территории и охватывают все элементы окружающей среды в  данной  территории, а  отраслевые  кадастры  ведутся уже по   отдельным   элементам.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Система органов  государственного  управления природными ресурсами
     В настоящее время система органов  государства, осуществляющих функции  в сфере природопользования и  охраны окружающей природной среды, весьма сложна и изменчива. Тем не менее, можно выделить две основные группы органов государственного экологического управления - органы общей и специальной  компетенции.
     К числу первых относятся высшие государственные  органы управления (Президент РФ, Правительство  РФ), которые играют ведущую роль в определении экологической  политики государства, ее задач и  принципов, путей и методов реализации, создании организационных и правовых основ природоохранительной деятельности, осуществляют высший контроль в данной сфере. К органам общей компетенции  следует также отнести местные  органы управления (местные администрации), которые выполняют функции государственного регулирования и контроля в области  природопользования и охраны окружающей природной среды на подведомственных им территориях. Рассматриваемая функция  для органов общей компетенции  не является главной, они решают и  многие другие вопросы в пределах своей компетенции.
     Органы  специальной компетенции - это государственные  органы, специально уполномоченные выполнять  функции экологического управления. Их можно в свою очередь разделить  на несколько групп по характеру  выполняемых функций и задач.
     К первой группе принадлежат органы, осуществляющие надведомственные задачи по управлению природопользованием и охраной окружающей среды - Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России).
     МПР России является федеральным органом  исполнительной власти, проводящим государственную  политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти и осуществляющим управление фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда. Важными функциями, которые осуществляет МПР России и его территориальные органы, являются установление лимитов природопользования и предоставление лицензий на пользование природными объектами.
     Госкомэкология России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия, а также осуществляющим государственный экологический контроль и государственную экологическую экспертизу. Госкомэкология России проводит экологическую политику государства и несет ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды. Для выполнения функций Госкомэкологии как центрального органа экологического управления в стране законодательство наделяет его обширными полномочиями, в том числе:
     - осуществлять разработку и реализацию  целевых экологических программ;
     - принимать нормативные акты по  вопросам охраны окружающей природной  среды;
     - организовывать экологический мониторинг, проводить экологический контроль  и экологическую экспертизу;
     - осуществлять выдачу (аннулирование)  лицензий на отдельные виды  природопользования;
     - согласовывать нормы и лимиты  использования природных ресурсов;
     - проводить совместно с другими  органами стандартизацию в сфере  охраны окружающей среды;
     - проводить обязательную сертификацию  на соответствие экологическим  требованиям;
     - ограничивать или приостанавливать  хозяйственную деятельность, осуществляемую  с нарушением экологических норм  и правил;
     - рассматривать дела об административных  правонарушениях в области природопользования  и охраны окружающей среды;
     - предъявлять в суде иски о  возмещении вреда, причиненного  экологическими правонарушениями.
     Другая  группа органов государственного экологического управления осуществляет ведомственные, отраслевые задачи по управлению использованием и охраной отдельных видов  природных ресурсов как непосредственно, так и в составе других государственных  органов. Это Государственный комитет РФ по земельной политике (Госкомзем России), Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовства России), Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ в составе Министерства здравоохранения РФ, Комитет по геологии и использованию недр и Комитет по водному хозяйству в составе Министерства природных ресурсов РФ, департамент по охране охотничьих ресурсов в составе Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.
     В число органов специальной компетенции  входят также некоторые органы, которые  выполняют лишь отдельные функции  в сфере экологического управления. Например, Федеральный горный и промышленный надзор России - по контролю за безопасным ведением работ при использовании недр, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - по ликвидации последствий экологических катастроф, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии - по нормированию (стандартизации) качества окружающей среды, Министерство внутренних дел РФ - по охране атмосферного воздуха от вредного влияния автотранспорта и защите природных объектов и комплек­сов (лесов, вод, заповедников и др.), Государственный таможенный комитет РФ - по предотвращению незаконного ввоза в РФ и вывоза из нее животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, экологически опасных веществ и товаров и т. д. 

     2. Ведение кадастров  отдельных природных  ресурсов
     Законодательством предусмотрено ведение следующих  видов кадастров природных ресурсов.
     Государственный земельный кадастр содержит систему  необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении  по собственникам земель, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и народнохозяйственной ценности земель (ст. 110 Земельного кодекса  РСФСР). В нем содержатся сведения о размерах и сравнительной оценке сельскохозяйственных угодий (бонитировка  почв), экономические показатели урожайности, доходности, окупаемости и др. (экономическая  оценка земель).
     Данные  государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования  и охраны земель, при их изъятии  и предоставлении, при определении  платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и других мероприятий, связанных  с использованием и охраной земель. Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается осуществлением топографических, геодезических, почвенных, агрохимических, геоботанических и  других обследований и изысканий  и возложено на Государственный  комитет РФ по земельной политике и его территориальные органы на местах.
     В целях проведения единой политики в  области земельных отношений, информационного  обеспечения управления земельными ресурсами на всех уровнях, функционирования цивилизованного земельного рынка в Российской Федерации на базе новейших компьютерных сетей и информационных технологий осуществляется разработка и развертывание комплексной земельно-информационной системы в соответствии с Федеральной целевой программой «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 № 932.
     Государственный водный кадастр представляет собой  свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о во­допользователях. Он ведется по единой системе и основывается на данных государственного учета вод (ст. 79 Водного кодекса РФ). В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О ведении государственного водного кадастра РФ» от 23 ноября 1996 г. № 1403 его осуществляют специально уполномоченные органы по управлению водным хозяйством - Министерство природных ресурсов РФ и Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
     Государственный лесной кадастр содержит сведения об экологических, экономических и  иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда  РФ, которые используются при государственном  управлении лесным хозяйством, переводе лесных земель в нелесные, изъятии  земель лесного фонда, определении  размеров платежей за пользование лесным фондом, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей т. д. Ведение лесного кадастра возложено на Федеральную службу лесного хозяйства России и ее территориальные органы (ст. 68 Лесного кодекса РФ).
     Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает сведения по каждому месторождению, характеризующие  количество и качество основных и  совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрологические, экологические и другие условия разработки месторождений, содержащие геолого-экономическую оценку каждого месторождения и сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.
     Кадастр ведется федеральным органом  управления государственным фондом недр на основе геологической информации, предоставляемой предприятиями, осуществляющими  геологическое изучение недр, а также  разведку и добычу полезных ископаемых (ст. 30 Закона РФ «О недрах»).
     Государственный кадастр объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного  мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном  использовании и другие данные, необходимые  в целях обеспечения охраны и  использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания (ст. 14 Федерального Закона «О животном мире»).
     Ведение кадастра возлагается на различные  специально уполномоченные государственные  органы в зависимости от вида объектов животного мира, подлежащих учету: по охотничьим животным - на Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ; рыбным запасам - на Государственный  комитет РФ по рыболовству; другим животным и животным, занесенным в Красную  книгу - Государственный комитет  РФ по охране окружающей среды; по объектам животного мира, занесенным в специальные перечни вредителей леса или опасных для человека - соответственно на Федеральную службу лесного хозяйства России и Министерство здравоохранения РФ (п. 2 Постановления Правительства «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира» от 10 ноября 1996 г. № 1342).
     Государственный кадастр особо охраняемых природных  территорий включает сведения о статусе  этих территорий, их географическом положении  и границах, режиме особой охраны, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности и ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов (ст. 4 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях»).
     Кадастр составляется соответствующими органами исполнительной власти (федеральной, субъектов  РФ и местного самоуправления), в  ведении которых они находятся. Свод кадастровых сведений в целом  по Российской Федерации осуществляет Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (п. 3 Постановления  Правительства РФ «О порядке ведения  государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» от 19 октября 1996 г. № 1249).
     Своеобразным  кадастром можно считать и  Красную книгу РФ, так как она  представляет собой официальный  свод сведений о состоянии и распространении  редких и находящихся под угрозой  исчезновения видов диких животных и растений с целью их охраны и воспроизводства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Функции государственного  экологического управления
     Несмотря  на разнообразие задач и особенности  компетенции рассмотренных государственных  органов, их деятельность в той или  иной степени затрагивает ряд  общих вопросов управления в сфере  использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды. В связи с этим можно говорить об основных направлениях деятельности органов экологического управления или их функциях.
     Исходя  из характера и содержания составляющих их правомочий следует выделить несколько наиболее важных функций государственного экологического управления:
    Учет и ведение кадастров природных ресурсов;
    Определение и проведение единой экологической политики, разработка и принятие планов и программ по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды;
    Финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ и мероприятий;
    Установление правил и норм по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, стандартизация в сфере экологии;
    Распределение и перераспределение природных ресурсов, лицензирование и лимитирование природопользования и охраны окружающей природной среды;
    Пространственно-территориальное устройство природных ресурсов;
    Контроль за рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей природной среды;
    Разрешение споров о праве природопользования, применение ответственности за экологические правонарушения.
 
     3.1 Учет и ведение  кадастров природных  ресурсов
     Учет  и регистрация природных ресурсов - необходимая предпосылка реализации всех остальных функций государственного экологического управления, поскольку  она возможна лишь при наличии  соответствующей информации о природных  ресурсах. Так, в ст. 79 Водного кодекса сказано, что в целях обеспечения текущего и перспективного планирования, рационального использования водных объектов, их воспроизводства и охраны осуществляется учет поверхностных и подземных вод, который представляет собой систему определения и фиксации в установленном порядке состояния водных объектов по качественным и количественным показателям, степени изученности и использования. Государственный учет лесного фонда ведется для организации рационального ис­пользования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, сис­тематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения достоверными сведениями о лесном фонде компетентных органов, юридических лиц и граждан (ст. 67 Лесного кодекса РФ). Аналогичные нормы содержатся в других законах, определяющих правовой режим природных ресурсов.
     Учет  природных ресурсов осуществляется по административно-территориальным  единицам (районам, областям и т. д.), конкретным природопользователям или собственникам природных ресурсов. Данные о количественном и качественном состоянии природных ресурсов обобщаются в едином государственном документе - кадастре.
     Государственный кадастр природного ресурса представляет собой совокупность необходимых  и достоверных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении  природного ресурса.
     Органы, на которые возложены функции  по ведению природноресурсовых кадастров, а также его порядок, определяются специальными нормативными актами.
     3.2 Определение и  проведение единой  экологической политики, разработка и принятие  планов и программ  по рациональному  использованию природных  ресурсов и охране  окружающей природной  среды
     В рамках указанной функции осуществляется разработка экологических концепций  государственного развития РФ, федеральных  целевых программ, ежегодных планов Правительства по вопросам рационального  использования природных ресурсов и охране окружающей природной среды  и других документов в сфере экологии.
     Одним из важнейших актов такого рода, принятых за последние годы, стал Указ Президента РФ «О государственной стратегии  РФ по охране окружающей среды и  обеспечению устойчивого развития»  от 4 февраля 1994 г. № 236, положения которого определяют основные направления развития экономики России в условиях рыночных отношений в неразрывной связи  с осуществлением мер по защите и  улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов.
     В соответствии с ним был принят документ, который должен иметь основополагающее значение при разработке прогнозов  и программ социально-экономического развития, подготовке нормативных актов, принятии хозяйственных и иных решений - Концепция перехода РФ к устойчивому  развитию, утвержденная Указом Президента РФ от 1 апреля 1994 г. № 440.
     На  основе рекомендаций и принципов, изложенных в документах, принятых на Конференции  ООН по охране окружающей среда и  развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), в Концепции  определяются задачи, направления и  условия перехода России «к устойчивому  развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических  задач и проблем сохранения благоприятной  окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей настоящих и будущих  поколений людей».
     К числу наиболее важных федеральных  программ, утвержденных постановлениями  Правительства РФ в 1995-1998 гг., относятся:
     - Федеральная целевая программа  «Леса России» на 1997-2000 гг., утвержденная  Постановлением Правительства РФ  от 26 сентября 1997 № 1240;
     - Федеральная целевая программа  «Мировой океан», утвержденная Постановлением  Правительства от 10 августа 1998 №  919;
     - Концепция федеральной целевой  программы «Обеспечение населения  России питьевой водой», утв. Постановлением  Правительства РФ от 6 марта 1998 № 292;
     - Федеральная целевая программа  «Предотвращение опасных изменений  климата и их отрицательных  последствий», утв. Постановлением  Правительства РФ от 19 октября  1996 № 1242;
     - Федеральная целевая программа  «Обращение с радиоактивными  отходами и отработавшими ядерными  материалами, их утилизация и  захоронение на 1996-2005 гг. », утв.  Постановлением Правительства РФ  от 23 октября 1995 № 1030;
     - Федеральная целевая программа  «Оздоровление экологической обстановки  на реке Волге и ее притоках, восстановление и прекращение  деградации природных комплексов  волжского бассейна» (Программа  «Возрождение Волги»), утв. Постановлением  Правительства РФ от 2 февраля  1996 № 95 и др.;
     - Концепция государственной политики  в области здорового питания  населения РФ на период до 2005 г., утв. Постановлением Правительства  РФ от 10 августа 1998 № 917.
     3.3 Финансирование и  материально-техническое  обеспечение экологических  программ и мероприятий
     В соответствии с законодательством  финансирование программ и мероприятий  по рациональному использованию  природных ресурсов и охране окружающей природной среды производится за счет:
     - федерального бюджета, бюджетов  субъектов РФ, местных бюджетов;
     - средств предприятий, организаций и учреждений;
     - экологических фондов;
     - фондов экологического страхования;
     - кредитов банков;
     - добровольных взносов юридических  лиц и граждан;
     - других источников (ст. 17 Закона РСФСР  «Об охране окружающей природной  среды»).
     Финансирование  экологических программ и мероприятий  в федеральных, республиканских  и других бюджетах выделяется отдельной  строкой и обеспечивается материально-техническими ресурсами.
     В настоящее время наблюдается  значительное сокращение объема средств, выделяемых на осуществление мероприятий  по охране окружающей среды из федерального и местных бюджетов. В связи с этим важным источником финансирования становятся экологические фонды.
     Экологические фонды представляют собой единую внебюджетную систему государственных  фондов, объединяющую федеральный, республиканские  и местные фонды, которые образуются из средств, поступающих от предприятий, организаций, учреждений, граждан, а  также иностранных юридических  лиц и граждан, в том числе:
     - сумм, полученных по искам о  возмещении вреда и штрафов  за экологические правонарушения;
     - платы за выбросы, сбросы загрязняющих  веществ в окружающую природную  среду, размещение отходов и  другие виды загрязнения;
     - средств от реализации конфискованных  орудий охоты и рыболовства,  незаконно добытой с их помощью  продукции;
     - процентов, полученных в виде  дивидендов по вкладам от долевого  использования собственных средств  фонда в деятельности предприятий  и юридических лиц;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.