Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие, сущность и принципы социального партнерства. Система и механизм социального партнерства.

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 14.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РГСУ
Ноябрь, 2011 год 

Предмет: Социальная инноватика
Тема: Социальное партнерство 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
Введение……...…………………………………………………………....…..3
    Понятие и сущность социального партнерства…..…………………..…..5
    Принципы социального партнерства……………………………..……..12
    Система и механизм социального партнерства…………………………18
Заключение………………………………………………………………...24
Список  используемой литературы…………..….……………..26
 
 
 
 
 


Введение 

     Социальное партнерство – это одна из перспективных междисциплинарных учебных дисциплин XXI в. В силу многих обстоятельств именно XXI в. должен стать эпохой формирования новых цивилизованных человеческих отношений мира труда и капитала, строящихся на основе общественного договора. Тем не менее, возможно их радикальное противостояние, закладывающее почву для последующих ожесточенных вспышек конфликтов и социальных потрясений.
     Социальное  партнерство – это цивилизованная система общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящаяся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления на основе договоров, соглашений, достижения компромисса, консенсуса по актуальным проблемам экономической и социально-политической жизни общества. В научной литературе есть концепции, рассматривающие социальное партнерство не только как отношения в социально-трудовой сфере, но и в более широком смысле – как процесс формированию социального государства.
     Анализ  проблем становления и развития системы социального партнерства приобретает особую актуальность как фактора, благотворно воздействующего на сохранение политической стабильности, динамическое развитие экономики и социальной сферы, формирование открытого демократического гражданского общества.
     В более узком плане знание основ социального партнерства позволяет человеку:
    видеть во внешне хаотичном мире социально-экономических отношений определенность замыслов соглашений и договоров;
    определить место в общем раскладе социально-трудовых отношений;
    осознанно выработать свою линию поведения в соответствующих условиях и в роли работника той или иной сферы, и в роли работодателя, и в роли гражданина Отечества.
     Степень разработанности проблемы. В отечественной науке исследованию современного состояния социально-трудовых отношений в России посвящены работы В.В. Адамчука, В.С. Буланова, В.Н. Бобкова, Н.А. Волгина и др. Предпосылки возникновения, особенности становления и препятствия к развитию системы социального партнерства в России изучены Н.А. Волгиным, В.А. Михеевым и др. Проблемы взаимодействия субъектов трудовых отношений в системе социального партнерства рассматриваются Р.С. Гринбергом, А.Я. Рубинштейном, О.В. Нетеребским, Б.В. Ракитским, Г.Я. Ракитской, Т.В. Ярыгиной и др.
     Цель  работы заключается в исследовании социального партнерства.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    изучить понятие и сущность социального партнерства;
    охарактеризовать принципы социального партнерства;
    изучить систему и механизм социального партнерства.
     Объектом  исследования является социальное партнерство.
     Предмет исследования представляет понятийный аппарат, принципы, система и механизм социального партнерства. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие и сущность социального  партнерства
 
     Возникновение и развитие партнерских отношений  обусловлено потребностью новых социально-экономических и политических реалий, проявившихся в формировании рыночных отношений в экономике России на рубеже XIX-XX вв. Идеи согласования интересов представителей труда и капитала возникли намного раньше. Они развивались в различных формах – от установления устных договоров работников и работодателей под патронажем органов государственной власти до заключения письменных договоров и соглашений в рамках отдельных предприятий и отраслей. Накопление и разделение собственности, переход её от одного владельца к другому, от бесхозяйственного ее использования подтолкнули обоснование и появление механизма согласования различных интересов, преодоления конфликтности, поиска путей, ведущих к балансу заинтересованных, а нередко и соперничающих и конфликтующих между собой сил.
     Появившись  на первых этапах становления капиталистических  отношений, элементы социального партнерства  находили выражение в повседневном взаимодействии работника и работодателя. Длительное время они не были объектом научного исследования. Однако отдельные суждения о них можно найти в трудах многих ученых, пытавшихся осмыслить сущность общественных отношений в эпоху зарождения капиталистического способа производства. Целая плеяда мыслителей-гуманистов высказала свои представления о преодолении возникающих трудовых конфликтов, о путях установления конструктивных отношений в сфере производства.
     Разработка  теории социального партнерства  тесно взаимосвязана с проблемами конфликта. Социальное партнерство  возникает из конфликта, а именно, на этапе начала поиска путей его урегулирования или разрешения на основе согласования интересов, позиций конфликтующих сторон, достижения компромисса, консенсуса, установления согласия.
     Содержание  термина «социальное партнерство» в научной литературе определяется многозначно. Одни исследователи рассматривают социальное партнерство как метод и механизм регулирования социально-трудовых отношений, разрешения противоречий между работниками и работодателями. Другие утверждают, что это один из наиболее распространенных видов корпоративизма и неокорпоративистских отношений представителей трех основных субъектов – бизнеса, профсоюзов и государства, классифицируя его по различным системам «трипартизма», «бипартизма», на микро- и мезокорпоративизм (по уровням отдельных корпораций, отраслей и регионов). Третьи характеризуют социальное партнерство между работниками, работодателями и властными структурами, как сложное социальное явление, многоплановый противоречивый общественный процесс.
     Наиболее  радикальные исследователи в рамках марксистского представления о неизбежности социальных конфликтов в производственной сфере утверждают, что интересы собственников-работодателей могут быть удовлетворены только за счет интересов работников.
     В ряде экономических трудов понятие социального партнерства характеризуется как юридическая форма организации совместной экономической деятельности нескольких физических или юридических лиц на основе договора; или как форма сотрудничества фирм, компаний, подтвержденная соответствующим договором (протоколом) о корпоративном партнерстве. Вполне очевидная обоснованность данных суждений отражает стремление к поиску взаимоприемлемых подходов понимания предметной и категориальной основы социального партнерства.
     Кроме того, существуют близкие к социальному партнерству понятия «партнершип» и «копартнершип». Партнершип – это практикуемый в США и Англии вид неполного товарищества, не являющегося юридическим лицом и подлежащего регистрации лишь в случае, если не раскрываются имена его участников. В системе партнершипа участники несут совместную ответственность по обязательствам договоров товарищества; а по обязательствам, вытекающим из деликтов (незаконных действий, правонарушений, вызвавших нанесение ущерба и влекущих за собой обязанность его возмещения), совершаемых участниками товарищества, предусматривается солидарная ответственность.
     Понятие «копартнершип» характеризует партнерские отношения в производственной сфере среди работодателей и служащих, преимущественно административно-управленческого аппарата.
     Но наиболее точным и полным, на наш взгляд, является следующее определение данного понятия. Социальное партнерство – это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем заключения договоров, соглашений и стремления достижению консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития.
     Социальное  партнерство – это одна из форм взаимодействия институтов государства и гражданского общества, а именно, властных структур, профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей. Социальное партнерство – это система отношений его основных субъектов и институтов по поводу положения, условий, содержания и форм деятельности различных социально-профессиональных групп, общностей, слоев.
     Объекты социального партнерства – реальное социально-экономическое положение различных социально-профессиональных групп, слоев, общностей; качество и уровень их жизни под углом зрения социально возможных и социально гарантированных способов получения дохода, распределения общественного богатства в соответствии с мерой и качеством труда, как реально осуществленного в настоящий момент, так и уже осуществленного в прошлом.
     Социальное  партнерство связано с установлением  и воспроизводством социально-допустимой и социально-мотивированной системы  социальных неравенств, обусловленных  разделением труда, различием места и роли отдельных социальных групп в общественном производстве и воспроизводстве.
     Предметом социального партнерства в сфере  социально-профессиональной деятельности могут быть отношения по поводу:
    производства и воспроизводства рабочей силы, трудовых ресурсов;
    создания, использования и развития системы рабочих мест, рынка труда, обеспечения гарантий занятости населения;
    защиты трудовых прав граждан;
    охраны труда, осуществление промышленной и экологической безопасности.
     В более широком смысле предметом  социального партнерства являются отношения по поводу социального воспроизводства населения в целом, образующих его групп, а также воспроизводство и развитие отдельной личности.
     В широком плане предмет социального  партнерства включает в себя не только сферу труда, занятости, распределения доходов, но и сферу потребления, здравоохранения, образования, подготовку и переподготовку кадров, социальное страхование и пенсионное обслуживание.
     На  общегосударственном и региональном уровнях в сфере занятости  социальное партнерство включает в себя:
    определение потребностей народного хозяйства в квалифицированных кадрах во всех секторах экономики;
    мониторинг и прогнозирование изменений в системе рабочих мест;
    изучение экономической, включая и предпринимательскую, активности населения;
    выявление состояния и перспектив использования кадров, степени удовлетворенности трудом, методов его стимулирования;
    исследование профессиональной мобильности кадров, как текущей, так и перспективной;
    определение состояния и перспектив безработицы, совершенствование социальной помощи безработным и т.д.
     Основной  объект социального партнерства  все социальные, социально-профессиональные, социально-территориальные, социально-национальные группы, слои, общности, их положение  в социально-экономической, профессиональной структуре общества, уровень и качество жизни, их потребности и интересы.
     Система социального партнерства вряд ли будет жизнеспособной и эффективной, если она не будет касаться жизненного положения отдельного человека, отдельной  личности. И это особенно важно, когда речь идет о сфере занятости, о рынке труда. Положение каждого человека на рынке труда, перспективы его профессионального роста и развития, возможности общественно-полезного использования его трудового потенциала и должны составлять конкретный предмет социального партнерства.
     Социальное  партнерство следует рассматривать  не только как состояние, но и как  процесс динамического равновесия развивающихся интересов всех его  основных субъектов. Основные направления, содержание, цели и задачи социального партнерства не могут оставаться неизменными. Они зависят от уровня (общегосударственного, регионального, отраслевого или уровня отдельного предприятия) согласованности действий и от возможностей его субъектов, от конкретной социально-экономической ситуации их взаимодействия.
     Объект  и предмет социального партнерства  могут изменяться в связи с  глубоким проникновением науки в  сущность исследуемых явлений.
     Социальное  партнерство как особый вид общественных отношений характеризуется следующими наиболее существенными чертами.
     Во-первых, наемные работники и работодатели, предприниматели как субъекты социального  партнерства имеют не только общие, но и принципиальные различные, а  нередко противоположные социально-экономические  и политические интересы. Наемные работники в системе партнерских отношений выступают в основном как носители и продавцы своей рабочей силы в целях получения необходимых средств для своего жизнеобеспечения. Работодатель, предприниматель как частный или ассоциированный собственник заинтересован в получении более высокого уровня прибыли, дохода. Интересы и позиции работников и работодателей, предпринимателей во многом могут совпадать, но никогда не могут полностью слиться. Каждый из субъектов партнерства выполняет свою, присущую только ему социальную функцию.
     Во-вторых, социальное партнерство это взаимовыгодный процесс взаимодействия работников, работодателей и властных структур, в котором объективно заинтересованы все стороны. Посредством регулирования  социально-трудовых отношений оно  направлено на обеспечение оптимального баланса интересов в реализации главных вопросов, на создание благоприятных экономических, политических и социальных условий для стабильного социально-экономического и политического развития.
     В-третьих, социальное партнерство важнейший фактор формирования институтов гражданского общества, а именно, общественных объединений работников, работодателей и предпринимателей, осуществления их цивилизованного диалога между собой и с государством.
     В-четвертых, социальное партнерство есть альтернатива диктатуре, так как реализуется на основе договоров и соглашений, взаимных разумных уступок, путем достижения компромисса, консенсуса, согласия и установления социального мира. Вместе с тем, социальное партнерство антипод социальному соглашательству, т. е. приспособленчеству, беспринципным уступкам одной из сторон в пользу другой, или попранию, пренебрежению интересов какой-либо из сторон.
     В-пятых, отношения социального партнерства  могут быть деструктивными и регрессивными, если доминирующей основой их являются опора на силовые методы, «клановая солидарность» с соответствующей закрытостью, замкнутостью не только по принципу родства.
     В-шестых в социальном партнерстве нередко  проявляется двойственность отношений  корпоративистского толка, содержащих в себе как позитивные, так и негативные стороны. Корпоративизм, основанный на цивилизованных отношениях согласования и защите интересов работников, работодателей, властных структур путем договоров и соглашений в форме «трипартизма» или «бипартизма», является органичной частью демократических систем во многих странах со сложившейся рыночной экономикой.
     Государство, властные структуры должны предпринимать  позитивные действия для утверждения  системы социального партнерства  в целях освобождения себя от функций повседневного управления и насаждения его жестких форм.
     Социальное  партнерство строится и развивается  на осуществлении максимально возможного согласования интересов. Уровень согласования, мера согласия выступают в качестве исходного критерия партнерских отношений. Низкий уровень согласования интересов, потребностей, ценностных установок, позиций субъектов социального партнерства создает условия для неприязненных отношений, а порой остро конфронтационных действий, стимулирует нарастание социальной напряженности. Как известно, отношения социальной напряженности весьма ситуативны и при определенных условиях могут перерасти в агрессивные, враждебные, но могут стать и предпосылкой формирования конкурентных отношений.
     Конкуренция – в данном случае – это специфическая форма достижения определенного статуса, овладения не только материальными, но интеллектуальными, профессиональными и духовными ресурсами, широко распространенными среди работников всех сфер, предпринимателей, бизнесменов, представителей творческой интеллигенции, науки, культуры, государственных служащих. Социальное партнерство позволяет объединить во имя достойной жизни потенциал индивидуализма и коллективизма, рыночной инициативности и демократии, политического, административного управления и самоуправления. 

    Принципы  социального партнерства
 
     Социальное  партнерство как система взаимодействия заинтересованных субъектов развивается  на основе взаимно вырабатываемых и  реализуемых принципов, целей и  задач, обеспечивающих достижение социального  согласия по поводу жизненно важных интересов.
     Основные  принципы социального партнерства можно сгруппировать в несколько следующих блоков:
    демократичность, законность, добровольность, равноправие сторон;
    гуманизм, социальная солидарность, социальная справедливость, свобода в экономической и политической сферах, уважение, согласование и защита интересов сторон, полномочность их представителей;
    социальный диалог, сотрудничество, взаимодействие, свобода выбора в обсуждении вопросов, составляющих содержание соглашений и договоров, обязательность их исполнения, ответственность сторон за неисполнение принятых соглашений и договоров;
    конкуренция, конфронтация, противостояние, борьба;
    толерантность, компромисс, консенсус, нейтралитет.
     Принципы  социального партнерства не есть результат составления умозрительных схем; они вырабатывались методом проб и ошибок в ходе противоречивого процесса согласований интересов наемных работников, предпринимателей и государства. Принципы партнерства характеризуют его содержание; преимущественно переговорный характер разрешения разногласий; согласование социально-экономической политики и политики доходов; согласование критериев и показателей социальной справедливости; установление мер гарантированной защиты интересов всех субъектов социального партнерства утверждение системы общечеловеческих ценностей в производстве и в других сферах общественного труда; участие наемных работников в управлении производством.
     Рассмотрим  подробнее реализацию основных принципов  партнерских отношений. И в первую очередь проанализируем правовой принцип и принцип законности в партнерских отношениях.
     Взаимное  признание законности основных жизненных  интересов субъектов партнерства  является основой их взаимодействия, установления определенных норм ответственности  за разработку, принятия и выполнения заключенных договоров и соглашений.
     Социальное  партнерство развивается с учетом международных правовых основ, сформулированных в документах Международной Организации  Труда (далее – МОТ), Европейского Союза, законодательных и нормативных актов отдельных государств.
     Международные правовые принципы социального партнерства  закреплены в соответствующих конвенциях и рекомендациях МОТ. Среди них  наиболее значимыми являются принципы: «трипартизма», многоуровнего сотрудничества, свободы ассоциации, добровольности и равноправия, обязательности исполнения условий договоров и соглашений, примирительно-третейского и арбитражного разбирательства социально-трудовых конфликтов.
     Рассмотренные выше правовые принципы социального  партнерства, рекомендованные МОТ, находят в той или иной степени закрепление в законодательных актах отдельных государств. К примеру, в проект Трудового кодекса Российской Федерации включен раздел о социальном партнерстве, где учтены многие положения международного трудового права.
     Важное  значение для совершенствования  и развития системы социального  партнерства имеет принцип социальной справедливости. Само понятие «социальная  справедливость» содержит в себе определенные исторически конкретные представления о неотъемлемых правах и свободах человека. Это требование соответствия между ролью тех или иных индивидов, социальных групп в жизни общества и их социальным положением; между их правами и обязанностями; трудом и вознаграждением, общественным признанием. Несоответствие в этих отношениях оценивается как социальная несправедливость.
     Принцип социальной справедливости в партнерских  отношениях реализуется в формах распределения труда и его  результатов, регулирования трудовых и социальных процессов в соответствии с законодательством. Социальная справедливость — не уравнительность. Но она предполагает материальное обеспечение социальных гарантий, создание возможностей равного доступа к благам, необходимым для развития способностей человека, его достойного существования. Данный принцип закрепляет, с одной стороны, условия для развития человеческой личности, с другой — наиболее естественную связь между мерой участия в производственном процессе и мерой потребления.
     Социальная  справедливость — категория социально-экономическая  и политическая, составляющая критерий оценки народом любой политики.
     Социальная  справедливость одна из сущностных характеристик  социального государства, утверждающего  как социально справедливые категории  частную собственность, стремление человека к улучшению личного  благосостояния законным путем. Такое  государство занимается созданием реального сплава из свободы и социальной помощи. Оно способствует появлению новых представлений о социальной справедливости, когда предприимчивые сильные люди соглашаются оплачивать жизненные потребности слабых и нетрудоспособных. Регулирующая роль социального государства позволяет вывести формулу: самообеспечение человека через личную инициативу в сумме с социальной помощью слабым — составляет общественное благосостояние.
     Государство не может исключить социальное расслоение, неизбежное в силу естественных различий между людьми, но оно может и должно корректировать стихийные процессы поляризации богатства и бедности, имея главной целью борьбу с бедностью, а не с богатством, как это уже было в истории. В данном случае деятельность государства сосредотачивается на:
    разработке программ, поощряющих расширение занятости и включение малоимущих в рыночную активность;
    оказании содействия в трудоустройстве;
    реализации политики доходов;
    гарантировании равенства возможностей;
    подоходном налогообложении;
    поддержке общественных фондов; развитии бесплатного здравоохранения и др.
     В свою очередь, экономический рост на базе свободного предпринимательства  должен также стать постоянной заботой  социального государства.
     Основой социального партнерства является согласование интересов. Поэтому другим важнейшим принципом является согласованность (сбалансированность) интересов участников партнерских отношений.
     Согласование, взаимный учет интересов, их координация  трудная задача, реализация которой обеспечивает не только жизнеспособность партнерских отношений, но и стабильное развитие экономики, устойчивость политической системы в целом. Согласование интересов работников, работодателей, властных структур способствует вовлечению трудящихся в процесс управления, в новый тип отношений собственности, формированию среднего класса, сглаживанию поляризации в обществе, массовому вхождению различных социальных групп, слоев в рыночные отношения не только через насыщение рынка потребительскими товарами, но и через получение доходов.
     К сожалению, в современной российской действительности множатся признаки гегемонистской стратегии краткосрочных выигрышей, достигаемых за счет доверия наемных  работников к работодателям и  властным структурам. Сокрытие интересов, дезориентирующие акции, стремление не дать опомниться другой стороне и получить выигрыш за её счет – всё это выводит государственную политику за рамки отношений цивилизованного партнерства. Российские предприниматели, бизнесмены, арендаторы, кооператоры зачастую не соблюдают никаких правил игры, отбрасывают всё, лишь бы заполучить «весь капитал» за счет интересов потребителя или работника.
     В цивилизованном обществе погоня за успехом  ведется в контексте долгосрочной стратегии. Каждый шаг социального  партнерства осуществляется, чтобы это в большей мере способствовало развитию будущих отношений и расширению масштабов партнерства. Долгосрочная стратегия вместо обмана оппонента и ослабления его позиции учитывает его интересы, усиливает его позицию и тем самым соответствует общему благополучию.
     Признавая различия, особенности коренных интересов  отдельных социальных групп, слоев, социальное партнерство одновременно подразумевает осознание ими  взаимозависимости и невозможности  существования друг без друга. Главная  задача не в нивелировании различия интересов, а в необходимости учета их разницы, в проведении согласованной политики, способствующей путем взаимных уступок принятию взаимоприемлемых решений.
     Огромное  значение приобретает распространение  и закрепление принципов партнерства, препятствующих, чтобы различные социальные группы, слои истощали свои силы во взаимной конфронтации или борьбе, которые наиболее жестко проявляются в забастовочном движении. Право на забастовки закреплено и гарантировано законами Российской Федерации, что свидетельствует о преимуществах демократических завоеваний. Но забастовки порождают цепную реакцию издержек во многих областях народного хозяйства, усиливают кризис в экономике, отдаляют решение вопросов, ради которых проводятся преобразования в обществе.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.