На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие и система функций права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
    Введение……………………………………………………………………….2
    Понятие функций права……………………………………………………....4
    Система функций права……………………………………………………....8
    Характеристика основных функций права………………………...………..11
    Проблемы функций права……………………………………………………19
    Социальное назначение права…………………………………………….....24
    Заключение……………………………………………………………………26
    Список использованной литературы………………………………………...29
     
    Введение
Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации. Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т. е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно - правовой.
На любой  стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его членов правила и нормы поведения – нормативный порядок. Без наличия соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей.
Соблюдение  такого порядка, в т. ч. путем официального принуждения является признаком и назначением всякой общественной власти. Именно определенная нормативная организация всего социума и упорядочение применения силы отличает официальную социальную власть от господства физической силы и непосредственного насилия.  Однако наличие официальной власти ещё не означает наличие права.  Право (оформленное в виде государственной власти) возникает тогда, когда в обществе появляются свободные и несвободные люди. Власть в первобытном обществе – это власть рода в целом, а не отдельных его членов.
Свободные и несвободные индивиды появляются в процессе разложения рода. На смену институтам и нормам родовой власти приходят право и государство, как всеобщая и необходимая форма защиты свободы индивидов – субъектов права и государства и регулятора их взаимоотношений.  Право и государство возникают и развиваются как две взаимосвязанные части единого по своей сути способа существования свободных людей.  Под государством понимается такая форма официальной социальной власти, которая обеспечивает жизнь общества в соответствии с нормами права, т.е. можно сказать, в обществе без свободы нет права и нет государства.  Конечно, наличие несвободных людей  (объектов права и государства) не является их обязательным признаком.  Исторический прогресс права как формы свободы привел к ликвидации института рабства, хотя фактическое неравенство не исчезло.  Однако природа и сущность права, его основные принципы и назначение остались неизменными на всем протяжении его существования.
Актуальность  этой темы обуславливается тем, что  всегда важно понимать характеристику предмета, его назначение и суть. Теория государства и права - это  изучение государства и права, их взаимосвязи и содержания. С помощью  выяснения функций права, можно  выяснить социальное назначение права. Таким образом, через раскрытие  функций права мы рассмотрим социальное назначение такой категории теории государства и права, как «право».
Целью данной курсовой работы является раскрытие  современных взглядов на функции  права.
Для достижения поставленной цели был сформулирован  ряд задач: 

- рассмотреть  понятие функции права; 

- охарактеризовать  системы права; 

- проанализировать  отдельные функции права; 

- показать  проблемы функций права в современном  российском государстве.
 


    Понятие функций  права
Почти вековой опыт активного исследования понятия «функция права» на сегодняшний  день не позволяет констатировать наличие  единого взгляда на эту проблему. Если синтезировать многочисленные точки зрения по этому вопросу, то мы увидим, что, в конечном счете, под  функцией права понимают либо социальное назначение права, либо направления  правового воздействия на общественные отношения, либо и то и другое вместе взятое.
Последнее связано с тем, что как социальное назначение, так и направления  его воздействия на общественные отношения, взятые в отдельности, не исчерпывают собой понятия функции  права. Если под функцией права понимать только его социальное назначение, то подобное понятие будет носить слишком общий характер. При понятии  функции права только как направления  правового воздействия на общественные отношения упускается из виду направляющий момент этого воздействия.
В этой связи следует акцентировать  внимание на нецелесообразности отождествления либо противопоставления направлений  правового воздействия социальному  назначению права и наоборот.
Понятие «функция права» должно охватывать одновременно как назначение права, так и вытекающие из этого направления его воздействия  на общественные отношения. Поэтому, раскрывая  содержание какой-либо функции права, необходимо постоянно иметь в  виду связь назначения права с  направлениями его воздействия  и наоборот - предопределенность последних  назначением права.
Собственно, функция права - это реализация его  социального назначения. Что же следует  понимать под социальным назначением  права и правовым воздействием?
Социальное  назначение права формируется, складывается из потребностей общественного развития. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. Причем то или иное назначение права выступает  тем отчетливее, чем острее ощущается  потребность (необходимость) именно в  соответствующей его социальной роли - закрепить, защитить или направить  развитие определенных общественных отношений.
Упорядоченность общественных отношений, их системность  и динамизм являются необходимыми условиями  функционирования и развития общества. Поэтому социальное назначение права  состоит в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им должной  стабильности, создании необходимых  условий: для реализации прав граждан  и нормального существования  гражданского общества в целом. Правовое воздействие - это такая категория, которая характеризует пути, формы, способы влияния права на общественные отношения. Это реализация правовых принципов, установлений, запретов, предписаний  и норм в общественной жизни, деятельности государства, его органов, общественных объединений и граждан.
Направление воздействия - наиболее существенный компонент  функции права, оно является своего рода ответом права на потребности  общественного развития, результатом  законодательной политики, которая  концентрирует эти потребности  и трансформирует их в позитивное право.
Раскрывая понятие «функция права», следует  обратить внимание и на соотношение  таких категорий, как «правовое  воздействие» и «правовое регулирование».
Правовое  воздействие - это не только чисто  нормативное, но и психологическое, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей. К формам правового воздействия  относятся, например, информационное и  ценностно-ориентационное влияние  права.
Правовое  регулирование - это осуществляемая при помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых отношений, правовых предписаний и др.) упорядочение общественных отношений.1
Правовое  регулирование является одной из форм правового воздействия и  соотносится с последним как  часть и целое.
Существование различных форм правового воздействия  позволяет более четко проводить  различие между собственно юридическим  воздействием права (правовое регулирование) и неюридическим (информационное и  ориентационное). Понятие функция  права» охватывает оба названных  вида воздействия.
В целях  более четкого уяснения понятия  «функция права» следует провести различие между близкими по смыслу с ней  юридическими категориями, такими как: «роль права», «задача права» и  «Функционирование права».
Термин  «роль права» говорит о значении права в жизни общества, государства  вообще, либо на определенном этапе  их развития.
Отвечая на вопрос, какова была (или будет) роль права на том или ином этапе  развития общества, либо в решении  тех или иных задач, неизбежно  придется обращаться к выяснению  осуществляемых правом функций, которые  как раз и характеризуют социальное значение права. «Роль права» более  общее по отношению к «функции»  понятие. Именно в этом обнаруживается различие рассматриваемых категорий.
Термин  «задача права» - это стоящая перед  правом экономическая, политическая, социальная проблема, которую оно призвано решить.
Задача  права указывает на постоянную или  временную, ближайшую или конечную цель, которой оно должно всемерно содействовать или достичь самостоятельно.
Без реализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом. Функции  всегда направлены на их решение. Поэтому  можно сказать, что определенные задачи «требуют» и соответствующих  функций. Однако их соотношение не столь  однозначно. Дело в том, что сама по себе задача не является первоосновой функции. Она вытекает из экономических, политических, социальных потребностей общества, определяется общесоциальными  закономерностями развития государства  и права, особенностями социально-экономических  условий отдельных этапов развития общества, государства (и, соответственно, права), исторической обстановкой, соотношением политических сил, национальными факторами  и т. п. Зависимость функции права  от его задач проявляется в  том, что: во-первых, задачи нередко  непосредственно обусловливают  самое существование функций; во-вторых, определяют их содержание и, в-третьих, самым существенным образом влияют на формы и методы их реализации, предопределяют конкретные направления  правового воздействия.
Термин  «функционирование права» отражает действие права в социальной системе. Дать функциональную характеристику права, значит, вскрыть и описать способы  его действия (пути и формы воздействия  на общественные отношения).2
Если  «функция права» - понятие собирательное  в том смысле, что отражает не только настоящее и будущее (цели и задачи) в праве, то «функционирование» отражает действие права в настоящем, если иное специально не оговорено.
Таким образом, «функция права» и «функционирование  права» являются очень близкими, где-то тождественными, но не совпадающими понятиями. Функционирование права - вопрос, непосредственно  связанный с проблемой функций, так как характеристика системы  функций - это, по существу, характеристика функционирования права. Но в буквальном, более точном смысле, понятие «функционирование  права» обозначает действие права как  элемента социальной системы наряду с государственным механизмом, моралью, политикой, иными социальными регуляторами. Другими словами, функционирование - это действие права в социальной системе, это реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях.
Признаки  права: Общеобязательность - Право является единственной системой общественных норм, которые обязательны для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Определенность - Именно юридические нормы способны точно, в деталях отразить требования, предъявляемые к поведению людей. Обеспеченность - Если предписания не исполняются добровольно, государство принимает меры для их выполнения. Многократность - В большинстве случаев юридические нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения и обладают определенной неисчерпаемостью. Справедливость - Право выражает общую и индивидуальную волю граждан, утверждающих господство принципов справедливости в обществе.
 


    Система функций  права
Анализ  функций права как единой целостной  системы не только дает возможность  сгруппировать, упорядочить знания при изучении отдельных функций, обеспечить «приращение» таких знаний, но и позволяет глубже, полнее понять содержание каждой функции. «Возможности познания остаются крайне ограниченными, если оно не поднимается выше уровня единичности и непосредственности бытия предмета, если за отдельными явлениями оно не стремится отыскать системы явлений.
Система функций права — сложное, многоплановое, многоуровневое, иерархичное и в  определенной степени динамичное образование. При ее построении за основу представляется целесообразным принять общесоциальную функцию права, которая отражает взаимосвязь, определяет порядок включения  одной системы (права) в другую, более  широкую систему (общество).3
Системный подход предполагает рассмотрение общества в качестве целостного (т.е. также  системного) образования, обладающего  сложной многоуровневой структурой, функционирующего на основе саморегуляции  и развивающегося через разрешение внутренних противоречий. Право, являясь  специфической подсистемой общества, в результате реализации некоторой  системы функций, обусловленных  функционирующей в обществе системой права, в конечном итоге и обеспечивает воздействие на общественные отношения  в нужном направлении.
В соответствии с элементами, из которых состоит  правовая подсистема, систему функций  права представляется возможным  подразделить на пять групп (подсистем): общеправовые (свойственные всем отраслям права); межотраслевые (свойственные двум и более, но не всем отраслям права); отраслевые (свойственные только одной  конкретной отрасли права); функции  правовых институтов (свойственные конкретному  институту права); функции норм права (свойственные конкретному виду норм права).
Вопрос  о соотношении функций права  различных уровней имеет важное значение, так как структурным  элементам системы права присущи  функции, которые имеют известную  специфику, определяемую предметом  и методом правового регулирования  данных элементов и их назначением  в системе права. Та или иная общеправовая функция может в большей или  меньшей степени конкретизироваться функциями более низкого уровня. Это зависит, во-первых, от характера  общеправовой функции и, во-вторых, от назначения отрасли, института, нормы  права. Например, функции уголовного права конкретизируют общеправовую охранительную функцию в большей  степени, чем соответствующие функции  семейного и земельного права.
Кроме того, следует иметь в виду, что  общеправовые функции права не охватывают и не могут охватить всего многообразия конкретных форм и путей воздействия  права на общественные отношения. Эта  возможность представляется лишь наряду с анализом содержания иных групп  функций права.
Так, компенсационное  воздействие права осуществляется посредством одноименной межотраслевой  функции гражданского, трудового  и некоторых других отраслей права. Карательное воздействие осуществляется соответствующей функцией уголовного права и т.д. Однако, исходя из предмета общей теории права, в рамках данного  курса подробно следует рассмотреть  лишь общеправовые функции.
Условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации общеправовых функций: внутренние (находящиеся  в рамках самого права) и внешние (находящиеся за его пределами). Внутренние критерии (основания) классификации  функций права вытекают из системы  права, способов его воздействия  на поведение людей, особенностей форм реализации.
Неразрывная связь функций права с собственно правовой материей обусловливает существование  собственно юридических (специально-юридических) функций: регулятивной и охранительной. Обе они — имманентные праву  функции, которые, собственно, и характеризуют  его как специфическое, качественно  самостоятельное образование. Более  того, можно сказать, что существование  права как социального явления  обусловлено именно необходимостью осуществлять эти функции.
Внешним объективным критерием классификации  функций права являются различные  типы общественных отношений, определяющие назначение права.
Общество  как чрезвычайно сложное целое  подразделяется на определенные сферы, типы общественных отношений. Абстрагируясь  от более дробной детализации, можно  выделить три основные сферы или  системы — экономическую, политическую и духовную. В соответствии с этими  сферами выделяются три функции: экономическая, политическая и воспитательная. Эти функции права можно назвать  социальными.
В самом  общем виде социальные функции права  можно определить как направления  правового воздействия на соответствующие  сферы общественной жизни. Так, экономическая  функция представляет собой правовое воздействие на экономическую сферу, политическая — на политическую, воспитательная — на духовную. При этом следует  иметь в виду, что социальные функции  — это специфический ракурс права, где регулятивная и охранительная  функции «соединяются» в обособленной, но однородной сфере социальных отношений. Именно поэтому в рамках отдельного вопроса рассматривается содержание собственно-юридических функций  права.
Заканчивая  рассмотрение системы функций права, обратим внимание на то, что ее не следует рассматривать как законченное, закостенелое образование. Так, «варварское» отношение государства и общества к природе в настоящее время  привело к крайнему обострению экологических  проблем и фактически поставило  под угрозу существование цивилизации. В этих условиях чрезвычайно важное и относительно самостоятельное  место в системе общественных отношений заняла экологическая  сфера, что позволило отдельным  ученым выступить с обоснованием существования экологической функции  права.
Общее правило здесь таково: если та или  иная сфера общественной жизни становится основной, общезначимой, регулируется в той или иной степени нормами  всех отраслей права, то оказывается  правомерным ставить вопрос о  существовании соответствующей социальной общеправовой функции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Характеристика основных функций права
В системе  функций права главенствующее) определяющее место занимает регулятивная функция. Выражается ли право в форме нормативных  или правоприменительных актов, осуществляется в общих или конкретных правоотношениях, устанавливает ли правовой статус, правосубъектность  граждан, определяет ли компетенцию  государственных органов и юридических  лиц - во всех этих формах проявляется  его основное назначение - регулировать общественные отношения.
Особенности этой функции заключаются прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации  общественных отношений, в координации  социальных взаимосвязей.
В рамках регулятивной функции выделяют две  подфункции: регулятивную статическую  и регулятивную динамическую.
Регулятивная  статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления  в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования. Право  прежде всего юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных  те общественные отношения, которые  представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его  большинства или силам, стоящим  у власти.
Решающее  значение в проведении статической  функции принадлежит институтам права собственности, юридическая  суть которых в том и состоит, чтобы закрепить экономические  основы общественного устройства. Статическая  функция отчетливо выражена и  в ряде других институтов (в том  числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском праве).
Регулятивная  динамическая функция выражается в  воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни.
Характеристика  регулятивной функции права предполагает выяснение важнейших путей ее осуществления, поскольку любой  из них играет существенную роль во всем регулятивном процессе, осуществляемом правовой системой.
Наиболее  характерными путями (элементами) осуществления  регулятивной функции права являются:
- определение  посредством норм права праводееспособности (правосубъектности) граждан;
- закрепление  и изменение правового статуса  граждан;
- определение  компетенции государственных органов,  в том числе и компетенции  (полномочий) должностных лиц;
- установление  правового статуса юридических  лиц;
- определение  (предусмотрение) юридических фактов, направленных на возникновение,  изменение и прекращение правоотношений;
- установление  конкретной правовой связи между  субъектами права (регулятивные  правоотношения);
- определение  оптимального типа правового  регулирования (общедозволительного,  разрешительного) применительно  к конкретным общественным отношениям.
С учетом сказанного регулятивную функцию права  можно определить как обусловленное  его социальным назначением направление  правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и  возложении юридических обязанностей на субъектов права.
Другая  собственно-юридическая функция  права - охранительная.
Необходимость в охране общественных отношений  существовала всегда и будет существовать до тех пор, пока будет существовать общество. Право, как известно, существовало не всегда, но с того момента, как  оно появляется, оно становится одним  из важнейших средств охраны общественных отношений. Данное проявление правового  воздействия представляет собой  охранительную функцию.
Охранительная функция права - это обусловленное  социальным назначением направление  правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.
Из предложенного  определения вытекает, что право  охраняет общепризнанные, фундаментальные  общественные отношения и нацелено на вытеснение чуждых конкретному обществу отношений. Почему на это следует  обратить внимание? Дело в том, что  ряд ученых полагают, что главная  цель охранительной функции права - это вытеснение явлений, чуждых обществу.
Искоренение нежелательных явлений из жизни  общества - это уже вторичный результат  действия права, которое первоначально  выступает как средство охраны тех  отношений, которые в такой охране нуждаются. А охраняя эти отношения, право пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нормального  развития, противоречащие интересам  общества, государства и граждан  и тем самым вытесняет их.
Не следует  понимать охранительную функцию  и так, будто она проявляется  лишь тогда, когда совершается правонарушение. Основное назначение данной функции  заключается, прежде всего, в превентивной охране общественных отношений, предотвращении нарушений норм права. Эффективность  охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчиняются  предписанию норм права, выполняют  требование запрета. Сам факт установления запрета или санкции оказывает  серьезное влияние на некоторых  лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А  это означает, что достигается  одна из целей воздействия права - охраняется определенное общественное отношение.
Охранительную функцию не следует противопоставлять  регулятивной в том смысле, что  одна из них - это негативная (поскольку  включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая - позитивная, так как  направлена на координацию положительной  деятельности субъектов права. Обе  эти функции, но каждая по-своему, выполняют  важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и  укреплению общественных отношений.
Специфика охранительной функции состоит  в следующем.
Во-первых, она характеризует право как  особый способ воздействия на поведение  людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением  запретов и реализацией юридической  ответственности.
Во-вторых, она служит информатором для субъектов  общественных отношений о том, какие  социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.
В-третьих, она является показателем политического  и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве. Способ охраны зависит от гражданской развитости общества.
Характерные черты охранительной функции  права прослеживаются более четко, если рассматривать ее в контексте  правоохранительной деятельности государства.
Приступая к рассмотрению социальных функций  права, следует отметить, что проблема функций права возникла первоначально  как проблема социальных функций  права.
Известный русский юрист Н.М. Коркунов полагал, что право осуществляет главным образом разделяющую функцию, поскольку в обществе живут и действуют лица с различными потребностями и желаниями, урегулировать которые удается посредством разграничения их правом.4
Классификация социальных функций в определенной степени условна, поскольку в  действительности достаточно сложно провести четкое разграничение правового  воздействия на решение экономических, социальных, политических и идеологических (воспитательных) задач. Так, элементы одной из функций, например экономической, могут проявляться в других функциях и наоборот. Обусловлено это двумя  причинами. Во-первых, каждая из функций  действует в рамках единой системы  функций права и, исходя из этого, тесно взаимодействует с другими. Во-вторых, сферы общественной жизни, на которые воздействует право, в  свою очередь неразрывно взаимосвязаны, поскольку сами являются подсистемами по отношению к обществу в целом. Поэтому исходить следует из положения, что функции права существуют не изолированно друг от друга, а тесно  взаимодействуют между собой, взаимопроникают  и взаимодополняют друг друга.
В чем  конкретно проявляется осуществление  правом своих основных социальных функций?
Экономическая функция как одна из важнейших  социальных функций права имела  большое значение на всех этапах развития товарно-денежных отношений. Право  всегда выступало важнейшим гарантом собственности, свободы предпринимательства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.