Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Государственная политика РФ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      реферат
      Учебная дисциплина - «региональная экономика»
      Тема: Государственная политика РФ 
 
 
 
 
 
 
 

              Специальность: Национальная экономика
              Специализация: Экономика  и право 
         
         
         
         

 

Оглавление 

 

Введение

 
     Актуальность  темы предпринятого исследования объясняется  необходимостью осмысления современного положения в сфере взаимоотношений  федерального центра и субъектов  Российской Федерации.
     Принцип размещения производительных сил, исходя из политических и экономических  интересов государства, как основа региональной политики был забыт  при распаде СССР. В условиях экономического кризиса 1990-х гг. государство практически  не уделяло внимания развитию социально-экономических отношений между регионами.
     В системе правового и институционального обеспечения государственной региональной политики имеется много пробелов и противоречий, политика бюджетного выравнивания, более 10 лет являющаяся генеральным направлением региональной политики, усугубила социально-экономическую дифференциацию регионов. Значимость и актуальность разработки инновационных мер реализации государственной региональной политики в настоящее время признана и на государственном, и на региональном уровне. Проблемы государственного регулирования регионального развития постепенно занимают одно из ведущих мест в современной политической науке. По данным проблемам ведутся горячие дискуссии в научных, политических и экономических кругах.
     В условиях современной социально-экономической  и политической ситуации в России государственная региональная политика должна представлять собой систему  мер государственного воздействия  на субъекты Российской Федерации, совместно  осуществляемых федеральными и территориальными органами для совершенствования структуры производства и потребления регионов, эффективного использования их потенциала и территориальных ресурсов, сохранения окружающей среды и соблюдения интересов России в целом.
     Целью работы является исследование особенностей государственной региональной политики в Российской Федерации.
     Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
     дать  определение государственной региональной политике, озвучить ее аспекты;
     озвучить  основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации;
     рассмотреть эффективность государственной  региональной политики в Российской Федерации и способы ее повышения.
 

Глава I. Государственная региональная политика в российской федерации

1.1 Определение государственной региональной политики и ее аспекты

 
     Государство - центральная часть политики. А  словосочетание "государственная  политика" имеет более узкое  значение. Для того, чтобы наиболее полно дать определение, необходимо взглянуть на множество мнений по этому поводу. Нужно из основных концепций выделить свойства, те самые, которые и образуют определение.
     Можно выделить следующие особенности  государственной политики:
     реагирование  на реальные потребности или проблемы общества в целом или его групп;
     направленность  на достижение цели;
     выработанный  курс действий;
     решение о "действии" или о "не действии";
     объяснение  причин, обоснование действий, лежащих  в основе госполитики;
     принятие  решений, а не намерение.
     Таким образом, государственная политика - это полномочное действие органа власти.
     Государственная политика в определенной сфере - система  взаимосвязанных, последовательных управленческих воздействий, объединенных единством  цели, объекта и принципов деятельности. Государственную политику необходимо рассматривать как один из видов государственно-управленческой деятельности. Государственная политика получает идеологическое обоснование независимо от наличия в обществе или отсутствия обязательной государственной идеологии. Если государство не сообщает о нравственных и эстетических взглядах, то идеологию массам могут навязать СМИ или чиновники. Отказ от идеологии - тоже идеология, только такая идеология лишает государственную политику содержания.
     Государственная политика базируется также на твердом  фундаменте права как основы эффективного функционирования власти и ограничивается рамками права.
     Государственная политика, как наука, включает в себя большой комплекс междисциплинарных  исследований. С одной стороны, они  являются проекцией политологии  на региональный и федеральный уровни, т.е. представляют собой особое направление политической науки, изучающее аспекты политических институтов, процессов, партий, элит и пр. в рамках некоего государства. Ученые-политологи привлекают обширный материал по экономике, правоведению, этнологии, культурологии, используя наработки других гуманитарных дисциплин.
     Государственная политика как процесс - целенаправленная деятельность органов публичной  власти по решению общественных проблем, достижению социально значимых целей развития общества в целом и отдельных его сфер.
     В современной России утверждается понимание  трех уровней государственной политики: местный (город, район и ниже), региональный (область, край, республика) и уровень  федеральный. Естественно, что важны  все эти уровни, но для исследования особый интерес представляет региональный, и чтобы объяснить этот интерес, следует поподробнее рассмотреть понятие региона.
     Регион (от лат. Regio (regionis) - область) - как обширный территориальный массив, большой район, охватывающий в России несколько областей, в других странах соответствующие единицы. Может включать и группу стран. Регион выделяется по сходным экономическим, социально-политическим и иным особенностям. 1
     Также можно сказать, что регион - определенная часть социального, природного, экономического, инфраструктурного, культурно-исторического и собственно пространственного потенциалов государства, которая находится в юрисдикции органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. 2
     Перейдем  к одной из ветвей государственной  политики - к государственной региональной политике. Это самостоятельное направление  государственной политики по регулированию  регионального развития в соответствии с федеральными приоритетами. 3
     По сути, государственная региональная политика является более широким понятием региональной политики. Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. 4
     Главный объект исследования государственной  региональной политики - отношения  между центром (государством в целом) и регионами (территориями).
     Государственная региональная политика имеет своей целью:
     реализацию  конституционно установленных принципов  федеративных отношений в Российской Федерации, и обеспечение целостности  и неразрывности России как демократического федеративного правового государства  с республиканской формой правления.
     К задачам государственной региональной политики относятся:
     формирование  единого экономического, социального  и правового пространства на всей территории Российской Федерации, с  учетом интересов и приоритетов  регионального развития;
     создание  условий для обеспечения самодостаточного, сбалансированного и устойчивого экономического и социального развития каждого региона;
     создание  условий для обеспечения равного  качества жизни в различных регионах Российской Федерации. 5
     В рамках региональной политики регламентируются взаимосвязи между центром и регионами, определяются права и полномочия административных единиц; складывается своя практика влияния центра на регионы и, наоборот, регионов на центр, заключенная в стабильные или меняющиеся правовые рамки.
     Участниками разработки и реализации государственной региональной политики являются:
     Президент Российской Федерации и его полномочные  представители в федеральных  округах;
     Органы  законодательной (представительной) власти Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации;
     Органы  исполнительной власти Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации;
     Органы  местного самоуправления;
     Ассоциации  экономического взаимодействия субъектов  Российской Федерации;
     Федеральные фонды регионального развития.
     Реализация  государственной региональной политики выражается в претворении в жизнь конкретных мер по достижению поставленных целей усилиями всех слоев общества при главенствующей роли исполнительной власти. Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает выработку соответствующих решений, создание управленческих структур, наличие необходимых ресурсов. Эффективность выполнения мероприятий зависит от реалистичности поставленных целей, взаимодействия всех организаторов и участников реализации политического курса, поддержки его социальными группами и лидерами политических течений.
     Также, важной характеристикой государственной  региональной политики считается ее централизм. Всегда существует некий штабной центр, в котором принимаются основные решения и который обеспечивает координацию различных институтов, вовлеченных в процесс реализации политики.
     Реализация  государственной региональной политики начинается после принятия соответствующего нормативного акта, но еще в процессе разработки политики важно предусмотреть наличие правового обеспечения готовящихся государственных решений. Качество системы правового регулирования государственной политики относят к факторам ее эффективности. Выделяют несколько уровней правового регулирования политики:
     1) Конституция, где определены принципы  построения системы власти и  принципы формирования государственной  политики;
     2) федеральные конституционные законы, правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, положения о государственных органах, отражающие приоритеты, цели, функции в определенной сфере;
     3) видовые федеральные законы, постановления  Правительства РФ о целевых  программах;
     4) подзаконные акты, нормативные документы  федеральных органов исполнительной власти, отражающие вопросы регулирования деятельности по реализации политики в конкретной сфере;
     5) государственные контракты, заключенные  на предмет разработки и реализации  государственных программ, в которых  отражены требования к качеству  исполнения и результатам деятельности;
     6) распоряжения органов государственного  управления (административного и  оперативного характера), судебные  решения. 6
     Важными элементами политического цикла  являются контроль, мониторинг, оценка реализации государственной политики. Контроль государственной политики проводится уже на ранних стадиях ее реализации в целях выявления отклонений от принятых норм и принятия мер по их устранению.
     Федеральный центр диктует условия федерального бюджетирования, налогообложения и  регионального развития. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и пр. 7
     В государственной региональной политике можно выделить политический, социальный и экономический аспекты. Ее содержание сводится к созданию эффективной  властной вертикали и системы  разделения полномочий между центром и регионами.
     Экономический аспект предполагает дифференцированное развитие регионов, повышение эффективности  региональных экономик и государственное  регулирование финансовых потоков  между территориями и центром.
     Сюда  можно отнести федеральные целевые программы, направленные на выравнивание экономического пространства в регионе, такие, как: программа развития Калининградской области на период до 2014 года, программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года", программа "Юг России (2008-2012 годы) ". Суть их в повышении уровня жизни в регионах за счет финансирования здравоохранения, промышленности и пр.
     Как правило, работают две модели экономического аспекта государственной политики для регионов - перераспределительная (распределение средств госбюджета по схеме "регион - центр - регион" через систему трансфертов, дотаций, субвенций, грантов) и структурная (целевое финансирование территорий и создание благоприятного инвестиционного климата). 8 Государство по установленным критериям выделяет районы развития и ареалы помощи, обеспечивая привлечение в них дополнительных средств; составляет региональные хозяйственные программы; создает корпорации развития территорий обеспечивает введение в регионах особого экономического (обычно льготного) налогового или таможенного режима по типу зон свободной торговли, свободных экономических и даже внутренних оффшорных зон.
     Анализ  ситуации в современной России показывает, что в ней в принципе реализуется  как перераспределительная, так  и структурная модели экономического аспекта государственной региональной политики, хотя с явным упором на трансфертное перераспределение.
     Социальный  аспект государственной региональной политики направлен на сглаживание  региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение  качества социальной среды.
     К нему относятся программы по поддержке  незащищенных слоев населения. Здесь можно озвучить предоставление субсидии на постройку и покупку жилья малоимущим гражданам - "Жилище" на 2002-2010 годы, поднятие культурного уровня в субъектах РФ - "Культура России (2006-2010 годы) , здравоохранение и взращивание здоровой нации - "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011" годы, а также "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы".
     Социальный  аспект государственной региональной политики может быть рассмотрен с  двух сторон: организационной и содержательной. 9
     С организационной - системность социального аспекта выражается во взаимодействии субъекта и объекта в целях упорядочения последнего, сохранения его качественной определенности и целенаправленного развития. Объект (управляемая подсистема) и субъект (управляющая подсистема) образуют основу социального аспекта политики, а связи между ними - его структуру.
     Политический аспект сводится к многоуровневой системе рекрутирования граждан в политику. Он начинается с простейших, элементарных форм участия, и развивается до высших уровней - политических лидеров.
     В зависимости от характера политического  режима, традиций, размеров территории и численности населения, развитости коммуникаций и ряда других факторов, возможно разное сочетание прямого (непосредственного) и опосредованного (представительного) политического участия граждан. Важнейшими агентами и, одновременно, посредниками участия в современном обществе выступают политические партии, общественно-политические организации и движения. К примеру, можно наблюдать политический аспект государственной региональной политики России в такой форме политического участия, как митинги - как в защиту политики федеральной власти, так и против.
     Таким образом, экономический, социальный и  политический аспекты государственной  региональной политики тесно связаны  между собой. Разработка и эффективная реализация моделей каждого из аспектов повлечет региональное развитие, а значит, и повышение эффективности государственной политики в целом.

1.2 Основные этапы  и направления  государственной  региональной политики  в Российской Федерации

     Для систематизации регионального политического  процесса можно выделить этапы, каждый из которых характеризуется определенной системой отношений в рамках региона  и в его отношениях с центром.
     В начале 90-х гг. социально-экономическому положению субъектов страны не уделялось должного внимания. Россия вступала в новый этап развития. После событий августа 1991 г, фактически вся полнота государственно-политической власти перешла от союзного Центра в республики. Президент, Правительство и Верховный Совет России получили возможность для реализации радикальных государственно-политических и социально-экономических преобразований в стране. Этого требовало кризисное состояние как экономики, так и общества в целом. Однако осенью 1991 г. российское руководство видело свою задачу прежде всего в разрушении структур КПСС, создании собственной системы исполнительной власти как в центре, так и на местах, а также в борьбе за перераспределение рычагов управления страной от союзных к республиканским органам.
     Таким образом, регионы практически были "сами по себе". Пока центр делил власть и полномочия, экономический аспект политики был в упадке.
     К концу 90-х гг. прошлого века стало  очевидным, что без принятия законодательных  решений о прогнозировании и  программировании социально-экономического развития страны и регионов нельзя осуществлять эффективную региональную политику и эффективное региональное управление. Вследствие этого был принят указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. "Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации", в котором в качестве основных целей региональной политики современной России были названы: стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов страны, повышение на этой основе уровня жизни населения, обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, независимо от экономических возможностей регионов. 10 В этом же документе формируются главные задачи региональной экономической политики, связанные с укреплением экономических основ территориальной целостности и стабильности государства, достижением экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов.
     Таким образом, под региональной политикой  в Российской Федерации стала  пониматься система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. 11 Однако "механизм реализации" продолжал оставаться наиболее слабым местом в системе государственной политики. В этом же 1996 г. был принят еще один значимый документ - Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1450 "О совершенствования механизма государственной поддержки развития регионов Российской Федерации". Была предпринята попытка создания механизма государственной поддержки развития регионов. Для этого Правительство Российской Федерации постановило установить, что основными задачами Комиссии являются:
     подготовка  для представления в Правительство  Российской Федерации предложений по определению приоритетных направлений регионального развития на перспективу с учетом совершенствования межбюджетных отношений с субъектами Российской Федерации, общегосударственных и межрегиональных интересов и разработка плана их реализации как базы регионального раздела годовых прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации;
     рассмотрение  проектов федеральных целевых программ развития регионов Российской Федерации  и представление Правительству  Российской Федерации заключений по этим проектам;
     подготовка  на этапе составления проектов годовых  прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и  федерального бюджета перечня федеральных  целевых программ развития регионов, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;
     организация работ по совершенствованию системы  мониторинга социально-экономического развития регионов Российской Федерации;
     координация деятельности органов государственной  власти по улучшению использования  выделяемых бюджетных средств, мобилизации собственных ресурсов организаций всех форм собственности, средств отечественных и иностранных инвесторов, а также населения;
     организация и контроль за работой федеральных  органов исполнительной власти и  органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выполнению решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по государственной поддержке регионов и повышение ответственности этих органов за достижение высоких конечных результатов. 12
     Таким образом, были сделаны первые шаги во взаимоотношениях центра и субъектов РФ. Проектирование приоритетных направлений, предложения по улучшению обстановки в стране, прогнозирование - этому была посвящена большая часть работы. Власти "приноравливались" к решению проблем.
     Следующая серьезная попытка создания механизма  улучшения жизни населения была сделана в правительственном  постановлении от 2 февраля 1998 г. № 129, которым было принято "Положение  об обеспечении контроля за соблюдением  соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
     На  каждом этапе своего развития региональная политика предусматривает необходимость  разработки и реализации системы мер по реализации вышеуказанных направлений. В этих целях Указом Президента Российской Федерации "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 22 сентября 1998 г. № 1142 и постановлением Правительства Российской Федерации "Вопросы Министерства региональной политики" от 12 ноября 1998 г. № 1322 образовано Министерство региональной политики Российской Федерации. В круг основных целей и задач министерства входили: реализация государственной региональной политики, упрочнение федерализма, гармонизация межрегиональных отношений, контроль за развитием социально-экономическими процессов в субъектах федерации РФ и решение проблем выравнивания условий развития регионов. Соответственно, одной из задач являлась координация деятельности органов власти по проведению в жизнь концептуальных основ региональной политики. Министерство региональной политики было реорганизовано
     При этом также координация деятельности органов исполнительной власти разных уровней в сфере реализации государственной  региональной политики возложена на Координационный Совет по экономическим вопросам региональной политики, образованный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998г. № 1578. Принятые в различное время федеральные законы определили отдельные виды деятельности, не раскрывая её сути и порядка осуществления.
     Примерно  до 1999-2000 гг. государство использовало традиционные механизмы региональной политики советского периода: директивное  распределение финансовых ресурсов, административные рычаги, и целевые программы.
     Процесс активной разработки и утверждения  федеральных региональных программ начался только с декабря 1995 г. с  принятия программы по Мордовии. В 1996 г. было принято уже 9 программ, в 1997 г. - 10 программ. Поскольку большая  часть программ разрабатывалась на несколько лет, соответственно, постоянно увеличивалось и число программ, финансирование которых предусматривалось законами о федеральном бюджете.
     При приходе к власти Путина В.В. в  государственной политике начался  новый этап, кардинально отличающийся от политики прошлых лет. Федеральный центр включился в работу, повысились требования к исполнению распоряжений. В период с 2000 по 2006 гг. наблюдается стабилизирование экономики. Прекратились забастовки: регионы были наконец услышаны.
     В рамках административной реформы существует концепция об укрупнении регионов. 13
     Сейчас, в условиях кризиса об этом "забыли", и регионам приходится вести собственную  государственную региональную политику по отдельности.
     Итак, существует периодизация государственной региональной политики. При этом на общероссийские "волны" накладываются региональные, которые обусловлены институциональными изменениями в рамках локальных полномочий, существенными сдвигами в расстановке сил, сменой правящих группировок.
     Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
     Министерство  регионального развития Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением. 14
     При осуществлении своих полномочий Министерство непосредственно взаимодействует  с другими органами государственной  власти и органами местного самоуправления, если иной порядок не установлен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства.
     Министерство  возглавляет входящий в состав Правительства  Министр Российской Федерации. Он несет  персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Министерство, и реализацию его функций.
     После перерыва более 10 лет в нашей стране возобновилась разработка документов, направленных на обеспечение регионального развития. В частности, ведётся разработка трех документов: стратегии развития регионов - субъектов РФ, Схемы территориального планирования и Программы социально-экономического развития регионов - субъектов РФ и муниципальных образований. Первый и третий из названных документов разрабатываются под эгидой Министерства экономического развития и торговли, второй - под эгидой Министерства регионального развития РФ. Все документы рассматриваются и утверждаются Министерством регионального развития РФ. 15
     Ключевыми задачами российской государственной  региональной стратегии становятся:
     1. Создание на местах системы  сдержек и противовесов, включающей  в себя исполнительные и законодательные органы государственной власти, представительства федеральных структур, органы местного самоуправления, институт полномочных представителей президента.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.