На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Современное состояние, проблемы и перспективы развития горнолыжного туризма Республики Хакасия

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 23.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации 

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ –  «НИНХ» 

Институт заочного обучения
Кафедра управления
К ЗАЩИТЕ
Заведующий  кафедрой
______________ В.В. Радионов
«___»__________________201_ г. 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
по специальности  высшего профессионального образования
080507.65 Менеджмент  организации 

на тему:
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ГОРНОЛЫЖНОГО ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ 

            Исполнитель
      студент гр. ФПК  Т.Н.Зуева
(подпись,  дата)
      Руководитель  Т.В. Гениберг
(подпись,  дата) 
 

2010
 

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ –  «НИНХ» 

Институт:
Кафедра:
ЗАДАНИЕ
на выпускную квалификационную работу по специальности [направлению подготовки] высшего профессионального образования
[код наименование]
на тему:  
 

Студенту гр.  
Цель и задачи работы   
 
 

План работы и сроки ее выполнения   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Руководитель  (______________________)
                   (подпись, дата)
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………………..….4
1. Теоретические  аспекты развития туристской  сферы……………………………...7
1.1. История развития  туризма в России и за рубежом……………………………...7
1.2. Основные понятия в сфере горнолыжного туризма…………………………...12
1.3. Сущность горнолыжного туризма в России и за рубежом …………………....24
2. Особенности  развития горнолыжного туризма Республики Хакасия…………..39
2.1. Основные  направления и виды туристической деятельности Республики
Хакасия………………………………………………………………………………...39
2.2. Основные  проблемы развития горнолыжного туризма на территории Республики Хакасия…………………………………………………………………..59
2.3. Анализ туристической деятельности горнолыжной базы ОАО «Гладенькая» на территории республики Хакасия………………………………………………….69
3. Предложения  и пути совершенствования развития  горнолыжного туризма Республики  Хакасия…………………………………………………………………..78 
3.1. Пути развития  направлений горнолыжной туристической  деятельности Хакаской республики…………………………………………………………………78
3.2. Расчет себестоимости программы развития горнолыжной туристической деятельности на территории республики Хакасия………………………………...106
Заключение…………………………………………………………………………...120
Список использованных источников и литературы……………………………….125
Приложение 1………………………………………………………………………...127
Приложение 2………………………………………………………………………...128
Приложение 3………………………………………………………………………...129
Приложение 4………………………………………………………………………...130
Приложение 5………………………………………………………………………...131 
 

    ВВЕДЕНИЕ
    Туризм является одним из факторов, влияющих на развитие других областей общественного производства, так как удовлетворение потребностей в отдыхе, которое является важной целью туризма, осуществляется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей общественного производства.
    В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел  из категории элитного продукта в  категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением.
    Актуальность  темы аттестационной работы очевидна, так как сфера туризма является важнейшей и составной частью экономики любого демократического государства, а в наших условиях имеет ключевое значение в социально – экономических преобразованиях, направленных на либерализацию экономического развития. Недооценка необходимости использования новых технологий для организации сферы туризма, приведет к утрате возможностей использования этого сектора в приросте богатства и благосостояния наших стран, укреплении экономики.
    Современное развитие туризма в России характеризуется  наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.
    С одной стороны, современное состояние  туризма в России характеризуется  как недостаточно соответствующее  потребностям населения в туристских услугах.
    С другой стороны, отмечаются высокие  темпы строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций на всей территории России.
    Изученность. Вопросы организации и управления в сфере туризма рассматриваются в работах таких авторов, как Кабушкин Н.И., Дурович А.П., Балабанов И.Т., Гуляев В.Г., Пельцман Л.А., Бабушкин Н. И. Заслуживают внимание труды Гуляева В.Г., Писаревского Е.Л., Шаповалова Г.Ф.,  так как наиболее обширно раскрывают теоретические аспекты туристической деятельности.  Особый интерес представляют работы Чеботаревой И.А., Губенко Н.Н., Писаревского Е.Л., где произведен анализ законодательства о туристской деятельности в субъектах Российской Федерации, рассмотрены тенденции и пути развития, предложения по формированию пакета нормативно-правовых актов, регулирующих туристскую деятельность.
    Цель  дипломной работы анализ состояния, проблем и перспектив развития горнолыжного туризма республики Хакасия.
    Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
    — проанализировать особенности развития туризма в России;
    — рассмотреть специфику горнолыжного туризма, отметить его проблемы;
    — изучить социально-экономическое  состояние России в целом и  Республики Хакасия и ее привлекательность для туристов;
    — охарактеризовать основные проблемы в  сфере горнолыжного туризма и предложить рекомендации по их устранению.
    Объектом исследования является сфера горнолыжного туризма России. Отдельные положения работы рассмотрены на примере Республики Хакасия.
    Предметом исследования является развитие данной сферы, направленное на совершенствование горнолыжного туризма России в целом и Республики Хакасия.
    Практическая  значимость исследования  заключается в возможности использования результатов работы и практических рекомендаций в деятельности туристических фирм.
    Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений и списка сокращений.
    В первой главе «Теоретические аспекты развития туристской сферы» раскрыто понятие туризма, проведено рассмотрение динамики развития сферы туризма в России, в котором поэтапно отражена история зарождения сферы туризма, его нормативно-правовая база, приведены статистические данные развития туристической сферы, а также сделан сравнительный анализ развития туризма в России и опыта ряда зарубежных стран.
    Во  второй главе «Особенности развития горнолыжного туризма Республики Хакасия» рассматриваются основные направления и виды туристической деятельности Республики Хакасия, а также горнолыжного туризма, затронуты основные проблемы развития туризма на территории Республики. На основе проведенного во второй главе анализа, можно судить, что в сфере развития горнолыжной туристической деятельности Республики Хакасия выявлены позитивные сдвиги, но, однако, существует и ряд проблем, решение которых представлено в следующей главе выпускной квалификационной работы.
    В третьей главе «Предложения и пути совершенствования развития горнолыжного туризма Республики Хакасия» разработаны рекомендации по улучшению развития сферы горнолыжного туризма в Республике Хакасия, представлены предложения на региональном и муниципальном уровнях, учитывающие основные направления развития горнолыжного туризма в настоящее время и дальнейшей перспективе.
    В заключении сделаны основные выводы и рекомендации по проводимой теме исследования.
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ 

      История развития туризма в России и за рубежом
 
 
    Туризм  является феноменом XX века, так как приобрел современный вид в основном за счет автомобилей и самолетов с реактивными двигателями. Однако люди путешествовали уже с незапамятных времен, главным образом для того, чтобы избежать голода или опасности.
     В истории туризма принято различать  четыре этапа.  

     Таблица 1 – Этапы развития туризма
1. до начала XIX в. — элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг;
2. XIX в. — Первая  мировая война — революционные  изменения в развитии транспорта, создание первых бюро путешествий;
3. период между  двумя мировыми войнами — начало становления массового туризма;
4. после Второй мировой  войны — современный этап —  массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса  по производству товаров и услуг  для туризма.
 
     Первый  этап определяется как предыстория  туризма. Так, в античные времена  основными мотивами путешествий  являлись торговля, образование, паломничество, лечение. В Древней Греции зародились спортивные поездки, когда на Олимпийские  игры собирались жители со всей страны. Ранние финикийцы плавали по Средиземному морю к берегам сегодняшних Сирии и Ливана, размещая там свои колонии и развивая торговлю. 
В средневековье усиливается религиозный характер путешествий. Религиозные убеждения побуждали миллионы верующих совершать паломничества к святыням: мусульман — в Мекку, христиан — в Иерусалим и Рим. Средневековые церкви стали господствующими инстанциями и единственной признаваемой властью в различных странах. Монастыри принимали путешественников. Странноприимные дома, как разновидность гостиниц, содержались религиозными орденами.

     Эпоха Ренессанса и Просвещения ослабляет  религиозные мотивы и усиливает  индивидуальный характер и образовательную  направленность поездок. Молодые дворяне  нередко отправлялись в своеобразные «гран-туры» по Европе, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности. Англичане, например, маршрут такого путешествия начинали в Лондоне, откуда ехали во Францию (с длительным пребыванием в Париже), а затем — в Италию. Обратный их путь пролегал через Швейцарию, Германию, Нидерланды.
     Можно сделать вывод, что до середины XIX в. путешествия были не самоцелью, а необходимым условием и средством для достижения собственно цели (торговля, паломничество, расширение кругозора), а также отличались примитивными средствами передвижения.
     Второй  этап в истории туризма характеризуется  революционными изменениями в развитии транспорта. Изобретения парохода, паровоза, сопровождавшиеся расширением  сети дорог, обусловили большую надежность и скорость передвижения при одновременном снижении расходов на путешествия. Повышение качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением, а также постепенное сокращение рабочего времени вызвали существенное увеличение потоков путешествующих. В связи с этим возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным «комнатам для гостей» в домах священнослужителей, монастырях и религиозных миссиях пришли первые гостиницы. К середине XIX в. индустрия отдыха расширяет сферу деятельности. Появляются первые бюро путешествий, в задачи которых входили организация туристских поездок и реализация их потребителю. Классическим примером является групповой тур на отдых, организованный англичанином Т. Куком в 1841 г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр. Кук создал (первоначально в Лестере, затем в Лондоне) первые бюро путешествий. В 1854 г. по их образцу К. Ризель открыл первое немецкое бюро путешествий в Берлине. Во второй половине XIX в. туристские бюро были созданы во многих странах мира. Начиная с 1862 г. появляются первые каталоги туристских поездок, отразившие процесс расширения туристского спроса.
     Первая  мировая война, Великая депрессия 30-х гг. и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем именно в период между этими войнами зарождается массовый туризм (третий этап), расцвет которого приходится на послевоенные десятилетия.
     После Второй мировой войны туризм приобретает действительно массовый характер (четвертый этап). Из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых стран. Формируется индустрия туризма со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления. Данный этап характеризуется быстрым ростом количества путешествующих, увеличением числа туристских предприятий и объемов их производства, массовым строительством средств размещения, объектов туристской инфраструктуры. Особенностью современного туризма является широкий международный обмен. При этом в спросе и предложении на рынке произошли существенные изменения. Данный факт дает основание утверждать, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный. Если первый предполагает обезличенность услуг в расчете на однородность потребностей и мотиваций туристов, то второй характеризуется разнообразием предлагаемых услуг и достаточно четко выраженной специализацией туристского предложения. Трансформация конвейерного туризма в дифференцированный совершалась одновременно с переходом от рынка продавца к рынку покупателя.
    Начало  экскурсионной деятельности в нашей  стране было положено во второй половине XIX в. В этот период активно работает Общество любителей естествознания, имевшее свои организации в Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Тифлисе и других городах России. В 1902-1909 гг. действовало Кавказское горное общество (Пятигорск). В 1905 г. создается одно из первых отечественных экскурсионных учреждений - Ялтинское экскурсионное бюро Крымско-Кавказского горного клуба. С 1899 г. при Педагогическом обществе в Москве работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся гимназий, коммерческих и реальных училищ и школ, которая также координировала деятельность Центральной экскурсионной комиссии при Московском учебном округе.
    Развитие  экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ, представителей демократически настроенной интеллигенции. В 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей, в 1873 г. основан Исторический музей.
    Во  второй половине XIX в. в России получают распространение горные путешествия. В 1877 г. организуется первый в стране альпийский клуб при Кавказском обществе естествознания в Тифлисе. Созданный в 1890 г. в Одессе Крымский горный клуб открывает свои филиалы в Ялте и Севастополе. В конце XIX - начале XX в. развитию туризма стали уделять внимание многие научные и любительские общества, в частности Русское географическое общество, Общество любителей естествознания, Петербургское общество народных университетов и др.
    Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших походов и велосипедных прогулок, внимание к туризму и экскурсиям многих учебных заведений, организаций, научных и профессиональных обществ, стремление русской интеллигенции использовать путешествия, передвижение и познавательные экскурсии для просвещения народа создали предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в специализированные организации. Так, в 1895 г. создается Российское общество туристов (Российский туринг-клуб), а в 1901 г. - Русское горное общество. Оба общества были ведущими туристскими организациями вплоть до 1917г.
    На  сегодняшний день, являясь одной  из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей, уступая по доходности лишь добыче и переработки нефти, туризм, по данным Всемирной Туристической Организации, обеспечивает 10%  оборота производственно-сервисного рынка планеты. На сферу туризма приходится около 6%  мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, каждое 16-е рабочее место.
    По  данным Всемирной Туристической  Организации ежегодно одна треть  населения Земли принимает участие  в поездках. Согласно прогнозам прирост  международного туризма будет составлять ежегодно 4%.  Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования индустрии туризма.
    Помимо  чисто экономического эффекта сфера  туризма обеспечивает восстановление жизненных сил человека и рациональное использование им своего свободного времени. Научно-техническая революция ведет к снижению чисто физической усталости и ведет к увеличению нервного напряжения.
    Туризм – та отрасль человеческого существования, которая напрямую зависит от уровня развития цивилизации: существующих средств передвижения – их скорости, удобства и безопасности – ассортимента предлагаемых развлечений. Буквально не так давно возник принципиально новый вид туризма – космический. По сообщениям газет, американцы, несмотря на трагедию шаттла "Колумбия", собираются продолжать бизнес в сфере космического туризма, разрабатывая специальные конструкции шаттлов для доставки на орбиту новых космических туристов и снижения стоимость подобных путешествий. В более привычном для нас "земном" туризме, конкретнее – в его международной отрасли наблюдаются активные процессы транснационализации и глобализации, во многом опосредованные интеграцией Европейского сообщества. Постепенно из "элитного" времяпровождения туризм превратился в массовый вид отдыха, и сегодня он играет столь важную роль в жизни множества людей, что превратился в уникальную крупнейшую мировую индустрию.
    Таким образом, историю развития туризма нельзя считать ни завершенной, ни замершей на каком-то этапе: она тесно переплетена с историей человечества, как определяясь ею, так и определяя ее, поскольку и само развитие туризма воздействует на экономику, социальную и культурную среду и международные контакты страны. 

    1.2. Основные понятия в сфере горнолыжного туризма 
 

     Дать  краткое и при этом полное определение  понятию «туризм», из-за многообразия выполняемых им функций и большого числа форм проявления, довольно сложно. В процессе развития давались различные толкования этому термину и каждое из них отражает те или иные стороны туризма. Базовыми критериями для определения «туризма» являются следующие:
     Изменение места: перемещение в место, находящееся за пределами ежедневной среды обитания.
     Пребывание  в другом месте: место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания (12 и более месяцев).
     Оплата  деятельности в посещаемом месте: целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте или трудовой деятельностью (оплатой труда).
     Современный туризм невозможен без деятельности по производству туристического продукта: специальной одежды, снаряжения, отелей, экскурсионных бюро, транспорта и т.д и т.п. Однако в предлагаемых ныне определениях эта деятельность не отражается.
    Человечеству  на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к путешествиям с целью развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поиска ресурсов и другое.
    Туризм (фр. tourisme, от tour – прогулка, поездка) – явление, с одной стороны, относительно молодое, ставшее массовым только после Второй мировой войны, с другой – имеющее глубокие исторические корни.1
    Туризм  в первоначальном смысле понимался  как передвижение и временное пребывание людей вне постоянного места жительства. Однако в процессе исторического развития содержание и смысл данного понятия постоянно претерпевали изменения и дополнения.
    В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла определение, одобренное Всемирной туристской организацией (ВТО) и широко используемое в международной практике. В соответствии с ним туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.
    Современная экономическая наука рассматривает  туризм как системный объект изучения, что позволяет, с одной стороны, выявить его структуру с многообразием внутренних связей, а с другой – определить характер взаимодействия с внешней средой.
    В соответствии с определением, разработанным  Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма, туризм как социально-экономическая система есть совокупность отношений, связей и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.2
    Одно  из первых определений туризма, принятое ООН, трактовало туризм как "активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства".
    Более широкое определение этого понятия  дает Академия туризма в Монте-Карло: "Туризм - общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целяХу для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или профессионально-деловых целей без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания", т.е. главный упор делается на характер деятельности посетителей в месте, отличном от места проживания.
    В настоящее время наиболее широко используется определение, известное  как "генеральная теория туризма  В. Хунцикера - К. Крапфа", которое определяет туризм как совокупность отношений и явлений, являющихся результатом передвижения людей и пребывания за пределами места их проживания до тех пор, пока пребывание не переходит в постоянное местожительство и не связано с получением дохода.
    Несмотря  на то, что экономисты продолжают работать над понятийным аппаратом индустрии туризма, термин "туризм" уже сложился.
    Различные определения лишь выделяют или дополняют  отдельные его черты. 

    Так, например, согласно одному из последних определений, предложенных Статистической комиссией ООН, "туризм - путешествия и пребывания в местах, находящихся вне пределов обычного места постоянного жительства путешествующего, на срок не более 12 месяцев, с целью получения удовольствия и отдыха, в оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой там деятельностью". В данном определении критериями для выделения туризма из других видов путешествий являются:
    - обычная среда путешествующего  (местожительство);
    - срок путешествия и мотивация  поездки, не относящаяся к поиску  постоянной работы или миграции; добровольность совершения поездки;
    - спрос на туристские объекты,  в том числе средства размещения.
    В основе системы туризма, по мнению швейцарского исследователя       К. Каспара, лежат две субсистемы:
    - субъект туризма, т. е. турист  – потребитель туристских услуг  со всем многообразием его  потребностей и мотивов поведения;
    - объект туризма, состоящий из  трех элементов: туристского региона,  туристского предприятия и туристских организаций.
     Существующие  определения туризма можно объединить в три группы.
     В первую входят определения, характеризующие  туризм как разновидность рекреации (расширенного воспроизводства физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека), систему и форму проведения свободного времени путем использования сферы услуг в походах и поездках, которые считают активный отдых и укрепление здоровья человека с повышением его общей культуры и образованности. В частности, в Манильской декларации по мировому туризму последний рассматривается как один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта. Подобные определения носят узкоспециальный характер и касаются только отдельных аспектов туризма или его видовых особенностей.
     Вторая  группа определений туризма рассматривает  его как одну из форм миграций населения, связывает с актом движения, путешествия, преодоления пространства и выступает в качестве инструментария статистики туризма.
     И наконец, третья группа определений  характеризует туризм как сложное  социально - экономическое явление, раскрывает его внутреннее содержание, выражающееся в единстве многообразия свойств и отношений.
     Экономическая эффективность функционирования туризма во многом определяется его формой, предполагающей соответствующий набор услуг, удовлетворяющих потребности туристов.
     Значимость  классификации туризма как особого  феномена определяется тем, какие признаки положены в ее основу. В зависимости от их выбора выделяют разные типы, виды и формы туризма.
     В первую очередь, туризм можно разделить  на международный и внутренний.
     Международный туризм охватывает поездки с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства. Выезд за рубеж, как правило, требует соблюдения определенных туристских формальностей. Это – оформление заграничных паспортов и виз, прохождение таможенных процедур, валютный и медицинский контроль. Упрощение или ужесточение туристских формальностей оказывает прямое воздействие на развитие международного туризма. Туристские формальности, связанные с пересечением государственных границ, являются неотъемлемой частью международного туризма и выступают в качестве главной его особенности. Чем глубже различия денежных систем государств, тем больше препятствий на пути свободного передвижения людей между странами, чем значительнее языковые барьеры, разделяющие народы, тем существеннее различия международного и внутреннего туризма.
     Другая  особенность международного туризма носит экономический характер и раскрывается через влияние, какое международный туризм оказывает на платежный баланс страны. Иностранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет принимающей страны и тем самым активизируют ее платежный баланс. Поэтому приезд иностранных туристов получил название активного туризма. Напротив, выезд туристов выражается в оттоке национальной денежной единицы из страны их постоянного проживания. Международные платежи по туристским операциям такого рода фиксируются в пассиве платежного баланса страны – поставщика туристов, а сам туризм именуется пассивным.
     Деление на активный и пассивный, исходя из особенностей отражения финансовых результатов туристской деятельности в платежном балансе, присуще только международному туризму и не распространяется на внутренний туризм. Это деление неразрывно связано с двумя другими формами международного туризма – въездным и выездным , которые различаются по направлению туристского потока. Один и тот же турист может быть классифицирован как въезжающий и выезжающий одновременно, в зависимости от того, по отношению к какой стране описывается его перемещение. Различают страну происхождения туриста, которую он покидает с целью путешествия, и страну назначения, куда он прибывает. В первом случае речь идет о выездном, во втором – о въездном туризме. Эти термины используются применительно к зарубежному путешествию в начале поездки. На обратном пути турист просто возвращается домой.
     В отличие от международного внутренний туризм представляет собой миграционные потоки людей в пределах страны постоянного жительства с целью отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и другими туристскими целями. Он не связан с пересечением государственной границы и, следовательно, не требует соблюдения туристских формальностей. Национальная денежная единица, используемая повседневно, продолжает оставаться средством обращения, а родной туристу язык – средством общения. Такие путешествия сравнительно легко организовать. Поэтому не случайно на их долю приходится 80–90 % всех туристских поездок, а расходы на внутренний туризм в 5–10 раз превышают затраты на международный туризм.
     Несмотря  на существенные различия международный  и внутренний туризм теснейшим образом связаны между собой. Внутренний туризм выступает своего рода катализатором международного туризма. Он способствует освоению новых рекреационных ресурсов и регионов, созданию базовой туристской инфраструктуры, подготовке; специалистов и тем самым оказывает содействие процессу гармоничной интеграции стран в международную индустрию туризма.
     Дискуссионным остается вопрос о классификации  туризма, исходя из целей путешествия. Исследователи расходятся во мнении относительно отраслевого состава  туризма. Вместе с тем большинство авторов единодушны в главном и различают путешествия с целью развлечения и отдыха, с одной стороны, и деловой туризм – с другой. Чтобы придать классификации туризма некоторую упорядоченность, имея целью в первую очередь дидактические задачи, воспользуемся схемой, предложенной в работе И. Ю. Александровой: «Международный туризм», и на основании этого рассмотрим некоторые, наиболее полную классификацию туризма (рисунок - 1).  


Рисунок - 1 Классификация туризма
    В среднем около 65% всех международных  туристских поездок приходится на Европу, около 20% - на Америку и около 15% - на остальные регионы.3
     Горнолыжный туризм - это разновидность спортивного туризма, предусматривающий маршрут в горах на лыжах по склонам, гребням, ледникам, по равнинам, и возвышенностям. Требует специальной подготовки участников, внимания организаторов. На сегодняшний день рынок горнолыжного туризма стремительно развивается во всем мире. Особенно это характерно для России, где собственно бум массивного горнолыжного туризма еще не наступил, но рынок растет в среднем по 20 - 30 % в год. Эксперты предполагают, что через 2 - 3 года, Россию ждет настоящий горнолыжный бум, что обусловлено несколькими факторами, а именно: подготовкой к Олимпиаде в Сочи 2010 г., популяризацией этого вида активного отдыха первыми лицами государства, а также ростом доходов населения. Уже сегодня в РФ есть горнолыжные курорты достаточно высокого уровня, и хотя они значительно уступают своим аналогам, например, в Европейских странах, наши туристы со средним доходом с удовольствием посещают российские курорты. 
     Быстрый рост популярности горнолыжного туризма, сопровождающийся развитием отечественных горнолыжных курортов формируют спрос со стороны населения на специализированные горнолыжные туры. Однако на рынке туристских услуг Амурской области сегодня практически отсутствуют соответствующие предложения как от туроператоров, так и от турагентов. В результате существующий спрос остается неудовлетворенным, а турфирмы недополучают значительный объем дополнительных доходов. 
     Анализ  большого количества толкований понятия  «горнолыжный туризм» показал,  что  в настоящий момент отчетливо  выделяются две его наиболее общие трактовки.  Во-первых,  горнолыжный туризм рассматривается как разновидность горного туризма,  предполагающая спуск с гор по естественным снежным склонам и специально подготовленным трассам на лыжах. Во-вторых,  в качестве разновидности спортивного туризма. 
     В настоящее время  данные трактовки  понятия «горнолыжный туризм» устарели и не отражают реального положения  дел в данной сфере.  Сегодня  программа организации горнолыжного туризма должна иметь многофункциональный  характер и предполагает не только катание с гор,  но и отдых,  досугово-развлекательные мероприятия,  оздоровительные программы,  способные поднять жизненный тонус отдыхающих,  удовлетворить их духовные и эмоциональные потребности. Именно эти характеристики и привлекают современного потребителя к горнолыжному туризму, из горного и спортивного туризма,  ориентированного на  «единицы»,  он становится массовым,  благотворно влияющим на здоровье и состояние человека.  Занятие горнолыжным туризмом позволяет человеку сменить обстановку,  обеспечивает достаточную мышечную активность,  стимулирует естественный иммунитет -  невосприимчивость организма к болезнетворным бактериям, что характеризует его как разновидность рекреационного вида туризма.
     Исходя  из этого,  сформулируем определение горнолыжного туризма,  под которым понимается разновидность рекреационного туризма, предполагающую спуск с гор по естественным снежным склонам и специально подготовленным трассам на лыжах в оздоровительных целях.
     Горнолыжный туризм относится к специальным видам туризма, так как является комбинированным видом туризма и включает элементы следующих видов: лечебно оздоровительный, рекреационный, спортивный любительский, экологический туризм. Горнолыжный туризм - ярко выраженный сезонный вид туризма. По созданию турпродукта горнолыжный туризм относится к капиталоемким и трудоемким видам туризма. Данный вид туризма имеет целый ряд особенностей, отличающих его от других, более простых, видов. Прежде всего необходимо отметить особенности средств размещения в горнолыжном туризме. Размещение предусмотрено в специализированных гостиницах типа горных шале, архитектурно вписанных в окружающий пейзаж. Вблизи гостиниц обязательно наличие подъемников. Подъемники делятся на несколько типов: бугельные, кресельные, кабинные, гондольные. Гостиницы расположены вблизи горнолыжных трасс. По степени сложности трассы делятся на зеленые, синие, красные, черные. В горнолыжном туризме большую роль в стоимостном отношении играет ассортимент дополнительных услуг: услуги инструктора, прокат снаряжения, ski pass. Особое значение для горнолыжного туризма имеет медицинское страхование. Как правило, страховая премия в 2,5 раза больше, чем при обычных видах туризма. Несмотря на то, что горнолыжный туризм относится к достаточно дорогим видам туризма, с каждым годом растет число туристов, увлекающихся данным видом.
    В зависимости от цели поездки выделяют следующие разновидности туризма: рекреационный, познавательный, оздоровительный, научный, деловой, спортивный отдых, шоп-туры, приключенческий, паломнический, экзотический, экотуризм и т.п.
    По  способу передвижения туристов различают: горнолыжный, пешеходный, авиационный, морской, речной, автотуризм, железнодорожный, велосипедный и смешанный. По интенсивности туристских потоков различают постоянный и сезонный туризм. По продолжительности туристов в путешествии выделяют кратковременный и продолжительный туризм. По характеру организации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный) и т.п.
    Существуют факторы, которые определяют развитие туризма и формируют направленность туристских потоков. Благоприятные факторы приводят регион или страну к лидерству в мировом туризме, неблагоприятные - снижают туристский поток. Такие факторы нужно устанавливать как можно более полно для каждого конкретного сегмента рынка.
    Внешние обстоятельства эффективности туризма  включают статистические (неизменные во времени) и динамические факторы.
    В статистическую группу входят природно-климатические, географические, культурно-исторические факторы.
    Привлекательность мест отдыха определяют в первую очередь  именно эти условия. Не случайно южные  регионы с теплым климатом имеют  положительное сальдо по статье «туризм», в то время как во всех северных странах, будь то Россия или Скандинавские страны, сальдо – отрицательное. Историко-культурные ресурсы приобретают все большее значение с ростом уровня образования и познавательной потребности людей.
    К динамическим факторам относятся: социальные и демографические изменения, финансовое и экономическое развитие, политическая обстановка в стране и материально-технические факторы.
    Демографические и социальные изменения ведут  к тому, что все больше людей будут иметь время и доход, позволяющие им путешествовать. К этим изменениям относятся следующие показатели:
    увеличение продолжительности жизни;
    формирование подвижного стереотипа жизни населения;
    возрастание доли одиноких пожилых людей;
    увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска;
    понижение возраста выхода на пенсию;
    увеличение дохода на члена семьи
    тенденция к вступлению в брак в более позднем возрасте;
    возрастание числа бездетных пар.
    В экономическом и финансовом развитии наблюдается тенденция увеличения производства услуг по сравнению с производством товаров, следствием чего является увеличение доли потребления услуг (в том числе услуг туризма) в общем потреблении населения. К данному фактору относятся следующие показатели:
    экономическая ситуация в стране;
    финансовая стабильность;
    уровень доходов населения;
    ускорение НТП в отрасли туризма;
    цены на товары.
    Политическая  обстановка в стране влияет, по существу, на все динамичные факторы. Активно способствуют расширению международных туристских связей следующие показатели:
    внутриполитическая стабильность страны;
    мирные, дружественные отношения между государствами;
    соглашения по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, культуры, туризма на государственном и правительственном уровнях.4
    Таким образом, туризм – это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями. В производственно-обслуживающем процессе туризма выделяют формы, виды и разновидности туризма.
    Являясь сложной социально-экономической системой, туризм подвержен влиянию со стороны многочисленных факторов, роль которых в каждый момент может быть различна.
    На  эффективное функционирование системы туризма оказывают влияние развитие туристской индустрии и разработка туристской политики. 

    1.3. Проблема развития регионального  туризма в России и за рубежом. 

      В основе системы туризма, по мнению швейцарского исследователя К.Каспара, лежат две  субсистемы:
- субъект  туризма, т.е. турист - потребитель  туристических услуг со всем многообразием его потребностей и мотивов поведения;
- объекта  туризма, состоящий из трех  элементов: туристического региона,  туристических предприятий и  туристических организаций.
Следует учитывать, что не всякая территория может быть отнесена к туристическому региону. Чтобы называться таковым, она должна отвечать следующим основным требованиям:
- иметь  объекты туристического интереса (памятники истории и культуры, музеи, флора, фауна и т.п.);
- предоставлять  необходимые для удовлетворения  потребностей туристов услуги (причем обязательно такого качества, которое клиент ожидает).[23]
К таким  услугам относят в первую очередь  доставку (транспорт) до региона и  обратно, обеспечение условий для  проживания, питания, организации досуга с соответствующем уровнем обслуживания.
    Таким образом, туристический регион - это  территория, располагающая объектами  туристического интереса и предлагающая определенный набор услуг, необходимых  для удовлетворения потребности  туристов.
    Реализация  задач регионального развития в условиях рынка может осуществляться на основе четкого определения функций и хозяйственных прав регионов, отдельных предпринимателей (предприятий) и государства. Необходимо четкое определение характера взаимоотношений регионов и государства (Российской Федерации) в процессе реализации программ регионального развития.
    С развитием экономической и правовой реформы в России коренным образом изменяется роль регионов в системе управления процессами экономического и социального развития. Наблюдается стремление к достижению каждым регионом равновесной структуры хозяйства на все более высоком уровне.
    Это требует постоянного углубления участия каждого региона в  территориальном (межрегиональном) разделении труда, а значит - усиление конкуренции между регионами за привлечение инвестиций в интересующие их отрасли путем создания наиболее благоприятных условий предпринимательства, удешевление факторов производства. В это же время сохраняется, видимо, на весьма длительный период необходимость стимулирования регионального развития и компенсации потерь регионов страны от реализации определенных государственно-региональных программ из федерального бюджета.
    Кроме того, существует потребность в централизованной поддержке процессов структурной  перестройки региональных хозяйственных систем, производящейся в общенациональных интересах. Наконец, очевидна необходимость поддержания основных показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития регионов, на минимально допустимом уровне, поскольку их снижение приводит к неизбежной деградации производства не только этих регионов, но и связанных с ними территориальным разделением труда5.
    На  современном этапе экономического развития, характеризующемся необходимостью преодоления последствий деятельности командно-административной системы и стабилизации экономики, требуется создание хозяйственного механизма, который позволит:
    1) добиться повышения благосостояния  жителей региона на основе  достижения эффективной занятости  населения;
    2) обеспечить эффективное расширенное воспроизводство всех региональных ресурсов за счет основного направления хозяйствования;
    3) создать технологии, обеспечивающие  конкурентоспособность региона на внутреннем и международном рынках, а также снижающие негативные воздействия из природную среду6.
    В качестве общих принципов, лежащих  в основе определения направлений экономической политики развития региона в сфере туризма можно назвать следующие.
    1. Социальная политика, направленная  на обеспечение эффективной занятости  и социальной защищенности, а следовательно, и повышение жизненного уровня населения.
    2. Развитие рекреационной специализации  региона.
    3. Ресурсосберегающая технологическая  политика.
    Реализация  программы развития региона зависит  от ее комплексности, что обуславливает необходимость органической увязки трех взаимодействующих подсистем:
    1) демографического потенциала и  жизненной среды для его воспроизводства;
    2)  природно-климатического комплекса  с системой мероприятий по  рациональному его использованию  и охране;
    3) производственно-технологических систем.
    Развитие  туристической деятельности имеет  исключительно важное самостоятельное  значение, поскольку на сегодняшний  день - это основная отрасль специализации  и градообразующая функция наиболее крупных городов региона. Вместе с тем, положение дел в этой отрасли в переходный период крайне напряженное.
    В связи с этим, учитывая генеральный  курс на всемерное развитие туристической  специализации, можно выделить следующие  направления деятельности, которые должны получить приоритетное место в программе регионального развития туризма.
    1. Повышение эффективности туристической деятельности за счет коммерциализации, внедрения новых технологии обслуживания, перевода всех возможных звеньев обслуживания на условия полной самоокупаемости. Эта работа в целом может занять длительный промежуток времени, однако очень важно уже на первом этапе внедрить базовую систему отношений, что позволит сделать основную деятельность привлекательной для частных инвестиций.
    2. Усиление аттрактивности региона для рекреантов путем развития постоянного стимулирования индивидуального подхода к обслуживанию за счет создания сети мелких пансионатов и других индивидуальных форм обслуживания.
    3. Стимулирование у рекреантов роста склонности к потреблению как дополнительных услуг в сфере рекреации, так и других дополнительных благ. Это направление, связанное с расширением потребительского рынка, можно считать генеральным, поскольку оно повлечет за собой увеличение спроса на инвестиции, а значит, и появление автономной составляющей в экономическом росте региона.
    4. Расширение рекреационной специализации путем развития рек-реационно-туристской деятельности, использующей исключительно благоприятные природно-климатические и географические особенности региона. При определенных усилиях эта сфера могла бы быть расширена но только за счет традиционных (познавательного, оздоровительного и др.) для нашей страны направлений туризма, но и новых - научного, делового и т.д7.
     Среди различных видов активного отдыха горнолыжное катание больше всего зависит от природных условий. Первостепенное значение имеет наличие в течение четырех пяти месяцев в году плотного снежного покрова. Другими факторами, предопределяющими удобства и привлекательность горнолыжного отдыха, являются: высота местности, особенности рельефа, погодные условия горнолыжного сезона, характер растительности, отсутствие лавинной и селевой опасности и, безусловно, разнообразие и уникальность ландшафтов.
     Количество  выпадающего снега зависит не только от высоты, но и от расположения района, близости его к морю, направленности горных хребтов, растительности.
     Обилием снега отличаются горы Главного Кавказского  хребта, который стоит барьером на пути влагонесущих ветров с северо-запада и юго-запада и заставляет снег обильно  устилать склоны остроконечных вершин. В высокогорной части сильными ветрами снег сдувается с выпуклых форм рельефа и, накапливаясь в понижениях и ложбинах, образует на высотах свыше 3000 м мощные лавиносборы. На высоте зоны вековых лесов сила лавин сходит на нет. Поэтому лучшие условия для горнолыжного катания на Кавказена высоте 2000- 2500 м.
     В Низких Хибинахна склонах отсутствует  древесная растительность, а холодные северные ветры практически полностью  выдувают снег с наветренных склонов  и аккумулируют его с подветренной стороны. Многометровые толщи снега сглаживают все неровности рельефа, и лучшее катание в этом районе на высоте 500 1000 м.
     Мягко и обильно укутывает снег полонины и залесенные склоны Карпатских гор. Здесь нет кавказских высот и  заполярных пронизывающих ветров, в отдельных местах в понижениях, на подветренных склонах запасы снега позволяют кататься и в мае.
     Высоко  поднялась снеговая линия на засушливом Памире. Жаркое южное солнце быстро растапливает снег, лежащий ниже 4000 м, но на северных склонах сохраняется снежный покров, дающий возможность и на юге заниматься прекрасным видом зимнего отдыха.
     Скудно  со снегом в горах Восточной Сибири, где в основном всю зиму господствует глубокий антициклон, сохраняя солнечную, холодную и малоснежную погоду. Но и здесь в отдельных районах накапливается достаточно снега для горнолыжного катания.
     Абсолютные  рекорды по обилию снегопадов бьют Сахалин и Камчатка, где частые циклоны наметают в течение суток  многометровые сугробы, подвергая  лавинной опасности все незащищенные места на склонах гор и сопок.
     Наибольшее  наслаждение доставляют спуски по легкому  пушистому снегу. Возможность кататься в таких условиях практически  всю зиму есть в районах, где в  течение продолжительного периода  сохраняются низкие температуры, на Севере, на Урале и в Сибири.
     В высокогорных районах Кавказа и  Средней Азии после снегопадов при  морозе пушистый снег держится некоторое  время, особенно на северных склонах. На горах, освещаемых солнечными лучами, даже в начале и середине зимы снег быстро подтаивает, что ухудшает скольжение лыж. Вязкий снег затрудняет спуск на лыжах, увеличивает возможность падения, и к нему трудно приспособиться. Зато обилие солнца на юге позволяет уже в феврале принимать солнечные ванны и кататься на лыжах, подставляя тело солнечным лучам. Красота суровых горных вершин Кавказа, простор широких и мягких склонов в Приэльбрусье и на Домбае влекут к себе, и турист горнолыжник, побывавший в этих районах, уже не может представить себе зимний отдых в другом месте.
     Там, где дуют сильные ветры, снег быстро затвердевает, образуя снежные доски, покрытые застругами. Такие условия часто встречаются на больших высотах в горах, в зоне горной тундры. А в местах массового катания на крутых склонах снег становится жестким и леденистым от "закатывания" его лыжниками.
     От  высоты зависит степень акклиматизации - способность организма приспосабливаться  к недостатку кислорода, а также  некоторым другим особенностям высокогорья. Вплоть до высоты 2000 м над уровнем  моря человек, если он здоров, практически не испытывает особых трудностей - это зона "индифферентности".Здесь приспособительные реакции организма проходят незаметно. На высоте от 2000 до 4000 м реакции приспособления к условиям гипоксии (кислородной недостаточности) проходят более остро, однако резервные возможности среднего человека вполне достаточны для приспособления. Это зона "полной компенсации".Физические нагрузки на такой высоте будут легче переноситься, если горнолыжник провел акклиматизацию на меньшей высоте (например, катался на лыжах на высоте 1500- 2000 м) в течение трех пяти дней. На высотах более 4000 м акклиматизация проходит еще сложнее. Это уже зона "неполной компенсации",т. е. неполного восстановления функций организма. И потому катание требует особого режима, постепенности и умеренности нагрузок, пауз отдыха. Нарушение этих правил может вызвать признаки горной болезни, зачастую требующей эвакуации вниз.
     Мороз, ветер, солнце - факторы, которые практически  всегда сопутствуют отдыху на горных лыжах. Противостоять им, приспособиться, привыкнуть и систематически участвовать в занятиях и тренировках - путь к прямому закаливанию организма, к укреплению здоровья. В этом тоже проявляется одна из привлекательных сторон катания на горных лыжах.
     При выборе склонов для катания обращают внимание на лавинную опасность, которая возникает не только от обилия снежных осадков и других погодных условий, но и от крутизны склонов и характера растительности. Наибольшее число лавин характерно для незалесенных склонов вогнутой формы с диапазоном крутизны от 25 до 50°.
     Исследование  природно-климатических условий  в различных зарубежных и отечественных  горнолыжных районах показало, что  наиболее популярные из них расположены  на высоте 1500- 1800 м над уровнем  моря, характеризуются умеренно низкими  температурами (средняя температура января минус 5- 6 °C), продолжительным солнечным освещением (1900- 2000 часов в год), обилием снега (в полосе освоения до 3 м), размещением мест активного отдыха вне лавиноопасных зон. В наибольшей степени этим параметрам отвечают горнолыжные и туристские центры, расположенные на Кавказе, такие как Домбай (хотя, к сожалению, горнолыжные склоны здесь южной экспозиции). По многим условиям в этот ряд можно включить и Приэльбрусье, но гостиницы там расположены на высотах около 2000 м, а горнолыжные трассы проложены в основном на высоте 3000 м. и выше.
     В настоящее время лидерами на мировом  рынке горнолыжного туризма является Франция и Австрия  (таблица 2).  Австрия около половины своих доходов от туризма получает от индустрии горнолыжного туризма. И, это естественно, так как  62 % всей площади Австрии занимают Альпы. Австрия ежегодно открывает новые лыжные трассы,  непрерывно обновляет техническое оснащение подъемников,  предлагает все более гибкие цены на ски-пасс,  разрабатывает новые авиамаршруты,  совершенствует сервис.  Для развлечения туристов на горнолыжные курорты Австрии приглашаются лучшие шоумены, в горах устраиваются грандиозные шоу и джазовые фестивали.
     В Австрии около 800  регионов горнолыжного катания.  Большинство из них находится в Форарльберге, Тироле, Зальцбургском крае, Штирии и Каринтии. 

Таблица 2 - Основные мировые страны-лидеры горнолыжного туризма
Страна Основные горнолыжные  курорты
Австрия Инсбрук, Бад  Гастайн, Циллерталь, Майрхофен, Китцбюэль, Цель ам Зее
Франция Три долины, Шамони, Валь-д?Изер, Тинь
Италия Валь ди Фаса, Валь ди Фьемме, Бреули, Ла Тюиль
Швейцария Санкт-Мориц, Церматт, Гриндельвальд, Адельбоден, Вербье, Саас-Фе, Давос
Андорра Пас де ла Каса/Грау Рож, Сольдеу/Эль-Тартер, Ордино-Аркалис, Пал/Аринсал
Турция Улудаг, Паландокен, Саракамыш
Болгария Пампорово, Боровец, Витоша
Словения Краньска Гора, Бовец, Бохинь
Словакия Ясна, Смоковец, Татранска Ломница, Штребски Плес
Германия Оберстдорф, Гармиш-Партенкирхен
Финляндия Лахти
Норвегия Гейло, Хемседаль, Лиллехаммер
Чехия Шпиндлерув  Млын, Пец-под-Снежкоу
Польша Закопане
Швеция Оре
Испания Сьерра
Северная  Америка Аспен, Дир
 
     Франция опережает весь мир по количеству горнолыжных курортов (более 400), и  по общей протяженности и оснащенности трасс (6 тыс. км оборудованных склонов и свыше 4 тыс. фуникулеров и подъемников). В стране самый протяженный склон в мире (в Шамони, 22  км),  именно во французских Альпах самое высокогорное катание в Европе –  до 3900  м,  и наконец во Франции самое большое количество курортов для любителей беговых лыж (250 курортов и 13 тыс. км трасс), а французский Куршевель входит в пятерку самых дорогих горнолыжных курортов мира. Анализ основных мировых горнолыжных курортов показал,  что в настоящее время по количеству горнолыжных туристов лидируют такие страны,  как Австрия и Франция. Лидерство данные страны держат за счет активной маркетинговой политики по продвижению своих зимний курортов,  наличия развитой горнолыжной инфраструктуры,  функционирования школ инструкторов на каждом горнолыжном курорте,  организации работы спасательной службы,  наличия размеченных и промаркированных по степени сложности трасс,  а также создания комфортабельных условий для туристов.  В данных странах продумана система развлечений и экскурсионных программ для лыжников, «спустившихся с гор». Наравне с двумя странами-лидерами горнолыжного туризма идет также Швейцария,  однако это дорогое направление горнолыжного туризма,  поэтому она пользуется спросом в основном у индивидуальных туристов.  К среднезатратным горнолыжным направлениям относятся такие страны,  как Финляндия,  Швеция и Норвегия. А самые экономичные направления – Турция и Словакия.  Российская Федерации также не стоит в стороне от процессов развития горнолыжного туризма. Так, на сегодняшний день в России функционируют как давно известные зоны горнолыжного катания,  расположенные в Приэльбрусье  (Эльбрус, Чегет,  Домбай),  так и довольно новые горнолыжные центры в Подмосковье (спортивный парк  «Волен»,  горнолыжно-развлекательный парк  «Сорочаны», спортивно-развлекательный центр «Яхрома» и др.), вокруг Санкт-Петербурга («Золотая долина»,  горнолыжный комплекс  «Снежный», «Красное озеро»  и др.),  на Урале (горнолыжный комплекс  «Ежевая», горнолыжный центр «Аджигардак», горнолыжный центр  «Губаха»  и др.).  Появляются новые проекты: «Манжерок»  на Алтае, «Евразия/Кусса»  на Урале,  туристско-спортивный комплекс  «Карусель»  в Красной Поляне.  Горнолыжный спорт популярен на Камчатке,  в Приморском крае и в других регионах России (таблица 3).
     Таблица 3 - Основные горнолыжные курорты России
Курорт Высота курорта, м Перепад высот, м Протяженность трасс, км
Количество подъемников
Домбай 1300 -1630 780 20 14
Красная Поляна 520 - 550 1650 20 9
Приэльбрусье 2100 1520 7 11
Ежовая 280 270 14 6
Завьялиха 430 430 16 5
Абзаково 500 312 18 6
Коробицино - 105 6 5
Сорочаны 190 90 5 9
Волен 190 65 3 10
Степаново 220 110 3 2
Шуколово - 60 4 9
 
     Однако,  несмотря на наличие у России уникальных природно-рекреационных возможностей процесс развития горнолыжной индустрии в стране идет крайне медленно в силу следующих причин:
     1) создание и дальнейшее функционирование  горнолыжного центра дорогостоящий бизнес  (с точки зрения инвесторов окупаемость туристских комплексов вообще,  и горнолыжных курортов в частности колеблется от 3  до 7  лет).  Предприниматели не хотят вкладываться в проекты с низкой доходностью;
     2) нет поддержки предпринимателей  в плане решения вопросов о  земле, на которых будут располагаться горнолыжные центры;
     3) инвестиции частного капитала не защищены:  нет никакой гарантии,  что с бизнесом не придется расстаться при каких-то властных перестановках  (например, во Франции эта проблема решена с помощью  «Закона о защите горных территорий и экономической деятельности на них», который регламентирует все виды деятельности по организации горнолыжных курортов); 
     4) недостаток информации у потребителя  о российских горнолыжных курортах, отсутствие масштабной рекламы; 
     5) наличие неразвитой инфраструктуры,  низкий уровень сервиса,  обусловленный отсутствием конкуренции;
     6) технические стандарты обустройства  склонов на горнолыжных курортах  России совершенно не соответствуют современным мировым требованиям,  в стране существует очень небольшое количество систем генерации искусственного снега, ратраков,  большинство подъемников старые  (особое беспокойство вызывает безопасность канатных дорог). 
     С целью исследования сильных и  слабых сторон российского горнолыжного туризма в диссертации выявлены потребительские предпочтения к горнолыжным курортам у различных сегментов целевой аудитории российских туристов.  Для решения данной задачи в диссертации горнолыжные курорты были сгруппированы в пять групп: 
     -   центральноевропейские -  довольно  дорогостоящие горнолыжные центры австрийских, французских, швейцарских и германских Альп;
     - средиземноморские  - более доступные  курорты Италии,  Испании,  Турции, Андорры; 
     -   североевропейские -  Норвегия, Швеция, Финляндия; 
     - восточноевропейские - Румыния, Сербия, Хорватия, Словакия, Словения;
     - российские курорты.
     Опрос 1700  клиентов российских турфирм,  проведенный Экспертно-аналитической  группой ЭКСПАНС,  показал,  каким  образом распределяются мнения туристов об основных горнолыжных регионах мира (таблица 4).  
     Таблица 4 - Структура предпочтений туристов о привлекательных сторонах отдыха на горнолыжных курортах ,%
Характеристика  отдыха Регион  горнолыжного катания
Центральная Европа Средиземноморье Северная Европа Восточная Европа Россия
Ландшафт  и климат 24,0  21,1  18,0  14,2  31,8
Невысокая цена 7,5  19,3  17,6  39,6  69,5
Комфортные  условия проживания
57,1  51,4  43,4  20,7  13,0
Досуг, разнообразие развлечений
44,4  54,5  31,5  25,3  14,1
Особенности кухни  15,0  29,8  12,8  19,0  8,8
Имидж и престиж страны/курорта
37,9  23,9  20,1  11,2  18,9
Эксклюзивность, определенный  круг
общения
40,5  8,1  7,3  6,8  2,2
Доступность, широта общения
3,2  8,4  12,3  31,1  59,8
Традиции  и культура страны
22,1  35,7  12,0  14,3  4,1
Экстремальность, экзотичность
18,3  17,6  36,6  12,7  16,5
Традиционность  места отдыха, соответствие
уровню  и стилю жизни
18,5  14,0  15,5  24,0  49,3
     Центральная Европа привлекает туристов комфортными  условиями и сервисом –  по этому показателю она лидирует среди прочих регионов (57,1 %);  наличием разнообразного досуга (44,4 %);  престижем и имиджем направления (37,9%),  а также возможностью общения с определенным кругом людей (40,5 %).
     Средиземноморье, по мнению туристов, увлекающихся горнолыжным  катанием, привлекает, прежде всего, комплексностью и разнообразием отдыха (54,5%), высоким уровнем сервиса и комфорта (51,4 %),  традициями и интереснейшей культурой стран региона (35,7 %).
     Курорты Северной Европы интересуют туристов комфортом,  качеством и комплексностью отдыха (43,4 %), а также экстремальностью и экзотичностью (36,6 %). 
     Горнолыжные центры Восточной Европы привлекают туристов невысокими ценами (39,6 %),  ландшафтно-климатическими условиями,  более мягкими,  чем,  к примеру, в странах Северной и Центральной Европы, доступностью отдыха и широтой общения.  Необходимо отметить,  что все представленные горнолыжные курорты Европы стараются создать развитую инфраструктуру, предполагающую горнолыжное катание, отдых,  развлечения    и познавательные программы.   Активно в странах работают туристские офисы,  которые используются как один из действенных механизмов по сбору и анализу информации о состоянии туристской отрасли в отдельных районах и по стране в целом,  а также продвижению туристских курортов на международном и национальном туристских рынках.
     По  сравнению с горнолыжными курортами  Европы российские горнолыжные центры выигрывают по четырем позициям:  по причине высокой привлекательности родной природы,  невысокой цены,  отсутствия языкового барьера,  традиционности места отдыха.
     К сожалению,  невысокие позиции  у российских горнолыжных курортов в рейтинге комфортности проживания, обеспечения досуга (это самый низкий показатель среди горнолыжных курортов остальных регионов мира. 
     Подводя итог главе, скажем, что среди особенностей современного периода развития российского  туризма можно выделить следующие: 1) переход от монопольного хозяйства  к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев); 2) формирование туристского рынка на основе новых законов; 3) использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях; 4) изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры,  развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.); 5) невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха); 6) возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий; 7) рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.
     К недостаткам, тормозящим развитие въездного  и внутреннего туризма можно  отнести следующее: 1) нестабильность внутренней политики; 2) несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин); 3) несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них; 4) завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах; 5) несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне; 6) недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом; 7) отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.