На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствование стиля управления туристической фирмой

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     Современный рынок туристических услуг располагает предпосылками для перехода к модели социально регулируемого государством рынка, построение которого связано с повышением уровня целостности механизмов управления, с использованием всех управленческих методов.     
Большинство проблем не только в экономике, политике, но и в других сферах общественной деятельности связано с управлением. Исторически сложилось, что людям необходим кто-то, кто бы смог повести их за собой и организовать их жизнь. Подходы к формированию личности менеджера основывается на том, что это должен быть очень умный и высококультурный человек, профессионал своего дела. В первую очередь он должен заботиться не о своей прибыли, а о том, как помочь туристу, как его культурно обслужить, так как турфирма именно на этом зарабатывает. Кроме того, менеджер осуществляет управленческую деятельность и решает управленческие задачи. Являясь членом трудового коллектива, он достигает результатов труда посредством воздействия на других членов коллектива (исполнителей). Эффективность работы менеджера зависит во многом от того, готовы ли подчиненные менеджеру работники активно сотрудничать с ним.    
Поскольку и люди и ситуации постоянно меняются, менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к непрекращающимся переменам. Понимание ситуации и  знание того, как управлять человеческими ресурсами, - важнейшие компоненты эффективного руководства. Все это свидетельствует о том, что управленческая  работа относится к числу таких видов деятельности, которые требуют специфических личных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности.     
В туристическом бизнесе турист всегда находится в прямом контакте с  «провайдером» услуги. Успех турфирмы  во многом зависит от контакта  в  рабочей обстановке с сильно заинтересованным персоналом, который ощущает себя частью компании.    
Современный бизнес туристических услуг, как и  всякий другой бизнес, предполагает значительное усиление роли менеджмента и возникает  настоятельная потребность такой  организации дела, которая бы гарантировала  ответственное отношение каждого работника фирмы, активное и эффективное участие в ее делах всех сотрудников. Поэтому в развитых странах искусство менеджмента высоко ценится, котируется и, конечно, соответственно, высоко оплачивается.    
Необходимость совершенствования организации управленческого труда вызвала появление различных терминов и определений для обозначения совокупных действий по улучшению качества управленческой деятельности. Одним из таких понятий является стиль руководства, являющийся фактором повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией.    
Стиль руководства вырабатывается каждым предприятием и диктуется политикой  самого предприятия.     
Во  взаимодействии руководителя и подчиненных  важнейшее значение имеет способ их взаимоотношений. Его, безусловно, задает руководитель.    
Вопрос  стиля руководства менеджера  является достаточно актуальным в наше время. Новые условия и повышение образовательного уровня дали толчок к развитию организационной  культуры. Менеджеры и руководители различных организаций стали всё больше и больше осознавать значение культуры в деятельности компаний.  
Таким образом, тему курсовой работы можно  считать актуальной, так как в  туризме  наиболее важен человеческий фактор и выбор правильного стиля  управления определяет работоспособность туристического предприятия.    
Цель  курсовой работы – исследование стилей руководства на предприятии туриндустрии.     
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
    - исследовать  понятия  «стиль руководства»;
    - охарактеризовать  основные стили руководства;
    - разработать  рекомендации по совершенствованию  стиля руководства менеджера  предприятия туристской индустрии.     
Предмет исследования – стили руководства  в процессе управления трудовым коллективом.     
При написании  работы использованы такие приемы исследования, как теоретический и сопоставительный анализ, обобщение, итоговые выводы. 
 
 
 
 
 
 

Глава 1
  Стиль руководства в системе управления предприятием   
1.1 Характеристика основных стилей руководства  
           

 В  процессе исторического развития  понятие «стиль» значительно  изменило свое содержание. В античном  Риме писали на доске стилом. Впоследствии  слово было взято на вооружение искусством и литературой. Сегодня оно используется почти во всех областях жизни, употребляется в переносном смысле как вид письма, форма выражения. По мере расширения области своего применения это понятие  стало обозначать общность изобразительных приемов в литературе и искусстве определенного времени или направления, а также в отдельном виде деятельности, например готика, ренессанс, лирический, эпический, драматический стили, стили письма, бега, плавания, способ летоисчисления.    
Понятие стиля как характерной «чеканки» форм жизни и их выражения подходит и для  стиля управленческой деятельности: единый, характерный «отпечаток» субъекта управления, его «почерк» (система своеобразных управленческих приемов, способов, подходов, инструментов).     
Сущностное  отличие управленческой деятельности от других форм человеческой активности состоит в принятии социально  значимых, затрагивающих интересы множества  людей решений и ответственности  за их правильность и эффективность  перед собственником. Разрешение противоречия между общими и частными характеристиками управленческой деятельности, а также влияние личностных качеств руководителя на механизм принятия решений выражается понятием «стиль управления». Важно подчеркнуть интегральный характер процесса принятия решения, требующего особых личностных качеств.     
В стиле управления зафиксированы  как общие, алгоритмизированные  операции, так и единичные, уникальные, отражающие индивидуальные особенности  профессионализма руководителя. Они  характеризуют его поведение не вообще, а типическое, «устойчивое, инвариантное в нем, постоянно проявляющееся в различных ситуациях».    
Работа  менеджера в туриндустрии  представляется как выполнение управленческих функций в системе "человек—человек". Это накладывает свой отпечаток на выбор стиля руководства туристической фирмой.    
Более полное определение понятия "стиль руководства" — это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера. Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.     
Стиль руководства – это также способ общения и взаимодействия руководителя с подчиненными. От  стиля руководства в определяющей степени зависят психологический комфорт сотрудников. Задает его руководитель характером своего отношения к подчиненным.     
Напомним, что «счастлив человек, который  утром с удовольствием идет на работу...». Эта часть формулы во многом зависит от начальника, стиля  его руководства, культуры отношений с подчиненными .    
Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для  менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль  – это система  постоянно применяемых  методов руководства.    
Стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными субъективно-психологическими характеристиками.    
Каждому из сложившихся методов руководства адекватен вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих конкретными качествами.    
Менеджер  с присущим только ему стилем руководства  в своей деятельности может использовать различные методы управления (экономические, организационно-административные, социально-психологические).     
Таким образом, стиль руководства —  явление строго индивидуальное, определяемое специфическими характеристиками конкретной личности и отражающее особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личностью. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев, так не существует и двух менеджеров с одинаковым стилем руководства. 
При этом следует иметь в виду, что  не существует некоего идеального стиля руководства, пригодного для всех случаев жизни. Применяемые менеджером стиль или сочетание стилей могут зависеть не только от личности менеджера, но и от соответствующей ситуации. "Правильный" стиль руководства не может быть определен заранее, поскольку жизненные управленческие ситуации не стандартны, а качества личности менеджера и подчиненных имеют свойство изменяться в соответствии с изменениями управляемой среды.    
Выбор стиля руководства во многом зависит  от того, какую задачу ставит перед собой менеджер:    
- управлять  — руководитель дает точные  указания подчиненным и добросовестно  следит за выполнением его  заданий,    
- направлять  — менеджер управляет и наблюдает  за выполнением заданий, но  обсуждает решения с сотрудниками, просит их вносить предложения и поддерживает их инициативу;    
- поддерживать  — менеджер оказывает сотрудникам  помощь при исполнении ими  заданий, разделяет с ними ответственность  за правильное принятие решений;     
- делегировать  полномочия — менеджер передает часть своих полномочий исполнителям, возлагает на них ответственность за принятие частных решений и достижение цели предприятия.     
Впервые вопрос о стилях руководства был  рассмотрен К. Левиным, выделившим авторитарный, демократический и либеральный стили, которые стали классическими. Данный подход и положен авторами в основу классификации стилей руководства.    
Для авторитарного стиля характерна централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы о всех делах докладывали только ему. Этому стилю присущи ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Такой менеджер единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным. Он категоричен, часто резок с людьми, всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Иными словами, основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд.    
Для автократа характерны догматизм  и стереотипность мышления. Все новое  воспринимается им с осторожностью или вообще не воспринимается, т.к в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. Даже размещение людей в процессе проведения совещаний подчинено его идеологии-все постоянно должны быть на виду.    
Этот  стиль руководства не стимулирует проявление инициативы у подчиненных: она, наоборот, часто наказуема автократом, что делает невозможным повышение эффективности работы организации.  
Совершенно  очевидно, что у авторитарного  стиля множество недостатков: сковывание инициативы подчиненных, большой урон в случае ошибки руководителя, сложный психологический климат и др. тем нее менее есть ситуации, в которых авторитарный стиль руководства эффективнее других: низкоквалифицированный, проблемный либо военизированный коллективы.    
Низкоквалифицированный  коллектив может относительно успешно  функционировать лишь под жестким  присмотром  руководителя. Здесь  начальник раздает задания, подробно разъясняет способы их выполнения, постоянно контролирует и стимулирует  их методом «кнута и пряника». Ослабление руководства в низкоквалифицированном коллективе означает, как правило, ухудшение работы. Сотрудники не умеют, а часто и не хотят, качественно и добросовестно работать самостоятельно.    
Под проблемным коллективом понимается какая-либо сложная ситуация в фирме – опасность банкротства, острый конфликт, забастовка. В этих случаях предпочтительнее руководитель жесткого типа.  Кризисный управляющий – это, как правило, авторитарный руководитель.    
Демократический стиль руководства основан на том, что подчиненные участвуют в принятии решений и разделяют ответственность.     Название стиля произошло от греческого слова demokratia – власть народа.    
Демократический стиль сегодня по праву считается  лучшим. Согласно специальным исследованиям, он в полтора-два раза  эффективнее  всех других стилей. Ничего более удачного в способах управления не придумано. 
Менеджер, использующий преимущественно демократический  стиль, стремится, как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчиненных о положении дел в коллективе, правильно реагирует на критику. В общении с подчиненными он предельно вежлив и доброжелателен, находится с ними в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет людям. Он требователен, но справедлив. При таком стиле руководства в подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все члены коллектива.  
Руководитель  в значительной мере доверяет подчиненным, интересуется их мнением, настроениями, советуется с ними, стремится использовать все лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь и поддержать его в необходимых случаях. Руководитель-демократ избегает навязывания своей воли подчиненным. Он публично не демонстрирует своего превосходства над членами управляемого им коллектива, старается привлечь своих подчиненных к выработке и принятию решений, поддерживает инициативу и самостоятельность.    
Демократичный менеджер при проведении деловых  совещаний размещается, как правило, в середине группы. Это создает  непринужденную обстановку при обсуждении проблем развития организации.    
Таким образом, приемы и способы воздействия  на подчиненных у автократа и  демократа существенно различаются     
Руководитель  с либеральным стилем руководства  практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность и возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить ранее принятое им решение, особенно если это угрожает его популярности. Либералов отличает безынициативность, неосмысленное исполнение директив вышестоящих органов управления.     
Есть  конкретные ситуации, в которых либеральный  стиль будет предпочтительнее. Таких  ситуаций две – это творческий и высококвалифицированный коллективы.    
Творческий  коллектив не нуждается во всеохватном  руководстве. Менеджеру достаточно исполнять лишь самые общие организационные  функции. Члены творческого коллектива сильны своей индивидуальностью, неповторимостью. Поэтому для качественной профессиональной работы им нужна максимальная свобода. Нет особой необходимости в руководящих  указаниях и в высококвалифицированном  коллективе. Здесь каждый хорошо знает  свою работу и ответственно ее выполняет. Как правило, у квалифицированных сотрудников есть чувство профессиональной гордости. Оно не позволяет им делать плохо свою работу. Но еще больше это чувство не приемлет частых указаний, мелочной опеки. Тем более,  что свою работу такие сотрудники обычно знают лучше руководителя.   
Основные  черты каждого стиля руководства  представим в виде таблицы 1.
Таблица 1.1 – Содержание стилей руководства
Параметры Авторитарный   стиль Демократический стиль Либеральный стиль
Природа стиля Сосредоточение  всей власти и ответственности в  руках лидера Делегирование полномочий с сохранением ключевых позиций у лидера Снятие лидером  с себя ответственности и  
отречение  от власти
 в пользу группы
Прерогатива в установлении целей и выборе средств Принятие  решений разделено по уровням  на основе участия в управлении Предоставление  возможности  Самоуправления
 в желаемом для группы режиме
Коммуникационные  потоки идут преимущественно сверху Коммуникация  осуществляется активно в двух направлениях Коммуникация  в основном строится на
«горизонтальной» основе
Сильные стороны Особое внимание уделяется срокам и порядку, возможно предсказание результата Растут  личные обязательства сотрудников  по выполнению работы через участие  в управлении Позволяет начать дело без вмешательства лидера
Слабые  стороны              Наблюдается тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы При этом стиле  требуется много времени для  решения задач  Без лидерского вмешательства  может быть потеряна
скорость работы и изменено
направления  движения
      Следует иметь в виду, что каждый из указанных стилей «в чистом виде» встречается очень редко. Гибкость руководителя и заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от особенностей ситуации.    
При этом следует иметь в виду, что напрасно было бы искать некий идеальный стиль руководства, пригодный для всех случаев жизни. Применяемый стиль руководства, пригодный для всех случаев жизни. Применяемый менеджером стиль (или сочетание стилей) зависит не только от личности руководителя, но и от сложившейся ситуации. «Правильный» стиль руководства невозможно заранее запрограммировать, поскольку управленческие ситуации нестандартны, а качества личности менеджера и подчиненных имеют свойства изменяться в соответствии с изменениями управляемой среды.    
В заключение приведем сводную таблицу  характеристик авторитарного, демократического и либерального стилей управления. 
Таблица 1.2 – Сравнительная  характеристика стилей управления 
 

Характеристика Стиль
Авторитарный Демократический Либеральный
Принцип управления Централизация полномочий Децентрализация полномочий Невмешательство
Вид решений Единоличные Коллегиальные Коллективные
Степень организованности Детальная организация  работ Гибкая организация  работ Слабая  организация  работ
Делегирование полномочий Делегируются  исполнительские задачи Делегируются  общие задачи Делегируются  задачи и ответственность
Вид контроля  со  стороны 
руководителя
Контроль исполнения Контроль результата Контроль  практически 
 отсутствует
Вид распоряжений Приказ Указание Просьба
Авторитет Формальный Реальный Отсутствует
       Проведенные исследования до сих пор не выявили прямой зависимости  между стилем и эффективностью руководства. Первый исследователь этой  темы К.Левин установил, что авторитарное руководство приводит к большей продуктивности, чем демократическое, однако  при этом психологические потери могут быть весьма значительными.     
В результате последующих исследований данной проблемы специалисты пришли к выводу, что авторитарный стиль  предпочтительнее для руководства  более простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты, а демократический – сложный, где на первое место выступает качество. Там же, где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода к решению поставленных задач, наиболее предпочтителен либеральный стиль руководства.     
За свою почти столетнюю историю развития теория менеджмента обогатилась  большой группой стилей руководства, которые можно объединить под  общим названием специальных. Всем им присуща одна особенность. Они являются разновидностями какого-либо из классических стилей.     
Из  демократического стиля выделились стили, получившие название «дипломатический»  и «инновационный».     
Суть  дипломатического стиля заключается  в тонком расчете, в способности  договорится и решить конкретные вопросы, иногда даже в порядке исключения.    
Инновационный (трансформирующий) стиль обозначает повышенную приверженность руководителя к нововведениям, обновлениям, реформам.    
Разновидностью  либерального стал свободный стиль  руководства. Это позиция невмешательства  менеджера, способ отдавать все на откуп специалистам. Если последние достаточно квалифицированы и ответственны, то этот стиль будет вполне успешным.
Наибольшее число вариантов произошло от авторитарного стиля руководства.
Это следующие стили: регламентирующий, плановый, консервативный, бюрократический, авральный, административный.     
Регламентирующий  стиль руководства основан на точном соблюдении инструкций. В последних  все расписано и предусмотрено. Задача менеджера состоит в строгом  следовании регламенту.    
Плановый  стиль руководства базируется на скрупулезном следовании планам. Все должно происходить в полном соответствии с тем, что предусмотрено в планах. Роль менеджера состоит в обеспечении выполнения плановых заданий. 
Консервативный  стиль руководства направлен  на соблюдение традиций раз и навсегда заведенного порядка. Менеджер такого стиля отрицательно относится ко всякого рода новинкам. Он считает, что успех достигается стабильностью.     
Бюрократический стиль основан на всевластии бумаг. Любое движение возможно только на основании письменного руководящего указания.    
Авральный стиль руководства заключается  в повышенной  активности в выполнении очередных  указаний и проведении кампаний. Менеджер такого типа развивает  бурную деятельность в условиях аврала. После этого наступает затишье  до следующего аврала.     
Административный  стиль руководства означает всевластие аппарата. Руководитель такого стиля  может подписать самый  важный  документ не читая, если на нем будут  все визы и многочисленные согласования. В случае ошибки претензии предъявляются к соответствующему специалисту, который завизировал документ. Подобная позиция приводит к тому, что получить визы становится очень сложно. Работники аппарата не хотят рисковать, поэтому придумывают всяческие предлоги отказа.    
В качестве вариантов гибкого стиля  руководства можно назвать «смешанный»  и «творческий».    
Смешанный стиль руководства означает, что  в нем присутствуют разные стили. Они используются в зависимости  от ситуации. Творческий  стиль  руководства предполагает нестандартность принимаемых руководителем  решений, оригинальность действий.    
Таким образом, ни один стиль управления не может считаться лучше других во всех случаях. В каждом конкретном случае действия руководителя должны определяться конкретной ситуацией. Хорошим  окажется менеджер, который сумеет использовать возникшую ситуацию. Для этого необходимо хорошо знать способности подчиненных, их возможности для выполнения поставленной задачи, свои полномочия. В процессе выполнения задачи может измениться ситуация, и это потребует изменить способы воздействия на подчиненных, т.е. стиль руководства.   
      

1.2 Теории «X»и«Y»  
     

Американский  ученый в области менеджмента  Дуглас Макгергор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:
- задания  которые получает подчиненный
- качество  выполнения задания 
- время  получения задания 
- ожидаемое  время выполнение задания 
- средства, имеющиеся для выполнения задания 
- коллектив  , в котором работает подчиненный 
- инструкции, полученные подчиненным 
- убеждение  подчиненного в посильности задания и в вознаграждении за успешную работу.
- размер  вознаграждения за проведенную  работу 
- уровень  вовлечения подчиненного в круг  проблем, связанных с работой.     
Все эти  факторы, которые зависят от руководителя в той или иной мере влияют на работающего и определяют качество и интенсивность его труда. Макгрегор сформулировал, что на основе этих факторов можно применить два различных подхода к управлению, которые он назвал теорией «Х» и теорией «У».     
 Отношение автократа к подчиненным  основывается на теории «Х»,  демократический лидер, по мнению  Макгрегора, исходит из теории  «У».    
Теория  «Х» исходит из предпосылок:
1) Средний  человек изначально не любит  работать и поэтому всегда  пытается увильнуть от нее.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.