Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Курсовая работа по экономике. Государственный бюджет курсовая. Анализ динамики и структуры доходов Федерального бюджета РФ в период 2003-2005

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Курсовая работа по экономике. Государственный  бюджет курсовая. Анализ динамики и структуры  доходов Федерального бюджета РФ в период 2003-2005 гг.

Федеральное агентство  по образованию
ГОУ ВПО
Уфимская  государственная академия экономики  и сервиса
Кафедра «Финансы и банковское дело»
Зарегистрировано:
Вх. № _______________
«__» ______________2006г.
Курсовая  работа
по дисциплине «Финансы»
на тему: «Анализ динамики и структуры  доходов Федерального бюджета РФ в период 2003-2005 гг.»
Выполнила:
Проверила:
Уфа 2006
Содержание
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Бюджет и бюджетная система РФ
Социально-экономическая  сущность бюджета и его функции………5
Бюджетная система  РФ и принципы ее построения…………………..8
Глава 2. Характеристика динамики и структуры доходов  и расходов Федерального бюджета  РФ в период 2003-2005 гг.
2.1 Основные  параметры Федерального бюджета  РФ…………………..16
2.2 Характеристика  доходов Федерального бюджета  РФ……………….19
2.3 Характеристика  расходов Федерального бюджета  РФ………….......24
Глава 3. Анализ динамики и структуры доходов  Федерального бюджета РФ в период 2003-2005 гг.………………………………………………………….........30
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………….. 37
Введение
В формировании и развитии экономической структуры  любого современного общества ведущую  роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью политики.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система, главное звено которой – бюджетная  система, представленная совокупностью  бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Центральное место в бюджетной системе  любого государства занимает федеральный  бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Именно в нем аккумулируется основная масса налоговых поступлений  и других доходов, необходимых для  воздействия на экономическое развитие страны и реализации социальной политики на всей ее территории.
Федеральный бюджет, будучи экономической категорией, выражает экономические отношения  в обществе – отношения между  социальными слоями и группами и  государством. В этой связи важно, чтобы налоговые и неналоговые  поступления, зачисляемые в федеральный  бюджет, были не слишком обременительны для населения и хозяйствующих  субъектов и наряду с этим обеспечивали государство оптимальным объемом  денежных ресурсов, необходимых ему  для решения экономических, политических и социальных задач.
Поэтому в  целях преодоления негативных последствий  воздействия налогов и других платежей на развитие экономики страны нужно, чтобы анализ структуры и  динамики доходов федерального бюджета  предшествовал принятию взвешенных решений в указанной сфере. Так  как поиск факторов, оказывающих  влияние на доходную часть федерального бюджета, имеет принципиальное научное  и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой  системы, что и выражает актуальность выбранной темы.
Цель данной курсовой работы – произвести анализ динамики и структуры доходов  Федерального бюджета РФ в период 2003-2005 гг. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
? рассмотреть  теоретические основы бюджетной  системы РФ и принципы ее  построения;
? выделить  федеральный бюджет как главный  элемент бюджетной системы РФ  и исследовать его состав, структуру  и динамику в 2003-2005 гг.;
? дать характеристику  доходной части федерального  бюджета 2003-2005 гг. с последующими  анализом и выводами.
В качестве основы написания работы используются: Бюджетный кодекс РФ, а также конкретные показатели, отраженные в Федеральных  законах «О федеральном бюджете  РФ».
Глава 1. Бюджет и бюджетная система РФ
Социально-экономическая  сущность бюджета и его функции
В финансовой теории и практики существуют различные  подходы к трактовке понятия  «бюджет», что обусловлено многогранностью  бюджета как явления.
В приложении к публичным финансам под бюджетом традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том  или ином уровне для обеспечения  функций и задач соответствующих  органов власти (государственной, местной). Эта трактовка в наибольшей степени  раскрывает содержание бюджета как  социально-экономического явления, его  роль в общественном производстве. Бюджет в этом смысле – основа функционирования государства в целом, его национально-государственных  и административно-территориальных  образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в  полном и непосредственном распоряжении органов государственной и муниципальной  власти. Централизация денежных средств  в бюджетах не только позволяет маневрировать  финансовыми ресурсами и сосредотачивать  их на решении важнейших задач  экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной  экономической и финансовой политики.
С развитием  общества существенно меняется и  социально-экономическая роль бюджета. В условиях планово-директивной  экономики бюджет государства был  единственным источником финансового  обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила соотношение  между централизованными (прежде всего  – бюджетными) и децентрализованными  денежными фондами в пользу последних.
С сущностных позиций как экономическая категория, бюджет рассматривается как система  экономических (денежных) отношений  между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости  общественного продукта в процессе образования и использования  общего централизованного фонда  денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Такой подход находит развитие а трактовках более  прикладного характера. Так, в бюджетном  кодексе РФ (ст. 6) с позиции хозяйственной  практики бюджет трактуется как форма  образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления. В этом случае бюджет интерпретируется со стороны  источников его формирования и тех  конкретных форм, в которых осуществляется движение (расходование) бюджетных  средств, а также со стороны отношений, составляющих суть этих процессов.
В ряде исследований под термином «бюджет» понимается совокупность доходов и расходов, приведенная  в определенную систему и приуроченная к определенному периоду времени. Так, известный финансист дореволюционной  России Л. В. Ходский писал: «Под государственным  бюджетом… разумеют бюджетную роспись, то есть роспись (со всеми приложениями) государственных расходов и предлагаемых для покрытия их доходов на определенный период времени, составленную (как проект) финансовым управлением, рассмотренную  в законодательном учреждении и  скрепленную (утвержденную) представителе  верховной власти». Этот подход характеризует  бюджет как финансовый план страны, который формируется и исполняется  в установленном порядке, представляет собой юридически оформленный документ (имеет силу закона), где в количественном выражении отражается процесс получения  и распределения государством денежных ресурсов. Составление и контроль за исполнением бюджета находятся  в исключительной компетенции государственных  органов власти.
Таким образом, бюджет – это объективно обусловленное  звено финансовой системы, особый сегмент  денежных отношений, связанный с  формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения  функций и задач государства  и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.
Сущность  государственного бюджета как экономической  категории реализуется через  распределительную (регулирующую), контрольную  и фискальную функции.
Содержание  распределительной функции (или  функции экономического регулирования) бюджета реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета  и их использования для проведения экономической политики государства. Аккумулированные в бюджетной системе  финансовые ресурсы посредством  налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов  и граждан затем в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой перераспределяются как в сферы материального  производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так  и в сферу нематериального  производства, находящуюся на содержании бюджета.
Контрольная функция бюджета заключается  в том, что бюджет объективно через  количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие  в структурных звеньях экономики.
Благодаря этому  свойству бюджет может «сигнализировать»  о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы  от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его  потребностей, достаточно ли эффективно «работают» в экономике прямые государственные  инвестиции и т.п. При этом в бюджетном  процессе «высвечиваются» слабые места, «болевые точки» в экономике страны, и Правительство РФ имеет возможность  посредством корректировки направления  движения централизованных финансовых ресурсов воздействовать на активизацию  деятельности тех или иных производств  и сфер экономики.
Фискальная  функция бюджета предполагает, с  одной стороны, обеспечение финансовыми  ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, то есть тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.
С другой стороны, фискальная функция бюджета не ограничивается только предоставлением государственных  услуг. Для того чтобы повышать эффективность  государственных услуг, недостойно только наращивать их объемы. В равной степени необходимо создание условий  для эффективного размещения и использования  всех имеющихся в государстве  ресурсов и поддержание определенного  уровня экономической активности. Поэтому  фискальная функция непосредственно  связана с распределительной  функцией бюджета, однако она имеет  свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства  – это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем  таким макроэкономическим целям, как  контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь, обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государством услуг. Только в этом случае услуги власти приобретают смысл платного служения всему обществу.
1.2 Бюджетная  система РФ и принципы ее  построения
Бюджетная система  представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:
? формирования  доходов и осуществления расходов  бюджетов всех уровней и бюджетов  государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных  и муниципальных заимствований,  регулирования государственного  и муниципального долга;
? составления  и рассмотрения проектов бюджетов  системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.
Правовой  статус участников бюджетных отношений  в Российской Федерации регламентируется:
1) Бюджетным  кодексом РФ (принят Государственной  Думой 17 июля 1998 г., введен в действие  с 1 января 2000 г.); это базовый законодательный  акт;
2) соответствующими  специальными законами федеральных  органов, субъектов Федерации  и нормативными правовыми актами  представительных органов местного  самоуправления;
3) указами  Президента РФ;
4) нормативными  правовыми актами Правительства  РФ;
5) соответствующими  актами федеральных органов исполнительной  власти.
Бюджетная система  РФ состоит из бюджетов трех уровней:
? федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;
? бюджеты  субъектов РФ и бюджеты территориальных  внебюджетных фондов. Всего в  РФ 89 субъектов, из них: 21 республиканский  бюджет в составе РФ, 55 краевых  и областных бюджетов, 10 бюджетов  автономных округов, бюджет Еврейской  автономной области, городские  бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
? местные  бюджеты.
Федеральный (государственный) бюджет есть форма  образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предметам ведения Российской Федерации. Соответственно бюджет РФ (региональный бюджет) предназначен для обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предмету ведения субъекта Российской Федерации. Местный бюджет, или бюджет муниципального образования, представляет собой форму образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления. Федеральный  бюджет и бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме законов соответствующего уровня, местные бюджеты – в  форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.
Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий  соответствующего уровня; вместе с  тем вышестоящий бюджет выступает  своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих  территорий. И если последний не обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего бюджета. Иными словами, бюджеты  всех уровней взаимосвязаны и  взаимообусловлены.
Каждый субъект  РФ и соответствующие местные  органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают  свою бюджетную систему, исходя из государственного и административно-территориального устройства (деления) своей территории.
Бюджеты, действующие  на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. Консолидированный  бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы  на соответствующей территории. Например, федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.
Консолидированные бюджеты используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при  бюджетном планировании и при  анализе эффективности распределения  и использования бюджетных средств. Показатели консолидированных бюджетов являются также основанием для предоставления субвенций из федерального бюджета.
Утверждаются  бюджеты ежегодно и действуют  в течение финансового года. В  России финансовый год совпадает  с календарным.
Ведущее звено  бюджетной системы РФ - федеральный (государственный) бюджет; с его помощью  перераспределяются до 40 % национального  дохода страны и финансируются основные экономические и социальные программы.
Бюджетная система  РФ основана на ряде принципов.
Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, логики бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведения бухгалтерского учета бюджетных средств.
Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление  соответствующих видов доходов (полностью  или частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти РФ, ее субъектов и органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности  бюджетов предполагает:
• право  законодательных (представительных) органов  государственной власти и органов  местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
• наличие  собственных источников доходов  бюджетов каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством  РФ;
• законодательное  закрепление регулирующих доходов  бюджетов, полномочий по формированию соответствующих бюджетов;
• право  органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления  расходования средств соответствующих  бюджетов;
• право  использования доходов, дополнительно  полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
Принцип полноты  отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает, что  все доходы и расходы этих бюджетов, а также иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным  законодательством РФ и законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в соответствующих  бюджетах в обязательном порядке  и полном объеме.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных  расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и  исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего  объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного  бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов предполагает покрытие всех бюджетных расходов общей  суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита, которые не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Принцип гласности  означает:
• обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
• обязательную открытость для общества и средств  массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной  власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти. Секретные  статьи могут утверждаться только в  составе федерального бюджета
Принцип достоверности  бюджета предусматривает обеспечение  надежности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности расчета доходов  и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные  средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных  средств с обозначением направления  их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению  адресности предусмотренных бюджетных  средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
Важнейшей составляющей устройства бюджетной системы является бюджетная классификация, представляющая собой группировку доходов и  расходов бюджетов всех уровней, а также  источников финансирования их дефицитов, составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости их характеристик. Ввиду исключительной сложности бюджета как экономической  категории используются различные  виды классификации.
Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы и основывается на законодательных  актах РФ, определяющих источники  их формирования. Группы доходов состоят  из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
Функциональная  классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы  и отражает направление бюджетных  средств на выполнение основных функций  государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной  власти РФ и ее субъектов, на финансирование осуществления отдельных государственных  полномочий, передаваемых на иные уровни власти.
Первым уровнем  функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств  на выполнение функций государства (общегосударственные вопросы; национальная оборона; правоохранительная деятельность и национальная безопасность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура, кинематография, средства массовой информации и спорт; здравоохранение; социальная политика; межбюджетные трансферты). Ко второму уровню относятся подразделы, конкретизирующие направление бюджетных  средств на выполнение функций государства  в пределах разделов. К третьему уровню относится классификация  целевых статей расходов федерального бюджета, отражающая их финансирование по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств  федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации  расходов бюджетов РФ.
Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию (расходы; оплата труда и  начисления на оплату труда; приобретение услуг; обслуживание долговых обязательств; безвозмездные и безвозвратные  перечисления организациям или бюджетам; социальное обеспечение; прочие расходы; поступления нефинансовых активов; увеличение стоимости основных средств; увеличение стоимости нематериальных активов; поступление финансовых активов; увеличение задолженности по бюджетным  ссудам и кредитам; выбытие финансовых активов; уменьшение стоимости ценных бумаг; уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам)
Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов утверждается в разрезе главных распорядителей бюджетных средств соответствующего уровня. Ведомственная классификация  позволяет осуществлять адресное выделение  финансовых ресурсов, отражающее распределение  средств по их конкретным распорядителям (исполнителям). При этом денежные средства расписываются по министерствам  и ведомствам в общей сумме  с привязкой к отдельным функциональным разделам с нужной степенью детализации.
Классификация источников финансирования дефицитов  бюджетов РФ является группировкой заемных  средств, привлекаемых Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов  соответствующих бюджетов.
Глава 2. Характеристика динамики и структуры доходов  и расходов Федерального бюджета  РФ в период 2003-2005 гг.
2.1 Основные  параметры Федерального бюджета  РФ
Федеральный бюджет, являясь первым уровнем бюджетной  системы Российской Федерации, представляет собой основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным  Собранием в виде Федерального закона. Именно он – главное средство перераспределения  национального дохода и валового внутреннего продукта в рамках всего  государства. Доходы федерального бюджета  собираются по всей территории Федерации  по единым нормативам, а расходы  осуществляются в интересах и  на благо всех российских граждан.
Основные  параметры федерального бюджета  на 2003-2005 гг. приведены в Таблице 1. Они сформированы на основе показателей  прогноза социально-экономического развития России, составляемого ежегодно и  на среднесрочную перспективу.
Как видно  из таблицы, Федеральный бюджет РФ за рассматриваемый период времени  формируется с профицитом, образующимся в связи с превышением параметров доходов над расходами . В 2004 г. он согласно Федеральному закону «О федеральном  бюджете на 2004 год» составил 83,4 млрд. руб. и послужил основой для создания Стабилизационного фонда, призванного  обеспечивать устойчивость экономики  и бюджетной системы России к  влиянию внешнеэкономической конъюнктуры (снижению цен на нефть).
Формирование  доходной базы Федерального бюджета  РФ в период 2003-2005 гг. осуществлялось исходя из основных положений налоговой
реформы в 2003-2006 гг. и в соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития России. В расчетах показателей  доходов
Таблица 1. Основные параметры Федерального бюджета  РФ на 2003-2005 гг. (млрд. руб.) .
Наименование
показателей 2003 г. 2004 г. 2005 г.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.