На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Управление внешнеэкономическими связями. Лекции

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 23.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


УПРАВЛЕНИЕ  ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИМИ СВЯЗЯМИ 
 

 

ТЕМА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

1.1. Сущность и классификация внешнеэкономических связей

 
     Развитие  цивилизации вызывает постоянное вовлечение отдельных государств в международные хозяйственные связи, что ведет к созданию единой мировой экономики. Все страны мира развиваются по общим экономическим законам, что обусловливает приоритет экономического характера международных отношений.
     Постоянно усложняющаяся структура потребностей, редкость и удаленность ресурсов требуют все более эффективных средств обмена не только между регионами внутри отдельного государства, но и между самими государствами и мировыми регионами.
     Экономическое развитие и прирост населения в разных регионах мира происходят неравномерно, что также вызывает необходимость расширять международные обмены, которые содействуют развитию новых рынков (товаров, услуг, труда, информационных, финансовых и др.), импорту сырья, технологическому и информационному обмену, научным, научно-техническим, производственным, культурным и прочим внешнеэкономическим связям.
     Внешнеэкономические связи — это комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики. К субъектам государства относятся носители прав и обязанностей, возложенных на них государством. Это регионы, находящиеся на самоуправлении, хозяйствующие субъекты (хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия и др.) и индивидуальные предприниматели.
     Внешнеэкономические связи являются исторической и экономической категорией. Как историческая категория внешнеэкономические связи являются продуктом цивилизации. Они возникают с появлением государств и развиваются вместе с ними. Особенно мощный толчок развитию этих связей дало разложение феодализма. Переход от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям вызвал резкий скачок в развитии национальных рынков отдельных государств и в обмене товарами этих национальных рынков, что привело к расширению и углублению интернациональных связей и международного обмена в экономической сфере государственных отношений.
     Как экономическая категория внешнеэкономические связи представляют собой систему экономических отношений, возникающих при движении ресурсов всех видов между государствами и экономическими субъектами разных государств. Эти двухсторонние отношения охватывают все сферы экономической жизни государства и прежде всего его производственную, торговую, инвестиционную и финансовую деятельность.
     Сущность  внешнеэкономических связей как экономической категории проявляется в их функциях.
     Такими  функциями являются:
    Организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной форме;
    Международное признание потребительной стоимости продуктов международного разделения труда;
    Организация международного денежного обращения.
     Содержание  первой функции заключается в доведении продуктов, добываемых в качестве природных ресурсов и продуктов, получаемых в процессе международного разделения труда, до конкретных потребителей через обмен продуктов и результатов труда в их вещественной и стоимостной форме. Организация обмена одновременно предусматривает и обслуживание этого обмена.
     В процессе выполнения второй функции происходит завершение акта товарно-денежных отношений и окончания обмена денег на продукт международного разделения труда, в результате чего потребительная стоимость (ее практическая значимость), заключенная в этом продукте, получает международное признание.
     Содержанием третьей функции является создание с помощью механизма этих связей условий для непрерывного движения денег в процессе совершения различных международных расчетов.
     Одновременно внешнеэкономические связи выступают инструментом воздействия на экономическую систему государства, которое осуществляется через механизм внешнеэкономической деятельности.
     В современном мировом хозяйстве внешнеэкономические связи выступают как факторы роста национального дохода государства, экономики народнохозяйственных затрат и ускорения научно-технического прогресса.
     Осуществление этих связей позволяет перенести межгосударственное сотрудничество с обычного обмена товарами на торговлю услугами, совместное решение технико-экономических задач, развитие научной и производственной кооперации и других форм совместной хозяйственной деятельности, в том числе создание совместных предприятий.
     Через механизм внешнеэкономических связей спрос на товары и услуги мирового рынка переносится на внутренний рынок того или иного государства. Это вызывает потребность в развитии производительных сил, что, в свою очередь, способствует развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли, сферы услуг и финансовых учреждений.
     Развитие  внутреннего рынка страны ведет к опережению объема предложения над объемом спроса внутри государства, что вызывает расширение внешнеторговых операций, удешевление стоимости капитала и снижение издержек производства и обращения.
     Эффективность организации внешнеэкономических связей и механизма управления ими во многом определяется классификацией связей.
     Под классификацией внешнеэкономических связей следует понимать распределение этих связей на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей. Классификационная система внешнеэкономических связей состоит из видов и форм связей.
     Вид внешнеэкономических связей — это совокупность связей, объединенная одним общим признаком, например направлением товарного потока и структурным признаком.
     Классификационный признак, связанный с направлением товарного по-тока, определяет движение товара (услуги, работы) из одной страны в другую, т.е. отражает вывоз товара из страны или ввоз товара в данную страну. По этому признаку внешнеэкономические связи делятся на экспортные, связанные с продажей и вывозом товара, и импортные, связанные с покупкой и ввозом товара.
     Структурный признак классификации внешнеэкономических связей определяет групповой состав связей. Он связан со сферой экономических интересов и с основной целью внешнеэкономической деятельности государства. По структурному признаку внешнеэкономические связи подразделяются на внешнеторговые, финансовые, производственные, инвестиционные.
     Форма связи — это способ существования данного вида связи, внешнее проявление (очертание, оформление) сущности какой-либо конкретной связи. К формам внешнеэкономических связей относят торговлю, бартер, туризм, инжиниринг, франчайзинг, лизинг и др. (рис. 1).
     ЭКСПОРТ — это вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной собственности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. 

 


 

     К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории за границу.
     Объем международной торговли, т.е. мировой товарооборот, подсчитывается путем суммирования только объемов экспорта обычно в долларах США или в ценах ФОБ (англ.free on board). Цена ФОБ означает, что продавец несет лишь часть расходов по транспортировке и страхованию, только до момента доставки товара на борт судна. ФОБ является базисным условием поставки, согласно которому продавец оплачивает доставку товара на борт судна в порту отгрузки (обычно в стране экспортера) и экспортные таможенные пошлины. Размещение и штивку (т.е. рациональное размещение груза в трюме с целью заполнения пустот) на судне оплачивает, как правило, покупатель. Дальнейшие расходы, связанные с перевозкой товара, его страхованием и уплатой импортных таможенных пошлин и сборов также несет покупатель.
     Развитию  экспорта в Российской Федерации уделяется большое внимание. Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. № 123 «О Федеральной программе развития экспорта» была одобрена Федеральная программа развития экспорта и рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ разработать региональные программы развития экспорта и экспортного потенциала регионов.
     Принятие  данной программы вызвано прежде всего падением экспорта, вызванного подъемом внутренних цен до уровня мировых цен и выше, что сделает даже вывоз сырья убыточным.
     Федеральной программой признается, что в среднесрочной перспективе основу экспорта РФ составят топливно-энергетические ресурсы и машиностроительная продукция. Важным резервом развития экспорта являются сотрудничество со странами СНГ, кооперация и льготные таможенные режимы для совместных экспортных проектов, развитие военно-технического экспорта и др. Этой же программой намечен комплекс государственных мер по стимулированию экспорта.
     ИМПОРТ  — ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.
     Статус  таможенной территории России определен Таможенным кодексом РФ.
     Таможенная  территория Российской Федерации — это сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Она включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады, территории которых рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ. Пределы таможенной территории Российской Федерации, периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей РФ.
     Импорт  подсчитывается в ценах СИФ, в результате чего он превышает стоимость экспорта примерно на 1/10.
     СИФ (англ. CIF — cost, insurance and freight) — стоимость, страхование, фрахт — это условие поставки, по которому продавец оплачивает перевозку товара до пункта назначения (обычно это порт в стране импорта) и расходы по страхованию товара на время перевозки. Поэтому цена СИФ включает в себя расходы по стоимости товара, его фрахту и страховке.
     Внешнеторговая  деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). При этом под товаром понимается любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности. Транспортные средства, используемые при договоре о международной перевозке, товарами не являются.
     Международная торговля услугами называется также невидимым экспортом.
     Услуги — это предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.
     Согласно  инструкции Госналогслужбы РФ «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» от 11 октября 1995 г. № 39 к экспортируемым услугам относятся услуги (работы) по перевозке пассажиров и багажа воздушными судами между РФ и государствами — участниками СНГ в связи с заключением Российской Федерации межправительственных соглашений о воздушном сообщении со странами СНГ.
     К экспортируемым относятся также:
    услуги (работы), оказываемые плательщиками налога на добавленную стоимость, зарегистрированными в Российской Федерации в установленном порядке, в соответствии с договорами (или другими документами, приравненными к ним), заключенными с иностранными юридическими и физическими лицами;
    услуги (работы) по обслуживанию иностранных судов — лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуги судов портового флота, ремонтные и другие работы;
    услуги, оказываемые непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве России по обслуживанию иностранных судов, включая аэронавигационное обслуживание.
     Экспортируемой  считается также услуга по обработке импортного давальческого сырья, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации, для дальнейшей переработки его российскими предприятиями в готовую продукцию, вывозимую за пределы границ государства — членов СНГ (толлинговые операции).
     Исключительное  право — это право использования и распоряжения, предоставляемое автору охранным документом на изобретение или промышленный образец (патентом, авторским свидетельством, сертификатом) с одновременным запрещением прочим лицам совершать указанные действия.
     К исключительным правам на результаты интеллектуальной деятельности относятся исключительные права на: литературные, художественные и научные произведения; программы для ЭВМ и базы данных; смежные права; изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, охрана которых предусмотрена законом.
     Внешнеторговые.связи опосредуются финансовыми связями, так как финансы возникают с появлением торговли и как производное от торговли. Финансы — это система отношений, возникающих при денежном потоке, т.е. при протекающем непрерывно во времени обороте денег. Другими словами, финансы — это система денежных отношений, возникающих при формировании и использовании денежных фондов и при обороте денежных средств. Финансы выполняют три функции:
    формирование денежных фондов и получение наличных денежных средств;
    использование денежных фондов и наличных денежных средств;
    контроль за формированием и использованием денежных фондов и наличных денежных средств.
     Формами финансовых внешнеэкономических связей являются международное кредитование, международное страхование, международное банковское обслуживание (расчеты, депозиты и другие банковские операции).
     Развитие  производительных сил и научно-технического прогресса в мировой экономике  за последние десятилетия привело  к возникновению и углублению производственных и инвестиционных внешнеэкономических связей.
     ИНВЕСТИЦИИ  – это все виды имущественных  и интеллектуальных ценностей, вкладываемых инвестором в объекты предпринимательской  деятельности в целях получения  прибыли. В основном иностранные  инвестиции производятся в форме  вложения капитала в ценные бумаги, недвижимость, совместное предпринимательство. Иностранные инвестиции часто носят трансфертный характер и ведут к смене собственника.
     Инвестиционные  внешнеэкономические связи возникли как синтез производственных и финансовых внешнеэкономических связей.

      1.2. Внешнеэкономическая  политика

 
     Внешнеэкономические связи формируются и осуществляются под воздействием различных регуляторов, т.е. рычагов, которые воздействуют на возникновение связей и направляют их развитие в единую эффективную  политико-экономическую систему, защищающую интересы государства. Регуляторы внешнеэкономических связей могут быть экономические и организационно-распорядительные.
     Экономические регуляторы воздействуют на экономические  интересы возникновения и осуществления  данных связей. К ним относятся: соотношение спроса и предложения; соотношение мировых и внутренних (отечественных) цен, тарифов, курсов валют, процентных ставок; соотношение мирового и отечественного уровней развития производства товаров (работ, услуг) по их объемам, качеству и эффективности; экономические стимулы; прогнозы, планы, программы и др. Следует иметь ввиду, что в рыночной экономике план не является директивой. Он представляет собой определение перспективных целей развития и выявления наиболее важных макроэкономических пропорций.
     Организационно-распорядительные регуляторы – это регуляторы командно-административного  характера. Они предполагают прямое целенаправленное воздействие государства  и его органов на формирование и развитие внешнеэкономических  связей через различные директивные акты. К ним относятся: квотирование и лицензирование эспорта и импорта товаров (работ. Услуг); лицензирование отдельных видов деятельности, механизм обязательной продажи части валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг); таможенные режимы; таможенное оформление ввоза и вывоза товаров; валютный контроль; таможенный контроль; экспортный контроль; импортный контроль и др.
     Активное  регулирование государством внешнеэкономических связей является основной целью внешнеэкономической политики государства.
     Внешнеэкономическая политика государства — это целенаправленная деятельность государства по формированию и использованию внешнеэкономических связей для укрепления своего потенциала политического экономического. военного социального, экологического и т.п.) и эффективного участия в мировой экономике. Внешнеэкономическая политика государства во многом зависит от состояния его платежного баланса.
     Внешнеэкономическая политика Российской Федерации базируется на следующих принципах:
    Переход субъектов хозяйствования и предпринимателей от разовых внешнеэкономических сделок к постоянным внешнеэкономическим связям;
    Ориентация внешнеэкономической деятельности на долгосрочную перспективу;
    Защита российского рынка и стимулирование российской экономики;
    Разделение функций осуществления внешнеэкономической политики между Российской Федерацией в целом и отдельными субъектами Федерации;
    Рассмотрение внешнеэкономической политики РФ как важной составной части всей внешней политики Российской Федерации. Когда дипломатия не служит войне, она служит торговле. И в этих условиях главной задачей внешней политики РФ является создание благоприятных условий на мировом рынке для российских экспортеров и для активизации эффективных для России внешнеэкономических связей.
     Внешнеэкономическая политика затрагивает временной и пространственный аспекты.
     Временной аспект внешнеэкономической политики определяет действия государства по формированию и использованию внешнеэкономических связей на текущий момент и на длительный период времени. Поэтому внешнеэкономическая политика включает текущую политику и долговременную политику.
     Текущая внешнеэкономическая политика заключается в оперативном регулировании внешнеэкономической деятельности.
     Долговременная  внешнеэкономическая политика направлена прежде всего на решение крупномасштабных внешнеэкономических задач, требующих больших затрат времени и капитала. Она охватывает достаточно продолжительный период времени.
     Пространственный  аспект внешнеэкономической политики определяет действия государства по основным направлениям влияния на мировую и отечественную экономику.
     По  этому признаку в состав внешнеэкономической политики государства входит внешнеторговая политика, внешнеинвестиционная политика, валютная политики, таможенная политика.
     Состав внешнеэкономической политики РФ показан на рис. 1.2.
       

     Внешнеторговая  политика РФ устанавливает и регулирует отношения РФ с иностранными государствами  в области внешнеторговой деятельности, которые охватывают международный  обмен товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Эти отношения строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров РФ.
     Порядок осуществления внешнеторговой деятельности российскими и иностранными лицами, а также права, обязанности и ответственность органов власти РФ и ее субъектов в сфере внешнеторговой деятельности установлены Законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
     Внешнеторговая политика включает в себя экспортную и импортную политику.
     Экспортная  внешнеторговая политика направлена на реализацию на мировом рынке конкурентоспособных российских товаров и стимулирование производства этих товаров. Для стимулирования экспортоспособных производств используются государственные заказы, бюджетное финансирование, кредиты, финансирование НИОКР и т.п.
     Импортная внешнеторговая политика направлена на регулирование ввоза в РФ иностранных товаров (работ, услуг). Инструментами такого регулирования являются:
    Прямое ограничение импорта с целью защиты российской экономики. Для этого используются лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, система минимальных импортных цен и т.д.
     Контингентирование — это одна из форм государственного регулирования внешней торговли с помощью установления экспортных и импортных квот, называемых контингентом. Контингент (лат. contingens – достающийся на долю) во внешней торговле означает установленную для некоторых товаров предельную норму их ввоза, вывоза или транзита в определенные страны, выраженную в весовых или стоимостных единицах;
    Административные формальности, которые прямо не направлены на ограничение импорта, но их действие тем не менее ограничивает внешнюю торговлю. Это таможенные формальности, санитарные и ветеринарные нормы, технические стандарты и нормы и др.
     Импортная внешнеторговая политика в своих действиях учитывает роль импорта в отечественной экономике; Эта роль определяется двумя моментами:
    Импорт — традиционный источник таможенных доходов государства;
    Импорт — антимонопольный рычаг и конкурентообразующий элемент производства отечественного товара.
     Внешнеинвестиционная  политика представляет собой комплекс мер по привлечению и использованию  иностранных инвестиций на территорию РФ и регулированию вывоза российских инвестиций за рубеж.
     Инвестиции  — это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых инвестором в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли.
     Главную роль в инвестициях играет капитал. Капитал — это деньги, предназначенные для извлечения дохода.
     Капитал может прямо вкладываться в создание предприятия с целью получения прав на управление и прибыли (прямые инвестиции), может вкладываться в покупку ценных бумаг (портфельные инвестиции), может быть отдан в кредит под проценты (кредитный капитал).
     Внешнеинвестиционная  политика включает в себя политику политику импорта иностранных инвестиций и политику экспорта российских инвестиций.
     Политика  импорта иностранных инвестиций в РФ направлена на решение следующих задач:
    увеличение объема отечественного производства товаров и услуг на уровне международных стандартов;
    привлечение в РФ передовой (по международным критериям оценки) технологии, опыта, ноу-хау и т.п.;
    увеличение занятости населения и сокращения на этой основе уровня безработицы;
    увеличение совокупного общественного продукта и национального дохода.
     Политика  экспорта российских инвестиций направлена на решение следующих задач:
      продвижение российских экспортных товаров (услуг) на зарубежные рынки;
      развитие зарубежного производства для извлечения прибыли или для обеспечения гарантированного снабжения российского рынка импортными товарами (полуфабрикаты, запчасти и др.);
      укрепление банковской сферы и повышение эффективности валютных операций;
      укрепление страховой системы и увеличение активности страхового бизнеса.
     Валютная  политика представляет собой совокупность экономических. юридических и организационных форм и методов в области валютных отношений, осуществляемых государством и международными валютно-финансовыми организациями.
     Валютная  политика представляет собой деятельность государства по целенаправленному использованию валютных средств. Содержание валютной политики многогранно и включает выработку основных направлений формирования и использования валютных средств, разработку мер, направленных на эффективное использование этих средств.
     Конкретные  направления валютной политики в стране определяет Валютно-экономическая комиссия РФ, которая принимает нормативно-законодательные акты в области регулирования валютных операций и управления валютными ресурсами.
     Сферой  действия валютной политики является валютный рынок и рынок драгоценных металлов и камней.
     Текущая валютная политика подразделяется на дисконтную политику и девизную политику. К валютной политике также относятся валютное субсидирование и диверсификация валютных резервов.
     Задачей текущей валютной политики является обеспечение нормального функционирования системы, поддержание равновесия платежных балансов.
     Валютная  дисконтная политика представляет собой систему экономических и организационных мер по использованию учетной ставки процента для регулирования движений инвестиций и сбалансирования платежных обязательств, ориентированной корректировки валютного курса. Эта политика проявляется в воздействии на состояние денежного спроса, динамику и уровень цен, объем денежной массы, миграцию краткосрочных инвестиций.
     Валютная девизная политика — это система регулирования валютного курса покупками и продажей валюты с помощью валютной интервенции и валютных ограничений.
     Валютная интервенция — это целевая операция Банка России по купле-продаже иностранной валюты для ограничения динамики курса национальной валюты определенными пределами его повышения или понижения.
     Валютные  ограничения представляют собой систему экономических, правовых, организационных мер, регламентирующих операции с национальной и иностранной валютой, золотом и т.д.
     Долговременная  валютная политика охватывает долгосрочные меры структурного характера по изменению валютного механизма. Основными методами долговременной валютной политики являются межгосударственные переговоры и соглашения прежде всего в рамках Международного валютного фонда, а также на региональном уровне (Европейский фонд валютного сотрудничества и др.).
     Мерами  долговременной валютной политики являются порядок валютных расчетов, режим валютных курсов и паритетов, использование золота и резервных валют, международных платежных средств и др.
     Таможенная  политика РФ — это составная часть внутренней и внешней политики РФ.
     Целями  таможенной политики РФ являются:
    обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ;
    участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка и стимулированию развития российской экономики.
     Таможенная  политика является частью таможенного дела, основы которого определены Таможенным кодексом Российской Федерации.
     Российская  Федерация стремится к активному  участию в международном сотрудничестве  области таможенного дела.поэтому таможенное дело и таможенная политика РФ развиваются в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.
 

ТЕМА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Общие принципы  регулирования внешнеэкономической деятельности.

 
     Внешнеэкономические связи, как любая экономическая  категория имеет правовые нормы, которые юридически оформляются  различными директивно-законодательными актами.
     Регулирование внешнеэкономических связей производится на основании двухсторонних правительственных соглашений и законодательных актов по внешнеторговой деятельности Российской Федерации.
     Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ являются:
    Внешнеторговая политика – составная часть внешней политики РФ;
    Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;
    Единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а так же выполнения международных обязательств РФ по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;
    Единство таможенной территории РФ;
    Приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
    Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;
    Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
    Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесение ущерба её участникам и экономике Российской Федерации в целом.
     Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности. К ним относятся методы:
    таможенно-тарифного регулирования, т.е. применение импортных и зкспортных тарифов;
    нетарифного регулирования, т.е. использование квотирования, лицензирования и т.п.
     Эти методы установлены законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности'. Другие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти РФ и ее субъектов не допускаются.
     Регулирование других видов внешнеэкономической деятельности, в частности международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций, осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами РФ.
     В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике РФ, устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины.
     Экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляются без количественных ограничений.
     Количественные  ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ в целях:
    обеспечения национальной безопасности страны;
    выполнения международных, обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;
    защиты внутреннего рынка страны.
     Постановления Правительства РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.
     Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона или проведения операции по экспорту и (или) импорту до суммарного исполнения квот.
     Порядок проведения конкурса или аукциона устанавливается Правительством РФ. Не допускаются ограничение числа участников такого конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам формы собственностью места регистрации, положения на рынке.
     В случае, когда какой-либо товар импортируется в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории РФ, Правительство РФ в соответствии с общепризнанными нормами международного права вправе принять защитные меры до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения серьезного ущерба или предотвращения угрозы причинения такового.
     Формами таких защитных мер в отношении импорта товаров являются: количественные ограничения импорта; специальные повышенные таможенные пошлины.
     Основанием  для принятия защитных мер является доклад федерального органа исполнительной власти, подготовленный по результатам расследования, проведенного по поручению Правительства РФ и(или) по заявлению органа исполнительной власти субъекта РФ, производится или объединения производителей, чье совокупное производство подобных товаров или товаров, непосредственно конкурирующих с импортными, составляет более 50% общего внутреннего производства таких товаров. Процедура введения защитных мер является гласной и предусматривает официальное опубликование решения Правительства РФ о введении защитной меры с указанием общего количества и стоимости товара или товаров, подпадающих под ограничения.
     Как действие защитной меры ее досрочная отмена или продление, а также все изменения в общем объеме и стоимости товаров на период действия в отношении их защитной меры устанавливается Правительством РФ с учетом международных обязательств РФ.
     Запреты и ограничения экспорта и(или) импорта товара (работ, услуг) могут устанавливаться исходя из национальных интересов, включающих:
    соблюдение общественной морали и правопорядка;
    охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
    сохранение культурного наследия народов РФ;
    защиту культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;
    необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;
    обеспечение национальной безопасности РФ;
    защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса РФ;
    выполнение международных обязательств РФ.
     Ввозимые  на территорию товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ.
     Ввоз экологически опасной продукции подлежит специальному контролю.
     Запрещается ввоз на территорию РФ товаров, которые:
    не соответствуют вышеназванным стандартам и требованиям, установленным в РФ;
    не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ;
    запрещены к использованию как опасные потребительские товары;
    имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.
     Указанные товары должны быть вывезены обратно или уничтожены на основании акта, составленного независимыми экспертами Торгово-промышленной палаты РФ в порядке, определяемом Таможенным кодексом РФ.
     В целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств РФ по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в стране действует система экспортного контроля.
     Вывоз указанных выше товаров, рабат, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
     На  отдельные виды товаров на экспорт и(или) импорт устанавливается государственная монополия. Перечни таких товаров определяются федеральными законами.
     Государственная монополия на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и(или) импорту товаров. Лицензии выдаются федеральным органом исполнительной власти исключительно унитарным предприятиям, которые обязаны совершать сделки по экспорту и(или) импорту товаров на основе принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики. Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
     Особыми режимами осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная экономическая зона.
     Приграничная  торговля осуществляется между российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории РФ, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определяемой в международных договорах РФ с сопредельными государствами, исключительно для удовлетворения местных нужд в отношении товаров, производимых в пределах существующей приграничной территории, а также товаров, предназначенных для потребления в пределах соответствующей приграничной территории.
     Важную  роль в регулировании внешнеэкономической деятельности и в контроле за ее осуществлением играет рациональная организация таможенного дела, которая включает таможенную политику РФ, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления и таможенного контроля.
     Правовые, экономические и организационные основы таможенного дела определены Таможенным кодексом Российской Федерации.
     Таможенное  дело осуществляют таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами. Система таможенных органов включает:
    Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ);
    Региональные таможенные управления;
    Таможни;
    Таможенные посты. В январе 1998 г. были созданы специализированные таможенные посты для драгметаллов и драгкамней.
     Таможенные органы выполняют следующие функции:
    участвуют в разработке таможенной политики и в ее реализации;
    обеспечивают соблюдение законодательства в области таможенного дела и принимают меры по защите прав и интересов участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении таможенного дела»;
    защищают экономические интересы РФ;
    взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
    обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
    ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;
    осуществляют таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику РФ;
    ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
    осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов РФ материалов;
    осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;
    обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части касающихся таможенного дела;
    другие функции.
     Таможенный  контроль проводится должностными лицами таможенных органов РФ путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра); учета товаров и транспортных средств; устного опроса граждан; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ; в других формах, предусмотренных Таможенным кодексом и иными законодательными актами.
     Контроль  производится в зонах таможенного контроля, создаваемых вдоль таможенной границы РФ или в других местах.

2.2. Таможенные режимы

     Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ производится в соответствии с их таможенными режимами.
     Существую следующие виды таможенных режимов:
    выпуск для свободного обращения;
    реимпорт;
    транзит;
    таможенный склад;
    магазин беспошлинной торговли;
    переработка на таможенной территории;
    переработка под таможенным контролем;
    временный ввоз (вывоз);
    свободная таможенная зона;,
    свободный склад;
    переработка вне таможенной территории;
    экспорт;
    реэкспорт;
    уничтожение;
    отказ в пользу государства.
     Выпуск  товаров для свободного обращения  – это таможенный режим, при котором  ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории. Он предусматривает: уплату в отношении товаров таможенных пошлин, налогов и внесение иных таможенных платежей; соблюдение мер экономической политики и других ограничений.
     Реимпорт  товаров — таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (квотирование, лицензирование и т.п.). Эти сроки установлены Положением о таможенном режиме реимпорта товаров, утвержденным приказом ГТК РФ от 9 декабря 1993 г. № 525.
     Для помещения товаров под таможенный режим реимпорта товары должны:
    быть ввезены на таможенную территорию РФ в течение десяти лет с момента вывоза;
    находиться в том же состоянии, в котором они были в момент вывоза, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения и других случаев, определяемых Таможенным комитетом РФ.
     Транзит товаров — таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам Мер экономической политики.
     Товары, перемещаемые транзитом между двумя таможенными органами РФ, должны:
    оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, и не использоваться в каких-либо иных целях, кроме транзита;
    доставляться в таможенный орган назначения в сроки, установленные таможенным органом отправления исходя из возможностей транспортного средства, намеченного маршрута и других условий перевозки, но не превышающие предельный срок, определяемый из расчета 2 тыс. км за один месяц.
     Таможенный  склад — таможенный режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической политики в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных Таможенным кодексом РФ.
     Под режимом таможенного склада могут находиться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в РФ и вывозу из Российской Федерации, а также иных товаров, перечень которых может определяться Таможенным комитетом РФ.
     Товары, способные причинить вред другим товарам или требующие особых условий хранения, должны храниться в специально приспособленных помещениях.
     Магазин,беспошлинной торговли — таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами Российской Федерации) без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики.
     В таможенном режиме магазина беспошлинной торговли могут реализоваться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в РФ, вывозу из РФ, запрещенных к реализации на территории РФ, а также иных товаров, перечень которых может определяться Таможенным комитетом РФ.
     Товары, реализация которых на территории РФ ограничена, могут реализоваться в таможенном режиме магазина беспошлинной торговли только при условии соблюдения требований, установленных законодательством РФ.
     Товары, находящиеся под таможенным режимом  магазина беспошлинной торговли, реализуются  непосредственно в специальных магазинах (магазины беспошлинной торговли).
     Переработка товаров на таможенной территории –  таможенный режим, при котором иностранные  товары используются в установленном  порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без  применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории РФ.
     Операции  по переработке товаров включают:
    изготовление товара, включая монтаж, сборку и подгонку под другие товары;
    собственно переработку и обработку товаров;
    ремонт товаров, включая их восстановление и приведение в порядок;
    использование некоторых товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки.
     Ограничения на отдельные операции по переработке товаров, условия проведения операций по переработке товаров, включая возможность и порядок использования российских товаров, определяются ГТК РФ по соглашению с Минэкономики РФ.
     Переработка товаров под таможенным контролем — таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещением продуктов переработки под иной таможенный режим.
     Временный ввоз (вывоз) товаров — таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики.
     Временно  ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.
     Свободная таможенная зона и свободный склад — таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а так же без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта в порядке, определяемом Таможенным кодексом.
     Свободны  склад как помещение или иное место, где действует таможенный режим свободного склада, может учреждаться при наличии лицензии Государственного таможенного комитета РФ.
     Переработка товаров вне таможенной территории – таможенный режим, при котором  российские товары ввозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории РФ с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
     При переработке товаров вне таможенной территории могут осуществляться операции, указанные в части первой статьи 59 Таможенного кодекса РФ, а именно изготовления товара, включая монтаж, сборку и подготовку под другие товары.
     Таможенный  комитет РФ по согласованию с Минэкономики РФ вправе устанавливать ограничения на отдельные операции по переработке товаров вне таможенной территории.
     Экспорт товаров — таможенный режим, при котором товары выозятся за пределы таможенной территории РФ без обязательства об их ввозе на эту территорию.
     Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин и внесения иных таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики и выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом и иными актами законодательства РФ по таможенному делу.
     Реэкспорт товаров — таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозимых таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики в соответствии с Таможенным кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу.
     При ввозе на таможенную территорию РФ ввозные таможенные пошлины, налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются, если товары заявляются таможенному органу РФ в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта. Фактический вывоз таких товаров должен быть осуществлен не позднее шести месяцев со дня принятия таможенной декларации. При отсутствии фактического вывоза в течение установленного срока уплачиваются таможенные пошлины, налоги, а также проценты с них по ставкам, установленным Банком России по предоставляемым этим банком кредитам.
     При вывозе реэкспортируемых товаров уплаченные ввозные таможенные пошлины и налоги подлежат возврату при условии, если:
    реэкспортируемые товары находятся в том же состоянии, в котором онибыли на моент ввоза, кроме изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
    реэкспорт товаров происходит в течение двух лет с момента ввоза;
    реэкспортируемые товары не использовались в целях извлечения дохода.
     При вывозе реэкспортируемых товаров вывозные и таможенные пошлины и налоги не взимаются, а меры экономической политики, действующие при вывозе, не применяются, за исключением случаев, определяемых Правительством РФ.
     Уничтожение товаров – таможенный режим, при  котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая приведение их в состояние, не пригодное для использования без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
     Отказ от товара в пользу государства –  таможенный режим. При котором лицо отказывается от товара без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер экономической политики.
     Отказ от товара в пользу государства допускается  с разрешения таможенного органа Российской Федерации, предоставляемого в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом РФ.
 

2.3. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

 
     Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической  деятельности связано с применением  импортных и экспортных тарифов, которые входят в общую систему таможенных платежей.
     Таможенным  кодексом РФ установлены следующие  виды таможенных платежей: таможенная пошлина (таможенный тариф); налог на добавленную стоимость (НДС); акциз; сбор за выдачу и возобновление квалификационного  аттестата по таможенному оформлению; сбор за выдачу и возобновление квалификационного аттестата по таможенному оформлению; сбор за выдачу и возобновление лицензий таможенными органами РФ; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за инфомирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах; сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий.
     В этой системе платежей важное место занимает таможенная пошлина.
     Таможенная  пошлина – это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию государства или при вывозе товара с таможенной территории. При этом под товаром понимается любое движимое имущество, в том числе тепловая, электрическая и иные виды энергии.
     Таможенные пошлины часто используют в качестве таможенного тарифа. В то же время термин «таможенный тариф» употребляется в качестве документа, содержащего систематизированный перечень ставок таможенных пошлин.
     Таможенный тариф является неотъемлемым условием перемещения товара через таможенную границу.
     Таможенные тарифы имеют все страны мира. Современные тарифы унифицированы на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, что облегчает пользование тарифами на разных языках и сопоставление ставок пошлин на одинаковые товары.
     Пошлины в таможенном тарифе определяются уровнем экономического развития страны, степенью обработки товара и другими факторами. Чем ниже уровень экономического развития страны, тем выше ставки пошлин, так как с их помощью недостаточно развитые отрасли защищаются от чрезмерной иностранной конкуренции. Например, в Австрии пошлины почти в три раза выше, чем в Швейцарии. Особенно высокие пошлины (50% и более) устанавливаются в развивающихся странах.
     С повышением степени обработки товаров ставки пошлин увеличиваются. Наиболее высокие пошлины обычно устанавливаются на трудоемкие готовые изделия, поскольку сильная иностранная конкуренция на рынке этих товаров может привести к закрытию предприятий с большим числом заня-гых на них работников и повысить уровень безработицы в стране.
     Пошлины почти во всех странах подразделяются на высокие, средние, низкие, а также имеется беспошлинный ввоз. На Российскую Федерацию чаще всего распространяются средние ставки пошлин, применяемые для стран, пользующихся (на условиях взаимности) режимом наибольшего благоприятствования.
     Некоторые страны, в частности страны Европейского Союза, применяют к РФ более льготный таможенно-тарифный режим, т.е. предоставляют преференцию.
     Преференция - особые (предпочтительные) льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности или в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Они чаще всего применяются в виде скидок с таможенных пошлин.
     Для получения таможенных льгот необходимо представить таможенным органам соответствующих стран специальный документ-сертификат происхождения товара, подтверждающий, что данный товар полностью произведен в РФ или подвергся существенной обработке на ее предприятиях. При этом для товаров, которые подвергаются существенной обработке на российских предприятиях, установлены специальные критерии.
     В Российской Федерации порядок оформления и применения таможенного тарифа регулируется Законом РФ «0 таможенном тарифе»* с последующими изменениями и дополнениям к нему.
     Таможенный  тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин (таможенного  тарифа"), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу  РФ и систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
     ТН  ВЭД определяется Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систему классификации товаров.
     Целями  применения таможенного тарифа в  РФ являются:
    рационализация товарной структуры ввоза в РФ товаров, т.е. любого движимого имущества, в том числе тепловую, электрическую и другую энергию;
    поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
    создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;
    защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
    обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.
     Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов.
     В нашей стране применяются следующие  виды ставок пошлин:
    адвалорные;
    специфические;
    комбинированные.
     Адвалорные (лат. ad valorem - по стоимости) ставки начисляются в процентах к таможенной стоимости, облагаемых товаров. Специфические ставки начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров. Комбинированные ставки - это ставки, сочетающие в себе адвалорные и специфические ставки.
     Для оперативного регулирования ввоза  и вывоза товаров Правительством РФ могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать 6 месяцев в год.
     В целях защиты экономических интересов  Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин:
    специальные;
    антидемпинговые;
    компенсационные.
     Специальные пошлины применяются:
    в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;
    как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов.
     Антидемпинговые пошлины применяются в случаях  ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене, более низкой, чем  их нормальная стоимость в стране ввоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.
     Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.
     Применению  указанных выше особых видов таможенных пошлин предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством РФ по инициативе государственных органов управления РФ. Решение в ходе расследования должно основываться на фактических данных.
     Ставки  указанных выше особых видов пошлин устанавливаются Правительством РФ по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.
     Как уже отмечалось, адвалорные ставки определяются в процентах от таможенной стоимости товаров.
     Таможенная  стоимость товара используется для:
    обложения товара пошлиной;
    внешнеэкономической и таможенной статистики;
    применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательством РФ.
     Для определения таможенной стоимости  ввозимых, т.е. импортируемых, товаров  применяются следующие методы:
    по цене сделки с ввозимыми товарами;
    по сделке с идентичными товарами;
    по цене сделки с однородными товарами;
    вычитания стоимости;
    сложения стоимости;
    резервный метод.
     Основным  методом определения таможенной стоимости является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами. В случае если основной метод не может быть взят, применяется один из других методов. При этом берется каждый последующий метод, если таможенная стоимость не может быть -определена путем использования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в обратной последовательности по усмотрению декларанта.
     В качестве базы для определения таможенной стоимости при использовании метода оценки по цене сделки с ввозимыми товарами принимается цена сделки непосредственно с такими товарами, подлежащими оценке. ЦЕНА СДЕЛКИ - это цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары. При использовании цены сделки для определения таможенной стоимости в нее включаются следующие расходы (если они ранее в нее не входили):
    расходы на транспортировку ввозимых товаров до места их таможенного оформления, в том числе расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и складированию товаров;
    расходы на страхование;
    расходы по выплате компенсационных и иных посреднических вознаграждений;
    стоимость контейнеров в случаях, если в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
    стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по ней;
    соответствующая часть стоимости следующих товаров (работ и услуг), которые прямо или косвенно были предоставлены импортером бесплатно или по сниженной цене в целях использования для лроизводства или продажи (отчуждения) на экспорт оцениваемых товаров: сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующге изделия, являющиеся составной частью оцениваемых товаров; инструменты, штампы, формы и другое подобное оборудование, использованное при производстве оцениваемых товаров; вспомогательные материалы, израсходованные при производстве оцениваемых товаров (смазочные материалы, топливо и т.д.); инженерная и опытно-конструкторская проработка, дизайн, эскизы, чертежи, выполненные вне территории Российской Федерации, необходимые для производства оцениваемых товаров; лицензированные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые импортер прямо или косвенно должен осуществлять в качестве условия продажи (отчуждения) оцениваемых товаров; часть дохода импортера от любой последующей продажи (отчуждения) или использования оцениваемых товаров, которые подлежат возврату экспортеру.
     Цена  сделки с ввозимыми товарами не может  быть использована для определения  таможенной стоимости, если:
    существуют ограничения в отношении прав импортера на оцениваемый товар, за исключением: ограничений, установленных законодательством Российской Федерации; ограничений географического региона, в котором товары могут быть перепроданы (отчуждены) повторно; ограничений, существенно не влияющих на цену товаров;
    цена сделки зависит от соблюдения каких-либо условий, влияние которых не может быть учтено;
    данные, использованные декларантом при определении таможенной стоимости, не подтверждены документально;
    импортер и экспортер являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда их взаимозависимость не повлияла на цену сделки, что должно быть доказано декларантом.
     Юридические и физические лица считаются взаимозависимыми, если:
    один из участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо одного из участников сделки считается одновременно должностным лицом другого участника сделки;
    участники сделки являются совладельцами;
    участники сделки связаны отношениями найма;
    один из участников сделки владеет пакетом акций с правом голоса, составляющих не менее 5% в уставном капитале другого участника;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.