На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Отгрузка и реализация продукции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     РЕФЕРАТ 

      Курсовая  работа:  38 с., 1 рис., 10 табл., 21 источников, 9 прил.
     АНАЛИЗ, ВЫПУСК, ОТГРУЗКА, РЕАЛИЗАЦИЯ, ПРОДУКЦИЯ, ОСТАТКИ, ДОГОВОР, ПОСТАВКА ПРОДУКЦИИ, РАВНОМЕРНОСТЬ, РИТМИЧНОСТЬ, БАЛАНС. 

     Объектом  исследования является открытое акционерное общество «ТБЗ Усяж».
     Предметом исследования процесс отгрузки и реализации продукции на ОАО «ТБЗ Усяж».
     Цель  работы – изучение методики анализа отгрузки и реализации продукции, разработка рекомендации по совершенствованию методики анализа по теме исследования.
     При выполнении работы использованы как общенаучные (обобщение, сопоставление), так и специальные методы и приемы анализа хозяйственной деятельности (сравнения).
     В процессе работы были рассмотрены экономическая  сущность отгрузки и реализации, определены задачи и значение анализа отгрузки и реализации продукции, проведен анализ выполнения договорных обязательств, анализ ритмичности поставок продукции, а также факторный анализ отгрузки и реализации.
     В результате работы определены основные проблемы анализа отгрузки и реализации продукции и выработаны предложения  по их совершенствованию.
     Приведенный в работе расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические  и методологические положения сопровождаются ссылками на их авторов.       
 
 

                                                                      __________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………….…4
1 Роль отгрузки и реализации продукции в условиях социально-ориентированной экономики рыночного типа…………………………………6
1.1 Экономическая сущность отгрузки и реализации и их роль в управлении предприятием ……………………………………..……………………………..6
1.2 Значение, задачи и информационная база для анализа отгрузки и реализации продукции…………………………………………………………...8
1.3 Обзор нормативно-правовых актов по анализу отгрузки и реализации продукции……………………………………………………………….………11
2 Методика  анализа отгрузки и реализации продукции на ОАО «ТБЗ Усяж»…………………………………………………………………………..14
2.1Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции………………………………………………………………………14
2.2 Анализ  равномерности и ритмичности  реализации продукции………...23
2.3 Факторный  анализ отгрузки и реализации  готовой продукции…………26
2.4 Совершенствование  анализа отгрузки и реализации готовой продукции, в условиях современных информационных технологий…………………….32
Заключение…………………………………………………………………….. 35
Список  использованных источников………………………………………….38
Приложение  А. Договор на поставку продукции ОАО «ТБЗ Усяж»…….40
Приложение Б. Выписка из бизнес-плана ОАО «ТБЗ Усяж»на 2008 год...41
      Приложение В. Сведения статистической отчетности ОАО «ТБЗУсяж»....42   
Приложение Г. Выписка из ведомости  № 16 «Движение готовых изделий,         их отгрузка и реализация» на ОАО «ТБЗ Усяж»………………………......44       
Приложение  Д. Данные отдела сбыта ОАО «ТБЗ Усяж» о недопоставках
продукции за 2008г………………………………………………….………….45
Приложение Е. Данные отдела сбыта ОАО «ТБЗ Усяж» о недопоставках  
продукции по отдельным  контрагентам………………………………………46
      Приложение  Ж. «Бухгалтерский баланс» форма 1 …………………………..47
      Приложение  И. Факторная модель реализации готовой продукции………..51
      Приложение  К. «Отчет о производстве продукции  и выполненных работах,
      услугах промышленного характера» форма 12-п…………………………….52 
       
       
       
       
       
       
       
       
       

ВВЕДЕНИЕ 

     Основной  задачей промышленных предприятий  является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производственной продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
     Реализация  продукции (работ, услуг) является завершающей  стадией процесса кругооборота средств предприятия, в результате чего готовые изделия (работы, услуги) обретают денежную форму.
     По  окончании процесса реализации предприятие  в состоянии выполнить обязательства перед государственным бюджетом по налогам, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возместить производственные затраты, а также получить необходимую прибыль для дальнейшего развития и совершенствования производства. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости средств в обороте, возникновение штрафных санкций за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи поставщикам, ухудшает финансовое положение предприятия и т.п. В свою очередь недопоставка продукции вызывает сбои в работе предприятий ее получателей. Поэтому в ряде случаев объем реализации продукции с учетом выполнения договорных обязательств является одним из показателей премирования работников соответствующих служб предприятия.
     В условиях современной рыночной экономики  роль анализа отгрузки и реализации продукции значительно возросла, так как оба данных показателя оказывают непосредственное влияние на развитие экономики предприятия. От правильности организации учета данных показателей во многом зависит правильность определения эффективности деятельности предприятия. В нынешних условиях основное значение уделяется реализации продукции по договорам-поставщикам – важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности организации.
     Кроме того не следует забывать, что при  прочих равных условиях от объема реализации продукции зависит величина прибыли  предприятия - одного из показателей его деятельности.
     Целью работы является изучение методики анализа отгрузки и реализации продукции, разработка рекомендации по совершенствованию методики анализа по теме исследования.
     При написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
     - провести анализ выполнения договорных  обязательств, так как с ним  тесно связан анализ отгрузки  и реализации продукции;
     - провести анализ ритмичности  и равномерности поставок продукции,  так как данные показатели  являются основным условием своевременного  выпуска и реализации продукции;
     - провести факторный анализ величины  объема отгруженной продукции.
     Методологической  и теоретической основой исследования послужили законодательные акты и постановления Правительства Республики Беларусь, Министерства экономики, Национального статистического комитета Республики Беларусь, Министерства финансов, труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, сведения из периодической печати.
     Объектом  исследования является ОАО «ТБЗ Усяж». ОАО «ТБЗ Усяж» – предприятие торфодобывающей промышленности, основными видами деятельности которого является: добыча торфа, лесозаготовка, производство торфяных брикетов, распиловка и строгание древесины, производство столярных изделий, пластмассовых изделий для упаковывания товаров; производство прочих пластмассовых изделий, а также фирменная торговля. ОАО «ТБЗ Усяж» является коммерческой организацией – юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать.
     Вследствие  жесткой конкуренции, высокой степени самортизированных основных средств, внедрения новых технологии в промышленности и уменьшением спроса на торфобрикетную продукцию, финансовые результаты работы предприятия невысоки. Один из путей увеличения прибыли предприятия — это освоение новых рынков сбыта продукции, увеличение объемов реализованной продукции. Разработка и внедрение рекомендаций по совершенствованию анализа реализации готовой  продукции  актуально и первостепенно для ОАО «ТБЗ Усяж». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Роль отгрузки и реализации продукции в условиях социально-ориентированной экономики рыночного типа
     1.1 Экономическая сущность отгрузки и реализации и их роль в управлении предприятием
     Процесс реализации общественного продукта обусловлен объективными экономическими законами развития производства, распределения и потребления в народном хозяйстве. Они предполагают пропорциональное развитие обоих подразделений общественного производства, производственной и непроизводственной сфер, а также соблюдение правильного соотношения между накоплением и потреблением при распределении и перераспределении национального дохода.
    Целью анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей  увеличения объемов реализации продукции  по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат - увеличение прибыли  предприятия.   Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. [1, с.36]
    Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция.
       Валовая продукция - это стоимость  всей произведенной продукции  и выполненных работ, включая  незавершенное производство.
       Товарная продукция отличается  от валовой тем, что в нее  не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.
    Реализованная продукция - это стоимость отгруженной  и оплаченной покупателями продукции. [1, с. 36]
     В состав продукции, работ, услуг входят: готовая продукция и полуфабрикаты собственного производства, работы и услуги промышленного характера, работы и услуги непромышленного характера, покупные изделия (приобретенные для комплектации), строительные, монтажные, проектно-изыскательские, геологоразведочные, научно-исследовательские, услуги по перевозке грузов и пассажиров в организациях транспорта, услуги по прокату легковых автомобилей и доставке (перегону) автомобилей, услуги организаций связи.
     В состав готовой продукции в отчетном месяце зачитываются лишь те изделия, которые оформлены приемо-сдаточными изделиями и сданы заказчику(на склад) или отражены до 24 часов последнего дня месяца. В случае двухсменного режима работы, при котором вторая смена заканчивается после 24 часов, а так же трехсменной, то в состав готовой продукции за отчетный месяц, если она выработана, принята в установленном порядке и сдана на склад (заказчику) или отгружена и оформлена соответствующими документами до 8 часов утра первого числа следующего за отчетным периодом (месяца).
      В настоящих условиях хозяйствования основное значение придается реализации продукции (работ, услуг) по договорам поставщикам - важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности организации. От объема реализации при прочих равных условиях зависит и величина прибыли организации - одного из показателей ее деятельности.
      Реализация  продукции (работ, услуг) является завершающей  стадией процесса кругооборота средств  предприятия, в результате чего готовые  изделия (работы, услуги) превращаются в деньги. Моментом реализации считается дата зачисления на расчетный (текущий) счет платежа от покупателя за отгруженную продукцию (работы, услуги), или дата отгрузки (отпуска) продукции (работ, услуг) и предъявления покупателям (заказчикам) расчетно-платежных документов. При расчетах в порядке плановых платежей моментом реализации считается дата отгрузки продукции потребителю.
     Реализация - основной  показатель деятельности предприятия. Планирование, прогнозирование процесса реализации начинается с обеспечения предприятия заказами и на их основе составления бизнес-плана по номенклатуре, являющегося основанием для организации производственного выпуска соответствующих видов продукции (работ, услуг). Заказы согласовываются с заказчиками продукции (работ, услуг) и поставщиками материалов. При этом, как известно, заключаются договора с покупателями, в которых указываются ассортимент, сроки отгрузки, количество и качество продукции, цена, форма расчетов, санкции за невыполнение договорных обязательств и другие условия. Невыполнение или недобросовестное выполнение обязательств по договорам поставок грозит предприятиям потерей потребителей продукции. Вся производственная политика предприятия должна строиться не на основе производственных возможностей предприятия, а на потребностях покупателей его продукции. [1, с. 36]
     Выручка является обобщающим показателем финансового  состояния, так как обеспечивает основной приток денежных средств. В рыночных условиях этот показатель обеспечивает тесные связи производителей и потребителей, учитывает их требования к количеству и срокам поставок продукции, обеспечивает стимул для систематического обновления номенклатуры продукции и повышения ее качества. [1, с. 36]
       Объем производства, и реализации  продукции являются взаимосвязанными показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
     Переход на рыночные отношения, когда предприятия  стали работать на хозрасчётной основе, показал руководителям предприятий, что для успешной реализации их продукции, в особенности на внешнеэкономических рынках, недостаточно её просто произвести. Хорошим доказательством этого служит то, что на многих предприятиях склады готовой продукции полностью заполнены изделиями, которые не могут найти своего покупателя, при этом повсеместно продаются товары импортного производства. Западные экономисты дают определение товара именно через его способность удовлетворять нужды покупателей.
     Таким образом, основополагающий тезис для  производителя, который хочет получить большую величину прибыли, должен выглядеть  примерно так: «Нужно производить не то, что можно произвести, а то, что можно продать».[9,с.6] То есть необходимо ориентировать выпускаемую продукцию на нужды потребителя. Продукция должна быть направлена на удовлетворение потребностей её потребителей. Продукция будет иметь тем больший успех на рынке, чем в большей степени она может удовлетворить запросы покупателей.
     Если  производитель хорошо поработал  над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования, то произведенные им товары будут реализованы полностью.
     Однако  экономическая ситуация, сложившаяся  в стране, привела к тому что, по данным Национального статистического комитета запасы готовой продукции в промышленности Беларуси за девять месяцев 2009 г. составили в фактических ценах более 6,159 трлн руб., или 77,8% среднемесячного объема производства.
     1.2 Значение, задачи и информационная база для анализа отгрузки и реализации продукции в современных условиях хозяйствования
     ОАО «ТБЗ Усяж» самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию (работы, услуги) и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников.
   В своей деятельности предприятия  обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.
Система хозяйствования, ориентированная на экономическую самостоятельность предприятий, на активное использование рыночных отношений, предъявляет ряд принципиально новых требований к работе объединений и предприятий, в частности, делает необходимым расчет альтернативных вариантов управленческих решений, их сравнительную оценку, выбор наиболее рациональных из них и определение последствий их реализации. Наибольшую важность при этом имеют финансово-экономические последствия предлагаемых решений, т.е. их воздействие на конечный финансовый результат - прибыль [10, с.209].
   В условиях перехода к рыночным отношениям объектом анализа является не просто производственный процесс, а получение заказа на производимую продукцию и ее оплата по согласованной с потребителем цене. При этом анализ производства и процесс изучения и оценки рынка (маркетинг) в равной мере влияют друг на друга. На начальном этапе перехода к рыночным отношениям, при ненасыщенности рынка любой производитель может продать то, что он произвел. Однако большую экономическую выгоду получит тот, кто употребит знание рыночной конъюнктуры при формировании производственной программы, ориентированной на продукцию повышенного спроса. Более высокая цена спроса определит большую прибыль. По мере насыщения рынка и удовлетворения количественного спроса, усиления конкуренции уже не производство, а сбыт будет определять цели предприятия. В конкурентной борьбе предприятие должно производить только то, что оно может продать, или же вообще ничего не производить. Изменение структуры и объема производимой продукции как фактор увеличения прибыли постепенно уступит место росту качества продукции как совокупности новых потребительских свойств товара: надежности, эффективности применения, удобству обслуживания, доступной цене.
   Таким образом, очевидна взаимосвязь выполнения планов производства, поставок и реализации продукции на рынке. В процессе комплексного анализа и реализации продукции можно выделить следующие основные этапы.
   Первый  этап базируется на маркетинге и связан с изучением спроса на производимую продукцию, анализом выполнения договоров  предыдущего периода с тем, чтобы определить, расширение или продление каких договоров при имеющихся ресурсах способно принести максимальную выгоду предприятию. [10, с. 210]
   Второй  этап сводится к выявлению дополнительных (по сравнению с предыдущим периодом) резервов использования основных средств, материальных и трудовых ресурсов с целью оптимизации объема и структуры производства в планируемом периоде под наиболее выгодные предложения о заключении договоров. Следует учитывать и поставку продукции для государственных нужд. Для этого необходимо своевременно получить информацию об объеме государственного контракта по конкретной продукции, рентабельности ее производства с учетом дополнительного стимулирования. В зависимости от того, как выполнение государственного контракта скажется на увеличении прибыли, предприятие должно организовать работу по заключению и исполнению других договоров. [10, с. 210]
   На  третьем этапе анализа отгрузки и реализации продукции делается оценка выполнения договоров по объему и ритмичности поставок, качеству и комплектности продукции. Определяются размеры потерь в результате несвоевременного или неполного выполнения обязательств по договорам и степень их влияния на основные экономические показатели деятельности предприятия: объем реализации, прибыль, рентабельность, производительность труда, фонд потребления. [10, с. 211]
   Четвертый этап состоит в установлении внутренних и внешних причин невыполнения договорных обязательств. Для внутризаводского стимулирования выполнения договорных обязательств цехами и службами используются дифференциальные шкалы премирования работников. При обнаружении внешних виновников нарушения договорных обязательств (поставщиков материалов и комплектующих, транспортных и других организаций), юридические и коммерческие службы предприятия должны добиваться полного возмещения виновниками всей суммы потерь из-за нарушения сроков и условий договоров [10, с.211].
      Документальным  оформлением результатов анализа  может быть: объяснительная записка, справка или заключение.
      Объяснительная  записка обычно составляется при  направлении результатов анализа в вышестоящую организацию. Ее содержание должно быть достаточно полным, т.е. кроме выводов о результатах хозяйственной деятельности и предложений по их улучшению, она должна содержать общие вопросы - экономический уровень развития предприятия, результаты выполнения планов.
       При оформлении записки особое  внимание нужно уделять предложению, которое вносится по результатам анализа, они должны быть обоснованными, и направлены на улучшение результатов хозяйственной деятельности.
       Содержание справки и заключения  в отличие от объяснительной  записки может быть более конкретным, акцентированным на отражении  недостатков или достижений.
   Темпы роста объема реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.
    Основными задачами анализа являются:
    оценка степени выполнения договорных обязательств по 
    поставкам продукции;

    определение влияния факторов на изменение величины 
    показателей отгрузки и реализации готовой продукции;

    выявление внутрихозяйственных резервов увеличения 
    реализации продукции;

    оценка равномерности и ритмичности поставок продукции;
    •   разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
     Источниками информации для проведения анализа  производства и реализации продукции на исследуемом предприятии  служат данные бухгалтерского учета о производстве продукции отдельными цехами (подразделениями), о поступлении на склад и реализации готовой продукции, ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал-ордер №11, карточка складского учета готовой продукции. При анализе выполнения плана производства и реализации продукции отдельными цехами, участками необходимую информацию можно получить из бизнес-планов предприятия, планов производственных участков, отчетов о работе цехов. Также использованы данные статистической отчетности  такие как: форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», форма 1п, «Отчет о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера» форма 12-п.
   1.3 Обзор нормативно-правовых актов по анализу отгрузки и реализации продукции
   В основу работы бухгалтера положено белорусское  законодательство. Оно постоянно развивается и совершенствуется, что вызывает необходимость его изучения в целях рационального и успешного применения на практике.
   Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.
   Основными нормативными правовыми актами, регулирующими  учет и анализ отгрузки и реализации готовой продукции являются:
   1. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 года (с изменениями и дополнениями). Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность. В соответствии с Законом метод определения выручки может быть пересмотрен при формировании учетной политики на следующий отчетный год. Согласно ст. 6 Закона изменения в учетной политики организации могут иметь место в случаях: реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации; изменения законодательства Республики Беларусь; изменения условий деятельности.
    Инструкция о порядке бухгалтерского учета материалов, 
    незавершенного производства, готовой и отгруженной продукции организациями промышленности, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерством экономики Республики Беларусь 31.12.2003 года №191/263. Данная инструкция устанавливает новый порядок расчета и отражения в учете изменения суммы отклонений в себестоимости остатков готовой продукции.

  3. Положение по бухгалтерскому  учету «Учетная политика 
организации», утвержденное постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 года №62. В соответствии с данным Положением изменения в учетной политике организации в целях обеспечения данных бухгалтерского учета должны вводиться с начала отчетного года, быть обоснованными и оформленными в соответствии с п. 12 данного Положения. Если изменения в учетной политике организации влияют на метод признания выручки «по оплате» меняется на метод «по отгрузке», то списание на счета учета реализации товаров, продукции, работ, услуг отгруженных до начала отчетного года, производится «по оплате» в течение первого квартала отчетного года.

   4. Основные положения по составу затрат, включаемых в 
себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденные постановлением Министерством экономики, Министерством статистики, Министерством финансов и Министерством труда Республики Беларусь от 30.10.2008.№210/161/151. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлению средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов (п. 3.3). Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет) исходя их 
условий хозяйствования и заключаемых договоров.

   5. Инструкция по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 №181. Выручка от реализации – денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции (работ, услуг) по ценам, тарифам в соответствии с договором. Выручка от реализации принимается к бухгалтерскому учету:
- в сумме,  исчисленной на момент ее признания  в соответствии с учетной политикой организации;
    по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
    в полной сумме дебиторской задолженности при продаже продукции и товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях отсрочки оплаты (коммерческий кредит).
     В случае изменения обязательств по договору первоначальная величина поступления и (или) дебиторской задолженности корректируется исходя из стоимости актива, подлежащего получению организацией. Выручка от реализации отражается в бухгалтерском учете на момент ее признания в соответствии с учетной политикой организации.
      6. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 года №218-3. В соответствии со ст. 298 денежные обязательства должны быть выражены в белорусских рублях. В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В этом случае подлежащая оплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единицах на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законодательством или соглашением сторон.
     Использование иностранной валюты, а также платежных  документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Республики Беларусь по обязательствам допускается в случаях, порядке и на условиях, определенных законодательством. [17, статья 298]
     7. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) 29 декабря 2009 г. № 71-З. При определении налоговой базы важным условием является момент фактической реализации объекта, согласно ст. 100 моментом фактической реализации является:
     Для плательщиков, у которых в соответствии с учетной политикой выручка  от реализации товаров в бухгалтерском учете определяется (признается) по мере отгрузки товаров момент фактической реализации товаров, определяется как приходящийся на отчетный период день отгрузки товаров. Днем отгрузки товаров признается дата их отпуска со склада, осуществленного в установленном порядке. Днем отгрузки товаров признается дата отгрузки товаров покупателю.
     Для плательщиков, у которых в соответствии с учетной политикой выручка  от реализации товаров в бухгалтерском  учете определяется (признается) по мере оплаты отгруженных товаров  момент фактической реализации товаров определяется как приходящийся на отчетный период день зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на счет плательщика, а в случае реализации товаров за наличные денежные средства – день поступления указанных денежных средств в кассу плательщика, но не позднее шестидесяти дней со дня отгрузки товаров. Днем зачисления денежных средств по договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга) признается дата оплаты фактором денежных требований без права регресса. Днем зачисления денежных средств по данному договору, когда условиями платежа предусмотрено право регресса, признается дата погашения уступленного денежного требования плательщиком (должником).[18, статья 110] 
 
 

     2 Методика анализа отгрузки и реализации продукции 

     2.1 Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции 

      Анализ  отгрузки и реализации продукции  тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам. Недовыполнение плана по договорам приводит к уменьшению выручки предприятия, прибыли, выплате штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта, что повлечет спад производства.
      Договора  на поставку в большинстве случаев  заключаются на квартал. Оценка выполнения договорных обязательств проводиться по кварталам и нарастающим итогом с начала года. Источниками информации для анализа являются договора на поставку по каждому покупателю (приложение А), форма 1-п, данные отгрузки по покупателям.
    Объем недопоставленной продукции определяется путем суммирования недопоставки по каждому договору и отражается в статистической отчетности по продукции в действующих отпускных ценах предприятия (без НДС, акцизов и других налогов, выплачиваемых из выручки). При анализе выполнения договорных обязательств по поставкам продукции необходимо руководствоваться Положением о поставках продукции производственно-технического назначения, Положением о поставках товаров народного потребления и другими локальными актами, регулирующими отношения по поставкам продукции, утвержденные в установленном порядке.
      Основным  документом, определяющим права и  обязанности сторон по поставке всех видов продукции, является договор. Договор или его условия, противоречащие законодательству, недействительны. Договор может быть изменен или расторгнут только по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законодательством. Изменение срока действия или расторжение договора оформляется дополнительным соглашением, подписывается сторонами.
    Сторона, получившая предложение об изменении  или расторжении договора или  о продлении срока действия договора, обязана дать ответ другой стороне не позднее 10 дней после получения предложения. В случае внесения в установленном порядке изменений в договор по срокам, количеству и ассортименту поставляемой продукции недопоставка в отчетном периоде не учитывается.
   Если  договором предусмотрен квартальный  срок поставки продукции (без указания внутриквартальных сроков) результаты выполнения обязательств по поставкам по этому договору определяются по итогам последнего месяца данного квартала. В данном случае в отчете по продукции за первые два месяца квартала недопоставка не отражается при условии, если в предыдущем квартале обязательства были исполнены полностью. Если в отчетном месяце недопоставка предыдущего квартала не была восполнена, ее необходимо отразить в отчете за первый месяц отчетного квартала. Аналогично определяются данные за второй месяц квартала.
   Количество  продукции, недопоставленное поставщиком  в одном периоде поставки, подлежит восполнению в другом в пределах действия договора по распределяемой продукции с учетом действующего лимита.
   По  соглашению сторон может быть установлен иной порядок восполнения недопоставленной продукции.
   Размеры недопоставленной продукции за отчетный месяц, квартал или иной период с  начала года определяется нарастающим  итогом по состоянию на последнее число соответствующего отчетного периода (с учетом недопоставки в предыдущем периоде и восполнения недопоставленной продукции в последующих) по количеству, срокам и ассортименту по каждому заключенному договору .[2, с.512]
   Не  учитывается в отчетном периоде  недопоставка, если потребитель (покупатель) отказался от восполнения недопоставленной в предыдущем периоде продукции.
   Досрочная поставка продукции может производиться  с согласия покупателя. Продукция, поставленная досрочно и принятая покупателем, засчитывается в выполнение поставки в последующем периоде, предусмотренном договором.
   Засчитывается в выполнение договора отчетного  года продукция, досрочно отгруженная в предыдущем году.
   Поставленная  продукция одного наименования, входящего  в данную номенклатуру (ассортимент), не засчитывается в покрытие недопоставки продукции другого наименования кроме случаев, когда поставка продукции произведена с предварительного письменного согласия покупателя или когда покупатель принял продукцию для использования. В указанных случаях недопоставленная продукция восполнению не подлежит.
   Объединения и предприятия промышленности, которые  состоят в договорных отношениях с снабженческо-сбытовыми, оптовыми, торговыми и другими организациями - покупателями, не являющиеся получателями продукции, и поставляет продукцию получателям по отгрузочным разнарядкам, выдаваемым объединениями, предприятиями и организациями, покупателями, определяют размер недопоставки исходя из количества, сроков и ассортимента продукции, предусмотренных к поставке каждому получателю в отдельности в соответствии с выданной разнарядкой, а не в целом по договору, заключенного с покупателем. Продукция, поставленная одному получателю сверх количества, предусмотренного на данный период в договоре или выданная в исполнение договора по отгрузочной разнарядке, а также продукция, поставленная не тому получателю, который указан в отгрузочной разнарядке,  не засчитывается в покрытие недопоставки продукции другим получателям, если иное не предусмотрено договором.
   Если  договором предусмотрено поставка по количествам и стоимости (сумме), то при отгрузке товаров в натуральном выражении в точном соответствии с условиями договора по количеству, качеству, комплектности и срокам поставки договорные обязательства считаются выполненными независимо от того, что общая сумма стоимости отгруженных товаров может быть ниже или выше договорной из-за снижения или повышения средней цены за единицу.[17, с.31]
   Датой (днем) исполнения обязательств по поставкам  продукции считается:
      день сдачи продукции органу транспорта или связи, 
      определяемый датой на транспортном документе или документе органа связи - при отгрузке продукции иногороднему получателю;

    дата приема-сдаточного акта или расписки в получении продукции - при сдачи продукции на склад получателя или изготовителя.
   По  соглашению сторон в договоре может  быть предусмотрен иной момент исполнения обязательств.
   Не  учитывается в отчетном периоде  недопоставка продукции в случае, если:
      в соответствии с договором отпуск (доставка) продукции получателю (потребителю) производиться по его требованию, а такое требование не было заявлено;
      потребитель (покупатель) отказался от получения отгруженной (доставленной) продукции или не выбрал ее со склада поставщика (изготовителя) в установленный срок, если договором предусмотрено выборка продукции покупателям и у поставщика была продукция, соответствующая установленным 
      требованиям;

      договором предусмотрено доставка поставщиком продукции на склад потребителя (покупателя). При отсутствии соответствующего уведомления потребителя (покупателя) доказательством отказа от получения доставленной согласно условиям договора продукции может служить отметка в товарно-транспортной накладной или составленном поставщиком акт;
      договором предусмотрено выборка продукции потребителем (покупателем). Недопоставка продукции не учитывается, если потребитель (покупатель) уведомил поставщика об отказе от выборки или в обусловленный договором срок не явился за получением продукции. Исключение из этого правила являются случаи, когда не выборка продукции имела место по причинам, зависящим от поставщика (например, несвоевременное извещение о готовности продукции к сдаче, если в договоре предусмотрено отправка такого извещения).[17, c.33]
   Продукция независимо от того, в каком году - текущем или предыдущем - была отгружена (отпущена) по заключенному договору, признанная в последствии несоответствующей ГОСТам (техническим условиям), условиям договора, учитывается как недопоставленная до ее замены (если потребитель не отказался от замены) или устранение недостатков, начиная с отчета за тот период, когда факт несоответствия ГОСТу (техническим условиям) признан поставщиком, органами арбитража, или когда получено предписание органов Белстандарта.
      При выявлении покупателем (получателем) в поступившей партии продукции  факта недостачи по сравнению  с ее объемами, указанными в отгрузочных документов поставщика, недостающая продукция учитывается как недопоставленная до восполнения ее поставщиком, начиная с отчета за тот период, когда факт недостачи подтвержден в установленном порядке решение суда или арбитражем, актом соответствующего контролирующего органа или признан грузоотправителем.
   Продукция отгружается получателю в соответствии с минимальными нормами отгрузки. Порядок поставки продукции и товаров ниже минимальных норм отгрузки устанавливается в договоре. В случае если в договоре не оговаривается поставка продукции ниже минимальных норм отгрузки, недоотгруженная продукция учитывается как недопоставленная .[2, с. 511]
   Анализ  реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставке продукции. Прежде всего необходимо проанализировать выполнение договорных обязательств за каждый месяц и нарастающим итогом с начала года. Источниками информации для анализа являются данные бизнес-плана о плановом выпуске продукции (приложение В ), выписка из ведомости №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» (приложение Г), а также данные отдела сбыта о недопоставках продукции в разрезе отдельных покупателей (приложение Д). Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции на ОАО «ТБЗ Усяж» за 2008 год представлен в таблице 2.1.
   В 2008 году плановое производство продукции  для заключения договоров предприятием ОАО «ТБЗ Усяж» составило8403 млн.р. Однако, как показали результаты анализа,  договорные обязательства по поставкам продукции в связи с наличием внешних и внутренних причин были выполнены на 99,61%. Сумма недопоставленной продукции в отчетном периоде составила 33 млн.руб.
      Вместе  с тем за первое полугодие 2008 года ( период январь – июнь) наблюдалось 100%-ое выполнение договорных обязательств. Однако в июле в связи с несвоевременным  завозом материалов предприятие  недопоставило продукции на сумму 9 млн.руб., что составило 1,3 % от величины обязательств, выполнив поставку на 98,7 % за месяц и на 99,82 % нарастающим  итогом с начала года.
     Таблица 2.1 - Выполнения договорных обязательств по поставкам продукции 

 
 
Отчетные  периоды
Производство  продукции для заключения договоров  по плану, млн. р Недопоставлено  продукции по договорным обязательствам, млн. р.  
Выполнение  договорных обязательств по поставкам  продукции
Сумма, млн.р. %
за  отчетный месяц (приложение  Б)
За период с  начало года (приложение Б) за отчет ный месяц
(приложение  Д)
За период с  начало года (приложение  Д)
за отчет ный месяц
(стр.1-стр3)
За период с  начало года (стр.2-стр4)
за отчет ный месяц (гр.5/
гр.1)
За период с  начало года (гр.6/ гр.2)
 
А 1 2 3 4 5 6 7 8
Январь 760 760 - - 760 760 100,00 100,00
Февраль 760 1520 - - 760 1520 100,00 100,00
Март 712 2232 - - 712 2232 100,00 100,00
Апрель 712 2944 - - 712 2944 100,00 100,00
Май 712 3656 - - 712 3656 100,00 100,00
Июнь 712 4368 - - 712 4368 100,00 100,00
Июль 690 5058 9 9 681 5049 98,70 99,82
Август 690 5748 - 9 690 5739 100,00 99,84
Сентябрь 755 6503 13 22 742 6481 98,28 99,66
Октябрь 755 7258 2 24 753 7234 99,74 99,67
Ноябрь 555 7813 - 24 555 7789 100,00 99,69
Декабрь 590 8403 9 33 581 8370 98,70 99,61
Примечание -  Источник: собственная разработка. 

     По  данным таблицы видно, что поставка продукции началась с января месяца и до июля месяца степень выполнение договорных обязательств составляла 100%. Однако, в июле месяце выполнение договорных обязательств по поставкам продукции составило 9 млн.руб. или 98,7% за отчетный месяц, а за период с начала года – 9 млн.руб. или 99,82%. В августе недопоставок продукции по договорным обязательствам не было. В сентябре неполная готовность партий продукции к отгрузке привела к выполнению договорных обязательств на 98,28% за месяц и на 99,66% нарастающим итогом с начала года. В итоге сумма недопоставки за сентябрь составила 13 млн.руб. или 1,72 %((13/755)•100%), за период с начала года – 22 млн.руб. или 0,34%((22/6503)•100%).Неплатежеспособность покупателей вызвала недовыполнение договорных обязательств в октябре и декабре на 2 млн.руб. или 0.26%((5/755)•100%). и на 9 млн.руб.или 1.5%((9/590)•100%). соответственно. Таким образом, процент выполнения – договорных обязательств по поставкам продукции за декабрь составил 98,7%, за период с начала года – 99,61%.
      Для более детального анализа необходимо рассмотреть выполнение договорных обязательств по поставкам продукции  в разрезе отдельных покупателей  с разбивкой по кварталам. Источником информации для анализа являются данные отдела сбыта о недопоставках продукции отдельным контрагентам  ( приложение Е). Анализ выполнения договорных обязательств ОАО «ТБЗ Усяж» представлен в таблице 2.2.
     Таблица 2.2 - Выполнение договорных обязательств по поставкам продукции отдельным покупателям  

Потребитель Первый  квартал Второй  квартал Третий  квартал Четвёртый квартал
За год  
предусмотрено по договорам, млн.р. фактически  засчитано поставок, млн.р. выполнено договорных обязательств, % предусмотрено по договорам, млн.р. фактически  засчитано поставок, млн.р. выполнено договорных обязательств, % предусмотрено по договорам, млн.р. фактически  засчитано поставок, млн.р. выполнено договорных обязательств, % предусмотрено по договорам, млн.р. фактически  засчитано поставок, млн.р. выполнено договорных обязательств, % предусмотрено по договорам, млн.р. фактически  засчитано поставок, млн.р. выполнено договорных обязательств, %
А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Жодинская ТЭЦ 125 125 100,00 - - - 206 201 97,57 93 93 100,00 424 419 98,82
Смол. гортоп - - - - - - 185 185 100,00 175 168 96,00 360 353 98,06
ЖКХ - - - - - - 129 118 91,47 112 112 100,00 241 230 95,44
 

Продолжение таблицы 2.2
А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Паркетный завод 114 114 100,00 112 112 100,00 58 52 89,66 - - - 284 278 97,89
Силикатный  завод - - - 102 102 100,00 - - - 145 143 98,62 247 245 99,19
ЖБИ 98 98 100,00 125 125 100,00 - - - 174 172 98,85 397 395 99,50
Прочие 1895 1895 100,00 1797 1797 100,00 1557 1557 100,00 1227 1227 100,00 6476 6476 100,00
Всего 2232 2232 100,00 2136 2136 100,00 2135 2113 98,97 1900 1889 99,42 8403 8370 99,61
Примечание -  Источник: собственная разработка. 

     Как свидетельствуют данные аналитической  таблицы,  в третьем квартале 2008 года выполнение договорных обязательств в связи с неполной готовностью партий продукции к отгрузке, а также недостатками в работе отдела сбыта в целом по предприятию составило 98,97 %. Недопоставка продукции за указанный период  Жодинской  ТЭЦ составила 5 млн.руб., ЖКХ - на 11 млн.руб., и Паркетному заводу - 6 млн.руб., что привело к выполнению обязательств перед этими субъектами на 97,57 %, 91,47 % и 89,66 % соответственно.
      В четвертом квартале в связи с  неплатежеспособностью покупателей, а также низким качеством поставляемых материалов предприятие не выполнило  обязательства по поставкам продукции  перед Смол. ГорТОП
на 7 млн.руб., или 4 % , ЖБИ на 2 млн.руб., или 1,15 %, Силикатному  заводу на 2 млн.руб., или 1.38 %. Это привело к выполнению договоров в четвертом квартале в целом по предприятию на 99,42 %.
      Таким образом, выполнение обязательств перед  Жодинской ТЭЦ за год в связи с недопоставкой продукции на 5 млн.руб., или 1,18 % , составило 98,82 %. Смол. гортоп было недопоставлено продукции на сумму 7 млн.руб., или 1,94 %, договорные обязательства за год выполнены на 98,06 %. Перед ЖКХ недовыполнение договорных обязательств составило 11 млн.руб., или 4,56 %. Выполнение обязательств перед Паркетным заводом в связи с недопоставкой продукции на сумму 6 млн.руб., или 2,11 %,  составило 97,89 %. Обязательства перед Силикатным  заводом и ЖБИ за год выполнены на 99,19 % и на 99,5 % соответственно. Данным покупателям за отчетный период недопоставлено по договорам продукции на сумму 2 млн. руб., что составило 0,81 % и 0,5 % соответственно.
      Договорные  обязательства на поставку продукции  перед прочими покупателями выполнены  полностью.
      Недовыполнение  плана по договорным обязательствам проводит к уменьшению выручки предприятия, его прибыли выплате штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции  предприятие может потерять рынки  сбыта, что повлечет спад производства.
      Различают внутренние и внешние причины  невыполнения договорных обязательств по поставкам продукции. К внутренним причинам относят:
      причины, связанные с отделом снабжения (несвоевременное оформление заявок; несвоевременный завоз материалов, комплектующих, полуфабрикатов; замена материалов);
      причины, связанные с производством (производственный брак, нарушение технологической дисциплины, простои, недостаток энергии);
      причины, связанные с работой отдела сбыта (неполная готовность партии товара к отгрузке, недостаток складских помещений, возврат продукции, нарушение сроков оформления документов на отгрузку, несвоевременное согласование замены поставок).
      Среди внешних причин недовыполнения договорных обязательств по поставкам продукции  выделяют изменение плана поставок, состава покупателей, отказ покупателя от продукции, низкое качество поставляемых материалов, полуфабрикатов, отказ  от поставок материалов, не выделение  авто и железнодорожного транспорта.[6, с.349]
      С целью выявления видов продукции, которая в отчетном периоде  систематически недопоставлялась, заказчиков, а также  причин, по которым срываются планы  поставок, предусмотренные по договору, производится анализ недопоставки продукции на ОАО «ТБЗ Усяж», представленный в таблице 2.3.
     Таблица 2.3 - Анализ недопоставки продукции по видам продукции, покупателям, причинам 

Наименование  видов продукции Сумма недопоставки, млн.р. Наименование  покупателя Причины недопоставки
А 1 2 3
 
Торф
2 Смол. ГорТОП Нарушение поставщиком  обязательств по поставкам необходимых  материалов
 
Продолжение таблицы 2.3
А 1 2
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.