На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы организации управленческого учета на предприятии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
курсовая  работа
по  дисциплине «Бухгалтерский (управленческий) учет»
на  тему: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уфа - 2009
Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Управленческий  учет на предприятии — это система, обеспечивающая руководящее звено фирмы информацией, необходимой для принятия решений и эффективного управления.
     Одна из самых важных и наиболее часто встречающихся причин недостаточно успешного развития компании состоит в том, что ее руководители просто не знают, какой из видов деятельности или отделов наиболее прибылен и, что самое важное, почему.
     Актуальность данной темы заключается в том, что правильно поставленный управленческий учет позволяет получить информацию, необходимую для расстановки приоритетов в деятельности фирмы и планирования дальнейшей работы, предоставляет базу для оценки перспективности открывающихся возможностей и снабжает механизмами контроля за исполнением принятых решений.
     Несмотря  на то, что для многих бухгалтеров, финансовых специалистов и руководителей термин «управленческий учет» перешел в разряд хорошо знакомых и часто употребляемых, пока большинство директоров и руководителей финансовых служб отечественных компаний не представляют себе реальных преимуществ, которые дает правильное использование управленческого учета, зачастую отождествляя его с финансовым учетом, предназначенным для удовлетворения информационных потребностей налоговой инспекции, инвесторов или акционеров.
     Кстати, нет единства в понимании круга  задач управленческого учета  и у экспертов: одни считают, что в круг вопросов входит предоставление учетной информации всем потребителям вне рамок государственной системы бухучета, то есть как раз акционерам и кредиторам в том числе. Другие обращаются к мировому опыту: на Западе система учета подразделяется, как правило, на две подсистемы — внешнюю, финансовую, и внутреннюю, управленческую (производственную, эксплуатационную). Такое разделение обусловлено различием в целях и задачах внешней и внутренней бухгалтерии.
     На  российских предприятиях многие главные  бухгалтеры, как правило, занимаются традиционным бухгалтерским учетом. Управленческий учет на большинстве предприятий не ведется или развит очень слабо. Многие его элементы входят в наш объединенный бухгалтерский учет (учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции), в оперативный учет (оперативную отчетность), в экономический анализ (анализ себестоимости продукции, обоснование принимаемых решений, оценка выполнения плановых заданий и др.). Вместе с тем, отечественная учетная практика еще не увязана с маркетингом, и в ней не определяются отклонения фактических затрат от прогнозных, а также не используется такая категория, как будущий рубль и т.п.
     Таким образом, целью курсовой работы является рассмотрение проблем, возникающих при организации управленческого учета на предприятии. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1) Необходимо определить сущность управленческого учета на Западе, рассмотрев сходства и различия между ним и финансовым учетом;
2) Рассмотреть  особенности управленческого учета на российских предприятиях;
3) Выделить проблемы организации управленческого учета на российских предприятиях и возможные пути их решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Понятие управленческого учета

1.1 Что понимают под  управленческим учетом  в экономически  развитых странах

     В экономически развитых странах вся система бухгалтерского учета делится на финансовый и управленческий. В общем виде это можно представить в виде следующего рис. 1.
     

Рис. 1. Составные  части бухгалтерского учета
     Управленческий  учет охватывает все виды учетной  информации, необходимой для управления в пределах самого предприятия.
     Между управленческим и финансовым учетом много общего, поскольку оба они  используют информацию учетной системы  предприятия. Одним из разделов этой системы является производственный учет, в котором накапливаются данные по затратам на производство, необходимые как в финансовом, так и в управленческом учете. Например, данные производственного учета обычно используются, чтобы помочь специалистам в установлении цены на производимую продукцию, и это - применение информации в управленческом учете. Те же данные производственного учета используются для оценки запасов при составлении баланса предприятия, а это - уже применение их для целей финансового учета.
     Рассмотрим  основные черты и характеристики управленческого учета:

1) Цель учета

     Управленческий  учет представляет собой основную систему коммуникаций внутри предприятия. Его цель - обеспечить соответствующей информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных показателей. Управленческий учет обеспечивает сбор и обработку информации в целях планирования, управления и контроля в рамках данной организации.

2) Источники информации

     Для управленческого учета источниками информации, кроме данных учетной системы предприятия, служат сведения о нормах расхода материальных ресурсов, технологических отходов, исследования о ситуации на рынке, отчеты о проведении научно-исследовательских работ, возможности использования их результатов в соответствующих условиях производства, размеры штрафных санкций при невыполнении сторонами пунктов хозяйственных договоров и др.

3) Обязательность ведения учета

     Вести или не вести управленческий учет - решает руководство самого предприятия. Никакие посторонние органы или организации не имеют права указывать, что надо или чего не надо делать. Поэтому нет смысла в сборе и обработке информации, ценность которой для управления ниже затрат на ее получение.

4) Основные пользователи информации

     Управленческий  учет можно, соответственно, назвать внутренним учетом. Его результаты используются только управленческим персоналом предприятия. Это своего рода “кухня” предприятия, где готовятся материалы для менеджеров.

5) Правила ведения учета

     Нормы и правила ведения управленческого учета устанавливаются самим предприятием. Управленческий аппарат организации может следовать любым внутренним правилам учета в зависимости от полезности этих правил. Основной аргумент в обосновании правил управленческого учета - есть ли от этого польза.

  6) Формы представления информации

     Результаты  управленческого учета могут быть представлены в произвольной форме, обязательных форм, бланков не существует.

7) Основные объекты учета

     Управленческий  учет обычно включает в себя информацию о деятельности отдельных подразделений предприятия: отделов, цехов, участков, рабочих мест. Объектом учета также может выступать отдельная управленческая задача, определенная область деятельности.

8) Способы отражения учетной информации

     Регистрация управленческой информации не обязательно должна опираться на систему двойной записи, накапливаться на счетах Главной книги. В управленческом учете может использоваться любая система, которая является полезной для сбора и анализа информации.

9) Измерители учетной информации

     В управленческом учете пользуются всеми видами измерителей: натуральными, трудовыми, денежными.

10) Принципы учета

     Управленческий  учет общепринятых принципов не имеет, главное - простота и удобство в использовании.

11) Периодичность составления отчетов

     В управленческом учете отчеты могут составляться ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально и ежегодно. Срок представления таких отчетов устанавливается непосредственно руководством предприятия, строгой периодичности здесь нет. Главное, чтобы отчет был полезен пользователю и получен им в нужное время.

12) Отношение ко времени совершения информации

     Целью управленческого учета является выработка рекомендаций на будущее на основе анализа происшедших явлений.
     Финансовый  учет показывает, “как это было”, а управленческий - “как это должно быть”. Вот почему управленческий учет иногда называют прогнозным учетом.

13) Степень надежности информации

     Управленческий  учет в большей мере имеет дело с операциями, относящимися к будущему времени, поэтому информация в управленческом учете может иметь вероятностный и субъективный характер.
     Вопросы организации управленческого учета  на предприятиях в настоящее время выходят на передний план в связи с переходом в области бухгалтерского учета на международные стандарты. Руководителям предприятий и главным бухгалтерам необходимо четко представлять подсистему управленческого учета, ее функции, задачи, построение.
     В международной практике управленческий учет включает: планирование, учет, анализ, регулирование и контроль. Отсюда следует, что управленческий учет расширяет финансовый и применяется, прежде всего, для отражения внутренних операций предприятия. Он предназначен для агентов предприятия и его администрации в области управления. Следовательно, управленческий учет - это стратегия и тактика внутреннего управления деятельностью предприятия.

     Так как информация, подготовленная управленческим учетом, должна рассматриваться в свете ее конечного влияния на принятие решений, то необходимым условием для правильного восприятия управленческого учета является понимание процесса принятия решений.
     Прежде  чем принять правильное решение, необходимо определить цель и руководящее направление, которые помогут принимающим решение оценить предпочтительность одного варианта действий перед другим. Следующий этап принятия решений заключается в поиске ряда возможных вариантов действий, направленных на достижение поставленных целей. Для правильного выбора вариантов действий необходимо иметь информацию об ожидаемой конъюнктуре и изменении экономической обстановки. После того, как необходимая информация собрана, администрация предприятия должна решить, какие варианты действий предпочтительней. На практике принятие решения - это сравнительная оценка альтернативных вариантов действий и выбор варианта, который в наибольшей степени отвечает целям предприятия.
     Выбранные варианты действий являются отправной  точкой для принятия организационных мер по выполнению избранного курса действий и получению ожидаемого результата.
     Для реализации выбранных решений и  осуществления контроля за их выполнением составляется смета, которая является концентрированным документом, где отражаются замыслы предприятия и ожидаемые результаты.
     Последними  этапами процесса управления являются контроль и регулирование деятельности предприятия с целью безусловного выполнения избранных вариантов действий.
     Перечисленные функции управления обслуживает  система бухгалтерского учета и, в частности, управленческий учет. Поскольку  управленческий учет принимает непосредственное участие в выполнении этих функций, его первоочередной задачей является подготовка и представление необходимой информации для осуществления администрацией предприятия своих управленческих функций.
     Таким образом, управленческий учет можно определить как систему планирования, учета, контроля, анализа и оценки информации о затратах и результатах деятельности как всего предприятия, так и его отдельных структурных подразделений с целью принятия оперативных (тактических) и прогнозных (стратегических) управленческих решений.

1.2 Особенности управленческого учета на российских предприятиях

     На  организацию управленческого учета  на российских предприятиях существенно повлияли особенности отечественного бизнеса. Большинство средних отечественных компаний представляют собой неформальные холдинги, то есть совокупность организаций, которые юридически совершенно независимы друг от друга, но на деле принадлежат одному собственнику и управляются общим менеджментом. Для снижения рисков (в случае возможных попыток агрессивного поглощения, исков со стороны кредиторов, каких-то проблем с налоговыми и другими государственными органами) организации, входящие в такие холдинги, как правило, поделены на три условные группы:
    компании-активодержатели, на балансах, которых учитываются недвижимость и наиболее ценные объекты основных средств;
    компании-операторы, осуществляющие производственную деятельность, арендуя при этом на льготных условиях основные средства у фирм-активодержателей;
    технические фирмы, используемые для управления денежными потоками и оптимизации налогообложения.
     Бухгалтерский и налоговый учет в таких компаниях, как правило, отлажен и вполне устраивает налоговую инспекцию, но не позволяет получить важную информацию, необходимую руководству компании. Для того чтобы владельцы и менеджеры холдинга имели объективное представление о работе своей компании, на предприятии ведется управленческий учет, в котором отражается только реальная информация (Как правило, сегодня этот учет производится только на основе данных о движении денежных средств. Однако для принятия грамотных управленческих решений не менее важна информация о реальных финансовых результатах). Нужно заметить, что такой подход к управленческому учету справедлив для любых компаний: от больших официальных холдингов до совсем маленьких фирм, не имеющих холдинговой структуры.
     И в российской, и в международной  практике именно на базе данных управленческого учета принимаются управленческие решения, осуществляются контроль за текущей деятельностью и планирование. Однако очевидна и разница между западным и российским подходами: на Западе акцент делается на термине "управленческий", а в нашей стране - на термине "учет". Это объясняется тем, что на западных предприятиях управленческий учет используется для анализа, планирования и более точного принятия решений, а на российских - для получения достоверных, прозрачных и объективных данных (на Западе с этими задачами справляется финансовый (бухгалтерский) учет).
     На  российских предприятиях управленческий учет - это, прежде всего, система сбора и анализа информации о деятельности предприятия, которая полно и объективно отражает результаты его хозяйственных операций и ориентирована на потребности руководства и собственников компании. И лишь во вторую очередь эта система используется для управления затратами на уровне центров ответственности и видов деятельности.

1.3 Основные принципы организации управленческого учета на российских предприятиях

     Поскольку у российских предприятий система управленческого учета, как уже говорилось, ориентирована на отражение и накопление информации, она должна основываться на базовых бухгалтерских принципах.
     Правила управленческого учета могут  базироваться на международных стандартах финансовой отчетности (МСФО), зарубежных национальных стандартах (US GAAP, UK GAAP и т. д.), российских правилах ведения бухгалтерского учета. Выделим наиболее важные, по мнению автора, бухгалтерские принципы, которые нужно перенести в систему управленческого учета. Итак, при организации управленческого учета целесообразно применять следующие основные принципы и методы:
    двойной записи;
    отражения фактов хозяйственной деятельности в том периоде, когда они произошли (метод начисления);
    существенности (должна отражаться только существенная информация); представления правдивой информации;
    баланса между выгодами и затратами
    выгоды, извлекаемые из информации, должны быть больше затрат на ее получение);
    приоритета содержания над формой (операции должны отражаться в учете исходя из их экономической сути, а не из юридического содержания);
    соответствия (отнесение расходов к доходам, для получения которых эти расходы и были произведены).
     Поскольку управленческий учет регулируется только внутрикорпоративными нормами и предназначен исключительно для внутренних пользователей, то целесообразно утвердить указанные принципы приказом руководства и принять их в качестве основополагающих правил управленческого учета.

Глава 2 Проблемы организации управленческого учета на предприятии

     Нужно отметить, что при внедрении на предприятии управленческого учета  почти всегда возникают серьезные  трудности, вызванные самыми разнообразными причинами. В качестве основных можно  выделить следующие:

2.1 Центры ответственности

     Нежелание руководителей центров ответственности своевременно предоставлять полную информацию о деятельности своих подразделений.

2.2 Отсутствие единой системы

     Отсутствие локальной компьютерной сети, единой системы документооборота, четкой организационно-функциональной структуры.

2.3 Непонимание роли управленческого учета сотрудниками предприятия

      Нежелание отдельных сотрудников перестраивать свою деятельность, заполнять различные управленческие отчеты из-за непонимания роли управленческого учета.

2.4 Дефицит квалифицированных специалистов

      Дефицит квалифицированных специалистов, обладающих знаниями, как в управленческом, так и в бухгалтерском и налоговом учете.

2.5 Соперничество

      Противодействие работников финансовой бухгалтерии, которым специалисты по управленческому учету часто представляются профессиональными конкурентами.

2.6 Отсутствие четко прописанной методологии и плана действий по внедрению

     Очень распространены ситуации, когда управленческий учет в компании организуется совершенно спонтанно: руководитель дал указание типа «со следующего месяца ведите управленческий учет и готовьте бюджет». При этом ни у кого из участников проекта нет ни четкого понимания того, что такое управленческий учет, ни опыта реализации проектов внедрения. Но – указание получено, и его нужно выполнять. И вот начинается внедрение учета «от сохи»: разработка форм, которые давно уже придуманы другими специалистами, поиск компромисса между возможностями бухгалтерской программы и требованиями руководителя, исправление ошибок на стадии анализа готовых документов.

2.7 Отсутствие принципиального разделения бухгалтерского и управленческого учета

     Самая большая ошибка, которую только можно  совершить в ходе реализации проекта  внедрения. Дело в том, что исключительно на данных бухгалтерского учета не может быть построена ни одна нормальная система учета управленческого. Причин этому две: российское законодательство, вступающее иной раз в конфликт со здравым экономическим смыслом, и российская практика ведения бизнеса, предусматривающая множество нетипичных операций по оптимизации налогообложения: работа в «сером поле», использование компаниями налогосберегающих схем с использованием цепочек юридических лиц с запутанными, непрозрачными отношениями между ними и т.п.. Приведем пример. Фактически компания едина, но формально разделена на 2 юридических лица: юридическое лицо А осуществляет производственную и торговую деятельность, а юридическое лицо Б, работающее по упрощенной системе налогообложения, оказывает ему услуги, например, по уборке производственных помещений. В данном случае компания в целом экономит на налогах, поскольку общая налоговая нагрузка на юридическое лицо Б значительно ниже (за счет сниженной ставки ЕСН). Однако при этом возникает методологическая проблема: юридическое лицо А, на базе бухгалтерии которого создается консолидированная отчетность, проводит услуги Б как «уборка помещений», хотя на самом деле это «заработная плата обслуживающего персонала», а метод распределения на себестоимость продукции расходов на уборку помещений и заработной платы существенно различаются. Соответственно налицо необходимость формирования себестоимости «с нуля» в управленческом учете.

2.8 Проблема учета финансово – хозяйственных операций или автоматизация учета

     Какой величины не было бы предприятие, к  какой отрасли оно не относилось бы, все равно оно сталкивается с проблемой учета финансово-хозяйственных операций. В своевременном и корректном получении этой информации заинтересованы в первую очередь учредители и руководители подразделений предприятия, поэтому при выборе системы учета они отталкиваются от ее функциональности. Очень часто финансовый директор или даже руководитель предприятия стоит перед выбором, в какой программе вести управленческий учет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3 Пути решения проблем управленческого учета

3.1 Центры ответственности

Центр ответственности — структурный  элемент предприятия, в пределах которого менеджер ответственен за целесообразность понесенных расходов.
     Центр ответственности представляет собой  часть системы управления предприятием и, как любая система, имеет вход и выход. Вход - это сырье, материалы, полуфабрикаты, затраты труда и разных услуг. Выходом для центра ответственности является продукция (услуги), которая идет в другой центр ответственности или реализуется на сторону. В этих условиях деятельность каждого центра ответственности может быть оценена с точки зрения эффективности функционирования.
     Цель  учета по центрам ответственности  состоит в обобщении данных о  затратах и результатах деятельности по каждому центру ответственности с тем, чтобы возникающие отклонения можно было отнести на конкретное лицо. Система, которая строится на составлении отчетов об исполнении бюджета (планов), где сравниваются фактические и плановые данные, называется учетом по центрам ответственности.
     С позиции управления деление организации  на центры ответственности должно отвечать следующим основным требованиям:
    центры ответственности необходимо увязать с производственной и организационной структурой предприятия;
    во главе каждого центра ответственности должно быть ответственное лицо - менеджер; в каждом центре ответственности должен быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения затрат;
    необходимо четко определить сферу полномочий и ответственности менеджера каждого центра ответственности. Менеджер отвечает только за те показатели, которые он может контролировать;
    менеджеры центра ответственности должны принять участие в проведении анализа деятельности центра за прошлый период и составлении планов (бюджетов) на предстоящий период.
     Кроме того, при делении организации  на центры ответственности необходимо учитывать социально-психологические  факторы, которые могут повлиять на мотивацию руководителей соответствующих центров.
     На  производственных предприятиях для успешного применения управленческого учета центры ответственности необходимо классифицировать исходя из следующих признаков:
    объема полномочий и ответственности;
    функций, выполняемых центром.
     Центры  ответственности, исходя из объема полномочий и ответственности, подразделяются на центры затрат, выручки и прибыли. Кроме того, управленческий учет допускает возможность формирования центров инвестиций.

3.2 Отсутствие единой системы

     Наличие выделенных ресурсов. Необходимо безусловно, так как создание системы управленческого учета само по себе является весьма серьезной задачей и требует приличных затрат как времени, так и денег, особенно в крупных организациях со сложной структурой. И если сотрудники компании более или менее загружены своими основными обязанностями, не стоит надеяться, что они, даже будучи хорошими специалистами, смогут построить эффективную систему управленческого учета «в свободное время».
     Если  руководство все-таки решилось на непростой, недешевый и небыстрый процесс  создания систем управленческого учета, то «в конце пути» его ждет ни с чем не сравнимое ощущение управляемой организации — как от хорошей машины с исправно работающими приборами и гидроусилителем руля, который заставляет механизм чутко и точно реагировать на малейшее движение рук.

3.3 Непонимание роли  управленческого  учета сотрудниками  предприятия

     Активное  участие высшего руководства  компании. К сожалению, зачастую именно эта компонента является камнем преткновения на пути организации управленческого учета. Нередко руководитель фирмы считает, что «специалисту виднее», как поставить управленческий учет.
     Это в корне неверное предположение, так как УУ делается с целью  удовлетворения информационных потребностей руководителей, принимающих решения, и в первую очередь — для высшего менеджмента компании. А значит, для правильной постановки управленческого учета специалист должен знать, о чем руководители компании хотят получить информацию. И уже основываясь на этом, строить систему УУ.
     Таким образом, на этапе постановки задачи УУ участие высшего руководства необходимо для понимания специалистом как структуры и целей, преследуемых компанией, так и информационных потребностей руководства.
     В дальнейшем участие высшего руководящего звена совершенно необходимо для  преодоления естественного сопротивления менеджеров среднего уровня и исполнителей при построении и отладке системы: практика показывает, что среднестатистический руководитель среднего уровня как минимум пассивно сопротивляется построению управленческого учета. Ведь в случае успеха мероприятия руководство получает точный и жесткий механизм контроля и оценки его деятельности, что для большинства исполнителей нежелательно как минимум из-за психологического дискомфорта.
     Они зачастую просто не понимают, зачем  нужны мероприятия по созданию СУУ, и неохотно предоставляют запрашиваемую информацию, либо предоставляют сведения неверные или неполные, искажающие картину дел.

3.4 Дефицит квалифицированных  специалистов

     Предприятию необходимы хорошие специалисты. Прежде всего, следует искать экспертов, имеющих опыт постановки именно управленческого учета. Не нужно обманываться относительно опыта работы бухгалтером: для данной цели такой опыт сам по себе почти ничего не значит. То же самое, хотя и в меньшей степени, относится к опыту работы финансовым менеджером, так как в некоторых российских компаниях финансовые менеджеры занимаются по большей части бухучетом, а финансовые директора являются скорее «политическими» фигурами.
     Возможно, стоит даже предпочесть не имеющих  опыта выпускников экономических вузов или бизнес-школ, в которых прилично преподавали управленческий учет (отдельным курсом или набором курсов).
     В некоторых случаях имеет смысл  нанять консалтинговую компанию. Но при  этом нужно иметь в виду, что  организациям свойственно меняться, а для лишенного стандартов управленческого учета одним из основных определяющих факторов является структура компании. Если ваша система управленческого учета не будет меняться вместе с организацией, она просто потеряет свою эффективность, превратившись в еще один источник неоправданных затрат.
     Следовательно, единожды воспользовавшись услугами консультантов, вы в дальнейшем будете вынуждены  или прибегать к ним снова  и снова, или, в конце концов, нанять собственных специалистов.

3.5 Соперничество

     Чтобы минимизировать возможные проблемы, постановку управленческого учета следует осуществлять по прямому распоряжению владельцев компании и ее высшего руководства. Руководить постановкой управленческого учета должен непосредственно финансовый директор.
     Перед внедрением управленческой учетной  системы целесообразно проводить разъяснительную и консультационную работу с персоналом, а затем оформлять приказ по предприятию, подписанный руководителем, который обяжет сотрудников и начальников всех подразделений выполнять мероприятия, необходимые как для постановки учета, так и для его дальнейшего функционирования.

3.6 Отсутствие четко прописанной методологии и плана действий по внедрению

     Для предотвращения подобных ситуаций необходимо подходить к проекту внедрения системно. Первое, что необходимо сделать, – определить цели проекта и изложить их на бумаге. Затем под эти цели нетрудно будет сформировать состав проекта: документооборот, бюджетирования, блок управленческой отчетности – то, что необходимо каждому конкретному предприятию. Следующим шагом должна стать детализация каждой из составляющих частей управленческого учета и ее анализ на предмет целесообразности внедрения (с точки зрения стоимости, трудозатрат и принципиальных возможностей компании).

3.7 Отсутствие принципиального разделения бухгалтерского и управленческого учета

В этой связи, очевидно, что при построении системы управленческого учета  необходимо четко проанализировать «точки расхождения данных» с бухгалтерским учетом и учесть эти точки при проектировании учетного контура.
     Все это позволит наиболее эффективно организовать постановку управленческого учета на предприятии, благодаря чему руководство сможет лучше отслеживать состояние своего бизнеса и принимать более обоснованные управленческие решения.

3.8 Проблема учета финансово – хозяйственных операций или автоматизация учета

Любой руководитель, а тем более учредитель хочет видеть результаты деятельности предприятия в целом, а также в разрезе различных отделов, филиалов или различных направлений деятельности.
В настоящее  время многие предприятия используют тем или иным образом программы, автоматизирующие управленческий учет и формирование управленческой отчетности.
Эти программы  можно условно разделить на 5 групп, которые одновременно являются и своего рода этапами автоматизации:
1.Электронные таблицы (Excel, Lotus и т.д.).
2.Программы бухгалтерского учета с возможностью ведения в них управленческого учета.
3.Программы, написанные собственными силами (макросы в Excel, SQL Server)
4.Профильные программы для управленческого учета.
5.ERP-системы, в рамках, которых используется блок по ведению управленческого учета. 


ГЛАВА 4. Практическое задание (1 вариант)

Задание 1

    Предприятие производит кирпич строительный. Производство кирпича осуществляется в четырех производственных цехах - переделах основного производства:
    -   1-ый передел производит добычу  глины;
    -   2-ой передел осуществляет формовку  кирпича-сырца;
    -   3-ий передел - сушку кирпича;
    -   4-ый передел - обжиг кирпича.
    Также имеется вспомогательное производство, которое состоит из трех цехов:
    -   ремонтный цех производит ремонт  и наладку оборудования основного  и вспомогательных производств, зданий и помещений по заводским заказам;
    -   автотранспортный цех оказывает  автотранспортные услуги внутри  предприятия;
    -   котельная производит выпуск горячей воды для обслуживания (отопления) всех подразделений предприятия.
    На  основе данных сгруппируйте затраты на производство по статьям калькуляции и экономическим элементам.
Таблица 1. Затраты  на производство
№ п/п Наименование  расходов Сумма, руб.
1 2 3
1 Топливо и энергия  на технологические цели 15805
2 Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования 25343
3 Материальные  затраты 50289
4 Общехозяйственные расходы 2670
5 Отчисления  на социальные нужды 16679
6 Потери от брака 1090
7 Сырье и основные материалы 21255
8 Вспомогательные материалы 4905
9 Амортизация основных фондов 15468
10 Затраты на оплату труда 30109
11 Общепроизводственные  расходы 10083
12 Основная з/плата  производственных рабочих 22890
13 Дополнительная  з/плата производственных рабочих 1908
14 Прочие затраты 2951
15 Отчисление  на социальное страхование 9547
16 ИТОГО 230992
 
    Решение
Таблица 2. Затраты на производство по экономическим элементам
№ п/п Элементы затрат Сумма, руб.
1 Материальные  затраты  50289
2 Амортизация основных фондов 15468
3 Затраты на оплату труда  30109
4 Отчисления  на социальные нужды  16679
5 Прочие затраты 2951
  Всего 115496
 
 
      В таблице  мы группируем затраты. Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов, кроме того, при ее использовании не обеспечивается получение детальной информации о расходах организации по элементам затрат. Данная группировка не всегда обеспечивает необходимую точность расчетов величины элементов.
Таблица 3. Затраты  на производство по статьям калькуляции
№ п/п Статьи расходов Сумма, руб.
1 Сырье и  основные материалы  21255
2 Вспомогательные материалы  4905
3 Топливо и энергия на технологические цели 15805
4 Основная  ЗП производственных рабочих 22890
5 Дополнительная  ЗП производственных рабочих 1908
6 Отчисления  на социальное страхование  9547
7 Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования 25343
8 Общехозяйственные расходы 2670
9 Общепроизводственные  расходы 10083
10 Потери  от брака 1090
11 Внепроизводственные расходы 0
  Всего 115496
 
      При группировке по статьям калькуляции  затраты объединяются по направлениям их использования, по месту их возникновения: непосредственно в процессе изготовления продукции, в обслуживании производства, в управлении предприятием и т.д. Классификация затрат по статьям калькуляции позволяет определить себестоимость единицы продукции, распределить затраты по ассортиментным группам, установить объем расходов по каждому виду работ, производственным подразделениям, аппарату управления, выявить резервы снижения затрат.

Задание 2

 
    На  основании данных для выполнения задания составить ведомости  учета затрат по цехам вспомогательного производства и исчислить себестоимость горячей воды, транспортных работ, заказов по ремонту.
    Решение
Услуги котельной  по плановой себестоимости оцениваются  из расчета:
14 руб. за 1 тыс. м 3 горячей воды, а также используя данные таблицы:
№ п/п  
Цехи  потребители
Горячая вода, тыс. м3 Услуги а/тр-а, тыс. т/км
1 Основное производство: 1-ый предел
2-ой предел
3-ий предел
4-ый предел
450 40
190
130
90
76,3 28,5
16,2
13,2
18,4
2 Вспомогательное производство: - ремонтный цех
- котельная
- гараж
100 60
-
40
5,4 2,7
2,7
-
3 Заводоуправление 50 1,0
  Итого Себестоимость единицы услуг, руб.: 600 82,7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 4. Ведомость  учета затрат по котельной
    КОТЕЛЬНАЯ  
№ п/п Статьи расходов Сумма,руб.
1 Отпущены материалы  на содержание помещений (всего): 320
2 Израсходовано (всего): 4900
3 Начислена заработная плата (всего): 1770
4 Начислена амортизация  по основным средствам (всего): 235
5 Получено энергии (всего): 460
6 Услуги автотранспортного  цеха 405
  ИТОГО 8090
  себестоимость 1 тыс. м 3 13,48
  отклонения  0,52
Услуги автотранспортного  цеха 2,7 *150= 405 руб..  

          По данным таблицы 4 можно рассчитать себестоимость 1 м3 горячей воды. Нам известно общее потребление горячей воды: 600 м3. Таким образом, себестоимость 1 м3 будет равна 8090/600=13,48 руб., а услуги котельной по плановой себестоимости оцениваются  из расчета 14 руб.  за 1 тыс. м3 горячей воды. Отклонение фактической себестоимости от плановой составляет  0,52 руб.. Отклонение получилось положительное, следовательно котельная не приносит нам убытков.
                  Отклонения = 14 – 13,48 = 0,52 за 1 тыс.т.Км 

Таблица 5. Ведомость  учета затрат  по автотранспортному  цеху
  ГАРАЖ  
№ п/п Статьи расходов Сумма,руб.
1 Отпущены материалы  на содержание помещений (всего): 640
2 Израсходовано (всего): 6400
3 Начислена заработная плата (всего): 2900
4 Начислена амортизация  по основным средствам (всего): 440
5 Получено энергии (всего): 830
6 Услуги котельной 840
  ИТОГО 12050
  себестоимость 1 тыс. т. Км. 145,71
  отклонение  4,29
 
 
    Себестоимость = Итого расходов / Себестоимость единицы услуг = 12050/82,7 = 145,71 руб. за 1 тыс. т. Км
    Услуги  автотранспортного цеха по перевозке  угля по плановой себестоимости оцениваются  из расчета 150 руб. за 1 тыс. т. км. Отклонения = 150 – 145,71 = 4,29 руб.
                                              

Таблица 6. Ведомость учета и распределения  общепроизводственных расходов ремонтного цеха по заказам(по элементам затрат),руб
№п/п Статья расходов Кредит счетов
Материалы Расчет с персоналом по оплате труда Расчет по социальному страхованию и обеспечению Вспомогательное производство Износ основных средств Прочие счета Итого
1 Сырье и материалы 100 0 0 0 0 0 100
2 Топливо 0 0 0 0 0 0 0
3 Энергия 550 0 0 0 0 0 550
4 Зарплата рабочих  и отчисления на социальное страхование 0 450 117 0 0 0 567
5 Общепроизводственные  расходы 0 0 0 1245 350 0 1595
6 Итого: 650 450 117 1245 350 0 2812
 
    Общепроизводственные  расходы (кредит вспомогательное производство) = Услуги котельной + Услуги автотранспортного цеха = 840 + 405 = 1245 руб. 
 

Таблица 7. Ведомость распределения стоимости услуг котельной и автотранспортного цеха
№ п/п Цехи потребители Горячая вода, Услуги  автотранспорта, тыс. т/км
тыс. м3
Кол-во тыс. м3 Сумма, руб. Кол-во тыс. т/ м3 Сумма, руб.
1 Основное производство: 450 6300 76,3 11445
1-ый  предел
2-ой  предел
3-ий  предел
4-ый  предел
2 Вспомогательное производство: 100 1400 5,4 810
- ремонтный  цех
- котельная
- гараж
3 Заводоуправление 50 700 1 150
4 Итого: 600 8400 82,7 12405
Себестоимость единицы услуг, руб.   13,48   145,71
 
Услуги котельной  по плановой себестоимости оцениваются  из расчета:
14 руб. за 1 тыс. м 3 горячей воды.
Услуги автотранспортного  цеха по перевозке угля оцениваются из расчета:
150 руб. за 1 тыс.  т. Км. 

  

Таблица 8. Затраты на оказание услуг вспомогательными производствами
№ п/п Статьи расходов Сумма,руб.
1 1-ый передел 4835
2 2-ой передел 5090
3 3-ий передел 3800
4 4-ый передел 4020
  ИТОГО 17745
 
Таблица 9. РЕМОНТНЫЙ ЦЕХ
№ п/п Статьи расходов Сумма,руб.
1 заказ 101 2602,81
2 заказ 102 209,19
  ИТОГО 2812,00
 
Таблица 10.   Ведомость распределения стоимости услуг котельной и автотранспортного цеха
№ п/п № заказа Основная  зарплата производственных рабочих, тыс руб Основное  сырье и материалы, тыс руб Итого: Коэффициенты распределения Общепроизводственные расходы, тыс руб
(гр.3 + гр.4)тыс.руб.
1 2 3 4 5 6 7
1 101 1235 2000 3235 0,9256 2602,81
2 102 155 105 260 0,0744 209,19
Итого 1390 2105 3495 1 2812
 
     Общепроизводственные  расходы распределяются относительно основной зарплаты производственных рабочих  и основного сырья и материалов, используя коэффициент распределения. Он находится как отношение затрат на материалы и оплату труда по конкретному заказу к общей сумме общепроизводственных расходов.
     Коэффициента распределения для заказа 101 рассчитывается: 3235/3495 = 0,9256, а для заказа 102 необходимо 1- 0,9256 = 0,0744.
     Общепроизводственные  расходы (итого) берутся из предыдущей таблицы.
     По  условию, в отчетном месяце выполнены заказы №102, 103, а заказы № 101 и 104 переходят на следующий месяц, таким образом необходимо рассчитать: 
 
 

Таблица 11. Карточка учета затрат на производство по заказам,руб
Заказ №101                                
Показатели Сырье и материалы Возвратные  отходы Основная з/плата  производственных рабочих Дополнительная  зарплата производственных рабочих Отчисления  на соц. страхование Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования Общепроизводственные расходы Потери от брака Общехозяйственные расходы Итого
Остаток на начало месяца 950 0 584 47 243 0 920 0 0 2744
Затраты на месяц 1050 80 651 52,08 183 0 2602,81 0 0 4618,691
Итого затрат с остатком 2000 80 1235 99,08 426 0 3522,81 0 0 7362,691
Списано на: 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
себестоимость брака
себестоимость готовой продукции 2000 80 1235 99,08 426 0 3522,81 0 0 7362,691
Остаток на конец месяца 2000 80 1235 99,08 426 0 3522,81 0 0 7362,691
 
     Дополнительная  з/плата производственных рабочих ремонтного цеха в текущем месяце составляет 8 % от основной з/платы производственных рабочих.
     Отчисления  на соц. Страхование = (Основная з/плата производственных рабочих + Дополнительная зарплата производственных рабочих) * 26 %
     Остаток на конец месяца =  Остаток на начало месяца + Затраты на месяц 

Таблица 12. Карточка учета затрат на производство по заказам,руб
Заказ №102                                
Показатели Сырье и материалы Возвратные  отходы Основная з/плата  производственных рабочих Дополнительная зарплата производственных рабочих Отчисления  на соц. страхование Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования Общепроизводственные расходы Потери от брака Общехозяйственные расходы Итого
Остаток на начало месяца 115 -10 55 5 23 0 92 0 0 280
Затраты на месяц 0 0 100
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.