На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Совместимость свойств темперамента в супружеских парах

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 62. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М.А.Шолохова 

Факультет психологии
Кафедра общей и практической психологии 
 
 
 
 
 

Старовойтова  Татьяна Александровна
 
«Совместимость  свойств темперамента                             в супружеских парах» 
 

  Выпускная квалификационная  работа 
 
 
 
 
 

                                                                                           

                                                                           Науч.руков.:
                                                                           Доктор  психологических наук,                      
                проф.  Камалетдинова 
                Зульфия Фаридовна 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Москва, 2012 г. 

Оглавление
Введение  …………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы исследования свойств 
 темперамента…………………………………………… 7

      Проблема и метод исследования ………………………… 7
      Темперамент и характер………………………………….. 9
      Типология темпераментов И. Канта и В. Вундта……… 11
      О темпераменте с точки зрения высшей нервной 
      деятельности………………………………………………. 15

      Современное описание темпераментов…………………. 18
      Темперамент и семья ……………………………………… 21
Глава 2. Проблема совместимости  в психологической  науке. 41              
2.1. Понятие совместимости……………………………………. 41
2.2. Уровни совместимости и основные проблемы,
      возникающие на каждом уровне…………………………. 47
2.3.  Совместимость супругов и различные подходы к
      изучению  супружеской совместимости………………… 71
Глава 3. Экспериментальное  исследование о совместимости
            свойств темперамента в супружеских  парах……… 86
3.1. Психодиагностическое исследование, направленное на
      выявление взаимосвязи между типом темперамента и
      совместимостью  в супружеской паре (констатирующий
      эксперимент)………………………………………………… 86
3.2. Формирующий эксперимент………………………………. 94
3.3. Контрольный эксперимент……………………………….. 111
Заключение ………………………………………………………. 115
Список  литературы…………………………………………….. 118
Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

     Изучение  вопросов, так или иначе связанных  с семейными отношениями, началось еще в древности. Еще тогда  мыслители предпринимали первые попытки изучения семьи. С тех времен и на протяжении всего развития общества менялись взгляды людей на то, какими должны быть семейные отношения, какую роль они играют в жизни людей, изменилась система ценностей и социальных норм семьи и брака. Неизменным было и остается то, что семья играет важную роль во всех сферах жизни человека.
     Брак  и семья относятся к числу  таких явлений, интерес к которым  всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении управлять  их развитием имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.
     Многие  психологи считают, что супружеская  совместимость — важнейшее условие  стабильности и благополучия супружеской пары. Совместимость отчасти определяется ее исследователями через удовлетворенность: «Если для сработанности симпатия — второстепенный элемент оценки взаимодействия, то для совместимости симпатия (как удовлетворенность отношениями) — главный элемент».
     «Совместимость  может быть описана в основном двумя характеристиками, включаемыми  в аффективный компонент взаимодействия: показателями субъективной удовлетворенности  партнером (психологический признак) и показателями эмоционально-энергетических затрат индивида, участника общения (физиологический признак). При этом эмоциональный фон отношений сопровождается некоторыми, может быть, максимально эмоционально-энергетическими затратами общающихся партнеров». В условиях неформализованных отношений (интимно-эмоциональных) оптимальным взаимодействием будет такое, которое характеризуется максимальной удовлетворенностью партнеров взаимоотношениями, длительностью связи, частотой контактов.
     Актуальность  выбранной темы определена современной  статистикой разводов в семьях. Несходство характеров является одной из наиболее частых причин разводов. Так распадается примерно 1/3 семей. И «несходство характеров» - не только формальная причина распада семьи. Эта формулировка имеет и свое психологическое содержание, которое может быть охарактеризовано через понятие психологическая совместимость. Каждый человек проявляет себя через индивидуальные особенности личности, которые обнаруживают себя в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения. Если люди в семье не могут согласовать свои мнения и предпочтения, если у них возникают конфликты и непонимания – все это говорит о несовместимости этих людей и распаду их отношений.
     Большинство ученых считают, что существование  семьи без конфликтов невозможно. А это значит, что конфликт не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент семейной жизни, который дает выход напряженности, энергии деятельности, порождая тем самым разные семейные изменения.
     В отечественной литературе изучением совместимости с общетеоретических позиций занимались такие авторы, как Бодалев А.А. (1995), Гозман Л.Я. (1987), Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. (1979), Кричевский Р.Л. (1979), Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. (1983), Обозов Н.Н. (1969, 1976, 1979, 1981, 1990), ОбозоваА.Н. (1981), Платонов К.К. (1975) и др.  
Проблемам совместимости в супружеских парах были посвящены статьи Калмыковой Е.С. (1983), Навайтиса Г.А. (1983), Обозова Н.Н. (1982), Обозовой А.Н. (1982, 1984), Олейника Ю.Н. (1986), Севериной А.Ф. (1985), а также разделы в работах Бодалева А.А. (1995), Захарова А.И. (1981), Гребенникова И.В. (1991), Дружинина В.Н. (1996), Ковалева СВ. (1988), Сысенко В.А. (1981, 1983, 1989), Харчева А.Г., Мацковского М.С. (1978).

     Возникновение конфликтной ситуации в семье может быть во многом обусловлено несовместимостью типов темперамента ее членов. Несовпадение темперамента супругов может создавать определенные трудности в их взаимоотношении. Об индивидуальности темпераментальных данных нужно помнить при общении в конфликтной ситуации - резкое требование, иногда допустимое в отношении сангвиника и флегматика может вызвать взрыв негодования у холерика и состояние угнетенности у меланхолика.
     Разрешение  взаимосвязи между типом темперамента, совместимостью супругов  и способом выхода из конфликтной ситуации в семье и определяют основную проблему исследования - определение наиболее оптимальных способов выхода из конфликтной ситуации для членов семьи с различным типом темперамента.
     Цель  исследования - определить роль темперамента в совместимости супругов,  в возникновении и разрешении конфликтов в семье.
     Объект  исследования - семейные отношения между супругами.
     Предмет исследования – совместимость супругов в конфликтной ситуации, её зависимость от типа темперамента.
     Гипотеза  - предполагаем, что повышение степени совместимости супругов и выбор способа поведения в конфликте между супругами зависит от типа темперамента.
     Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
    Подобрать и проанализировать источники современной психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов по вопросу: « Совместимость супругов в семье», «Влияние типа темперамента на способ разрешения конфликта в семье». Раскрыть сущность понятий «совместимость супругов в семье», «конфликты в семье», определить их структуру и функции;
    Раскрыть сущность понятий «темперамент», определить его типы, и дать им характеристику;
    Охарактеризовать сущность, структуру и функции семейного конфликта, рассмотреть способы разрешения конфликтов в семье;
    Составить и апробировать программу, направленную на развитие межличностных отношений и повышение совместимости  между супругами.
     Методы  исследования:
      анализ психолого-педагогической литературы;
      тестирование.
     Практическая  значимость состоит в составлении программы, направленной на развитие межличностных отношений и повышение совместимости между супругами.
 
 

Глава 1. Теоретические  основы исследования свойств темперамента
      Проблема и метод исследования
     На  протяжении истории своего изучения темперамент всегда связывался с  органическими основаниями или физиологическими способностями организма. [1] Факт индивидуального различия между людьми впервые был превращен в предмет научного анализа великим греческим ученым Гиппократом (IV век до н. э.), который показал, что основным условием существования организма являются данные в нем в определенной пропорции и питающие его четыре жидкости (гумор).
            На основе гуморальной теории  Гиппократа, в зависимости от  того, какая из жидкостей преобладает в организме, были установлены четыре типа темперамента: сангвинический, меланхолический, флегматический и холерический. Эта классификация темпераментов до сегодняшнего дня не потеряла своей силы [1]. Само слово «темперамент» имеет латинское происхождение и означает «надлежащее соотношение частей, соразмерность». Гиппократовско-галеновское описание темпераментов исходило из того, что состояние человека, его физическое здоровье и психический склад определяется соотношением в организме четырех элементов. Гиппократ представлял себе эти элементы как разные жидкости – кровь, флегму, желтую и черную желчь. Гален видел в них четыре субстанции – твердое, жидкое, горячее и холодное. Преобладание одного из, элементов формирует соответствующий темперамент (сангвинический, холерический, меланхолический или флегматический).    
     Не  вызывают спора  основные признаки издревле установленных темпераментов. Различие во мнениях сказалось в вопросе объяснения, понимания темпераментов, установления их психологических и физиологических механизмов.
     Один  ряд ученых считает темперамент  врожденным биологическим свойством организма — темперамент представляется как свойство какого-либо отдельного  биологического процесса или целостной конституции организма, как свойство, проявляющееся в переживаниях и поведении личности. Некоторые исследователи причиной индивидуальных различий считают гуморальную систему (Гиппократ, Аристотель, Гален), а другие — особенность кровообращения (Геллер, Шталь, Лесгафт) или же процесс обмена веществ в организме (Фулье), конституцию (Галь, Виренице, Галес, Де-Джиовани, Сиго, Кречмер, Шельдон), неврологические процессы (Эрисберг, Генле, Зеланд), особенности высшей нервной деятельности      (И. П. Павлов и его школа).
     В противоположность биологической точке зрения, были выдвинуты психологические теории, согласно которым темперамент является не врожденным, биологическим свойством организма, находящим соответствующее выражение в мире переживаний человека, а врожденным свойством собственно души, психики (Платнер, Кант, Вундт, Гефтинг, Штерн и др.). Согласно психологическим теориям, темперамент связан с организмом. Эта связь принципиально не отличается от природы связи других свойств личности с организмом.
1.2. Темперамент и характер
        Одной из старейших проблем изучения характера является выявление связей между характером и темпераментом. Хотя и сейчас есть попытки сводить характер к темпераменту, все же большинство ученых считает, что темперамент является лишь природной основой характера. Многими исследованиями было показано, что если в раннем детстве у человека дает себя знать значительная зависимость характера от темперамента, то позже, с развитием личности, взаимосвязь между ними меняется. Характер приобретает все большее значение, преобразуя темперамент, который выступает теперь главным образом лишь как особенность эмоциональной и двигательной сферы и дает о себе знать, прежде всего, в определенной эмоциональной направленности свойств характера, особенностях выразительных движений и действий, скорости различных личностных проявлений, протекания  психических процессов [9].
           Поскольку формирование особенностей  темперамента есть процесс, в  огромной степени зависящий от  развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.
            Но, темперамент, ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.
             Включаясь в развитие характера,  свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем воспитании у человека с нервной системой слабого типа может образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при «тепличном», изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении человека не обязательно говорит о холерическом темпераменте. Оно может быть следствием недостатков воспитания. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого — другие.[6] 

1.3. Типология темпераментов И. Канта и В. Вундта  

     Вундт использовал в своей типологии  представление о четырех типах  темперамента, выделенных в свое время  древнегреческим философом и  врачом Гиппократом (V-IV вв. до н.э.) и подробно описанных и названных древнеримским врачом Галеном (II в.).               
     Концепция четырех темпераментов оказалась  чрезвычайно жизнеспособной. На протяжении последующих восемнадцати веков  менялись представления о механизмах формирования типов темперамента: возникали их гуморальные обоснования, различия между типами относили к возбудимости различных тканей, к величине мозга и к морфологии нервов, к деятельности эндокринной системы, наконец, к свойствам нервной системы человека. Однако в течение всего этого времени синдромы психологических свойств, составляющие тот или иной тип темперамента, не подвергались сомнению.
     В конце XVIII в. основатель немецкой классической философии Иммануил Кант представил в своей «Антропологии» (1798) формальное описание четырех типов темперамента[7]. 

Сангвинический - темперамент человека веселого нрава
(dcs Leichtblutigen)
     Это человек - беззаботный, полный надежд; каждой вещи он на мгновение придает  большое значение, а через минуту уже перестает о ней думать. Он честно обещает, но не держит своего слова, так как он до этого недостаточно глубоко обдумал, в состоянии ли он сдержать его. Он достаточно добродушен, чтобы оказать помощь другому, но, он плохой должник и всегда требует отсрочки. Он хороший собеседник, шутит, весел, готов ничему в мире не придавать большого значения, и все люди ему друзья. Работа его скоро утомляет, но он без устали занимается тем, что, в сущности, есть только игра, ибо игра всегда связана с переменами, а выдержка не по его части. 

Меланхолический - темперамент человека мрачного нрава
(des Schwerblutigen)
     Человек, расположенный к меланхолии, придаст  всему, что его касается, большое  значение, везде находит поводы для  опасений и обращает внимание, прежде всего на трудности, тогда как  сангвиник, наоборот, начинает с надежды на успех; поэтому первый думает настолько же глубоко, насколько второй поверхностно. Он с трудом дает обещание, ибо не может его не исполнить, но сомневается, в состоянии ли он его исполнить. И все это у него объясняется не моральными причинами, а тем, что противоположное доставляет ему неприятность, и именно поэтому он становится озабоченным, недоверчивым и полным сомнений, а из-за этого и мало восприимчивым к веселью.  

Холерический - темперамент человека
вспыльчивого (des Warmblutigen)
     О ком говорят, что он горяч, вспыхивает быстро, как солома, но при уступчивости других скоро остывает. В его гневе  нет ненависти, и он любит другого  тем сильнее, чем скорее тот ему  уступает.  Его деятельность быстра, но непродолжительна. Он деятелен, но неохотно берет на себя дела именно потому, что у него нет выдержки; вот, почему он охотно делается начальником, который руководит делами, но сам вести их не хочет. Поэтому его господствующая страсть — честолюбие; он охотно берется за общественные дела и желает, чтобы его громогласно хвалили. Он любит, поэтому блеск и помпезность церемоний, охотно берет под свою защиту других и с виду великодушен, не из любви, однако, а из гордости, ибо себя самого он любит больше. — Он следит за порядком и кажется, поэтому умнее, чем он есть. Он любит располагать средствами, он вежлив, натянут и напыщен в обхождении.  

Флегматический - темперамент хладнокровного
(des Kaltbliitigen)
     Флегма  как слабость — это склонность к бездеятельности, нежелание браться  за дело, даже если побуждения к этому очень сильны. Нечувствительность к побуждениям представляет собой добровольную бесполезность, и его склонности направлены только на насыщение и сопротивление.
     Флегма  как сила — это способность приходить в движение хотя и нелегко и не быстро, но зато надолго. Он нелегко приходит в гнев, а сначала колеблется, следует ли ему сердиться; холерик же пришел бы в бешенство, что не может твердого человека вывести из равновесия.
     Хотя  он и лишен блеска, но зато исходит  из принципов, а не из инстинктов. Его удачный темперамент заменяет ему мудрость, и даже в обыденной жизни его часто называют философом. Своим темпераментом сангвиник превосходит других, не задевая их тщеславия. Он, обладая непреклонной, но благоразумной волей, умеет приспособить их волю к своей [7].
              Два типа темперамента (сангвинический  и меланхолический) Кант рассматривает  как темпераменты чувства, два  другие (холерический и флегматический)  как темпераменты действия.
     Вундт предположил, что в основе тех  психологических свойств, сочетания которых образуют разные типы темперамента, лежат две базовых характеристики, связанные с динамикой протекания эмоциональных процессов. Одной из этих характеристик является сила эмоциональных реакций, второй – уровень стабильности эмоциональных реакций. Сильные эмоциональные реакции в сочетании с эмоционально нестабильностью способствуют образованию тех психологических свойств, которые обычно приписывают холерическому темпераменту. Нестабильность в сочетании с невысокой силой эмоциональных реакций свойственна обладателям сангвинического синдрома свойств и т.д.        Таким образом, Вундт отходит от чисто описательных типологий темперамента, вводя две психологические характеристики, которые, в принципе, могут быть объектом экспериментального исследования. И сила, и стабильность эмоциональных реакций могут быть измерены в психологическом эксперименте и, значит, отнесение индивида к тому иди иному типу темперамента может теперь основываться не только на умозрительных заключениях, но и на объективных данных. 

1.4. О темпераменте с точки зрения высшей нервной деятельности  

     И. П. Павлов и его сотрудники,  изучая условно-рефлекторные  реакции собак, часто обращали внимание на индивидуальные различия в их поведении. Эти различия проявлялись, прежде всего, в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных реакций — положительных и тормозных, — их интенсивность, способность к адекватному реагированию на изменения раздражителей, общее поведение в экспериментальной ситуации и т.п.
     И.П. Павлов  выдвинул гипотезу о том, что в их основе «лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов — возбуждения и торможения». К этим, свойствам относятся: сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.
     Указанные свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации; таким  образом, получается так называемый тип нервной системы, или тип  высшей нервной деятельности. Эта  схема иллюстрирует павловское деление  на четыре типа нервной системы.
        Выделенные И. П. Павловым типы нервной системы не только по своему числу, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента. Сравнивая свои типы нервной системы с типологией Гиппократа — Галена, великий русский физиолог описывает их следующим образом: 
      
Типы  нервной системы  по И. П. Павлову
 
    Сильный, уравновешенный,  подвижный тип сангвиник. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием незначительной подвижностью. Поэтому сангвиник — человек быстрый, легко приспосабливающийся изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.
    Сильный, уравновешенный, инертный тип-— флегматик. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Будучи с точки зрения подвижности противоположностью сангвиника, флегматик реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения; подобно сангвинику, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.
    Сильный, неуравновешенный  тип с преобладанием возбуждения холерик. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.
    Слабый тип меланхолик. Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью, как процесса возбуждения, так и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивны, заторможены. Для них воздействие сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.
     По  мнению Павлова, свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является не чем иным, как психическим проявлением общего типа нервной системы. В другом месте И. П. Павлов подчеркивает, что типы нервной системы, установленные в  исследованиях на животных, могут быть распространены и на людей: «Очевидно, эти типы есть то, что мы называем у людей темпераментами» [3].  
 

1.5. Современное описание темпераментов

           Темперамент – это внешнее  проявление типа высшей нервной  деятельности человека, и поэтому  в результате воспитания, самовоспитания  это внешнее проявление может  искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента.
            Типы темпераментов коротко можно  охарактеризовать следующим образом.
            Холерик – человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике. жестах; нередко – вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.
           Сангвиник – человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое.
           Меланхолик – человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства.
            Флегматик – человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти не проявляются.
     Более подробное описание темпераментов приведено ниже.
     Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладание возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к проявлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
     Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманы, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.
     Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив, эмоции проявляются замедленно; обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.
     Меланхолик – человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, поэтому в стрессовых ситуациях могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, встревожен, у него могут возникать невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности [2].
1.6. Темперамент и семья 
     Каждый  тип темперамента связан с определенным поведением человека, проявляется в  его действиях и поступках. Сочетание различных типов темперамента может послужить причиной постоянных конфликтов в семье. Рассмотрим все типы.
     Холерик. Это легко увлекающийся человек, с бурными эмоциональными проявлениями. Энергично берется за любое дело, но быстро остывает. Быстро двигается, быстро действует. Не может долго заниматься однообразной работой. Часто способен отвлекаться, переключаться с одного дела на другое.
     Холерик не может слушать спокойно и внимательно  собеседника. Способен прервать разговор, вмешиваться в разговор других людей. Говорит громко и быстро.
     Такой человек способен в порыве гнева  накричать на собеседника, оскорбить  его, но быстро успокаивается и как, ни в чем не бывало, может начать снова разговаривать с человеком, с которым недавно отчаянно ругался. Холерик в любом деле хочет получить быстрый результат. Также ему обязательно нужен успех. Если этого не происходит, холерик может отключиться и выполнять работу кое-как.
     Такой человек быстро обучается новому делу. Он энергичен, упорно стремится  к цели, может легко и быстро справляться с заданием, смысл которого ему понятен и интересен конечный результат.
     У холерика часто меняется настроение, он может быть невыдержанным и  вспылить по пустяковому поводу. Если ему кто-то пытается в резкой форме  указывать на ошибки, он начинает злиться, скандалить. Если такой человек чувствует, что скандалом можно добиться удовлетворения своих потребностей, он будет стремиться к ним и специально устраивать ссоры.
     Флегматик. По характеру спокойный и уравновешенный. В конфликтных ситуациях невозмутим и молчалив. Его душевное состояние нелегко понять и невозможно почувствовать. Он крайне редко сам бывает инициатором конфликта. Производит впечатление «толстокожего». Часто не умеет общаться, медлителен в обществе и дома. При ограничении времени на работу не достигает успеха. Совершенно естественно, что если такого человека ругать за медлительное поведение и наказывать за это, он начнет чувствовать себя ущербным и верить, что неспособен к деятельности. Так развивается неуверенность в своих силах и усугубляется настрой на неуспех.
     При принуждении такие люди начинают верить, что они хуже всех справляются  с заданием. Вся деятельность превращается в безрадостную обязанность, причиняющую  постоянные страдания.
     Флегматики  старательны, добросовестны. Их трудно включить в работу: такой человек долго обдумывает дело, прикидывает, медленно приступает к нему. Но если он берется за дело, то обязательно доводит его до конца и действует с рвением, прилежанием. Но его нельзя обвинять в медлительности, нельзя подгонять в работе.
     Такого  человека труднее убедить в изменениях, производимых в работе, также он сложнее понимает новшества в  его деле. Поэтому взаимодействие с ним требует терпения и выдержки.
     Флегматик надежен в любом деле. За работу, которую ему поручили, можно быть спокойным. Но он быстро теряет веру в себя, поэтому часто становится неудачником, не подготовленным к творческой деятельности.
     Флегматики  всегда консерваторы. Они стремятся  сохранить сложившийся стиль  и условия жизни. Часто боятся перемен. Флегматик не способен к бурному проявлению чувств. Его отпугивают резкие перепады настроения, хотя он способен к преданной и сильной любви. Флегматик любит, находиться в одиночестве: никто не мешает ему думать, не торопит, не отвлекает. Он освобождается от отрицательных эмоций, которые вызывают люди, не считающиеся с особенностями его темперамента. Положительные качества, которыми обладают флегматики: трудолюбие, аккуратность, добросовестность, терпение, воля, выдержка, усидчивость.
     Меланхолик. Впечатлительный, ранимый, глубоко переживающий обиды человек. Он часто замкнут, застенчив,  стеснителен, необщителен. Когда меланхолик расстроен, он может совершить непредсказуемый поступок. В стрессовых ситуациях у такого человека парализуется воля, он становится скованным, порой невменяемым. Плохо контролирует свое поведение в этом состоянии.
     Часто у таких людей развивается  подозрительность, боязнь общения, стремление к одиночеству.
     При обиде происходит сильное волнение. Нередко у меланхолика занижена самооценка. Не любит изменений в своей жизни, так как боится, что люди вызывающе будут вести себя с ним, нанесут ему обиды.
     Люди  такого темперамента чувствуют себя комфортнее, увереннее, если окружающие не насмехаются над ними, не высказывают  недоброго отношения. В такой обстановке они бывают активны, энергичны. Достигают значительных результатов в деятельности. Их надо оберегать от психических травм.
     Боязнь  обид и упреков вызывает у меланхолика  потребность добросовестно и  эффективно работать. Сам никогда  не будет искать повода для ссоры, не станет провоцировать конфликт, так как нуждается в обстановке, лишенной психотравмирующих факторов.
     Сангвиник. Энергичный человек. Подвижный и в то же время уравновешенный, спокойный, он часто улыбается, действует открыто и доброжелательно. Сангвиник — оптимист, он страстно любит жизнь во всех ее проявлениях. Всегда чем-либо занят, не сидит без дела. Занимается часто любимым делом, то есть имеет хобби, которому уделяет все свободное время.
     Такой человек часто является душой  компании, он коммуникабелен, легко сходится с людьми. Всегда может увлеченно рассказывать о своих интересах, полагая, что это будет интересовать окружающих. К неудачам относится легко, часто не конфликтует, но может высказать претензии, если почувствует, что его ущемляют в деле, которое его интересует. Иногда слушает только себя, не обращая внимания на упреки супруга. Считает, что это пустяки.
     Типы  темперамента нельзя разделять на положительные  и отрицательные. Тем более что  людей с чистыми темпераментами не бывает, и в процессе взросления людей их темпераменты подвергаются изменениям. Но знание темперамента позволяет понять поведение вашего партнера в семье, помогает правильно выбрать средство общения. Определив тип темперамента, также можно сделать прогноз относительно особенностей взаимоотношений, скорректировать поведение супругов.
     Например, если оба флегматики, жизнь обязательно  будет стабильной. Такие пары редко  разлучаются, разводятся. В таких  семьях редко случаются конфликты. Но они часто могут находиться в состоянии холодной войны, поэтому необходимо избегать затяжных недомолвок.
     Если  же только один из супругов флегматик, а другой холерик или сангвиник, то конфликт может возникнуть из-за того, что флегматик не способен бурно проявлять чувства и  его могут отпугнуть бурные ласки супругов с другим типом темперамента. И тогда возникают упреки в недостаточной любви и безразличии к супругу. Необходимо понять, что такие упреки несправедливы и приводят только к усугублению конфликта. Нужно скорректировать поведение обоих супругов, найти компромисс (см. «Способы снятия конфликтов в семье»).
     Если  оба супруга холерики, то можно  ожидать повышенной конфликтности  в семье. Если же только один из супругов холерик, а другой — флегматик, то вспыльчивость и нетерпение одного могут натолкнуться на выдержку и ровное настроение другого. Холерик успокаивается, и ссора не возникает. Хотя в зависимости от обстановки может сорваться, накричать. При взаимопонимании супругов этого не происходит. Если оба супруга меланхолики, то ситуация может осложниться тем, что они будут глубоко переживать события, которые происходят вокруг них. Если же меланхолик сталкивается на семейном поле с холериком или сангвиником, то их резкое или невнимательное слово может привести к охлаждению отношений между супругами. Необходимо быть осторожными в своих высказываниях.
Сангвиники  относятся к жизни довольно легко. Это может привести к конфликтам на почве ревности, а также может  возникнуть обида из-за кажущегося легкого отношения к чужим  проблемам. 

 Таблица 1
Возможные благоприятные и  неблагоприятные  союзы
Мужчина/ Женщина Холерик Флегматик Меланхолик Сангвиник
Холерик + +
Флегматик + + + +
Меланхолик + +
Сангвиник + + +
 
«+» — положительные (благоприятные),

 «–» — отрицательные (неблагоприятные).
     Конечно, эти сочетания лишь приблизительные, так как на темперамент накладывает  отпечаток воспитание. Поэтому не стоит делать выбор по данной таблице. Она приведена лишь для того, чтобы определить, в каких семьях по причине несоответствия темпераментов чаще могут возникать конфликты.
Уступайте!
     Если  в семье оба супруга или  один из них не умеет уступать, не способен сделать шаг навстречу, то это, чаще всего, приводит семейные пары к разводу. Психологи считают, что уступать должны оба супруга. Но первым начнет уступать тот, кто понимает, что противостояние ведет к разводу. Нельзя считать, что уступить — значит, оказаться под каблуком, потерять свою индивидуальность, гордость, стать несчастным в семейной жизни. Часто это формируется в семье родителей, где ребенок отстаивает свои права криками, молчанием, угрозами.
     Жизненно  важно научиться выдержке, умению убедительно отстаивать свою точку  зрения. Также необходимо приводить  в разговоре логические аргументы и снизить эмоциональность речи. Если убедить супруга не удается, прекратите бесполезный спор. Не переводите семейные дискуссии в скандал, ссоры, выяснения отношений. Учитесь уважать друг друга.
     Если  ваше желание будет направлено на установление благоприятной обстановки в семье, то необходимо уступать супругу хотя бы в части требований.
     Существуют  ситуации, в которых уступка одного из супругов необходима, жизненно важна. Вот некоторые из них.
    Супруг  подавлен,   переживает   тяжелый   эмоциональный   кризис, чувствует себя неуверенно. Не идет на контакт не потому что рассержен, а потому что обижен и думает, что нелюбим и несчастлив.
    Супруг действительно прав в своих претензиях, поэтому не идет на контакт. Будьте мужественны, найдите в себе силы признать ошибку, промах. Иногда достаточно для примирения нескольких  слов  любви  и  простого внимания. Иногда требуется решение конфликта с помощью серьезного разговора. Первый шаг делает, конечно, тот, кто совершил ошибку.
    Иногда для того, чтобы решить сложную проблему, выйти из затяжного конфликта, достаточно одному из супругов наладить контакт с другим, а также найти компромисс, выход из создавшейся ситуации (см. «Способы снятия конфликта в семье» и «Десять советов, как улучшить семейную жизнь»). Поэтому уступите, если чувствуете, что конфликт ведет к разрыву отношений, к разводу.
     Помните, что чаще всего уступает сильный, более мудрый человек, способный  к сочувствию.
Самооценка
     Каждый  человек с детства имеет определенное представление о себе, о своих достоинствах и недостатках, о своих возможностях. Это представление складывается на протяжении всей жизни. С детства родители дают оценку ребенку, позже — окружающие люди. В результате самоанализа и внешних причин, приведенных выше, у любого человека складывается самооценка. Она может быть завышенной, заниженной и адекватной. Самооценка влияет на взаимоотношения человека с окружающими людьми и выбор средств самоутверждения.
     Человек с заниженной самооценкой стеснителен, нерешителен, с опаской включается в разные дела. Он оценивает свои возможности и успехи ниже их реального состояния. Здесь получает развитие способность к самокритике.
     Человек с завышенной самооценкой недоброжелательно  относится к окружающим. Часто  он переоценивает свои реальные возможности и успехи. Такой человек оценивает себя выше, чем его оценивают окружающие люди. Такому человеку тяжело быть счастливым, потому, что он постоянно чем-либо недоволен — условиями жизни, окружением, реализацией своих желаний. Ему нелегко изменить представление о себе. Это требует больших усилий и самого человека, и близких. Для изменения необходимо время и иногда помощь психолога.
     Человеку  с заниженной самооценкой тоже часто  нелегко. Он боится включаться в действительность и общение. Ему кажется, что его преследует неудача, неуспех. Многое у него связано с отрицательными переживаниями. Зачастую у такого человека «глаза на мокром месте», плохое настроение, а это усугубляет отрицательное отношение к нему. И круг замыкается.
     Если  партнер деликатен, не делает резких замечаний, не обращает внимания на промахи и старается супруга успокоить, убедить в том, что ничего не происходит страшного и все будет хорошо, то жизнь может стать счастливой и стабильной.
     Супругу, живущему с человеком, который низко  себя оценивает, необходимо знать: такой человек в глубине души убежден, что его любить не за что, поэтому он надевает «маску», старается быть веселым, разговорчивым, иногда даже наглым. Учитывайте такое поведение при общении, при решении проблем.
     Человек с адекватной самооценкой точно знает, на что он способен, и берется за дело тогда, когда уверен в успехе.
     Психологи убеждены, что супруги с адекватной самооценкой не способны к властвованию и подчинению. Они чаще всего партнеры и находятся на одном уровне развития, поддерживают друг друга.
Эгоизм
     Это одна из самых распространенных причин конфликтов в семье. В такой семье  жена или муж думают только о себе, о своих потребностях, не считаясь с интересами других. Жена, например, может считать, что она осчастливила мужа тем, что вышла за него замуж. Также почти во всех разведенных и конфликтующих парах супруги не понимают, почему ими не довольна вторая половина, так как вины своей не чувствуют.
     Практически все люди оценивают поступки, действия и поведение других с позиций  собственных потребностей. Если при этом некоторые еще и не способны понимать мотивы и желания других — это ведет к непониманию и порождает конфликты. В итоге — убеждение в том, что брак оказался неудачным.
     Часто в семьях, где властвует эгоизм, один член семьи (жена или муж) подчиняется другому. Именно подчинением он старается удовлетворить потребности «властелина». Часто эти потребности материальные. Тогда подчиняющийся ищет вторую работу, старается любыми способами «добыть» деньги, но, как показывает практика, все равно требования только увеличиваются. В итоге люди начинают страдать, чувствуют себя несчастливыми, завидуют другим.
     Именно  в таких семьях конфликты не редкость. Но чаще всего разрешение этих конфликтов не ведет к созиданию, а наоборот, разрушает семьи. Потому что требования подчиняющегося остаются не услышанными, тем более что именно он в большинстве случаев идет на компромисс.
     Властвующий же укрепляется во мнении, что супруг не прав, так как он соглашается  с требованиями и условиями.
     Прежде  чем именно такое течение жизни проводит к разводу, проходит достаточно много времени. Причем приходят к мысли о разрыве чаще всего оба супруга, так как один не справляется со всеми возрастающими требованиями другого, а второй не согласен «терпеть» и ущемлять себя в своих желаниях, то есть ограничивать свои потребности.
     Если  вы узнаете себя в этой статье, постарайтесь серьезно поговорить со своим близким  человеком. Не пускайте ситуацию на самотек, не говорите себе, что со временем все  успокоится, уладится. Нет, этого не произойдет. Разговор попробуйте провести, придерживаясь схемы, данной в статье «Способы снятия конфликтов в семье». Не отчаивайтесь, если не придете к взаимопониманию с первого раза — разговор не будет бесполезным. Не бросайте попыток, попробуйте повторить беседу при другой обстановке через некоторое время. Дайте возможность человеку обдумать ситуацию. 

     Причина конфликтов в семье — ревность.
     Спутницей любви можно назвать ревность. Она приносит с собой тревогу  и сомнения, зависть и гнев, подозрительность и душевную боль. В основе своей ревность естественна. Но иногда она принимает гипертрофированные формы, даже превращается в болезнь. Нельзя сказать, что ревность возникает из-за любви. Чаще всего за ревностью скрываются собственнические чувства, тем более, когда она требует наказания, лишения. Любовь же окрашена совершенно другими чувствами — доверием, желанием счастья любимому (любимой) и т. д.
     Если  же ревность в любви все же возникает, то она окрашена в безмолвное отчаяние, печаль, страдания, а заглушается признанием и доверием.
     Психологи отмечают, что супруги, которые из ревности преследуют своих жен, часто  сами изменяли им. Но собственным изменам  они не придают значения, а любовницы  воспринимаются как возможные параллели  жены. И хотя такой муж способен отчаянно ревновать, скорее всего, он не любит ни любовницу, ни жену и считает их обеих неверными.
     Ревность  часто присуща людям подозрительным, недоверчивым, которые везде видят  подвохи и обманы. Они считают, что неприятности кем-то умышленно  подстроены.
     Супруг или супруга, которые ревнуют, часто устраивают скандалы, стараясь прекратить все возможные контакты жены (мужа) с другими людьми. От такой обстановки в семье страдают и муж, и жена, поэтому в интересах обоих супругов — помочь друг другу создать в семье доброжелательную атмосферу, изгнать ревность. Чаще ревность появляется там, где нет полной откровенности в разговорах и делах. Нередко к этому приводят напутствия типа: «Полная откровенность вредит семье. Мужу-то не рассказывай». К тому же результату приводит воспитание ребенка (чаще всего первенца) в условиях вседозволенности, при которых мама и папа являются полностью зависимыми от желаний ребенка. Они становятся его собственностью.
     Это может привести даже к своеобразному  заболеванию: патологическая ревность.
     Ревность, выходящая за естественные пределы, является патологической. Человеку с  таким заболеванием часто достаточно любого подозрительного взгляда, чтобы  уличить супруга в неверности. Он будет искать измену везде: в уклонении  от близости, во внимательном взгляде на постороннего мужчину (женщину), настаивании на близости (значит, изменяет). Такая ревность может перерастать в бред, при котором реальный повод вообще отсутствует.
     Ревнующий придумывает ситуации, развивает  их, живет ими. На медицинском языке это называется «синдромом третьего». Воздействовать на такого человека доводами рассудка бесполезно. Надо обязательно обратиться за помощью к врачу.
     Если  этого не сделать, то трагическим  финалом может стать преступление на почве ревности. Часто спутником таких преступлений является алкоголь.
     Женщины и мужчины по-разному направляют свою агрессию, ревнуя. Женщины агрессивны по отношению к любовнице. Мужчины  направляют агрессию на «изменившую» жену. Что нельзя делать в этих ситуациях?
    Нельзя под давлением патологически ревнующего супруга признавать свою вину. Даже если он(а) уверяет, что потом все будет хорошо и спокойно. Этого не произойдет, все возобновится с большей силой.
    Нельзя мечтать и представлять себе сцены, где бы вы играли роль ревнующего супруга, а также рассуждать серьезно и долго на эту тему. Нельзя себя «заводить».
    Нужно   контролировать   себя,   призывая   на   помощь   рассудок. Заставляйте себя понять, что сцены ревности не удержат рядом с вами любимого человека, а отвратят его от вас.
    Нужно воспитывать в себе самообладание. Нужно уметь отвлекаться. Если необходимо, следует обратиться к врачу за помощью.
    Нужно доверять своему супругу, стараться наладить доброжелательную обстановку в семье.
Супружеская неверность
     Супружеская неверность — одна из самых распространенных причин разводов. Что же толкает супругов к измене? В обществе бытует мнение, что изменяют тогда, когда встречают новую, всепоглощающую любовь.
     Но  по статистике на первом месте причиной измены является нетрезвое состояние  и соответственное бесконтрольное поведение. На втором месте стоит любопытство, желание новых ощущений. На третьем находится отсутствие выдержки при долгой разлуке. В современном обществе супружеский треугольник встречается часто. Психологи считают, что такой «треугольник» касается половины всех супружеских пар в большей или меньшей степени. Раньше непостоянством отличались мужчины. Теперь количество измен и с той, и с другой стороны сравнялось.
     Муж-изменник может быть эгоистом, который думает только об удовлетворении своих потребностей, остальное ему глубоко безразлично. Может быть человеком, который бросает вызов, уверяя, что любит жену, не собирается с ней расставаться, но «такой уж уродился» и ничего с этим поделать не может. Есть и такие, которые бегут от недоброжелательной обстановки дома, стараются найти тепло и уют на стороне. И наконец, охваченные страстью, которых обычно мучает совесть. Такие мужья стараются загладить свою вину, становятся сверх внимательными, предупреждают все желания жены.
     Как правило, подруги женатых мужчин значительно моложе их жен. Но мужей привлекает не только возраст. Они хотят доказать себе, что еще способны привлекать внимание. В более 75% случаях мужчины не находят в случайной партнерше того, что ожидали, и начинают больше ценить свою жену. Они не уходят из семьи, а уйдя, часто возвращаются. Но все равно, даже если примирение происходит, остается тень недоверия и обиды.
     Почему  изменяют женщины? Здесь тоже несколько  причин. Виноват может быть муж: не смог стать возлюбленным для жены, она не чувствует себя счастливой. Бывает, что женщина испытывает больше удовольствия от половых отношений со своим поклонником. Ей кажется, что это лучший вариант.
     На  самом же деле такие поклонники галантны с другими женщинами, а жен  своих унижают. Кроме того, беда многих женщин в том, что они не замечают внимания супруга, а комплименты любовника кажутся им доказательством любви. Но и среди женщин встречи на стороне приносят разочарования и угрызения совести в 90% случаев.
     Большинство людей считает, что измена является поводом для развода. Считается, что нет смысла сохранять семью. Психологи не соглашаются с таким мнением. Нельзя поддаваться эмоциям, нельзя рубить сплеча. Конечно, измена приносит много горя. Однако те измены, которые произошли по вине легкомыслия, слабости характера, не угрожают браку, но свидетельствуют о неуважении к супругу.
     Это не катастрофа, это лишь сигнал тревоги, трещина в супружеских отношениях. И теперь от мужа и жены зависит, будет ли она расширяться или  зарубцуется. Позже большинство супругов благодаря здравому смыслу не разводятся под горячую руку. Они считают, что в жизни случился неприятный «эпизод», из которого оба сделали правильные выводы. Хорошему браку с крепким фундаментом не слишком повредит случайная измена, она может укрепить узы брака, так как поможет почувствовать, как супруги нужны друг другу.
     Не  всегда следует рассказывать супругу  об измене. Несомненно, откровенность  обязана сопутствовать браку. Даже если она сопровождается слезами  и ссорами. Но эта откровенность  не должна выражаться в презрительном отношении к супругу, не должна быть бравадой, стремлением доставить боль. Необходимо быть деликатным и уважать чувства супруга. А чтобы не возникало желания изменить, необходимо внимательно относиться к супругу, интересоваться его жизнью, внутренним миром.
     Функции семьи. Это сферы жизнедеятельности  семьи непосредственно связанные  с удовлетворением определенных её потребностей её членов. Охарактеризуем личностное и общественное значение важнейших функций семьи в обществе.
    воспитательная функция состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях. По отношению к обществу эта функция, реализуемая семьей, обеспечивает социализацию подрастающего поколения;
    хозяйственная функция заключается в удовлетворении материальных потребностей  семьи. В этом смысле семья  обеспечивает восстановление затраченных при физическом труде сил;
    эмоциональная функция реализуется в удовлетворении потребностей семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению    их психического здоровья;
    функция  духовного общения  —  эта  функция  проявляется в удовлетворении потребностей в совместном  проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии членов общества;
    функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто не обладает в достаточной степени способностью строить своё поведении в полном соответствии с социальными нормами. Это касается пожилых людей, детей и тех членов семьи, которые страдают каким- либо  физическим недугом;
    сексуально-эротическая функция реализуется в сексуально эротических потребностях   членов   семьи,   семья   в   этом   смысле   осуществляет регулирование сексуально эротической направленности   поведения членов семьи, а также обеспечивает биологическое воспроизводство общества.
     В современной семье значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, функция духовного общения, сексуально-эротическая и воспитательная. Брак рассматривается в наше время как союз, основанный на эмоциональных связях больше чем на хозяйственно материальных.
     Следует обратить внимание на нарушения функций  семьи, которые затрудняют   или   препятствует      выполнению   семьей   её   функций,   и представляют одну из особенностей её жизнедеятельности. Перечислим основные факторы, способствующие нарушению реализации функций семьи:
    личностные   особенности   членов   семьи    (характер,    темперамент, ценностные ориентации и т.п.);
    взаимоотношения между членами семьи, а также уровень сплоченности и взаимопонимания в семье;
    определенные условия жизни семьи.
     Например, рассмотрим факторы, способствующие нарушению реализации воспитательной функции семьи. К таким факторам могут быть отнесены:
      неполный состав семьи;
      недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей;
      негативность отношений между родителями;
      конфликтность семьи (не только по вопросам воспитания, но и по иным вопросам, касающимся воспитания семьи);
      вмешательство со стороны родственников в воспитании детей.
     Структура семьи. Позволяет определить, каким образом распределены обязанности и права между её членами, кто осуществляет руководство, а кто исполнение. С точки зрения структуры можно выделить такие семьи, в которых руководство и организация всех её функций сосредоточены в руках одного её члена семьи (централизованный, авторитарный стиль), семья, где все члены семьи принимают участи в решении тех, или иных проблем (демократическая система отношений).
     Наиболее  распространенная возрастная структура  семей в нашем обществе - это  семья, включающая мужа, жену, детей  и кого-нибудь из старшего поколения (бабушку, дедушку).
     Семья чаще всего ориентирована на равноправное распределение прав и обязанностей, а так же на равное участие в  решении всех семейных проблем.
     Нарушения структуры семьи — это такие  особенности её структуры, которые   препятствуют   выполнению   её   функций.    Это   может   быть неравномерное распределение хозяйственно бытовых обязанностей между супругами, т.к. мешает удовлетворению потребности одного из супругов в становлении физических сил, в удовлетворении духовных потребностей. Ещё одной из причин является семейный конфликт.
     Динамика  семьи. Структура и функции семьи изменяются на различных этапах жизнедеятельности семьи. Существуют несколько периодизаций жизненного цикла семьи на основе наличия или отсутствия детей в семье, а также их возраста.
     Зарождение  семьи (с момента заключения брака  до появления первого ребенка). Важнейшие  задачи, решаемые на этом этапе:
    психологическая адаптация супругов к условиям семейной жизни и психологическим особенностям друг друга;
    приобретение жилья и совместного имущества;
    формирование отношений с родственниками;
     Сложный процесс формирования внутрисемейных и вне семейных отношений, сближения  привычек, представлений, ценностей  на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно. Косвенное  отражение всех этих трудностей - количество и причины разводов.
     Рождение  и воспитание детей это косвенный  этап жизненного цикла –сложившаяся зрелая семья, включающая в свой состав несовершеннолетних детей. В жизни семьи это время наибольшей хозяйственно-бытовой активности и активного преобразования функции духовного общения и эмоциональной функции. Перед супругами возникает задача сохранения эмоционально-духовной общности в новых условиях, отличающихся от тех, в которых создавалась семья. Формирование взаимоотношений происходило в сфере досуга, развлечений. В условиях же загруженности обоих супругов бытовыми и профессиональными обязанностями духовно-эмоциональная общность гораздо в большей мере проявляется в стремлении помочь друг другу, взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке. Особо значима на этом этапе воспитательная функция. Обеспечение физического и духовного развития детей ощущается членами семьи как наиболее важная задача в этот период.
     На  этом этапе возникают различные  проблемы и нарушения. Основными источниками нарушения жизнедеятельности семьи являются:
    перегрузка   одного   из   супругов   или   обоих,   перенапряжение   их физических и морально-нравственных сил;
    необходимость перестройки эмоционально духовных отношений. Именно на этом этапе особо часто наблюдаются различные появления эмоционального остывания, супружеские измены, сексуальные дисгармонии и разводы по причине "разочарования в характере" и любви к другому человеку. Основные нарушения здесь связаны воспитательными трудностями.
     Завершение жизнедеятельности семьи. Этот период включает в себя следующие моменты:
    окончание выполнения семьёй воспитательной функции;
    начало трудовой деятельности детей;
    начало самостоятельной семейной жизни детей;
    забота старшего поколения о подрастающем.
     Все эти процессы обуславливают качественное содержание жизни семьи. Особенно очевидны сдвиги в повседневной жизни, связанные с особенностями возврата. Постепенное ослабление физических сил увеличивает роль восстановительных функций быта, отдых приобретает важное значение. С ухудшением состояния здоровья проблемы, связанные с ним, выходят на первый план. Члены семь приобретают активное участие в домашнем труде и уходе за детьми, появляются новые роли «бабушек и дедушек», особенно в первые годы жизни внуков. Часть проблем, с которыми сталкиваются дети на первых этапах своей второй семейной жизни перекладывается на старшее поколение.
     Завершение  основного жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение  круга общения и возможностей заостряет потребность у старшего поколения в признании со стороны детей. Особо заметную роль на этом этапе играет чувство своей необходимости, значимости для детей и близких.
     Глава 2. Проблема совместимости  в психологической  науке  
2.1. Понятие совместимости
 

     Понятие совместимости употребляется не только в психологии, но и в медицине, биологии, кибернетике и других науках. Например, в теории систем, совместимость понимается как: «...такое отношение двух систем, при котором обнаруживается сходство или общность систем по некоторым параметрам или по существу, обеспечивается возможность их взаимодействия» [57, с. 98]. Но единого общенаучного понятия совместимости не существует. Для полного анализа проблемы приводим наиболее информативные определения совместимости.
     В психологических словарях совместимость определяется как:
    совместимость (групповая) - «социально-психологическая характеристика группы, проявляющаяся в способности ее членов согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных видах совместной деятельности» [34, с. 325];
    совместимость (межличностная) — «взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании ценностных ориентации, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций и других, значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик» [72, с. 366];
    совместимость (психологическая) - «эффект взаимодействия людей, характеризующийся максимально возможной удовлетворенностью их друг другом» [28, с. 98].
     По  К.К. Платонову, совместимость (психологическая) опосредуется взаимодействием через  поведение (движения, действия, поступки). Сам процесс совместимости по мере включения психических и социальных процессов становится все более сложным. Совместимость бывает не только положительная и отрицательная, но и с различными степенями и видами [68].
     По  А.Л. Свенцицкому, совместимость (психологическая) - это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на их оптимальном сочетании [63]. Б.Ф. Ломов определяет совместимость как феномен, возникающий в процессе взаимной регуляции поведения [40]. Н.Н. Обозов определяет совместимость как «...эффект сочетания и взаимодействия индивидов, который характеризуется максимальной субъективной удовлетворенностью партнеров друг другом при значительных (выше среднего) эмоционально-энергетических затратах» [53, с. 103].
     Согласно  В.В. Бойко, А.Г. Ковалеву и В.Н. Панферову, совместимость людей предполагает такое оптимальное сочетание их качеств, при котором обеспечивается наибольшая эффективность их деятельности в коллективе. При этом имеются в виду все качества личности, характеризующие ее структуру [3].
     Согласно  Е.С. Кузьмину и В.Е. Семенову, «Совместимыми можно считать тех людей, которые в известном смысле неделимы (один не может быть без другого), автономны (в смысле внутреннего самоуправления). Наиболее существенный признак рядоположенности явлений целостности и совместимости - наличие внутреннего единства субъектов общения» [83, с 166].
     Н.И. Шевандрин также совместимыми считает  людей, которые «...ситуативно неделимы в смысле внутреннего единства и  самоуправления», следствием несовместимости  является конфликтность, неспособность понять друг друга, несинхронность психомоторных реакций, различия во внимании, мышлении и других процессах [94, с. 294].
     А.А. Леонов и В.И. Лебедев определяют психологическую несовместимость  как: «...неспособность в критических  ситуациях понять друг друга, несинхронность психомоторных реакций, различия во внимании, мышлении и другие врожденные и приобретенные свойства личности, которые препятствуют совместной деятельности» [37, с. 18].
     В отечественной психологии труда  совместимость понимается как эффект сочетания индивидуумов, который дает максимально возможный результат при данных условиях с минимумом энергетических затрат взаимодействующих членов группы: «Совместимость может оцениваться по результатам работы, энергетическим затратам (данные психофизиологических сдвигов в процессе совместной работы), субъективной удовлетворенности совместной деятельностью. Совместимость создает предпосылки для взаимных симпатий, конформности и унификации психологических и физиологических функций» [45, с. 113].  Ф.Д. Горбов и М.А. Новиков понимают совместимость как взаимное соответствие свойств членов группы [17].  А.Н. Сухов и Н.Н. Обозов предлагают рассматривать совместимость с двух сторон: как процесс и как результат взаимодействия. «Совместимость как результат - это степень удовлетворенности партнеров друг другом (мыслями, чувствами, поведением)». При рассмотрении же совместимости как процесса мы выделяем процессы приспособления, «притирку» характеров, потребностей, мотивов поведения. [63, с. 211] «Оптимальное соотношение в паре, группе личностных качеств участников (темперамента, характера, потребностей, интересов, ценностных ориентации и т.д.) - условие совместимости как процесса. Согласование поведения, эмоциональных переживаний и взаимопонимания, в которых выражается вся личность взаимодействующих людей, является процессом совместимости». Как результат, «...совместимость есть эффект сочетания и взаимодействия индивидов. Взаимодействие, а не сочетание, - есть уже процесс, следствием которого является совместимость или несовместимость людей» [53, с. 101].  
В американской социальной психологии существуют два основных подхода к совместимости (межличностной - interpersonal compatibility): потребностный и поведенческий. Соответственно, под совместимостью понимается преимущественно максимальная степень взаимного удовлетворения потребностей и согласованность поведения членов группы [35].  
Как видно из приведенных определений, в отечественной психологии совместимость рассматривается как групповая, межличностная, психологическая, и просто совместимость. Она бывает и процессом взаимодействия, и результатом взаимодействия, и характеристикой группы, и эффектом взаимодействия, и эффектом сочетания, и способностью к совместной деятельности, и просто феноменом. Разнообразное понимание сущности совместимости вызвано либо сложностью самого феномена и многообразием подходов к нему (как в известной восточной притче про описание слона людьми с нарушениями восприятия, каждый замечает только его кусок), либо его разновидовостью (существованием отдельных, отличных друг от друга типов и видов совместимости), либо подменой феномена совместимости другими феноменами (например, сработанностью, групповой сплоченностью и социально-психологическим климатом), либо смешиванием самого феномена с его причинами и следствиями.  Благодаря использованию в качестве теоретического основания модели психического взаимодействия В.Н. Панферова [64], в данном исследовании совместимость понимается как социально-психологический феномен, как результат одного из пяти видов взаимодействия - социально-психологического (с миром людей). Для того чтобы понять, что же такое совместимость, выберем из определений существенные признаки и попытаемся их упорядочить и проанализировать. Все приведенные описания можно разделить на группы по пониманию совместимости как преимущественно: а) поведенческого феномена (согласованность действий, согласованность поведения, взаимная регуляция поведения, способность к совместной деятельности, синхронность психомоторных реакций); б) эмоционального феномена (удовлетворенность друг другом, взаимные симпатии, удовлетворенность процессом и результатом взаимодействия); в) когнитивного феномена (понимание друг друга, взаимопонимание); г) системного феномена (эффект сочетания индивидов, соответствие, оптимальное сочетание свойств членов группы);  д) степени близости людей (ситуативная неделимость, внутреннее единство, целостность).

     Совместимость и поведенческие проявления? Да, при взаимодействии людей, несомненно, происходит взаимное регулирование  их поведения, поэтому совместимость может определяться через поведение, но она не исчерпывается полностью только им. Совместимость и эмоциональные проявления? Да, при взаимодействии людей присутствуют эмоции, поэтому совместимость может так проявляться, но не исчерпывается только эмоциями. Скорее можно определять совместимость как согласованность эмоциональных переживаний (и не всегда положительных). Удовлетворенность же отношениями, часто упоминаемая в определениях совместимости, является следствием совместимости (люди сначала взаимодействуют, потом становятся совместимыми, и уже потом - удовлетворенными) и в большей степени относится не к совместимости, а к социально-психологическому климату (совместимость - одна из причин его). Совместимость и когнитивные проявления? Да, при взаимодействии людей присутствуют познавательные процессы, поэтому совместимость может так проявляться, но не исчерпывается полностью только взаимопониманием. Совместимость и сочетания свойств участников взаимодействия? Да, люди с определенными свойствами (качествами, характеристиками) являются более совместимыми, но сочетание свойств есть условие (причина) совместимости, а не сама совместимость. Совместимость и пространственно-временная близость людей? Да, совместимые люди добровольно стремятся и способны быть вместе (совместно) длительное время, образуя определенное единство и целостность. И такое понимание совместимости ближе всего к истине, хотя и является феноменологическим, а не структурным определением, так как описывает внешние признаки совместимости, а не ее суть.
     Таким образом, в феномене совместимости  однозначно выделяются три аспекта: поведенческий, эмоциональный и  когнитивный, что соответствует  трем компонентам взаимодействия в  теории Е.С. Кузьмина [83] и трем имплицитным  функциям психики (регуляторным, аффективным, гностическим) в модели психического взаимодействия В.Н. Панферова [64]. Такая трехвидовая или трехкомпонентная структура оказывается достаточно удобной для описания и объяснения взаимодействия, в том числе и внутренне сути феномена совместимости. 
     Подведем  основные итоги по определению предмета исследования. Итак, можно с достаточной  уверенностью сказать, что: а) совместимость  является результатом взаимодействия; б) внешне совместимость проявляется  в стремлении и способности людей длительное время добровольно взаимодействовать друг с другом; в) внутренне совместимость есть согласованность поведения, взаимовлияния, но не только; г) внутренне совместимость есть согласованность эмоций, взаимоотношений, но не только; д) внутренне совместимость сопровождается взаимопознанием и взаимопониманием, но не только; е) ее причиной являются определенные сочетания свойств людей; ж) совместимость приводит к другим социально-психологическим феноменам (групповой сплоченности, социально-психологическому климату, эффективности групповой деятельности и др.).  
Кроме характеристики самого понятия, при анализе приведенных определений можно предположить, что разница в описании и понимании феномена совместимости вызвана смешением различных типов совместимости.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.