На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Экономической теории

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Раздел  I. Общие проблемы экономической теории
1. Предмет, метод,  структура и основные  функции экономической  теории.
Для того чтобы  жить, человек должен удовлетворять  свои потребности в воде, пище, одежде, жилье… Обеспечением этих потребностей занимается экономика.
Экономика – сфера деятельности людей связана с созданием различных благ, необходимых для удовлетворения общественных и личных потребностей. Экономика так же стара, как человеческое общество. Как наука появилась в 18 веке и называлась политической экономией. С конца 19 века получила название – экономика (ЭТ).
Отцом экономики  как науки считается  английский экономист Адам Смит. Современная  ЭТ  - это наука, объясняющая процесс  выбора, который приходится делать людям, использующих ограниченные ресурсы. В курсе ЭТ обычно выделяют 2 больших раздела:
- микроэкономику
- макроэкономику
Микроэкономика – раздел ЭТ, в которой изучается поведение отдельных экономических субъектов (домашние хозяйства, фирмы) и факторы его определяющие. Основы современного микроэкономического анализа были заложены английским экономистом А. Маршаллом.
Макроэкономика – раздел ЭТ, которое рассматривает национальное хозяйство в целом, как единую систему воздействующую с различных сторон на человека. Основы современного макроэкономического сознания были заложены английским экономистом Джоном Кейнси.
 Методология  экономического анализа. Для изучения  экономических процессов и явлений  ЭТ пользуется различными методами. Метод – совокупность приемом , принципов и способов исследования.
Наиболее общими методами являются:
    анализ и синтез.
    индукция и дедукция.
    аналогия.
    метод научной абстракции.
    моделирование
Анализ (разложение) – метод познания, состоящий в мысленном разделении целого на составные части. Синтез(соединение) – метод состоящий в соединении отдельных частей в отдельных частей в единое целое.
Индукция – движение мысли от частного к общему. Дедукция – движение мысли от общего к частному.
Аналогия – метод индуктивного умозаключения, когда на основе сходства двух объектов по каким либо параметрам делается вывод о сходстве других параметров.
Метод научной абстракции заключается в освобождении исследуемого объекта от случайных временных и второстепенных деталей, выделения типичных свойств и характеристик. На процесс абстракции опираются все познавательные приборы: моделирование, классификация, построение гипотез и т.д.
Наиболее перспективным  методом исследования является моделирование. Под моделированием понимается процесс построения и и использования модели.
Экономическая модель – формализованное логическое, графическое или алгебраическое описание экономических процессов или явлений.
Необходимость использования метода моделирования  определяется тем, что многие экономические  процессы исследовать и вовсе  невозможно или требует много  времени.
Наряду с общими методами используется так же специфические, не характерные для других наук. К ним относится:
- маржинальный (предельный) анализ;
- функциональный  анализ;
- агрегирование
Сущность маржинального анализа заключается в сопоставлении общего уровня выгоды и затрат от экономической операции, дополнительных выгод и затрат связанных с данной деятельностью.
В ходе функционального анализа в исследуемом явлении сначала выделяется интересующая нас характерная черта, затем начинается поиск влияющих на нее факторов и после определяют способ взаимосвязи, т.е. функцию.
Агрегирование – исчисление объединенных совокупных макроэкономических показателей или величин.
Агрегированной  величиной характеризуют функционирование народного хозяйства, как единого  целого.
В своих рассуждениях экономисты исходят из гипотезы рационального  поведения людей. Рациональное поведение  – поведение направленное на достижение максимального результата, при имеющихся  ограничениях. Обычно полагают, что  индивидуум максимизирует свои потребности и действия, фирмы – прибыль, государство – общественное благосостояние.
  Как особая наука  ЭТ выполняет определенные  функции
1. описательная
2. объяснительная (гносеологическая)
3. методологическая
4. прогностическая 

2.  Объективные условия и противоречия экономического развития. Экономические ресурсы.
Конечной  целью любой экономической системы  является удовлетворение потребностей людей. Средства, с помощью которых  удовлетворяются потребности, называются благами. Одни блага имеются в неограниченном количестве (воздух). Количество других ограничено – экономические блага. Для производства экономических благ нужны определенные средства – ресурсы (факторы производства). К экономическим благам относятся:
- земля - капитал  - труд - предприимчивость
Земля – это все естественные блага, которые используются для производства товаров и услуг (собственно земля, минеральные и лесные ресурсы, живая природа).
Труд – это деятельность человека, направленная на создание экономических благ.
Капитал в широком смысле – любая ценность, приносящая доход; в узком смысле – средства производства.
Предприимчивость – это способность человека наиболее эффективно использовать 3 первых фактора производства. 

3. Проблема выбора. Кривая производственных  возможностей.
Поскольку наши потребности безграничны, а ресурсы – ограниченны, нам приходится выбирать какие товары и услуги производить, а от каких отказаться. То от чего мы отказываемся, называется издержки упущенных возможностей. Проблема выбора наглядно раскрывается с помощью простой экономической модели – кривой производственных возможностей.

Кривая производственных возможностей является иллюстрацией 4 фундаментальных положений:
    Ограниченность ресурсов (об этом свидетельствует область недостижимых результатов – точка N за кривой производственных возможностей).
    Иллюстрируется необходимость выбора (надо решить, какая точка на кривой производственных возможностей удовлетворит запросы фирмы или общества).
    Существование издержек упущенных возможностей (показывает нисходящий характер кривой производственных возможностей).
    Увеличение издержек упущенных возможностей (показывает выпуклый характер кривой производственных возможностей).

Если  точка расположена на кривой, то это показывает максимально возможное производство одного продукта при фиксированном производстве другого продукта и при наилучшем использовании производственных ресурсов. Эта экономическая модель основана на концепции альтернативной стоимости – ценность лучшей из альтернатив, которой мы жертвуем, делая выбор. В отечественной литературе для обозначения альтернативной стоимости употребляются следующие варианты: издержки УВ, альтернативные издержки, цена выбора.
Экономический рост возможен в двух основных случаях:
    В случае неполного или неэффективного использования ресурсов (экономика находится в точке M, расположенной внутри кривой).
    При изменении технологий (кривая сдвигается вправо). 3 варианта:

4. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом. Основные модели экономических систем.
Отражением проблемы ограниченности ресурсов является постановка трех основных вопросов экономики:
    Что производить?
    Как производить?
    Для кого производить?
В зависимости  от того, как экономические системы отвечают на вопросы, выделяют три основные модели экономики:
    Традиционная экономика.
    Плановая экономика.
    Рыночная экономика.
В традиционной экономике ресурсы распределяются в соответствии с устоявшимися традициями.
В плановой экономике  ресурсы распределяются государственными плановыми органами.
В рыночной экономике  распределение ресурсов происходит согласно спросу и предложению. В  качестве механизма регулирующего  спрос выступает денежная цена товара, и ценовой механизм через спрос  регулирует производство.
Однако экономика  большинства современных государств – это смешанная экономика. Она  основана на сочетании плана и  рынка. 

5. Рынок. Основные функции и элементы рынка. Виды рынков.
Рыночная  экономика (РЭ) – это система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции. Она опирается на личные интересы и ограничивает роль правительства. Распределение ресурсов в рыночной экономике осуществляется с помощью рынка.
 Рынок – это экономический механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей. Рынок базируется на 4 основных элементах:
    Цена
    Спрос
    Предложение
    Конкуренция
Основными функциями  рынка является:
    Информационная – представление объективной информации о действительной ценности товаров и услуг.
    Посредническая – рынок устанавливает экономические связи между субъектами экономики.
    Ценообразующая – формирование рыночной цены.
    Координирующая – обеспечение сбалансированности и пропорциональности рыночного хозяйства.
    Контролирующая – контроль за эффективностью использования экономических ресурсов.
В зависимости от объекта купли-продажи выделяют следующие виды рынка:
    рынок товаров;
    рынок услуг;
    рынок капитала;
    рынок труда;
    рынок информации и научно-технологических разработок.
В зависимости  от особенности конкуренции и  ценообразования:
    рынок совершенной конкуренции, на которой рыночный механизм действует идеально .
    рынок несовершенной конкуренции, на котором рыночный механизм может давать сбой.
 
Раздел  II. Микроэкономика
6. Спрос. Закон спроса. Движение по кривой спроса и смещение кривой спроса.
В самом общем виде механизм функционирования рыночной экономики описывается с помощью таких понятий как спрос и предложение.
Спрос – желание и возможность потребителя купить товар или услугу в данном месте, в данное время и по данной цене. Между ценами и количеством проданных товаров и услуг существует определенная причинно-следственная связь. Ее показывает закон спроса: при прочих равных условиях чем выше цена, тем меньше спрос и наоборот. Это можно показать графически в виде кривой, называемой “кривой спроса”(D).

Зависимость величины спроса от цены можно записать также  в виде функции Qдx=f(Px). Кроме цены. На спрос влияют и другие факторы:
    Уровень дохода (Y)
    Цены на другие товары (Pi…Pn)
    Число покупателей (N)
    Потребительские вкусы (T)
    инфляционные ожидания (IE)
С учетом этих факторов функция спроса потребителей приобретет следующий вид: Qдx=f(Px, Y, Pi…Pn, N, T, IE); Поскольку мы имеем дело с простым 2х мерным графиком, то влияние последних 5 переменных показывает смещение графика спроса (если спрос вырос), влево (если спрос падает).
 
 

7.Предложение.  Закон предложения.  Кривая предложения  и смещение кривой  предложения.
Предложение – количество товаров и услуг, которые продавцы готовы продать покупателю в данном месте, в данное время и по данной цене.
Связь между  ценами и количеством предлагаемых товаров называется “законом предложения”: при прочих равных условиях, чем  выше цена, тем больше товаров и  услуг будет предложено на рынке  и наоборот. Это можно показать с помощью кривой, которая называется “кривой предложения (S)”

Зависимость величины предложения от цены можно показать в виде функции Qsx=f(Px).
Кроме цены, на предложение  влияют и другие факторы:
    Цены на ресурсы (Pj…Pn)
    Уровень технологии (K)
    Налоги и субсидии (TS)
    Число поставщиков (N)
    Инфляционные ожидания (IE)
С учетом этих факторов функция предложения может быть записана иначе: Qsx=f(Px, Pj…Pn, R, TS, N, IE). Влияние последних 5ти переменных показывается смещением графика предложения вправо (если предложение растет) или влево (если падает).
 

8. Взаимодействие спроса  и предложения.  Рыночное равновесие.
 Взаимодействие  спроса и предложения приводит  к установлению равновесной (рыночной) цены. Для того, чтобы установить как определяется равновесная цена, необходимо соединить вместе графики спроса и предложения. Точка пересечения графиков покажет величину равновесной цены и равновесного объема производства.
 
Крест Маршала
Равновесная цена – эта такая цена товара или услуги, при которой объем спроса совпадает с объемом предложения.
При любой цене ниже равновесной излишек спроса будет толкать цену вверх, а при  цене выше равновесной – предложение  будет чрезмерным, и цена будет  снижаться до уровня равновесия. Силой, вызывающей движение рыночных цен к уровню равновесия является экономическая конкуренция. Меняя неценовые факторы, смещающие кривые спроса и предложения, экономисты могут моделировать различные ситуации, приводящие к изменению точки равновесия, равновесной цены и равновесного объема производства.
 

9.Спрос  и полезность. Закон  убывающей предельной  полезности.
Закон убывающего спроса, а вместе с тем и поведение  потребителя обычно объясняют с  помощью теории предельной полезности. В основе теории предельной полезности лежит предположение, что  поведение индивидуального покупателя на рынке отдельного товара зависит от того, как удовлетворяются его потребности и какие потребности приносит тот или иной товар. Полезность – удовлетворение, которое потребитель получает от товара или услуги. Различают:
    Общую полезность TU
    Предельную полезность MU
Общая полезность – удовлетворении от потребления определенного набора единиц товара или услуги. Она растет, но все медленными темпами по мере нарастания потребления.

Предельная  полезность – удовлетворение, которое потребитель извлекает из одной дополнительной единицы товара или услуги.
Закон убывающей MU: если  потребление других товаров считать неизменным, то по мере насыщения потребности потребителя в каком-либо товаре или услуге, удовлетворение от каждой следующей единицы этого блага падает MU=TUn-TUn-1.
 

10. Эластичность спроса. Виды эластичности  спроса.
При проведении экономических расчетов очень часто возникает необходимость выяснить как сильно будет реагировать в каждом конкретном случае величина спроса и предложения на изменение соответствующих факторов. Для того, чтобы установить эту связь введем понятие эластичности.
Эластичность спроса и предложения – это есть способность их гибко изменяться под влиянием определяющих их факторов.
Различают 3 основных вида эластичности спроса:
    прямая эластичность спроса по цене
    перекрестная эластичность спроса по цене
    эластичность спроса по доходу
Прямая  эластичность спроса по ценеэто степень реакции товарного спроса на изменение цены, она показывает на сколько процентов изменяется размерность спроса в результате изменения цены товара на 1%; измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса по цене ( )
              (*)
Где Q – количество товара, P – цена товара. 

Принято различать  точечную эластичность спроса и дуговую  эластичность спроса.
Точечная  эластичность спроса – это эластичность спроса в какой-либо точке на кривой спроса – определяется по формуле (*).
Дуговая эластичность спроса – это средняя эластичность спроса на каком-либо отрезке кривой спроса:
, где  и - среднее арифметическое
Прямая эластичность по цене зависит:
    от наличия товаров – заменителей (чем больше таких товаров и чем ближе их основные свойства, тем эластичнее спрос на данный товар)
    от разнообразия возможностей использования товара (чем разнообразнее возможность, тем больше эластичность)
    от степени насыщения потребности (чем выше степень насыщения потребности, тем меньше снижения цены влияет на объем спроса)
    от фактора времени (спрос более эластичен в длительном периоде, чем в коротком)
Различают 5 основных вариантов эластичности спроса по цене:

Спрос единичной  эластичности

Эластичный спроса

Неэластичный  спрос

Абсолютно неэластичный спрос
Абсолютно эластичный спрос 

Перекрестная  эластичность по цене – это степень реакции спроса на какой-либо товар к изменению цены на другие товары. Она показывает на сколько процентов изменяется размер (объем) спроса на один товар в результате изменения цены другого товара на 1%. Измеряется с помощью коэффициента перекрестной эластичности ( )
 может быть положительной  (>0), отрицательной (<0) или =0.
Если  >0, то товары называются взаимозаменяемыми (субститутами): повышение цены на один товар ведет к увеличению спроса на другой товар и наоборот.
Если  <0, то товары называются взаимодополняющими (комплементариями): повышение цены на один товар ведет к снижению спроса на другой.
Если  =0, то товары называются независимыми: повышение цены на один товар не влияет на объем спроса на другой товар. 

Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность спроса по цене являются естественные свойства благ и их способность замещать друг друга в потреблении. Если 2 товара могут с одинаковым успехом использоваться для удовлетворения одной и той же потребности, то коэффициент перекрестной потребности будет высоким, и наоборот. 

Эластичность  спроса по доходу – степень реакции товарного спроса на изменение доходов потребителей. Она показывает на сколько процентов изменяется размер (объем) спроса на какой-либо товар в результате изменения дохода потребителя на 1%. Измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса по доходу ( )
Если  >0, то товар называется нормальным. С ростом дохода спрос на такой товар увеличивается. Среди нормальных товаров можно выделить 3 группы:
    товары первой необходимости (спрос на эти товары растет медленнее роста дохода и имеют предел насыщения)
    товары второй необходимости (спрос на эти товары растет теми же темпами, что и доход)
    предметы роскоши и престижного потребления (спрос на эти товары опережает рост дохода и поэтому не имеет предмета насыщения)

Если  <0, то товары являются низкокачественными.
Увеличение дохода сопровождается снижением спроса на этот товар. Среди товаров низкого  качества выделяют так называемые гиффеновские товары, т.е. такие товары низкого качества, на покупку которых семья тратит большую часть семейного дохода. Кривая спроса на такие товары имеет положительный наклон.
 
 
 

11. Эластичность предложения
Эластичность  предложения –  это степень реакции продавцов на изменение цены. Она показывает на сколько процентов изменится объем предложения в результате изменения цены товара на 1%.( )
Эластичность  предложения зависит от следующих факторов:
    от способности к длительному хранению и стоимости хранения (чем меньше способность  к длительному хранению и выше стоимость хранения, тем ниже эластичность, и наоборот)
    от особенностей производственного процесса (чем быстрее производитель может  увеличить объем производства, тем больше эластичность, и наоборот)
    от фактора времени (если времени мало, производитель не успевает отреагировать на  изменение цены и кривая предложения будет неэластичной)
 
Различают 5 вариантов  эластичного предложения:





12. Мотивация поведения  фирмы. Явные и  неявные издержки. Экономическая и  бухгалтерская прибыль.
Главной целью  любой фирмы является получение  максимальной прибыли.
П=TR-TC, где П – max, TR = p*Q – общая выручка (общий доход), TC=FC+VC (общие затраты)
Цель:
а) ^ выручку: необходимо увеличить либо p, либо Q
б) v затраты: в основном относится к VC (это надо v)


Лучше всего  сократить затраты, чтобы достигнуть max П.
Основным путем  увеличения прибыли является сокращение издержек (затрат). Издержки делятся  на :
    явные (бухгалтерские)
    неявные (издержки упущенных возможностей)
Явные издержки – это затраты на ресурсы, которые фирма покупает на рынке (сырье, полуфабрикаты, топливо), амортизация оборудования, заработная плата со всеми начислениями, административные расходы.
Неявные издержки – это те доходы, которые могли бы быть получены на собственные ресурсы, если бы их представить за плату другим пользователям: проценты на свой капитал, арендная плата за помещение, плата за организаторскую работу предпринимателя.
Сумма явных  и неявных издержек представляет собой экономические издержки. Подобно тому, как различают два вида издержек, различают и два вида прибыли:
    бухгалтерскую прибыль
    экономическую прибыль
Бухгалтерская прибыль – это разница между выручкой от реализации продукции и явными (бухгалтерскими) издержками.
Экономическая прибыль – это разница между выручкой от реализации продукции и экономическими издержками.
Бухгалтерский подход важен для текущей хозяйственной  деятельности; экономический – прежде всего для перспективного планирования. 

13. Издержки производства  при краткосрочном периоде.
Поведение фирмы  отличается в зависимости от того в каком периоде (краткосрочном  или долгосрочном) она функционирует.
Краткосрочный период – это период времени, слишком короткий, чтобы изменить производственные мощности, но достаточно продолжительный чтобы изменить интенсивность их использования. В течении краткосрочного периода времени одни затраты остаются неизменными, другие изменяются. В связи с этим выделяют:
    постоянные издержки
    переменные издержки
Постоянные  издержки – это затраты, которые не меняются с изменением объема выпуска.
К ним относятся:
а) процент за кредит
б) арендная плата
в) страховые  взносы
г) расходы на охрану
д) часть отчислений на амортизацию зданий и оборудования
е) зарплата управленческого  персонала и рабочих повременщиков
ж) нормальная прибыль (min доход, необходимый для того, чтобы удержать предпринимателя в рамках данной деятельности)

Переменные  издержки – это затраты, которые изменяются с изменением объема производства.
К ним относятся:
1. затраты на  топливо, электроэнергию, сырье,  транспорт
2. затраты на  оплату труда рабочих-сдельщиков

Сумма постоянных и переменных издержек называется общими (валовыми) издержками.

Затраты на единицу выпускаемой продукции называются средними общими издержками (или просто средними издержками)

Динамика средних  издержек характеризует положение  фирмы на рынке:

Горизонтальная  линия – величина рыночной цены.
Вариант 1. min издержки = рыночной цене (точка касания – фирма получает лишь нормальную прибыль)
Вариант 2 средние издержки ниже рыночной цены (фирма получает сверхприбыль, которая называется квазирента)
Вариант 3 средние издержки выше рыночной цены (фирма терпит убытки и неизбежно разорится если не будет реорганизована или не уйдет с рынка). 

14. Предельные издержки. Основные правила  максимизации прибыли  и минимизации  издержек.
Фирма выбирает тот объем производства, при котором  она получит максимальную прибыль – это объем определяется с помощью предельного анализа. Выбирая оптимальный объем производства, фирма должна руководствоваться простыми правилами: увеличивать объем производства пока предельный доход (MR) не сравняется с предельными издержками (МС).
Основное  правило максимальной прибыли: MR=MC
Если MR>MC, то фирма наращивает производство, пока MR не сравняется с МС.
Если MR<MC, то фирма сокращает производства, пока MR не станет = МС.
Предельный  доход (выручка) –  это дополнительный доход, который фирма получает от каждой добавочной единицы продукции, т.е. , где
Предельные  издержки – это дополнительные издержки, связанные с выпуском одной добавочной (дополнительной) единицы продукции, т.е. , где

Соотношение между  различными видами издержек:

В реальной жизни  встречается такая ситуация, когда  целью фирмы становится не максимизация прибыли, а минимизация убытка.
Основное  правило минимизации  убытка:
Фирме целесообразно  продолжать выпуск продукции, до тех  пор пока цена превышает средние  переменные издержки: (если фирма прекратит выпуск продукции, то ей придется возмещать издержки, и убытки будут еще больше).
Определение безизбыточного объема производства:
При - максимальная прибыль.
Безизбыточный объем производства можно определить:
15. Издержки производства при долгосрочном периоде.
 Долгосрочный период – это период времени, достаточно продолжительный, чтобы изменить количество всех занятых ресурсов, включая производственные мощности.
В долгосрочном периоде все издержки являются переменными. Кривая долгосрочных средних издержек представляет собой «ухабистую» линию, состоящую из соединенных участков графиков краткосрочных средних издержек.
ПЭМ – положительный эффект масштаба.
ОЭМ – отрицательный  эффект масштаба.
Вначале действует ПЭМ:
      По  мере роста выпуска (^Q) средние общие издержки уменьшаются. Это происходит:
    за счет более высокого уровня специализации рабочих и управляющих
    за счет более производительного оборудования
    за счет более полной утилизации отходов
Затем возникает ОЭМ:
      по  мере дальнейшего роста производства средние общие издержки повышаются. ОЭМ объясняется сложностью управления крупным производством.
Возможны 3 варианта ЭМ:
  - долгосрочные средние издержки остаются неизменными в течение длительного периода. Это значит, что и малые, и большие фирмы одной и той же отрасли в пределах и могут быть одинаково конкурентно-способны.
  - ПЭМ действует в течение длительного времени. Это значит, что высокая эффективность может быть достигнута только небольшим числом крупных предприятий.
  - ПЭМ быстро сменяется ОЭМ. Это значит, что минимальные издержки достигаются при малом объеме производства, следовательно малые фирмы могут быть более эффективными, чем крупные. 

16. Производственная  функция. Производство  с одним переменным  фактором производства. Закон убывающей  отдачи.
Для того, чтобы  описать поведение фирмы, необходимо знать какое количество продукции  она может произвести, используя  ресурсы в тех или иных объемах. Эту зависимость выпуска от затрат называют производственной функцией (ПФ).
В общем виде: , где Q – объем производства; - использованные факторы производства. Поскольку природные ресурсы во многих случаях могут рассматриваться в качестве постоянного фактора, то ПФ чаще всего имеет вид: , т.е. выпуск продукции зависит только от труда (L) и капитала (K). ПФ показывает максимальный выпуск продукции, который может произвести фирма при каждом сочетании факторов производства. ПФ применима лишь к определенной технологии. Т.к. с развитием общества технологии совершенствуются, то может увеличиваться объем производства и при фиксированном объеме производственных факторов.
Предположим, что  капитал является фиксированным  производственным фактором (K=const), а труд – переменным, причем фирма может увеличивать объем выпуска за счет использования большого количества трудовых ресурсов, тогда поведение предпринимателя будет определяться законом убывающей последовательной производительности.

Закон убывающей отдачи (ЗУО): по мере того, как возрастает использование какого-либо производственного фактора (при фиксированных остальных факторах) постепенно достигается точка, при которой дополнительное использование этого фактора ведет к снижению сначала относительного, а затем и абсолютного объема выпуска.

ЗУО действует  только в краткосрочном периоде  и применим только к определенной технологии. При улучшении технологий кривая выпуска продукции смещается  вверх.

17. Производство с  двумя переменными факторами производства. Минимизация издержек.
Предположим, что  фирма применяет технологии, при  которых она может одновременно менять оба производственных фактора: и труд, и капитал, тогда все  возможные сочетания труда и  капитала, обеспечивающие одинаковый выпуск продукции можно показать с помощью изокванты  (кривой безразличия производства)
Любая точка  на этой кривой соответствует min объему ресурса, необходимого для получения заданного объема готовой продукции.

Если ресурсы взаимозаменяемы, то изокванта имеет вид выгнутой линии (см.рис).
Набор изоквант называется картой изоквант.
Карта изоквант – это совокупность изоквант, каждая из которых показывает max выпускаемой продукции, достигаемый при использовании определенного сочетания ресурсов. Эти объемы увеличиваются по мере движения вверх и вправо по графику.
Карта изоквант является альтернативным методом описания ПФ.
 
Однако изокванты  еще не могут полностью объяснить  выбор производителя, т.к. не учитывают его финансовые возможности (бюджетных ограничений).
Сочетание двух любых ресурсов, которые можно  приобрести имея фиксированную сумму  денег, показывает изокоста (бюджетная линия производителя).

Каждая точка  этого графика показывает все возможные сочетания труда и капитала, которые фирма может приобрести при данном объеме денежных ресурсов. Для того, чтобы определить точку минимизации издержек необходимо соединить вместе карту изоквант и изокосту.
  - точка, где достигается минимизация издержек.
Минимизация издержек для объема производства будет достигнута при комбинации ресурсов и ; все другие комбинации не могут быть выбраны, т.к. они либо соответствуют более низкому объему выпуска, либо для их покупки у предприятия просто не хватает денег.
18. Основные черты  рынка совершенной  конкуренции. Поведение  фирмы на рынке  совершенной конкуренции.
Важнейшим фактором, диктующим условия функционирования рынка, является степень развития конкуренции.
Рыночная  конкуренция – это борьба за ограниченный спрос потребителя, которая ведётся между фирмами на доступном им сегменте рынка. Конкуренция представляет конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: ЧТО? КАК? и ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ?
      По методам осуществления конкуренцию подразделяют на ценовую конкуренцию и неценовую.
Ценовая конкуренция – это конкуренция, основанная на снижении цены блага (трамповые фирмы).
Неценовая конкуренция – это конкуренция в ходе, которой решающую роль играют качество продукции, её новизна, надёжность, оформление, последующее техническое обслуживание, реклама и т.п.
      В зависимости от характера конкуренции и особенности ценообразования выделяют 2 основных типа рынка: рынок совершенной конкуренции (РСК) и рынок несовершенной конкуренции (РНК).
РНК:  - рынок монополистической конкуренции;
             - рынок олигополии;
             - рынок монополий.
Модель РСК предполагает наличия 4 основных условий:
    Однородность продукции
    Малые размеры и многочисленность субъектов рынка
    Отсутствие барьеров при входе на рынок и при выходе из него
    Совершенная информация
РСК – это идеальная модель, которая в реальной жизни практически не встречается. В наибольшей степени к ней приближается рынок сельхоз продукции и рынок ценных бумаг. 

    Основные  черты рынка монополистической  конкуренции. Поведение  фирмы на рынке  монополистической  конкуренции.
Монополистическая конкуренция (МК) – это одна из форм несовершенной конкуренции, для которой характерно сочетание элементов монополии и элементов конкуренции. 
 

TR=P Q (монополия может зарабатывать на повышении цены, потом D2, D1).
Основные  черты рынка монополистической  конкуренции:
      Малые размеры и многочисленность фирм
      Дифференциация продукции (выпускаемый фирмой товар отличается от изделий других фирм, либо физически, либо условиями реализации). В результате фирма приобретает определенную долю монопольной власти над ценами.
      Низкие барьеры на пути входа в отрасль и выхода из него.
      Несовершенная информация.
МК встречается  очень часто. Это пищевая промышленность, производство одежды и обуви, книгоиздание, мебельная промышленность, розничная  торговля, многие виды услуг. В условии  МК фирмы предпочитают ценовой конкуренции неценовую конкуренцию, которая обходится им значительно дешевле.
Основные  виды неценовой конкуренции:
        Реклама
        Сервис
        Присвоение товаром марочных названий
        Методы личных продаж
Неценовая конкуренция повышает дифференциацию продукта, что позволяет фирме контролировать процесс ценообразования, попутно разнообразие товаров. 

    Основные  черты рынка олигополии. Поведение фирмы  на рынке олигополии.
Олигополия - это рынок на котором действует несколько от3 до 5 крупных фирм.
Основные  черты олигополии:
    Немногочисленность и крупные размеры фирм
    Однородность или разнородность продаваемой продукции
    Серьёзные барьеры на пути входа в отрасль: финансовые барьеры; барьер ёмкости рынка
    Несовершенная информация
      Олигополия  одна из наиболее распространенных структур рынка. Классический пример – автомобильная промышленность.
      Выделяют  3 основные модели поведения фирмы на рынке олигополии:
    Нескоординированная олигополия
    Картель
    «Игра по правилам»
Нескоординированная олигополия – это такая модель поведения, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом, но обязательно учитывают действия конкурента. Поведение фирмы в этом случае теоретически объясняется с помощью ломанной кривой спроса. 

Конкуренты  не реагируют, когда олигополист  устанавливает цену выше текущей цены, но реагирует когда ниже. Этим и объясняется ломанная кривая спроса. Ломаный график спроса показывает, что любое изменение цены по сравнению со средней отраслевой приводит для олигополиста к худшему. Следовательно, увеличение цен и объема производства рискованное дело.
Картель – немногочисленность участников олигополистического рынка.
Картель – это соглашение между фирмами, которое предполагает:
    Установление единых цен
    Договоренность об объеме производства или разделе рынка
    Проведение единой политики по отношению к поставщикам ресурсов
В большинстве  стран картели законодательно запрещены. Легально они могут существовать лишь в некоторых сферах экономики (например: в старых умирающих отраслях или в экспортных действиях) и  только под контролем государства.
Компромисс  между нескоординированной олигополией  и прямым сговором представляет «игра  по правилам». Наиболее часто употребляемым  приемом «игры по правилам» является лидерство в ценах.
Лидерство в ценах – это такая практика, когда одна из фирм принимает на себя с молчаливого согласия других фирм ведущую роль в установлении цен в отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы цены устроили и остальных. Другим распространенным вариантом «игры по правилам» является ценообразование по схеме издержки плюс. Эта схема предполагает, что фирма отрасли ориентируется на примерно одинаковый процент прибыли по отношению к издержкам. Оставаясь в рамках общепринятого уровня прибыли, фирма сводит возможность неожиданной реакции конкурентов до минимума. 

21. Монопольный рынок.  Поведение фирмы  – монополиста.
Основными чертами монопольного рынка являются:
    Существование единственной фирмы гиганта
    Уникальность (незаменимость) продукции
    Не преодоление барьера на пути вхождения в отрасль
А) преимущество крупного производства (положительный эффект масштаба)
Б) рецензии и  патенты
В) нечестная  конкуренция (лишение конкурентов  доступа к сырью)
Г) полная информация
На монопольном  рынке широко используется еще одна форма конкуренции: ценовая дискриминация (ЦД).
ЦД – назначение различных цен на один и тот же товар у различных категорий покупателей.
В основе ЦД лежат различия в ценовой эластичности на один и тот же товар у различных  категорий покупателей.
1.   
2.  
 
П=TR-TC=PQ
В результате и в 1), и 2) случаях фирма получает дополнительную прибыль. Прибыль ЦД возможна лишь при наличии у фирмы  определенной доли монопольной власти (МВ).
МВ – это возможность оказать влияние на формирование рыночной цены. МВ измеряется с помощью коэффициента Лернера: . Величина коэффициента Лернера получается от 0 (совершенная конкуренция) до 1 (абсолютная монополия).

Поскольку на практике подсчитать предельные издержки сложно, то их заменяют на средние, т.е. исходная формула приобретает вид: . 

22. Общие понятия  о рынках ресурсов.
      Рынок фактора производства (РФП) – это сфера товарного обращения труда, капитала и земли. Каждый из ФП должен приносить его владельцу определенный доход. Труд приносит доход – заработная плата. Капитал – доход – процент. Земля – доход – рента.
      Спрос и предложение на РФП формируются  под влиянием рынков потребительских  товаров и услуг. По этой причине  спрос на ФП выступает как производный спрос, а предложение ресурса зависит, в итоге, от предложения потребительских благ.
      В основе цены любого ФП лежит предельный продукт (ПП). ПП на ресурс – это приращение количества продукции вызванной дополнительной единицей какого-либо ФП при неизменной величине других факторов.
Основное  условие максимизации прибыли при использовании  экономических ресурсов: фирма будет вводить переменные факторы до тех пор, пока предельный доход на ресурс не сравнится с предельными издержками на ресурс. 

23. Рынок труда (РТ) и заработная плата.
      Труд – деятельность человека, направленная на создание экономических благ. Труд характеризуется: производительностью и интенсивностью. Производительность труда – это эффективность конкретного труда, которая измеряется количеством продукции произведенного в единицу времени. Интенсивность – это напряженность труда, которая измеряется количеством физической и умственной энергии расходуемой в единицу времени. Труд продается и покупается. Цена труда называется заработной платой.
Принято различать:
    Номинальную зарплату (НЗП) – сумма денег, которую работник получает за свой труд.
    Реальную (РЗП) – измеряется количеством товаров и услуг, которое можно купить на НЗП. РЗП зависит от НЗП (прямопропорционально) и от цен на товары и услуги (обратнопропорционально).
Главная особенность РТ связана с эффектом замещения и эффектом дохода. Эта  особенность проявляется в особой конфигурации кривой предложения труда.
Первоначально работник воспринимает каждый час свободного времени как упущенную выгоду и приносит свободное время в жертву интересам высокого работника (эффект замещения).
 
Уменьшение  свободного времени компенсируется дополнительным заработком. Однако стоит ему добиться достаточно высокого уровня материнского благосостояния, как его отношение к свободному времени меняется. Он начинает ценить его дорогие деньги и готов отказаться от дополнительной занятости. Кривая предложения труда с этого момента начинает отклоняться влево (эффект дохода). 
 
 

24. Рынок капитала  и процент. Дисконтирование.
      В широком смысле слова капитал – это любая ценность, приносящая доход. В узком – физический капитал или производственные фонды (средства производства: станки, машины, материалы, оборудование, сырье).
      Принято различать:
    основной капитал – средство труда (станки, оборудование, производственные здания).
    оборотный капитал – предмет труда (сырье, материалы, энергетические ресурсы).
Основной  капитал функционирует несколько лет и в процессе эксплуатации подвергается физическому и моральному износу.
Физический  износ – процесс, в результате которого элементы основного капитала становятся физически непригодны для дальнейшего использования.
Моральный износ – процесс обесценивания основного капитала в результате проявления либо более дешевого, либо более производительного оборудования.
Основной  капитал по частям переносит свою стоимость на стоимость готовой  продукции. Этот процесс называется амортизация. Оборотный капитал полностью расходуется за один производственный цикл и воплощается в произведенные продукции.
Производственные  фонды являются капитальным ресурсом. Капитальные ресурсы способны приносить поток дохода. Эти доходы выступают в виде ставки процента – это плата за использование капитал. Рассчитывается как отношение дохода на капитал к размерам ссуды (величине капитала).
Процесс создания или пополнения запаса капитала называется инвестированием. Инвестиция – это вложение.
Дисконтирование позволяет определить, по какой цене следует приобрести фактор производства, чтобы его использование позволило получить больше доход, чем сумма в банке. Дисконтирование осуществляется по формуле: , где PDV – текущая дисконтированная стоимость (сегодняшние затраты); TRn – совокупный доход n-го года, т.е. будущий доход; r – ставка процента в десятичных дробях; n – срок проведения операции. 

Раздел  III. 26.Макроэкономика. Основные макроэкономические показатели.
Макроэкономика - это раздел экономической теории, рассматривающий национальное хозяйство в целом как единую систему воздействующую с разных сторон на поведение экономических субъектов.
Основными макроэкономическими целями являются:
    полная занятость
    стабильный уровень цен
    внешне торговый баланс- разница между экспортом и импортом товаров
    экономический рост
Обеспечение устойчивого  экономического роста предполагает управление циклическими колебаниями  экономики. Это осуществляется с  помощью определенных макроэкономических инструментов.

    Бюджетно-налоговая (фискальная)
    денежно-кредитная (монетарная)
Бюджетно-налоговая  политика осуществляется преимущественно  правительством, а денежно-кредитная  центральным банком.
В качестве обобщающих показателей функционирования национальной экономики  используются след. агрегаты:
      1. валовый национальный продукт (ВНП)
      2. валовый внутренний продукт (ВВП)
      3. чистый национальный продукт (ЧНП)
      4. национальный доход
      5. личный доход
      6. личный располагаемый доход
ВНП- это общая рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг произведенных национальной экономикой в течении года. С помощью ВНП измеряется годовой объем национального производства. ВНП используется 3 способами:
    расчет по расходам.
При расчете  по расходам ВНП исчисляется как  сумма всех расходов населения (C), инвестора ( I ) и правительства ( G ) и чистого экспорта (Xn)
C+G+I+Xn – основное экономическое тождество
    расчет по доходам, а также 2 компонента, не являющимися доходами: амортизационные исчисления и чистые косвенные налоги на бизнес.
При расчете ВНП по доходам суммируются все виды факторных доходов (зарплата, прибыль, %, рента),
    расчет по добавленной стоимости.
При расчете  ВНП по добавленной стоимости  суммируется стоимость добавленная  на каждой стадии производства конечного  продукта.
Разница между номинальным и реальным ВНП.
Номинальный ВНП – это ВНП в текущих ценах.
Реальный  ВНП – это ВНП стоимость которого скорректирована на величину годового изменения цен с помощью дефлятора.
  Дефлятор – это индекс цен отражающий их изменения. Используется для определения уровня инфляций(увеличение цен) или дефляции(уменьшение цен)
Дефлятор ВНП=(номинальный  ВНП  /   реальный ВНП) * 100%
С помощью дефлятора  пересметываются все другие макроэкономические показатели. Модификацией ВНП являются ВВП.
 ВВП охватывает годовую стоимость всей готовой продукции, созданной внутри страны, как отечественными так и иностранными производителями. Соотношение между ВВН и ВНП можно показать с помощью след. схемы: 
 

                                           ВВП 

Производство  внутри страны Продукция отечественных производителей за рубежом
Продукция иностранных предприятий Продукция отечественных  предприятий
 
 
                                                                                                     ВНП
В настоящее  время ВВП является главным показателем системы национальных сметов (СНС).
СНС – это применяемая в развитых странах система национального учета и статистики (принята в 1993г., связывает во едино все важнейшие макроэкономические показатели).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.