Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Закономерности менеджмента

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Всякая  наука характеризуется присущими  только ей законами и закономерностями.
     В науке управления также имеются  свои законы и закономерности.
     Объективные законы управления, в отличие от государственных (правовых) законов, регулирующих общественные отношения, это описываемые научной теорией существенные, необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляющим субъектом и управляемым объектом, между системой управления и социальной средой.
     Законы  управления выражают необходимость  и всеобщность тех сторон, моментов управленческой деятельности и отношений, которые исторически складываются, закрепляются и воспроизводятся в структуре и функциях управления.
     Закономерные (законом обусловленные) структурные  и функциональные взаимосвязи не действуют с неизбежностью, а реализуются в виде тенденций, пробивающихся через множество конкретных явлений и обстоятельств, индивидуальных актов поведения и действий, подчиняющихся вероятностным «правилам игры». Реализация законов зависит от многих условий (переменных), но, прежде всего от управляющего субъекта, его знаний, способностей, но также и от управляемого объекта1.
     Роль  законов управления выражается в том, что они:
    образуют теоретический фундамент науки;
    способствуют переходу эмпирического подхода к профессиональному;
    позволяют правильно оценить возникающую ситуацию;
    позволяют анализировать зарубежный опыт;
    выражают качественные свойства и связи процессов и явлений, характеризующих отношения управления и направления их развития.
     Законы  управления обнаруживают свои требования в реализации принципов управления, функциональном разделении труда, структуре системы управления, в механизме и методах управления; в процессе управления.
     В научных исследованиях управления сложилась парадоксальная ситуация: начиная с 90-х годов прошлого века, проблемы законов и закономерностей управления не рассматриваются.
     Вероятно, наши ученые накапливают и обобщают эмпирический материал, систематизируют и анализируют факты, прослеживают тенденции, имеющие место в управленческих процессах и явлениях. И пока еще не спешат высказывать свое мнение о законах управления.
     Однако  попытки сформулировать закон управления отечественными учеными все же предпринимаются. Так, М. Картавый и А. Нехамкин сделали попытку обосновать закон соответствия менеджмента менталитету.
     Следует отметить, что в западной литературе по менеджменту проблемы законов  и закономерностей управления вообще никак не исследуются.
     Поэтому, вероятно, на данном этапе научного осмысления законов управления правомерно опираться на выводы кибернетики.
     Кибернетика - это отрасль знания, объясняющая единство информационных и управленческих процессов в любых системах: технических устройствах, живых организмах и человеческих организациях2.
     Кибернетика, созданная на основе естественнонаучных достижений в области теории автоматического регулирования, электроники, теории информации, математической логики, теории алгоритмов, является основой современных концепций теории управления.
     При анализе управления влияние входного воздействия (переменной) на результат (выход) и результата на входы принято считать как зависимость.
     Зависимость это связь между переменными входа и выхода. Зависимости являются основой для формулирования закона управления.
     В технических системах управляющие  механизмы базируются на фундаментальных  законах физики, электротехники или  химии, инженерам хорошо известны причинно-следственные связи и поведенческие характеристики объекта управления, тем более что открытые учеными закономерности подтверждены многочисленными экспериментами.
     Закон - это постоянная существенная связь (зависимость) между процессами и явлениями.
     В этом аспекте закон управления - зависимость «выхода» системы или значения ее целевой функции от «входа» системы или значения аргументов - независимых переменных, характеризующих состояние объекта управления и внешней среды. То есть это связь целей управления со средствами и методами их достижения.
     Категория «закон» относится к той же группе категорий, что и «закономерность».
     Как законы, так и закономерности устанавливают  общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.
     В теории управления понятие закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его  теоретического исследования или как часть закона.
     На  основе данной методологии сформулированы законы организации Э.А. Смирновым и другими учеными. Это закон синергии, закон самосохранения, закон развития, закон информированности - упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности и др. законы.
     Законы организации и законы управления - в сущности, идентичны3. С той лишь разницей, что теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации. А теория управления изучает принципы, законы и закономерности управления этими объективно обусловленными процессами.
     М.Г. Лапуста в данном контексте формулирует законы управления при использовании ИСУ (информационных систем управления).
    Во-первых, это закон экономии интеллектуальной энергии. Он реализуется за счет создания базы знаний посредством набора типовых целей, ситуаций, вариантов решения проблем с перечнем возможных последствий, обучающих тренингов.
    Во-вторых, это закон перехода информированности в компетентность. Он реализуется за счет прозрачности информации и возрастания количества работников, имеющих к ней доступ. Накопление информации дает синергетический эффект, скачкообразно повышающий компетентность и потребность в получении новой информации.
    В-третьих, это закон перехода от административных методов управления к организационным. Он реализуется за счет применения эффективных технологий управления. Известно, что основу административных методов составляет координация, предусматривающая развитую систему административных мер. Администрирование - это признак слабой профессиональной компетенции руководителя.
     Основу  организационных методов управления, согласно данной концепции, составляют планирование и организация (например, это бизнес-план или организационное проектирование).
     Изложенный  анализ законов управления в известной мере дискуссионен. Это и понятно, ибо он затрагивает мало разработанную проблему. Достаточно сказать, что в известных мне учебниках и учебных пособиях по теории управления, изданных в последние годы, данная проблема по существу не рассматривается. Возможная дискуссия будет стимулировать развитие науки управления по одной из ее кардинальных проблем4.
 

-------------------------------- 

В основе менеджмента  лежит система экономических  законов, закономерностей и принципов  управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный  характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование  экономических законов, осуществляясь  через управление, позволяет привести деятельность людей в соответствие с объективными условиями развития. Именно менеджер выбирает оптимальный  вариант управленческого решения.
Все закономерности управления можно разделить на две  группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному  воздействию, ко второй закономерности менеджмента.
Управление производством  носит двойственный характер. С одной  стороны, управление выражает объективный  процесс руководства трудом работников по производству потребительных стоимостей, т. е. управление выступает как потребность  производства (отношения управления обусловлены совместным трудом); с  другой — производственные отношения  сторон в процессе создания стоимости. Стороны - это работодатель и наемный  работник, которые вступают друг с  другом в отношения собственности. В соответствии с этим управление производством рассматривается  в двух аспектах: организационно-техническом  и социально-экономическом. В первом случае под управлением понимается объединение труда всех работников на базе организованной системы машин  и технических средств. Его задача - соединить труд работников с предметами и орудиями труда, установить определенные пропорции, режимы и связи в производстве. Через организационно-техническое  направление раскрывается содержание управления и состав его элементов.
Социально-экономический  аспект заключается в том, что  собственник средств производства осуществляет процесс производства не только в своих интересах, но и  в интересах объединенных для  совместного труда работников и  общества в целом.
Различают общие  и специфические законы управления. К общим законам управления относятся: закон специализации управления; закон интеграции управления; закон  экономии времени.
Здесь же мы дадим  краткую характеристику трех названных  законов.
Закон специализации  управления. Современное производство основано на использовании новейших технологических процессов, технических  средств, высокой степени организации  производства и труда, информационных систем. Для управления таким производством  необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники, что приводит к расчленению общих функций, их проявлению в конкретных условиях, на различных уровнях. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические  аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом  в области каждого из этих направлений.
Свойственные рыночной экономике риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности  и ответственности за принимаемые  решения, способствуют поиску оптимальных  организационных и научно-технических  решений.
Закон интеграции управления. Интеграция, т. е. объединение, в менеджменте  вытекает из потребности самого производства и управления им. Это объединение, с одной стороны, специализированных правленческих действий на различных  этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой — подразделений, производств в единый производственный организм - предприятие. Предприятия  в свою очередь могут объединяться в различные организационные  формы рыночной экономики. Пределы  этого объединения регулируются точными отношениями производства и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они  способствуют высоким темпам нововведений, мобильности технологической переориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы.
В качестве интегрирующих  факторов могут выступать цели, задачи, интересы, необходимость поддержания  жизнедеятельности и развития системы, требования рынка.
Интеграция осуществляется путем установления временных и  постоянных связей на всех уровнях  проявления функции управления и  информационного обеспечения. На интеграционные процессы могут оказывать влияние  внутренние и внешние переменные.
Закон экономии времени. Закон экономии времени справедлив не только для сферы материального  производства. Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. Это положение характерно для  менеджмента, где этот закон выступает  как закон управления временем.
Эффективность управления и, следовательно, достижение поставленной цели зависят от скорости реакции  менеджера на потребности рынка  и мобилизации внутренних и внешних  переменных для удовлетворения этих потребностей. Решение любого вопроса  в менеджменте в более короткое время, чем конкурирующей стороной, всегда оказывает положительное  влияние на конечные результаты деятельности фирмы. В глобальных масштабах закон  экономии времени может влиять на уровень экономического развития региона  или страны в целом.
4. Методологические  основы менеджмента
Методология в буквальном значении (логос – наука, знание, и метод – путь, направление  познания) есть учение о методах  познания. Методологию можно определить как систему, реализующую три  функции:
1)     получение,  создание нового знания;
2)     структурирование  этого знания в виде новых  понятий, категорий, законов, гипотез,  теоретических идей, теорий;
3)     организация  использования новых знаний в  общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная  деятельность, культура и искусство,  быт).
 
Первая функция  реализуется на основе общефилософских  и общенаучных методов и принципов  познания; вторая – на основе использования  законов логического мышления; третья – на основе локальных методологий  конкретных наук применительно к  особым локальным предметным областям.
 
Общими основами методологии менеджмента являются диалектический подход, позволяющий  рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.
 
Конкретными основами методологии менеджмента являются:
- экономические  науки: экономическая теория, институциональная  экономика, финансы и кредит, бухгалтерский  учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие  другие;
 
- системный подход, который является методологией  общей теории систем. Системный  подход базируется на понятии  «система», под которой понимается  совокупность связанных элементов,  объединенных в одно целое  для достижения определенной  цели;
 
- кибернетический  подход, являющийся методологией  общей теории управления (кибернетики)  и представляющий собой исследование  системы на основе принципов  кибернетики, в частности с  помощью представления управления  как процессов сбора, передачи  и преобразования информации  об объекте управления и внешней  среде, выявления прямых связей (по которым к объекту управления  передается входная командная  информация от управляющей системы)  и обратных связей (по которым  к управляющей системе передается  информация о состоянии объекта  управления), изучения процессов  управления, рассмотрения элементов  системы как неких «черных  ящиков» (систем, которые в силу  своей чрезвычайной сложности  не могут получить конкретного  определения; их поведение изучается  путем выявления логических и  статистических связей, существующих  между вводимой и выводимой  информацией, доступной исследователю,  а внутреннее устройство может  быть и неизвестно);
 
- ситуационный подход. Центральным моментом ситуационного  подхода является ситуация –  конкретный набор обстоятельств,  существенно влияющих на организацию.  Результаты одних и тех же  управленческих действий в различных  ситуациях могут очень сильно  отличаться друг от друга, поэтому   менеджеры должны исходить из  того, в какой ситуации они  действуют;
 
- исследование операций  – это методология применения  математических количественных  методов для обоснования решений  задач во всех областях целенаправленной  человеческой деятельности. Методы  и модели исследования операций  позволяют получить решения, наилучшим  образом отвечающие целям организации.  Оптимальным решением (управлением)  согласно исследованию операций  является такой набор значений  переменных, при котором достигается  оптимальное (максимальное или  минимальное) значение критерия  эффективности (целевой функции)  операции и соблюдаются заданные  ограничения;
 
- прогностика –  наука о законах и способах  разработки прогнозов динамических  систем. К различным типам прогнозов  относятся: определение будущих  значений величин на основе  имеющихся данных, определение различных  сценариев развития ситуации, определение  тенденций развития каких-либо  сфер деятельности человека, целеполагание,  т.е. определение желательных будущих состояний организации, планирование деятельности организации для достижения поставленных целей и др.;
 
- теория принятия  решений исследует то, как человек  или группа людей принимают  решения, и разрабатывает методы  принятия решений, помогающих  обосновать выбор альтернативы  из нескольких возможных при  различных ситуациях неопределенности  и риска;
 
- теория организации,  которая отвечает на вопросы:  зачем организации нужны, какими  они бывают и как создаются,  функционируют, изменяются; изучает  влияние, которое оказывают индивидуумы  и группы людей на функционирование  организации, на происходящие  в ней изменения, на обеспечение  эффективной целенаправленной деятельности  и получение необходимых результатов;
 
- психология, которая  изучает закономерности, механизмы  и факты психической жизни  человека: обучение, тренировка, мотивация,  реализация личности, восприятие  окружающего мира, удовлетворенность  работой, оценка действий, отношение  к труду, формы поведения;
 
 
- социология, которая  изучает общество как целостный  социальный организм; социальные  общности и взаимоотношения между  ними; социальные процессы, социальные  организации; взаимодействие личности  и общества; закономерности социального  поведения людей; групповую динамику; нормы, роли, вопросы статуса и  власти, конфликты, бюрократию, организационную  культуру, социализацию и др.;
 
- социальная психология  – отрасль психологии, изучающая  закономерности: поведения человека  в социальной организации; взаимоотношений  людей в процессе совместной  деятельности; развития нравственно-психологического  климата в коллективе; возникновения  и развития коллективных и  личностных установок, мотивов,  побуждений; возникновения и разрешения  межличностных конфликтов; лидерства  и индивидуального стиля деятельности; поведения и социально-психологической  адаптации людей в стрессовых  ситуациях и т.д.;
 
- антропология, которая  исследует: происхождение и эволюцию  человека как особого социобиологического  вида; образование человеческих  рас; нормальные вариации физического  строения человека внутри этих  рас, в том числе в связи  с особенностями окружающей людей  среды; этнические особенности,  сравнительные ценности, нормы и  др.,
 
- юридическая наука,  например, хозяйственное и финансовое  право;
 
- многие другие.
 
В системе методологии  центральное место занимает подсистема методов исследования. Методы –  это способы, приемы получения новых  и проверки на истинность старых знаний. Методы менеджмента – это система  правил и процедур решения различных  задач управления с целью обеспечения  эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить  интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и  эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.
 
Основными общими методами проведения исследований в менеджменте  являются: 1) эксперимент; 2) тестирование, анкетирование и интервьюирование и другие методы получения экспертной информации; 3) изучение документации организации; 4) моделирование.
 
Научную базу менеджмента  составляет широкий спектр конкретных методов, разработанных в рамках различных дисциплин, перечисленных  выше.
    Все мало-мальски  значимые книги по менеджменту  представляют его самостоятельной  наукой, но нигде не аргументируют  это утверждение, не обозначают  основных признаков науки. И  если предмет, задачи, проблемы  менеджмента еще в какой-то  мере в них раскрываются, то  метод, понятийный аппарат и  закономерности остаются белым  пятном. Восполнить этот пробел  затрудняют все те же многоаспектность, методологическая неоднозначность  и междисциплинарный характер  науки. С одной стороны, это  объясняет факт заимствования  менеджментом законов и категорий  из других дисциплин, с другой, - междисциплинарность определяет  специфику законов и категорий  менеджмента, которые заключаются  в следующем: 
 
           - в отличие от других общественных  законов они характеризуют функционирование  и развитие особого слоя людей  в обществе;
 
           - реализуются только через деятельность  особой группы людей, научное  познание которой немыслимо без  учета связи объективного и  субъективного.
           - действие этих законов объективно, т.к. источниками и движущими  силами действий людей являются  их потребности и интересы.
 
           - по форме проявления законы  менеджмента выступают как законы-
 тенденции; 
 
           - законы менеджмента обычно имеют  короткий срок своего существования; 
 
            Законов менеджмента много. Поэтому  важнее не перечислять их, а  классифицировать по одному из  критериев. Рассмотрим для примера  два По критерию специфики  систем, отражаемых законами менеджмента,  можно выделить три группы  законов: 
 
            - законы, действующие на уровне  организаций (функционирования ра
 бочих групп;  распределения функций, ответственности,  иерархии подчинен
 ности, полномочий  и т.д.);
 
            - законы, действующие на уровне  социальных институтов и социальной  структуры общества (классовая, слоевая  принадлежность, статус в обществе, форма проявления экономического  поведения, культура и т.д.);
 
            - законы, действующие на уровне  психологии личности.
 
            По критерию дисциплинарного  происхождения законов можно  выделить пять базовых научных  дисциплин, которые являются основанием  законов менеджмента: техника,  экономика, социология, социальная  психология и психология.
 
            Категории менеджмента в основном  производные от экономических, 
 
 социологических  и психологических категорий. 
 
            Практика чтения курса «Основы  менеджмента» показывает, что если  в самом начале курса вместе  с предметом не определить  значение основных категорий,  то в дальнейшем на эту неопределенность  постоянно наталкиваемся и приходится  многое объяснять заново. Выделим  основной понятийный аппарат  дисциплины. Организация (от позднелатинского organizo - сообщаю стройный вид, устраиваю) обычно понимается как:
 
1)    упорядочение, налаживание, устройство, приведение  в систему чего-либо 
 
 материального  или духовного, т.е. некоторое  действие;
 
2)    строение, взаимосвязь, взаимное расположение, соотношение частей ка-
 
 кого-либо целого;
 
3)    некоторое  объединение, учреждение, орган,  созданное для реализации какой-либо  цели.
 
         При изучении курса «Основы  менеджмента» категория «организация»  употребляется во всех трех  значениях. Первые два характеризуют  ее как определенный порядок,  притом в функциональном и  в структурном (или предметном) смысле.
 
           Социальное управление - воздействие  на общественные явления и  процессы с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики,  совершенствования и развития. Труд, материальное и духовное производство, распределение и потребление  невозможны без определенной  организации, порядка, разделения  труда, установления места и  функции человека в группе, планирование, мотивация, контроль, осуществляемых  с помощью управления. Социальное  управление охватывает все сферы  общественной жизни.
   Руководство  - это форма управления, проявляющаяся  в организации взаимоотношений  между звеньями «руководитель  - подчиненный» и основывающаяся  на воздействии как на группы  работающих, так и на отдельных  должностных лиц. Субъектом этого  взаимодействия выступает руко-водитель-единолачальник, полностью отвечающий перед звеньями  вышестоящего уровня управления  за деятельность вверенной ему  системы. 
 
             Администратор - руководитель, действующий  на основе правовла-стных отношений  владения, пользования и распоряжения  применительно к объекту управления  в целом. 
 
            Предпринимательство - форма экономического  повеления, связанная с развитием  новой идеи, нового предприятия,  повой продукции или нового  вида услуг, предлагаемых обществу. Термин «предприниматель» (как  субъект этого экономического  поведения) был введен французским  экономистом Ришаром Кантеллоном,  жившим в начале XVIIIв. И с  тех пор это слово имеет  современный смысл. Сотни тысяч  людей, которые каждый год начинают  новый бизнес, относятся к слою  предпринимателей.
 
           Бизнес - форма экономического поведения,  «направленного на увеличение  прибыли при условии, что он (бизнесмен - В.Г.) придерживается  правил игры... (и) участвует в  открытой конкурентной борьбе, не  прибегая к мошенничеству и  обману». Это определение представляет  сегодня одну из ведущих точек зрения на бизнес и принадлежит лауреату Нобелевской премии Милто-ну Фридмену. Наверное, с ним можно согласиться.
   Коммерция  - форма экономического поведения,  связанная с торгово-промышленной  деятельностью, предпринимательством  в хозяйственной сфере. В некоторых  источниках коммерция отождествляется  с купеческой деятельностью, то  есть она связывает субъектов  главным образом через торговые  отношения. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.