На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Центральные банки

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Тема 14 Центральные банки
     Введение
    Сущность центральных банков. Цели и формы их организации.
    Функции центральных банков.
    Пассивные операции центральных банков.
    Активные операции центральных банков.
     Заключение
     Список  литературы 

 


Введение 

     Банковская  система является составной частью рынка ссудных капиталов. Она представляет собой совокупность различных банков.
     Банк  – основная структурная единица  сферы денежного обращения. В  современном обществе банки выполняют  самые разнообразные операции. Они  не только организуют денежный оборот и кредитные отношения: через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, учувствуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику.
     На  сегодняшний день во многих странах  действует двухуровневая банковская система, для которой характерно строгое разделение функций центрального и коммерческого банков.
     Главным звеном современной банковской системы является центральный банк. Он чаще всего является собственностью государства. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, центральный банк выступает как общенациональный институт, проводящий политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства или предприятий, а в интересах государства, нации в целом. Выступая при этом как экономический институт, центральный банк не ставит своей задачей получение прибыли.
     Особая  роль ЦБ в кредитной системе состоит  в том, что он главным образом  обслуживает коммерческие банки  и государство, являясь для них  кредитором последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой кредитной системы страны. Он призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны Банка России используются, в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные. Также ЦБ  является регулирующим, контролирующим и исследовательско - информационным центром кредитной системы страны.
     Актуальность данной темы связана с важнейшей ролью Центрального банка как в формировании и регулировании кредитной системы, так и в экономике страны в целом
     Целью данной работы является определение роли и места Центрального банка в национальной экономике. Основными задачами являются определение сущности центральных банков, определение их функций и рассмотрение операций центральных банков.
     Из  определения предмета и сформулированных задач вытекает структура данной работы, которая состоит из введения, четырёх глав и заключения. В первой главе работы рассматриваются история создания, цели и формы организации центральных банков. Во второй главе – их главные функции. Реализация функций центрального банка обеспечивается путем проведения им пассивных и активных операций. Их рассмотрение представлено в третьей и четвертой главах соответственно.
     При написании данной работы использовались Законы России, нормативные акты и материалы, полученные с помощью современных способов коммуникации (Internet), учебная отечественная литература, периодические издания. 
 

 

     
    Сущность  центральных банков. 
    Цели и формы их организации

 
     В настоящее время банковскую систему  любой страны возглавляет центральный  банк. Он регулирует деятельность всех институтов банковской системы, осуществляет эмиссию банкнот и проводит денежно-кредитную политику, которая представляет собой значительную составляющую государственного регулирования экономики. Такие банки в каждом государстве называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии и др.
     Как известно, центральные банки возникают  в связи с необходимостью централизации  банковской эмиссии. Ведь до конца XVII века кредитная система во всех странах была децентрализованной, и ее институты функционировали без жесткого контроля со стороны государства. Даже эмиссию банкнот мог осуществлять любой банк, располагающий золотым запасом, поскольку основой денежной системы любой страны в то время был золотомонетный стандарт.
     Первым  эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя.
     По  мере ослабления жесткой зависимости  эмиссий банкнот от золотого запаса возникла необходимость контролирования  выпускаемой в обращение денежной массы. Таким образом, центральные банки возникают во многих странах в качестве единых эмиссионных центров, осуществляющих регулирование денежного обращения.
     Повсеместное  распространение и современное  значение центральные банки получили только в XX веке. На международной финансовой конференции, проходившей в Брюсселе в 1920 г., отмечалось: «В странах, где не существует центрального эмиссионного банка, его следует создать…Банки, особенно эмиссионный банк, нужно освободить от политического давления, они должны управляться на принципах разумных финансов».
     Во  всех развитых странах действует  несколько законов, в которых  сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а  также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны; он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.
     Наряду  с законом о центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.
     В разных странах центральные банки образовывались по-разному, поэтому они отличаются по форме собственности на капитал.
     В некоторых странах исключительные функции центрального банка были закреплены за уже существовавшими  банками (Англия, Франция, США, Канада, Япония, Бельгия). В результате преобразования крупнейших банков в центральные в одних странах они были полностью национализированы, а в других – государство выкупило только часть их акций, а в некоторых странах собственность на капитал не изменяли вообще. Национализацию центральных банков осуществляли по мере развития государственного регулирования экономики, и особенно она усилилась в ходе экономического кризиса 1930-х гг. и Второй мировой войны. Так, Банк Англии, став эмиссионным центром страны в 1844 г., был национализирован в 1936 г.; Банк Франции, став эмиссионным центром страны в 1848 г., был национализирован лишь в 1946 г.
     В Швейцарии, Японии и Бельгии государство выкупило только половину акций центральных банков. Банк Италии и Федеральный резервный система США остались частными. Капитал Банка Италии принадлежит коммерческим банкам и страховым компаниям, а капитал ФРС США – тем 12 банкам, которые в 1913 г. образовали эту систему для выполнения функций центрального банка.
     В некоторых странах центральные  банки изначально были учреждены как эмиссионные центры страны, поэтому сразу стали государственными. Например, так было в России, где в 1860 г. был создан Государственный банк, и в Германии, где в 1875 г. организован Рейхсбанк (с 1957 г. Бундесбанк).
     Таким образом, центральные банки по форме собственности на капитал бывают государственные, акционерные (частные) и смешанные.
     Центральные банки развитых стран классифицируются по степени их независимости в  решении вопросов денежной политики с помощью различных объективных и субъективных факторов.
     К субъективным факторам относятся сложившиеся  взаимоотношения между центральным  банком страны и правительством с  учетом неформальных контактов руководителей.
     Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших:
    участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;
    процедура назначения (выбора) руководства банка;
    степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
    права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
    правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.
     Что касается первого фактора оценки, то состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики существенно не влияет на его независимость.
     В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначения) и, главным образом, отзыва руководства центрального банка страны влияет на степень политической независимости последнего от органов государственного управления.
     Третий  фактор определяет, с одной стороны, рамки свободы деятельности центрального банка; с другой - его законодательно установленные полномочия. В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.
     В ряде стран (например, в США, Швеции и Италии) формулировка задач центрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Тем не менее, это несущественно для определения степени независимости центрального банка. Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.
     От четвертого фактора (наличия установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка, а со стороны центрального банка - обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования), прежде всего, зависит политическая независимость центрального банка.
     Наиболее  низкой степенью независимости от вмешательства государственных органов в денежно-кредитную политику обладают центральные банки Франции и Италии. В этих странах право определения направлений вмешательства законодательным путем передано правительству. Центральный банк выступает в роли консультанта и призван руководствоваться решениями правительства. Со времен второй мировой войны руководство Банком Франции находится под влиянием министерства финансов.
     В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции и Японии четко установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка, инструктировать его, отменять его решения.
     Несколько на более высокой ступени независимости  находятся центральные банки Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства.
     Центральные банки ФРГ и Швейцарии являются наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка.
     Пятый фактор независимости центрального банка выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы центральные банки Австрии, Германии и Нидерландов.
     И все же, определенная зависимость  центрального банка от государства  необходима и неизбежна. Центральный банк осуществляет денежно-кредитную политику, согласовывая ее с макроэкономическим курсом правительства. Правительство нуждается в надежность центрального банка, который является его кассиром, кредитором и финансовым консультантом.
     Следует отметить, что необходимость в центральном банке порождается двумя детерминациями – рыночной и политической. Если центральный банк станет полностью рыночной структурой, то не сможет выполнять функцию перераспределения финансов, необходимую государству. Если центральный банк будет государственным органом, то его рыночная деятельность окажется менее эффективной, а стало быть, уменьшатся финансовые возможности государства. Таким образом, сущность центрального банка изначально противоречива своей двойственностью: сочетанием рыночного и нерыночного начал. А, значит, и сочетанием качеств эмиссионного банка как центра и источника всей денежной системы страны, регулятора денежно-кредитных отношений и таких качеств, которые ему присущи как регулятору финансовой системы в связи с полномочиями по поддержанию курса национальной валюты и обслуживанию государственного долга. Только центральный банк, применяя свои рыночные и нерыночные методы воздействия на денежно-кредитную систему, может повлиять на стоимость денег и перераспределить финансы личного сектора, домашних хозяйств и коммерческих организаций таким образом, что при этом пополнится государственный бюджет.
     Сущность  центрального банка двойственна  с точки зрения тех интересов, которые он обеспечивает и защищает. С одной стороны центральный банк осуществляет и валютное, и пруденциальное регулирование в денежно-кредитной системе. В этом качестве он выступает представителем всей банковской системы. С другой стороны, он является представителем государства во многих банковских отношениях. Его статус позволяет влиять на организацию и функционирование кредитных организаций, а, в конечном счете, на состояние всей экономики страны. У него всегда есть возможность произвести эмиссию денег и тем самым увеличить денежную массу в обращении или повысить резервные требования к банкам и таким образом повлиять на процентные ставки и на объем выдаваемых банками кредитов. В последнем случае происходит сокращение безналичного обращения и, следовательно, уменьшается рост денежной массы. Центральный банк использует различные финансовые инструменты с целью повлиять на рост денежной массы в обращении, а значит, и на масштаб цен, который объективно складывается на рынке товаров и услуг. Это влияние распространяется на все объекты собственности, начиная от заработной платы и кончая недвижимостью. В тех случаях, когда благодаря усилиям центрального банка происходит сокращение денежной массы, покупательная способность денег повышается. И наоборот, расширение денежной массы в обращении приводит к инфляции и снижению покупательной способности денег. При этом такое влияние центрального банка, по сути, остается незаметным. Центральный банк служит осью, центром кредитной системы, он становится важным инструментом регулирования экономики. 

 

     
    Функции центральных банков
 
     Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе. Их главными задачами являются:
    обеспечение стабильной покупательной способности национальной денежной единицы;
    сглаживание колебаний курса национальной денежной единицы по отношению к иностранным валютам;
    организация бесперебойных денежных расчетов и платежей в стране;
    развитие и укрепление банковской системы;
    укрепление денежного обращения.
     Для возможности решения поставленных задач центральный банк в любой  стране наделен полномочиями по выполнению следующих функций:
    эмиссионного центра страны, за которым закреплено монопольное право эмиссии банкнот и монет;
    банка правительства;
    банка банков;
    проведение денежно-кредитной политики;
    внешнеэкономической.
     Эмиссия банкнот – это важнейшая функция, которая заключается в том, что центральные банки обладают монопольным правом на выпуск банкнот (общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств в стране). В некоторых странах центральный банк также монопольно осуществляет эмиссию монет, но обычно их чеканкой занимается министерство финансов (казначейство). В последнем случае центральный банк покупает монеты у казначейства по номиналу, а разница между номинальной (нарицательной) стоимостью монет и их себестоимостью идет в доход госбюджета. Купленные монеты центральный банк выпускает в обращение вместе с банкнотами.
     Запас наличных денег необходим для обслуживания розничного оборота и обеспечения ликвидности кредитной системы. Также наблюдается корреляционная связь между массой наличных денег и совокупной денежной массой в стране. Планируя и контролируя эмиссию банкнот, центральный банк не только обеспечивает удовлетворение потребности народного хозяйства в наличных деньгах, но и оказывает воздействие на объем совокупной денежной массы в стране. Осуществляя эмиссию наличных денег, центральный банк соответственно организует налично-денежный оборот.
     Эмиссионная монополия превратила центральный  банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка служат кассовым резервом любого коммерческого банка.
     Функция «банка банков» заключается в том, что центральный банк не занимается обслуживанием предприятий и населения, его клиентами являются коммерческие банки. Как банк банков он хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, открывает им корреспондентские счета для осуществления межбанковских безналичных расчетов, содействует бесперебойности межбанковских расчетов, в том числе путем создания клиринговых палат, проводящих расчеты путем зачета взаимных банковских требований и обязательств. Кроме того, в качестве банка банков центральный банк привлекает временно свободные денежные средства коммерческих банков в депозиты, а также занимается кредитованием коммерческих банков, т. е. является кредитором последней инстанции. В ряде стран (Австралия, Италия, Россия) центральный банк осуществляет надзор и контроль над банками с целью поддержания стабильности и надежности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов. В других (Германия, Швейцария, США, Франция) центральный банк совместно с другими органами (казначейством, банковской комиссией) осуществляет контроль. А  в некоторых государствах (Австрия, Дания, Канада, Норвегия) контроль осуществляется не центральным банком, а иными органами. К основным направлениям надзора и контроля относятся: выдача лицензий на осуществление банковской деятельности, на проведение отдельных видов операций (валютных, с ценными бумагами, с драгметаллами); проверка и анализ финансовой отчетности, предоставляемой банками, ревизии на местах; установление системы экономических нормативов, контроль за их соблюдением.
     Функция банка правительства. В качестве банкира правительства центральный банк выступает как его кассир, кредитор, финансовый консультант. В центральном банке открыты счета правительства и правительственных ведомств. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства в центральном банке, все правительственные расходы покрываются с этого счета. Центральный банк кредитует государство, консультирует Министерство финансов по вопросам размещения и погашения государственных займов, выбора дат эмиссии и определения доходности государственных ценных бумаг в зависимости от рыночной ситуации, управления государственным долгом.
     Главной функцией центральных банков на современном  этапе является проведение денежно-кредитной политики. Регулирование экономики путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения – составной элемент экономической политики правительства, главными целями которой являются достижение стабильного экономического роста, низкого уровня безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса. Общее состояние экономики во многом зависит от состояния денежно-кредитной сферы.
     Денежно-кредитная  политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных либо на расширение кредитования экономики (кредитная экспансия), либо на его ограничение (кредитная рестрикция). Если кредитная экспансия насыщает экономику деньгами, стимулирует оживление экономической конъюнктуры и влечет за собой подъем производства, то кредитная рестрикция предотвращает «перегрев» экономики в периоды роста, ограничивает денежную массу в обращении и снижает инфляцию спроса.
     Наиболее  широко используемые методы денежно-кредитной  политики центрального банка:
     1. Изменение процентных  ставок, по которым  центральный банк  предоставляет кредиты коммерческим банкам (официальной учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки).
     2. Изменение норм  обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБ.
     3. Проведение операций  на открытом рынке,  т.е. операции по  купле-продаже государственных  облигаций, векселей  и других ценных  бумаг.
     4. Политика валютной интервенции, т.е. покупка – продажа иностранной валюты на национальную.
     Внешнеэкономическая функция. Центральный банк является органом валютного контроля, проводником государственной валютной политики.  Он определяет режим обменного курса национальной валюты и осуществляет его регулирование, проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, регулирует международные расчеты, платежный баланс, контролирует движение валютных ценностей как внутри страны, так и за границей, принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного баланса. Центральный банк участвует в подготовке международных соглашений по соответствующим вопросам, сотрудничает с центральными банками других стран, а так же с международными и региональными валютно-кредитными организациями, представляет страну в этих организациях.
     Иного подхода к определению функций центральных банков придерживается О.А. Лаврушин. Он выделяет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.
     К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.
     С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функция. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.
     Всем  центральным банкам присуща информационно-исследовательская функция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. При этом во многих странах эта функция отмечена в законодательном порядке. Так, Немецкий федеральный банк обязан давать при необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о развитии кредитной системы.
     В законе о национальном банке большое  значение отводится информационно-исследовательской функции банка: предполагается, что банк обязан публиковать свои решения в специальном приложении к одной из центральных газет. Например, Австрийский национальный банк наделен значительными правами в плане доступа к информации. Он вправе требовать справки о деятельности отдельных кредитных институтов, предписывать сроки и форму отчетности коммерческих банков. На базе этих данных центральный банк проводит анонимный статистический анализ и при необходимости представляет информацию в высшие инстанции государственной власти и международные организации.
     Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Принятие решения о дополнительном выпуске денежных средств эмиссионным управлением центрального банка основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, с тем, чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.
     Информационно-исследовательская функция центрального банка предполагает также консультационную деятельность. В порядке информационного обмена, а также с целью консультаций центральными банками проводятся встречи, конференции, в том числе и на международном уровне. Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи.
 

     
    Пассивные операции центральных  банков.
 
     Центральный банк осуществляет свои функции путем проведения банковских операций, которые, как и у любого другого банка, делятся на пассивные и активные. Пассивные – это операции по формированию и привлечению банковских ресурсов.
     К пассивным операциям центральных  банков относятся: эмиссия банкнот, депозиты, обязательства по полученным кредитам и займам, капитал и резервы.
     Эмиссия банкнот является важным источником ресурсов центрального банка, поскольку вновь выпущенные деньги принадлежат именно ему, а не государству, и могут быть предоставлены правительству только в кредит. Эмиссия современных банкнот практически полностью фидуциарна, т.е. не обеспечена золотом. Соответственно официальное золотое содержание национальных денежных единиц повсеместно отменено.
     Эмиссия наличных денег представляет собой  их выпуск в обращение, при котором увеличивается масса наличных денег, находящаяся в обращении.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.