На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Иван IV и его реформы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Иван IV и его реформы 
Правление Ивана Грозного имело огромное значение для русской истории, для дальнейшего укрепления Русского государства и самодержавной власти. Политика Ивана IV прошла как бы два этапа: реформы 50-х годов усилили самодержавную власть, ограниченную сословно-представительными учреждениями в центре и на местах; затем опричнина стала попыткой установить абсолютную монархию.
Детство Ивана IV прошло в период "боярского правления" - заговоров в верхах, городских  восстаний, что расшатывало государственную  власть. Надежды на разрешение противоречий связывались с началом самостоятельного правления Ивана IV, принявшего в 1547 г. титул царя. При царе сложилась "Избранная рада" (князь Курбский, Алексей Адашев, митрополит Макарий, духовник Ивана IV Сильвестр), с помощью которой Иван IV попытался осуществить в России идеи европейского абсолютизма, представить свою власть как выразительницу общественных интересов.
В 1549 г. Иван IV собирает первый в истории нашей страны Земской собор, собрание представителей от всех сословий, кроме помещичьих крестьян и холопов, на котором он выступил с программой реформ. Правительство начинает разработку нового Судебника, так как прежний 1497 г. уже устарел. Новый Судебник был принят в 1550 г. Боярской Думой. Судебник усиливал централизацию управления государства за счет повышения роли центральных органов - приказов и резкого ограничения власти наместников, определял порядок прохождения административных, судебных и имущественных дел в структурах государственной власти. Предоставлялось право выборным от народа: старостам, сотским участвовать в суде, вершимом боярами-наместниками и волостелями, чем был нанесен сильный удар по судебному всевластию, боярства. Ограничивались и податные привилегии крупных светских и духовных феодалов. Судебник регламентировал положение крестьян. Увеличивая плату за уход от господина в Юрьев день ("пожилое"), Судебник значительно усиливал крепостничество. В июле 1550 г. было отменено местничество (занятие военных должностей в зависимости от знатности рода)между детьми боярскими и дворянами.
Принятие Судебника положило начало ряду реформ. В 1556 г. была ликвидирована система кормлений, бояре стали получать от государства денежное жалование за свою службу, то есть она стала главным источником средств для существования. В этом же году было объявлено "Уложение о службе", уравнявшее в обязанности несения военной службы бояр и дворян. Каждому землевладельцу предписывалось выставить одного конного воина от каждых ста четвертей своей земли и пешего ратника от каждых неполных ста четвертей земли. Согласно "Уложения", вотчины в военном отношении приравнивались к поместьям.
Завершает формирование русской армии. В начале 50-х годов ХVI в. было создано стрелецкое войско, первоначально насчитывавшее три тысячи человек, а к концу ХVI в. - 20 тысяч стрельцов. Артиллерия была выделена в отдельный род войск и быстро начала расти количественно. К концу царствования Ивана Грозного русская артиллерия имела на вооружении 2 тысячи орудий. Принципом комплектования полков стрельцов стало добровольное желание любого свободного человека. Повысилась роль артиллерии.
Приказная реформа была проведена во второй половине 50-х гг. ХVI столетия. В ходе ее было завершено создание стройной системы исполнительной власти и государственного управления, состоящей из 22 приказов. Приказная реформа имела следствием увеличение численности бюрократии, охватывающей своим тотальным влиянием все сферы жизни общества.
В середине XVI в. возникает высший государственный  орган - земской собор, созываемый для  решения самых важных вопросов. Участие  в них бояр, дворян, духовенства  и купечества свидетельствовало  о превращении государства в  сословно-представительную монархию. Это отразилось и в развитии на местах земского самоуправления. В 1555-1556 гг. ликвидируется система кормлений. Вместо наместников появляются земские  старосты, выбираемые из зажиточных посадских  людей и крестьян.
В те же годы проведена  церковная реформа. На церковных соборах проведена общерусская канонизация святых, которая должна символизировать объединение русского народа в единое государство. В 1551 г. Царь вышел на "Стоглавый собор" с требованием секуляризации церковных земель (отчуждения их в пользу государства). Провести его не удалось, но царь вынудил Собор принять следующие решения:
- на царя отписывались  земли, захваченные церковью у  дворян и крестьян в малолетство  царя, а также вотчины, данные  боярами в монастыри на помин  души;
- церкви было  запрещено увеличивать свои земельные  владения без разрешения царя;
- установлены единообразие в религиозных обрядах, ответственность за их нарушение, выборность архимандритов и игуменов.
Реформа ослабила независимость церкви от государства  и усилила ее корпоративную организацию.
Неудачи во внешней  политике начала 60-х гг. XVI в. создали  у Ивана IV иллюзию тотальных боярских измен и саботажа его мероприятий. Это побуждает Грозного ввести в  стране новый порядок управления государством, который был направлен  на полное уничтожение любой оппозиции  самодержавию.
Иван Грозный  ввел опричнину, совершив 3 декабря 1564 г. своего рода государственный переворот. По новому порядку центральное управление разделялось на опричный и земский дворы. Земли страны также делились на опричнину и земщину. На земщине оставалось прежнее управление, а опричниной полностью распоряжался царь. Бояре и дворяне, не записанные в опричнину, переселялись в земщину, получая там новые поместья. На отобранных у них землях помещались "опричные служилые люди". Опальные бояре лишались родовых вотчин. Подобные меры нанесли сильный удар по экономической и политической мощи "великих" боярских родов. Главной мерой стало создание опричного войска (1 тыс.человек) - личной охраны царя. Опричникам, которыми становились среднепоместные дворяне, придавались чрезвычайные к карательные функции: "грызть" изменников и "выметать" из государства измену (знак опричника - голова собаки и метла у седла лошади) - то есть проводить слежку и расправы по всей стране. Тайный сыск, пытки, массовые казни, уничтожение усадеб, разграбление имущества опальных бояр, карательные экспедиции против городов и уездов стали обычным делом.
Вершиной опричнины  стал поход на Новгород, который  почему-то был заподозрен в мятеже. По дороге были разорены Тверь, Торжок, другие города и деревни. Сам Новгород был подвергнут невиданному 40-дневному разграблению опричным войском. Подвергнуты  пыткам и казнены до 10 тыс.человек.
Введение опричнины  не способствовало военным успехам  и в 1572 г. она была отменена. Однако некоторые элементы опричнины продолжали существовать до смерти Ивана Грозного. За период его правления, сопровождавшегося  обострением борьбы в обществе, предприняты  серьезные шаги к укреплению русского государства и самодержавия.
Итогом опричнины  стали огромные человеческие жертвы, разрушение сословной монархии. Боярская оппозиция была уже сломлена и  большей частью физически истреблена. Класс собственников был уничтожен. Установлены отношения подданства. Опричнина истощила экономику и  вызвала хозяйственный кризис 70-80 гг., нарушение экономических связей, запустение деревень и городов, голод  и нищету. Были нарушены организация  и комплектование поместного войска. В обществе же назрело всеобщее недовольство.
Реформы и контрреформы Ивана  Грозного
В 1547 г. Иван IV (провозглашен великим князем в трехлетнем возрасте, в 1533, умер в 1584) принял царский титул  и формально сравнялся с западноевропейскими  императорами. Нестабильность верховной  власти, недовольство населения, необходимость  решения трудных внешнеполитических задач обусловили проведение первого  в истории России крупного цикла  реформ.
1.    С  1549 г. стали собираться земские  соборы — сословно-представительные  учреждения наподобие английского  парламента, испанских кортесов, французских  генеральных штатов и т. д.
2.    В  1550-е гг. XVI в. появились приказы — органы центрального управления.
3.    В  местном управлении вместо назначаемых  из Москвы наместников и волостелей  появились выборные должностные  лица.
4.    Была  проведена реформа армии, упорядочена  служба дворян и других категорий  военнослужащих.
5.    В  1550 г. был утвержден царский  Судебник. В нем сохранялось право  крестьян на переходы от владельца  к владельцу. Предусматривались  суровые наказания за преступления  против государства (бунт, крамола,  фальшивомонетничество, взятка и  др.).
6.    В  1551 г. царь утвердил Стоглав,  регламентировавший внутреннюю  жизнь православной церкви и  многие стороны повседневной  жизни московитов.
Реформы улучшили управление в центре и на местах, укрепили вооруженные силы, сбор налогов. Начался экономический рост, были присоединены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства.
В 1565 г. Иван Грозный  разделил страну на земщину, где было свое управление (назначенный царь, Дума, приказы и т. д.), и опричнину (от слова «опричь», «кроме»), которой  управлял сам Иван Грозный. Он опирался на отборное, опричное войско и проводил в отношении земщины политику террора и грабежа. Были убиты многие видные люди, подверглись настоящему разгрому Новгород и другие местности. Опричнина нарушила организацию и комплектование поместного войска, сложившиеся поземельные отношения. Начался хаос. Многие люди бежали со своих мест.
Историки  называют разные причины введения опричнины: стремление царя установить свою неограниченную власть; борьбу с феодальной аристократией (явной и мнимой оппозицией); желание  ликвидировать остатки феодальной раздробленности; личные качества царя (жестокость, мнительность, подозрительность и др.).
В 1572 г. опричнина была формально отменена, но методы опричнины применялись  и далее. 

     Примером первого и, к сожалению, не последнего в России опыта неудачного проведения реформ явились преобразования Ивана IV Грозного. На начальном, демократическом этапе реформ Избранной рады в стране был созван первый представительный орган власти – Земский собор, были отменены боярские
кормления, а местное управление и суд  были переданы в руки избранных населением старост и судей. В годы правления Избранной рады в стране появились пер-
вые органы исполнительной власти – приказы.
     Таким образом, была сделана попытка проведения в России реформ по европейскому образцу, т.е. разделения власти на законодательную, исполнительную
и судебную. Однако добиться эффективного управления страной демократическими мерами Иван Грозный не смог, так как ослабление централизации было
воспринято  населением как сигнал к дезорганизации. Ослабление страны проявилось в поражениях русской армии в Ливонской войне. Ответом
на это  стала попытка Ивана IV укрепить государственную власть с помощью политики опричнины, что привело к падению правительства Избранной рады и террору против всех сословий российского общества.
     Таким образом, причину неудачного реформирования страны Иван Грозный увидел не в объективных особенностях российской цивилизации, которая не
может быть реформирована по европейскому образцу, как он пытался осуществить, а в субъективных действиях российского населения, которое злоупотребило, по мнению царя, предоставленными ему политическими свободами.
     В связи с этим возникает вопрос о том, как реформировать неевропейские цивилизации, наподобие российской. Ответом на данный вопрос может стать опыт проведения китайских реформ. В отличие от России китайские реформаторы начали проведение преобразований не с политики, а с экономики. В результате этого им удалось предотвратить распад своей страны и добиться одного из самых высоких в мире темпов экономического развития. После того, как уровень экономического развития Китая достигнет среднемирового, они приступят к политическим реформам. Таким образом, мировой опыт показывает, что в цивилизациях восточного типа, и в России в том
числе, проведение вначале экономических, а затем уже политических преобразований является правильным способом их реформирования. Всякое несоблюдение данной очередности при реформировании цивилизаций восточного типа ведет к их децентрализации и провалу реформ, примером чего может служить деятельность Ивана IV Грозного. 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
Одним из  важных вопросов истории русского народа является вопрос об Иване Грозном. Иван Грозный уже современникам казался  личностью  загадочной  и страшной:  “Превысочайшего во-истинну и преславнейша всех бывших,  славиму же от  конец небес до конец их”,- пишет о нем дьяк Иван Тимофеев и добавляет: “... возненавиде грады земля своея ... и всю землю державы своея,  яко секирою,  наполы некако рассече”.  Такой же загадкой вошел Иван IV и в  историческую  науку.  Для  большинства историков это была психологическая проблема;  интересовали сама личность Ивана Грозного и условия,  в  которых она  создавалась.  Перед  некоторыми историками даже вставал вопрос,  был ли Грозный нормален умственно.  Но уже в трудах Соловьева  и  Платонова были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана IV как момент  решительной схватки “государственного начала”,  воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.
Н. П.  Павлов-Сильванский увидел в эпохе Грозного переходный момент от феодализма к сословной монархии,  а его выводы  легли в основу взглядов Н.  А.  Рожкова и М.  Н.  Покровского об эпохе Ивана IV.  Если  русская  историография  и “школа  Покровского”  не  сумели  научно разъяснить значение Ивана Грозного  в  русской  истории,  то  западноевропейские историки были в этом отношении совершенно бессильны;  в лучшем случае они повторяли выводы Соловьева,  Ключевского  или Платонова.
К источникам,  рассказывающим об эпохе  Ивана  IV,  относятся  записки  опричника Генриха Штадена,  вышедшие почти одновременно с русским переводом записок Таубе  и  Крузе;  к иностранным  источникам  относится  также  сказание Альберта Шлихтинга.  Не менее важны переписка Ивана Грозного с опричником  Василием  Грязным  и собрание актов времен опричнины.  Все эти публикации позволили заново осветить темные вопросы, связанные с реформами Ивана IV.
Вопрос о необходимости  коренного пересмотра оценки Ивана  Грозного в нашей литературе был  поднят Р.  Ю.  Виппером в его книге,  вышедшей в 1922 г.  Взяв на себя задачу  исторической реабилитации Ивана Грозного,    Р.Ю. Виппер показал его как выдающегося государственного деятеля,  дипломата и стратега,  вполне  выдерживающего  сравнение  с  такими крупными историческими деятелями, как Петр Великий. Сила аргументации автора заключается в том, что он ставит Ивана IV в окружение государственных деятелей современной ему Западной Европы,  и на международном фоне московский самодержец вырастает в мощную, величественную фигуру.
ПЕРВЫЕ РЕФОРМЫ  ИЗБРАННОЙ РАДЫ  
 Сын Василия  III – Иван IV нормально стал правителем  государства в три года, после  смерти отца в 1533г. Практически  он начинает править в 1547г., после венчания на царство  и принятия титула «царь» (позже  появится прозвище «Грозный»). Его  задачей становится укрепление  самодержавной власти. В начале  правления царь пытается реформировать  Россию, представив свое правление  как выражение общественных  интересов. Он создает так называемую «Избранную раду», в которую входили его сторонники, в частности митрополит Макарий, духовник Сильвестр и дворянин Алексей Адашев.
Перед новым  правительством встал вопрос о путях  преобразования государственного аппарата. Первые шаги к реформам выразились в созыве 27 февраля 1549г. расширенного совещания на котором присутствовала Боярская дума, освященный собор, воеводы, а также боярские дети и “большие” дворяне (очевидно, московские). Февральское совещание 1549г. (“Собор примирения”) было фактически первым Земским собором. Его созыв ознаменовал превращение Русского государства в сословно-представительную монархию, создание центрального сословно-представтельного учреждения. Чрезвычайно важно было то, что важнейшие  государственные мероприятия начинают приниматься с санкции представителей господствующего класса, в числе которого значительную роль играли дворяне.  
       Решение Собора 1549г. показало, что правительство собиралось в дальнейшем использовать поддержку как боярства, так и дворян. Оно было явно не в пользу феодальной аристократии, так как она должна была поступиться рядом своих привилегий в пользу основной массы служивого люда. Отмена подсудности дворян (в дальнейшем Судебник 1550г.) означала постепенное оформление сословных привилегий дворянства.        
 В связи  с тем, что в феврале 1549г.  было решено “давать суд”  если человек обратился с челобитным на бояр, казначеев и дворецких, создается особая Челобитная изба, которой ведал А.Адашев и, возможно, Сильвестр. Автор Пискаревского Летописца дает ее расположение у Благовещения в Кремле. Но в действительности местонахождение Челобитной избы не вполне ясно: у Благовещения находилось помещение казны. Не будучи формально казначеем, Адашев в 50х годах XVIв. фактически возглавлял деятельность государственной казны. Но во всяком случае связь возникновения Челобитной избы с реформами середины  века несомненна. В Челобитную избу поступали челобитные на имя государя, здесь же по ним принимались решения - Челобитная изба была своего рода высшим апелляционным ведомством и контрольным органом, надзиравшим над другим правительственным учреждением.
Одновременно  с “Собором примирения” происходили  заседания и церковного собора, который  установил церковного празднования еще 16 “святых” и рассмотрел жития  этих “чудотворцев”. В условиях роста  реформационного движения церковь  канонизацией своих видных деятелей стремилась укрепит свой падающий авторитет.
После февральских  соборов правительственная деятельность в 1549г. развернулась в различных  областях. Рост народных движений в  городе и деревне заставил возобновить  проведение губной реформы, после торжества  Шуйских в 1542г.. 27 сентября 1549г. был  выдан губной наказ крестьянам Кириллова  монастыря. Этот наказ свидетельствовал о росте влияния дворянства. Теперь губные дела передавались в ведение  выборных губных старост из числа  детей бояр.
Формирование  различных изб происходило по функциональному различию, а не по территориальному. Это свидетельствовало  о  значительном успехе централизации управления. Однако часть изб не порывала окончательно с территориальным принципом управления.
1549г. был годом  активного наступления на иммунитетные привилегии духовных феодалов. 4 июня 1549г. в Дмитров послали грамоту, согласно которой ряд монастырей лишался права беспошлинной торговли в Дмитрове и других городах. Но крупные монастыри сохраняли привилегии.
К концу 1549г. все  настойчивее стали раздаваться  голоса, подталкивающие правительство  на проведение реформ. Царю подал свой проект Ермолай-Еразм, предполагавший ценой некоторых уступок предотвратить возможность новых волнений. Он начал меры по унификации системы поземельного обложения, по обеспечению землей служивого люда.
Разносторонностью и вдумчивостью отличались проекты  И.С. Пересветова, защитника сильной самодержавной власти. Централизация суда и финансов, кодификация законов, создание постоянного войска, обеспеченного жалованием, - вот некоторые из предложений этого “воинника”-публициста, выражавшего думы и чаяния передовой части дворянства, затронутого реформационно-гуманистическим движением.
Изначально в  царских вопросах ставилась задача издания законов, которые должны были восстановить порядок, существовавший при Иване III и Василии III. Ссылка на “отца” и “деда”, встречающаяся  в законодательстве, означала, что  реформам старались придать вид  мероприятий, направленных против тех  злоупотреблений властью боярами, которыми были ”наполнены” несовершеннолетние годы Ивана IV.
После постановки об отмене местничества в проекте  изгалялся ряд соображений о необходимости навести порядок в вотчинном и поместном праве. По мнению автора проекта, необходимо было провести проверку земельных владений (вотчин, поместий) и кормлений с целю выяснения размеров владений и исполнения воинских обязанностей служилыми людьми. Нужно было перераспределить имеющийся в распоряжении служебный фонд, чтобы обеспечить малоземельных и безземельных феодалов. Но этот проект нарушал исконные вотчинные права феодальной аристократии, поэтому проект осуществления не получил.
К числу финансовых реформ относится проект ликвидации проездных пошлин (мыта) внутри стран. Таможенные перегородки между отдельными землями Русского государства, отражавшие незавершенности процесса изживания  экономической раздробленности, препятствовали дальнейшему развитию товарно-денежных отношений.          
Если подвести итоги рассмотрению царских “вопросов”, то можно констатировать далеко идущие намерения правительства удовлетворить  земельные требования дворян за счет боярского землевладения, укрепить армию и государственные финансы.
РЕФОРМЫ В ПЕРИОД 1549 - 1556 гг.           
 Военная реформа
После неудачного похода на Казань в ноябре 1549г. встал  вопрос об осуществлении военной  реформы. Единоначалие укреплялось  путем установления старшинства  первого (большого) воеводы большого полка по отношению к воеводам всех других полков. Укреплению дисциплины в дворянской армии содействовало  запрещение местничества на “службе” с воеводами. Это также повышало роль воевод во время военных действий. В целом июльский приговор 1550г., ограничивший местнические счеты на основе сложившейся  практики взаимоотношений воевод в  полках, имел большое значение для  боеспособности дворянской  армии. Наряду с попытками укрепления дисциплины дворянской конницы в середине XVI века закладывается основа формирующегося постоянного (стрелецкого) войска. Между сентябрем 1549 г. и августом 1550 Иван Грозный учредил “выборных” стрельцов. По его приказу 3000 человек должны были жить в Воробьевской слободе под предводительством боярских детей. Речь шла о реорганизации старых отрядов пищальников. Отныне войско пищальников стало называться стрелецким. Для обеспечения стрелецкого войска вводился новый подворный налог - “пищальные деньги”, который до этого собирался не повсеместно.  Стрельцы сделались ядром постоянного войска. Они имели значительные преимущества над дворянской конницей, постепенно уступающей ему место.        
 Судебник 1550 г.
Бесспорно, самым  крупным начинанием правительства  Ивана Грозного было составление  в июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который заменил устаревший судебник 1497. Из 99 статей нового судебника 37 были совершенно новыми, а в остальных  текст предшествующего кодекса подвергался координатной переработке. Социальное законодательство, вошедшее в судебник 1550 г., касается двух важнейших вопросов - землевладения и зависимого населения (крестьян и холопов). В одной из статей речь идет о вотчинном землевладении в целом. Так как дворянство все больше и больше начинало обеспечиваться поместьями, а не вотчинами, то совершенно ясно, что основное содержание статьи главным образом касалось землевладения феодальной знати. Статья провозглашает, что лица, продавшие вотчину или их родственники,  подписавшие купчую грамоту, лишаются права выкупа отчужденной земельной собственности. Закон стоит на стороне покупателя земли. Закон содействовал отчуждению вотчино-боярской земельной собственности.
Второй закон, относящийся к проблеме землевладения  провозглашал ликвидацию тарханов. Статья наносила удар по основным группам привилегированных землевладельцев - тарханников, и была направлена против податных привилегий духовных феодалов.
Вторую группу статей Судебника составляют законы о крестьянах и холопах. “В обстановке роста классовой борьбы правительство  Адашева не рискнуло пойти на дальнейшее закрепощение крестьян, хотя к этому  сводились требования дворян. Еще  более ужесточилось отношение к  холопам”.
Особое внимание Судебник уделял вопросам центрального и местного управления. В этом законодательном  памятнике уже намечаются основные направления, по которым будет проходить  перестройка государственного аппарата в 50-е годы. Все преобразования начинаются с местного управления. Судебник 1550г. наглядно отразил эту особенность: его преобразования касаются главным  образом наместнического управления. Сохраняя в целом старую систему  кормлений, лишь вносит в нее коррективы, ограничивающие власть наместников  и волостей.
Дворцовая тетрадь
Неудача попыток  удовлетворить земельный голод  дворянства путем пересмотра в Судебнике  правового статуса вотчинного землевладения  заставила правительство искать новых средств для обеспечения землей числено возросшего поместного войска. Было еще два источника, к которым можно было обратиться: казенные земли и владения духовных феодалов. Стремясь укрепить материальную базу дворян - военачальников, которые смогли сменить представителей боярской аристократии, правительство заинтересовалось находившимися в центральных районах страны оброчными деревнями, которые были переданы дворянам. В октябре 1550г. был составлен проект испомещения под  Москвой так называемой избранной тысячи. Смысл этого проекта сводился к укреплению положения верхов дворянства, с тем, чтобы использовать их для выполнения важнейших поручений. Но расположить всех приближенных возле Москвы не удалось, т.к. у правительства не было необходимого фонда земель. Однако одна из сторон реформы вскоре осуществилась. В 1551-52гг. была составлена Дворцовая тетрадь, куда попали все служилые люди государева двора, из которого черпались основные кадры для формирования командного состава  армии,  для замещения высших правительственных должностей и т.д. Дворцовая тетрадь была  действующим документом, к которому приписывались на протяжении 50-60 годов XVIв. все новые данные о составе государева двора вплоть до начала 1562г. Составление Дворцовой тетради оформляло выделение привилегированных частей, служащих по дворовому списку. Дворовые дети (боярские) составляли основной контингент представителей господствующего класса, который назначался  на высшие военные и административные должности. Поэтому составление Дворцовой тетради  отвечало интересам верхов русского дворянства и являлось попыткой осуществить в иных формах проект 1550г. о выделении из числа дворян “тысячников”, без применения для этой цели массовых земельных пожалований.
Стоглав
Также правительство  принимало меры  к подготовке передачи церковно-монастырской земли в частную собственность дворян. 15 сентября 1550г. правительство обсуждало с Митрополитом Макарием вопрос о церковно-монастырских слободах. Макарий произнес большую программную речь в защиту права монастырей на владение недвижимым имуществом. Однако, несмотря на это выступление главы русской церкви, рядом своих привилегий пришлось поступиться.
Согласно “приговору” 15 сентября 1550г. духовным феодалам запрещалось  основывать новые слободы, хотя старые за ними сохранялись. В целом “приговор” компромиссный характер, т.к. сохранял за духовными феодалами  слободы и предоставлял им даже некоторые возможности  для пополнения их населения со стороны. Но такое положение не устраивало руководство русской церкви, поскольку подобные действия подрывали авторитет церкви в глазах у миллионов верующих. Встал вопрос о созыве нового церковного собора. Назревало столкновение между правительством “избранной рады”, стремившейся использовать заинтересованность боярства и дворян в ликвидации земельных богатств церкви, возглавляемой Митрополитом Макарием. Был отредактирован сборник соборных решений - Стоглав. Стоглав написан в виде ответов на вопросы о церковном строении. Эти вопросы, написанные от имени Ивана Грозного, содержали своеобразную программу реформ и представленную правительством на рассмотрение церковного собора. Однако они были лишь составлены по распоряжению царя, а не им самим. Есть все основания считать автором царских вопросов Сельвестра.
В первых царских  вопросах изложены три группы проблем, касающиеся церковной реформы. Критике  подверглись церковное богослужение и распорядок церковной жизни, говорилось о необходимости избрать “беспорочных”  священников и игуменов, чтобы  они внимательно исполняли свои обязанности. В осторожной форме  предлагалось ликвидировать неподсудности  монашества и духовенства царскому суду, но особенно важное значение имел вопрос о судьбах монастырского землевладения.
Перед собором  был поставлен вопрос о необходимости  организации государственного выкупа пленных, попавших к “басурманам”.   

Земельные реформы    
Однако задачи, выдвинутые в Стоглаве, не были решены, что вылилось в открытое недовольство Ивана Грозного. Это недовольство выразилось в приговоре 11 мая 1551 г., когда покупка духовными землевладельцами вотчинных земель без “доклада” Ивану Грозному запрещалась под угрозой конфискации объекта продажи. О действенности приговора 1551 года говорил тот факт, что в 50-х годах прекратилась  покупка земель крупными монастырями.
Итак, в результате мероприятий, проведенных  в 1550 - 51 гг., наиболее значительный удар был нанесен церковно-монастырскому землевладению и по привилегиям монастырей-вотчинников. Но этот успех правительства был достигнут ценой дальнейшего нажима на крестьян. Принужденные отдавать часть своих доходов в царскую казну, монастырские власти старались компенсировать  потери ценой увеличения поборов с населения своих вотчин.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.