На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


лекция Лекция по "Социологии"

Информация:

Тип работы: лекция. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Лекция 2. Современная семья: классификация, формы семейно-брачных отношений, потребности и функции, стратегии жизнедеятельности.
    Классификация современных семей.
    Альтернативы семьи.
    Функции семьи.
     1. Существуют различные основания для классификации современных семей.
    по количеству детей: бездетная семья, однодетная, малодетная, многодетная;
    по составу: неполная семья, отдельная или нуклеарная семья, сложная (семья из нескольких поколений), материнская семья, семья повторного брака;
    по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с матерью) отцом) и с детьми;
    по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;
    по семейному быту: семья – «отдушина», семья детоцентрического типа, семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба, семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;
    по однородности социального состава: социально однородные (гомогенные) и неоднородные (гетерогенные) семьи;
    по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;
    по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная и устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;
    по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);
    по типу потребительского поведения: семьи с физиологическим типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью), семьи с интеллектуальным типом потребления (т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т.д.), семьи с промежуточным типом потребления;
    по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, дистантная, внебрачная;
    по характеру проведения досуга: открытые или закрытые:
     - по социальной мобильности: реактивные семья, семьи средней активности и активные семьи;
     - по степени кооперации совместной деятельности: коллективистские и индивидуалистические;
     - по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья. 

2. Традиционные брачно-семейные отношения:
1. законные (юридически оформленные, фиксированные);
2. обязательно  с желанием или наличием детей;
3. стабильные;
4. мужская  идеология (установка на главенство мужчины);
5. сексуальная  верность партнеров;
6. гетеросексуальность;
7. диадичность.
Альтернативные  формы брачно-семейных отношений:
1. одиночество,  незарегистрированное сожительство;
2. сознательно  бездетный брак;
3. разводы, повторные брачно-семейные отношения;
4. открытый  брак;
5. внебрачный  секс, интимная дружба;
6. гомосексуальность
7. групповой  брак, жилые сообщества и коллективные  семьи 

3. Cемья – это первичный и важнейший институт общества благодаря тем функциям, которые она реализует. Именно через семью сменяются поколения людей, в ней появляется на свет человек, продолжается человеческий род, происходят первичная социализация и воспитание детей, наконец, реализуется такая благородная функция, как забота о престарелых. На семью ложится организация быта, потребления, а также значительная часть хозяйственно - экономических функций.
     Говоря  о функциях семьи, нельзя делить их на главные и второстепенные, все  семейные функции – главные, однако необходимость указать среди них на те, которые позволяют отличить семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи.
     Согласно  А.Г. Харчеву, специфические функции, вытекая из сущности семьи, отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.
     Специфические функции семьи, к которым относятся  рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем такой своеобразной форме, когда реализация этих функций происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни – без всякого внешнего принуждения и давления.
     Наличие личных потребностей в семье и  детях, личных желаний и влечений к браку и семье – очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения.
       Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению «Я» каждого и др., - все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.
     К началу XXI столетия социальные институты  все более совмещают с семьей и берут на себя функции образования и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, одежды, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд).
     Будущее семьи как института, снимающего противоречие между личной потребностью супругов в детях и обезличенной потребностью социума в работниках, зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.
     Исследователи едины в том, что функции семьи отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Так, некоторые семейные функции (производственная, охранительная, образовательная), укреплявшие ее в прошлом, видоизменились, но не утратили своего значения, и в этом смысле их можно назвать традиционными.
     Рассмотрим  более подробно функции семьи. Хозяйственно-экономическая функция связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. Данная функция изменяет свое содержание с изменением и развитием способов производства благ. С развитием цивилизации хозяйственно-экономическая функция претерпевает наибольшую трансформацию. Понятно, что крестьянское, фермерское хозяйство на основе труда членов семьи, семейный магазин, личное подсобное хозяйство и современная городская семья реализуют разные по типу хозяйственно-экономические функции. Различаются они также в зависимости от соотношения в семье организации производства и потребления, потребления материальных и духовных благ, наконец в зависимости от структуры и типа семьи.
     Одной из основных исследователи называют репродуктивную функцию семьи, существующую издревле и обосновывающую существование института семьи как такового. Другими словами, воспроизводство человеческого вида, продолжение рода – это главное, ради чего создавалась и существовала семья и ради чего она в первую очередь существует сегодня. Потребность в детях реализовывается с выполнением данной функции.
     Для роста населения необходимо, чтобы  в семье было минимум трое детей – двое воспроизводят родителей, третий увеличивает численность. Традиционно крестьянские семьи в России отличались многодетностью, это было необходимо для выполнения многочисленной работы по хозяйству: уход за скотом, работа в поле и т.п. Рождение детей также поощрялось церковью – сколько Бог дал, столько и должно родиться. Естественно, что о прерывании беременности не могло быть и речи. Большое количество детей к тому же гарантировало продолжение и распространение рода.
     Урбанизация, сложные экономические условия  не способствуют росту рождаемости, поэтому в настоящее время большинство родителей вынуждены ограничиваться рождением одного, максимум двоих детей. Теперь рождение ребенка согласуется со способностью родителей обеспечить ему достойную жизнь.
     В рамках репродуктивной функции следует указать и на описываемую некоторыми авторами автономно семейную функцию удовлетворения сексуальных потребностей супругов, которая, несомненно, играет большую роль в стабильности супружеских отношений.
     С репродуктивной тесно связанна воспитательная функция. Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление это требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка.
     Воспитание  имеет тесную связь с образованием, обучением и реализуется в  процессе творческого овладения  всеми доступными для человечества достижениями культуры, характерными для данного социально-исторического контекста. Воспитание может быть представлено как способ выработки в индивиде определенных человеческих качеств и усвоение им нравственной, научно-познавательной и художественной культуры, что закономерно ориентирует личность на определенные ценности: отношение к добру, истине, красоте. Цели, содержание и организация воспитания зависят от традиций и норм соответствующей культуры.
     Семейное  и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут в определенных границах даже заменять друг друга, но в целом они не равнозначны. Развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Современная наука накапливает все больше данных о роли семейного воспитания в стимулировании интеллектуального развития ребенка: чем содержательней и многообразней общение в семье, тем быстрее ребенок накапливает знания, навыки речи, мышления. Сегодня даже для детей, оставшихся без попечения родителей, государство организует нетрадиционные детские дома, детские дома семейного типа. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо проводником его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.
     С семейным воспитанием связано такое  понятие, как первичная социализация, которая может быть осуществлена только в семье. Социализация – это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам, другими словами, это вхождение индивида в общество и культуру (к последнему часто применяют понятие «инкультурация»). Это понятие близко к слову «воспитание», но воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства. Тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества.
     Приобретенное в детские годы в семье ребенок  сохраняет в течение всей последующей  жизни. Важность семьи как института воспитания и социализации обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
     Семья может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем семья может служить отрицательным фактором воспитания.
     Претерпевает  трансформацию и такая функция  семьи, как забота о престарелых родителях. Известно, что еще в начале XX в. у некоторых народов Сибири и Крайнего Севера, например у чукчей, существовал обычай умерщвлять престарелых, когда они уже не могут быть помощниками в семье. Сдавать беспомощных стариков взрослыми детьми в дома для престарелых ради освобождения жилой площади разве менее дико и безнравственно?
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.