На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности исчисления налога на имущество некоммерческих организаций

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
     Налог на имущество организаций - это один из налогов налоговой системы  Российской Федерации, который установлен федеральным законодательством. Этим налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия, а также движимое и недвижимое имущество граждан.
     Поимущественные налоги действовали в царской  России (например, квартирный налог, налог  с наследства). В настоящее время  они взимаются в зарубежных странах  со стоимости движимого и недвижимого имущества, обычно по невысоким ставкам, в системе местного налогообложения.
     Налог на имущество является основным налогом  субъектов Российской Федерации, поэтому  он, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, требует особого подхода при его рассмотрении.
     Устанавливая  налог на имущество, законодательные (представительные) органы субъектов  РФ вправе определять налоговую ставку (в пределах, установленных главой 30 НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по данному налогу.
     Кроме того, при установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться  региональные налоговые льготы и  основания для их использования  налогоплательщиками.
     Налог на имущество предприятий занимает центральное место в системе  имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес  в свете возможных изменений  в порядке расчета и уплаты данного налога на основе зарубежного  опыта.
     Особенность имущественных налогов состоит в том, что их объектом является имущество само по себе, а не как источник дохода.
     Некоммерческие  организации, как и другие предприятия, обязаны уплачивать данный налог.
     Несомненно, что определенную сложность вызывает практическое применение порядка и правил налогообложения налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территориях различных субъектов Российской Федерации, поскольку им необходимо учитывать соответствующие региональные особенности налогообложения. При этом произвольная, часто расширительная трактовка терминологии закона приводит налогоплательщиков к грубым ошибкам и налоговым правонарушениям.
     Все вышеизложенное обусловливает актуальность темы данной работы, посвященной вопросам имущественного налогообложения организаций в соответствии с нормами действующего налогового законодательства, в частности налогообложения некоммерческих организаций.
     Объектом  исследования является комплекс теоретических и практических проблем, связанных с раскрытием природы налога на имущество и порядка имущественного налогообложения организаций в свете действующего налогового законодательства.
     Предмет исследования - нормы Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на имущество предприятий.
     Целью исследования является рассмотрение имущественного налогообложения, особенностей налогообложения некоммерческих организаций, выявление перспектив и путей дальнейшего развития такого налогообложения.
     Для достижения целей ставились следующие  задачи:
     определить  сущность и дать характеристику имущественного налогообложения;
     определить  особенности налогообложения НКО
     проанализировать  особенности порядка имущественного налогообложения и предоставляемые  льготы;
     изучить роль имущественных налогов в  общей системе налогообложения.
     Работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Глава I.  Общая характеристика налога на имущество
        История возникновения имущественных налогов
     В России институт имущественного налогообложения  получил свое основное развитие в середине XIX века. Потребности капиталистического развития требовали реформировать и упорядочить все сферы жизни феодальной России, в том числе и финансовую.
     В 1860 году Александр II велел отменить с 1 января 1863 года откупную систему, при  которой отдавался на откуп частным лицам сбор косвенных налогов с населения за соль, табак, вино и т.п. Вместо откупов была введена более цивилизованная акцизная система.
     Начиная с 1863 года с мещан, вместо подушной подати, стал взиматься налог с городских  строений. С 1867 года к подушной подати присоединены два других сбора, которые взимались по подушной системе: государственные земские и общественные сборы.
     Земские (местные) сборы были установлены  как государственные, так и общие  губернские и частные. Они функционировали наравне с государственными прямыми налогами.
     Земским учреждениям предоставлялось право  определять сборы с земли, фабрик, заводов, торговых заведений. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, сбор с проезда по шоссе.
     В 1898 году Николай II утвердил Положение о Государственном промысловом налоге. Промысловые свидетельства, согласно этому Положению, должны были выбираться на каждое промышленное предприятие, торговое заведение, пароход. Свидетельство могло получить как физическое, так и юридическое лицо. Так обеспечивался единый подход ко всем юридическим лицам.
     Основной  промысловый налог состоял из налога с торговых заведений и  складских помещений, налога с промышленных предприятий и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю. Дополнительный промысловый налог по размеру превосходил основной и зависел от размера основного капитала, прибыли предприятия и от характера предприятия - являлось ли оно гильдейским или акционерным обществом.
     Также действовали в царской России и поимущественные налоги с граждан (например, квартирный налог, налог с наследства).
     В результате революций 1917 года произошло изменение политической и государственной власти в России. С приходом к управлению страной партии большевиков начинается время военного коммунизма, которое характеризуется, в частности, отсутствием четкой налоговой системы.
     Основным  доходом молодого советского государства  выступили эмиссия денег, контрибуции  и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения, а носили ярко выраженный характер классовой борьбы.
     В то же время отменялись налоги, которые  противоречили вновь изданным декретам или не устраивали власть по политическим или экономическим причинам. В  связи с национализацией земель был отменен поземельный налог, а также земские и мирские сборы.
     В сущности, говорить о налогообложении, и конкретно имущественном налогообложении, в данный исторический период было бы не совсем справедливым, так как  вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.
     С принятием Закона СССР "О государственном  предприятии" начинается реформа  системы обязательных платежей государственных  предприятий в бюджет.
     А 14 июня 1990 года введен Закон СССР № 1560-I "О налогах с предприятий, объединений и организаций", который установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт.
     Налог на имущество юридических лиц был введен в действие с 1 января 1992 года на основании Закона "О налоге на имущество предприятий" в качестве регионального налога.
     В соответствии с данным законом, порядок  и сроки уплаты, а также конкретную ставку налога устанавливал законодательный  орган власти субъекта Российской Федерации. Согласно данному закону действовала Инструкция Госналогслужбы России "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", разъясняющая порядок расчета и оплаты имущественного налога.
     Уже в конце ХХ века в Российской Федерации  стали происходить кардинальные изменения в системе налогообложения предприятий. В 1998 году была принята первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, а в 2000 году - вторая.
     Глава 30 Налогового Кодекса РФ, непосредственно регулирующая вопросы имущественного налогообложения организаций, вступила в действие с 1 января 2004 года. В соответствии со статьёй 15 НК РФ, налог на имущество является местным налогом, и такие существенные элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, устанавливаются представительными органами соответствующих муниципальных образований, но в пределах, предусмотренных НК РФ и Законом РФ 22.12.1992 г. №4178-1 "О налогах на имущество физических лиц".
     Налог на имущество является прямым. Он вносится в бюджет в обязательном и первоочередном порядке и, в случае организаций, относится на финансовые результаты деятельности организации. То есть, данный налог, несмотря на то, что он принадлежит к категории прямых и потому зависит от результатов хозяйственной деятельности плательщика, уплачивается даже в том случае, когда финансовый результат деятельности за отчетный период принимает форму убытка.
     Очевидно, что в системе имущественного налогообложения налог на имущество  организаций занимает центральное  место. Его доля в общей сумме  поступлений от имущественных налогов составляет более 95%, хотя удельный вес в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации невысок - около 5% и не имеет существенного значения, в отличие, например, от налога на имущество корпораций за рубежом.
     В рамках бюджетных правоотношений налог на имущество организаций относится к собственному доходу регионов, которым в силу ст.47 Бюджетного кодекса РФ, называется доход, зачисляемый в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах.
     Субъектом, уполномоченным установить и ввести региональный налог, может быть только законодательный (представительный) орган  государственной власти региона, образованный в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
     Полномочия  законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ по определению элементов обложения региональным налогом всегда ограничены соответствующим федеральным законом об этом же налоге.
     В соответствии с нормами налогового законодательства, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ при установлении регионального налога вправе определить: 

      налоговую ставку в пределах, закрепленных НК РФ;
      порядок и сроки уплаты налога;
      налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
     Юридическая форма установления регионального  налога, согласно НК РФ и ст.5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", региональный налог имеет только одну форму юридического установления - форму закона субъекта РФ об этом налоге.
     За  период 2004-2006 год в главу 30 НК РФ существенных изменений в элементы налогообложения  не вносилось. В 2007 году в главу 30 внесены  изменения Федеральным законом №216-ФЗ, которые введены с 1 января 2008 года, за исключение новой статьи 386,1, которая введена с 1 января 2007 года (ст.4 Федерального закона №216-ФЗ). Анализ этих изменений и дополнений показывает, что они уточняют отдельные установленные нормы налогообложения по налогу с учетом правоприменительной практики.
     По  общему правилу, основные элементы налогообложения (налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база) устанавливаются  на федеральном уровне - в НК РФ или  ином федеральном законе.
     А на местах определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. Также могут быть установлены налоговые льготы в дополнение к уже установленным НК РФ, основания и порядок их применения.
     Таким образом, законодатель РФ не только установил  единообразный подход к вопросам расчета и уплаты налога на имущество, но и существенно изменил собственно процесс такого вида налогообложения. 
 

     Дальнейшая  концепция имущественных налогов  предусматривает постепенный переход  к налогообложению недвижимости, то есть земли и имущественных  объектов, прочно связанных с землей и относящихся к недвижимому имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
        Экономическая сущность и значение налога на имущество организаций
     Имущественные налоги относятся к категории  традиционных прямых налогов и известны с древнейших времен. Около 130 стран мира в настоящее время включают их в состав своих налоговых систем. В большинстве стран налоги на имущество являются основным видом налоговых доходов местных бюджетов. В США в 1990-х гг. они обеспечивали около 30 % доходов государственного бюджета и 75 % собственных налоговых доходов местных бюджетов; в ФРГ - 69% налоговых поступлений земель и 24 % - общин; в Канаде налоги на недвижимость обеспечивали около 40 % доходов муниципалитетов. В России налог на имущество организаций относится к региональным налогам. В налоговых доходах консолидированного бюджета РФ в январе - феврале 2008 г. доля налога на имущество организаций составила 3, 6 %. Нельзя признать значительной и долю данного обязательного платежа в доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ: 8, 4% в 2005г., 8, 2% в 2006г.
     Особенности имущественного налогообложения в  большинстве зарубежных государств заключаются, прежде всего, в выборе объекта налогообложения - единого  объекта собственности, включая  земельный участок и находящиеся  на нем здания, строения, сооружения и т. д. В России земельный налог рассматривается как ресурсный рентный платеж. Идея взимания единого налога на недвижимость была реализована в качестве эксперимента в городах Великий Новгород и Тверь с 1997 г. Однако переход на уплату такого интегрированного имущественного налога затруднителен в связи с отсутствием необходимых организационных и экономических условий, в том числе единого реестра объектов недвижимости. Налоговая база в ряде стран определяется исходя из рыночной стоимости имущества (США), а также на основе годовой стоимости альтернативного способа использования объектов - аренды (Великобритания). Кроме того, в ряде стран ставки налога, уплачиваемого собственниками имущества, ниже, чем в российском законодательстве, а в отдельных из них существует прогрессивная шкала налоговых ставок (Франция). Например, ставка налога на имущество в Исландии установлена на уровне 1, 45 %, в Канаде - от 0, 2 до 0, 3 %, Люксембурге - 0, 5 %, Норвегии - от 0, 2 до 2, 5%, ФРГ - 0, 6%. С 1 июля 1992г. в Российской Федерации предельный размер налоговой ставки был увеличен до 1 %, с 1995г. -до 2%.
     Налогообложение имущества юридических лиц в  России в современном варианте было введено с 1 января 1992 г. Законом РФ "О налоге на имущество предприятий", который прекратил свое действие с 1 января 2004 г. Нормативной базой данного налога является гл. 30 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), законы субъектов РФ, регулирующие налогообложение недвижимого и движимого имущества в рамках компетенции региональных властей.
     Целью взимания налога на имущество организаций  выступает не только осуществление  фискальных интересов государства, но и стимулирование производительного  и эффективного использования основных фондов. Один из инструментов такого использования - возможность реализации механизма ускоренной амортизации, переоценки основных средств с учетом инфляционных колебаний, регулируемая нормативными положениями. 
 

       Глава II Налог на имущество некоммерческих организаций
2.1 Особенности налогообложения НКО налогом на  имущество
     Плательщиками налога на имущество являются организации любых организационно-правовых форм, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.
     Объектами налогообложения (согласно ст. 374 НК РФ) для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, включая имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению, которое учитывается на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Не включены в состав объектов налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).
     Не  признаются налогоплательщиками организации, являющиеся организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ, а также лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со ст. 3.1 Закона N 310-ФЗ, но только в отношении имущества, используемого ими исключительно в связи с организацией и (или) проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта.
     Налог на имущество не платят организации, применяющие УСН (п. 2 ст. 346.11 НК РФ) и перешедшие на уплату ЕСХН (п. 3 ст. 346.1 НК РФ). 
Также нормы гл. 30 НК РФ не распространяются на организации, применяющие специальный налоговый режим при выполнении соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", в отношении имущества, используемого исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями (п. 7 ст. 346.35 НК РФ), и плательщиков ЕНВД, но только в части стоимости имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

     Что касается имущества некоммерческих организаций - плательщиков ЕНВД, используемого как в предпринимательской деятельности на общем режиме налогообложения, так и для ведения деятельности, облагаемой единым налогом, то сумму налога с его стоимости можно рассчитать по данным среднегодовой стоимости такого имущества, исходя из определенной пропорции.
     "Многопрофильное"  имущество плательщика ЕНВД подлежит  обложению налогом в части,  пропорциональной сумме выручки  от реализации товаров (работ,  услуг), полученной в процессе предпринимательской деятельности на традиционном режиме налогообложения, в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации.
     При прекращении деятельности, по которой  уплачивается ЕНВД, до окончания соответствующего квартала налогоплательщики включают в расчет среднегодовой стоимости имущества за отчетный период стоимость имущества, использованного в указанной деятельности, в части, пропорциональной количеству полных месяцев после прекращения осуществления указанной деятельности в общем количестве месяцев квартала.
     Такой порядок в отношении плательщиков ЕНВД предусмотрен п. 10.2 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке  исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий". 
Несмотря на то что Инструкция N 33 издана на основании Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" и, соответственно, не имеет отношения к гл. 30 НК РФ, представители Минфина России (например, Письмо от 16.08.2004 N 03-06-05-04/05) считают, что этим алгоритмом можно пользоваться в полной мере и сейчас, поскольку в описанной ситуации с введением гл. 30 НК РФ для плательщиков ЕНВД ничего не изменилось (пример 1).

     Пример 1. Автономная некоммерческая организация "Парнас" осуществляет два вида предпринимательской деятельности, один из которых подпадает под действие Закона о налоге на вмененный доход, а другой осуществляется в рамках общего режима налогообложения. 
На балансе организации имеется имущество (объект основных средств), которое используется как в предпринимательской деятельности, облагаемой налогом на вмененный доход, так и облагаемой по традиционной системе, среднегодовая стоимость которого составляет 100 000 руб. 
Общий объем выручки (без учета НДС) за налоговый период (календарный год) составил 2 000 000 руб., в том числе от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, - 1 600 000 руб. 
На основании первичных документов бухгалтерией составляется расчет среднегодовой стоимости имущества за налоговый период, исходя из части, пропорциональной сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной в процессе предпринимательской деятельности на общем режиме налогообложения, в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации, который оформляется в виде бухгалтерской справки. 
Бухгалтерская справка:

     удельный  вес от реализации товаров (работ, услуг), полученной в процессе предпринимательской  деятельности на общем режиме налогообложения, в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) АНО "Парнас" составил 20% ((2 000 000 руб. - 1 600 000 руб.) : 2 000 000 руб. x 100%).
     Годовая сумма налога на имущество АНО "Парнас" при максимальной ставке, равной 2,2%, составит 440 руб. ((100 000 руб. x 2,2%) x 20%).
     Если  же НКО - плательщик ЕНВД использует имущество  как в уставной некоммерческой деятельности (общий режим налогообложения), так и для ведения деятельности, облагаемой единым налогом, то, по нашему мнению, она вправе рассчитывать указанную пропорцию исходя из суммы целевых средств и выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной в процессе предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД (пример 2).
     Пример 2. Гаражно-строительный кооператив "Антей" осуществляет как уставную некоммерческую деятельность, так и предпринимательскую, которая подпадает под действие Закона о налоге на вмененный доход. На балансе организации имеется объект основных средств, который используется как в предпринимательской деятельности, облагаемой налогом на вмененный доход, так и в уставной. Среднегодовая стоимость этого имущества составляет 100 000 руб.
     Общий объем поступивших целевых средств  и выручки за налоговый период (календарный год) составил 2 000 000 руб., в том числе от предпринимательской  деятельности, облагаемой единым налогом, - 1 000 000 руб.
     На  основании первичных документов бухгалтерией составляется расчет среднегодовой стоимости имущества за налоговый период, исходя из части, пропорциональной сумме целевых средств в общей сумме поступлений организации, который оформляется в виде бухгалтерской справки. 
 

     Бухгалтерская справка:
     удельный  вес целевых средств в общей  сумме поступлений ГСК "Антей" составил 50% ((2 000 000 руб. - 1 000 000 руб.) : 2 000 000 руб. x 100%).
     Годовая сумма налога на имущество ГСК "Антей" при максимальной ставке, равной 2,2%, составит 1110 руб. ((100 000 руб. x 2,2%) x 50%).
      Налоговые льготы по налогу на имущество
     В силу положений ст. 381 НК РФ от обложения  налогом освобождается любое имущество следующих категорий налогоплательщиков, причем вне зависимости от его использования:
      специализированных протезно-ортопедических предприятий;
      коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
      государственных научных центров.
     У других категорий налогоплательщиков имущество освобождается от налогообложения  только в зависимости от его вида либо использования. Так, от налогообложения, в частности, освобождаются:
      религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
      общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
      организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 18.02.2004 N 90), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
      учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
      организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
     Следует иметь в виду, что при установлении налога на имущество законами субъектов  Российской Федерации ими могут предусматриваться дополнительные налоговые льготы и основания для их использования. 
 
 
 
 

     2.3 Налоговая база и порядок ее определения
     Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, рассчитанная исходя из его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
     В общем случае для расчета налога следует взять дебетовые остатки по счету 01 "Основные средства" и вычесть из них кредитовый остаток по счету 02 "Амортизация основных средств".
     В ситуации, когда для отдельных  объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость  указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной накопленного износа.
     Так, основные средства некоммерческой организации, приобретенные за счет целевых средств, включаются в налогооблагаемую базу по первоначальной стоимости (сальдо счета 01 "Основные средства") за минусом суммы износа, начисленной на забалансовом счете 010 "Износ основных средств".
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.