На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация образовательной среды для детей с ОПФР в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Организация образовательной среды для детей  с ОПФР в условиях пункта коррекционно-педагогической  помощи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание
Стр.                          
Введение                                                                                                                   3
Глава 1
      Сущность, содержание и структура образовательной среды                    6
      Организация образовательной среды для детей с ОПФР                        10
      Особенности организации образовательной среды  для детей с
    ОПФР  на пункте коррекционно-педагогической помощи                      16 

Глава 2
2.1. Воспитание  и обучение детей с ОПФР                                                                        20
2.2.Методы обучения  в условиях пункта
коррекционно-педагогической помощи                                                              24
2.3.Особенности  памяти, внимания, восприятия при  задержке психофизического развития                                                                                 29
2.4. Особенности  мыслительной деятельности детей  с ОПФР                        33 

Заключение                                                                                                           37
Литература                                                                                                            39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Образовательная среда как совокупность ценностей и образцов успешного решения жизненных задач служит источником развития личности, общности детей. Это особым образом организованная социокультурная и педагогическая среда, стимулирующая развитие и саморазвитие каждого включенного в нее индивида, это система условий для личностного и творческого развития детей и педагогов - всех субъектов образовательного процесса, это среда развития и воспитания личности. Однако специальных исследований по вопросам организации образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) недостаточно.
      Переход на обучение с шестилетнего возраста  настоятельно требует создания психологической службы, в задачи которой должна входить диагностика готовности к обучению в школе, в том числе своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития , нуждающихся в специальных формах коррекционно-педагогической работы.
      Эти особенности ярко показывают общую  недостаточность психического, в  первую очередь умственного, развития детей, а также становления личности  и в этой связи их неготовность к школьному обучению, пониженную обучаемость.
      В настоящее время активно развиваются теория и практика детской школьной коррекционной педагогики и специальной психологии. Перед медико-психолого-педагогическими службами стоит задача углубленного изучения особенностей психического развития каждого ребенка для определения адекватных индивидуализированных мероприятий коррекционно-воспитательного, развивающего и лечебно-профилактического воздействия.
      Разрабатываются приемы и методы экспресс-диагностики, направленной на определение актуальных возможностей ребенка, а также и  в прогностическом плане - на определение зоны его ближайшего развития (важно определить не только то, что ребенок знает и умеет, но и чем он может овладеть при оказании ему соответствующей помощи).
      При изучении и воспитании детей школьного возраста интегрируются данные разных научных дисциплин: общей и специальной психологии и педагогики, невропатологии и психопатологии, отоларингологии и офтальмологии, лингвистики и диалектологии и т.д.
      Развитие  коррекционной педагогики и специальной  психологии неизбежно приводит к поиску новых, более эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия на детей с различными видами отклонений в развитии.
      В настоящее время достигнуты значительные успехи в развитии разных отраслей школьной коррекционной педагогики и специальной психологии. Многочисленные работы посвящены детям с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, эмоционально-волевой, двигательной сферы и т.д. Накоплено значительное количество фактов, характеризующих специфические особенности детей с разными отклонениями в развитии, и обилие методического материала по каждому разделу дошкольного коррекционного воспитания и обучения. Детально изучены и продолжают исследоваться структура и механизм отклонений в развитии, разработаны пути воздействия, адекватные имеющемуся у ребенка дефекту. 

      Гипотеза: хорошо спланированная и продуманная  работа в условиях коррекционно-педагогического  пункта способствует полноценному развитию ребенка.
      Объект  исследования: деятельность детей с  ОПФР в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи.
      Предмет исследования: организация учебной  деятельности детей с ОПФР. 
 Цель исследования: рассмотреть особенности организации образовательной среды для детей с ОПФР в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи и центрах коррекционного образования и реабилитации.  
 Задачи исследования: 
1. Рассмотреть сущность средового подхода в образовании; 
2. Рассмотреть вопросы воспитания детей в условиях пункта коррекционно – педагогической помощи.

      Методы  иссладования:
- индивидуальный и групповой констатирующий эксперимент, направленный на выявление у детей уровня сформированности на момент изучения общей способности к учению;
- моделирование общей и индивидуальной программ коррекции негативных особенностей формирования у детей общей способности к учению;
наблюдение за детьми на учебных занятиях и в свободной деятельности;
- анализ продуктов детской деятельности;
- анализ историй детского развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1.Сущность  содержания и структура  образовательной  среды 

      Новейшая  история развития коррекционного образования
В 90-е гг. под  влиянием социально-политических изменений  в стране произошел резкий перелом  в ценностных ориентациях государства: стали переосмысливаться права  человека, права ребенка, права инвалидов; началось освоение обществом новой философии: признание неделимости общества на "полноценных" и "неполноценных", признание единого сообщества, состоящего из разных людей с различными проблемами. Государство провозглашает антидискриминационную политику по отношению к инвалидам. В этом контексте резко изменилась оценка обществом и государством состояния системы специального образования и перспектив ее развития, оно стало характеризоваться как кризисное. Критике подвергались и подвергаются: 
- социальная маркировка ребенка с особыми нуждами как “дефективного”, аномального; 
- охват системой специального образования лишь части нуждающихся:

"выпадение"  из нее детей с глубокими  нарушениями в развитии; отсутствие  специализированной психолого-педагогической  помощи детям со слабо выраженными  нарушениями; 
- жесткость и безвариативность форм получения специального образования; 
- примат образовательного стандарта над развитием личности ребенка.

      Одновременно  на республиканском  и региональном уровнях начинают возникать инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого- педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения, копирующих современные западные модели обучения детей с нарушениями в развитии.
      Решая проблемы обучения и воспитания детей  с отклонениями в развитии, специальная дидактика исходит из положения о принципиальной общности задач, стоящими перед школой общего назначения и специальными детскими учреждениями и, соответственно, использует уже сложившиеся общепедагогические принципы, которые выработаны в нашей стране. Учитывается и то, что при обучении детей с отклонениями в развитии приходится преодолевать специфические трудности, обусловленные тем или иным дефектом ребенка — снижением слуха или зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и др. Без коррекционной направленности обучения специальная педагогика фактически не может существовать, поскольку она лишается своей основной специфики. В связи с этим все вопросы обучения в специальных детских учреждениях рассматриваются в аспекте основных дидактических принципов и осуществлении коррекции.
      При применении принципа сознательности и  активности обучения используются различные  приемы и способы, позволяющие стимулировать  познавательную деятельность учащихся, способствующие восприятию, запоминанию, сохранению, переработке учебного материала, его самостоятельному анализу и обобщению и последующему применению. В условиях пункта коррекционно-педагогической помощи предоставляется значительная самостоятельность, которую контролирует педагог. Учитель объясняет новый материал, ставит перед учениками мыслительные задачи, направляет их познавательную деятельность, оказывает периодическую помощь, побуждая использовать полученные знания при решении различных, в том числе практических задач.
      При работе с детьми с ОПФР, со сложными дефектами учитель последовательно, шаг за шагом руководит мыслительной деятельностью учащихся, постоянно побуждает их к выполнению тех или иных заданий, оставляя без помощи лишь на короткое время, постепенно приучая к самостоятельности, путем подбора задач и постановки вопросов, требующих активного подхода к ним. Каждая, самая незначительная попытка самостоятельно применить полученные знания для выполнения предложенных заданий всячески поддерживается и одобряется.
      При работе с такими детьми часто реализуется принцип наглядности в обучении.
      Для детей с ОПФР при использовании принципа наглядности обычно акцентируются приемы, объединяющих чувственное и рациональное познание. Большое внимание при этом уделяется вербальным средствам. Существенно значение придается не только речи учителя, которая должна быть четкой и немногословной, но и речи самих учеников. Учащиеся постоянно побуждаются к речевым высказываниям, основаниями для которых служат в начальных классах преимущественно реальные объекты, их объемные или плоскостные изображения. При работе с наглядными пособиями имеется также в виду коррекция своеобразных черт зрительного восприятия, свойственных детям с ОПФР, таких как замедленность, узость, недостаточная активность, слабая дифференцированность.
      Позднее все большее значение приобретает  схематическая наглядность, способствующая обобщению учебного материала, установлению определенных закономерностей.
      Реализация  принципов научности, систематичности и доступности требует четкого соответствия между изучаемым материалом и познавательными возможностями учеников. Для пункта коррекционно-педагогической помощи подбирается учебный материал определенного содержания и соответственным образом планируется работа над ним, своеобразно построены программы и учебные пособия для детей с особенностями.
      Так, в условиях пункта замедлен темп обучения в младших классах. Это объясняется тем, что на ранней стадии обучения школьники только овладевают словесной речью, необходимой для усвоения других учебных курсов, изучения различных дисциплин. В старших классах обучение идет более быстро. В общем учащиеся осваивают программу массовой школы, но делают это за более длительный срок по сравнению с другими детьми.
      В условиях пункта вся система предлагаемых ученикам знаний значительно упрощена. Объем учебного материала резко сокращен за счет исключения теоретических предпосылок и сложных правил.
      Вместе  с тем принципы научности, систематичности  и доступности приобретаемых  ими знаний сохраняются, хотя и реализуются на сниженном уровне.
      Принцип прочности усвоения знаний и способов деятельности также по-разному реализуется в каждомкаждом случае отдельно. Этот принцип предполагает работу, направленную преимущественно на закрепление знаний, на включение их в определенные системы, на использование различным образом организованных повторений пройденного. Всегда имеются в виду вариативные повторения, дающие возможность более глубоко понять учебный материал и закрепить его в памяти. При этом не отвергаются его многократные повторения, однако им не отводится решающего места. Большое внимание уделяется развитию произвольной памяти и обучению детей способам логического запоминания. Широко применяется принцип сравнения. Конечно, во всех случаях применяется вербализация учебного материала и способов деятельности.
      При обучении всех категорий детей с  отклонениями в развитии исключительно  большое значение имеет принцип  индивидуального подхода к учащимся, который реализуется на всех этапах работы со школьниками от первого класса до последнего. Выполнение этого принципа требует от учителя знаний об особенностях, присущих каждому ученику. Применение данного принципа несколько облегчается за счетмалого количества учеников, наличием индивидуальных занятий коррекционного плана .  Принцип индивидуального подхода к ученикам — один из основных принципов коррекционной педагогики.
      Крайне  важен и дифференцированный подход к группам школьников, обучающимся в одном и том же классе, объединенным на основе типологических особенностей познавательной деятельности, учета уровня и темпа обучаемости детей. Так, например, для умственно отсталых учеников в начальных классах есть учащиеся, которые могут пересказывать простые тексты, опираясь на серию соответствующих картинок. Наглядные опоры помогают детям самостоятельно восстановить в памяти изложенный материал в данном порядке. Другие дети более продуктивно работают, отвечая на вопросы, которые задает учитель. Серия картинок помогает им пересказывать текст лишь очень незначительно. Естественно, что с учениками этих двух групп следует по-разному организовывать работу.
      Следует специально подчеркнуть, что специальное  обучение ставит перед собой цель не приспособление к дефекту, характерному для той или иной категории  детей с отклонениями в развитии, а его коррекцию и, если возможно, преодоление. 
 

1.2.Организация  образовательной  среды для детей  с ОПФР 

      Организация образовательного процесса в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования, предусматривает создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития, в том числе дистанционное обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий, дополнительную коррекционно-педагогическую помощь, направленную на исправление либо преодоление физических и (или) психических нарушений.
      Образовательный процесс осуществляется на основе соответствующих  учебных планов и программ с использованием различных форм организации специального образования, средств и методов  обучения с учетом специфики физических и (или) психических нарушений.
      Общие принципы организации коррекционно-педагогической работы с детьми в коррекционных  группах должны определяться в зависимости  не только от наиболее характерных  особенностей проявления пониженной обучаемости у детей с ОПФР, но и от общих особенностей их психического развития, а также состояния здоровья, условий жизни и развития в семье.
      В настоящее время в нашей стране для воспитания и обучения различных  категорий детей с отклонениями в развитии функционируют разнообразные учреждения государственного и частного характера. Это специальные детские сады и специальные группы при обычных детских садах, специальные школы и школы-интернаты, а также специальные классы, создаваемые при школах общего назначения. Некоторые дети, главным образом те, у кого отклонения в развитии выражены не резко, посещают обычные детские сады и учатся в школах общего назначения. Многие родители таких детей систематически консультируются у дефектологов или опытных педагогов-практиков или приглашают их для проведения дополнительных занятий с детьми.
      Часть детей, особенно из числа тех, что  имеют грубые отклонения в развитии, воспитываются и обучаются в  домашних условиях. Нередко с ними не проводится никакой коррекционной  работы. Хотя встречаются и такие случаи, когда родители делают все возможное для того, чтобы способствовать развитию ребенка. Некоторое количество таких детей находится в интернатных учреждениях.
      Детские сады для детей с отклонениями в развитии, как правило, оснащены, хоть и не всегда полностью, специальным оборудованием, приспособленным для проведения коррекционно-воспитательной работы. Так для детей со сниженным слухом предусмотрены слуховые кабинеты и слуховые аппараты. Специальная мебель, разнообразные тренажеры, плавательные бассейны используются в детских садах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.п. К сожалению, это оборудование часто бывает не современным. Педагоги и воспитатели далеко не всегда имеют дефектологическое образование, но, как правило, являются хорошими практиками. Однако специальных детских садов совершенно недостаточно для того, чтобы в них были приняты все нуждающиеся в этом дети. К тому же такие детские сады расположены лишь в крупных населенных пунктах.
      Поскольку многие родители не хотят отдавать своих детей дошкольного возраста в учреждения, находящиеся на далеком расстоянии от их места жительства, в некоторых детских садах организуются специальные группы для тех или других категорий детей с отклонениями в развитии. Специального оборудования, необходимого для работы в этих группах фактически не предусмотрено. Так же дело обстоит с приглашением дефектологов. Однако заведующие детскими садами и опытные педагоги-практики прилагают большие усилия к тому, чтобы организовать возможно более продуктивную коррекционно-воспитательную работу и добиваются несомненных успехов.
      Значительная  часть детей со слабо выраженными  отклонениями в развитии — дети с задержкой психического развития, с легкой степенью умственной отсталости, слабовидящие, слабослышащие, с нерезкими речевыми нарушениями и негрубыми недостатками опорно-двигательного аппарата посещают обычные детские сады. Если эти дети не имеют грубых отклонений в поведении, то они обычно остаются там до того времени, когда приходит пора поступать в школу. Конечно, никакой целенаправленной коррекционно-воспитательной работы с ними не проводится. Педагоги обычных детских садов к этому не подготовлены и не ставят перед собой подобной задачи. Фактически это самая обделенная группа детей с отклонениями в развитии, поскольку именно они, своевременно получив специальную помощь, могли бы значительно продвинуться в плане коррекции своего дефекта.
      Тем не менее следует сказать, что  нахождение ребенка с отклонениями в развитии в специальной группе детского сада или просто в обычном детском саду имеет для него положительное значение. Оно обусловлено его пребыванием в коллективе сверстников, широкими возможностями общения с ними, что важно для социальной адаптации и подготовки к дальнейшей жизни и обучению. Ведь обычно таким образом детей готовят к поступлению в специальную школу или школу общего назначения. Лишь небольшая часть детей (преимущественно с глубокой умственной отсталостью) после пребывания в детском саду попадает в интернатные учреждения Министерства социальной защиты или возвращается в семью.
Для всех категорий  детей с отклонениями в развитии "имеются специальные школы  и школы-интернаты, а также специальные  классы, организуемые при школах общего назначения. В них работают учителя  и воспитатели, часть из которых имеет дефектологическое образование. В специальных школах и школах-интернатах предусмотрено наличие медицинских работников, специалистов по массажу, лечебной физкультуре, слуховой работе, логопедов, которые проводят там свои занятия. Имеются наборы специального оборудования, необходимого для коррекции у детей слуха, зрения, моторики, наборы речевых игр и др.
      В учебные программы введены занятия, имеющие большое коррекционно-развивающее  значение. Это ритмика, лечебная физкультура, домоводство и социально-бытовая ориентировка и др.
      В специальных школах и школах-интернатах большое внимание уделяется трудовому  обучению и воспитанию учащихся.  Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации, уроки ручного труда, включенные в программу младших классов, работу в различных мастерских и в сельском хозяйстве, осуществляемую на старших годах обучения. Кроме того, учащиеся старших классов проходят трудовую практику на предприятиях, близко расположенных от школы, выполняя посильные виды работ. При некоторых школах организуются производственные цеха, в которых работают выпускники. Эта инициатива обусловлена сложностью их трудоустройства и, вероятно, представляется временным явлением.
      В специальных школах учителя и  воспитатели много работают над воспитанием у учащихся положительного отношения к труду, необходимого для работы коллективе. Это очень важное направление педагогической работы, имеющее большую коррекционно-воспитательную ценность. Ведь успешность социальной адаптации ученика зависит не только от наличия у него трудовых знаний, умений и навыков, но и от желания трудиться, от уважения к окружающим работающим людям. В зависимости от своих возможностей, состояния здоровья, места жительства выпускники специальных школ включаются в окружающую их социальную среду.
При специальных  школах организуются классы для детей  со сложными дефектами. Например, с  нарушениями зрения и мыслительной деятельности или со снижением слуха  и умственной отсталостью и т.п. Такие классы есть не в каждой школе. Они создаются по мере необходимости. Обучение в них осуществляется по особым программам, поскольку сложный дефект резко снижает познавательные возможности ребенка.
      Все дети с отклонениями в развитии, кроме умственно отсталых и страдающих сложными дефектами (исключая слепоглухих) получают цензовое образование. Они учатся в замедленном темпе, по специальным методикам, но усваивают объем знаний, соответствующий программе начальных или средних классов школ общего назначения. Это дает возможность наиболее способным, стремящимся к знаниям подросткам после окончания специальной школы поступать на различные курсы, в ПТУ, в средние и высшие учебные заведения и продолжать свое образование.
В специальных  классах, организуемых при школах общего назначения, с учениками проводится коррекционно-направленное обучение и воспитание, однако лечебные мероприятия, такие важные занятия, как логопедические, слуховые, обучение чтению рельефных рисунков, трудовая подготовка, домоводство, социально-бытовая ориентировка и др. имеют место далеко не всегда. Это связано с отсутствием и соответствующей материальной базы и недостатком специалистов. Тем не менее специальные классы являются определенным выходом из сложной ситуации. Они дают возможность воспитывать и обучать ребенка с отклонениями в развитии в относительно благоприятных для него социальных условиях.
      Часть детей с отклонениями в развитии в соответствии с желанием родителей  посещают школу общего назначения. Если дефект ребенка не является грубым, а он умен и очень хочет учиться, если он систематически получает квалифицированную коррекционно-направленную помощь со стороны взрослых и при этом умеет пользоваться различными вспомогательными средствами (слуховой аппарат, линзы и др.), то он чувствует себя среди нормально развивающихся сверстников достаточно комфортно и является успевающим учеником. Конечно, оставленный в обычной школе без всякой дополнительной помощи ребенок скоро окажется в бедственном положении.
      Труднее всего приходится в школе общего назначения умственно отсталым детям. Учебная программа оказывается для них слишком сложной, а темп ее прохождения — чрезмерно быстрым. Даже при дополнительных занятиях с дефектологом они не усваивают материал первого класса. Чем дальше, тем резче возрастают сложности. Их обучение является формальным. Оно мало способствует продвижению детей в общем развитии и коррекции дефекта.
      Предоставленные самим себе умственно отсталые дети в обычной школе обучаться  не могут. Если они по каким-то причинам задерживаются в ней, то пользы получают мало, но приобретают многие отрицательные личностные черты.
      Некоторые дети с отклонениями в развитии вовсе  не посещают школу, постоянно живут  в домашних условиях. Обычно к их числу относятся те дети, у которых  дефект выражен очень резко. Например, находящиеся в лежачем состоянии или глубоко умственно отсталые (идиоты). Однако в ряде случаев родители предпочитают воспитывать и обучать дома такого ребенка, который вполне мог бы быть школьником.
      Домашнее  обучение несомненно имеет свои положительны» стороны. Прежде всего, ребенок не лишается постоянных эмоциональных контактов с родителями и близкими. Однако следует предусмотреть и организовать такие условия, при которых он не будет изолирован от других детей и взрослых.
Наиболее распространенным недостатком домашнего воспитания и обучения является то, что родители стремятся дать ребенку возможно больший объем знаний, вместо того, чтобы вырабатывать у него умения и навыки социально-бытового и специфически трудового плана Однобокость обучения приводит к тому, что ребенок оказывается не приспособленным к элементарному самообслуживанию, к выполнению жизненно необходимых действий, т.е. становится беспомощным ожидающим постоянной помощи.
      Чтобы помочь детям с ОПФР организованны  при школах и дошкольных учреждениях пункты коррекционно-педагогической помощи, при которых работают учителя-дефектологи по специальной либо общей, но более замедленной, программе. 
 
 

1.3.Особенности организации образовательной среды для детей с ОПФР на пункте коррекционно-педагогической помощи 
 

      Система работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи направлена на исправление (компенсацию) индивидуальных нарушений развития, восполнение пробелов предшествующего  обучения, активизацию познавательной деятельности, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию учебной деятельности детей с особенностями психофизического развития.  
      Организация работы с детьми осуществляется в  форме групповых, подгрупповых и  индивидуальных занятий. Продолжительность  занятий определяется в зависимости от возраста ребенка, степени тяжести и структуры нарушения:
с группой - от 25 до 45 минут;
с подгруппой - от 20 до 35 минут;
индивидуальных - от 15 до 40 минут.
      Периодичность посещения занятий детьми 2-4 раза в неделю.Занятия проводятся по расписанию, составленному учителем-дефектологом и утвержденному руководителем учреждения образования, на базе которого открыт пункт.
      В расписании занятий учителя-дефектолога  может предусматриваться 1 час в  неделю для проведения консультирования законных представителей детей, педагогов учреждения образования, на базе которого работает пункт, и детей, не посещающих занятия на пункте.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.