На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теоретические основы и практика регионального заказа, как средства региональной экономической политики государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
       Одной из основных функций публичной власти как государственной, так и муниципальной является предоставление населению социально значимых товаров и услуг. Реализуя эту функцию, власть выступает в интересах всего населения территории и использует средства бюджетов соответствующих уровней.
       Во  всем мире основным способом реализации сервисных функций публичной  власти является формирование и размещение государственного и муниципального заказов. При этом формирование и  размещение осуществляется публично, в строгом соответствии с законодательно установленными процедурами. Весь процесс является прозрачным и предполагает возможность доступа любого хозяйствующего субъекта к получению такого заказа.
       Преобладающим способом размещения государственного и муниципального заказов является конкурс, при этом приоритет отдается открытому конкурсу. Не только публичный характер власти и специфика расходования бюджетных средств подталкивают к необходимости ведения конкурсных механизмов размещения государственного и муниципального заказов. Подобные механизмы позволяют за счет использования конкурсных рычагов достичь существенной экономии бюджетных средств, улучшить качество предоставляемых населению услуг, укрепить дисциплину исполнения заключаемых в рамках соответствующих процедур контрактов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных и муниципальных нужд.
       Целью исследования в данной курсовой работе является изучение теоретических основ и практики регионального заказа, как средства региональной экономической политики государства.
       В связи с этим были поставлены следующие  задачи:
    Изучить теоретические основы государственных расходов
    определить проблемы государственных закупок;
    обозначить основные направления работы и функционирования системы областного заказа.
       Предметом исследования является региональный заказ как инструмент социально-экономических отношений в регионе.
         Объектом исследования является  система управления региональным заказом на региональном уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы государственных  расходов: понятие и принципы государственных и муниципальных заказов

 
       Государственный заказ (сокращенно «госзаказ») – это  размещение заказов для государственных  нужд на поставку товаров, работ или  услуг. Госзаказ делается государственными, муниципальными и бюджетными организациями, имеющими статус Госзаказчика. Для обеспечения «открытости» торгов существует официальный сайт госзаказа. Заказчиков, размещающих государственный заказ на закупку продукции для федеральных нужд, утверждает Правительство РФ.
       Муниципальный заказ – это закупки органов местного самоуправления за счет общественных средств (в первую очередь бюджетных средств). Разница между государственным и муниципальным заказом довольно невелика, однако в законодательстве специально оговаривается понятие муниципального заказа. Понятие муниципального заказа существует для уточнения того, кто именно является заказчиком (государственный или муниципальный орган или учреждение). Государственные и муниципальные заказы призваны удовлетворить государственные нужды. Ведением сайтов для муниципальных заказов и управлением государственными и муниципальными заказами в регионах занимаются агентства муниципального заказа. Именно агентства муниципального заказа отслеживают правомерность размещения муниципальных заказов, соответствие всех процедур законодательству, осуществляют управление государственными и муниципальными заказами.
       Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
       Заказ может размещаться двумя способами:
       1. Путем проведения  торгов:
    конкурс (победителем признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта, заявке на участие которого присвоен первый номер);
    аукцион (победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта).
       И конкурс, и аукцион могут проводиться  в открытой и закрытой форме.
       2. Без проведения  торгов:
    запрос котировок (размещение заказа, при котором информация о потребностях учреждения (организации) сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок; победителем признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта);
    у единственного поставщика (размещение заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику);
    на товарных биржах (в Закон введена глава по размещению заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на товарных биржах на сумму, превышающую 5 000 000 руб.; порядок размещения заказов устанавливается Правительством Российской Федерации).
       Рассмотрим  обозначенные способы размещения заказов  подробнее.
       1.1 Процедура размещения  заказа путем проведения конкурса
       Плата за участие в конкурсе не взимается, за исключением следующего случая: если участник просит дать комплект конкурсной документации персонально для него, то заказчик вправе установить плату  за данную услугу, причем размер требуемой суммы не должен превышать затрат на изготовление и оформление документов.
       Внесение  денежных средств в качестве обеспечения  заявки может быть установлено заказчиком как требование или условие участия  в конкурсе. Размер обеспечения составляет не более 5 процентов начальной цены контракта.
       При проведении открытого конкурса заказчик не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие публикует в официальном  печатном издании и размещает  на официальном сайте извещение  и конкурсную документацию.
       Для участия в конкурсе в указанные  сроки подается заявка, где содержатся следующие данные:
    сведения и документы об участнике размещения заказа;
    предложение о потребительских свойствах и качественных характеристиках товара (работах, услугах);
    документы или их копии, подтверждающие соответствие подателя заявки установленным требованиям и условиям допуска к участию, а также иные документы.
       Участник  вправе изменить или отозвать заявку в любое время до момента вскрытия конвертов с заявками конкурсной комиссией (день, время и место этого события указаны в извещении). Комиссия ведет протокол вскрытия конвертов, который обязательно подписывается всеми ее членами и заказчиком.
       Срок  рассмотрения заявок не может превышать  десяти дней со дня вскрытия конвертов. По его истечении конкурсная комиссия принимает решение о допуске или об отказе к участию в конкурсе (оформляется протоколом).
       Победителем конкурса признается участник, который  предложил лучшие условия исполнения контракта. С этим лицом заключается государственный контракт, порядок заключения которого определен ГК РФ. Вся документация, касающаяся размещения заказа для государственных нужд, должна быть размещена на официальном сайте и опубликована в средствах массовой информации.
       Закрытый  конкурс применяется исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну. Он проводится по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов. Срок согласования должен занимать не более десяти рабочих дней со дня поступления обращения о согласовании проведения закрытого конкурса.
       При его проведении применяются аналогичные  положения, но в Законе указывается, что извещение о проведении закрытого конкурса, конкурсная документация, изменения в нее, подача заявок на участие, протоколы, составленные в ходе проведения конкурса, а также полученная информация не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в Интернете.
       1.2 Процедура размещения  заказа путем проведения  аукциона 
       Под аукционом на право заключить  государственный или муниципальный  контракт понимаются торги, победителем  которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта.
       В случае если начальная цена государственного или муниципального контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, открытый аукцион может проводиться  в электронной форме на сайте  в сети "Интернет".
       Для участия в аукционе участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в указанный в извещении о проведении открытого аукциона срок по форме, установленной документацией об аукционе.
       В аукционе могут участвовать только участники размещения заказа, признанные участниками аукциона. Аукцион проводится заказчиком, уполномоченным органом в присутствии членов аукционной комиссии, участников аукциона или их представителей.
       Аукцион проводится путем снижения начальной  цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на "шаг аукциона", который устанавливается в размере пяти процентов начальной цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона.
       Закрытый  аукцион проводится по согласованию с уполномоченным на осуществление  контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти. При проведении закрытого аукциона не допускается представлять заявки на участие в аукционе в форме электронных документов, а также предоставлять документацию об аукционе, изменения, внесенные в нее, направлять запросы о разъяснениях положений документации об аукционе и предоставлять такие разъяснения в форме электронных документов.
       1.3 Процедура размещения  заказа путем запроса  котировок
       При проведении запроса котировок победителем  признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
       Организация вправе размещать заказ путем  запроса котировок цен, если по закупаемой продукции существует уже сложившийся  рынок и цена государственного контракта  не превышает 250 000 руб. либо аукцион признан несостоявшимся и начальная цена государственного или муниципального контракта не превышает 250 000 руб., за исключением случаев, когда заказчик размещает заказ:
    для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства, у его поставщиков (исполнителей, подрядчиков) независимо от цены государственного или муниципального контракта;
    в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
       Заказчик не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров (выполнение работ, оказание услуг) на сумму более чем 250 000 руб., подлежащую уплате в течение квартала.
       При размещении заказа путем запроса  котировок заказчик обязан поместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок не менее чем за четыре рабочих дня до истечения срока представления котировочных заявок. Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и заказчиком.
       В соответствии с БК РФ бюджетные учреждения, органы государственной власти РФ, государственные заказчики обязаны  вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.
       1.4 Процедура размещения  заказа у единственного  поставщика 
       Размещение  заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если:
       1) поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
       2) осуществляется оказание услуг  водоснабжения и водоотведения  в условиях естественных монополий;
       3) осуществляются поставки культурных  ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, взятых государством под охрану как памятники истории и культуры и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов;
       4) осуществляется работа по поддержанию  мобилизационных мощностей;
       5) возникла потребность в работах  или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями;
       6) возникла потребность в определенных  товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно;
       7) производство товаров, выполнение  работ, оказание услуг осуществляются  учреждениями уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации;
       8) представлена только одна заявка  на участие в конкурсе, заявка  на участие в аукционе или  котировочная заявка;
       9) только один участник размещения  заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, признан участником конкурса или участником аукциона;
       10) участвовал только один участник  аукциона;
       11) конкурс или аукцион признан  несостоявшимся и государственный  или муниципальный контракт не  заключен.
       1.5 Процедура размещения заказа на поставки на товарных биржах
       Размещение  заказов на поставки биржевых товаров  для государственных или муниципальных  нужд на сумму, превышающую пять миллионов  рублей, может осуществляться на товарных биржах.
       Порядок размещения заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на товарных биржах устанавливается Правительством Российской Федерации.
       Предметом государственного или муниципального контракта, заключенного заказчиком с  участником биржевой торговли в ходе биржевых торгов, являются поставки биржевых товаров. Особенности заключения государственного или муниципального контракта в ходе биржевых торгов определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о товарных биржах и биржевой торговле и требованиями к заключению государственных и муниципальных контрактов, установленными настоящим Федеральным законом.
       Основу  системы удовлетворения государственных  нужд с помощью конкурсных процедур составляют определенные принципы, которые можно разделить на две группы.
       Первую  группу принципов составляют так  называемые “свойства торгов”, т.е. без них будет под вопросом само существование конкурсной системы.
       а) Прозрачность (гласность) подразумевает  широкую доступность информации об объявлении торгов, об их ходе и результатах, о нормативно- правовой базе закупок.
       б) Равенство (справедливость) подразумевает, что условия проведения конкурсов, критерии и порядок определения  победителя устанавливаются заранее, и для всех участников они одинаковы. Кроме того, эти условия не должны меняться в ходе непосредственного проведения торгов. Категорическим требованием является недопущение дискриминационных мер в отношении к какому-либо из участников. Также подразумевается правовое равенство заказчика и поставщиков.
       в) Ответственность означает взаимное выполнение обязательств сторонами  друг перед другом при осуществлении  закупки, а также законность и  цивилизованность построения договорных отношений.
       Вторая  группа принципов связана с затратами (издержками), возникающими в ходе конкурсного размещения заказов и выполнения других процедур, связанных с государственными закупками. Используя данные принципы, можно оценить правильность организации закупок.
       а) Экономичность означает, что затраты  на организацию и проведение конкурсных торгов, при соблюдении необходимых норм и процедур, включая безусловное обеспечение гласности, равенства и ответственности, должны быть минимально возможными. Особо следует подчеркнуть, что снижение затрат должно происходить за счет улучшения управления организацией и проведением торгов.
       б) Эффективность является основным критерием  результативности проведения закупок. Эффективность закупки может  быть достигнута за счет внедрения  конкуренции на рынок. Учитывая специфику рынка государственных закупок, конкуренция может быть внедрена путем проведения конкурсов (торгов), в которых может принять участие любой желающий. Она подразумевает осуществление закупки требуемой продукции с максимальной выгодой для покупателя, в качестве которого выступает государство. Причем для государства выгода может быть прямая (экономия средств) и косвенная (борьба с коррупцией, стимулирование конкуренции, поддержка собственных товаропроизводителей, расширение налоговой базы и т.д.).
       Дополнительно выделяют следующие принципы:
       а) Законность деятельности государственных  заказчиков. Все действия заказчиков должны быть определены законодательными и нормативными документами. Данный принцип подразумевает строгое  соблюдение государственными заказчиками  установленного порядка процедур проведения закупок, включая выборы методов закупки в зависимости от объема и характера приобретаемых товаров и услуг.
       б) Осуществление контроля над процессом  размещения государственного заказа. Контроль предполагает и ответственность заказчика (должностных лиц) за нарушения законодательства, и эффективность проведенной закупки. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Государственные  закупки - государственный  заказ.

 
       Анализ  нормативно-правовой базы, регулирующей отношения по осуществлению государственных и муниципальных закупок, позволяет сделать обоснованный вывод о нахождении ее в последние пять лет в постоянном изменении и дополнении. Эффективной реализации правовых норм, регулирующих сферу государственных и муниципальных заказов, закупок, контрактов, препятствуют отдельные проблемы, требующие глубокой теоретической проработки и всестороннего научного обоснования.
       Президент РФ Д. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отметил: "Я не буду сейчас "демонизировать" известный всем 94-й Закон, его все критикуют, но ситуация действительно уже вышла за грань разумного. Заложенные в нем цели, к сожалению, во многом остались декларациями. По самым скромным оценкам, нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и "откаты", и просто нецелевые расходы, составляют не менее триллиона рублей"
       Анализ  действующего законодательства и современной  литературы относительно осуществления  государственных и муниципальных  закупок позволяет выделить несколько  блоков проблемных вопросов в данной сфере. Часть специалистов указывают на проблемы соотношения норм Гражданского кодекса и Закона N 94-ФЗ, другие выделяют проблемы с бюджетным финансированием, третьи отмечают отсутствие четкого механизма правового регулирования указанной сферы.
       Одной из основных проблем представляется то обстоятельство, что действующее законодательство, регулирующее государственные и муниципальные закупки, не в полной мере сформировало понятийный аппарат. Н.В. Витрук 1 определяет понятийный аппарат как систему понятий, адекватно отражающую правовую действительность, объективную логику ее бытия, структуры и функционирования, который позволяет выразить специфические закономерности возникновения, функционирования и развития правового явления. Он полагает, что вводить новый термин необходимо постепенно, что требует научного такта, строгого учета сложившихся в науке традиций относительно терминологии. В то же время следует опасаться и другой крайности - тенденции к консерватизму языка правовой науки, борьба за чистоту языка, по его мнению, не должна превратиться в тормоз развития самой науки.
       В данном аспекте следует отметить, что отсутствие серьезной юридической  проработки понятийного аппарата, а  также норм, регулирующих государственные  и муниципальные закупки, приводит к тому, что современное законодательство в указанной сфере является запутанным и требующим серьезного изучения и доработки. Полагаем, что все недостаточно четко отрегулированные вопросы в сфере госзакупок так или иначе приводят к появлению проблем в сфере их финансирования, а точнее - расходования государственных (бюджетных) средств.
       Специалисты гражданского права отмечают отсутствие таких необходимых определений, как "государственный заказ", "система  государственного заказа", "эквивалент", "демпинговая цена", не раскрыты понятия "специализированная организация", "функционирующий рынок", "конкретные заявки заказчика", "начальная (максимальная) цена контракта", "участник размещения заказа", "участник конкурса", "участник аукциона". Как указывает В.В. Кикавец, на данном этапе реформирования Закона № 94-ФЗ становится очевидной необходимость введения новых, а также официального толкования уже используемых терминов и понятий и выработки единого мнения и однозначного понимания определений.2
       Бюджетное законодательство также не лишено указанных недостатков, поскольку в БК отсутствуют базовые понятия, определяющие достойное место государственным (муниципальным) закупкам как институту бюджетного права.
       Например, А.Б. Золоторева предлагает внедрить в  юридический оборот новый термин "бюджетные закупки", под которыми предлагается понимать закупки товаров, работ и услуг бюджетными учреждениями за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов.3
       Предусматривается, что в целях приведения в соответствие законодательства, регулирующего государственные (муниципальные) закупки, в БК РФ необходимо включить такие определения, как "бюджетная заявка", "государственная (муниципальная) закупка". Следует заметить, что в Порядке закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594, указывается, что бюджетные заявки являются основой разработки расходной части федерального бюджета и представляются в Министерство экономики Российской Федерации, Министерство науки и технической политики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации. Выделенные по указанным заявкам бюджетные ассигнования служат основанием для открытия финансирования заказов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд. Однако определение понятия "бюджетная заявка" в действующем законодательстве отсутствует.
       Исходя  из общего понимания слова "заявка" как заявления о своих потребностях в чем-нибудь, попытаемся дать авторское  определение понятию "бюджетная заявка", которое следует применять в отношении не только федеральных государственных нужд, но и государственных и одновременно муниципальных нужд в целом, поскольку речь идет о важнейшей составляющей финансовой деятельности государства и муниципальных образований - расходов бюджетных средств. Таким образом, бюджетная заявка - это документ, который составляется государственными (муниципальными) заказчиками, указывающий проектируемые объемы бюджетных ассигнований для осуществления закупок и поставок продукции, товаров и выполнения работ, услуг в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд.
       Относительно  понятия "государственная (муниципальная) закупка" следует отметить, что  оно в БК РФ также отсутствует, несмотря на то что о ней упоминается  в ряде статей. Кроме того, понятие закупки определяется в Федеральном законе от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", в Типовом законе ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг. В целях единообразия применения указанного понятия необходимо включить в БК РФ термин "государственные (муниципальные) закупки". При этом необходимо указать, что понятия "государственное (муниципальное) задание", содержащееся в ст. 6 БК РФ, "государственный (муниципальный) заказ" и "государственные (муниципальные) закупки" отождествлять не следует.
       Наиболее  ценными с точки зрения финансирования государственных и муниципальных  закупок являются исследование и  раскрытие сущности такого определения, как "эффективное использование бюджетных средств".
       Принцип результативности и эффективности  использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (ст. 34 БК РФ). При этом само понятие "эффективное использование бюджетных средств" законодательно не установлено. Как справедливо указывают специалисты, методики определения эффективности использования бюджетных средств не существует.
       В Постановлении Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 23 (в ред. от 26.02.2009) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указывается, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.