На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Психологические аспекты взаимодействия ДОУ и семьи по подготовке детей к школе

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Психологические аспекты взаимодействия ДОУ и семьи  по подготовке детей  к школе

Одно из приоритетных направлений развития системы образования  в Российской Федерации на период до 2010 года – образование детей  старшего дошкольного возраста. Решение  этой задачи, безусловно, позволит не только предупредить школьные трудности и возможную дезадаптацию ребёнка в 1 классе, но и окажет помощь в становлении личности ребёнка 5-6 лет.
Переход старшего дошкольника к систематическому обучению связан с коренными изменениями в привычном образе жизни. Чтобы переходный период был менее болезненным, необходимо заблаговременно готовить ребёнка к систематическому обучению в школе. Министр образования А. Фурсенко определил главную цель предшкольной подготовки, как выравнивание стартовых возможностей будущих первоклассников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства вины, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.
Психологическая готовность к школе – комплексное  понятие, включающее готовность в интеллектуальной, личностной, социально-психологической и эмоционально-волевой сферах.
Интеллектуальная  готовность выражается в общем уровне развития познавательной деятельности. Быть готовым к школе в этом плане – значит иметь дифференцированное творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением самостоятельно делать выводы, обладать высокой сенсомоторной координацией, хорошо развитой памятью, мелкой моторикой, разговорной речью на основе развитого фонематического слуха.
Овладение этими  умениями возможно при условии использования  развивающего обучения и ориентировки педагогов и родителей на «зону  ближайшего развития», т.е. на то, что  сначала ребёнок мог сделать  лишь с помощью взрослого, а затем  самостоятельно. Эта способность заложена в ведущей деятельности дошкольника – сюжетно-ролевой игре.
Личностная готовность предполагает определённый уровень  развития мотивационной сферы в  виде системы иерархически соподчинённых  мотивов. Л.И. Божович считала наиболее важным компонентом готовности именно мотивационный, т.к. «внутреннюю позицию школьника» формирует синтез мотивов, связанных с потребностями в интеллектуальной активности. Личностная готовность проявляется в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, учителям, к самому себе.
Эмоционально-волевая  готовность определяется как умение ребёнка ставить цель, принимать  решение, намечать план действий, прилагать  усилия к его реализации, преодолевать препятствия и сформированность произвольности психических процессов. Предпосылки адекватного отношения к учебной деятельности закладываются в играх. Решающее значение имеют игры по правилам. По мнению А.И. Леонтьева, овладеть правилами – значит овладеть своим поведением.
Социально-психологическая  готовность включает гибкое владение способами установления взаимоотношений, умение действовать совместно, согласовывать свои действия, развитие потребности в общении.
Но даже хорошо подготовленные дети нуждаются в  помощи родителей. И эта помощь заключается  не в том, чтобы вместе готовить уроки, но и в том, чтобы сохранить, насколько это возможно, привычный. Доступный, удобный и радостный мир детства и тем самым облегчить, смягчить трудности перехода к новой жизни. Резкая ломка привычного образа жизни – сильный стресс даже для взрослого. Поэтому важно обеспечить ребёнку, в первую очередь дома, понимание, доброту, участие, любовь. Первоклассник продолжает быть ребёнком, каким он был до школы. Ему всё ещё так же нужна мама, её любовь, ласка, помощь и совет. Ему по-прежнему хочется поиграть с детьми, погулять во дворе. Он не утерял привязанности к любимым игрушкам, книгам, мультикам. И, даже научившись читать, он предпочитает слушать любимые сказки перед сном в исполнении мамы. Детство не закончилось, просто оно перешло в новую фазу.
Распространённая ошибка многих родителей – сверх внимательное отношение к первым школьным успехам или неуспехам ребёнка. Резкую смену системы ценностей у родителей(внимание к ребёнку смещается вниманием к написанию букв, цифр, скорости чтения и т.д.) ребёнок часто воспринимает как потерю любви и доверия, чувствуя беспомощность и покинутость. Это может привести к понижению эмоционального фона, вызвать чувство ненужности, способствовать росту тревожности и ощущению вины. У более сильных, активных детей преобладают проявления: упрямство, негативизм, демонстративность, агрессивность. Это в свою приводит к формированию неблагоприятной позиции ребёнка в классе, среди сверстников, чьё расположение они могут завоевать и не вполне адекватными, с точки зрения взрослых, средствами.
Современные родители достаточно образованы. У них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из разных источников: теле- и радиопрограмм, популярной педагогической литературы, периодических изданий, сайтов Интернета.
Однако педагогические знания для родителей не самое  главное. Иногда сами родители отмечают, что не могут применить свои знания на практике – в каждодневном общении  с ребёнком.
С другой стороны  успешной подготовке к школе ребёнка  мешают сложившиеся стереотипы родителей: очень часто под готовностью к школе понимают умение читать, считать и выполнять несложные арифметические действия.
Существуют расхождения  и в понимании роли детского сада и семьи в реализации единой цели – подготовки ребёнка к школе. Одни родители перекладывают подготовку детей к школе полностью на детский сад, другие – не доверяют педагогам ДОУ и самостоятельно пытаются решить эту проблему. Это возможно лишь в случае эффективного взаимодействия педагогов и родителей.
При поступлении  в школу ребёнку нужна психологическая поддержка со стороны родителей, которые должны быть готовы к поступлению своего малыша в школу. В этом смысле говорить о «психологической готовности родителей» не менее целесообразно, чем о психологической готовности ребёнка к обучению в 1 классе. Родителям необходимо помогать, обучать их, в частности через создание родительских клубов при ДОУ. Главная задача таких клубов – научить родителей поддерживать и сопровождать своего ребёнка при поступлении в школу.
Содержание консультаций для родителей будущих первоклассников должно включать материал о том, как сохранить такие способности ребёнка как наглядно-образное видение мира, способность к моделированию в познании, продуктивность воображения, сензитивность ко многим педагогическим воздействиям, отзывчивость, сопереживание и др.. Именно эти способности, по мнению А.В. Запорожца, составляют «золотой фонд личности» в их дальнейшем развитии при переходе в новую систему человеческих отношений в школе, где ведущая роль принадлежит учебной деятельности, формированию понятийного мышления.
Нужно донести  до родителей, что на каждом возрастном этапе развития ребёнка важно  предложить ему специфические, свойственные возрасту формы овладения существующими  в культуре средствами и способами  познания действительности: дошкольнику – продуктивные виды деятельности, игру; школьнику – учебную деятельность. Родители должны знать, что дошкольное образование – фундамент развития ребёнка, базис его личностной культуры.
Работа педагогов  и родителей по формированию у детей готовности к школе включает следующие составляющие (2):
1. Выработку  представления о занятиях как  важной деятельности для приобретения  знаний. На основе этого представления  ребёнок активно ведёт себя  на занятиях.
2. Развитие настойчивости,  ответственности, самостоятельности, старательности. Сформированность этих качеств проявляется в стремлении овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия.
3. Воспитание  опыта коллективной деятельности  и положительного отношения к  сверстникам, усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности.
4. Формирование  навыков организованного поведения,  учебной деятельности в условиях  коллектива. Наличие этих навыков  влияет на процесс нравственного  становления личности ребёнка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, видов деятельности.
Познавательные  задачи должны соединяться с задачами, формирующими нравственно-волевые  качества, и решаться в тесной взаимосвязи.    

Выводы:
    Предшкольное образование должно быть ориентировано на поддержание природной любознательности, креативности ребёнка, его желание учиться и достигать значимых целей, приобретение уверенности в своих возможностях и перспективах, готовность работать в коллективе, формирование образа «Я»
    В связи с современными требованиями к предшкольному образованию дошкольников необходимо строить взаимодействие между ДОУ и семьями воспитанников, используя вариативные формы и методы образования родителей, учитывая личностный опыт родителей, развивать родительскую рефлексию, делая акцент не только на познавательной, но и эмоциональной стороне взаимодействия.
http://ds8orel.ru/materials/16 

Содержание  
 
 
Введение 3  
1. Психологические предпосылки взаимодействия ДОУ и семьи 5  
2. Эффективность коммуникации членов семьи и сотрудников ДОУ 7  
3. Педагогические условия эффективности сотрудничества сотрудника ДОУ и семьи 9  
4. Принципы сотрудничества семьи и ДОУ 13  
5. Методические основы сотрудничества ДОУ и семьи 16  
Заключение 22  
Список литературы 24  
Приложение. Методика развития готовности родителей к эффективной коммуникации с сотрудника ДОУ 25  
 
Введение  
 
Актуальность исследования. Изменения современной социокультурной ситуации в России выдвинули на первый план необходимость переосмысления вопросов содержания и организации процесса воспитания подрастающего поколения. Проблема настоящего исследования заключается в анализе перспектив взаимодействия сотрудников дошкольных учреждений и родителей в современных условиях, которые характеризуются значительными социально - экономическими изменениями.  
Семья оказывает большое влияние на становление личности ребенка (иссл. Л.Ф.Островской, В.М.Ивановой и др.).  
Но практика показывает, что работа педагогов с родителями однообразна и не эффективна, не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Родители испытывают трудности в процессе воспитания ребенка, им необходима существенная помощь педагогов с целью повышения их педагогической культуры, важнейшей составной частью которой являются конкретные знания об особенностях ребенка того или иного возраста, о содержании и методах его воспитания.  
Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах воспитания ребенка позволяет оказывать систематическую помощь семье в вопросах воспитания и формировать единую воспитательную среду для ребенка.  
Однако зачастую влияния, оказываемые ДОУ и семьей на ребенка, разнонаправлены. В настоящий момент содержание взаимодействия ДОУ и семьи не всегда отвечает актуальным потребностям ДОУ и семьи в сфере воспитания.  
Цель исследования – выявить условия эффективности сотрудничества сотрудников ДОУ родителей в воспитании детей дошкольного возраста.  
Задачи работы:  
- анализ теоретических исследований в изучении психологических и педагогических предпосылок взаимодействия (ДОУ и семьи),  
- изучение методологических основ данного взаимодействия.  
Объект исследования: система необходимых для эффективного взаимодействия семьи и ДОУ условий, требуемых для работы с дошкольниками.  
Общая методология исследования базируется на фундаментальных положениях о человеке, личности, индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), о роли деятельности во всестороннем развитии личности (Л.Н. Коган, М.С. Каган, А.В. Петровский, Л.Ф. Спирин, В.Д. Шадриков); о формировании опыта самоорганизации личности (Е.В. Бондаревская, А.Ю. Ефремов, И.С. Кон, Н.И. Шелехова).  
 
1. Психологические предпосылки взаимодействия ДОУ и семьи  
 
Современные ДОУ переходят к тесной интеграции дошкольного и семейного воспитания, создаются комплексы «ДОУ – семья». Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение родительского контроля за всеми направлениями деятельности. При хорошо организованной совместной деятельности ДОУ и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы.  
Семейный уклад, неповторимый микроклимат, стиль внутрисемейных отношений, его нравственная направленность имеют неоценимое значение для воспитания восприимчивого к различным воздействиям и склонного к подражанию ребенка.  
Груз привычных, но неверных представлений все еще ощутимо сказывается и в сфере формирования личности. Именно здесь путь к подлинной гуманизации оказывается весьма нелегким: велика инерция старых шаблонов и установок, изживающих себя методов, вызывающих лишь отчужденность и стойкий негативизм у молодого поколения по отношению к «миру взрослых».  
Это, в первую очередь, относится к семейному воспитанию, где зарождаются и интенсивно протекают исключительно важные со всех точек зрения процессы становления нравственного и гражданского самосознания, самоопределения личности и развития ее духовной культуры, формируется или, наоборот, подрывается психическое здоровье детей. Семья, а именно родители, их поведение и жизненные ценности являются основным источником передачи ребенку социально-исторического опыта, а также знаний, необходимых для конструирования эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Именно через систему внутрисемейных отношений ребенок вырабатывает свои собственные взгляды, установки, идеи, усваивает моральные нормы и учится разбираться в социальных ситуациях. Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у детей дошкольного возраста гуманного отношения таит в себе огромные возможности и большой воспитательный потенциал. С одной стороны – опыт общения со значимыми взрослыми, с другой стороны – опыт общения в коллективе сверстников, создают благоприятные возможности для социального развития ребенка и формирования у него гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи. Тесная взаимосвязь между участниками педагогического процесса (родителями и педагогами), их умелое руководство развитием социальной компетентности дошкольника, формированием его нравственности – важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой, творческой, гуманной личности.  
Вот почему среди наиболее важных проблем нынешнего этапа можно обозначить помощь семье, установление доброжелательного, содержательного общения с родителями воспитанников детского сада; тесное сотрудничество педагогов и родителей по формированию у детей гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи.  
 
 
2. Эффективность коммуникации членов семьи и сотрудников ДОУ  
 
Однако становление гармоничных взаимоотношений между членами семьи невозможно без эффективной коммуникации. Именно она становится основой формирования прочных нравственно-этических связей между родителями и детьми, установления в ней атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, сопричастности. Благодаря коммуникации реализуются воспитание и обучение детей в семье. Особую остроту вопросам, связанным с эффективной коммуникацией, сегодня придает переход к информационному обществу, требующий развития информационной культуры всех его членов. Основные этапы совершенствования эффективной коммуникации указанного типа отражены в Приложении.  
В связи с этим, развитие у родителей педагогически целесообразной направленности на эффективную коммуникацию с детьми приобретает особую актуальность.  
Незаменимую роль в решении этих вопросов может и должна сыграть ДОУ. Именно взаимодействие ДОУ и семьи, в результате которого создается настоящее содружество родителей и воспитателей, как единомышленников, способствует благоприятному становлению личности ребенка, способного и готового к творческим усилиям, самореализации, созиданию нового в области информационных контактов, а также обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими эффективную коммуникативную деятельность. ДОУ, ее стабильно действующий педагогический коллектив призваны создать такие условия, при которых не только воспитанники знают друг друга, но и родители хорошо знают своего ребенка. Вот почему так важно вырабатывать единые педагогические требования к организации деятельности, ее оценке и оценке поведения детей на основе гуманистических подходов к воспитанию. Это важное условие, при котором решаются и задачи развития социальной активности личности. Мотивационный и интеллектуальный компоненты психологической готовности сотрудника ДОУ к взаимодействию с семьями воспитанников взаимообусловлены:  
• достаточный уровень мотивационной готовности стимулирует развитие интеллектуального компонента,  
• достаточный уровень интеллектуальной готовности обуславливает проявление таких компонентов мотивационной готовности, как уверенность в успехе взаимодействия и готовности прийти на помощь семье воспитанников.  
Проблема эффективного взаимодействия сотрудника ДОУ с семьями воспитанников - одна из актуальных проблем психологии профессионального развития личности сотрудника ДОУ.  
К профессиограммам, в которых взаимодействие сотрудника ДОУ с семьями воспитанников рассматривается как одна из важнейших педагогических функций, можно отнести профессиограмму Самуйленков Д.Ф., отмечающего, что сотруднику ДОУ необходимо устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями воспитанников, находить контакт, общий язык и правильный тон с разными людьми в разных обстоятельствах.  
 
3. Педагогические условия эффективности сотрудничества сотрудника ДОУ и семьи  
 
Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.  
Практики и исследователи выявили и сформулировали в этой связи следующие противоречия:  
• между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;  
• между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий их предоставления;  
• между стремлением родителей к активной деятельности в дошкольном учреждении и строго регламентирующим характером деятельности учреждения;  
• между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в дошкольных учреждениях.  
Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармонической личности.  
На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:  
• родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;  
• это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;  
• помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;  
• знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;  
• постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.  
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в т.ч. в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» ,»Концепции модернизации образования»  
Так, в Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Список литературы 1. Авдеев А.С. История педагогического воздействия в онтогенезе. – М.: Манускрипт, 2001  
2. Андриади И.П. Истоки становления авторитета сотрудника ДОУ //ДОУ и производство.-2001,-№8.  
3. Баринова А.Н. Педагогика. – М.: Литера, 2003  
4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя.-М.: Издательский центр "Академия". -2002  
5. Рогов Е.И. Воспитатель как объект психологического исследования. – М.:ПРИОР, 2002  
6. Самуйленков Д.Ф. Мастерство, педагогический такт и авторитет сотрудника ДОУ. – М.: Смарт, 2006  
7. Смирнова А.Н, Основы педагогики. – М.:Литера, 2003  
8. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. – Москва, 1990.  
9. Черняева А.Ю. Андрагогический подход как основа развития готовности родителей к эффективной коммуникации с детьми в семье/ Черняева А.Ю.//Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика: межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 7 / Под ред. З.Г. Нигматова, РШ. Маликова. – Казань: Тат.кн.из-во, 2006  
10. Яковлев П.А. Основы взаимодействия воспитателей и родителей в процессе воспитания ребенка. – М.: Смарт, 2004 Выдержка из работы 4. Принципы сотрудничества семьи и ДОУ  
 
На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:  
• родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;  
• это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;  
• помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;  
• знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;  
Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.  
Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители — взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умеющие анализировать ситуации, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить их нужный и полезный совет.  
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.  
В то же время преобладающая часть родителей — не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.  
Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам ДОУ. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны лишь в том случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители — его союзники и он не может обойтись без их совета и помощи.  
Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично воспитатель вовлекает и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.  
На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» б деятельность дошкольного учреждения, т.е. их активное участие в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие.  
Многолетние пребывание ребенка в ДОУ позволяет установить контакт с семьей, выделить проблемы в семейном воспитании, оказать помощь в их решении. Родители должны обладать педагогической культурой. Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей.  
 
5. Методические основы сотрудничества ДОУ и семьи  
 
Проектирование методологических основ в сфере взаимодействия ДОУ и семьи позволяет максимально учитывать особенности воспитательной системы ДОУ, контингента воспитанников и родителей, специфику проблем дошкольного и семейного воспитания, имеющиеся у ДОУ и семьи ресурсы в сфере взаимодействия и воспитания. Процедура проектирования реализуется в рамках деловой стратегии, представляющей собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации, оптимального распределения ресурсов и планирования деятельности в процессе проектирования. Содержание проектировочной деятельности определяется выделенными этапами проектирования: оперирование с проблемой; работа с ресурсами; конструирование поля проблем; построение пути выхода из зафиксированных проблем; создание проекта; планирование реализации проекта; экспериментальная проверка проекта. Реализация проектировочной деятельности осуществляется за счет оптимального включения в проектирование субъектов взаимодействия ДОУ и семьи на различных этапах проектирования.  
Технологический подход к реализации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе воспитания ребенка позволяет анализировать и систематизировать на научной основе практический опыт организации взаимодействия ДОУ и семьи, комплексно решать воспитательные проблемы ДОУ и семьи, снижать влияние неблагоприятных факторов в сфере воспитания ребенка, оптимально использовать ресурсы и актуализировать потенциальные возможности, имеющиеся в сфере взаимодействия у ДОУ и семьи. Технология эффективного взаимодействия ДОУ и семьи основывается на соблюдении условий эффективности взаимодействия в сфере «ДОУ-семья». Этими условиями являются:  
1. опора на сферу пересечения актуальных потребностей ДОУ и семьи в воспитании детей,  
2. учет ресурсов ДОУ в сфере взаимодействия с семьей,  
3. реализация имеющихся возможностей и актуализация потенциальных возможностей ДОУ и семьи в сфере взаимодействия.  
Оценка эффективности процесса проектирования технологии эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в процессе воспитания ребенка осуществляется на основании соответствия взаимодействия ДОУ и семьи в рамках реализуемой технологии критериям эффективности взаимодействия, выделенным в процессе проектирования технологии.  
Представляется, эффективное ДОУ и семьи, позволяющее решать возникающие проблемы, возможно при реализации следующих организационно-педагогических условий:  
1. воспитателем изучается и принимается во внимание педагогический потенциал конкретной семьи;  
2. в ДОУ организуется своевременное информирование, просвещение и консультирование родителей я;  
3. имеет место совместная деятельность сотрудника ДОУ, воспитанников и членов их семей в организации и проведении воспитательной работы;  
4. воспитателем осуществляется аналитическая деятельность, позволяющая определить результативность организуемого взаимодействия.  
Наиболее актуальным и востребованным на сегодняшний день направлением взаимодействия является консультирование родителей. Оно носит индивидуальный характер и проводится в форме бесед и консультаций.  
Одной из задач взаимодействия сотрудника ДОУ с родителями является умелое и целесообразное использование их потенциала в обучении и воспитании детей. Важным условием организованного взаимодействия является аналитическая деятельность. Она должна проводиться на каждом отдельном этапе совместной деятельности, а также в конце четверти, полугодия, учебного года. Цель аналитической деятельности заключается во всестороннем разборе (рассмотрении) взаимодействия сотрудника ДОУ с членами семей воспитанников. При анализе результативности любого мероприятия (действия) следует определить: уровень удовлетворенности качеством сотрудничества всех субъектов образовательного процесса; положительные результаты взаимодействия; причины возникших затруднений; возможные отрицательные последствия; дальнейшую систему совместных действий.  
Исходя из сказанного, отметим, что, дополняя друг друга, в своей совокупности данные условия могут послужить основой для построения целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи.  
Взаимодействие ДОУ и семьи крайне индивидуально в силу большого влияния конкретных обстоятельств: культура микросреды, менталитет микрорегиона, социальный статус семей, профессионализм педагогов и общая их культура, а также национальные традиции и традиционное отношение к детям, детству как феномену жизни - потому педагогическая тактика беспредельно разнообразна и бесконечна в своей вариативности. Поэтому неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Предписанные извне, они обязательно подвергаются извращениям в ходе обязательного исполнения либо скрытно саботируются, прячась за красивые обманные письменные отчеты.
 

http://www.claw.ru/book-readywork/?p=18&d=4&t=1&w=9260 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание и  формы сотрудничества дошкольного  учреждения с семьей 
Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников являются заведующая и воспитатель. 
Заведующая содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей. 
Основные задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с родителями намечаются в годовом плане, конкретизируются в календарном плане заведующей и старшего педагогом. 
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм, методов, приемов сотрудничества, то есть работы с родителями, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. 
Формы работы с родителями разнообразны. Это доклад по обсуждаемой теме на общем родительском собрании или конференции. В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и внимания специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но и важных вопросов воспитания детей дошкольного возраста на групповых собраниях, во время педагогических бесед, консультаций необходимо связывать их с реальными возможностями семейного воспитания. 
Существует три формы работы с родителями: 
Наглядные 
Словесные 
Смешанные 
Словесные методы и формы – беседа, консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями. 
Наглядные методы – оформление стендов, рамок-передвижек, день открытых дверей; оформление выставок детских работ, рекомендации для родителей и т.д. 
Смешанные формы (комбинированные) – посещение семьи ребенка, день открытых дверей, родительские собрания, конференции. 
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные: 
- устные журналы, 
- круглые столы, 
- организация клубов, 
- организация деловых игр. 
Стоит коснуться некоторых форм и методов более подробно. 
Посещение семьи ребенка много дает для изучения, для установления контакта с ребенком, его родителями выяснение условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовывать с родителями удобное для них время для посещения, а так же определить цель своего визита. 
Посещая семьи своих воспитанников для изучения условий их жизни, педагоги стремятся раскрыть специфические возможности семьи и в первую очередь родителей в воспитании ребенка. Прийти к ребенку, значит прийти в гости, следовательно, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные) давать тактично, ненавязчиво. Переступив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый), помогут понять психологический климат семьи. 
Например, посещение семьи, с целью выявить особенности поведения ребенка и проанализировать отношения взрослых и ребенка в семье. 
В посещение семьи можно включить вопросы: 
Как вы отмечаете семейные праздники. Существуют ли особые традиции? Какое участие в семейных праздниках принимает ребенок? 
Любит ли ваш ребенок делать что-нибудь с взрослыми, какие дела вы можете ему доверить? 
После этих вопросов можно посмотреть уголок с игрушками, предложить поиграть с ребенком. 
Также во время посещений на дому педагог отмечает, что можно перенять из положительного опыта семейного воспитания. Можно предложить родителям поделиться этим опытом на родительских собраниях или написать небольшую статью для папки-передвижки. 
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать его и привлечь к участию. 
Проводиться как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей можно показать оргмомент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и д.р.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы. 
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: 
- что необходимо выяснить, 
- в чем хотели помочь. 
Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей преподносится для родителей таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. 
Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети, дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультаций являются усвоение родителями определенных знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведений консультаций различны: 
- квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; 
- обсуждение статьи, заранее прочитанной всем приглашенным на консультацию; 
- практическое занятие. 
Например, консультация для родителей на тему: “Индивидуальный подход к ребенку”. 
Сообщение о целенаправленном влиянии взрослого, сознательно используемыми методами и приемами, учитываются индивидуальные особенности детей. 
Семинары-практикумы: 
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их следует и целесообразно пригласить на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: 
- как читать книгу, 
- рассматривать иллюстрации, 
- беседовать о прочитанном, 
- как готовить руку ребенка к письму, 
- как упражнять артикуляционный аппарат и д.р. 
Например, семинар-практикум для родителей детей от 1года 6 месяцев до 2 лет на тему: “Игры занятия со строительным материалом”. 
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год, на них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода. На общие собрания можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей. 
Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносятся 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель) по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов. Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, “почему наши дети не любят трудиться?”, “как воспитать у детей интерес к книге?”, “телевизор – друг или враг в воспитании детей”.

Родительские  конференции. Основная цель конференции  – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь при выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление нужно для «затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но и практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции (заботы о здоровье детей; приобщение детей к национальной культуре; роль семьи в воспитании ребенка). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы; материалов, отражающих работу дошкольных учреждений и т.п. Завершить конференцию можно совместно концертом детей сотрудников детского сада, членов семьи. 
Работа с коллективом родителей. В работе с семьей имеются такие проблемы, которые целесообразней решать в коллективе с родителями. К ним относятся вопросы, которые интересуют их всех, независимо от возраста детей, от условий жизни семьи. 
Обсуждают вопросы: авторитет родителей, роль семьи в воспитании ребенка и др. 
Вечера и кружки для родителей. 
Вечера для родителей и других членов семьи, проводимые в дошкольном образовательном учреждении, носят тематический характер. 
Темы: “Музыка и дети”, “Ребенок и природа”, художественное выступление детей самих родителей и др. 
Для приобщения родителей к педагогической литературе целесообразно создавать библиотеки – передвижки, подбирая в специальные папки статьи на определенные тематики. Однако следует, помните, что всякий раз нужно побеседовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить что заинтересовало, что можно позаимствовать для воспитания ребенка. 
Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. 
Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей. 
Примерная структура игры такова: 
1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования 
2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий. 
3. Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов. 
Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения. 
Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации. 
Вечера вопросов и ответов. 
Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий. 
Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов. 
Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже. 
Встречи за “круглым столом”. 
Встречи за “круглым столом” расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. 
Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности. 
Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.
 
 
 
 

Вывод: воспитатель  должен доказать родителям, что сотрудничество с ДОУ важно для полноценного развития их детей. Следует проводить  всевозможные работы с родителями. Самой продуктивной традиционной формой сотрудничества с родителями является беседа, а также следует использовать различные нетрадиционные формы сотрудничества: деловые игры, КВН, вечера вопросов и ответов и другие.
www.coolreferat.com/Семья_и_дошкольные_учреждения_часть=3 
 
 
 

Педагогическая  помощь родителям  в подготовке детей  к школьному обучению

www.roman.by/r-50482.html
Введение
1. Психологическая  и физиологическая готовность  ребёнка к школьному обучению
 
2. Подготовка дошкольника к учёбе  в семье

 
3. Педагогическая помощь детского  сада в подготовке ребёнка  к школьному обучению 
4. Подготовка детей к школе в детском саду 
5. Взаимоотношения воспитателя и дошкольников 
6. Взаимоотношения воспитателя с семьёй дошкольника 
7. Дидактические занятия и игры

 
4. Психодиагностика дошкольников  как средство педагогической  помощи родителям

Заключение
Список использованной литературы
“Школа для  родителей всегда выступает
в качестве новой  формы власти над их ребёнком.
А ребёнок для  родителей всегда является частью их самих,
причём наиболее незащищённой частью”.
А.И. Луньков.
Введение
 
В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.

Важнейшей задачей  системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к  школе. Высокие требования жизни  к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более  эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.
В этом контексте  готовность детей-дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано определение  целей и принципов организации  обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Готовность ребёнка  к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства, то есть специально организованных занятий с ребенком. Рассмотрение этой проблемы и является темой моего реферата по возрастной педагогике.
 
1. Психологическая и физиологическая готовность ребёнка к школьному обучению.

 
Подготовка детей к школе —  многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребёнка. Одним  из самых главных аспектов её является психологическая готовность к школе. Внутри этого аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме.

К первому подходу  могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей  дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для  обучения в школе. Установлено, что  дети 5-6 лет имеют значительно большие интеллектуальные, физические и психические возможности, что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную группу детского сада. Детей в этом возрасте можно успешно обучать началам математики и грамоты, чем значительно улучшить подготовку к школьному обучению.
Второй подход заключается в том, что у ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих свойств и составляет психологическую готовность к школьному обучению.
Суть третьего подхода состоит в том, чтобы  исследовать происхождение отдельных  компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования на специально организованных учебных занятиях. Исследования показали, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.), сформировались различные элементы учебной деятельности, т. е. психологическая готовность к школьному обучению.
Про поступающего в школу мы не говорим, что он готовый  ученик, мы говорим о его готовности или неготовности к новой жизни  в школе. В чем же проявляется  неподготовленность к школьному  обучению?
1. Неподготовленный  к школе ребёнок не может  сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса;
2. Слабое развитие  связной речи и умственных  способностей, неумение задавать  вопросы, сравнивать предметы, выделять  главное;
3. Мало инициативы, тяготение к шаблонным действиям и решениям, затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.
Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно  разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом  развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте.
2. Подготовка  дошкольника к учёбе в семье.
Психологическая подготовка детей к школе в  семье совершенно необходима. 
Выделяются следующие условия полноценного психического развития ребёнка и его подготовку к учебному труду:

Главное требование — это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами  семьи.
Следующим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребёнка  умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.
Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка.
Еще одно необходимое  условие подготовки к школе и  всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного) — переживание  успеха. 
Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала 
— заслуженной.

Особое значение в психологическом развитии школьника  имеет обогащение эмоционально-волевой  сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться  в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.
Формирование  познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой  сферы — предпосылки успешного  овладения дошкольниками определенными  знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребёнок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий.
При подготовке к школе родители учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научится внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.
Родители должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребёнок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.
У ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. 
Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.

От уровня развития игры в значительной мере зависит  развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребёнок играя учится планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.
Нужно учить  также рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. 
Делая это ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами научить ребёнка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность научить ребёнка действовать последовательно., планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.

Воспитывая и  обучая ребёнка, следует помнить  о том, что нельзя превращать занятия  в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребёнку удовольствие и радость.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.